ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9 Тарасова С. А.
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: svetliks68@mail.ru
Svetlana A Tarasova
Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of penitentiary psychology and pedagogics,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: svetliks68@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ НА ПОРАЖЕНИЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки сотрудников подразделений охраны пенитенциарных учреждений к применению оружия. В науке хорошо изучены технические и психофизиологические аспекты огневой подготовки. Однако экзистенциальный аспект в психологических исследованиях представлен фрагментарно. Цель данной статьи - раскрыть содержание и методы формирования ценностно-смыслового экзистенциального компонента профессиональной подготовки сотрудников к применению оружия. В статье факты отказа сотрудников применять оружие на поражение объясняются наличием психологического барьера. Автор считает, что преодолеть этот барьер поможет специальная подготовка в ценностно-смысловом экзистенциальном аспекте. В содержание экзистенциального аспекта подготовки к применению оружия входит понимание социального смысла профессии, принятие роли воина-защитника, формирование установки по отношению к осужденному как потенциально опасному преступнику. Описываются некоторые методы: демонстрация документальных фильмов о жестоких преступлениях, побегах осужденных и массовых беспорядках, ознакомление с материалами личных дел осужденных, использование при стрельбе мишеней-фотографий и объемных фигур, символизирующих преступника. Автор полагает, что готовность в экзистенциальном плане обеспечивает сотруднику осмысленность и убежденность в правильности действий, дает внутреннюю уверенность и силу. Статья представляет интерес для специалистов, занимающихся огневой подготовкой, и для психологов, осуществляющих психологическое сопровождение сотрудников подразделений охраны.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, сотрудники подразделения охраны исправительного учреждения, огнестрельное оружие, экзистенциальный аспект подготовки, психологический барьер, социальный смысл профессии, роль воина-защитника, посттравматическая стрессовая реакция, экзистенциальная установка.
PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF UNIT SECURITY OF THE PENITENTIARY INSTITUTION TO USE FIREARMS TO DEFEAT (EXISTENTIAL ASPECTS)
Summary. This article considers the problem of professional preparation of employees of security departments ofpenitentiary institutions to the use of weapons. In science a well-studied technical and physiological aspects offire training. Existential aspects in psychological researches in fragments. The purpose of this article is to examine the content and methods of existential-axiological component of professional training to use the weapons. The facts of the refusal of employees to use weapons to defeat due to the presence of a psychological barrier. Special training in the existential aspect will help to overcome the psychological barrier. The existential aspect of training the use of weapons is the understanding of the social meaning of the profession, recognition of the role of the warrior defender, the formation of a relationship to the condemned as a potentially dangerous criminal. Describes some techniques: demonstration of documentary films about violent crimes, convicts escapes and riots, familiarization with the materials of the personal Affairs of the prisoners use when shooting photos and figures symbolizing the offender. Readiness in the existential plan gives employees confidence and strength. The article is of interest to specialists, training firing weapons, and psychologists who are accompanying the security personnel of the penitentiary.
Keywords: рrofessional training, employees of the Department of penitentiary institutions, firearms, existential aspect of psychological training, psychological barrier, the social meaning of the profession, the role of a warrior-defender, post-traumatic stress, existential installation.
© 2018 Тарасова С. А.
ВЕСТНИК СЮИ
Сотрудники подразделений охраны в силу своих профессиональных обязанностей должны быть готовы к применению огнестрельного оружия на поражение. Это необходимо в чрезвычайных ситуациях, например, когда осужденные совершают побег из-под охраны. Казалось бы, имея хорошую техническую подготовку, сотрудник должен осуществить выстрел, как этого требует инструкция. Однако практика показывает, что сотрудники не всегда выполняют приказ: стреляют в воздух. Бывали случаи и неадевактного поведения, например, охранник бросал оружие и убегал, прятался. Многие считают, что сотрудники не применяют оружие на поражение из-за боязни допустить ошибку и понести наказание за юридически необоснованные действия. С этим можно отчасти согласиться, и все же главная причина заключается в том, что сотрудники психологически не готовы в реальности применить оружие. То, что сотрудник в ситуации необходимости не последовал требованиям приказа, приводит к серьезным, порой трагическим событиям, захвату заложников, массовым беспорядкам, гибели сотрудников и осужденных, а также обычных граждан.
