Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВУЗА'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИСГАРМОНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рюмина Ирина Михайловна, Голованова Елена Геннадьевна

В статье представлена проблема исследования дисгармонии межличностных отношений студентов с разной временной перспективой. Дисгармония межличностных отношений рассмотрена как нарушение и рассогласование в сфере межличностного взаимодействия субъекта с партнером или социальной группой. В качестве характеристик дисгармонии межличностных отношений выделены напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях. Отмечено, что развития межличностных взаимоотношений и временной перспективы личности играет в период студенчества фундаментальное значение в становлении личности. Обозначено, что психологическое время личности определяет характер формирования и развития дисгармонии межличностных отношений. Определена роль психологической службы в устранении трудностей в межличностной взаимодействии. Представлены результаты изучения содержательных характеристик дисгармонии межличностных отношений у студентов с разной временной перспективой. Выявлены статистически значимые различия в показателях дисгармонии межличностных отношений (напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность) у студентов с разной временной перспективой (фаталистической настоящее, гедонистическое настоящее, позитивное прошлое, будущее, негативное прошлое). Предложены рекомендации психологу по коррекции и гармонизации межличностных отношений студентов с разной временной перспективой. Определены направления работы психолога в рамках коррекции гармонизации межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE CONTENT CHARACTERISTICS OF THE DISHARMONY OF INTERPERSONAL RELATIONS AMONG STUDENTS WITH DIFFERENT TIME PERSPECTIVES IN THE PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY

The article presents the problem of studying the disharmony of interpersonal relations of students with different time perspectives. The disharmony of interpersonal relations is considered as a violation and mismatch in the sphere of interpersonal interaction of the subject with a partner or social group. As characteristics of the disharmony of interpersonal relations, tension, alienation, conflict and aggressiveness in relations are highlighted. It is noted that the development of interpersonal relationships and the time perspective of the individual plays a fundamental role in the formation of the individual during the student period. It is indicated that the psychological time of the individual determines the nature of the formation and development of the disharmony of interpersonal relations. The role of the psychological service in eliminating difficulties in interpersonal interaction is determined. The results of studying the content characteristics of the disharmony of interpersonal relations among students with different time perspectives are presented. Statistically significant differences in indicators of disharmony of interpersonal relations (tension, alienation, conflict and aggressiveness) among students with different time perspectives (fatalistic present, hedonistic present, positive past, future, negative past) were revealed. Suggested recommendations to the psychologist on the correction and harmonization of interpersonal relations of students with different time perspectives. The directions of the psychologist's work within the framework of the correction of the harmonization of interpersonal relations are determined.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ ВУЗА»

2. снижение эмоционального стресса - у 10 пациентов (62,5%);

3. снижение нервнопсихического напряжения - у 13 пациентов (81,2%);

4. пациентам со значительным показателем выраженности депрессии была дана рекомендация консультации психотерапевта.

У всех пациентов было сформировано положительное отношение к соблюдению здорового образа жизни (ЗОЖ) и приверженности к лечению. На заключительном этапе среди пациентов первой группы (16 человек) 14 человек (87,5%) придерживались ЗОЖ, регулярно посещали лечащего врача и соблюдали рекомендации, в то время как среди пациентов второй группы (15 человек) приверженность к лечению наблюдалась у 5 человек (33,3%) [4].

Выводы. По результатам проведённого исследования можно отметить следующее:

1. Была проведена диагностика пациентов с сердечно-сосудистыми расстройствами, находящихся на этапе реабилитации. У пациентов были выявлены следующие показатели: высокая тревожность пациентов, проявление эмоционального стресса, депрессивное состояние пациентов, проявление стрессовых ощущений в соматической симптоматике, а также в поведенческих и эмоциональных проявлениях.

2. После проведения комплексной социально-психологической реабилитации у пациентов, после повторного тестирования, определили снижение уровня эмоционального напряжения, проявление коммуникативных умений и навыков в процессе реабилитации, навыки саморегуляции, уверенность в себе.

3. Положительный эффект реабилитационного процесса, позитивная динамика лечебного процесса в целом.

