Научная статья на тему 'Психологическая программа развития интеллектуальных эмоций у младших школьников'

Психологическая программа развития интеллектуальных эмоций у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / DEVELOPMENT РROGRAM / INTELLECTUAL EMOTIONS / PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Евгения Вячеславовна

Автор предлагает теоретически обоснованную программу, направленную на развитие интеллектуальных эмоций у младших школьников. Показана возможность ее применения в разных условиях обучения (лицеи, гимназии, школы). В статье представлены результаты экспериментальной работы по проверке эффективности программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Program Aimed at Developing Intellectual Emotions in Primary Schoolchildren

The author proposes a theoretically based program aimed at developing intellectual emotions in primary schoolchildren. The article shows the possibility of its usage in educational institutions of different types (lyceums, gymnasiums and secondary schools). It also contains the results of experimental work to test the effectiveness of the program.

Текст научной работы на тему «Психологическая программа развития интеллектуальных эмоций у младших школьников»

УДК 76.8 ББК 694

Павлова Евгения Вячеславовна

преподаватель кафедра психологии Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград Pavlova Evgenia Vyacheslavovna Lecturer Chair of Psychology Volgograd State Socio-Pedagogical University Volgograd

Психологическая программа развития интеллектуальных эмоций у

младших школьников Psychological Program Aimed at Developing Intellectual Emotions in Primary

Schoolchildren

Автор предлагает теоретически обоснованную программу, направленную на развитие интеллектуальных эмоций у младших школьников. Показана возможность ее применения в разных условиях обучения (лицеи, гимназии, школы). В статье представлены результаты экспериментальной работы по проверке эффективности программы.

The author proposes a theoretically based program aimed at developing intellectual emotions in primary schoolchildren. The article shows the possibility of its usage in educational institutions of different types (lyceums, gymnasiums and secondary schools). It also contains the results of experimental work to test the effectiveness of the program.

Ключевые слова: интеллектуальные эмоции, младший школьник, развивающая программа.

Key words: intellectual emotions, primary schoolchildren, development program.

Перед современным образованием стоит задача развития не только умственных способностей учащихся, но также их эмоциональной сферы. В ее решении важное значение приобретает сотрудничество педагогов со школьным психологом. Их взаимодействие позволит создать условия для оптимального психического развития ребенка. Однако встает проблема слабой обеспеченности детского практического психолога необходимыми средствами работы □ диагностическими, коррекционными, развивающими методиками и программами. Учитывая сказанное, мы предлагаем теоретически обоснованную программу, направленную на развитие интеллектуальных эмоций у младших школьников.

Теоретическим основанием программы стали положения,

представленные в трудах отечественных психологов:

• интеллектуальные эмоции развиваются и специфическим образом функционируют в мыслительной деятельности человека, т.е. имеет место «единство аффекта и интеллекта»! всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта [2]; развитие эмоций неразрывно связано с развитием личности в целом [6];

• наиболее общим условием возникновения интеллектуальных эмоций в умственной деятельности является наличие творческого процесса [1];

• интенсивно развиваться интеллектуальные эмоции начинают в младшем школьном возрасте [3].

• при включении в мыслительную деятельность возникает положительная эмоциональная реакция □ познавательный интерес; субъект начинает анализировать ситуацию и обнаруживает противоречие между требованиями цели и своим опытом; указанное противоречие переживается в форме эмоции удивления; течение мыслительного процесса с его остановками и тупиками вызывает умственное напряжение; при выдвижении предположений возникает эмоция догадки, которая сигнализирует о наибольшей вероятности истинности одного из них; принятие или отклонение догадки ведет к возникновению эмоций уверенности или сомнения; проверка правильности полученного решения вызывает специфические эмоции успеха или неудачи, связанные с результатом мыслительной деятельности [1, 5, 7].

Программа развития интеллектуальных эмоций у младших школьников направлена на приобретение детьми эмоционального опыта, связанного с мыслительной деятельностью и на формирование у них представлений об интеллектуальных эмоциях. Ее цель - развитие интеллектуальных эмоций у младших школьников, необходимых для повышения продуктивности их мыслительной деятельности. Задачи программы: 1) создать условия для приобретения учащимися аффективного и когнитивного опыта переживания

интеллектуальных эмоций в процессе мыслительной деятельности; 2) создать условия для позитивных личностных изменений.

Программа рассчитана на третьеклассников. Это обусловлено тем, что на этапе перехода к подростковому возрасту (3 - 4 класс) у детей снижается интерес к школьному обучению. Создать эмоциональный тонус, при котором ребенку радостно учиться, позволяют интеллектуальные эмоции. Они способствуют возникновению увлеченности познавательной деятельностью и удовлетворенности своим учебным трудом. Специфика программы состоит в том, что она позволяет развивать интеллектуальные эмоции третьеклассников, учитывая особенности условий обучения (лицеи, гимназии, школы) [4].

