Научная статья на тему 'Психологические аспекты доверия молодёжи к интернет-СМИ'

Психологические аспекты доверия молодёжи к интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1309
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ИНТЕРНЕТ-СМИ / ДОВЕРИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫБОРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / YOUTH / ONLINE MEDIA / TRUST / PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF CHOICE / PSYCHOLOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фокина Дарья Вадимовна, Питько Ольга Александровна

В статье рассмотрены психологические аспекты выбора молодёжью тех или иных средств массовой информации, представлены различные факторы, оказывающие в значительной степени влияние на мнение молодёжи и их предпочтения в сетевых СМИ и СМК, выявлены особенности определения молодёжной аудиторией понятия достоверности освещаемой информации и их зависимость её восприятия от обстоятельств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF YOUTH CONFERENCE TO THE INTERNET MEDIA

The article discusses the psychological aspects of the choice of various media among young people, presents various factors that have a significant impact on the opinion of young people and their preferences in the network media and the QMS, reveals the peculiarities of the definition of the reliability of the information covered by the youth audience and their dependence on circumstances.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты доверия молодёжи к интернет-СМИ»

УДК 316.77+316.6

Д. В. Фокина, О. А. Питько

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОВЕРИЯ МОЛОДЁЖИ К ИНТЕРНЕТ-СМИ

В статье рассмотрены психологические аспекты выбора молодёжью тех или иных средств массовой информации, представлены различные факторы, оказывающие в значительной степени влияние на мнение молодёжи и их предпочтения в сетевых СМИ и СМК, выявлены особенности определения молодёжной аудиторией понятия достоверности освещаемой информации и их зависимость её восприятия от обстоятельств.

Ключевые слова: молодёжь, интернет-СМИ, доверие, психологические аспекты выбора, психологические факторы.

Значение СМИ в социальной среде имеет достаточный вес, являя собой «четвёртую власть». Необходимо рассмотреть современные тенденции и направления СМИ, так или иначе оказывающие влияние на общественное сознание. Поскольку наиболее социально активной частью населения, как правило, является молодёжь, то тенденции современных средств массовой информации и коммуникации в значительной степени влияют на общественное сознание, в том числе и через молодёжную среду. СМИ в современном обществе играют роль активных «рычагов», способствующих продвижению социальных и политических процессов.

«Современный мир предоставляет огромное количество способов для коммуникации. Часть из них представлены использованием глобальной сети интернет. Это связано с тем, что наука за последнее столетие совершила огромный скачок в развитии техники. Вследствие чего мы наблюдаем прогресс цифровых и компьютерных технологий» [2, с. 57]. С развитием информационных технологий сетевые СМИ всё больше заполоняют пространство медиапотребления. Именно поэтому так важно выявить, какие факторы в наибольшей степени являются регуляторами процесса выбора СМИ, чем руководствуется молодёжь, выбирая то или иное издание, что способствует формированию мнения, и прийти к пониманию, могут ли предпочтения в СМИ повлиять на социальную и политическую ситуацию и каким образом.

Фокина Дарья Вадимовна — студент (Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Россия, Магнитогорск).

Питько Ольга Александровна — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры АРиЖ, член Российского психологического общества (Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Россия, Магнитогорск); e-mail: pitko-olga@mail.ru.

© Фокина Д. В., Питько О. А., 2019

63

По данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) среди молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, отдают наибольшее предпочтение Интернет-СМИ около 65 %, а среди респондентов в возрасте 25 — 30 лет — 50 %. Если говорить о новостной платформе, то меньше доверия у большинства вызывают новости из соцсетей и блогов, больше — из официальных информационных сайтов, новостных, аналитических (РИА Новости, ТАСС и др.)

Как показывают исследования, степень доверия зависит от вида информации — например, чуть больше 50 % молодых людей считают достоверной информацию о действиях правительства на международной арене, около 70 % доверяют информации в интернет-СМИ о природных катаклизмах. Меньше всего доверия вызывает информация о деятельности оппозиции (ей верят около 34 %) и о положении дел в экономике страны (31 %). Известно, что «убеждение — это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка» [3, с. 177]. Причём об этом «моменте мало кто задумывается: люди просто не представляют, что их сознанием можно манипулировать» [4, с. 581].

Наименьшей популярностью среди новостных порталов пользуются зарубежные сайты. Блоги и социальные сети наиболее предпочитаемы как развлекательный контент.

Молодое поколение более подвержено переменам и перестройкам, их мировоззрение более пластично. Проблемы формирования ценностей поколения рассматриваются на сегодняшний день в том числе и средствами массовой информации. Однако воспитательную функцию СМИ утратили и сейчас являются больше источниками развлечений.

Что вообще можно понимать под «доверием к СМИ», и чем оно определяется? Чем мы руководствуемся при выборе восприятия информации, как выделяем, к примеру, «желтуху» среди прочих источников и решаем, где пишут больше правды?

Доверие, в первую очередь, основывается на репутации деловой, политической или нравственной, зависит от ценностей, достижений и декларируемых смыслов.