Мы отмечаем, что психологическая реабилитация является неотъемлемой частью общей программы реабилитации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и дает дальнейшие перспективы внедрения комплексной медико-психологической реабилитации, формируя приверженность пациентов к лечению.

Литература:

1. Николаев, Е.Л. Психотерапия и психологическая помощь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2015. - Т. 11. - № 1.

2. Трифонова, Е.А. Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности / Е.А. Трифонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 71-83

3. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика и коррекция в соматической клинике. Научно-практическое руководство / Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, О.Ю. Щелкова; науч. ред. Л.И. Вассерман. - СПб.: Речь, 2011. - 271 с.

4. Малютина, Т.В. Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых / Т.В. Малютина, М.В. Цыганкова // Современные аспекты медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения Москва, 21-22 апреля 2022 г. Издательство: Издательство "Знание-М". - 62 с.

Психология

УДК 316.772.4

кандидат психологических наук, доцент Рюмина Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат сельскохозяйственных наук Голованова Елена Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

СЛУЖБЕ ВУЗА

Аннотация. В статье представлена проблема исследования дисгармонии межличностных отношений студентов с разной временной перспективой. Дисгармония межличностных отношений рассмотрена как нарушение и рассогласование в сфере межличностного взаимодействия субъекта с партнером или социальной группой. В качестве характеристик дисгармонии межличностных отношений выделены напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях. Отмечено, что развития межличностных взаимоотношений и временной перспективы личности играет в период студенчества фундаментальное значение в становлении личности. Обозначено, что психологическое время личности определяет характер формирования и развития дисгармонии межличностных отношений. Определена роль психологической службы в устранении трудностей в межличностной взаимодействии. Представлены результаты изучения содержательных характеристик дисгармонии межличностных отношений у студентов с разной временной перспективой. Выявлены статистически значимые различия в показателях дисгармонии межличностных отношений (напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность) у студентов с разной временной перспективой (фаталистической настоящее, гедонистическое настоящее, позитивное прошлое, будущее, негативное прошлое). Предложены рекомендации психологу по коррекции и гармонизации межличностных отношений студентов с разной временной перспективой. Определены направления работы психолога в рамках коррекции гармонизации межличностных отношений.

Ключевые слова: межличностные отношения, дисгармония межличностных отношений, временная перспектива, гармонизация межличностных отношений, студенческий возраст.

An^tatton. The article presents the problem of studying the disharmony of interpersonal relations of students with different time perspectives. The disharmony of interpersonal relations is considered as a violation and mismatch in the sphere of interpersonal interaction of the subject with a partner or social group. As characteristics of the disharmony of interpersonal relations, tension, alienation, conflict and aggressiveness in relations are highlighted. It is noted that the development of interpersonal relationships and the time perspective of the individual plays a fundamental role in the formation of the individual during the student period. It is indicated that the psychological time of the individual determines the nature of the formation and development of the disharmony of interpersonal relations. The role of the psychological service in eliminating difficulties in interpersonal interaction is determined. The results of studying the content characteristics of the disharmony of interpersonal relations among students with different time perspectives are presented. Statistically significant differences in indicators of disharmony of interpersonal relations (tension, alienation, conflict and aggressiveness) among students with different time perspectives (fatalistic present, hedonistic present, positive past, future, negative past) were revealed. Suggested recommendations to the psychologist on the correction and harmonization of interpersonal relations of students with different time perspectives. The directions of the psychologist's work within the framework of the correction of the harmonization of interpersonal relations are determined.

Key words: interpersonal relations, disharmony of interpersonal relations, time perspective, harmonization of interpersonal relations, student age.

Введение. Поступление и обучение в вузе в жизни современного студента играет важное значение в личностном, жизненном, профессиональном самоопределении. Именно в период студенчества первокурсник попадает в новые условия развития в вузовской образовательной среде, которые предъявляют к нему новые требования: личность определяется в выборе жизненного пути, планирует и определяет основные жизненные перспективы. Все эти обстоятельства заставляют студента адаптироваться к новым условиям, стимулируют к развитию и поиску ответов на важнейшие вопросы о себе, своих возможностях и перспективах дальнейшего развития и влекут за собой необходимость установления успешных межличностных отношений [9]. Однако как показывает практика, у большинства первокурсников наблюдается трудности в установлении межличностного взаимодействия, характеризующиеся возникновением напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности во взаимодействиях с окружающими [1, 5].

