Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
суицид / психика / ответственность / аутоагрессия / внутренний мир / сотрудники уголовно-исполнительной системы / suicide / psyche / responsibility / autoaggressions / inner world / employees of the penal system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юлия Владимировна Жильцова, Елизавета Андреевна Кулешова

В статье рассмотрены особенности психологической профилактики суицидального риска, а также идентифицированы ключевые меры предупредительного воздействия на персонал уголовно-исполнительной системы. Актуальность статьи состоит в ограниченной теоретической разработке специфики превенции риска суицидального поведения в данной группе. Несмотря на важность данной проблемы, анализ выявляет недостатки, мешающие основательному подходу к предотвращению явлений, способствующих возникновению суицидального риска. Рассмотрена проблема суицидального поведения и пути его профилактики в рамках ключевых теорий. Проанализировано возникновение экзистенциальных вопросов о смысле жизни, неспособности преодолеть жизненные неурядицы, пережить трудные для психики моменты, что является для организма благодатной почвой для формирования суицидальных мыслей. Представлены специфические факторы возникновения поведенческих проявлений, связанных с риском суицида среди работников уголовно-исполнительной системы, и способы их психологической превенции. Испытуемыми являлись сотрудники ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области. Для проведения исследования были применены следующие методики: Шкала депрессивности А. Бека, Опросник суицидального риска, а также методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юлия Владимировна Жильцова, Елизавета Андреевна Кулешова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF THE PENAL SYSTEM EMPLOYEES

In this article we examined the features of psychological prevention of suicidal risk, and also identified key preventive measures for the personnel of the penal system. The relevance of our study is manifested in the limited theoretical development of the specifics of the prevention of the risk of suicidal behavior in this group. Despite the importance of this problem, the analysis reveals the disadvantages that prevent a thorough approach to suicidal risk preventing. The problem of suicidal behavior and ways of its prevention are considered within the framework of key theories. The emergence of existential questions about the meaning of life, the inability to overcome life's troubles, the experience of difficult times in combination represent a beneficial environment for the formation of suicidal thoughts. Also specific factors of the occurrence of behavioral manifestations associated with the risk of suicide among employees of the penitentiary system and methods of their psychological prevention are presented. The object of the study was the employees of the pre-trial detention center of the Federal Penal Service of Russia in the Tambov region. The following methods were used to conduct the study: the A. Beck Depression Scale, the Suicide Risk Questionnaire, as well as the method of assessing neuropsychiatric stability «Prognosis».

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

70 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Научная статья

УДК 159.923:343.83

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Юлия Владимировна Жильцова1, Елизавета Андреевна Кулешова2

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, [email protected]

2 ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области, [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены особенности психологической профилактики суицидального риска, а также идентифицированы ключевые меры предупредительного воздействия на персонал уголовно-исполнительной системы. Актуальность статьи состоит в ограниченной теоретической разработке специфики превенции риска суицидального поведения в данной группе. Несмотря на важность данной проблемы, анализ выявляет недостатки, мешающие основательному подходу к предотвращению явлений, способствующих возникновению суицидального риска. Рассмотрена проблема суицидального поведения и пути его профилактики в рамках ключевых теорий. Проанализировано возникновение экзистенциальных вопросов о смысле жизни, неспособности преодолеть жизненные неурядицы, пережить трудные для психики моменты, что является для организма благодатной почвой для формирования суицидальных мыслей. Представлены специфические факторы возникновения поведенческих проявлений, связанных с риском суицида среди работников уголовно-исполнительной системы, и способы их психологической превенции. Испытуемыми являлись сотрудники ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области. Для проведения исследования были применены следующие методики: Шкала депрессивности А. Бека, Опросник суицидального риска, а также методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз».

Ключевые слова: суицид, психика, ответственность, аутоагрессия, внутренний мир, сотрудники уголовно-исполнительной системы

Для цитирования

Жильцова Ю. В., Кулешова Е. А. Психологическая профилактика суицидального поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 3(04). С. 70-79.

