Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРНОЛЫЖНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ'

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРНОЛЫЖНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПОРТ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННАЯ ЛЕСТНИЦА / SPORTS / ALPINE SKIING / COORDINATION ABILITIES / SPORTS TRAINING / COORDINATION LADDER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеева Н. Д., Зиновьев Н. А., Зиновьев А. Н., Надыршина М. Ю.

Введение. Горнолыжный спорт предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей спортсменов. Одним из популярных технических средств обучения сегодня в спортивной тренировке стала координационная (тренировочная) лестница. Нами был разработан комплекс упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей занимающихся. Цель исследования: определить эффективность применения тренировочной лестницы для развития координационных способностей спортсменов-горнолыжников 8-9 лет. Организация исследования. В течение двух месяцев 2 раза в неделю данный комплекс применялся в подготовительной части учебно-тренировочного занятия. До начала эксперимента и после его окончания было проведено педагогическое тестирование: определение уровня развития координационных способностей по методике В. Старосты. Также в ходе исследования был проведен опрос занимающихся. Результаты исследования и их обсуждение. Повторное тестирование показало, что уровень развития координационных способностей у группы достоверно вырос (р < 0,01). Все горнолыжники (100% респондентов) отметили, что занятия на координационной лестнице вызывают у них интерес. Вывод. Исследование показало, что применение разработанного нами комплекса упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей детей 8-9 лет, занимающих горнолыжным спортом, эффективно для развития координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеева Н. Д., Зиновьев Н. А., Зиновьев А. Н., Надыршина М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ALPINE SKIERS’ COORDINATION ABILITIES AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Introduction. Alpine skiing places high demands on the improvement of coordination abilities of athletes. One of the most popular technical training tools in sports training today is the coordination (training) ladder. We have developed a set of exercises for the coordination ladder, taking into account the age characteristics of children. The purpose of the study: to determine the effectiveness of the training ladder for the development of coordination abilities of 8-9-year-old alpine skiers. The methodology and organization of the study. For two months, 2 times a week, this complex was used in the preparatory part of the training session. Before the experiment and after its completion, pedagogical testing was conducted: determining the level of development of coordination abilities according to the method of V. Starosta. The study also included a survey of athletes. Research results and discussion. Repeated testing showed that the level of development of coordination abilities in the group significantly increased (p < 0.01). All athletes (100% of respondents) noted that they are interested in classes on the coordination ladder. Conclusion. The study showed that the use of a set of exercises developed by us for the coordination ladder, taking into account the age characteristics of children 8-9 years old who are engaged in skiing, is effective for the development of coordination abilities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРНОЛЫЖНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ»

6. Nikolskaya, O. (2010), "Special Federal state educational standard for children with autism spectrum disorders", Defectology, No. 1, рр 35-39.

7. Orlova, E. (2012), Clinical psychology, textbook for bachelor, You write publishing House, Moscow.

8. EPP, T.I (2015), Means of improving the consistency of motor actions in team competitive programs of cheerleading, dissertation, Omsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2020

УДК 796.926

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГОРНОЛЫЖНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ

Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, Маргарита Юрьевна Надыршина, ассистент, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Горнолыжный спорт предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей спортсменов. Одним из популярных технических средств обучения сегодня в спортивной тренировке стала координационная (тренировочная) лестница. Нами был разработан комплекс упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей занимающихся. Цель исследования: определить эффективность применения тренировочной лестницы для развития координационных способностей спортсменов-горнолыжников 8-9 лет. Организация исследования. В течение двух месяцев 2 раза в неделю данный комплекс применялся в подготовительной части учебно-тренировочного занятия. До начала эксперимента и после его окончания было проведено педагогическое тестирование: определение уровня развития координационных способностей по методике В. Старосты. Также в ходе исследования был проведен опрос занимающихся. Результаты исследования и их обсуждение. Повторное тестирование показало, что уровень развития координационных способностей у группы достоверно вырос (р < 0,01). Все горнолыжники (100% респондентов) отметили, что занятия на координационной лестнице вызывают у них интерес. Вывод. Исследование показало, что применение разработанного нами комплекса упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей детей 8-9 лет, занимающих горнолыжным спортом, эффективно для развития координационных способностей.

Ключевые слова: спорт, горнолыжный спорт, координационные способности, спортивная подготовка, координационная лестница.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p7-11

IMPROVEMENT OF ALPINE SKIERS' COORDINATION ABILITIES AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Nikolaevich Zinoviev, the senior lecturer, Margarita Yuryevna Nadyrshina, the assistant, Baltic State Technical University "Voen-meh" named after D.F. Ustinov, St. Petersburg

Abstract

Introduction. Alpine skiing places high demands on the improvement of coordination abilities of athletes. One of the most popular technical training tools in sports training today is the coordination (training) ladder. We have developed a set of exercises for the coordination ladder, taking into account the age characteristics of children. The purpose of the study: to determine the effectiveness of the training ladder for the development of coordination abilities of 8-9-year-old alpine skiers. The methodology and organiza-

tion of the study. For two months, 2 times a week, this complex was used in the preparatory part of the training session. Before the experiment and after its completion, pedagogical testing was conducted: determining the level of development of coordination abilities according to the method of V. Starosta. The study also included a survey of athletes. Research results and discussion. Repeated testing showed that the level of development of coordination abilities in the group significantly increased (p < 0.01). All athletes (100% of respondents) noted that they are interested in classes on the coordination ladder. Conclusion. The study showed that the use of a set of exercises developed by us for the coordination ladder, taking into account the age characteristics of children 8-9 years old who are engaged in skiing, is effective for the development of coordination abilities.

