Научная статья на тему 'Психологическая структура преступного действия несовершеннолетнего правонарушителя'

Психологическая структура преступного действия несовершеннолетнего правонарушителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
575
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПСИХИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ / VICTIMOLOGY / DETERMINANTS / JUVENILE DELINQUENTS / LAW SOCIALIZATION / DELICT / PSYCHIC DISCOMFORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малюшина Ю. А.

Автором в результате психологического анализа более 850 уголовных дел и присутствия на различных следственных действиях и 82 судебных процессах в течение четырех лет в качестве специалиста-психолога делаются определенные выводы по формированию противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY STRUCTURE OF CRIMINAL ACT OF THE MINOR OFFENDER

As the result of the psychological analysis of more than 850 criminal cases and the attendance on various investigations and in 82 judicial trials during 4 years as a psychologist, the definite conclusions about the formation of the delinquent behavior are made by the author.

Текст научной работы на тему «Психологическая структура преступного действия несовершеннолетнего правонарушителя»

® экспертных оценок. Применяется тогда, когда целями экспертизы является разработка прогнозов или анализ динамики изменения показателей, характеризующих объект экспертизы. Использование этого метода предполагает построение графика на основе статистических данных. При построении дискретной экспертной кривой выявляются характерные точки, в которых наблюдается или ожидается смена тенденций изменения показателя от рассматриваемого параметра, а также значения показателя в характерных точках. Далее от дискретных экспертных кривых осуществляется переход к экспертным кривым. Выявленная тенденция динамики анализируемого показателя посредством экстраполяции позволяет наглядно представить разные сценарии развития ситуации, что часто бывает необходимым при разработке прогнозов. Экспертные кривые могут использоваться как при анализе управленческих ситуаций, так и непосредственно при разработке управленческих решений.

Эти методы позволяют находить новые, оригинальные решения проблем и способствуют развитию коллегиальности в процессе принятия сложных решений. Однако следует учитывать то, что между разными методами, используемыми в управленческой деятельности (методами моделирования, экспертными методами и др.), на практике трудно установить четкие границы, так как разрешение комплексных про-

блем современного управления требует комплексного, системного использования логических, эвристических, математических и статистических приемов. Не какая-либо одна, а значительная группа способов формирует тот или иной метод.

1 См.: Easton A. Complex managerial decisions involving multiple objec-tives. NY 1973. Р. 157—164.

2 См.: Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. М., 1982; Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996; Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М., 1981; Петровский А.М., Панкова Л.А., Шнейдерман М.В. Организация экспертных процедур. М., 1984.

3 Coombs C.H. Comparing incomparables: compressing partial orders to form decisions. Theory of data. NY, 1964. Р. 284—291.

4 Вычисление «достоинств» альтернатив осуществляется по следующей формуле:

1

£ W

£ (wUj )

j=i

i

1-n

]=1

где Wj — весовой коэффициент приданной цели г; Щ — ценность альтернативы у для достижения цели г; п — параметр, изменение которого определяет способ вычисления «достоинств» альтернативы и, следовательно, правило выбора лучшего решения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЙСТВИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ

Ю.А. МАЛЮШИНА,

Курганский государственный университет levretka_juliya@mail.ru

Аннотация. Автором в результате психологического анализа более 850 уголовных дел и присутствия на различных следственных действиях и 82 судебных процессах в течение четырех лет в качестве специалиста-психолога делаются определенные выводы по формированию противоправного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: виктимология, детерминанты, несовершеннолетние правонарушители, правовая социализация, правонарушение, психический дискомфорт.

PSYCHOLOGY STRUCTURE OF CRIMINAL ACT OF THE MINOR OFFENDER

YU.A. MALYUSHINA,

Kurgan state university

The summary. As the result of the psychological analysis of more than 850 criminal cases and the attendance on various investigations and in 82 judicial trials during 4 years as a psychologist, the definite conclusions about the formation of the delinquent behavior are made by the author.

Key words: victimology, determinants, juvenile delinquents, law socialization, delict, psychic discomfort.