© Жильцова Ю. В., Кулешова Е. А., 2024

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 71

CULTURE OF PROFESSIONAL TRAINING OF A SPECIALIST

Original article

PSYCHOLOGICAL PREVENTION OF SUICIDAL BEHAVIOR OF THE PENAL SYSTEM EMPLOYEES

Yulia Vladimirovna Zhiltsova1, Elizaveta Andreevna Kuleshova2

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]

2 FKU SIZO-3 of the FPS of Russia in the Tambov region, [email protected]

Abstract. In this article we examined the features of psychological prevention of suicidal risk, and also identified key preventive measures for the personnel of the penal system. The relevance of our study is manifested in the limited theoretical development of the specifics of the prevention of the risk of suicidal behavior in this group. Despite the importance of this problem, the analysis reveals the disadvantages that prevent a thorough approach to suicidal risk preventing. The problem of suicidal behavior and ways of its prevention are considered within the framework of key theories. The emergence of existential questions about the meaning of life, the inability to overcome life's troubles, the experience of difficult times in combination represent a beneficial environment for the formation of suicidal thoughts. Also specific factors of the occurrence of behavioral manifestations associated with the risk of suicide among employees of the penitentiary system and methods of their psychological prevention are presented. The object of the study was the employees of the pre-trial detention center of the Federal Penal Service of Russia in the Tambov region. The following methods were used to conduct the study: the A. Beck Depression Scale, the Suicide Risk Questionnaire, as well as the method of assessing neuropsychiatric stability «Prognosis».

Keywords: suicide, psyche, responsibility, autoaggressions, inner world, employees of the penal system

For citation

Zhiltsova, Yu. V. & Kuleshova, E. A. 2024, 'Psychological prevention of suicidal behavior of penal system employees', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 3(04), pp. 70-79.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года, определяет в качестве одной из целей повышение ее эффективности, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, обеспечение безопасности и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала. Перед уголовно-исполнительной системой Российской Федерации (УИС РФ) также стоит задача по формированию здоровой морально-психологической обстановки, исключающей деструктивное поведение сотрудников.

Теоретический анализ проблемы суицидального поведения показал заинтересованность ученых в данном вопросе. В настоящее время помимо детерминации сущности

72 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

данного феномена, раскрыты причинно-следственные связи, сопутствующие его возникновению, и среди различных мнений о специфике рассматриваемого поведенческого акта стоит отметить основные суждения, являющиеся основой для понимания данного феномена. Э. Дюркгейм видел основную причину возникновения суицидального поведения в разрыве интерперсональных связей человека, а также отторжении его от ранее интегрированных с ним социальных групп. Способом исцеления в данном случае ученый считал сплочение данных групп, в целях более сильной привязки человека к ним [4, с. 273]. Э. Дюркгейм выделил также три мотива в совершении самоубийства. Эгоистический проявляется в концентрации индивида на собственном мире и его состоянии. Альтруистической мотив обусловлен желанием самопожертвования для достижения общей цели или же спасения большинства. Анемический представляет собой следствие неудачной адаптации личности к изменяющейся вокруг нее обстановке.

Относительно изучения факторов желания покинуть реальный мир самостоятельно, следует сделать акцент на работах З. Фрейда и А. Адлера. Мнение данных ученых насчет сущности суицидального поведения складывалось в интерпретации его как реализации инстинкта смерти, который проявляется в различных формах действий, связанных с аутоагрессией [3, с. 25].

Благодаря К. С. Веселовскому был предоставлен обширный статистический материал посредством выхода книги «Опыты нравственной статистики в России».

Следующим шагом в области изучения суицидального поведения было создание Центрального статистического управления отдела моральной статистики во главе с М. Н. Гернетом. В настоящее время в УИС РФ сформировалась и активно развивается психологическая служба. Основной проблемой для сотрудников психологической службы является организация профилактики самоубийств среди сотрудников [9, с. 106].

Суицид среди сотрудников УИС РФ - важная и тревожная тема, требующая внимательного анализа и глубокого понимания. Работа в системе исполнения наказаний сопряжена с высоким уровнем стресса, постоянной эмоциональной нагрузкой и риском профессионального выгорания. Строгие условия, необходимость взаимодействия с осужденными, человеческими трагедиями могут стать источником психоэмоционального страдания.

