Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ / МЕНТАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА В СПОРТЕ / МЕНТАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Надежда Дмитриевна, Зиновьев Николай Алексеевич, Смирнов Александр Сергеевич, Надыршина Маргарита Юрьевна

Введение. Мировой спорт находится на том этапе, когда развитие технической и физической подготовленности спортсменов почти достигает наивысшего предела. Поэтому сейчас, как никогда, важно заниматься психологической подготовкой. Крайне плохо налажено взаимодействие команд и спортивных психологов в горнолыжном спорте. Цель исследования: изучить отношение спортсменов -горнолыжников высокой квалификации к работе со спортивным психологом. Организация исследования. Нами был проведен опрос высококвалифицированных горнолыжников различных специализаций на предмет взаимодействия со специалистами и отношения к спортивной психологии. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов опроса показал, что большинство (84,7%) спортсменов хотя бы раз работали с психологом. При этом только чуть больше половины респондентов хотели бы заниматься с психологом регулярно (62,5%) и считают это необходимостью (54,2%). И всего 1/5 от числа опрошенных знают о том, что такое ментальная тренировка. Эффективность работы со спортивным психологом получила субъективную оценку ниже среднего по результатам опроса. Но при этом хочется отметить, что корреляционный анализ показал достоверную связь между эффективностью работы психолога и результативностью спортсменов. Вывод. необходимо осуществлять грамотный подбор квалифицированных специалистов, владеющих современными и эффективными методами психологической подготовки спортсменов; привлекать и мотивировать к занятиям большее количество спортсменов, подкрепляя необходимость взаимодействия со специалистами научными фактами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева Надежда Дмитриевна, Зиновьев Николай Алексеевич, Смирнов Александр Сергеевич, Надыршина Маргарита Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING IN ALPINE SKIING

Introduction. The world sport is at the stage, when the development of technical and physical fitness of athletes almost reaches the highest limit. Therefore, now, more than ever, it is important to engage them in psychological training. The interaction of teams and sports psychologists in alpine skiing is extremely poorly established. The purpose of the study: to study the attitude of highly qualified alpine skiers to work with the sports psychologist. Organization of the study. We conducted the survey of highly qualified skiers of various specializations on the subject of interaction with specialists and attitude to sports psychology. The results of the study and their discussion. Analysis of the survey results showed that the majority (84.7%) of athletes have worked with the psychologist at least once. At the same time, only slightly more than half of the respondents would like to engage with the psychologist regularly (62.5%) and consider it as necessity (54.2%). And only 1/5 of the respondents know what mental training is. The effectiveness of working with the sports psychologist received the subjective rating below the average according to the survey results. But at the same time, I would like to note that the correlation analysis showed the reliable relationship between the effectiveness of the work of the psychologist and the performance of athletes. Conclusion. It is necessary to carry out the competent selection of qualified specialists who possess modern and effective methods of psychological training of athletes; to attract and motivate more athletes to classes, reinforcing the need for interaction with specialists with scientific facts.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ»

УДК 796.926:159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ГОРНОЛЫЖНОМ СПОРТЕ

Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Смирнов, ассистент, Маргарита Юрьевна Надыршина, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Мировой спорт находится на том этапе, когда развитие технической и физической подготовленности спортсменов почти достигает наивысшего предела. Поэтому сейчас, как никогда, важно заниматься психологической подготовкой. Крайне плохо налажено взаимодействие команд и спортивных психологов в горнолыжном спорте. Цель исследования: изучить отношение спортсменов-горнолыжников высокой квалификации к работе со спортивным психологом. Организация исследования. Нами был проведен опрос высококвалифицированных горнолыжников различных специализаций на предмет взаимодействия со специалистами и отношения к спортивной психологии. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов опроса показал, что большинство (84,7%) спортсменов хотя бы раз работали с психологом. При этом только чуть больше половины респондентов хотели бы заниматься с психологом регулярно (62,5%) и считают это необходимостью (54,2%). И всего 1/5 от числа опрошенных знают о том, что такое ментальная тренировка. Эффективность работы со спортивным психологом получила субъективную оценку ниже среднего по результатам опроса. Но при этом хочется отметить, что корреляционный анализ показал достоверную связь между эффективностью работы психолога и результативностью спортсменов. Вывод. необходимо осуществлять грамотный подбор квалифицированных специалистов, владеющих современными и эффективными методами психологической подготовки спортсменов; привлекать и мотивировать к занятиям большее количество спортсменов, подкрепляя необходимость взаимодействия со специалистами научными фактами.