Ожидаемым результатом реализации программы является приобретение учащимися аффективного и когнитивного опыта переживания интеллектуальных эмоций, обеспечивающего развитие их эмоциональной сферы.

Реализация программы строится на принципах, которые позволяют создать благоприятные условия для эффективного развития интеллектуальных эмоций учащихся:

• принцип активной позиции учащихся (свободно высказывают свои предположения, обсуждают собственные эмоциональные переживания);

• принцип безоценочной позиции взрослого (не допускает отрицательных оценок со своей стороны и со стороны детей в отношении друг друга);

• принцип исследовательской творческой позиции (участники группы обнаруживают, осознают эмоциональные переживания в процессе мыслительной деятельности, открывают свои личные ресурсы);

• принцип доступности заданий при достаточном уровне трудности (задания подбираются таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха, собственных достижений).

Содержание программы включает в себя три взаимосвязанных раздела, обеспечивающих целостность развития интеллектуальных эмоций. Каждый из разделов отражает отдельный компонент работы, имеющий собственные цели, задачи, приемы их достижения.

Цель первого раздела - приобретение учащимися аффективного опыта переживания интеллектуальных эмоций в процессе мыслительной

деятельности.

Задачи: 1) создание специфических эмоциогенных ситуаций (поводы к эмоциональным переживаниям), направленных на переживание учениками интеллектуальных эмоций разной модальности; 2) обеспечение устойчивости эмоциональных переживаний разной модальности за счет повторения соответствующих эмоциогенных ситуаций.

Метод: использование заданий творческого характера (задачи со

спичками, логические задачи, головоломки и т.п.). Приемы: советы,

содержащие подсказки разного характера и намеки; обращение к ученику с наводящими вопросами; вспомогательные задачи и т.п.

В качестве ожидаемого результата выступает обогащение эмоциональной сферы интеллектуальными переживаниями разной

модальности.

Цель второго раздела - приобретение учащимися когнитивного опыта переживания интеллектуальных эмоций в процессе мыслительной

деятельности.

Задачи: 1) обеспечение последовательного и целенаправленного

формирования у детей представлений об интеллектуальных эмоциях; 2) создание условий для осознания учащимися собственных эмоциональных переживаний в процессе мыслительной деятельности.

Метод: беседа, информирование, групповая дискуссия, графическое отображение результатов обсуждения и т.п. Приемы: рисование эмоций, изображение пиктограмм, проигрывание этюдов, просмотр мультфильмов.

В качестве ожидаемого результата выступают расширение

эмоционального словаря, понимание учащимися причин возникновения интеллектуальных эмоций, умение обнаружить факт собственных переживаний, указать их модальность и причины.

Цель третьего раздела □ обеспечение психологической поддержки опыта эмоционального переживания в процессе мыслительной деятельности.

Задачи: 1) обеспечение позитивного эмоционального состояния

ребенка в ходе занятий; 2) создание в группе атмосферы психологической безопасности, доверия, открытости.

Приемы психологической помощи: убеждение, внушение и т.п. Средства психологической поддержки: невербальные (кивок, ободряющая улыбка,

теплый эмоциональный тон и т.п.), вербальные («Ты сможешь правильно решить задачу», «Ты на правильном путиП и т.п.).

В качестве ожидаемого результата выступают позитивное эмоциональное состояние ребенка и благоприятный психологический климат в группе участников развивающих занятий.

Занятия проводятся в форме группового взаимодействия с элементами индивидуального выполнения заданий. При необходимости возможны дополнительные индивидуальные задания на дом. В этом случае ученик сообщает группе о выполнении задания, а группа оказывает ему поддержку в его активности. Можно рекомендовать использовать такие формы занятий, как «мозговой штурм», соревнование, конкурс смекалистых и т.п.

Организация занятий. Занятия проводятся с группой, состоящей из 6 □ 10 человек. Одно занятие длится 40 - 45 минут. В ходе занятия в случае необходимости можно организовать небольшой перерыв на 5 - 10 минут. Предлагаемый вариант рассчитан на 24 - 36 занятий (по 1 - 2 раза в неделю в течение учебного года). Пространственная организация занятий должна обеспечивать как работу за партами, так и «в кругу»!

Материал: папка для черчения или рисования с листами формата А-4, ручки, карандаши, фломастеры, счетные палочки, карточки с заданиями, фотографии, диски с мультфильмами и детскими кинофильмами, оборудование для просмотра фрагментов мультфильмов и кинофильмов.

