Научная статья на тему 'Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека'

Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
10600
1012
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / PSYCHOLOGICAL DEFENSE / ПСИХОСОМАТИКА / PSYCHOSOMATICS / НЕВРОЗ / NEUROSIS / ИЗБЕГАНИЕ / AVOIDANCE / ОТРИЦАНИЕ / DENIAL / РЕГРЕССИЯ / REGRESSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов В.Г., Бирюкова Г.М., Федоренко В . В.

Статья посвящена сравнительному изучению различных теоретических подходов к феномену формирования и работы механизмов психологической защиты. Показано участие механизмов психологической защиты в процессе формирования адаптационной системы личности. Отражены особенности этиологии психосоматической патологии и участие в ней интрапсихического конфликта как результата срыва работы механизмов психологической защиты. Выделены дезадаптивные типы механизмов психологической защиты, разграничены понятия копинг-стратегии и психологической защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological protection and its role in the process of forming peoples adaptation system

Summary. The article is devoted to comparative study of different ideas of the phenomenon of forming and work of psychological defense. It shows the participation of 173 ISNN 1029-3388 psychological defense in the process of forming of the adaptive system of a person. It reflects the peculiarities of aetiology of psychosomatic pathology and involvement intrapsychic conflict as a result of failure in the work of psychological defense. It highlights desadaptive types of psychological defense mechanisms, separates the ideas of coping strategy and psychological defense.

Текст научной работы на тему «Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека»

4. Тиводар А. Р. Психология события личности в браке / А. Р. Тиводар. - Краснодар, 2008. - С. 44-57.

5. Хейдметс С. М. Феномен персонализации среды: теоретический анализ / С. М. Хейдметс; пер. с англ. // Человек. Среда. Пространство. - М., 1979. - С. 18-21.

Когнитивная психология

Белов В. Г., Бирюкова Г. М., Федоренко В. В.

Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека

В течение жизни человек постоянно сталкивается с новыми требованиями, с которыми не всегда оказывается возможным справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Бывает, что он не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать то поведение, которое могло бы избавить его от неприятных переживаний, например, в случае конфликта. Разумеется, возникновение подобных проблем закономерно вызывает некое внутреннее напряжение, дискомфорт, зачастую не только мешающий конструктивному разрешению возникшей проблемы, но и дестабилизирующий личность в целом. Одним из средств избегания подобной перспективы является психологическая защита - специальная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Термин "защита", который мы так свободно используем, является самым первым отражением динамической позиции в психоаналитической теории [1, 2, 10, 14].

Этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда "Защитные нейропсихозы" и был использован в ряде его последующих работ ("Этиология истерии", "Дальнейшие замечания о защитных нейропсихозах") для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. Позже он был отставлен и впоследствии заменен термином "вытеснение" [2, 4 ,10, 14]. Отношения между двумя понятиями, однако, остались неопределенными. В приложении к работе "Торможения, симптомы и тревожность" З. Фрейд возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества, "поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые «Я» использует в конфликте и которые могут привести к неврозу, оставляя слово "вытеснение" для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований". Здесь прямо опровергается представление о том, что вытеснение занимает среди психических процессов исключительное положение и в психоаналитической теории отводится место другим процессам, служащим той же цели [3-5, 9, 10, 14].

Таким образом, личность, находящаяся в потоке бесконечных психических конфликтов и компромиссов, для поддержания необходимого уровня равновесия естественным и закономерным образом создает целый ряд защитных механизмов, основная причина формирования которых - тревога - происходит из переживания неспособности справиться с внутренними или внешними побуждениями. Защитные механизмы помогают справиться с этой тревогой, таким образом, речь идет о положительном действии психологической защиты и недопущении развития

дезадаптации, которая проявляется в психосоматической патологии.