Проблемой психологической подготовки сотрудников подразделений охраны, несущих службу с оружием, занимались А. В. Кокурин, А. И. Мокрецов, Д. А. Красов, П. В. Казберов, Б. Г. Бовин, О. В. Старикова, А. В. Наприс, Е. Н. Рысьева, А. С. Мурзин, В. И. Злобин, С. А. Хохрин, Е. В. Овчарова, Я. Н. Полякова и др. В работах отечественных ученых рассматриваются вопросы, связанные с психофизиологической стороной огневой подготовки (М. А. Шевляков, И. В. Прокопьева), психологическим сопровождением сотрудников отдела охраны (Д. В. Пестриков, Н. А. Полянин, Е. В. Пинтяшин, И. В. Сучкова), волевыми и морально-психологическими аспектами подготовки курсантов к применению оружия (С. В. Строилов). Однако проблема готовности к стрельбе на поражение в ее экзистенциальном аспекте в работах представлена фрагментарно и требует целостного изучения. Ценностно-смысловые экзистенциальные компоненты готовности к применению оружия обеспечивают сотруднику уверенность, спокойствие, внутреннюю силу, возможность более осмысленно и ответственно действовать. Мы попытаемся ответить на вопросы: какие психологические барьеры препятствуют стрельбе с целью поразить преступника в экстремальной ситуации и как в экзистенциальном плане подготовить сотрудника подразделения охраны исправительного учреждения к профессиональным действиям данного вида.
В известной книге Н. Коупленда «Психология и солдат» анализируется поведение человека в бою, эмоции и чувства, которые испытывают люди по своей воле или поневоле оказавшиеся в окопах [1]. По данным Н. Коупленда большинство активных участников боевых действий признается, что убить врага, которого встречают лицом к лицу, даже если он может убить вас, крайне трудно. В. Н. Дружинин делает вывод о том, что у нормального, «среднего» человека, что бы о том ни говорили специалисты-этологи, последователи К. Лоренца, существует пресловутый психологический барьер, который препятствует убийству представителя своего вида [2].
Научный интерес в аспекте рассматриваемой проблемы представляет документальный фильм «Правда об убийстве». Его авторы считают, что люди так же, как и животные, не могут запросто убивать себе подобных. Это биологически обусловленное поведение, высоко развитый инстинкт «Не убий!», который проявляется у любого нормального человека. Чтобы заставить человека убивать других, требуется немало усилий. Необходимо заглушить гуманность, которая есть у большинства из нас. Практически невозможно нормальному человеку убить врага, в глазах которого отражается страх и ужас жертвы. По этой причине в Средневековье приговоренному к казни надевали на глаза повязку или даже колпак на голову. В свою очередь отметим, что по фильмам о Великой Отечественной войне мы помним, какие моральные страдания приходилось испытывать нашему солдату, чтобы убить врага, фашиста, стоящего прямо перед ним и молящего о пощаде.
Убийство другого человека - это противоестественный поступок, на который сложно решиться. И только небольшая часть человеческой популяции может это делать без усилий. Кто же эти люди? Это агрессивные социопаты, характеризующиеся тем, что не замечают и не понимают чувств других людей. Психопаты не реагируют на чувства и поэтому могут хладнокровно убивать. Сцены насилия, жестокости не вызывают у них защитной реакции, в отличие от обычного человека. Как отмечает В. С. Мухина, «асоциальный человек, социопат в крайнем своем проявлении - это агрессивный, непредсказуемо опасный субъект, который движется к своей цели как сомнабула, не видя перед собой никого и ничего, что предстает перед ним как фон. Однако он зорко следит за вожделенной целью. Социопат отчужден от других людей, в высшей степени он лишен психического органа, ответственного за сочувствие, сопереживание, идентификацию и понимание» [3, с. 135].
Если сотрудник отдела исправительного учреждения не является агрессивным социопатом (что должно быть исключено по результатам профессионального отбора), то у него будет проявляться психологический барьер, препятствующий убийству другого человека, и в критической ситуации он не сможет применить оружие на поражение. Необходима специальная работа по преодолению естественного барьера, которая состоит в формировании ценностно-смысловых экзистенциальных компонентов готовности применить оружие. Они заключаются в понимании сотрудником отдела охраны экзистенциального значения своей профессии, ее социального смысла, принятии ценностей, которые выполняют регулятивно-нормативную функцию.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Понимание социального смысла своей профессии сочетается с принятием сотрудником охраны роли воина-защитника. Психологическая сущность роли воина-защитника заключается в гуманизме по отношению к жертве, проявлении сострадания к ней и активных агрессивных действиях против нападающего. Воин-защитник может проявлять крайнюю агрессию в отношении нападающего, оправданием которой служит спасение жизни жертвы. Защитник характеризуется благородством, добротой и силой. Социальный смысл профессии сотрудника подразделения охраны заключается в обеспечении безопасности всех тех, кто находится на территории исправительного учреждения. По своей сути он и есть воин-защитник. Эффективность и адекватность действий сотрудника охраны зависит от того, насколько он осознал и принял эту роль.