В связи с этим возникает необходимость организации психологической службы, которая позволит студентам справиться с проблемами межличностного взаимодействия, затрудняющими процесс эффективного обучения в образовательной среде вуза, обеспечит психологическую помощь в ситуации личного кризиса. Исходя из этого, особый научный интерес представляет рассмотрение возможных проявлений этих двух феноменов у личности на этапе студенчества.

Изложение основного материала статьи. В нашем исследовании дисгармония межличностных отношений рассматривается как нарушение и рассогласование в сфере межличностного взаимодействия субъекта с партнером или социальной группой, где в качестве характеристик дисгармонии межличностных отношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях [2, 8].

В психологической литературе изучены понятие «межличностные отношения», пути и способы установления межличностных отношений, выявлена структура межличностного взаимодействия, а также проанализированы особенности межличностного взаимодействия в студенческом возрасте (Е.П. Ильин, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев. Л.Д. Столяренко и др.), описаны характеристики дисгармонии межличностных отношений (Е.В. Некрасова, С.В. Духновский, О.А. Петрова, А.С. Быков) [1, 5, 6, 7].

К рассмотрению вопроса о роли временной перспективы в проявлении дисгармонии межличностных отношений в отечественной психологии подробно подошел С.В. Духновский [3], в монографии «Переживание дисгармонии межличностных отношений», обратив свой исследовательский интерес на вопрос психологического времени личности при переживании дисгармонии в межличностных отношениях.

В своей работе С.В. Духновский рассматривает переживание как способ выражения эмоционального состояния, который сопровождается определенной динамикой во времени и существует независимо от обстоятельств внешнего мира. При этом переживание отличает направленность процесса от прошлого к будущему и определяет активность субъекта в сфере психической деятельности. Именно направленность процесса переживания обеспечивает реализацию человека в окружающем пространстве и определяет перспективы его развития на будущее.

С.В. Духновский делает акцент на том, что переживание эмоционального состояния должно осуществляться через призму прошлого и будущего и находить свое проявление в настоящем. При такой ситуации у человека создаются условия для реализации его личностного потенциала. Именно продуктивное использование своих возможностей позволяет личности быть успешнее в достижении своих целей. Излишняя же фиксация, на каком либо событии приводит к личностным деформациям и создает трудности в социализации и адаптации. В сложившихся обстоятельствах эмоциональное переживания начинает управлять сознанием человека, что делает его менее критичным в пространстве прошлого, настоящего и будущего и вызывает состояние дисгармоничности окружающего мира. Состояние дисгармоничности, по мнению автора, начинает формировать субъективный опыт, через призму которого человек начинает оценивать события прошлого, настоящего, будущего [2, 3]. Выход на объективную оценку происходящего становиться невозможным.

Таким образом, переживание дисгармоничности и гармоничности межличностных отношений создает предпосылки для изменения временной перспективы личности и определяет характер межличностного взаимодействия в настоящем [3]. В связи с этим данное исследование требует более детального рассмотрения и систематизация теоретических и эмпирических данных.

Цель исследования - изучение содержательных характеристик дисгармонии межличностных отношений у студентов с разной временной перспективой.

База исследования. Исследование проводилось в 2022 г. на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» с 93 студентами 1 курса очной формы обучения направлений 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и 44.03.01 Педагогическое образование в возрасте 17-20 года.

Для достижения цели исследования нами были использованы следующие методики: «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С.В. Духновского, опросник временной перспективы (ZTPI) Ф. Зимбардо.