Необходимо отметить, что изначально З. Фрейд наблюдал действие психологической защиты у людей с болезненными проявлениями. В его работе «Защитные нейропсихозы» она представлена как основная функция «Эго», средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным, способ разрядки либидо в социально приемлемых формах деятельности [8]. И, видимо, поэтому данный феномен стал рассматриваться как малоадаптивное явление, наносящее ущерб общему функционированию человека. В результате вполне закономерно было выдвинуто положение о необходимости ограничения интенсивности психологической защиты, а само понятие приобрело негативный оттенок [6-8].

Также необходимо отметить: несмотря на то, что в последующих своих исследованиях З. Фрейд начинает связывать защиту с такими функциями психики, как уравновешивание, приспособление и регуляция, он говорит о разделении нормальной и патологической защиты, подчеркивая тем самым не только отрицательные, но и положительные аспекты данного явления. Однако кардинального изменения отношения психологов к обсуждаемому феномену не произошло. И многие исследователи, например, Н. Хаан [7, с. 153], все так же продолжали отводить психологической защите место на отрицательном полюсе континуума, другому полюсу которого соответствует конструктивное разрешение ситуации (преодоление трудностей). Так, рассматривая с неофрейдистских позиций поведение молодых людей, связанное с преодолением трудностей, исследователь специально подчеркивала, что защита - «мера вынужденная, изолирующая, жесткая, искажающая интерсубъективную реальность и логику. Она лишь косвенно допускает выражение аффектов и основывается на ожидании того, что от страха можно избавиться, не занимаясь проблемой» [7, с. 155], тогда как «преодоление трудностей предполагает наличие намерения, выбора и гибкого реагирования» [там же]. Оно «подчинено интерсубъективной реальности и логике, допуская аффекты, требует уравновешенного их выражения» [там же]. Таким образом, предполагалось, что любой психически здоровый человек, не фрустрированный неподдающимися разрешению проблемами, сначала прибегает к «здоровым» стратегиям преодоления трудностей. И лишь когда ситуация выходит за границы его возможностей, он обращается к защитным механизмам. Считается, что к этому моменту нарушается способность индивида к восприятию ситуации, вплоть до разрушения соответствующих программ поведения, основанных на прежнем опыте и когнитивных стратегиях, и он может только защищаться.

Мы не совсем согласны с этим мнением, поскольку если проблема есть, то она всегда изначально воспринимается как неподдающаяся решению в связи с невозможностью ее моментального разрешения, что закономерно вызывает некий внутренний дискомфорт.

Конечно, иногда защитные механизмы применяются без учета реальной ситуации («на всякий случай»), тогда они мешают человеку осознать его важнейшие потребности, приводят к отказу от деятельности и могут вызвать формирование патологического характера (психопатия) или временного психического расстройства (невроз). Особенно опасно неоправданно частое и стереотипное применение древних, менее развитых защитных механизмов (таблица 1).

Таблица 1

Защитные механизмы в поведении человека (по З. Фрейду и А. Фрейд)_

Название Проявления в поведении

Менее развитые

Избегание Отказ от деятельности на том основании, что отсутствуют необходимые способности

Отрицание Непререкаемый оптимизм, уверенность в отсутствии реальной угрозы или препятствия

Регрессия Появление более ранних, детских моделей поведения в ответ на стрессовую ситуацию

Идентификация Моделирование собственного поведения по образцу другого, авторитетного человека (особенно выражена у демонстративных личностей)

Идеализация Приписывание человеку или событию выдуманных безусловно хороших или безусловно плохих свойств

Более развитые

Изоляция аффекта Сильные чувства отделяются от вызвавших их стрессовых ситуаций

Расщепление (диссоциация) Выделение в собственной психике признаков второй личности, которой и приписываются отрицательные мысли и поступки

Вытеснение (репрессия) Неосознанное «забывание» неприятных фактов и нереализованных потребностей, замещение их вполне достижимыми целями

Конверсия Вариант вытеснения: чувство тревоги преобразуется в соматические, неврологические или психические расстройства по механизму самовнушения

Обесценивание Отрицание наличия каких-либо потребностей вообще, пессимизм, бездеятельность

Рационализация Вариант обесценивания: логические рассуждения применяются для того, чтобы объяснить отсутствие потребности как таковой