Проблема изучения криминального поведения несовершеннолетних встает особенно остро в связи с актуальностью данной проблемы. Криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению криминализации общества. Усиливаются девиации негативные — насильственная и корыстная преступность, подростковая делинквентность, аморальность. Растет социальная незащищенность граждан. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования, в том числе и изучение мотивации криминального поведения несовершеннолетних.

Данное исследование позволяет расширить представления о несовершеннолетних правонарушителях и обосновать необходимость комплексного, компаративистского подхода к изучению данной проблемы.

Для того чтобы эффективно расследовать преступления, совершаемые несовершеннолетними, нужно изучить психологическую структуру преступного действия. В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждается в работах Ю.В. Чуфаров-ского, Башкатова, который исследовал социально-психологические особенности групп несовершеннолетних правонарушителей, а также А.И. Долговой, Д.З. Зиядовой, Н.А. Подольного. В зарубежной литературе также уделяют большое внимание криминализации подростковой среды (О. Папир, Д. Мэй, А. Регнери) и выделяют два типа детей-лидеров: «положительных» и «отрицательных», а затем проводят сравнение с формированием преступности. Анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет предположить, что центральным звеном в психологическом механизме преступного поведения несовершеннолетних является принятие субъектом преступной цели, формирование криминальной мотивации.

Важность изучения выделенных вопросов обусловлена необходимостью решения противоречия, возникающего в результате анализа литературы по изучаемой проблеме. С одной стороны, это выявление неоднозначного понимания феномена криминальной мотивации, с другой — обусловленность механизмов «фрустрационных» типов криминального поведения несовершеннолетних — агрессивно-защитный, оппозиционный (один против всех, постоянная защита от окружающих). Данные противоречия имеют большое значение и являются достаточно принципиальными, что позволяет изучить социально-психологические детерминанты мотивации криминального поведения несовершеннолетних и определить особенности психологической структу-

ры преступного действия несовершеннолетних правонарушителей с целью повышения эффективности тактики допроса, коррекционной работы, профилактики девиантного поведения данной категории лиц. Преступное действие — это мотивированный, целенаправленный, сознательный и управляемый акт противоправного поведения, которым достигается определенная цель, и этот акт не разлагается на более простые. Каждое действие имеет смысловое содержание и направлено на достижение относительно близких целей, которыми оно регулируется в период его осуществления. Мотивы, побуждающие определенное лицо к действию, удовлетворяются при осуществлении поставленной цели. В силу этого преступное действие приобретает определенный смысл и носит характер законченного волевого акта [5, 54].

Кроме содержания преступное действие имеет внутреннюю структуру, главными компонентами которой являются:

1) мотив, цель действия и форма вины лица (психологические компоненты);

2) предмет действия, способ, средства и условия его реализации (физические и вещественные компоненты);

3) результат действия, т.е. последствия, которые наступили от действия.

Цель как компонент преступного действия выполняет в нем определенные функции. Первая функция состоит в осознании действующим лицом объекта, предмета или лица, на которое направляется его действие. Вторая функция выражается в желании достигнуть определенного результата этого действия. Благодаря цели лицо регулирует свои действия и направляет их на достижение того результата, который содержится в ней. Мы согласны с точкой зрения Ю.В. Чуфаровского в том, что на практике, в частности в процессе предварительного расследования, для смысловой характеристики преступного действия недостаточно знать только его цель. Кроме цели каждое действие имеет свой мотив. Совершая конкретное действие, лицо может руководствоваться различными побуждениями. Для правильного понимания волевого действия очень важно уяснить себе истинное соотношение между побуждениями и целью волевого действия. Осознанная цель, несомненно, играет очень существенную роль в волевом действии, она должна определять весь его ход. Но цель, которая детерминирует волевой процесс, сама причинно детерминируется побуждениями, мотивами, которые являются отражением в психике потребностей, интересов и т.п. Всеми поступками людей руководят их побуждения, т. е. определенные мотивы.

