Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
236
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Варданян Ю.В., Камаева Ж.М.

В статье систематизированы и обобщены представления о психологической сущности личностных и профессиональных ресурсов, мобилизация и реализация которых способствует преодолению стресса. Авторами рассмотрены ресурсы совладания со стрессом, представления о стрессоустойчивости, подходы к их пониманию в психологической науке. Рассматривается значение психологического аспекта личностных и профессиональных ресурсов преодоления стресса в условиях низкого уровня стрессоустойчивости или кумулятивного действия стресс-факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ESSENCE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL RESOURCES FOR OVERCOMING STRESS

The article systematizes and summarizes the ideas about the psychological essence of personal and professional resources, mobilization and implementation of which contributes to overcoming stress. The authors consider the resources of coping with stress, ideas about stress resistance, and approaches to their understanding in psychological science. The importance of the psychological aspect of personal and professional resources for overcoming stress in conditions of low level of stress resistance or cumulative effect of stress factors is considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА»

УДК 159.9

1 2 Юлия Владимировна Варданян , Жанна Михайловна Камаева

12Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева,

Саранск, Россия

1julia_vardanyan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 kamaewa4102@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6935-2245

Автор, ответственный за переписку: Юлия Владимировна Варданян,

julia_vardanyan@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Аннотация. В статье систематизированы и обобщены представления о психологической сущности личностных и профессиональных ресурсов, мобилизация и реализация которых способствует преодолению стресса. Авторами рассмотрены ресурсы совладания со стрессом, представления о стрессоустойчивости, подходы к их пониманию в психологической науке. Рассматривается значение психологического аспекта личностных и профессиональных ресурсов преодоления стресса в условиях низкого уровня стрессоустойчивости или кумулятивного действия стресс-факторов.

Ключевые слова: стресс, личностные ресурсы, профессиональные ресурсы, профилактика стресса, стрессоустойчивость, стресс-факторы, преодоление стресса

1 2 Yulia V. Vardanyan , Zhanna M. Kamaeva

12Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evsevyev, Saransk, Russia 1julia_vardanyan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 kamaewa4102@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6935-2245

Corresponding author: Yulia V. Vardanyan, julia_vardanyan@mail.ru

PSYCHOLOGICAL ESSENCE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL RESOURCES FOR OVERCOMING STRESS

Abstract. The article systematizes and summarizes the ideas about the psychological essence of personal and professional resources, mobilization and implementation of which contributes to overcoming stress. The authors consider the resources of coping with stress, ideas about stress resistance, and approaches to their understanding in psychological science. The importance of the psychological aspect of personal and professional resources for overcoming stress in conditions of low level of stress resistance or cumulative effect of stress factors is considered.

Keywords: stress, personal resources, professional resources, stress prevention, stress resistance, stress factors, overcoming stress

Современный человек подвержен неоднозначному влиянию сложного социокультурного мира, в котором уравновешивают себя разнообразные стрессоры и релаксаторы, способствующие успешной адаптации ко всему происходящему и обеспечивающие определенный психологический комфорт. Однако некоторые характеристики современного мира, обозначающие нарастающую неопределенность и непредсказуемость, стали устойчивыми и приводят к дисгармонии психологических адаптационных возможностей. При возникновении определенных неблагоприятный условий (низкая стрессоустойчивость человека, одновременное разрушительное влияние нескольких стресс-факторов, достижение кумулятивного эффекта стрессоров и т. д.) усиливается стресс, для противодействия которому необходимо задействовать имеющиеся у человека ресурсы. Необходимость создания научно-обоснованного подхода к решению возникающих

адаптационных проблем способствует усилению актуальности исследования психологической сущности личностных и профессиональных ресурсов преодоления стресса.

Ставшие классическими работы многих исследователей посвящены изучению первоначального развития и механизмов действия неблагоприятных условий человеческого переживаемого состояния, рассмотрению их особенностей. Это работы многих зарубежных авторов (Х. Г. Вольф, Дж. Гринберг, У. Кэннон, Г. Селье и др.) и отечественных ученых (В. И. Евдокимов, А. С. Кузнецова, А. Б. Леонова, В. Л. Марищук и др.), которые помогли в развитии методов профилактики и восстановления постстрессовых состояний. Представление о природе стрессовой ситуации основано на использовании понятийного аппарата психологической науки, задающей определенный ракурс рассмотрения функциональных систем и теорий экспериментально подтвержденной психической регуляции деятельности. Характерной особенностью саморегуляции переживаемого состояния является то, что в тонкой функциональной среде активность ресурсов является намеренной и предполагается, что она является деятельностью, в которой участвуют все психологические ограничения (цель, задача, планирование, база знаний и т.д.).