Замещение (фиксация тревоги) Уменьшение чувства тревоги и неудовлетворенности связывается с определенными ситуациями, а затем появляется ложное ощущение, что, избегая неприятных ситуаций, можно предотвратить возникновение тревоги

Гиперкомпенсация (реактивное обучение) Принятие чувств или совершение поступков, противоположных тем, что были вытеснены, с целью еще большего их подавления

Проекция (концептуализация) Неприемлемые импульсы приписываются другим людям

Интеллектуализация Замещение нежелательного импульса сложными логическими построениями, сопоставлениями

Развитые защитные механизмы

Сублимация Удовлетворение неприемлемой потребности в социально приемлемой форме

Подавление Активное перенесение конфликта в область подсознания: чувства сдерживаются, но не теряют силы

Постоянные защиты («броня характера») Юмор, альтруизм, фантазии, ирония, постоянная улыбка, высокомерие, дерзость, аутизм

Стратегии преодоления трудностей обычно называют английским термином «coping», означающим «процесс конструктивного приспособления» [7, с. 149]. Их действие основано на достаточно полном осознании не только возникших трудностей, но и способов эффективного овладения ситуацией данного типа. Именно при таких условиях реализации копинг-стратегий личность будет способна конструктивно справиться с предъявленными требованиями, что порождает чувство роста собственных возможностей и положительную самооценку. Защитные же механизмы действуют преимущественно на бессознательном уровне.

Но это, однако, не помешало некоторым исследователям [7, с. 152-153] причислять защитные факторы, или защитные техники к особым формам стратегий преодоления трудностей. Для них защитные техники - это отрицание или отсрочка проблем, с которыми в данный момент невозможно справиться. При этом речь здесь идет не о патологии, а о стратегии, вполне соответствующей психологической норме. Более того, путем рассуждений их причисляют к категории так называемых техник существования, то есть к таким средствам и методам, которые используются личностью для достижения желаемого состояния, причем задействуются не только когнитивные процессы, но и бессознательные механизмы.

В монографии «Психология "Я" и защитные механизмы», которая является классической работой по данной проблеме, А. Фрейд подчеркивает оберегающий характер защитных механизмов [3, 6, 13, 14]. Она указывает, что они предотвращают дезорганизацию и распад поведения, способствуют поддержанию нормального психического статуса личности и играют существенную роль в разрешении внешних конфликтов. Защитные механизмы, как и врожденные задатки, рассматриваются ею как продукт индивидуального опыта и непроизвольного учения и указывают на уровень адаптации личности. А. Фрейд дает первое определение понятия «защитные механизмы». «Защитные механизмы - это деятельность "Я", которая начинается, когда "Я" подвержено чрезмерной активности побуждений или соответствующих им аффектов, представляющих для него опасность. Они функционируют автоматично, не согласуясь с сознанием» [14, с. 24]. Однако если известно, что защита включается бессознательно (когда сам конфликт еще не вполне осознан), то было бы закономерно предположить, что она опережает действие копинг-стратегий. Иными словами, любые конструктивные стратегии преодоления трудностей будут строиться уже на результатах функционирования защиты: под их действием у индивида появляется субъективное ощущение облегчения, которое, подобно эффекту «терапевтической паузы», дает ему возможность переосмыслить старую и простроить новую программу действий, направленную на решение проблем.

Представители другой точки зрения, например, Ф. Е. Василюк, придерживаются позиции, что психозащита «пытается бороться против сложности не преодолением и разрешением, а иллюзорным упрощением и устранением» [3, с. 38]. Данное положение может быть верным только в том случае, если считать основной целью психозащиты именно борьбу с проблемной ситуацией. Но в ракурсе наших размышлений защита небезосновательно рассматривается как положительно функционирующая система, призванная не разрешить непосредственно проблему, а лишь оградить сознание от дискомфорта, представляющего угрозу для целенаправленного мышления, направленного на устранение проблемы в соответствии с отображаемой картиной ситуацией. Для нас психологическая защита - это способ на время установить частичное душевное равновесие с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших

трудностей, а вовсе не механизм их непосредственного преодоления.