Репутация издания в той или иной среде, как в нашем случае, — молодёжной, складывается из читательского опыта.

Старшее поколение в большей степени доверяет традиционным СМИ и предпочитает в качестве новостных источников федеральные каналы, нежели сайты. Чаще всего это аргументируется наличием цензуры на телевидении и её отсутствием в интернет-пространстве. Иначе говоря, сам фактор цензуры для взрослых людей является той самой гранью между правдой и ложью — она как фильтр, который, по их мнению, не пропускает ложную информацию в новостной выпуск, тогда как в интернете много больше «кликабельных заголовков» и «желтухи», направленных на привлечение аудитории только за счёт психологического эффекта сенсации.

64

Другой вопрос состоит в том, что одна часть интернет-СМИ заслуживает доверия, а другая — нет, поскольку далеко не все информационные ресурсы сетевого пространства грешат недостоверностью и концентрацию недобросовестных СМИ приходится определять уже только на практике. Однако для старшего поколения такого разделения почти не существует, им хватает одного понимания того, что в Интернете публикация новостей более свободна, а значит, там могут публиковать «всё, что угодно».

В силу того, что в последнее время политически активной молодёжи становится больше, чем аполитичной, немаловажную роль играет и такая вещь, как отношение к устройству собственного государства, и, как следствие, вытекающее из него отношение к власти. И от политической позиции также может зависеть отношение к СМИ в своей стране. А политическая позиция может как располагать молодёжь к власти, так и противопоставлять ей. «Политика более, чем другие виды социальной деятельности, нуждается в установлении и поддержании постоянных связей с обществом» [1, с. 1164].

Об этом можно говорить тогда, когда молодёжью, к примеру, поддерживается оппозиционное движение правящей власти — тогда автоматически те источники, которые являются рупором официальной власти, блокируются их сознанием и не воспринимаются. Здесь мы можем наблюдать тот же психологический эффект воздействия, что и в случае со старшим поколением: для негативного и неодобрительного отношения ко всем традиционным источникам информации достаточно понимания того, что в противовес Интернету «рупоры власти» говорят не обо всём, что происходит. Опять-таки это утверждение нельзя отнести ко всем газетам, журналам и новостным телепередачам, но молодёжь так же не видит этих границ в традиционных СМИ, как и старшее поколение в сетевых.

Приведём пример, иллюстрирующий это явление: федеральным российским СМИ зачастую не доверяет та часть молодёжи, которая поддерживает оппозиционное политическое движение активными радикальными действиями, например, митингами, а федеральные СМИ в силу своей позиции не освещают этого (или освещают не в том свете, в каком хотелось бы видеть молодым людям). Отсюда происходит конфликт потребительских интересов, которые не получают поддержки от СМИ и, соответственно, не воспринимают федеральный сайт как авторитетный подтверждённый источник.

Другой направляющей силой в качестве авторитетного источника в данной ситуации выступает само оппозиционное движение, точнее, его лидеры, которые напрямую пропагандируют недоверие и отторжение к одним СМИ и доверие к другим, если идёт прямое формирование мнения и пропаганды идеалов, взглядов и ценностей, не признающих существующую систему и формирующих негативное отношение к ней (а соответственно и к системным СМИ).

65

Таковым является один из факторов отношения молодёжи к СМИ — отношение к власти. И это распространяется не только на информационные сайты, но и на развлекательный контент. То есть молодёжь, отслеживая политические новости в стране, связанные, например, с выборами президента, будет отслеживать ситуацию не только на официальных источниках оппозиции, но и на более неформальных (например, в таких социальных сетях, как «Twitter» или «ВКонтакте», на канале популярной видеоплатформы «YouTube» и т. д.).

От репутации социальных сетей также зависит их читательский контингент. Здесь необходимо рассмотреть и отношение к СМИ, которое пропагандируют «лидеры из социальных сетей». Достаточно широкое влияние на молодёжную среду оказывают блогеры, чьё мнение относительно любого вопроса становится неоспоримо важным для молодых людей, выбравших себе тех или иных кумиров в зависимости от личной морально-нравственной ценностной ориентации, и чем популярнее блогер, тем большее влияние оказывает. Социальные сети автоматически становятся их рупором, озвучивающим их позицию в отношении чего-либо (будь то преобразование в области политики, спорта, образования, будь то действия правительства во внешней политике) и от степени убеждения в собственной правоте, в умении управлять чужим мнением и неоспоримостью собственного статуса, авторитета и уважения зависит и выбор аудитории, кого слушать и что читать. В качестве примера можно привести ситуацию, когда блогер, вступивший в конфликт с издательством или телеканалом, считает своим долгом рассказать об этом на всю свою многотысячную (или многомиллионную) аудиторию и сформировать негативное отношение масс к тому или иному источнику. Так, например, конфликты многих блогеров видеоплатформы YouTube с интернет-изданием Life News стали широко известны в массах и породили соответствующий эффект — недоверие, неприятие, отторжение со стороны молодёжной аудитории, что, несомненно, повлияло на репутацию Life News.