Несмотря на наличие программ поддержки и психологической помощи, многие сотрудники оказываются в ситуации, когда не решаются обратиться за консультацией. Стыд, страх быть неправильно понятыми или опасение утратить работу часто удерживают их от поиска поддержки. Это становится порочным кругом, способствующим ухудшению психоэмоционального состояния и, как следствие, может привести к трагическим исходам [6, с. 260].

Необходимо проводить регулярные тренинги, направленные на профилактику стресса и выгорания, а также внедрять программы психологической поддержки. Создание безопасной атмосферы, в которой сотрудники смогут открыто говорить о своих проблемах, поможет снизить риск суицидальных тенденций и сохранить жизни. Тема требует общественного внимания и профессионального подхода для снижения числа трагедий в этой сфере. Для эффективной борьбы с проблемой суицида среди сотрудников УИС необходимо активное сотрудничество между руководством, психологами и самими работниками. Важно обеспечить внедрение анонимных каналов обратной связи, которые позволят сотрудникам делиться своими переживаниями и получать необходимую помощь без страха перед негативными последствиями.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 73

Дополнительно программы ментального здоровья должны включать не только теоретические аспекты, но и практические тренинги, такие как техники релаксации, управление стрессом и навыки коммуникации. Курсы по развитию эмоционального интеллекта помогут сотрудникам лучше понимать собственные эмоции и эмоции окружающих, что сделает их более устойчивыми к стрессовым ситуациям. Важно обратить внимание на ресурсную работу с семьями сотрудников, поскольку поддержка близких играет ключевую роль в снижении эмоциональной нагрузки. Разработка сетей поддержки не только внутри учреждений, но и в сообществе, поможет создать культуру взаимопомощи и открытости в обсуждении психического здоровья. В конечном итоге, создание системы, ориентированной на профилактику и поддержку, не только снизит уровень суицида, но и повысит общую эффективность работы сотрудников УИС РФ.

Сотрудники пенитенциарной системы сталкиваются с уникальным набором стрессов и опасностей, связанных с работой, что делает их более уязвимыми к суицидальным мыслям и поведению. Причинами, послужившими основой для организации профилактики суицидальных случаев, стали следующие аспекты.

Во-первых, высокий уровень стресса. Сотрудники УИС РФ часто работают в напряженной и опасной среде, что может привести к эмоциональному истощению. Наряду с этим, сотруднику довольно часто приходится переживать травмирующие события. Они могут быть свидетелями насилия, жестокого обращения и смерти, что может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). Работа с заключенными, особенно в условиях строгого режима, может быть очень нагружающей с психологической точки зрения. Сотрудники могут сталкиваться со стрессом, эмоциональной усталостью, депрессией и другими психологическими трудностями. Интенсивная и ответственная работа в условиях охраняемого учреждения может приводить к выгоранию у сотрудников [8, с. 70].

Во-вторых, у сотрудников УИС РФ часто ограничена возможность общения со своими семьями и друзьями, что может способствовать чувству одиночества и безнадежности, что, в свою очередь, формирует недоверие к внешнему миру и дальнейшему отчуждению.

В правоохранительных органах существует культура стигматизации в отношении психических заболеваний, что может повлиять на склонность сотрудников обращаться за помощью [3, с. 23].

Связь между стрессом и суицидом проявляется при высоком уровне напряжения и травмирующих событиях на работе, сопряженных с повышенным риском суицидальных мыслей и поведения. У сотрудников УИС РФ, регулярно переживающих стресс, развиваются такие состояния, как депрессия и тревога, которые являются основными факторами риска самоубийства.

Эмпирическое исследование суицидального поведения сотрудников проводилось на базе ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тамбовской области. В выборку вошли сотрудники отделов и служб в количестве 54 человек, из которых 25 женщин и 29 мужчин. Средний возраст составил 32 года. В целях изучения степени выраженности суицидального поведения среди лиц мужского и женского пола были выбраны следующие методики: Шкала депрессивности А. Бека, Опросник суицидального риска, а также методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз».

