Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / ПАЦИЕНТ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Цыганкова Ольга Юрьевна, Лонская Лариса Владимировна

Проблема заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССЗ) относится к тем заболеваниям человека, которые определяют высокий показатель проявления заболевания и смертности в большинстве стран мира. Процесс формирования целостного представления о возникновении и течение заболевания и при этом учитывать не только соматическое здоровье, но факторы психосоциальные позволяет определить эффективную стратегию на этапе диагностики, этапе лечения и реабилитации патологических процессов и состояний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Цыганкова Ольга Юрьевна, Лонская Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF DISORDERS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF PATIENTS WITH DISEASES OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM.

Cardiovascular diseases (CVD) are among the diseases that determine high rates of morbidity and mortality in many countries of the world. The process of forming a holistic view of the occurrence and course of the disease, and at the same time taking into account not only somatic health, but also psychosocial factors, allows us to determine an effective strategy at the stage of diagnosis, the stage of treatment and rehabilitation of pathological processes and conditions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ»

11. Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / под. ред. Л.М. Митиной. - М.: МПСИ. - 2003. -184 с.

12. Пряжников, Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК. - 2002. - 400 с.

13. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М.: МПСИ. - 2010. - 536 с.

14. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. - 1999. - 672 с.

15. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОСУ. - 2001. - 272 с.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук Малютина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат медицинских наук Цыганкова Ольга Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат педагогических наук Лонская Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Проблема заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССЗ) относится к тем заболеваниям человека, которые определяют высокий показатель проявления заболевания и смертности в большинстве стран мира. Процесс формирования целостного представления о возникновении и течение заболевания и при этом учитывать не только соматическое здоровье, но факторы психосоциальные позволяет определить эффективную стратегию на этапе диагностики, этапе лечения и реабилитации патологических процессов и состояний.

Ключевые слова: социально-психологическая реабилитация, психологическое сопровождение, приверженность, пациент, соматическое заболевание.

Annotation. Cardiovascular diseases (CVD) are among the diseases that determine high rates of morbidity and mortality in many countries of the world. The process of forming a holistic view of the occurrence and course of the disease, and at the same time taking into account not only somatic health, but also psychosocial factors, allows us to determine an effective strategy at the stage of diagnosis, the stage of treatment and rehabilitation of pathological processes and conditions.

Key words: socio-psychological rehabilitation, psychological support, commitment, patient, somatic disease.

Введение. Проблема психологических особенностей пациента с сердечно-сосудистым заболеванием интересовала исследователей и подвергалась тщательному анализу не беспочвенно, это одна из задач клинической практики. Известно, что взаимосвязь между психологическими особенностями и клиническими характеристиками пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями помогают дать более детальную характеристику и выбрать более дифференциальный подход к социально-психологическому сопровождению лечебно-восстановительного процесса [1].

Ведущая идея исследования сконцентрирована на раскрытии сути технологии медико-психологическая реабилитации нарушений психоэмоционального состояния и формирование приверженности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В число основных вопросов этой темы включены:

1. работа психолога в реабилитационном отделении с пациентами;

2. содержание этапов психологического сопровождения;

3. описание индивидуальной и групповой работы с пациентами на этапе реабилитации;

4. анализ возможности проведения отдельных элементов психологического сопровождения пациентов с сердечнососудистым заболеванием.

Проблема психологических особенностей пациента с сердечно-сосудистым заболеванием интересовала исследователей и подвергалась тщательному анализу не беспочвенно, это одна из задач клинической практики. Известно, что взаимосвязь между психологическими особенностями и клиническими характеристиками пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями помогают дать более детальную характеристику и выбрать более дифференциальный подход к социально -психологическому сопровождению лечебно-восстановительного процесса.

Изучение проблемы психологического и эмоционального состояния пациентов с учетом индивидуальных характеристик его соматического здоровья, а также разработка и использование технологий сопровождения позволяют определить основные направления построения протокола психологической поддержки, которая включает в себя психологическую диагностику, психологическую коррекцию, и психологическую профилактику.

Цель статьи: провести диагностику пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, разработать технологию медико-психологической реабилитации нарушений психоэмоционального состояния и формирование приверженности пациентов кардиологического профиля.

Задачи статьи:

1. Провести диагностику пациентов, находящихся на амбулаторном этапе реабилитации.

2. Провести анализ полученных результатов диагностики и дать характеристику.

3. Разработать технологию комплексной медико-психологической реабилитации.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день накоплен доказательный материал значительного влияния острого, хронического стресса в формировании риска развития и обострения кардиологических заболеваний и дальнейшего ухудшения соматического здоровья при уже резвившейся сердечно-сосудистой патологии [2]. Также можно отметить, что всесторонне изучены механизмы влияние стресса на сердечно-сосудистую систему, психоэмоциональное состояние пациента, поведенческие изменениями на фоне нервно-психического напряжения.

Состояние стресса мобилизует внутренние ресурсы пациента, направленное на новые возможности для противостояние негативным факторам внешней среды. Первостепенной задачей этапа реабилитации является профилактика стрессовых

состояний, исключить переход острого стрессового состояния в хронический стресс и стабилизация психоэмоционального состояния пациентов.