Специальные занятия, целью которых является подготовка к выполнению роли воина-защитника, включают в себя формирование особой психологической установки по отношению к осужденным. Охранник должен видеть в каждом осужденном потенциального опасного преступника, чьи действия могут привести к непредсказуемым последствиям. Воин-защитник должен хорошо себе представлять, что ему противостоит умный, коварный, жестокий, бескомпромиссный враг. Чтобы остановить врага, необходимо проявить смелость и решительность. При формировании данной установки по отношению к осужденным можно использовать показ документальных фильмов, в которых в яркой эмоциональной форме рассказывается о совершенных преступлениях, насилии и жестокости, о побегах осужденных, их нападении на сотрудников и массовых беспорядках в исправительных учреждениях. Особенно большое впечатление производят фильмы, показывающие страдания жертв насилия и их родственников. Такие фильмы формируют у сотрудника охраны образ осужденного как преступника, врага и пробуждают стремление защитить слабых. Кроме того, при проведении учебных занятий с сотрудниками отдела охраны рекомендуется использовать материалы личных дел осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях УИС по статьям УК РФ (Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 20.12.2017)): 105 (убийство), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 131 (изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера), 161 (грабеж), 162 (разбой), 209 (бандитизм). Роль воина-защитника предполагает принятие ответственности за жизнь и здоровье многих людей, например, женщин-сотрудниц, которые могут стать жертвами нападения осужденного, а также обычных граждан, случайно оказавшихся поблизости от исправительного учреждения.
В мировой практике обучения стрельбе на поражение хорошо зарекомендовали себя методики, включающие психологическую нагрузку. Выполняя упражнение, солдат стреляет не просто по мишени, а по фотографиям или объемным человеческим фигурам, символизирующим врага. Вначале эти действия даются с большим трудом, наблюдается состояние дискомфорта, однако оно в течением времени проходит. Большое значение имеет психологический настрой: стреляя, солдат должен четко представлять, что он уничтожает врага. Благодаря реалистичным целям и длительным тренировкам добиваются автоматического реагирования на сигнал, и в нужной ситуации солдат действует рефлекторно, то есть не задумываясь стреляет на поражение. Особенно эффективно обучение в условиях моделированного боя с использованием учебного оружия. В процессе такой подготовки солдат учится преодолевать защитные механизмы и быстро реагировать в сложных условиях. Данные техники в том или ином виде используются и в нашей стране при подготовке сотрудников отдела специального назначения. Эти методы будут эффективны и при подготовке сотрудников отделов охраны исправительных учреждений.
Проблема заключается также в том, что происходит с человеком после того, как он применил оружие на поражение. Став участником чрезвычайных событий, человек осознает происшедшее, и его преследует мысль, прав ли он был. Может возникнуть специфическое эмоциональное состояние - посттравматическая стрессовая реакция. Чувства, мысли и переживания, связанные с причинением вреда другому человеку, даже оправданные ситуацией, могут быть очень мучительны. Посттравматическая стрессовая реакция включает следующие негативные проявления: эмоциональные (страдание, угнетенное настроение, отчаяние, тревога, напряжение, ожидание беды, чувство вины, самообвинение); физиологические (нарушение сна, отсутствие аппетита, чувство разбитости, неприятные ощущения в теле, боли); мыслительные (сниженное или полное отсутствие концентрации внимания, трудности принятия решения, замедленность мышления). У человека начинают преобладать мрачные, негативные мысли о себе, о своей жизни, о мире в целом, появляется пессимистическое видение своего будущего, все это становится причиной распада личности, алкоголизации и наркотизации, появления суицидальных тенденций [4]. Применение оружия на поражение в чрезвычайной ситуации может существенно нарушить социальное функционирование человека, что выражается в различных формах дезадаптации. В нарушении адаптации опреде-
ВЕСТНИК СЮИ
ляющее значение имеет индивидуальное восприятие психотравмирующей ситуации, смысловое содержание события, понимание своей роли в нем [5].