Разъяснение и оценка данных, полученных в ходе экспериментального анализа суицидального риска среди сотрудников учреждения показал, что мужчины (г = 6,0), имели больший риск совершения самоубийства, чем женщины (г = 5,0) (табл.).

74 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Таблица

Результаты Методики TASR

Мужчины Женщины

Общий показатель 6,00 5,00

Профиль индивидуального риска 3,00 1,00

Профиль симптоматического риска 1,00 2,00

Профиль риска на момент интервью 2,00 1,00

Результаты, полученные при использовании методики «шкала депрессивности А. Бека» позволяют сделать вывод о том, что сотрудники женского пола более открыты и готовы к сотрудничеству. Данная группа лиц настроена более оптимистично, нежели лица мужского пола (рис. 1). Мужчины, в свою очередь, более обособлены в контексте просьб о помощи и моральной поддержке, недоверчивы и замкнуты. Данный вывод обоснован полученными результатами интерпретации когнитивно-аффективной субшкалы. Данный показатель включает в себя несколько пунктов из теста, которые демонстрируют склонность к переживанию таких чувств, как ненависть к себе, отчаяние, вина, а также суицидальное желание.

Второй показатель (Субшкала соматизации) отвечает за проявление эмоциональных переживаний на фоне трудностей с концентрацией внимания, недостатка энергии, потери самообладания. Исходя из полученных результатов, следует отметить примерно одинаковые значения. Незначительная разница позволяет отметить, что у мужчин существует предрасположенность к переживанию стресса в более глубокой форме.

Итоги исследования, полученные с использованием методики «Опросник суицидального риска» представлены на рисунке 2.

Благодаря высоким показателям по шкале «Антисуицидальный фактор» у обоих полов риск совершения суицида резко снижается. Среди сотрудников женского пола -9 баллов, у лиц мужского пола - 7 баллов. Это означает, что сотрудники понимают ответственность, наложенную на них, и принимают ее без экзистенциального негативного анализа. Чувство долга, а также переживания за состояние близких, после совершения аутоагрессивного действия имеют сдерживающий характер для иссле-

9

Когнитивно-аффективная Субшкала сомматизаии

субшкала

Рис. 1. Итоги проведенной методики Шкала депрессивности А. Бека

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 75

10 8 6 4 2 0

м I I I I I I I

о о

X

m

го a

I—

о

X

о 5 <D

О О X

m

<u <

о о

X -О

го ^

s

X

>

_0 CP

н 5 го

о со ю

о и

н ^ 1-

-О и -О

с; о с;

е о у

н е

сц с

о 5

н j О

о о с;

о о о О

е

I

го

о го

<u с о а <и с

<и а m

| Мужчины ¡Женщины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а о

го

у

о

н

<

Рис. 2. Результаты с использованием методики «Опросник суицидального риска»

дуемых личностей. Однако различия между мужчинами и женщинами все также демонстрируется следующими шкалами. Шкала «Аффективность» отображает эмоциональные проявления среди сотрудников женского пола (3 балла) в большей степени, нежели у мужчин (4 балла).

Набранные мужчинами 6 баллов по шкале «Несостоятельность» указывают на большее отрицание собственной значимости у мужчин, чем у женщин (у которых всего 3 балла).

Шкала «Социальный пессимизм» и «Слом культурных барьеров» характеризуют мужчин как менее удовлетворенных в социальных взаимодействиях.

Шкала «Максимализм» демонстрирует фиксацию внимания сотрудников мужского пола на неудачах, о чем свидетельствуют набранные 5 баллов.

Интерпретация следующей методики оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» выявила, что у исследуемых уровень нервно-психической устойчивости меньше критической точки (13 стенов), это исключает возможность психических срывов (рис. 3). Данный вывод обоснован тем, что большая часть испытуемых набрали достаточно баллов для распределения в группы. На рисунке 3 показатель «низкий» - демонстрирует невысокие шансы на нервные срывы, соответственно «средний» и «низкий» допускают возможность подобных проявлений. Данная методика также наглядно показывает, что среди лиц женского пола нервно-психическая устойчивость выше (83 %), чем у мужчин (76,6 %).