Несмотря на многие исследования влияния личности больного на индивидуальное протекание болезни и процесс восстановления, все больше уделяется внимание психологической адаптации пациента к стрессовым условиям возникновения хронического заболеваниях [3]. Личностная психологическая адаптация к болезни определенно связана с механизмами психической компенсации, внутренними ресурсами пациента, которыми пользуется человек при возникновении стрессовой ситуации.

Ведущая идея исследования сконцентрирована на раскрытии сути технологии медико-психологическая реабилитации пациента, формировании эмоционального состояния и приверженности пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Исследование проводилось на базе БУЗОО «Клинический кардиологический диспансер». Под наблюдением находились 31 пациент, которые проходили курс реабилитации и состояли на учете в БУЗОО «Клинический кардиологический диспансер» [4].

На первом этапе сопровождения включается диагностика эмоциональной сферы личности пациента и по итогам диагностики медицинским психологом составляется психологический статус пациента.

Основной диагностический инструментарий был подобран с целью оценки психоэмоционального состояния пациента:

1. оценка личностной тревожности пациента;

2. оценка уровня депрессии пациента;

3. оценка уровня психологического стресса пациента;

4. сформированность копинг-механизмов у пациента;

5. личностный опросник приверженности к лечению на этапе реабилитации;

6. личностный симптоматический опросник.

Основные требования к программе методик для диагностики пациентов:

1. решение конкретной задачи, объективное измерение состояния пациента в момент прохождения этапа реабилитации:

2. должна включать следующие элементы диагностического процесса:

- инструкции для пациентов, содержания тест, ключ к результатам, инструкции по интерпретации результатов тестирования;

- подбор критериев методик, по которым можно судить об эффективности обследования пациентов;

- подготовка и проведение процедуры диагностики определяется следующими задачами: интеллектуальный уровень развития пациента, психические состояния на момент диагностики, отношение пациента к самому процессу диагностики.

Обязательная психодиагностика: Интегративный тест тревожности; Шкала тревоги Шихана; Шкала депрессии Бека; Шкала психологического стресса PSM-25; Диагностики копинг-механизмов (Тест Хейма); Симптоматический опросник SCL-90.

Также необходимо установить контакт и положительную мотивацию пациентов, постепенное укреплять доверие и получение обратной связи от пациента по результатам проведённой диагностики [4].

Нами были подобраны методики, направленные на изучение эмоционально-волевой сферы личности. Цель диагностического этапа - выявить проблемные аспекты личности испытуемых для дальнейшей работы.

Полученные результаты диагностики позволили сформировать две группы пациентов с разным психологическим статусом.

Первая группа, в которую включили 16 пациентов у которых было выявлено: высокий уровень тревожности, высокий уровень эмоционального стресса, депрессивное состояние, стрессовые ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Во вторую группу включили 15 пациентов, у них была определена норма или незначительное повышение одного или двух показателей по основные диагностики [4].

Пациенты первой группы прошли курс психологической реабилитации. Работа психолога с пациентами включает в себя: индивидуальную диагностику, составление концепции психологического воздействия, психологическое консультирование, групповые занятия по коррекции психоэмоционального состояния и формированию приверженности [4].

Негативные эмоции, образы, ощущения и представления вызывают сильный душевный и физический дискомфорт. Программа направлен на коррекцию страхов, тревожности установление эмоционально, психологического комфорта, формирование приверженности к лечению.

Психологическое заключение - это документ, резюмирующий данные психодиагностического обследования. По результатам первичной беседы с пациентом и обработанным результатам диагностики, заполняется лист опросник, который вкладывается в историю болезни каждого пациента.

После первичного приема пациенту даются рекомендации и по согласованию с пациентом, лечащим врачом даются рекомендация на групповые занятия по стабилизации психоэмоционального состояния пациента.

Алгоритм комплексного метода диагностики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния у пациента на этапе реабилитации.

Психодиагностический этап, включает психологическую беседу:

1. изучение невербального контекста поведения, представленного через моторные паттерны мимики, позы и жеста;

2. изучение вербального контекста поведения: психосемантический, паралингвистический, психолингвистический, прагматический и синтаксический аспекты.

Результат и критерии оценки эффективности.

1. Оценка уровня тревожного расстройства пациента: оценка субъективной симптоматики, оценка уровня поведенческих расстройств.

2. Оценка уровня психологических личностных характеристик пациента: оценка уровня тревожности, оценка уровня депрессивного состояния, отношение к своему телу; проявление соматических симптом, приверженность пациента к лечению.

Психологическое сопровождение «Школа здоровья» - знакомство, взаимопонимание, структурирование.

Построение алгоритма с помощью вербальных техник: отражение, открытые вопросы, прояснение, внешние опоры, реагирование, учета репрезентативной системы пациента (визуальная, аудиальная, кинестетическая), снятие барьеров общения: смысловой барьер, стереотипизация, эффект ореола, инертность первого впечатления.

Оценка степени изменения эмоционального поведения пациента: оценка вербального поведения пациента (интонация, тембр, высота звуков), оценка невербального поведения пациента (поза, жесты, мимика), оценка маркеров репрезентативной системы пациента, оценка безбарьерности общения.