Посттравматическая стрессовая реакция может быть значительно менее выражена, если у сотрудника сформирована экзистенциальная установка по отношению к профессии и жизни в целом. Это психологическое образование связано с развитием духовной составляющей человека, которая позволяет человеку понимать сущность жизненной ситуации и, опираясь на высшие ценности, конструктивно преодолевать жизненные трудности, действовать на основе осознанного и ответственно принятого решения [6]. Если посттравматическая реакция все же возникла, необходимо обратиться за помощью к психологу, который поможет разобраться в ситуации, принять то, что произошло, пережить это и научиться жить с последствиями [7]. Одним из эффективных методов работы психолога с посттравматической стрессовой реакцией является экзистенциальный подход (В. Франкл, А. Лэнгле и др.).
В заключение отметим, что технический и психофизиологический компоненты огневой подготовки сотрудников отдела охраны очень важны, но, к сожалению, не достаточны для эффективного выполнения ими своих обязанностей. Обязательным элементом должна стать психологическая подготовка в экзистенциальном аспекте, включающая понимание социального смысла своей профессии, принятие сотрудником роли воина-защитника, а также формирование экзистенциальной установки, выступающей в качестве духовного ресурса личности.
Библиографический список
1. Коупленд Н. Психология и солдат / пер. с англ. А. Т. Сапронова и В. М. Катеринича. 2-е изд. М.: Воениздат, 1991. 96 с.
2. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994. 270 с.
3. Мухина В. С. Преступления как следствия отчуждения: разбойники и убийцы: преступления вседозволенности // Развитие личности. 2009. № 4. С. 109-135.
4. Сутормина В. А., Украинский С. В. К вопросу о психологической реабилитации сотрудников ОВД после применения огнестрельного оружия // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. С. 131-134.
5. Смекалкина Л. В., Рыбников О. Н. К оценке отдаленных последствий боевого стресса // Психология экстремальных ситуаций / под ред. В. В. Рубцова, С. Б. Малых. 2-е изд., стер. М.: Психологический ин-т РАО, 2008. С. 275-278.
6. Тарасова С. А. Формирование экзистенциальных аспектов профессиональной компетентности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2(19). С. 248-252.
7. Пестриков Д. В., Полянин Н. А., Пинтяшин Е. В. Формирование психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к применению боевого оружия в экстремальной ситуации // Прикладная юридическая психология. 2016. № 3. С. 56-65.
References
1. Kouplend N. Psihologiya i soldat / per. s angl. A. T. Sapronova i V. M. Katerinicha. 2-e izd. [Psychology and the soldier]. Moscow: Voenizdat, 1991, 96 p. [in Russian].
2. Lorenc K. Agressiya [Aggression]. Moscow: Progress, 1994, 270 p. [in Russian].
3. Muhina V. S. Prestupleniya kak sledstviya otchuzhdeniya: razbojniki i ubijcy: prestupleniya vsedozvolennosti [The Crime as a consequence of alienation: the robbers and killers: crimes of permissiveness]. Razvitie lichnosti [Development of personality], 2009, no. 4, pp. 109-135 [in Russian].
4. Sutormina V. A., Ukrainskij S. V. K voprosu o psihologicheskoj reabilitacii sotrudnikov OVD posle primeneniya ognestrel'nogo oruzhiya [On the issue of psychological rehabilitation of police officers after the use of firearms]. Gumanitarnye, social'no-ehkonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and social sciences], 2015, pp. 131-134 [in Russian].
5. Smekalkina L. V., Rybnikov O. N. K ocenke otdalennyh posledstvij boevogo stressa [The assessment of remote consequences of combat stress]. Psihologiya ehkstremal'nyh situaci [Psychology of extreme situations]. In V. V. Rubcov, S. B. Malyh (ed.). 2-e izd., ster. Moscow: Psihologicheskij in-t RAO, 2008, pp. 275-278 [in Russian].
6. Tarasova S. A. Formirovanie ehkzistencial'nyh aspektov professional'noj kompetentnosti budushchih sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Formation of existential aspects of professional competence of future employees of the penal system]. Samarskij nauchnyj vestnik [Samara scientific Bulletin], 2017, t. 6, no. 2(19), pp. 248-252 [in Russian].
7. Pestrikov D. V., Polyanin N. A., Pintyashin E. V. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy k primeneniyu boevogo oruzhiya v ehkstremal'noj situacii [Formation of psychological readiness of employees of the penal system to the use of military weapons in extreme situations]. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Journal of Applied legal psychology], 2016, no. 3, pp. 56-65 [in Russian].