Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ-ОРИЕНТАЦИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина В.В., Васильева В.А.

В статье исследуется феномен межличностного взаимодействия как процесс психологического воздействия. В структуре межличностного взаимодействия выделяются три основных компонента: побудительную, когнитивную и регулятивную. Эффективность межличностного взаимодействия, по мнению авторов, обусловлена психологическим механизмом мотивационно-целевого взаимодействия, т.е. согласование целей и мотивов противоборствующих сторон, позволяет формировать совпадающие интересы, находить общие цели, совместными усилиями достигать их. Ключевые слова: взаимодействие, детско-родительские отношения, кризисные ситуации, ценностные-ориентации, тревожность, коммуникативные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахнина В.В., Васильева В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WORK WITH THE FAMILY: FEATURES OF INTERACTION IN THE PROCESS OF FORMATION OF CHILD-PARENT RELATIONS

The article examines the phenomenon of interpersonal interaction as a process of psychological influence. There are three main components in the structure of interpersonal interaction: motivational, cognitive and regulatory. The effectiveness of interpersonal interaction, according to the authors, is due to the psychological mechanism of motivational-target interaction, i.e. the coordination of goals and motives of the opposing parties, allows you to form overlapping interests, find common goals, and achieve them through joint efforts.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal

tccn 2500 3585

peer-reviewed • open access journal

DOI: 10.21626/j-chr/2021-4(29)/2 Психологические науки

УДК: 159.9:316.356.2

Психологическая работа с семьей: особенности взаимодействия в процессе формирования детско-родительских отношений

© В.В. Вахнина, В.А. Васильева

Вахнина В.В. - профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами ФГКОУ ВО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации МВД России» E-mail: vikavahnina@mail.ru

14

Васильева В.А. - педагог-психолог ГБПОУ г. Москвы Колледж по подготовке социальных работников E-mail: valeria12011994@mail.ru

Адрес: 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется феномен межличностного взаимодействия как процесс психологического воздействия. В структуре межличностного взаимодействия выделяются три основных компонента: побудительную, когнитивную и регулятивную. Эффективность межличностного взаимодействия, по мнению авторов, обусловлена психологическим механизмом мотивационно-целевого взаимодействия, т.е. согласование целей и мотивов противоборствующих сторон, позволяет формировать совпадающие интересы, находить общие цели, совместными усилиями достигать их.

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

Ключевые слова: взаимодействие, детско-родительские отношения, кризисные ситуации, ценностные-ориентации, тревожность, коммуникативные процессы.

Исследуя феномен межличностного взаимодействия как процесс психологического воздействия, можно выделить три основные составляющие: побудительную или мотивационно-смысловую составляющую; когнитивную составляющую, включающую коммуникативно-перцептивные процессы. Когнитивная составляющая взаимодействия позволяет эффективно осуществлять коммуникации между индивидами и регулятивная составляющая, отражает особенности поведенческих стратегий и эмоциональных реакций, обусловливает организационные особенности взаимодействия.

Важно отметить, что взаимодействие характеризуется особенностями психологического воздействия субъектов и обусловленность совместной деятельностью, т.к. эффективное взаимодействие достигается в процессе совместной деятельности.

По мнению Б.Ф. Парыгина, структура взаимодействия включает совместную деятельность, информационные взаимосвязи, взаимное влияние, взаимные отношения и наличие взаимопонимания [4, с. 53] . Интересна исследовательская позиция В.Н. Панферова [3, с. 65], ученый в процессе изучения взаимодействия, выделил несколько стадий взаимодействия. В процессе научных изысканий были выделены перцептивная составляющая; позиционирование и самопрезентация; согласование; совместность. Таким образом, учеными исследуются: межличностная совместимость, групповая сплоченность, слаженность, децен-трация, фасилитация, конформизм, симпатия, лидерство.

В сложных ситуациях (предкофликт-ных/конфликтных) реализуется в виде внутриличностных конфликтов, актуализирована потребность в целеполагании и

целедостижении, другими словами, выраженной мотивационной составляющей является мотивация достижения успеха. Наличие противоположная направленность - избегания неудачи является основанием для возникновения затруднений в достижении цели.

Эффективность межличностного взаимодействия обусловлена психологическим механизмом мотивационно-це-левого взаимодействия, т.е. согласование целей и мотивов противоборствующих сторон, позволяет формировать совпадающие интересы, находить общие цели, совместными усилиями достигать их. В сложных конфликтных или предкризисных ситуациях взаимного влияния, взаимного информирования может возрастать риск отсутствия объективной обратной связи. Появляется опасность разрыва коммуникативных связей, вероятен разрыв коммуникационных взаимосвязей между родителями и детьми.