Анализ полученных результатов позволил выделить 5 групп студентов с разной временной перспективой («фаталистическое настоящее» - 63% «гедонистическое настоящее» - 36%, «позитивное прошлое» - 35%, «будущее» -34%, «негативное прошлое» - 28%)/

Анализ представленных результатов свидетельствует о том, что фактор времени наиболее выражен в данной выборке. Так, в группе студентов с выраженным показателем «фаталистическое настоящее» отмечается отсутствие четко обозначенной временной перспективы, что находит свое отражение в безынициативном, беспомощном отношении к своей жизни. Они в большей степени полагаются на внешние обстоятельства и подчиняются мнению других людей. Такая выраженная вера испытуемых в судьбу и фаталистическую предопределенность жизни в большей степени связана с особенностями их юношеского возраста, когда личность находится еще на пороге полноценного становления как взрослой личности и пока остаются инфантильные установки относительно невозможности самостоятельно определять и достигать цели своей жизни.

Представленные данные позволяют нам отметить, что среди испытуемых выборки не отметилось низкого уровня выраженности ни по одному из изучаемых факторов восприятия времени. Это может говорить об отсутствии критических дефицитов во временной перспективе испытуемых. Анализируя представленные данные необходимо отметить, что у большинства испытуемых выборки (63%) выявлен высокий уровень фактора фаталистического настоящего, при этом пониженный уровень по данному фактору отметился лишь у 3% испытуемых выборки. Это подтверждает полученные и проанализированные ранее результаты о наибольшей выраженности фаталистического восприятия испытуемыми своего настоящего и будущего.

В группе студентов с выраженным показателем «позитивное прошлое» можем видеть, что около трети выборки отличается повышенным уровнем выраженности (34-35%), другая треть выборки (30%) обладает средним уровнем выраженности по данным факторам; высокий уровень по данным факторам отмечается у 23% выборки, и наименьшая доля выборки (13-14%) отличаются пониженным уровнем выраженности. Таким образом, можем сделать вывод, что в выборке у испытуемых преобладает повышенный и средний уровень позитивного прошлого и ориентации на будущее.

В выборке студентов с выраженным показателем «гедонистическое настоящее» отмечается преобладание испытуемых со средним (36%) и пониженным (35%) уровнями выраженности, в то время как высокий уровень крайне редко отмечается по данному фактору среди испытуемых (5%).

В группе с выраженным показателем «негативное прошлое» можем видеть преобладание испытуемых с повышенным (28%) и одновременно с пониженным (28%) уровнями выраженности. При этом количество испытуемых с высоким уровнем выраженности данного фактора составляет практически четверть выборки (24%), со средним уровнем - 21%. Так, относительно фактора негативного прошлого можем сделать вывод о равномерной разнородности его выраженности в выборке испытуемых.

Путем сопоставления полученных результатов по характеристикам дисгармонии межличностных отношений у студентов с разной временной перспективой отмечаем, что наиболее высокий средний балл индекса дисгармонии межличностных отношений отмечается среди испытуемых с высокой выраженностью по фактору «гедонистическое настоящее». В группе таких испытуемых мы видим, что средний балл практически по всем проявлениям дисгармонии межличностных отношений является высоким, за исключением параметра «напряженность отношений». Полученные данные свидетельствуют, что испытуемые с высокой выраженностью гедонистического настоящего, воспринимают окружающий мир в отрыве от событий прошлого и планов будущего. Они живут в настоящем с целью удовлетворения потребностей и получения наслаждения, что приводит к отсутствию гибкости в выстраивании межличностного взаимодействия.

В группе студентов с высокими показателями выраженности временной перспективы «негативное прошлое» отмечается высокие показатели дисгармонии в межличностном взаимодействии. У таких студентов отмечается повышенный уровень конфликтности и агрессивности в выстраивании коммуникационного взаимодействия. Непринятие своего прошлого, повышенный уровень дисгармоничности приводит к появлению большого количества отрицательных эмоций (раздражимости, злости, обиды), что создает трудности межличностного взаимодействия.

Испытуемые в группе с высокой степенью выраженности в структуре временной перспективы такого фактора как «фаталистическое настоящее» характеризуются средней степенью выраженности дисгармонии межличностных отношений, что находит свое отражение в выстраивании непосредственных, натянутых, конфликтных, агрессивных отношениях.