Взаимосвязи элементов мотивационных процессов криминального поведения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Элементы мотивационных процессов криминального поведения

Необходимо упорядочить и систематизировать представления об этих элементах психической деятельности, проследить их взаимосвязи и различия, теснее связать теоретические знания с практическими потребностями юридических органов. Следует отметить, что для сотрудников правоохранительных органов важно всегда своевременно выявить и понять действенные мотивы лица и на этой базе постараться убедить и переубедить его. Установление мотива действия ведет к раскрытию смыслового содержания действия и является основой для установления психологического контакта и соответствующего воздействия на личность. Важно отметить, что преступное действие имеет два этапа: мотивационный (подготовительный) и этап его практического осуществления. Здесь следует отличать этапы преступного действия от стадий совершения преступления в виде приготовления и покушения. Стадии совершения преступления имеют место на этапе его практического осуществления, в то время как подготовительный этап предшествует практическому осуществлению преступного поведения и происходит только в сознании данного лица. Как правило, приступая к действию, лицо мысленно создает его модель в своем уме. Подготовка преступного действия в сознании лица (его мотивация) составляет первый подготовительный этап, который состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. Побуждения сами по себе не могут явиться источником действия. Чтобы стать таким источником, они должны быть осознаны лицом в качестве мотива.

Связи потребности и мотива имеют двусторонний характер. Возникший мотив видоизменяет исходную потребность, но она оставляет свое специфическое представительство в направленности субъекта, его сознании, переживается в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений.

Психологический анализ потребностей необходимо преобразуется в анализ мотивов. Мотивы деятель-

ности несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей.

Чаще всего в психологических исследованиях мотив рассматривается как: 1) предмет удовлетворения потребности; 2) намерение; 3) свойство личности; 4) состояние.

Как предмет удовлетворения потребности мотив рассматривается А.Н. Леонтьевым следующим образом: «материальный или идеальный, непосредственно данный или лишь представляемый предмет потребности». В качестве предмета потребности выступают материальные и идеальные объекты, целостные события, действия субъекта. Мотив как объект, включенный в систему реализации отношений «субъект — мир», следует отметить, у Д.А. Леонтьева приобретает в этой системе свойство побуждать и направлять деятельность субъекта. С позиции Ю.М. Забродина, Б.А. Сосновского планомерное изучение разнообразных потребностно-мотивационных феноменов — это путь к исследованию соответственно субъективности психического отражения, его живой пристрастности как зависимости от потребностей, мотивов, эмоций, смыслов. Смысловая картина личности достаточно богата. Мотив и смысл существуют в единстве, но не в тождестве. Мотивационная структура направленности более устойчива, чем другие психологические взаимосвязи соответствующих смысловых конструктов [1]. Авторский анализ следственной и судебной практики показывает: исследуя мотив и цель преступления, мы тем самым приходим в конечном итоге к раскрытию тех психологических и характерологических черт субъекта преступления, которые составляют содержание его антиобщественной установки. Мотивация преступного поведения — один из важнейших его элементов, выявление и изучение которого позволяет глубже понять причины этого поведения и особенности личности правонарушителя, определить наиболее эффективные пути его исправления и перевоспитания, наметить и осуществить

меры предупреждения преступлений. На стадии криминальной мотивации может обнаружиться расхождение между целью действия и его нежелательными последствиями, между намеченной целью и трудностями ее осуществления в данных условиях и т.д. На этом основании нередко возникает внутренний контакт противоречивых побуждений, называемый борьбой мотивов, который состоит в столкновении нескольких, достаточно несовместимых между собой побуждений лица. Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного психологического и социального уровня. Ими могут быть, например, низменные чувства и доводы разума, чувство мести и интересы дела, органическая потребность и служебный долг, корыстный интерес и должностная обязанность и т.д. [3, 124].