Похожее мнение выражает Н. Мак-Вильямс, которая считает, что «личность, чье поведение манифестирует защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач: 1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством - тревогой, иногда сильнейшим горем или другими эмоциональными переживаниями; 2) сохранение самоуважения» [9, с. 131]. Ни одна из вышеперечисленных задач, разумеется, не предполагает окончательного решения проблемы, а направлена исключительно на частичную редукцию напряжения. Иначе говоря, конфликт, от которого защищается личность, в любом случае останется, а снимется лишь напряжение, которым он сопровождается. При этом восстановление душевного равновесия вовсе не означает исчезновения мотивации к дальнейшему и окончательному разрешению проблемы путем создания необходимых копинг-стратегий. Ведь личность, как нам кажется, в этом случае все же частично отдает себе отчет в появлении некоторых изменений в своем состоянии, проявляющихся в некоей активности. Думается, что данная активность и будет являться поводом к продолжению процесса разрешения проблемной ситуации, кроме того, она же, скорее всего, может выступать и показателем относительной осознанности защитного процесса (вопреки исследователям, говорящим об исключительной его бессознательности).

Недаром еще Ф. Б. Бассин [2], которому принадлежит приоритет в постановке проблемы защиты в отечественной литературе, считал ее механизмом функционирования нормальной психики, который предупреждает возникновение разного рода расстройств. Это особая форма психической активности, реализуемая в виде отдельных приемов переработки информации в целях сохранения целостности «Я». В то же время современный исследователь Э. Киршбаум [6] вслед за X. Шредером утверждает, что в общем континууме психической регуляции защитные реакции все-таки представляют собой последний уровень овладения эксквизитными ситуациями, уже имеющий характер прогрессирующей декомпенсации. Защитный вариант регуляции поведения направлен лишь на маскировку актуальной социальной недееспособности (в том числе и маскировку перед самим собой), купирование тревоги, вытеснение информации, противоречащей «Я-концепции», и результативность такой стратегии мнима, облегчение иллюзорно и безрезультатно с точки зрения решения проблемы. Защита, как правило, разрешает ситуацию «сейчас», в результате чего использующий ее человек вовсе не переносит последствия своего облегченного решения проблемы на будущее.

Таким образом, психологическая защита рассматривается этими исследователями так же, как непосредственная попытка разрешить проблему, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Мы согласны, что если психологическая защита выступает приемом борьбы с ситуацией, то это действительно является свидетельством слабого «Я». В таком случае ее обязательно следует снимать и начинать непосредственную работу по преодолению проблемы. Но мы также и утверждаем, что основная цель психологической защиты состоит отнюдь не в разрешении проблемы как таковой, а в стремлении не подвергаться возмущающим внешним воздействиям среды во имя сохранения внутреннего психологического гомеостаза. Вот почему можно согласиться с Н. Мак-Вильямс, по мнению которой, «то, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное, как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира» [9, с. 131].

Феномены, которые мы называем защитами, сопоставимы со здоровой, творческой адаптацией, в силу необходимости они действуют на протяжении всей жизни,

однако задействуются не повсеместно. Кроме того, при правильном функционировании они играют существенную роль в сопротивлении, оказываемом организмом «болезни», поэтому многие заболевания можно рассматривать в том числе и как неспособность создать механизмы психологической защиты в напряженных условиях жизни. Так, у хорошо психологически защищенных людей переработка патогенных воздействий с помощью защитных механизмов способствует формированию новых и более адекватных психологических установок личности, способствующих дальнейшему разрешению проблемы. Психологически плохо защищенные люди в таком случае оказываются не способны развить подобную защитную активность, что может иметь угрожающие последствия, в то же время если одних людей защита не ограждает даже от того, от чего надо было бы защищать, то других защищает настолько прочно, что в психику не просачивается даже значимая для личностного развития информация. Видимо, именно поэтому В. К. Мягер [2], как и З. Фрейд в свое время, предлагает различать патологические защиты (или неадекватные формы адаптации) и нормальную, профилактическую защиту, имеющую место в нашей повседневной жизни.