Современные разработки в рамках разных теорий связаны с выявлением роли человеческих ресурсов в преодолении деструктивного влияния стресса. В теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлин и его последователи понимают под личностным ресурсом обобщенное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Личностные ресурсы могут проявляться на разных уровнях: от биохимического до социального [6]. Эти ресурсы характеризуются уникальными для каждого организма особенностями становления, которые приращиваются под влиянием условий окружающей социально-психологической среды. Концепция личностных ресурсов часто используется при изучении проблемы управления стрессом и существует множество способов их характеристики. Они рассматриваются как перспектива (биологическая, профессиональная и т.д.) и выделяется их возможность поддерживать устойчивый уровень человеческой активности и успешности.

Рассматривая сущность ресурсов, В. А. Бодров выделяет в них назначение и потенциальную форму существования [2]. По своему назначению ресурсы применяются для осуществления управленческой функции при осуществлении человеком разнообразных форм деятельности (включая трудовую). Потенциальная форма существования ресурсов подчеркивает наличие у них функционального потенциала, при мобилизации которого в течение имеющегося промежутка времени обеспечивается достижение намеченного уровня решения выдвинутых задач. Особенность личностных ресурсов состоит в том, что они аккумулируют в себе совокупность характерологических свойств и установок личности (самооценку, уверенность в себе, оптимизм и др.), оказывающих влияние на ее поведение при возникновении стрессовых ситуаций, для выхода из которых актуализируется мотивация с ее внутренней энергией и чувство связи с другими людьми.

И. Р. Абитов подчеркивает значение для человека оптимизма как достаточно стабильной черты личности, которая прижизненно как правило мало меняется [1]. Оптимизм в среднем возрасте связан с различными защитными и манипулятивными способами преодоления стресса. На уровне взрослой жизни оптимизм как самостоятельный фактор обеспечивает преодоление стресса без обращения к различным стратегиям, позволяющим адаптироваться к сложным ситуациям. В среднем возрасте позитивность становится частью системы положительной обратной связи, которая предполагает игнорирование негативных сигналов из окружающей среды.

Д. А. Леонтьев отмечает, что активно развивается структурный подход к личностным ресурсам [5]. Уточняя их перечень, он причисляет к таким ресурсам следующие их виды:

1) устойчивость (чувство уверенности в себе и возможность опоры на это чувство в стрессовых ситуациях, устойчивая самооценка и возможность активно противодействовать стрессу и принимать решения по профилактике его возникновения);

2) саморегуляция (способы субъективного регулирования развертывающейся ситуации, выбор и реализация стратегии взаимодействия, особенности целеполагания, локус контроля (введено

в 1960-х гг. Дж. Роттером), ориентация на действие или состояние (введено в 1970-х гг. Ю. Кулем), самоэффективность (введено в 1977 г. А. Бандурой), оптимизм или жизнестойкость, толерантность к неопределенности, склонность к риску);

3) мотивация (энергетическое обеспечение действий индивида),

4) инструментальные ресурсы (навыки и стереотипы организации деятельности, тактики реагирования на ситуации).

Профессиональные ресурсы - это уровень располагаемого человеком опыта, его знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для решения проблем в процессе профессиональной деятельности. Информационные и инструментальные ресурсы включают в себя адекватное оценивание способности контролировать психическое состояние (степень влияния возникшей ситуации на человека), желаемые цели (навыки, умения, достижения), а также способность изменять интерактивные методы и окружающую среду, информацию и деятельность, которые могут воздействовать на стрессовую ситуацию. В свою очередь, в информационной модели преодоления стресса выделяется несколько видов ресурсов.