Изучение взаимодействия дет-ско-родительских отношений осуществляется по трем направлениям:

- исследование психологических особенностей взаимодействия: различные способы родительского контроля; психотехнологии формирования психологического контакта (удовлетворение потребности в аффилиации, потребности находиться с другими в эмоционально-тёплых, доверительных взаимоотношениях), единство педагогических требований, авторитет близких людей.

- исследование различных стратегий взаимодействия: сотрудничество, соперничество, компромисс, личностно-о-риентированная модель.

исследование неэффективных моделей семейного воспитания, негативных моделей детско-родительских отношений: отвергающий, гиперсоциализи-рующий, эгоцентрический.

15

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

16

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

Исследование проводилось в 2021 году, выборкой исследования явились респонденты в возрасте от 13 до 17 лет, количество испытуемых составило 45 человек (29 девушек и 16 юношей). Все респонденты обучаются и находятся на воспитании в ГБУ центр поддержки семьи и детства.

С целью уточнения психологических особенностей детско-родительских отношения в неполных семьях, их значения в становлении личности подростка, были использованы анкетирование; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; опросник «Уровень Тревожности - тест Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина».

В исследовании детско-родитель-ские отношения нами рассматриваются как комплекс межличностных установок, ориентаций, ожиданий на различных возрастных этапах, в различных социальных ролях, в частности, родитель - ребенок, социальные роли, которые уточняются в процессе совместной деятельности, в процессе межличностного общения [2, с. 95].

Результаты проведенного анкетирования показали, что у всех 80% респондентов присутствуют хобби, желание получать новые знакомства 62%, также у 45% присутствует стремление к саморазвитию и получению образования (Рис. 1).

Рис. 1. Анализ полученных данных анкетирования.

Проведя анализ результатов было выраженной тревожности в данный пе-

выявлено, что у обследуемых выявлены риод времени [1, с. 69]. Мы можем пред-

высокие баллы по ситуативной и лич- положить, что это связано с напряженной

ностной шкалам. Высокий балл по шка- ситуацией в семье испытуемых, которая

ле «ситуативная тпевожность» говопит о упнтаюшо сказывается на поппостках.

Показатели ситуативной и личностной тревожности

60 40 20

Ситуативная тревожность Личностная тревожность

■ Норма иСреднее значение испытуемых

Рис. 2. Анализ результатов методики Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным).

Высокий балл по шкале «личностная тревожность» также говорит о выраженной тревожности респондента, можно предположить, что высокий уровень тревожности связан с со сложной ситуацией как в семье подростка, так и в его «личной» жизни. Испытуемые юношеского возраста в качестве основных терминальных ценностей предают первостепенное значение таким ценностям как: здоровье, наличие хороших друзей, свобода, любовь, матери-

альное обеспечение.

Испытуемые юношеского возраста в качестве основных терминальных ценностей предают первостепенное значение таким ценностям как: здоровье, наличие хороших друзей, свобода, любовь, материальное обеспечение. Такие результаты свидетельствуют о том, что здоровье для подростков в приоритете, так как в наше время наблюдается тенденция здорового образа жизни.

Рис. 3. Анализ результатов М. Рокича «Ценностные ориентации» терминальные ценности.

17

Рис. 4. Анализ результатов М. Рокича «Ценностные ориентации» инструментальные ценности.

В списке инструментальных ценностей наиболее важными у респондентов являются такие ценности как: независимость, жизнерадостность и высокие запросы. Можно предположить, что показатель «независимость» на первом месте говорит о возникновении в связи с изъятием ребенка из семьи, вырывание его из

привычной социальной среды. Это обусловлено желанием жить привычной для подростка жизнью, в комфортной среде. Высокие запросы - качество, возникшее из-за отсутствия у родителей дать необходимое своему ребенку для полноценной жизни. Жизнерадостность - некий спасательный круг для подростка, у которого

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

ТЕМАТИЧЕСКИМ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 30-ЛЕТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

18

возникли проблемы в семье.

Таким образом, организация работы с семьей и детьми базируется на следующих важных принципах: принцип своевременности. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить развитие кризисной ситуации. Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников специализированных учреждений способствовать социальному благополучию семьи.