После проведения курса психологической реабилитации проводилось повторный этап диагностики у пациентов первой группы в количестве 16 человек и получили следующие показали:

1. снижение тревожности - у 8 пациентов (50%);

2. снижение эмоционального стресса - у 10 пациентов (62,5%);

3. снижение нервнопсихического напряжения - у 13 пациентов (81,2%);

4. пациентам со значительным показателем выраженности депрессии была дана рекомендация консультации психотерапевта.

У всех пациентов было сформировано положительное отношение к соблюдению здорового образа жизни (ЗОЖ) и приверженности к лечению. На заключительном этапе среди пациентов первой группы (16 человек) 14 человек (87,5%) придерживались ЗОЖ, регулярно посещали лечащего врача и соблюдали рекомендации, в то время как среди пациентов второй группы (15 человек) приверженность к лечению наблюдалась у 5 человек (33,3%) [4].

Выводы. По результатам проведённого исследования можно отметить следующее:

1. Была проведена диагностика пациентов с сердечно-сосудистыми расстройствами, находящихся на этапе реабилитации. У пациентов были выявлены следующие показатели: высокая тревожность пациентов, проявление эмоционального стресса, депрессивное состояние пациентов, проявление стрессовых ощущений в соматической симптоматике, а также в поведенческих и эмоциональных проявлениях.

2. После проведения комплексной социально-психологической реабилитации у пациентов, после повторного тестирования, определили снижение уровня эмоционального напряжения, проявление коммуникативных умений и навыков в процессе реабилитации, навыки саморегуляции, уверенность в себе.

3. Положительный эффект реабилитационного процесса, позитивная динамика лечебного процесса в целом.

Мы отмечаем, что психологическая реабилитация является неотъемлемой частью общей программы реабилитации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и дает дальнейшие перспективы внедрения комплексной медико-психологической реабилитации, формируя приверженность пациентов к лечению.

Литература:

1. Николаев, Е.Л. Психотерапия и психологическая помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. - Т. 11. - № 1.

2. Трифонова, Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности / Е.А. Трифонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 71-83

3. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. Научно-практическое руководство / Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, О.Ю. Щелкова; науч. ред. Л.И. Вассерман. - СПб.: Речь, 2011. - 271 с.

4. Малютина, Т.В. Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых / Т.В. Малютина, М.В. Цыганкова // Современные аспекты медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Москва, 21-22 апреля 2022 г. Издательство: Издательство "Знание-М". - 62 с.

Психология

УДК 316.772.4

кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат сельскохозяйственных наук Голованова Елена Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЕ ВУЗА

Аннотация. В статье представлена проблема исследования дисгармонии межличностных отношений студентов с разной временной перспективой. Дисгармония межличностных отношений рассмотрена как нарушение и рассогласование в сфере межличностного взаимодействия субъекта с партнером или социальной группой. В качестве характеристик дисгармонии межличностных отношений выделены напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях. Отмечено, что развития межличностных взаимоотношений и временной перспективы личности играет в период студенчества фундаментальное значение в становлении личности. Обозначено, что психологическое время личности определяет характер формирования и развития дисгармонии межличностных отношений. Определена роль психологической службы в устранении трудностей в межличностной взаимодействии. Представлены результаты изучения содержательных характеристик дисгармонии межличностных отношений у студентов с разной временной перспективой. Выявлены статистически значимые различия в показателях дисгармонии межличностных отношений (напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность) у студентов с разной временной перспективой (фаталистической настоящее, гедонистическое настоящее, позитивное прошлое, будущее, негативное прошлое). Предложены рекомендации психологу по коррекции и гармонизации межличностных отношений студентов с разной временной перспективой. Определены направления работы психолога в рамках коррекции гармонизации межличностных отношений.

Ключевые слова: межличностные отношения, дисгармония межличностных отношений, временная перспектива, гармонизация межличностных отношений, студенческий возраст.

Annоtation. The article presents the problem of studying the disharmony of interpersonal relations of students with different time perspectives. The disharmony of interpersonal relations is considered as a violation and mismatch in the sphere of interpersonal interaction of the subject with a partner or social group. As characteristics of the disharmony of interpersonal relations, tension, alienation, conflict and aggressiveness in relations are highlighted. It is noted that the development of interpersonal relationships and the time perspective of the individual plays a fundamental role in the formation of the individual during the student period. It is indicated that the psychological time of the individual determines the nature of the formation and development of the disharmony of interpersonal relations. The role of the psychological service in eliminating difficulties in interpersonal interaction is determined. The results of studying the content characteristics of the disharmony of interpersonal relations among students with different time perspectives are presented. Statistically significant differences in indicators of disharmony of interpersonal relations (tension, alienation, conflict and aggressiveness) among students with different time perspectives (fatalistic present, hedonistic present, positive past, future, negative past) were revealed. Suggested recommendations to the psychologist on the correction and harmonization of interpersonal relations of students with different time perspectives. The directions of the psychologist's work within the framework of the correction of the harmonization of interpersonal relations are determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.