Когнитивное преодоление - любая оценка стратегий распознавания и манипулирования состоянием должна быть связана с конкретной проблемой. Задача состоит в том, чтобы определить, какие стратегии человек будет отбирать и применять, что будет способствовать успешной адаптации. Возможно использование личного опыта для оценки ситуации путем выявления причин стресса, выделения его вероятной мишени в процессе предстоящего негативного воздействия на внутренний мир личности, поиска антистрессовых ресурсов и принятия действий по их применению. Когнитивное преодоление обеспечивает восстановление концентрации психических функций, исправление допущенных умственных ошибок и профилактику их дальнейшего возникновения в повседневной деятельности.

Эмоциональное преодоление - один из основных этапов на пути восстановления от стресса и борьбы с ним. Эмоциональные навыки означают способность идентифицировать, обозначать, выражать, обрабатывать и регулировать эмоции, а также понимать, что вызывает это чувство. Неотъемлемой частью этих навыков являются идентификация и сопереживание. Положительные и отрицательные эмоции необходимо регулировать. Важная часть личностного роста заключается в том, чтобы каждому из чувств определить позитивное намерение и ускорить его освоение, чтобы можно было, когда произойдет стрессовая ситуация, предпринять необходимые действия. Обучение управлению эмоциями имеет большое значение для личного благополучия в жизни, и, если это будет освоено должным образом, окажет положительное влияние на самого человека и на окружающее его общество. Таким образом, навыки эмоционального преодоления влияют на собственное благополучие, чувство контроля над своей жизнью, способность адаптироваться к изменениям, позитивное мышление, а также на создание отношений и чуткое взаимодействие.

Поведенческое преодоление - это изменение тактики, задач, планирования и исполнения. Поведенческая реакция на стресс: интенсивность, избегание, срыв. Социально-психологическое преодоление - корректировка уровня жизни, изменение ролей и способа взаимодействий. Опыт профессиональной деятельности (как ресурс) может влиять на систему оценки стресса и стратегию его преодоления. Необходимо принимать самостоятельные решения, выбирать способ действий, внедрять новые методы работы и активно преодолевать стресс. В результате «встречи» со стрессовой ситуацией меняется качество восприятия и оценки проблемных ситуаций, а личностное развитие улучшается благодаря навыкам решения проблем. Профессиональные средства борьбы со стрессом и способы работы с ним часто используются и в других жизненных ситуациях.

В исследованиях Н. Е. Водопьяновой профессиональные ресурсы определяются как внутренние и внешние факторы, которые помогают человеку оставаться психологически устойчивым в стрессовых ситуациях на работе. Это может включать в себя способность к контролю и управлению эмоциями, мотивацию и целеустремленность, способность к критическому мышлению и принятию решений, а также навыки поведения и коммуникации, необходимые для эффективного совладания со стрессовыми ситуациями. При использовании этих ресурсов человек может применять различные методы и техники для того, чтобы

справиться со стрессовой ситуацией и улучшить свою психологическую устойчивость [4].

В экспериментальном исследовании Ю. В. Варданян и А. А. Парамонов охарактеризовали возможности восполнения профессиональных ресурсов педагогов на основе выявления их стрессоустойчивости, оценки сформированности определенных стадий эмоционального выгорания и организации психологической профилактики в форме тренинга, обеспечивающего восполнение убывающего психического ресурса личности педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием [3]. На основе обнаружения многих исследований аналогичной тематики можно констатировать, что сейчас усилился практический интерес к поиску психологических средств развития профессиональных ресурсов человека с учетом расхождения между их необходимым и реальным состоянием.

Э. Фроммом выявлены важнейшие психические ресурсы, обеспечивающие успешный выход из трудных жизненных ситуаций: надежда, вера и сила [7]. Надежда - это психологическая категория, способствующая равномерному улучшению жизни и личностному росту человека как отдельного субъекта. Это активное ожидание и желание участвовать в том, что может произойти. Надежда - это готовность в любой момент к тому, что еще не произошло, и в то же время не сдаваться, если это событие не произошло в той или иной сфере жизни. Рациональная вера - это вера в то, что существует множество реалистичных вариантов, и что эти варианты должны быть обнаружены со временем. Вера -это рациональное объяснение настоящего. Психическая сила - это способность противостоять попыткам подорвать надежду и веру, будучи в состоянии разрушить их и превратить в «пустой» оптимизм или иррациональную веру.