Подготовительный этап завершается принятием лицом решения о совершении преступления или воздержании от него. Интересен также и тот факт, что лицу, совершающему преступление, приходится принимать решение в различных психологических условиях: 1) это могут быть простые условия без стрессов и возбужденного состояния, когда имеется достаточно большое время на обдумывание своего плана действий, в результате чего может возникнуть расчетливое преступление, продуманное до мельчайших деталей; 2) сложные психологические условия: в виде сильного возбуждения, отсутствия времени на продумывание решения, наличия конфликтной ситуации, когда одному лицу противостоит воля другого лица, что может впоследствии привести к нетрензитивному преступному поведению (основанному на порывах эмоциональных состояний). Так, например, после проведенного психологического анализа уголовного дела, возбужденного по факту причинения тяжких телесных повреждений и покушения на убийство, и беседы с подозреваемой несовершеннолетней К. 16 лет нами было выявлено, что девочка нанесла своему знакомому Н. (18 лет) несколько ударов ножом в брюшную полость в связи с тем, что он стал говорить различные непристойные слова, а затем начал избивать девочку, нанеся ей несколько ударов по голове, ногам и в область грудной клетки. Она случайно вырвалась от него и побежала на кухню, он поспешил за ней, она схватила нож и ударила им в живот молодому человеку. Следует отметить, что данное преступное поведение можно отнести к нетрензитивному криминальному поведению, так как вначале возникла конфликтная ситуация, а затем этот молодой человек стал оказывать на девочку как физическое, так и психическое давление. Данное преступное действие она совершила на порывах эмоционального состояния и с целью обороны.

Как правило, после принятия решения наступает главный этап — реализация сформированной мотивом и целью воли лица в действиях. На исполнительной стадии проект воплощается в реальные действия

и их результаты. Исполнение преступления требует волевых усилий, которые «питаются» силой мотива, и цели действующего лица. На этой стадии психическая деятельность лица проявляется в регулировании осуществляемого действия в соответствии с его целью. На подготовительной стадии мотив и цель формируют решение и порождают волю лица. В стадии исполнения преступления они определяют содержание уже сформированной воли лица, выступая ее смысловой стороной. Свою функцию мотив и цель в дальнейшем выполняют путем корректировки направленности совершаемых действий [2]. В ходе преступной деятельности мотив может остаться как неизменным и стать действующим мотивом, может исчезнуть или замениться другими или осложниться добавлением нового, дополнительного мотива, а также может произойти переосмысление мотива путем замены его социально-положительным мотивом поведения. Примером подобного переосмысления мотива может служить добровольный отказ от дальнейшего совершения преступления, явка с повинной (когда преступление уже окончено), способствование предупреждению наступления вредных последствий, а также самооценка преступления в ходе расследования, чистосердечное раскаяние в содеянном и активное способствование его раскрытию. Заметное место в мотивации преступных действий может принадлежать употреблению алкоголя или психоактивных веществ. Следует отметить, что данные вещества снимают состояние внутреннего напряжения, скованности. Под влиянием алкоголя, наркотических веществ человек перестает смотреть на себя глазами других. Вначале создается иллюзия внутренней легкости и желания общения, поэтому обычная мотивация поведения трансформируется, и человеку кажется, что он ведет себя весьма логично. Фактически же у него нарушается привычная мотивация и организация поступков и поведения, поведение становится или неадекватным, или преступным [4, 39].

Искреннее осуждение таких действий встречается редко, но при этом вслед за признанием обычно следуют рассуждения, направленные на то, чтобы свести вину к минимуму (здесь действуют механизмы психологической самозащиты, снижающие, нейтрализующие или совсем снимающие барьеры нравственно-правового контроля при нарушении уголовно-правовых запретов). Именно на этой основе происходит самооправдание и внутреннее высвобождение от ответственности за совершаемое и совершенное преступление [6]. Подросткам присущи такие особенности, как недостаток социального опыта, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию; противоречивость и неустойчивость в поведении и во взглядах; подверженность посторонним влияниям. Им свойственно желание казаться взрослыми, и поэтому путем не-