Keywords: sports, alpine skiing, coordination abilities, sports training, coordination ladder.

ВВЕДЕНИЕ

Ввиду значительного роста общего уровня современного горнолыжного спорта и технического прогресса, оказывающего влияние на совершенствование экипировки и инвентаря, требования к технической подготовленности спортсменов с каждым годом повышается. Специалистам необходимо вести активный поиск новых средств и методов эффективного обучения технике выполнения сложнокоординационных действий, оказывающих влияние, как на текущую результативность, так и на возможность прогрессировать в будущем.

Горнолыжный спорт предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей атлетов. Проблемы с координацией могут стоить спортсменам не только падений и сходов с трассы, но отсутствия прогресса в развитии технических навыков и низкой результативности [3]. Поэтому развивать координационные способности у занимающихся тренеры начинают с самого юного возраста [1]. Мнения различных авторов относительно сенситивного периода развития координации несколько разнятся (±1 год), но в среднем они указывают на младший возраст и в первую половину подросткового -7-11 лет. Выполнение сложнокоординационных упражнений, требующих длительной концентрации внимания, сохранения относительно статических положений или монотонности выполнения задания, угнетает интерес детей к занятиям [1]. Необходимо развивать способности детей, применяя игровые методы.

Одним из популярных технических средств обучения сегодня в спортивной тренировке стала координационная (тренировочная) лестница. Ее применяют для тренировки координационных и скоростных способностей, развивает чувства ритма и т.д. [3].

Нами был разработан комплекс упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей занимающихся.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: определить эффективность применения тренировочной лестницы для развития координационных способностей спортсменов-горнолыжников 8-9 лет.

Задачи:

1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Определить исходный уровень развития координационных способностей испытуемых и после применения разработанного комплекса упражнений.

3. Сформулировать выводы о рациональности применения координационной лестницы для развития координационных способностей горнолыжников 8-9 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие спортсмены-горнолыжники 8-9 лет, из которых 7 - девочки и 13 - мальчики.

Нами был разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей с применением тренировочной лестницы, который включал беговые упражнения и прыжки. Большинство заданий выполнялись в игровой форме: с мячами, с расска-

зом считалок или стихотворений, с игрой «Повторялки» и пр. др.

В тренировочном процессе были применены такие упражнения, как движение вперед лицом с одним касанием в квадрате, движение вперед лицом с двумя касаниями в квадрате, движение боком с двумя касаниями в квадрате, движение вперед лицом с двумя касаниями в квадрате и двумя вне квадрата, движение боком с двумя касаниями в квадрате и двумя вне квадрата, прыжки лицом вперед с касаниями в квадрате и вне квадрата двумя ногами, прыжки со скручиванием в тазобедренном суставе, скрестный шаг при движении лицом и спиной вперед, упражнение «Ножницы», прыжки на одной ноге с вращением, упражнение «Квадрат», прыжки на двух ногах с вращением, упражнение «Ножницы» с разворотом, приставные шаги, различные шаги и прыжки в упоре лежа и др. В течение двух месяцев 2 раза в неделю данный комплекс применялся в подготовительной части учебно-тренировочного занятия с горнолыжниками 8-9 лет. До начала эксперимента и после его окончания было проведено педагогическое тестирование: определение уровня развития координационных способностей по методике В. Старосты.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Педагогическое тестирование;

3. Опрос занимающихся;

4. Методы математической статистики (среднее арифметическое, стандартное отклонение, непараметрический критерий Уилкоксона).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования были определены уровни развития координационных способностей спортсменов до и после эксперимента. Результаты представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1 - Уровни развития координационных способностей до и после эксперимента

№ Результат НЭ (град.) Оценка уровня координации НЭ Результат ПЭ (град.) Оценка уровня координации ПЭ

1 278 хорошая 334 хорошая

2 273 хорошая 342 хорошая

3 369 отличная 379 отличная

4 177 неудовлетворительная 245 удовлетворительная

5 206 удовлетворительная 273 хорошая

6 292 хорошая 366 отличная

7 361 отличная 388 отличная

8 254 удовлетворительная 291 хорошая

9 346 хорошая 363 отличная

10 372 отличная 374 отличная

11 320 хорошая 355 хорошая

12 354 хорошая 376 отличная

13 233 удовлетворительная 271 хорошая

14 219 удовлетворительная 251 удовлетворительная

15 351 хорошая 379 отличная

16 303 хорошая 363 отличная

17 295 хорошая 361 отличная

18 262 удовлетворительная 306 хорошая

19 337 хорошая 384 отличная

20 369 отличная 382 отличная

Примечание: НЭ - начало эксперимента; КЭ - конец эксперимента

Таблица 2 - Средние результаты и достоверность различий

НЭ КЭ

298,55±59,68 339,15±47,95

р < 0,01

Из данных таблиц следует, что показатели развития координационных способностей у группы достоверно улучшились (р <0,01).