Рекомендуемые структурно-содержательные компоненты занятия:

I. Вводная часть. На первом занятии актуализируются знания учащихся об эмоциях. На всех последующих занятиях кратко вспоминается содержание предыдущего занятия и происходит обмен впечатлениями. Обсуждается домашнее задание. Продолжительность - 10 минут.

II. Основная часть. Детям предлагаются задания творческого характера (задачи со спичками, логические задачи, головоломки и т.п.), являющиеся одним из внешних условий возникновения интеллектуальных эмоций. Основная часть может продолжаться 25 - 30 минут.

Этапы основной части:

1. Решение учащимися задачи. При необходимости взрослый, используя ряд приемов, достигает того, чтобы каждый ученик пережил ту эмоцию, которая является темой конкретного занятия: удивление, умственное напряжение, догадка, уверенность, сомнение и т.п.

2. Получение детьми знаний о выбранной эмоции: взрослый сообщает ее название и адекватные словесные выражения для описания внутреннего состояния. Материал иллюстрируется фотографиями, кадрами из мультфильмов или детских фильмов и т.п. Сообщаются внешние признаки, по которым определяется наличие данного эмоционального переживания у другого человека и составляется пиктограмма эмоции. Дается представление о причинах, вызывающих данную эмоцию; поясняется ее роль в жизни человека.

3. Приобретение учащимися умений распознавать выделенную эмоцию: устанавливать факт наличия данного эмоционального переживания у себя (с этой целью детям предлагаются такие задания, в основе которых лежит необходимая эмоциогенная ситуация) и у другого человека (просматривают фотографии, эпизоды из мультфильмов или детских кинофильмов и т.п.).

Рассмотрим в качестве примера занятие, посвященное эмоции «умственное напряжение □

1. Ученикам предлагается карточка с изображенной на ней фигурой из пяти квадратов (рис. 1).

Рис. 1 Рис. 2

Детей просят составить такую же фигуру на парте из счетных палочек. Затем дается инструкция: «Перед вами фигура из пяти равных квадратов. Подумайте, какие четыре палочки надо убрать, чтобы осталось три равных квадрата □ Дети приступают к решению. (Ответ изображен на рис. 2).

В ситуации немедленной реализации учениками возникшего предположения без его предварительного обдумывания, взрослый использует следующие приемы: советует рассмотреть фигуру и подумать, какие из палочек убрать, чтобы уменьшилось число квадратов. В случае необходимости побуждает вопросами типа: «Какие есть идеи?», «А как еще можно?», «Кто думает иначе?». Тем самым взрослый добивается, чтобы каждый ученик пережил эмоцию умственного напряжения. Так как данная эмоция имеет негативную нагрузку, детям необходимо оказать психологическую поддержку □ убедить их в закономерности возникновения затруднений в мыслительной деятельности.

2. Учащимся сообщается название эмоции (умственное напряжение) и

адекватные словесные выражения для описания внутреннего состояния при ее переживании (задумчивость, сосредоточенность, серьезность, муки познания). Материал иллюстрируется фотографиями, кадрами из детского кинофильма «Королевство кривых зеркал» (реж. А. Голышев). В кинофильме

просматривается эпизод, когда король задает своим придворным арифметическую задачу и они напряженно над ней думают.

Детей знакомят с внешними признаками, по которым определяется наличие данного эмоционального переживания у другого человека. К ним относятся выражение лица (плотно сжатые губы, насупленные брови), позы и жесты (сидят, подперев ладонями подбородок, или держа руку у щеки, могут пощипывать переносицу). С детьми составляется пиктограмма эмоции.

Взрослый рассказывает о причинах, вызывающих данную эмоцию, поясняется ее роль в жизни человека. Дети записывают информацию, рисуют пиктограмму на листке и вкладывают его в папку. Эти записи будут использоваться ими для выполнения домашнего задания (придумать игру на распознавание эмоций; нарисовать картинку, сюжетом которой является переживание героем определенной эмоции и т.п.) и на последующих занятиях.

3. Учащиеся приобретают умение устанавливать факт наличия данного эмоционального переживания у себя. С этой целью им предлагаются задачи творческого характера: задачи со спичками, логические задачи, головоломки.

Например, «Составить два равных квадрата из семи спичек». В ходе решения задач взрослый акцентирует внимание учеников на переживании ими эмоции «умственное напряжение». Дети учатся обнаруживать умственное напряжение у другого человека. С этой целью им предлагаются фотографии, на одной из которых данная эмоция присутствует, а на другой - нет, эпизоды из мультфильмов или детских кинофильмов.