Таким образом, проведение данного исследования с использованием стандартизированных методик, выявило определенные особенности у исследуемых групп. Факт наличия суицидального поведения компенсируется антисуицидальным фактором, который, в свою очередь, уравновешивает внутреннее состояние сотрудников, не давая упасть духом. Помимо этого, у сотрудников обоих полов проявляется осознание собствен-

76 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Рис. 3. Оценка по методике нервно-психической устойчивости «Прогноз»

ной ответственности за совершение тех или иных действий. Данный аспект является сдерживающим фактором наравне с имеющимся чувством долга. Несмотря на тяготы служебной деятельности, сотрудники способны справляться с возникшими трудностями, исключая нервные срывы. Профилактика суицидального поведения среди сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы требует комплексного подхода, включающего в себя психологическую поддержку, обучение и создание доступной системы помощи. Важно организовать регулярные тренинги по управлению стрессом и саморазвитию, чтобы сотрудники могли эффективно справляться с эмоциональными нагрузками и избежать выгорания. Ключевым аспектом является создание доверительной атмосферы, в которой сотрудники могли бы открыто обсуждать свои переживания, не опасаясь осуждения. Для этого целесообразно внедрение программы «открытых дверей», когда психологи доступны для консультаций в любое время. Разработка анонимных опросов о моральном состоянии сотрудников поможет выявить проблемы на ранней стадии и принять меры.

Необходимо также активно информировать сотрудников о наличии профессиональных ресурсов, служб, доступных как в организации, так и за ее пределами. Повышение осведомленности о признаках суицидальных наклонностей и обучение первой помощи в кризисных ситуациях может значительно снизить риски и помочь людям в трудные моменты.

Близкие отношения с коллегами, семьей и друзьями могут способствовать чувству принадлежности, снизить риск саморазрушения [7, с. 569]. Дополнительным аспектом эффективной профилактики суицидального поведения является обучение сотрудников навыкам эмоциональной отзывчивости и управления стрессом. Проведение тренингов и семинаров по когнитивно-поведенческой терапии и другим психотерапевтическим методам может помочь вашим коллегам справляться с эмоциональными нагрузками и развивать способность поддерживать друг друга в трудные моменты. Важно также создать открытое пространство для обсуждения проблем психического здоровья, где никто не будет бояться осуждения. Это могут быть регулярные встречи, в рамках которых обсуждаются не только профессиональные, но и личные вопросы, например, факторы стресса и способы их преодоления.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 77

Кроме того, целесообразно интегрировать в корпоративную культуру элементы признания и поддержки. Публикация успехов сотрудников и их достижений, а также проявление благодарности за сотрудничество могут значительно поднять моральный дух и укрепить командные связи.

Среди инструментов борьбы со стрессом также следует отметить обучение навыкам преодоления напряжения, таким как осознанность, техники релаксации. Улучшение условий труда, гибкий график работы и доступ к консультированию по вопросам психического здоровья могут снизить стресс сотрудников благодаря обнаружению акцентуации в ее зачаточном состоянии.

Новизна в жизни сотрудника важна так же как для любого другого человека. Мозг на физиологическом уровне приветствует новую информацию или обучение незнакомому навыку. Благодаря выработке гормонов счастья посредством познания неизведанного, риск аутоагрессии снижается.

Предотвращение самоубийств среди сотрудников УИС РФ является критически важным. Необходимы программы профилактики, направленные на повышение осведомленности о признаках суицидального поведения, предоставление ресурсов для вмешательства в кризисных ситуациях и содействие созданию поддерживающей среды.

Профилактика суицидального поведения среди сотрудников учреждений уголовной исполнительной системы имеет критическую важность, поскольку эти работники подвергаются постоянному стрессу и эмоциональному выгоранию. Ежедневно сталкиваясь с трудными судьбами заключенных, они нередко оказываются под угрозой ухудшения своего психоэмоционального состояния, поэтому разработка и внедрение программ поддержки, а также практик психологического укрепления становится первостепенной задачей.

Обучение руководителей современным методам предотвращения суицида создает в коллективе культуру заботы друг о друге, что положительно сказывается на моральном духе в коллективе и стимулирует взаимопомощь.