В группах испытуемых с высокой выраженностью во временной перспективе личности таких факторов как «позитивное прошлое» и «будущее» отмечаются примерно одинаковые низкие показатели, как по общему индексу дисгармонии отношений, так и по отдельным его показателям. Это позволяет нам сделать вывод, что испытуемым, которые принимают собственное прошлое и относятся к нему положительно, а также испытуемым, у которых наблюдается наличие целей и планов на будущее, в меньшей степени свойственны любые проявления дисгармонии в межличностных отношениях.

Так, по итогам сравнения изучаемых показателей дисгармонии отношений в группах испытуемых с высокой

' Vй ' '

выраженностью по факторам «негативное прошлое», и «будущее» (А =27,85р<0,05), выявились значимые различия, что

свидетельствуют о том, что у испытуемых, во временной перспективе которых высокие значения приобретает фактор

негативного прошлого отмечаются значимо более дисгармоничные отношения по всем изучаемым показателям, чем в

группе испытуемых, с выраженным фактором будущего во временной перспективе личности.

Результаты статистического сравнения данных по показателям дисгармонии межличностных отношений у испытуемых с высокой выраженностью во временной перспективе личности факторов «негативное прошлое», и «позитивное прошлое» у2

(А =24,73р<0,01), позволили обнаружить статистически значимые различия, что говорит о том, что испытуемые, с высокими баллами по фактору негативного прошлого характеризуются выраженной склонностью к проявлениям дисгармонии межличностных отношений по всем изучаемым показателям, в отличие от испытуемых с выраженным фактором «позитивное прошлое».

По результатам сравнения испытуемых с выраженным фактором «негативное прошлое» и «фаталистическое

Vй '

настоящее» (А =29,34р<0,01) также выявились значимые различия. Это позволяет сделать вывод о том, что испытуемые с доминирующим фактором «негативное прошлое» во временной перспективе личности отличаются наиболее выраженными проявлениями дисгармонии межличностных отношений по всем изучаемым показателям, чем испытуемые с доминирующим фактором «фаталистическое настоящее».

Одновременно с этим, при сравнении показателей дисгармонии межличностных отношений в группе испытуемых с доминирующим фактором «негативное прошлое» с аналогичными показателями испытуемых с доминирующим фактором

' Vй ' '

«гедонистическое настоящее» значимых различий не выявлено (А =9,14р<0,01). Это указывает на то, что показатели

дисгармонии межличностных отношений у юношей с высокой выраженностью во временной перспективе факторов

«негативное прошлое» и «гедонистическое настоящее» относительно одинаково высоки.

Анализ полученных результатов в группах студентом с выраженными показателями по шкалам «гедонистическое настоящее» и «будущее» (=27,64 р<0,01) подтверждает наличие статистически значимых различий по содержательным характеристикам дисгармонии межличностных отношений. Это указывает на то, что в группе студентов с временной перспективой гедонистического настоящего наиболее часто проявляются натянутые, дистанцированные, неестественные отношения с долей сарказма и иронии, которые заставляют собеседника прекратить коммуникацию или вступить в открытое противостояние.

При статистическом сравнении показателей дисгармонии межличностных отношений у испытуемых в группах с

Vй '

доминирующим фактором «гедонистическое настоящее» и «позитивное прошлое» (А =26,47 р<0,01) (выявились аналогичные результаты, что подтверждает сделанный ранее вывод. Вместе с этим, испытуемым с выраженным фактором «будущее» и «позитивное прошлое» в наименьшей степени свойственны проявления дисгармонии в межличностных отношениях.

Результаты сравнения полученных данных в группах испытуемых с выраженным фактором «гедонистическое настоящее» и «фаталистическое настоящее» позволили выявить, что существуют значимые различия и по показателю

«агрессия в отношениях» (^ =22,27 p<0,01) , которые достоверно выше у испытуемых с доминирующим фактором гедонистического настоящего, и наименее выражены у испытуемых с доминирующим фактором фаталистического настоящего во временной перспективе личности.

При сравнении показателей дисгармонии отношений в группе с доминирующим фактором «будущее» и в группе с

' Vй ' '

выраженным фактором «позитивное прошлое» не выявилось значимых различий (А =12,03 р<0,01), что указывает на то,

что все показатели дисгармонии у испытуемых с данными вариантами временной перспективы примерно одинаково низки.