После просмотра фотографий, кадров из мультфильмов и детских кинофильмов детям задаются вопросы: «Почему вы думаете, что герой переживает умственное напряжение?», «Как вы об этом узнали?».

Приступая к реализации программы, следует учитывать особенности ее применения в образовательных учреждениях, обеспечивающих различные условия обучения (лицеи, гимназии, общеобразовательные школы). В силу того, что отличительной чертой лицеистов является широкая палитра переживаний интеллектуальных эмоций (при этом преобладают эмоции, имеющие негативную нагрузку), в лицеях необходимо начинать обогащение эмоционального опыта детей переживанием успеха. Задачи рекомендуется давать более сложные. Освоение когнитивного опыта организовывать в форме групповой дискуссии. Важно укреплять позитивные представления о собственных возможностях. У гимназистов менее полно представлен модальный ряд интеллектуальных эмоций. Особенно редко встречается догадка. В силу этого, в гимназии психологу предстоит расширять эмоциональный опыт учащихся в первую очередь переживанием догадки, предлагать задачи средней сложности. Для освоения когнитивного опыта следует использовать беседу. В ходе занятий важно хвалить детей, выражать одобрение их догадливости. У школьников отмечается обедненная палитра переживаний интеллектуальных эмоций. Дети в основном испытывают уверенность. В общеобразовательной школе требуется насыщать мыслительную деятельность учеников переживаниями умственного напряжения, задачи должны быть несложными. Когнитивный опыт детей необходимо обогащать посредством информирования. Важно убеждать их в закономерности возникновения затруднений в мыслительной деятельности.

III. Заключительная часть. Подводятся итоги занятия, обсуждаются трудности, с которыми столкнулись дети при выполнении заданий. Предлагается домашнее задание. Продолжительность заключительной части - 5 минут.

Оценка эффективности реализации программы выполняется на основе наблюдения за насыщенностью палитры переживаемых интеллектуальных эмоций, повторяемостью их воспроизведения при решении задач, умением адекватно называть эмоции и точно указывать причину их возникновения.

Эксперимент, проведенный на базе конкретных образовательных учреждений, показал эффективность предложенной программы. Статистическая обработка данных с применением критерия Вилкоксона-Манна-Уитни позволила установить, что различия результатов первичной и итоговой диагностики развития интеллектуальных эмоций в лицее, гимназии и общеобразовательной школе являются статистически значимыми для р < 0,05.

Библиографический список

1. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, O.K. Эмоции и мышление [Текст] / И. А. Васильев, В.Л. Поплужный, O.K. Тихомиров. □ М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 192 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 5. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. всех спец. педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.

4. Павлова, Е.В. Экспериментальное изучение особенностей интеллектуальных эмоций у младших школьников в различных условиях обучения [Текст] / Е.В. Павлова // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки»] 2011. № 4 (58). С. 139 □144.

5. Репкина, Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированное^ учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов [Текст] / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. □ Томск : «Пеленг» 1993. - 61 с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. □ СПб : Издательство «ПитерЦ 2000. - 712 с.

7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической

антропологии [Текст] / К.Д. Ушинский. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576 с.

Bibliography

1. Gamezo, M .V., Orlova, L.M ., Petrova, E.A. Age and Educational Psychology [Text] / M.V. Gamezo, L.M. Orlova, E.A. Petrova. - M.: The Russian Pedagogical Society, 2003. - 512 p.

2. Pavlova, E.V. Experimental Research of Intellectual Emotions Peculiarities at Primary Schoolchildren in Different Educational Conditions [Text] / E.V. Pavlova // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. Series. "Pedagogical Sciences". - 2011. - № 4 (58). - P. 139 - 144.

3. Repkina, G.V., Zaika, E.V. Assessing the Level of Educational Activity Formation [Text] / G.V. Repkina, E.V. Zaika. - Tomsk: "Peleng", 1993. □ 61 p.

4. Rubinstein, S.L. The Fundamentals of General Psychology [Text] / S.L. Rubinstein. □ SPb.: Piter, 2000. □ 712 p.

5. Ushinsky, K.D. Man as the Object of Education: Essay in Pedagogical Anthropology [Text] / K.D. Ushinsky. - M. : FAIR-PRESS, 2004. - 576 p.

6. Vasiliev, I.A., Popluzhny, V.L., and Tikhomirov, O.K. Emotions and Thinking [Text] / I.A.Vasiliev, V.L. Popluzhny, O.K. Tikhomirov. DM.: Moscow University Publishers, 1980. D192 p.

7. Vygotsky, L.S. Collected Works: Vol. 5. Foundations of Defectology [Text] / L.S. Vygotsky. □ M. : Pedagogika, 1983. □ 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.