На рисунках 1 и 2 видим, как распределились результаты занимающихся по уровням развития координационных способностей до начала и после эксперимента. На повторном тестировании всего лишь 10% занимающихся показали «удовлетворительный» результат (показатель снизился на 15%), более половины спортсменов (55%) показали «отличный уровень» (показатель вырос на 35%).

неудовлетворительный

удовлетворительный

хороший

отличный

Рисунок 1 — Уровни развития координационных способностей до начала эксперимента

10%

удовлетворительный

хороший

отличный

Рисунок 2 - Уровни развития координационных способностей после эксперимента

В ходе исследования был проведен опрос занимающихся, который состоял из 5 вопросов. Все горнолыжники (100% респондентов) отметили, что занятия на координационной лестнице вызывают у них интерес, выполнять упражнения для развития координационных способностей в подготовительной части занятия нравится им больше, чем в основной части.

ВЫВОД

Исследование показало, что применение разработанного нами комплекса упражнений для координационной лестницы с учетом возрастных особенностей детей 8-9 лет, занимающих горнолыжным спортом, эффективно для развития координационных способностей. Результаты, показанные спортсменами на тестированиях по методике Старосты, достоверно улучшились (р <0,01). Исследование также показало, что применение данного комплекса упражнений в подготовительной части повышает интерес детей к занятиям, что способствует решению важных задач на начальном этапе подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игры и игровые упражнения как способ развития координационных способностей горнолыжников на этапе начальной подготовки // Н.Д. Алексеева, П.Б. Святченко, А.Н. Зиновьев, М.В. Купреев / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 10-13.

2. Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта горнолыжный спорт : приказ Минспорта РФ от 19.01.2018 г № 24 - URL : https://www.minsport.gov.ru/2018/ Prikaz24ot19012018.pdf (дата обращения: 13.07.2020).

3. Хлопцев, В.А. Эффективность применения тренировочной лестницы для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста / В.А. Хлопцев // Наука - образованию, производству, экономике: материалы ХХШ(70) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. - Чебоксары, 2018. -С. 175-177.

REFERENCES

1. Alekseeva, N.D., Svyatchenko, P.B., Zinoviev, A.N. and Kupreev, M.V. (2019), "Games and game exercises as a way to develop the coordination abilities of skiers at the stage of initial training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 10-13.

2. Минспорт России (2018), "On approval of the Federal standard of sports training for the sport of Alpine skiing", Order dated 19.01.2018 No. 24, available at: https://www.minsport.gov.ru/2018/Prikaz24ot19012018.pdf, (accessed 13 July 2020).

3. Khloptsev, V. A. (2018), "Effectiveness of the training ladder for the development of coordination abilities in children of primary school age", Science-education, production, economy: materials of the XXIII (70) Regional scientific and practical conference of teachers, researchers and postgraduates: in 2 volumes, Cheboksary, pp. 175-177.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.09.2020

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЛОРБОЛОМ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт; Константин Викторович Троянов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова, г. Москва; Роман Борисович Краснов, доцент, Пензенский государственный университет

Аннотация

На современном этапе развития физической культуры и спорта в сфере молодежной политики актуальным является вопрос о сохранении здоровья нации и укреплении здоровья молодежи средствами командно-игровых видов спорта. Введение в систему высшего образования комплекса ВФСК «ГТО» способствует поиску учебно-тренировочных программ, повышающих эффективность физической подготовки обучающихся к сдаче нормативов комплекса. Среди таких программ можно рассматривать флорбол с тем, чтобы мотивировать студентов на занятия этим видом спорта. Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе Российского государственного социального университета и Пензенского государственного университета в 2019 году. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1 курса. Секционные занятия проводились 3 раза в неделю по 60 минут на протяжении 6 месяцев и были структурно представлены тремя основными разделами: ОФП; технические упражнения по флорболу; интегральная подготовка. Для статистической обработки материалов исследования применялся стандартный пакет Microsoft Excel 2019. Результаты исследования. Применение экспериментальной программы указывает на положительную динамику показателей общей физической подготовленности у студентов. Относительный прирост показателей в ЭГ в тесте на силовую выносливость мышц составил 40,72%, при р<0,05; в тесте на гибкость относительное отклонение за период эксперимента в ЭГ - 40,0%, при р<0,05. Выводы. Предлагаемая программа секционных занятий по флорболу направлена на развитие уровня физической подготовленности студентов, улучшение их функциональных показателей. Секционные занятия флорболом способствуют развитию силовой выносливости мышц, гибкости и координации, благоприятно сказываясь на последующей сдаче студентами нормативов ВФСК «ГТО», но и укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, повышают уровень лабильности нервной системы.

Ключевые слова: флорбол, физическая подготовка, нормативы ВФСК «ГТО» VI ступени, физические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.