Научная статья на тему 'Психологическая структура проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер разных специализаций'

Психологическая структура проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер разных специализаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
646
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПСИХИАТРИИ / ХИРУРГИИ / ТЕРАПИИ / ПЕДИАТРИИ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уварова Г.Н.

исследовались предметные деформации (возникающие в процессе специализации) медицинской сестры. Эмпирически выявлены: 2-факторная структура профессиональной деформации личности психиатрических медицинских сестер; 3факторая структура профессиональной деформации личности хирургических медицинских сестер; 4-факторная структура профессиональной деформации личности терапевтических медицинских сестер; 4-факторная структура профессиональной деформации личности педиатрических медицинских сестер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер разных специализаций»

замкнуться только в рамках отдельной национальной культуры приводят лишь к обеднению духовной жизни, к замкнутости и даже деградации.

Позиция терпимости и доверия в области образования и воспитания - это основа для развития будущих поколений в духе культуры мира, мирного существования человечества, а не конфликтов.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.,

2002.

2. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. № 4.

3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособие. -М., 2004.

4. Рукавишников В.О. Социальная напряженность // Диалог. 1990. № 8.

5. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М., 2008.

6. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. - М., 2000.

Г.Н. Уварова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРОЯВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР РАЗНЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ

PSICHOLOGICAL STRUCTURE PROFESSIONAL DEFORMATION FEATURES OF THE PERSONALITY OF NURSES OF DIFFERENT SPECIALTIES

Аннотация: исследовались предметные деформации (возникающие в процессе специализации) медицинской сестры. Эмпирически выявлены: 2-факторная структура профессиональной деформации личности психиатрических медицинских сестер; 3-факторая структура профессиональной деформации личности хирургических медицинских сестер; 4-факторная структура профессиональной деформации личности терапевтических медицинских сестер; 4-факторная структура профессиональной деформации личности педиатрических медицинских сестер.

Ключевые слова: профессиональная деформация личности; сестринское дело в психиатрии, хирургии, терапии, педиатрии; факторная структура профессиональной деформации личности медицинских сестер.

Abstract: subject deformations (arising in the process of specialization) medical nurse have been studied. Empirically identified: 2-factor structure professional deformation of the personality of psychiatric nurses; 3-factor structure professional deformation of the personality of surgical nurses; 4-factor structure professional deformation of the personality of therapeutic nurses; 4-factor structure professional deformation of the personality of pediatric nurses.

Keywords: professional deformation of the personality; nursing in psychiatry, surgery, therapy, psychiatry; factor structure professional deformation of the personality of medical nurses.

© Г.Н. Уварова, 2012

На современном этапе развития здравоохранения в России одной из приоритетных задач является повышение качества медицинской помощи, в том числе и сестринской. Профессиональная деятельность медицинской сестры обладает определенными особенностями: работа в условиях постоянного контакта с пациентами (страдающими), психика которых изменена в связи с имеющимися заболеваниями, высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье других людей. Все это создает систему факторов, негативно действующих на личность медицинской сестры, влияющих на качество сестринских услуг, предрасполагающих к возникновению и развитию профессиональной деформации личности.

Специфика любой профессиональной деятельности такова, что она накладывает свой отпечаток на человека, как субъекта этой деятельности. Основной характеристикой деятельности является ее предметность. А.Н. Леонтьев отмечал, что при исследовании конкретных видов деятельности можно различать их по разным основаниям: «по форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности...» [2, с. 80]. Именно предмет, объект, над которым трудится человек, в основном и определяет и формирует его сознание, поскольку субъект деятельности «вынужден проживать рабочее время в логике предмета, обязан вникнуть в него мысленно и эмоционально слиться с ним, чтобы гарантированно получить требуемый продукт» [1, с. 46]. В общем виде можно сказать, что предметом и объектом труда медицинской сестры является пациент, имеющий физические или психические заболевания.