правомерных поступков они демонстрируют свою «взрослость». Существенным звеном исполнения действия являются его предметно-вещественные компоненты, т. е. орудия, средства и условия, благодаря которым достигается цель действия. Внешние условия могут благоприятствовать или препятствовать достижению цели. На наш взгляд, одной из главных составляющих мотивации криминального поведения несовершеннолетних являются мотивы межличностного общения. Эта группа мотивов состоит из нескольких компонентов, таких как: мотивы личной неприязни, обиды, мести, ревности и другие побуждения, связанные с конфликтом между правонарушителем и потерпевшим. К этой группе относятся мотивы, «абстрагированные» от непосредственных взаимоотношений, например мотивы самоутверждения, превосходства над окружающими, насилия над ними, эгоцентризма, а также демонстративные хулиганские мотивы, вызванные показным пренебрежением к обществу, другим людям. Они нередко порождены сочетанием эгоистических установок с чувством неудовлетворенности, расхождением между уровнем притязаний лица и возможностями их удовлетворения.

По анализу анкетных данных по методикам «Опросник межличностных отношений» Шутца, который предназначен для оценки типичных способов отношения к людям, было выяснено, что доминирующие показатели были обнаружены у правонарушителей по шкале Ае низкое и означают, что индивид очень осторожен в выборе партнера по общению и установлению близких интимных отношений, — 69%, Aw низкое означает, что индивид осторожен при выборе лиц, с которыми он создает более глубокие эмоциональные отношения, — 57%, Се низкое означает, что человек старается избегать принятия решений и взять на себя ответственность, многие правонарушители являются исполнителями и подчиненными определенным лицам, выполняют их задания, они очень конформны — 48%, 1е низкое означает, что правонарушители, после того что с ними произошло, боятся быть среди чужих людей и не имеют тенденцию их искать — 52%, они предпочитают находиться в своей среде, т.е. можно сказать, что межличностные отношения могут стать причиной дальнейшего делинк-вентного поведения. У учащихся школы, колледжа, наоборот, была выявлена тенденция к общению с другими людьми — 84% 1е высокое, предпочитают общаться с малым количеством людей — 52% ^ низкое, но они себя чувствуют очень хорошо среди людей и предпочитают брать ответственность за

свои поступки — 69%, не любят брать руководство на себя, контролировать других — 42%, им также не нравится, когда их контролируют, — 40%. Межличностные отношения — это система установок, ориен-таций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга, и они могут являться основным фактором формирования преступного поведения у несовершеннолетних.

Таким образом, в структуре преступного поведения несовершеннолетних особое значение приобретают динамические процессы, обусловленные взаимодействием ее потребностей, их субъективной значимостью для данного лица, криминогенной ситуацией и оценкой субъектом того, в какой мере достижение выдвинутых им целей в конкретной ситуации позволит удовлетворить значимую для него потребность. Мотивация преступного поведения — это внутренний процесс для того лица, чье поведение мы исследуем. Но ведь и само это лицо, и его мозг, и все психические процессы этого мозга, включая мотивацию, являются внешними для исследователя, они существуют объективно, независимо от воли этого исследователя и могут быть им познаны в соответствии с возможностями современной науки. На наш взгляд, криминальная мотивация является динамичным процессом, она тесно связана со всеми элементами преступного поведения: актуализацией потребности, возникновением и формированием мотива, целеобразованием, выбором путей достижения цели, прогнозированием возможных результатов, принятием решения, контролем и коррекцией действий, анализом наступивших последствий, раскаянием или выработкой защитного мотива.

Литература

1. Забродин Ю.М, Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. № 6.

2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера (при участии Юрайт—М), 2001.

3. Кудрявцев В.Н. Проблема мотивации в криминологии // Криминальная мотивация. М.: Просвещение, 1986. С. 180.

4. Косолапова Н.В., Иванова А.М. Юридическая психология: Конспект лекций. М.: Юрайт Издат, 2007. С. 67.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Право и Закон, 1997. С. 54.

6. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов / Отв. ред. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 2000. С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.