Помимо этого, немаловажную роль играет и поведение самого издания, его собственное отношение к личной репутации, которую могут подорвать незначительные, но довольно компрометирующие и побуждающие ко всеобщему недоверию действия издательства, его отношения с другими СМИ и морально-нравственная составляющая их редакционной политики. Например, издание, использующее в своей работе для добычи ценного материала или подтверждения важной информации методы, идущие вразрез с принятыми общечеловеческими ценностями и моральными нормами, не будет пользоваться уважением и популярностью в нужном смысле этих слов. Если издатель своей редакционной политикой способен переступать через принятые в обществе ценности в погоне за информацией, пытаясь заполучить важные необходимые сведения практически любыми доступными методами, то велика вероятность, что в свою конечную цель, то есть в аудиторию, он не попадёт.

66

К сожалению, на сегодняшний день существует немало издательств, которым не чужд так называемый «черный РИ», эффект «жёлтой прессы» с запусканием сенсационной информации с целью привлечь внимание аудитории и получить денежную выгоду от посещения сайта. При этом их совершенно не волнуют способы поднятия рейтингов и собственная репутация достоверного источника информации.

Таким образом и определяются психологические аспекты выбора СМИ и доверия к ним старшего поколения и молодёжи. Подведя итог, можно сказать о том, что достаточно много факторов, оказывающих влияние на формирование потребительских предпочтений молодого поколения, складываются как из внешних обстоятельств, так и из внутренних, т. е. психологических норм, правил и ценностей самого поколения, его восприимчивости и доверия к СМИ и средствам массовой коммуникации. Факторы доверия могут быть обусловлены приязнью или неприязнью к лидеру, возглавляющему ту или иную платформу (в том числе и средств массовой коммуникации, социальных сетей, форумов, блогов, мессендже-ров и т. д.), а точнее, — к взглядам и ценностям, которые он пропагандирует в своих источниках. Лидер в социальной молодёжной среде также может прививать ценности и нормы, формировать общественное мнение и вести за собой молодые умы, поскольку их сознание более подвижно для перестройки мировоззрения. Наконец, от поведения издательства и от проводимой политики зависит восприятие молодёжи, у которой в совокупности с предыдущими факторами существует своё, обособленное мнение, сформированное особенностями социальной среды и времени, воспитанием, мировоззрением, уровнем развития и т. д.

Разумеется, существует ещё целый ряд факторов и особенностей, которые можно выявить уже эмпирическим путём дальнейшего научного исследования.

Список литературы

1. Питько О. А. Аспекты создания и продвижения персонального бренда современного политика / / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1163 — 1165.

2. Питько О. А. Психологические аспекты интернет-коммуникаций / / Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2015. № 1 (7). С. 57 — 59.

3. Питько О. А. Технологии копирайтинга в электронных СМИ как средство психологического воздействия / / Результаты научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 февраля 2016 г., г. Тюмень): В 4 ч. Ч. 2. Уфа: АЭТЕРНА, 2016. 212 с. С. 176—178.

4. Питько О. А. Техники НЛП в рекламной деятельности / / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 4-3. С. 581 —584.

■к -к -к

67

Fokina Darya V., Pitko Olga A.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF YOUTH CONFERENCE TO THE INTERNET MEDIA

(Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia)

The article discusses the psychological aspects of the choice of various media among young people, presents various factors that have a significant impact on the opinion of young people and their preferences in the network media and the QMS, reveals the peculiarities of the definition of the reliability of the information covered by the youth audience and their dependence on circumstances.

Keywords: youth, online media, trust, psychological aspects of choice, psychological factors.

References

1. Pit'ko O. A. Aspects of creating and promoting a persona! brand of a modern politician [Aspekty sozdaniya i prodvizheniya personal'nogo brenda sovremennogo politika], Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy, 2016, no. 11-6, pp. 1163-1165.

2. Pit'ko O. A. Psychological aspects of Internet communications [Psikhologicheskie aspekty internet-kommunikatsiy], Traditsionnye natsional'no-kul'turnye i dukhovnye tsennosti kak fundament innovatsionnogo razvitiya Rossii, 2015, no. 1 (7), pp. 57—59.

3. Pit'ko O. A. Copywriting technologies in electronic media as a means of psychological impact [Tekhnologii kopiraytinga v elektronnykh SMI kak sredstvo psikhologicheskogo vozdeystviya], Rezul'taty nauchnykh issledovaniy: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (15 fevralya 2016 g., Tyumen') (Scientific research results: collection of articles of the International scientific and practical conference (February 15, 2016, Tyumen)), In 4 parts, Part 2. Ufa: AETERNA Publ., 2016, pp. 176—178.

4. Pit'ko O. A. Techniques of NLP in advertising [Tekhniki NLP v reklamnoy deyatel'nosti], International Journal of Applied and Fundamental Research, 2017, no. 4-3, pp. 581—584.

•Jc -Jc -Jc

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.