Анализ полученных данных в группах с доминирующим фактором «будущее» и «фаталистическое настоящее», позволил отметить, что у испытуемых данных групп отмечаются значимые различия по всем показателям дисгармонии межличностных отношений на высоком уровне: испытуемые с доминирующим фактором «фаталистическое настоящее» характеризуются более выраженными проявлениями дисгармонии в отношениях, чем испытуемые с доминирующим фактором «будущее».

Полученные результаты в группах с выраженными показателями по шкалам «позитивное прошлое», «фаталистическое настоящее» свидетельствуют о наличии статистически значимых различий в содержательных характеристиках дисгармонии межличностных отношений. А именно, группе студентов с выраженной временной перспективой «фаталистическое настоящее» отмечаются более высокие показатели дисгармоничности. Так, они в ситуации взаимодействия с окружающими демонстрируют нежелание вступать в контакт, превосходство над собеседником, невнимательность, отсутствие чуткости и такта, замкнутость, напряженность. Желание обособиться делает студентов данной группы не чувствительным к критике, не гибким в коммуникационном пространстве.

Проведенное исследование и полученные результаты позволяют разработать соответствующие рекомендации психологам для снижения дисгармоничного развития в межличностном взаимодействии.

Выводы. Таким образом, при разной временной перспективе в студенческом возрасте наблюдаются свои характерные особенности дисгармонии межличностных отношений.

Так, студенты с доминирующими факторами «негативное прошлое» и «гедонистическое настоящее» во временной перспективе отличаются наиболее выраженными показателями дисгармонии межличностных отношений: напряженность, отчужденность, конфликтность, агрессивность.

Студенты с доминирующим фактором «фаталистическое настоящее» во временной перспективе всегда отличаются более выраженными проявлениями отчужденности и конфликтности, по сравнению с юношами с другими вариантами временной перспективы.

Студенты с доминирующими факторами «будущее» и «позитивное прошлое» во временной перспективе личности отличаются низкой степенью выраженности таких проявлений дисгармонии в межличностном взаимодействии, как чрезмерная напряженность, низкая устойчивость, отчужденность, недоверие, подозрительность, конфликтность при выстраивании межличностных отношений, агрессивность в ситуации нарушения личностных границ.

Полученные результаты исследования, полученные на выборке студентов, определили основные направления коррекционной работы со студентами, позволяющие оптимизировать процесс межличностного взаимодействия в группе.

Литература:

1. Ахмедханов, А.М. Психологические особенности межличностного общения в юношеском возрасте / А.М. Ахмедханов, Р.А. Ахмедханова // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 3 (44). - С. 174-178

2. Духновский, С.В. Концепция гармонии-дисгармонии межличностных отношений субъектов образовательного процесса / С.В. Духновский // Вестник Курганского государственного университета. - 2013. - № 1 (28). - С. 69-73

3. Духновский, С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: монография / С.В. Духновский. -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - 175 с.

4. Ёркин, К.К. Социально-психологические особенности юношеского возраста / К.К. Ёркин // Science and Education. -2022. - Т. 3, № 4. - С. 1392-1397

5. Иванова, О.В. Дисгармония в современном обществе / О.В. Иванова // Духовность. Общество. - 2013. - № 7. -С. 88-92

6. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - М.: АСТ, 2015. - 586 с.

7. Некрасова, Е.В. Взаимосвязь дисгармонии межличностных отношений и ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05 / Некрасова Екатерина Владимировна. -Саратов, 2012. - 137 с.

8. Рюмина, И.М. Дисгармония межличностных отношений как фактор переживания одиночества в юношеском возрасте / И.М. Рюмина // В сборнике: Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. Сборник материалов студенческой научно-практической конференции. - 2018. - С. 145-149

9. Савина, И.С. Жизненные перспективы личности в контексте социальной активности в юношеском возрасте / И.С. Савина // Вестник науки и образования. - 2021. - № 7-1 (110). - С. 95-100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.