Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
огневая подготовка / МВД России / оружие / психологическая устойчивость / сотрудник / полиция / fire training / Ministry of Internal Affairs of Russia / weapons / psychological stability / employee / police

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коряковцев Дмитрий Александрович, Плешков Александр Владимирович, Гурылев Владимир Иванович

в современном мире назрела острая необходимость решения такого рода проблемы как обучение психологической устойчивости на занятиях по огневой подготовке среди обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Наиболее частые проблемы морально-психологической подготовленности возникают у курсантов. Скорее всего, они возникают из-за боязни неизвестности, страха перед оружием. Для того чтобы понять, как бороться с данной проблемой, необходимо, прежде всего, проанализировать само обучение психологической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коряковцев Дмитрий Александрович, Плешков Александр Владимирович, Гурылев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STABILITY IN FIRE TRAINING CLASSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

in the modern world, there is an urgent need to solve such a problem as teaching psychological stability in fire training classes among students in educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system. The most frequent problems of moral and psychological preparedness arise among cadets. Most likely, they arise from fear of the unknown, fear of weapons. In order to understand how to combat this problem, it is necessary, first of all, to analyze the training of psychological stability itself.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ»

УДК 796

DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -25-93 -95

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Коряковцев Дмитрий Александрович

заместитель начальника кафедры огневой подготовки

Плешков Александр Владимирович заместитель начальника кафедры огневой подготовки Гурылев Владимир Иванович

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Нижегородская академия МВД России Россия, г. Нижний Новгород

Аннотация: в современном мире назрела острая необходимость решения такого рода проблемы как обучение психологической устойчивости на занятиях по огневой подготовке среди обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Наиболее частые проблемы морально-психологической подготовленности возникают у курсантов. Скорее всего, они возникают из-за боязни неизвестности, страха перед оружием. Для того чтобы понять, как бороться с данной проблемой, необходимо, прежде всего, проанализировать само обучение психологической устойчивости.

Ключевые слова: огневая подготовка, МВД России, оружие, психологическая устойчивость, сотрудник, полиция.

PSYCHOLOGICAL STABILITY IN FIRE TRAINING CLASSES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Koryakovtsev Dmitry Alexandrovich

Deputy Head of the Department of Fire Training Pleshkov Alexander Vladimirovich

Deputy Head of the Department of Fire Training Gurylev Vladimir Ivanovich

Senior lecturer at the Department of Fire Training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: in the modern world, there is an urgent need to solve such a problem as teaching psychological stability in fire training classes among students in educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs system. The most frequent problems of moral and psychological preparedness arise among cadets. Most likely, they arise from fear of the unknown, fear of weapons. In order to understand how to combat this problem, it is necessary, first of all, to analyze the training of psychological stability itself.

Key words: fire training, Ministry of Internal Affairs of Russia, weapons, psychological stability, employee, police.

Для будущих сотрудников необходимо такое воспитание, которое ориентировано на решение одних из основных задач в образовательных организациях МВД России: 1) формирование моральной установки на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел; 2) личная убеждённость в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) морально-психологическая готовность к выполнению оперативно-служебных задач.

Обучение психологической устойчивости реализуется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, также

93

образовательными организациями, научно-исследовательскими, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями системы МВД России, окружными управлениями материально-технического снабжения системы МВД России, иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел. Все эти органы созданы, в том числе с целью подготовить личный состав психологически.

Важно помнить, что особые знания, умения и навыки вырабатываются у сотрудников, прежде всего, в процессе морально-психологической подготовки по специальным профессионально ориентированным программам. Освоение психологической подготовки - очень важный и сложный процесс, в ходе которого у обучающихся должны выработаться умения: использования полученных знаний при выполнении оперативно-служебных задач, как в повседневной, так и в служебной деятельности; применения норм профессиональной этики в служебном поведении и общении; применения методики психологической саморегуляции, то есть самостоятельного восстановления.

Психологическая подготовка - это специальная система психолого-педагогических воздействий на психику человека, применяемых с целью формирования и совершенствования у него психических качеств и свойств личности, необходимых для решения поставленных задач в конкретных ситуациях. Другими словами, после психологической подготовки вы должны чувствовать себя нормально не только в комфортных для вас условиях, но и в таких условиях, которые обычно вызывают повышенную тревожность, нервозность, напряжение, страх и прочие негативные чувства и эмоции, из-за которых большинство людей, как правило, теряют над собой контроль. Благодаря психологической подготовке вы будете достойно вести себя практически в любых ситуациях и сможете справиться со многими проблемами и задачами.

