Научная статья на тему 'Психологическая специфика религиозной конверсии лидеров новых языческих общин'

Психологическая специфика религиозной конверсии лидеров новых языческих общин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
372
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium heptaplomeres
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ КОНВЕРСИЯ / "РОДНОВЕРИЕ" / СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРОВ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫЧЕСКИХ ОБЩИН / RELIGIOUS CONVERSION / RODNOVERIE / MODERN PAGANISM / PSYCHOLOGY OF THE LEADERS OF MODERN PAGAN COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гусева Евгения Сергеевна, Шиженский Роман Витальевич

В статье раскрывается психологическая специфика «вхождения» в «родноверие» лидеров современных языческих общин. В ходе сравнительного анализа результатов анкетного опроса лидеров и рядовых членов общин выявлено, что между этими группами нет значимых различий в частоте встречаемости разных факторов религиозной конверсии. Первостепенными оказались такие факторы как национальная идентичность и стремление к единству с природой. Подсчитано, что средний период формирования новой языческой идентичности составляет 2,5 года. Только в личном анамнезе лидеров общин обнаружены детские воспоминания, субъективно воспринимаемые ими как «языческие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SPECIFICITY RELIGIOUS CONVERSION NEW LEADERS PAGAN COMMUNITY

The article reveals the psychological specifics of "entry" into the "Rodnoverie" (Ancestral beliefs) of leaders of modern pagan communities. In the course of comparative analysis of the results of a questionnaire survey of the leaders and ordinary members of such communities it was revealed that between these groups there are no significant differences in terms of frequency of appearing of various factors of religious conversion. The primary factors were such as national identity and the desire for unity with the nature. It is estimated that the average period of formation of a new pagan identity is 2.5 years. In the personal history of community leaders only there are found childhood memories, which subjectively perceived by them as "pagan" ones.

Текст научной работы на тему «Психологическая специфика религиозной конверсии лидеров новых языческих общин»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ ЛИДЕРОВ НОВЫХ ЯЗЫЧЕСКИХ ОБЩИН

© Гусева Евгения Сергеевна, старший преподаватель кафедры социальной психологии * © Шиженский Роман Витальевич, к. ист. н., доцент**

* Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Россия) ** Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Россия)

[email protected] [email protected]

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное историко-религиоведческое изучение феномена русского неоязычества» (проект № 15-31-01247).

Феномен так называемого родноверия или современного славянского язычества на сегодняшний день становится всё более привлекательным для исследователей научных дисциплин гуманитарного блока: религиоведов, социологов, историков, культурологов. Однако, на наш взгляд, изучение данного, столь популярного не только в России, но и за рубежом течения, не будет комплексным и полным без освещения его психологических аспектов.

Особенно важным нам представляется рассмотреть «родноверие» как психологический феномен при изучении мотивов «вхождения» в новую языческую среду, которые носят глубоко личностный характер.

В формировании и воспроизводстве нового языческого сознания первостепенную роль играют лидеры диаспор. Потеряв лидера, община может распасться, и, напротив, активный харизматичный лидер может способствовать высокой степени сплочённости своих последователей, увеличить их численность, расширить социальное влияние общины в целом. Вместе с тем, тема религиозного лидерства в психологии на сегодняшний день остаётся неизученной [Ясин 2016].

По результатам анкетного опроса рядовых членов языческих общин, проведённого Р. В. Шиженским и О. С. Тютиной, первостепенной функцией лидера большинство опрошенных считают религиозную (41,7%), далее идёт информационная - (20,7%), потом административная (10,3%) и хозяйственная (9,1%) [Шиженский, Тютина 2016]. Таким образом, превалирующая часть «родноверов» воспринимает своего лидера, в первую очередь, как отправителя культа, жреца. На наш взгляд, такое отношение к лидеру наиболее полно отвечает самому древнему, архетипическому слою психической жизни. Изначально, понятие «харизма» имело религиозные корни. Так, Веберовская концепция харизмы строится на оценке харизматической личности как исключительной, наделённой сверхъестественными, сверхчеловеческими способностями и качествами [Блондель 1992].

На наш взгляд, психологически религиозное лидерство может быть раскрыто с позиции типологии характера. Д. М. Угринович, опираясь на теорию К. Юнга, считает религиозного лидера носителем экстравертированного типа религиозности, для которого религия - это способ самоутверждения, самораскрытия и получения власти [Угринович 1986].

Существует особый, так называемый, идейный, или паранойяльный тип характера, стремящийся к реформированию в любом его виде посредством управления человеческим

ресурсом. Именно представители данного психотипа чаще всего становятся вождями и реформаторами. Отличительной его особенностью является наличие мессианской идеи, которой подчинены все другие личностные ценности и смыслы [Егидес 2008].