Терпимость к стрессу и устойчивость к фрустрации во многом зависят от моральной поддержки, участия, сострадания к другим и групповой солидарности. Разрушение социальных отношений приводит к распаду внутриличностных структур, острым внутренним кризисам и неупорядоченному поведению личности. Социальная поддержка может быть институциональной, исходящей от государственных структур; общественной, подразделяющейся на профессионально-квалификационную структуру (административная, профсоюзная), индивидуальной (семья, друзья, знакомые) и коллегиальной. Психосоциальная поддержка определяется как забота, комфорт, поддержка или помощь, в которых человек нуждается от других людей: профессионала (психолога / социального работника) или группы поддержки и самопомощи.

В повседневной жизни поддержку чаще всего оказывают самые близкие (супруг, семья, друзья, коллеги, врач, учитель) и это лучше всего может способствовать пониманию затруднений, в которых оказался человек, и нахождению внутренних ресурсов для их преодоления. Постепенно возникают эмоциональные навыки и культурные способности человека, которые способствуют развитию стрессоустойчивости и наряду с приобретаемым социальным опытом особенно ярко иллюстрируют процессы, которые могут быть адаптированы в стрессовых ситуациях. Однако есть сложно преодолимые затруднения, при которых разговор с профессионалом за пределами собственного окружения может быть ключевым компонентом достижения позитивных изменений и успешного выхода из какой-либо конкретной неожиданной ситуации, которая влияет на негативные изменения в жизни.

Таким образом, ресурсы борьбы со стрессом рассматриваются в научной литературе как совокупность взаимосвязанных потенциальных возможностей (физических, личностных, профессиональных и др.), реализуемых с учетом имеющихся в распоряжении человека информационных и технологических средств. Личностные и профессиональные ресурсы включают в себя важные психологические компоненты: способности, качества, предыдущий опыт, знания, цели и т.д. Эффективное управление поведением позволяет преодолеть неблагоприятные условия, способствующие ухудшению психического здоровья, неврологическому спаду и снижению устойчивости к стрессу. В современной образовательной среде важно способствовать мобилизации и реализации личностных и профессиональных ресурсов субъектов образования, которые обеспечивают профилактику стресса, совладание с ним или его преодоление за счет повышения уровня

стрессоустойчивости и нейтрализации кумулятивного действия стресс-факторов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абитов И. Р., Ергунов Н. Г., Городецкая И. М. Оптимизм как ресурс преодоления трудной жизненной ситуации в ранней и средней взрослости // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 15-22.

2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕР СЭ, 2019. 528 с.

3. Варданян Ю. В., Парамонов А. А. Тренинг как средство развития стрессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием // Учебный эксперимент в образовании. 2020. № 2 (94). С. 7-14.

4. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2015. Выпуск 1. С. 45-54.

5. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института. 2009. 542 с.

7. Фромм Э. Революция надежды. Москва: АСТ, 2006. 288 с.

REFERENCES

1. Abitov I. R., Ergunov N. G., Gorodeckaya I. M. Optimizm kak resurs preodoleniya trudnoj zhiznennoj situacii v rannej i srednej vzroslosti // Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii. 2019. № 2. S. 15-22.

2. Bodrov V. A. Psihologicheskij stress: razvitie i preodolenie. Moskva: PER SE, 2019.

528 s.

3. Vardanyan Yu. V., Paramonov A. A. Trening kak sredstvo razvitija stressoustojchivosti pedagogov s formirujushhimsja jemocional'nym vygoraniem // Uchebnyj jeksperiment v obrazovanii. 2020. № 2 (94). S. 7-14.

4. Vodop'yanova N. E. Sovremennye koncepcii resursov sub"ekta professional'noj deyatel'nosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psihologiya. Pedagogika. 2015. № 1. S. 45-54.

5. Leont'ev D. A. Samoregulyaciya, resursy i lichnostnyj potencial // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2016. № 62. S. 18-37.

6. Merlin V. S. Psihologiya individual'nosti: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta. 2009. 542 s.

7. Fromm Je. Revoljucija nadezhdy. Moskva: AST, 2006. 288 s.

Информация об авторах

Ю.В. Варданян — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой

психологии;

Ж.М. Камаева — аспирант кафедры психологии.

Information about the authors

Yu. V. Vardanyan - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of

Psychology;

Zh. M. Kamaeva — postgraduate student of the Department of Psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.