Ключевые слова: спорт, горнолыжный спорт, ментальная тренировка в спорте, ментальный тренинг, психологическая подготовка спортсменов, психология спорта.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p23-26

PSYCHOLOGICAL TRAINING IN ALPINE SKIING

Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandr Sergeevich Smirnov, the assistant, Margarita Yuryevna Nadyrshina, the assistant, the Baltic State Technical University "Voen-meh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

Introduction. The world sport is at the stage, when the development of technical and physical fitness of athletes almost reaches the highest limit. Therefore, now, more than ever, it is important to engage them in psychological training. The interaction of teams and sports psychologists in alpine skiing is extremely poorly established. The purpose of the study: to study the attitude of highly qualified alpine skiers to work with the sports psychologist. Organization of the study. We conducted the survey of highly qualified skiers of various specializations on the subject of interaction with specialists and attitude to sports psychology. The results of the study and their discussion. Analysis of the survey results showed that the majority (84.7%) of athletes have worked with the psychologist at least once. At the same time, only slightly more than half of the respondents would like to engage with the psychologist regularly (62.5%) and consider it as necessity (54.2%). And only 1/5 of the respondents know what mental training is. The effectiveness of working with the sports psychologist received the subjective rating below the average according to the survey results. But at the same time, I would like to note that the correlation analysis showed the reliable relationship between the effectiveness of the work of the psychologist and the performance of athletes. Conclusion. It is necessary to carry out the competent selection of qualified specialists who possess modern and effective methods of psychological training of athletes; to attract and motivate more athletes to classes, reinforcing the need for interaction with specialists with scientific facts.

Keywords: sports, alpine skiing, mental training in sports, mental training, psychological training of athletes, sports psychology.

ВВЕДЕНИЕ

Психологической подготовке спортсменов всегда уделяли должное внимание наряду с физической, тактической и технической. В каждом из видов подготовки квалифицированных спортсменов идет непрерывный процесс развития, совершенствования и появления различных инноваций. Сейчас мировой спорт находится на том этапе, когда развитие технической и физической подготовленности спортсменов почти достигает наивысшего предела. В борьбе за сотые доли секунды участвуют не только спортсмены и тренеры, а целые организации, отвечающие за инновации в сфере оборудования и технического оснащения, его подготовки, команды, осуществляющие медико-биологическое сопровождение, менеджеры команд, психологи и др. Поэтому сейчас, на данном этапе становления мирового спорта, как никогда, важно заниматься психологической подготовкой спортсменов, а именно сделать акцент на ментальный тренинг.

Когда подготовленность соперников практически идентична, успех выступления на соревнованиях зависит на 90% от мышления, мотивации и настроя. В зарубежных странах в штате спортивной команды крайне распространена профессия - mental training coach. Например, более 90% высококвалифицированных норвежских лыжников и биатлонистов занимаются ментальной подготовкой со специалистами; около 75% спортсменов из США и Канады применяют системы ментального тренинга.

Подобные занятия не являются заменой стандартных методов спортивной психологии, а служат хорошей отправной точкой, дополняя друг друга, что в совокупности дает положительный результат.

Основу занятий составляют: постановка целей и визуализация. Каждому спортсмену необходима самомотивация к конкретному достижению. К сожалению, даже очень опытным и подготовленным спортсменам зачастую мешает неправильное мышление. Они позволяют внешним факторам оказывать большое влияние на внутреннее состояние. В момент, когда во время тренировки или соревнований появляется «триггер» или сигнал, который переводит внимание спортсмена в негативное состояние, требуется ментальная коррекция. Несмотря на то, что термин в психологии спорта возник еще в 80-х годах, в нашей стране широкое распространение в спортивной практике ментальная тренировка не получила. Крайне плохо налажено взаимодействие команд и спортивных психологов в горнолыжном спорте.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: изучить отношение спортсменов-горнолыжников высокой квалификации к работе со спортивным психологом.

Задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Определить особенности отношения спортсменов в работе с психологом, в целом, и ментальному тренингу, в частности, на основе опроса.

3. Провести корреляционный анализ между результативностью работы с психологом (по субъективной оценке респондентов) и результативностью в горнолыжном спорте.

4. Сформулировать выводы на основе полученных результатов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами был проведен опрос высококвалифицированных горнолыжников различных специализаций на предмет взаимодействия со специалистами и отношения к спортивной психологии. Участники исследования: спортсмены-горнолыжники, имеющие спортивные звания МС и выше, из них: 35 женщин (17-30 лет), 37 мужчин (возраст 17-37 лет).

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Опрос (10 вопросов);

3. Методы математической статистики (для корреляционного анализа был применен ранговый коэффициент корреляции Спирмена).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Средний балл респондентов по вопросу: «Оцените результаты работы со спортивным психологом по 10-бальной шкале, где 0 - отсутствие эффективности, 10 - максимальная эффективности от взаимодействия со специалистом» - 4,2.