Многие выдающиеся ученые определяют психологическую устойчивость как процесс сохранения оптимального режима работы психики человека в условиях постоянно изменяющихся обстоятельств и их непосредственного стрессового воздействия. Данный процесс необходим и в условиях изучения такой специальной дисциплины как огневая подготовка. Конечно же, необходимо брать во внимание тот факт, что вся деятельность сотрудника органов внутренних дел строится на сильнейших морально-психологических, эмоциональных нагрузках.

В связи с этим, становятся понятными те требования, которые предъявлены к сотрудникам в психологическом плане. Занятия по огневой подготовке в образовательных организациях системы МВД позволяют сформировать у обучающихся ряд важнейших качеств сотрудника полиции. Это, прежде всего, терпение, собранность, бдительность, стойкость, волевой характер обдуманных действий, заострённое внимание, находчивость, в меру разумная, собственная инициатива, а самое главное - это ответственность за совершаемые действия в отношении тех или иных лиц.

Готовность стрелка - это такое психическое состояние, которое характеризуется уверенностью в себе, высоким уровнем желания бороться до конца, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать свои силы дли достижения цели. Стремление преодолеть технические и психологические трудности, возникающие перед стрелком в процессе выполнения взаимосвязанного действия - прицеливания и согласованного с ним нажатия на спусковой крючок, выразилось, прежде всего, в обилии систем спусковых механизмов, типов спусков и различных способов управления ими.

К сожалению, в последние годы наиболее часто стали фиксироваться случаи гибели сотрудников полиции в различных странах. Только за последние годы смертность 68 полицейских США возросла до 75 %, что не может не говорить о том, что профессиональная подготовка должна вырасти на значительный уровень.

В России за 2018 год погибло более 400 сотрудников при исполнении возложенных обязанностей. Данная статистика говорит о том, что довольно часто сотрудникам МВД России приходится применять на практике не только те знания, умения, которые они получили в стенах образовательных организаций, но и умение действовать в экстремальных ситуациях, умение быть готовым к непредвиденным ситуациям.

Нередко возникают и такие обстоятельства, которые могут угрожать жизни и здоровью не только граждан, но и самому сотруднику. Для решения такого рода проблемы необходим индивидуальный подход к обучению каждого курсанта на занятиях по огневой подготовке. Данный подход преподавателя должен учитывать моральные, физические и психологические особенности каждого курсанта.

Преподавателю необходимо понять то, как курсант относится к занятиям по данному предмету, его отношение к оружию, выстрелам, важно обратить внимание на моторику, технику работы с оружием и, обязательно, на соблюдение мер безопасности на занятиях. Уровень психологической подготовленности того или иного курсанта помогает определить сама практическая стрельба, которая состоит из трёх основных компонентов: точность; скорость; мощность.

На начальном этапе изучения дисциплины огневой подготовки курсант проходит испытание по проверке на точность выстрела, так как на 1 курсе ему предлагается изначально стрельба с одной руки на расстоянии 25 метров, затем уже с двух рук, а на 2 курсе обучающемуся предлагается освоить уже и скоростную стрельбу. Но важно помнить, что умелый стрелок должен не только каждый раз попадать пулей точно в цель, но и делать это как можно быстрее, увереннее и смелее.

Таким образом, процесс обучения психологической подготовки на занятиях по огневой подготовке во многом зависит от подобранных упражнений и методов обучения. Но самым главным является осуществление самоконтроля в рамках профессиональной работы с оружие.

Необходимо формировать умения и навыки, которые непременно помогут бороться с боязнью оружия, страха выстрела или отдачи оружия. Упражнения, предлагаемые преподавателем, смогут помочь выработать терпение, устойчивость, ловкость и умение работать с различными видами оружия, что существенно поможет будущему сотруднику справляться с поставленными задачами.

Литература:

1. Герасимов И. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД к деятельности в экстремальных ситуациях // Автономия личности. 2020. № 1 (21). С. 37-40.

2. Панфёров Р. Г. Физическая подготовка и безопасность личности: цель, задачи, взаимодействие // Автономия личности. 2020. № 1 (21). С. 154-159.

3. Таран А. Н. Морально-психологическая устойчивость курсантов учебных заведений МВД России в процессе обучения огневой подготовке // Общество и право. 2013. № 3 (45). С. 35-40.

4. Васильева, В.С. Обоснование педагогической модели повышения качества проведения занятий, с курсантами по огневой подготовке и стрелковому спорту в вузах МВД России Васильева В.С., Иванов В.Г., Домрачева Е.Ю., Иляхина О.Ю. В сборнике: Физическая культура студентов. материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 282-285.

5. Лопатин, С.Б. Структура факторов, определяющих необходимость повышения качества проведения занятий с курсантами по огневой подготовке в вузах МВД и ФСИН России Лопатин С.Б., Домрачева Е.Ю. Известия Российской Военно-медицинской академии. 2019. Т. 38. № S3. С. 127-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.