Цель исследования - выявить содержание и структуру проявлений профессиональной деформации личности медицинских сестер, разных специализаций. Гипотеза исследования: в процессе специализации медицинских сестер возникают специальные профессиональные деформации. В ходе исследования применялись следующие методики: опросник «Уровень профессиональной деформации личности» (И.В. Тихомирова), опросник выявления форм агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки (в адаптации Э.Ф Зеера, Э.Э. Сыманюк), методика диагностики коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), методика определения уровня рефлексивности (Карпов В.В. Пономарева А.В.), опросник «Эмпатия» (адаптированный вариант методики А.А. Меграбяна), методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А.А. Реана).

В исследовании приняли участие 203 респондента, проходивших курсы повышения квалификации в «Центре повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» Ростовской области. Возрастной диапазон испытуемых - от 21 до 66 лет, медицинский стаж работы - от 1 года до 45 лет. Было сформировано четыре группы: 55 медицинских сестер психиатрических учреждений; 45 медицинских сестер хирургических отделений; 44 медицинские сестры терапевтических отделений; 59 медицинских сестер педиатрических отделений.

Факторный анализ данных позволил выделить в группе психиатрических медицинских сестер 2 фактора (66,95% объясненной дисперсии), в группе хирургических медсестер - три фактора (56,96% объясненной дисперсии), в группе терапевтических медсестер - четыре фактора (72,34% объясненной дисперсии), в группе педиатрических медсестер - четыре фактора (57% объясненной дисперсии). Результаты факторного анализа сложно назвать идеальными, но они пригодны для содержательной интерпретации.

Проанализируем факторную структуру профессиональной деформации личности психиатрических медицинских сестер. Выделенный в ходе интерпретации факторной структуры фактор первый включает высокие показатели общей интолерантности, коммуникативной интолерантности (стремление сделать другого удобным и категоричность в оценке других) и низкие уровни действенной эмпатии и

сопереживания. Это самый значимый из эмпирически выделяемых факторов, он объясняет 51,43% дисперсии исходных признаков. Фактор второй соотносится с агрессивностью (косвенной, вербальной, физической). Он позволяет описать всего 15,5% дисперсии исходных признаков.

В процессе факторного анализа полученных результатов в группе хирургических медицинских сестер было выделено три фактора. В первый фактор, объясняющий 31,81% дисперсии входят показатели агрессии (вербальной, физической), раздражения и показатели интолерантности (стремление перевоспитывать, стремление сделать другого удобным, неумение скрывать неприятные чувства). Фактор второй определяется низким уровнем рефлексивности. Он позволяет описать 14,92% дисперсии исходных признаков. Фактор третий соотносится с повышенной внутренней и внешней положительной мотивацией, в сочетании со сниженным сопереживанием и действенной эмпатией. Получено странное сочетание высокой внутренней мотивации и равнодушия. Это не самый важный фактор проявления профессиональной деформации личности хирургических медицинских сестер, он позволяет описать всего 10% дисперсии исходных признаков.

Первый фактор, описывающий профессиональную деформацию личности терапевтических медицинских сестер, определяется высоким уровнем физической, вербальной и косвенной агрессии. Это самый значимый из выявленных четырех факторов - он позволяет описать 37,74% дисперсии исходных данных. Второй фактор включает показатели коммуникативной интолерантности (нетерпимость к дискомфорту других, консерватизм и категоричность в оценке других, нежелание принимать индивидуальность другого), в сочетании с пониженной действенной эмпатией и сопереживанием. Это второй по значимости из эмпирически выделенных факторов - он описывает 13,97% дисперсии исходных данных. Третий фактор включает повышенный уровень коммуникативной интолерантности (стремление сделать другого удобным, неумение прощать другому ошибки) в сочетании со сниженной общей коммуникативной компетентностью. Этот фактор может рассматриваться как вариант второго фактора. С помощью этого фактора можно описать лишь 12,47% дисперсии исходных показателей. В четвертый фактор входит высокий уровень подозрительности. Это самый малозначительный из эмпирически выделенных факторов - он описывает только 8% дисперсии исходных показателей.