Теории мессианского психотипа, на наш взгляд, отвечают результаты исследования Р. В. Шиженского и Е. С. Суровегиной, показавшие, что главнейшей причиной, повлиявшей на мировоззренческий выбор респондентов - лидеров языческих диаспор, является «рок, судьба родиться язычником» [Шиженский, Суровегина 2016].

Целью нашего исследования стал сравнительный анализ психологических факторов религиозного обращения (конверсии) в «родноверие» у лидеров и рядовых членов общин. Произведя подобный анализ, мы сможем глубже понять саму специфику выбора мировоззрения лидерами новых языческих диаспор.

Инструментом исследования стала разработанная в соответствии с его задачами анкета.

Первый блок вопросов анкеты был направлен на выяснение пола, возраста респондентов, их предыдущего вероисповедания. Анкета содержала также вопрос, касающийся причин, повлиявших на выбор стать «родновером», а также вопрос о длительности периода формирования новой религиозной идентичности: сколько времени прошло с момента принятия Вами решения стать «родновером» до полного осознания себя таковым? Исходя из нашей гипотезы о том, что лидеры общин чаще воспринимают себя язычниками с рождения, респондентам предлагалось рассказать о своих первых осознанных мыслях о высшей силе.

Все вопросы носили открытый характер. Полученные в результате анкетирования данные обрабатывались с использованием контент-анализа и метода математической статистики - универсального непараметрического критерия Хи-квадрат Пирсона, позволяющего сравнить частоту встречаемости свойств в разных выборках.

Экспериментальную группу составили лидеры «родноверческих» общин в количестве 12 человек (из них 10 мужчин и 2 женщины) в возрасте от 24 до 57 лет, представляющие следующие союзы, общины и объединения: «Велесов Круг», «Союз Славянских Общин Славянской Родной Веры», «Великий Огонь», «Круг Языческой Традиции», «Троесвет», «Коляда Вятичей», «Земля Даждьбога», «Сварожичи», «SvarteAske». Территориально в опросе приняли участие граждане Российской Федерации (Москва, Новосибирск, Рязань, Калуга, Пермь) и Украины (Житомир).

В контрольную группу вошли рядовые члены Содружества общин «Велесов Круг» -участники праздника «Велесов день», состоявшегося 14 февраля 2016 г. Группа состояла из 17 человек: 13 мужчин и 4 женщины в возрасте от 18 до 60 лет.

Анализ показал, что 42% лидеров общин ранее были православными, 42% -атеистами, 16% (2 человека) - просто допускали наличие высшей силы, не причисляя себя ни к одной из религиозных традиций. Важно отметить, что лидеры диаспор особо подчёркивали в своих анкетах формальный характер ранее разделяемой ими православной веры.

Примерно 46% рядовых язычников (8 человек) ранее были атеистами, 30% (5 человек) - только допускали наличие высшей силы, не причисляя себя ни к одной из религиозных традиций, 24% (4 человека) пришли в «родноверие» из православия.

Анализ результатов показал, что средний период формирования новой языческой идентичности (от принятия осознанного решения стать «родновером» до полного осознания себя таковым) в каждой группе составил примерно 2,5 года. Самый кратковременный -полгода, самый длительный период - 7 лет. А средний возраст, в котором был совершён переход в новую веру, в обеих группах составил 25 лет.

Интересно, что именно лидеры общин наиболее подробно описывали свой «переход» в «родноверие», выделяя его неосознанный (латентный) или малоосознанный этап, который они называли «тягой» к «родноверию», «накоплением ещё неосознанных выводов» в пользу «родноверия», постепенным «формированием мысли», «кристаллизацией мысли». Два

лидера (16%) пояснили, что переход в их настоящую веру «не был резким». Один из них отметил: «какого-то конкретного решения я не принимал, процесс шёл сам собой, я просто шёл дорогой, которую выбирало сердце».

Ответы на вопрос о причине религиозного обращения в каждой группе мы разбили на несколько смысловых областей. В итоге получили следующие группы ответов: осознание своей национальной принадлежности (стремление к корням, ощущение связи с родом); осознание единства с природой; социальный фактор (обращение под влиянием социального окружения (друзей, родственников, авторитетов)); ощущение влияния высших сил (Боги, провидение); интерес (к славянской культуре, истории и «историческим казусам»); потребность в творческой самореализации.

В группе лидеров результаты распределились следующим образом. Осознание национальной принадлежности повлияло на мировоззренческий выбор 64% (8 человек). Осознание единства с природой как фактор, инициирующий «переход» в современное язычество упомянули 24% (3 человека). Только на третьем месте оказался такой фактор как влияние высших сил - 16% (2 человека). Замыкают рейтинг такие психологические причины смены мировоззрения как социальный фактор - 1 человек, и потребность в творческой самореализации - 1 человек

В контрольной группе причину религиозного обращения 36% респондентов (6 человек) можно обозначить как осознание своей национальной принадлежности. В результате осознания единства с природой в «родноверие» пришли 30% опрошенных (5 человек). Социальный фактор детерминирововал 30% религиозных обращений (5 человек). И только 18% «родноверов» (3 человека) указали в качестве причины своего религиозного обращения влияние высших сил. Также 18% респондентов в качестве причины религиозного обращения назвали интерес (интерес к славянской культуре, истории и «историческим казусам»).