Кроме того, регулярные тренинги по стресс-менеджменту и профилактике выгорания способствуют повышению квалификации сотрудников и укреплению их эмоциональной устойчивости. Это не только снижает риск суицидального поведения, но и позитивно влияет на общую атмосферу в коллективе. Инвестирование в психическое здоровье сотрудников УИС РФ - это не только проявление гуманности, но и важный шаг к повышению их профессиональной эффективности.

Список источников

1. Воронцова М. В., Макаров В. Е., Бюндюгова Т. В. Теория деструктивности : учебник для вузов. М. : Изд-во Юрайт. 2023.

2. Дмитриев Ю. А., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология : учебник для образов. учрежд. Минюста России. Ростов н/Д : Феникс. 2007.

3. Дмитриева Л. А. Психопрофилактика в сфере семейных отношений : учеб.-метод. пособие. М., 2004.

4. Змановская Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов, изучающих психологию, социальную работу и социальную педагогику. 5-е изд. М. : Академия. 2008.

5. Исаева Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПб., 2009.

78 КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

6. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Девиантология: социология суицидального поведения : учеб. пособие для вузов. М. : Изд-во Юрайт. 2023.

7. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Суицидальное поведение. М. : Изд-во Юрайт. 2023.

8. Красиков В. И. Синдром существования : монография. М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014.

9. Курбатова Г В., Кутякин С. А., Иванова О. В. Предупреждение суицидальных проявлений среди сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2019. № 4. С. 105-112.

10. Моховиков А. Н. Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах : монография. М.: Когито-Центр. 2013.

11. Организация работы практических психологов с персоналом уголовно-исполнительной системы : учеб.-метод. пособие / М. Г. Дебольский [и др.]. М. : НИИ ФСИН России. 2005.

References

1. Vorontsova, M. V., Makarov, V. E. & Byundyugova, T. V. 2023, Theory of destructiveness: textbook for universities. Moscow.

2. Dmitriev, Yu. A. & Kazak, B. B. 2007, Penitentiary psychology: textbook for educational institutions of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Rostov-on-Don.

3. Dmitrieva, L. A. 2004, Psychoprophylaxis in the sphere of family relations: study guide, Moscow.

4. Zmanovskaya, E. V. 2008, Deviantology: (psychology of deviant behavior): textbook for students studying psychology, social work and social pedagogy, 5th edn, Moscow.

5. Isaeva, E. R. 2009, Coping-behavior and psychological protection of the individual in conditions of health and illness. St. Petersburg.

6. Kasyanov, V. V. & Nechipurenko, V. N. 2023, Deviantology: sociology of suicidal behavior: textbook. Moscow.

7. Kasyanov, V. V. & Nechipurenko, V. N. 2023, Suicidal behavior, Moscow.

8. Krasikov, V. I. 2014, The syndrome of existence: monograph, Moscow, Berlin.

9. Kurbatova, G. V., Kutyakin, S. A. & Ivanova, O. V. 2019, 'Prevention of suicidal manifestations among employees of the penitentiary system of Russia', Izvestiya of TulSU, Economic and legal sciences, iss. 4, pp. 105-112.

10. Mokhovikov, A. N. 2013, Suicidology: past and present: the problem of suicide in the works of philosophers, sociologists, psychotherapists and in literary texts': monograph. Moscow.

11. Debolsky M. G., Bovin B. G. & Vasishchev A. A. 2005, Organization of work of practical psychologists with the staff of the penitentiary system: educational and methodological manual. Moscow.

Информация об авторах

Ю. В. Жильцова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики факультета психологии и пробации;

Е. А. Кулешова - начальник психологической лаборатории.

Information about the authors

Ju. V. Zhiltsova - PhD (Psychology), associate professor, associate professor of the Department of legal psychology and pedagogy, Faculty of psychology and probation;

E. A. Kuleshova - Head of the psychological laboratory.

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА 79

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 17.07.2024; одобрена после рецензирования 25.07.2024; принята к публикации 09.08.2024.

The article was submitted 17.07.2024; approved after reviewing 25.07.2024; accepted for publication 09.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.