Принцип индивидуального подхода ориентирован на анализ социально-психологических особенностей семьи, обусловливающие выбор инструментов психотерапевтической и коррекционной работы.

Принцип актуализации потребности семьи к оказанию самопомощи, что предполагает активацию собственных внутренних психологических ресурсов,

ЛИТЕРАТУРА

которые позволяют изменять контур взаимоотношений и взаимодействий. Принцип комплексного подхода к профилактической и коррекционной работе позволяет оптимизировать взаимодействие, сформировать взаимоотношения на новом качественном уровне, что позволит избегать в семье возникновение и развитие остро кризисных ситуаций [5].

В процессе взаимодействия, развития детско-родительских взаимоотношений, актуализируется потребность в коммуникации с индивидами, устанавливать взаимопонимание, формировать коммуникативный и психологический контакт, использовать управляющее психологическое воздействие, позволяющее оптимизировать взаимодействие, использовать психологические механизмы коммуникативного процесса - убеждение, внушение и конформизм.

1. Вахнина, В.В Проблемы исследования психологических особенностей ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников ОВД / В.В. Вахнина. - Текст : непосредственный //VI Афанасьевские чтения: Кадровый потенциал управления социальной сферы России: теория и практика формирования. -М.: РГСУ, 2008. - С. 68-71.

2. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Учебное пособие. / Иванова Н.В. - Текст : непосредственный. -Череповец, 2002. - 150 с.

3. Панферов, В. Н. Методологические основы и проблемы психологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Н. Панферов, С. А. Безгодова. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 265 с.

4. Парыгин, Б.Ф. Социальная психология. Истоки и перспективы / Б.Ф. Парыгин. -СПб, 2010. - 533 с.

5. Принципы работы с семьей в ЦПСиД // Студенческая библиотека. - Текст : электронный. - URL: https://studbooks. пе^,свободный (дата обращения 07.03.21)/

№4 (29) 2021 www.j-chr.com

PSYCHOLOGICAL WORK WITH THE FAMILY: FEATURES OF INTERACTION IN THE PROCESS OF FORMATION OF CHILD-PARENT RELATIONS © Victoria V. Vakhnina, Valeria A. Vasilyeva

Victoria V. Vakhnina — Professor of the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of work with personnel, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: vikavahnina@mail.ru

Valeria A. Vasilyeva — Teacher-psychologist, Moscow College for the Training

of Social Workers

E-mail: valeria12011994@mail.ru

Address: 125993, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemianskikh str., 8, Russian Federation

ABSTRACT

The article examines the phenomenon of interpersonal interaction as a process of psychological influence. There are three main components in the structure of interpersonal interaction: motivational, cognitive and regulatory. The effective- 19

ness of interpersonal interaction, according to the authors, is due to the psychological mechanism of motivational-target interaction, i.e. the coordination of goals and motives of the opposing parties, allows you to form overlapping interests, find common goals, and achieve them through joint efforts.

Keywords: interaction, child-parent relations, crisis situations, value orientations, anxiety, communicative processes.

REFERENCES

1. Vahnina, V.V Problemy issledovaniya psi-hologicheskih osobennostej cennostno-mo-tivacionnoj sfery lichnosti sotrudnikov OVD / V.V. Vahnina. - Tekst : neposredstvennyj // VI Afanas'evskie chteniya: Kadrovyj potencial upravleniya social'noj sfery Rossii: teoriya i praktika formirovaniya. -M.: RGSU, 2008. - S. 68-71.

2. Ivanova N.V. Formirovanie social'nogo pros-transtva otnoshenij rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Uchebnoe po-sobie. / Ivanova N.V. - Tekst : neposredstven-nyj. - CHerepovec, 2002. - 150 s.

3. Panferov, V. N. Metodologicheskie osnovy i problemy psihologii: uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / V. N. Panferov, S. A. Bezgodova. - M. : Izdatel'stvo YUra-jt, 2019. - 265 s.

4. Parygin, B.F. Social'naya psihologiya. Istoki i perspektivy / B.F. Parygin. - SPb, 2010. №4 (29^ 2Q21 - 533 s.

5. Principy raboty s sem'ej v CPSiD // Stu-dencheskaya biblioteka. - Tekst : elektron-nyj. - URL: https://studbooks.net/,svobodnyj (data obrashcheniya 07.03.21)/

www.j-chr.com

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК, ПОСВЯЩЕННЫЙ 30-ЛЕТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.