Математическая обработка вышеприведённых результатов при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона не обнаружила статистически значимых различий между группами в частоте встречаемости какого-либо из факторов.

Анализ первых осознанных мыслей о высшей силе показал, что лидеры диаспор помнят эти моменты чаще, чем рядовые современные язычники (92% и 36% соответственно).

Из 6-ти рядовых респондентов, помнящих данный опыт, трое отметили первые мысли о боге в 12-14 лет, которые они связали с поиском смысла жизни, появлением в этот период экзистенциальных вопросов и дальнейшим чтением познавательной, в том числе, эзотерической литературы, а также с общением со своими бабушками и дедушками на тему бога. Двое начали задумываться о Боге в период юности, после 20-25 лет, чему способствовало чтение Библии и общение с религиозными людьми. И только один человек рассказал, что впервые задумался о боге в 5 лет под влиянием библейского мультика.

Что касается лидерской группы - 5 респондентов заявили, что первые мысли о боге к ним пришли в 12 лет, когда они переживали личностный кризис и искали смысл жизни. Один человек описал влияние на эти мысли спора со своей бабушкой о боге в возрасте примерно 10 лет. Один человек связал подобные мысли с прочтением баптистской Библии в 20 лет. Один - со страхом смерти в пятилетнем возрасте.

Интересно, что только у родноверов-лидеров встретились ранние детские воспоминания, субъективно воспринимаемые ими как «языческие». Так, один респондент сообщил о восприятии природы как живого организма в возрасте 10 лет. Другой сообщил, как уже в пятилетнем возрасте впервые начал «духопознание»: «Самое раннее, что помню: в детстве (примерно 5 лет) договаривался о добрых отношениях с деревянной птицей, что сидела на зеркале как украшение. Однажды залез на старый шатающийся деревянный геодезический маяк. Когда слез - то неожиданно для самого себя поблагодарил его за то, что он не убил меня - не развалился у меня под ногами. То есть самостоятельное осознание сверхъестественного начиналось не с самого главного Бога, а скорее с такого местного духопознания».

Первый духовный опыт ещё одного респондента связан с «языческим» сновидением: «Однажды, незадолго до дня рождения (14-летия), мне приснился сон, где я увидел двух гигантских витязей в сверкающих доспехах. Я знал во сне, что это - Перун и Один, что они оба являются моими предками (то есть капля крови того и другого течёт в моих жилах), а также знал, что они - родные братья».

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы. У «родноверческих» лидеров не обнаружено никаких специфических факторов перехода в языческую веру. Как у лидеров, так и у рядовых представителей «родноверия» наиболее частой причиной религиозного обращения являются осознание своей национальной принадлежности и стремление к единству с природой.

Также, исходя из результатов исследования, мы не можем говорить о том, что религиозное обращение лидеров имеет свою временную специфику. Средний период формирования новой языческой идентичности в каждой из групп (от принятия осознанного решения стать «родновером» до полного осознания себя таковым) равен 2,5 года.

Однако нужно отметить, что только в анамнезе лидеров общин встречаются ранние детские воспоминания, субъективно воспринимаемые ими как «языческие». Возможно, именно наличие таких воспоминаний позволяет лидерам относиться к своему религиозному обращению как к неслучайному, связанному с предназначением стать язычником. Частично это может быть объяснено феноменом детского анимизма, хорошо описанным в психологии и наиболее характерным для детей пятилетнего возраста, склонных оценивать неживые объекты как живые [Мещеряков, Зинченко 2006]. По какой-то причине именно «родноверческие» лидеры наиболее отчетливо запоминают подобный опыт, либо акцентируют на нём особое внимание.

Список литературы

1) Блондель 1992 - Блондель Ж. Политическое лидерство. - М., 1992.

2) Егидес 2008 - Егидес А. Как научиться разбираться в людях, или психологический рисунок личности. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2008.

3) Мещеряков, Зинченко 2006 - Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак, 2006.

4) Угринович 1986 - Угринович Д. М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986.

5) Шиженский, Суровегина 2016 - Шиженский Р. В., Суровегина Е. С. «Почему я стал язычником»: опыт опроса лидеров диаспор // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2016. - № 6 (68). - Ч. 1. - С. 213-216.

6) Шиженский, Тютина 2016 - Шиженский Р. В., Тютина О. С. Самоидентификация славянских язычников: социальный портрет, государство и образ лидера (по данным полевых исследований) // Новейшая история России. - 2016. - №1. - С.199 - 212.

7) Ясин 2016 - Ясин М. И. Современные направления исследований в психологии религии // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2016. - Том 22. - № 2. - С. 76-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.