Об этом же писали В. Менинжер и М. Лиф: «Степень и уровень, на котором они (защиты) используются, и составляют действительную разницу между здоровьем и болезнью. Причем это дело исключительно количества, а не качества» [10, с. 511]. Следовательно, необходимо четко разграничивать здоровую и нездоровую (патологическую) степень функционирования психологической защиты. В этом случае нам может помочь характеристика патологической реакции, данная А. Е. Личко. Согласно его концепции, патологическая реакция отличается от нормального поведения следующими признаками: склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными, поводами: склонностями приобретать свойство патологического стереотипа, превышать «потолок» нарушения поведения, приводить к социальной дезадаптации [8, с. 64]. Как нам кажется, подобные признаки можно отнести и к психологической защите. Только в том случае, если ее использование переходит границы нормы, т.е. защита начинает выступать основой поведения, приобретает свойство патологического стереотипа, становится ригидной, она мешает здоровому функционированию.

Таким образом, все больше исследователей склоняется к выводу, что функциональное назначение психологической защиты несет положительную окраску и заключается именно в ослаблении внутриличностных конфликтов (напряжения), а не в непосредственном разрешении ситуации.

Подводя итоги, можно отметить, что мы согласны с мнением Н. Мак-Вильямс [9] о том, что во многих отношениях неудачен именно термин «защита», используемый в рамках психоаналитической теории. Сам же феномен, безусловно, имеет множество полезных функций и является нормальным, постоянно используемым психологическим механизмом. Во избежание недоразумений остается лишь договориться о смысле, который вкладывается в данное понятие. Это особенно важно, ибо то, что данная область психологической науки до сих пор является предметом множества споров, несомненно, указывает на ее огромную значимость, как для теории, так и для практики, а это значит, что появится еще не одно исследование подобного рода для того, чтобы можно было сделать окончательные выводы или задать дополнительные вопросы, ждущие своих ответов.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова.

- М.: «Академический Проект», 2001. - 112 с.

2. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / Ф. В. Бассин. - Самара, 2000. - 312 с.

3. Грановская Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. - СПб.: изд. «Речь», 2007. - 125 с.

4. Завилянская Л. И. Психотерапия неврозоподобных состояний / Л. И. Завилянская. -Киев, 1997. - 259 с.

5. Изард К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб.: изд. «Питер», 1999. - 367 с.

6. Киршбаум Э. А. Психиатрия / Э. А. Киршбаум. - М., 2003. - 289 с.

7. Крысько В. А. Социальная психология: учебник для вузов. - СПб.: изд. «Питер», 2006. - 568 с.

8. Личко А. Е Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко. -

М., 1999. - 416 с.

9. Мак-Вильямс Н. К. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности

в клиническом процессе / Н. К. Мак-Вильямс. - М., 2001. - 116 с.

10. Менинжер В. Ф. Психические механизмы: хрестоматия / В. Ф. Менинжер. - Самара, 2000. - Ч. 1., гл. 2. - С. 509-536.

11. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психиатрические этюды / И. М. Никольская, P.M. Грановская. - СПб., 2000. - 213 с.

12. Ремшмидт X. А. Проблемы становления личности / X. А. Ремшмидт. - М., 1994. -124 с.

13. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. - М.: изд. «Прайм-Еврознак», 2002. - 153 с.

14. Фрейд А. Эго и механизмы защиты / А. Фрейд. - М., 2003. - 159 с.

Современные технологии обучения

Бутакова О. А.

Проблемная ситуация - модель организации развивающей среды обучения в системе дополнительного образования

Саморазвитие человека предопределено средой его жизнедеятельности. Для обеспечения функционирования механизма непрерывного профессионального развития взрослых их необходимо "погрузить" в соответствующую среду. Технологической моделью такой среды является ситуация.

Ситуация (лат. - "положение") - пространство и время, образ внутреннего распределения (внутреннее - ядро, дух); местоположение, совокупность обстоятельств, порядок, условия деятельности; цели, средства их достижения; механизмы и режимы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.