Рассмотрим факторную структуру профессиональной деформации личности педиатрических медицинских сестер. Первый фактор определяется высоким уровнем вербальной, косвенной агрессии, раздражения и физической агрессии. Он позволяет описать 27,33% дисперсии исходных данных. Второй фактор содержит коммуникативную интолерантность, Когнитивные проявления которой включают консерватизм и категоричность в оценке других. Эмоциональные проявления отражены в показателях: нетерпимость к дискомфорту других и неумение скрывать неприятные чувства. С помощью данного фактора можно описать 13,58% разброса исходных признаков. Фактор третий определяется низким уровнем рефлексивности (рассмотрение будущей деятельности и рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми), он позволяет описать лишь 9,65% дисперсии исходных данных. Пятый фактор соотносится с поведенческими проявлениями, описывающими отдельные показатели интолерантности: нежелание принимать индивидуальность другого, отношение к другому через восприятие себя как эталона, неумение прощать другому ошибки. Этот фактор является наименее значимым в описании профессиональной деформации личности педиатрических медицинских сестер. Он объясняет только 6,4% дисперсии исходных признаков.

Получены два фактора, которые описывают психологическую структуру профессиональной деформации личности медицинской сестры независимо от ее специализации - это агрессивность и коммуникативная интолерантность.

Агрессивность как самостоятельный фактор входит в структуру профессиональной деформации личности у психиатрических, хирургических, терапевтических и педиатрических медицинских сестер. Агрессивность в сочетании с коммуникативной интолерантностью входит в факторную структуру профессиональной деформации личности хирургических медицинских сестер. Важно отметить, что вербальная и физическая агрессия являются профессионально обусловленными деформациями личности медицинских сестер. Наиболее ярко выражена тенденция к косвенной агрессии у психиатрических, терапевтических и педиатрических медицинских сестер. Склонность к раздражению присуща хирургическим и педиатрическим медицинским сестрам. У терапевтических медсестер выявлена склонность к подозрительности. Агрессия медицинской сестры выражается в нарушении профессионально-нравственных норм взаимодействия медицинского работника и пациентов.

Необходимо отметить, что в группе психиатрических и терапевтических медицинских сестер вторым фактором профессиональной деформации личности является коммуникативная интолерантность и равнодушие. Также в группе терапевтических медсестер самостоятельно выделен фактор коммуникативной интолерантности. Интересно, что в группе педиатрических медсестер выявлено два самостоятельных фактора связанных с коммуникативной интолерантностью: когнитивные, эмоциональные проявления и поведенческие проявления, описываемые отдельными показателями интолерантности.

Выявлены следующие проявления профессиональной деформации личности психиатрических, хирургических, терапевтических и педиатрических медицинских сестер:

- склонность к вербальной и физической агрессии;

- коммуникативная интолерантность (стремление другого сделать удобным, нежелание принимать индивидуальность другого, консерватизм и категоричность в оценке других);

- равнодушие (кроме педиатрических медицинских сестер).

Выделены предметные деформации (возникающие в процессе специализации) медицинских сестер. Психологическими особенностями профессиональной деформации личности хирургической медицинской сестры является: низкий уровень рефлексивности; высокая внутренняя мотивация и равнодушие; стремление перевоспитывать и неумение скрывать неприятные чувства. Особенности профессиональной деформации личности терапевтической медицинской сестры: враждебность, нетерпимость к дискомфорту других и неумение прощать другому ошибки. К особенностям профессиональной деформации личности педиатрической медицинской сестры можно отнести: низкий уровень рефлексивности; эмоциональные проявления, которые выражены в показателях - нетерпимость к дискомфорту других и неумение скрывать неприятные чувства; поведенческие проявления, описываемые отдельными показателями интолерантности - неумение прощать другому ошибки, отношение к другому через восприятие себя как эталона и плохая приспособляемость к характерам других.

Литература

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб, 2004. - 272

с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М, 2004. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.