Результаты опроса по остальным вопросам представлены ниже в таблице 1. Таблица 1 - Результаты опроса__

Вопросы Положительные ответы (%)

Работала ли Ваша команда когда-либо со спортивным психологом? 84,7

Работали ли Вы когда-либо со спортивным психологом, которого выбрали самостоятельно? 9,7

Хотели бы заниматься со спортивным психологом на регулярной основе? 62,5

Применяете/применяли ли Вы методы спортивной психологии самостоятельно? 38,9

Знаете ли Вы о понятии «ментальная тренировка»? 20,8

Применяете/применяли ли Вы методы ментальной тренировки со спортивным психологом? 11,1

Применяете/применяли ли Вы методы ментальной тренировки самостоятельно? 4,2

Может ли квалифицированный тренер выполнять функции спортивного психолога в команде? 30,6

Считаете ли работу со спортивным психологом обязательной частью тренировочного процесса? 54,2

Анализ результатов опроса показал, что большинство (84,7%) спортсменов хотя бы раз работали с психологом. При этом только чуть больше половины респондентов хотели бы заниматься с психологом регулярно (62,5%) и считают это необходимостью (54,2%). И всего 1/5 от числа опрошенных знают о том, что такое ментальная тренировка.

Эффективность работы со спортивным психологом получила субъективную оценку ниже среднего по результатам опроса. Но при этом хочется отметить, что корреляционный анализ (таблица 2) показал достоверную связь между эффективностью работы психолога и результативностью спортсменов.

Таблица 2 - Корреляционная матрица

Зависимые переменные Независимые переменные ------- Результативность на соревнованиях (дисциплина по специализации)

Результаты работы со спортивным психологом (субъективная оценка) 0,781 р < 0,05

Таким образом, спортсмены, имеющие положительный опыт работы со спортивным психологом имеют достоверно более высокие результаты.

ВЫВОД

1. Горнолыжники имеют низкую осведомленность о современных методах психологической подготовки спортсменов. Например, одним из эффективных методов - системой ментального тренинга - владеет не более 15% опрошенных.

2. На основании полученных результатов можем предположить, что отрицательный опыт работы со спортивными психологами накладывает отпечаток на желание взаимодействовать со специалистами в дальнейшем, что нашло свое отражение в цифрах -лишь около половины респондентов считают занятия необходимыми.

3. Выявлена достоверно положительная (р □ 0,05) связь между эффективностью работы со спортивным психологом и результативностью горнолыжников. Что в свою оче-

редь может говорить и об обратном: для более результативных спортсменов ведется более тщательный подбор кадров. Подводя итог вышеизложенного, можно сформулировать следующие рекомендации: необходимо осуществлять грамотный подбор квалифицированных специалистов, владеющих современными и эффективными методами психологической подготовки спортсменов; привлекать и мотивировать к занятиям большее количе -ство спортсменов, подкрепляя необходимость взаимодействия со специалистами научными фактами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корреляционные зависимости результативности в дисциплинах горнолыжного спорт / Н. Д. Алексеева, Е.Н. Журавель, П.Б. Святченко, А.Н. Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 24-27.

2. Особенности мотивации спортивной деятельности горнолыжников с различным уровнем квалификации / Н.А. Зиновьев, Н. Д. Алексеева, П.Б. Святченко, А.А Зиновьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 10 (152). - С. 79-83.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Zhuravel, E.N., Svyatchenko, P.B. and Zinoviev, A.N. (2018), "Correlation dependencies of performance in the disciplines of alpine skiing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 24-27.

2. Zinoviev, N.A., Alekseeva, N.D., Svyatchenko, P.B. and Zinoviev, A.A. (2017), "Features of motivation of sports activity of skiers with different qualification levels", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (152), pp. 79-83.

Контактная информация: zinovev_na@voenmeh.ru

Статья поступила в редакцию 16.03.2021

УДК 796:616-036.21

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ 2020 В СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ

Анастасия Олеговна Алексина, кандидат экономических наук, старший преподаватель,

Самарский государственный экономический университет; Антон Юрьевич Алексин, старший преподаватель, Самарский национальный исследовательский университет им.

академика С. П. Королева

Аннотация

В статье рассматриваются последствия экономического кризиса, связанного с пандемией, в физкультурно-спортивной индустрии России и других стран мира. Приводиться анализ экономических потерь отраслей мирового спорта, изучается государственная поддержка индустрии спорта в разных государствах. Авторы указывают на появление положительных моментов в физкультурно-спортивной жизни населения в указанный период, а также дают рекомендации по устранению недостатков деятельности государственных органов спорта. Государственные структуры должны уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций, сделать спортивный рынок прозрачным. По мнению, авторов это позволит максимально сохранить качество и объем спортивных услуг, оказываемых населению, а также увеличит контингент пользователей.

Ключевые слова: спортивная индустрия, пандемия, экономический кризис, рынок спортивных услуг, спорт, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p26-30

CONSEQUENCES OF THE 2020 PANDEMIC IN THE SPORTS INDUSTRY

Anastasia Olegovna Aleksina, the candidate of economical sciences, senior teacher, Samara State University of Economics; Anton Yurievich Aleksin, the senior teacher, Samara National

Research University 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.