Научная статья на тему 'Психологическая поддержка студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций'

Психологическая поддержка студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
744
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ / INTEGRATED INDIVIDUALITY STRUCTURE / DIFFICULT LIFE SITUATION / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / WAY OUT OF DIFFICULT SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сердюкова Елена Федоровна

Результаты экспериментального исследования показали результативность специально организованной психологической поддержки студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций в образовательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of students with adaptive way out of difficult life situations

This article presents the results of a pilot study aimed at identifying the impact of a specially organized psychological support to students with an adaptive way out of a difficult life situations in the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций»

4. Калинина Н.В. Целостный подход к пониманию индивидуального защитного стиля // Психологические исследования: электрон. науч. журн. -2010. - № 1 (9) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.03.2013).

5. Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов - новая арт-терапевтическая техноло-

гия // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2010. - № 2 (10). - С. 13-28.

6. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.

7. Хорни К. Невротическая личность нашего времени [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pseudology.org/Psyhology/Horney_Nevrotik/

03.htm (дата обращения 30.10.2013).

УДК 159.9

Сердюкова Елена Федоровна

Чеченский государственный университет, г. Гоозный

[email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ С АДАПТИВНЫМ СПОСОБОМ ВЫХОДА ИЗ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ

Результаты экспериментального исследования показали результативность специально организованной психологической поддержки студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций в образовательном пространстве вуза.

Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности, трудная жизненная ситуация, психологическая поддержка, способ выхода из трудной жизненной ситуации.

Трудные жизненные ситуации случаются в жизни каждого человека независимо от его желания, причем им свойственно возникать даже в самые спокойные времена. Человек попадает в трудную жизненную ситуацию, когда внешние обстоятельства таким образом изменяют окружающую его среду, что возникает ситуация угрозы для его жизнедеятельности, взаимоотношений, создаются предпосылки для нежелательного изменения привычного образа жизни в целом либо в одном из значимых жизненных пространств. Возникает разбалансировка адаптационных возможностей человека, вызванная противоречием между внешним и внутренним миром. Подобное положение вещей делает невозможным удовлетворение человеком основных потребностей, что в крайнем своем проявлении может угрожать жизни человека в целом.

Н.Г. Осухова определяет трудную жизненную ситуацию как такую ситуацию, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [3].

Трудные жизненные ситуации представляют собой особый случай психологических ситуаций, характеризующиеся неоднородностью и многоплановостью. Вероятно поэтому единого определения понятия «трудная жизненная ситуация» в психологической литературе не существует. Однако, назван ряд признаков, свидетельствующих о наступлении трудной жизненной ситуации: неадекватность алгоритмов привычного социального поведения; нарушение текущей социальной деятельности; неопределен-

ность перспектив развития событий; возникновение новой системы требований к субъекту, возникновение стрессовых состояний человека [4, с. 49].

Иными словами, при возникновении проблемы каждый человек решает ее при помощи имеющихся в его опыте способов преодоления трудностей. Поскольку трудные жизненные ситуации, даже являясь аналогичными, совершенно по-разному влияют на разных людей, способы выхода из этих ситуаций люди используют различные.

При всем многообразии способов выхода из трудных жизненных ситуаций их все, тем не менее, можно объединить в две большие группы -развивающий (преобразующий) и приспособительный (адаптивный).

Человек с развивающим способом выхода из трудных жизненных ситуаций обладает большим потенциалом психологической устойчивости, у него «достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать проблемы и трудности, которые случаются в его жизни» [1, с. 75], а их преодоление повышает гибкость и увеличивает многообразие процессов адаптации. Такой человек стойко переносит возникающие в его жизни трудности, анализирует свои ошибки, делает соответствующие выводы, актуализирует имеющиеся ресурсы, вырабатывает новые модели поведения (общения, деятельности), т.е. развивается сам и преобразует существующее вокруг себя жизненное пространство. Соответственно, такому человеку свойственно преобладающее использование развивающего (преобразующего) способа выхода из трудных жизненных ситуаций. В нашем исследовании данной группе респондентов было присвоено название «борцы», что вполне соответствует предпочитаемому ими способу выхода из трудных жизненных ситуаций.

70

60

50

40

30

20

10

0

60

41,6

2 3,4 2 3 ,4 п 2 0,3 20 2 3 ,6 1 7 ,3

13,4 І ■ -і

3,3 ■ ■ ■

□"борцы"

□ "соглаш атели"

Рис. 1. Показатели плотности межуровневых связей в группах «борцов» и «соглашателей» (в %)

Люди, которым свойственно преимущественное использование приспособительного способа выхода из трудных жизненных ситуаций, предпочитают при возникновении проблем принимать ситуацию такой, какая она есть, что называется «плыть по течению». При этом они стараются вообще не думать об этой ситуации, подавляют всякие мысли о ней, т.е. внутренне полностью отстраняются от нее, надеясь, что ситуация разрешится сама по себе. Очевидно, что при таком способе выхода из трудных жизненных ситуаций человек использует непродуктивные стратегии поведения (деятельности, общения), действует импульсивно, не прогнозируя последствия своих действий; он не развивается, не преобразует жизненное пространство, а адаптируется под сложившуюся ситуацию, принимает ее правила и требования. Данная группа респондентов получила название «соглашатели».

Современное социальное пространство предъявляет к молодым людям высокие требования. Тяжелые жизненные ситуации в настоящее время все чаще связаны с умением устанавливать и поддерживать контакты, удовлетворять потребности в сфере личных и профессиональных взаимоотношений,

выстраивать временную перспективу будущего, прогнозировать последствия своих действий.

Как показало проведенное нами исследование, именно эти качества являются наиболее дефици-тарными в структуре интегральной индивидуальности респондентов группы «соглашателей», тогда как у представителей группы «борцов» эти качества сформированы на достаточном уровне. Данные выводы сделаны нами на основании результатов корреляционного и факторного анализов.

Результаты межуровневого корреляционного анализа структур интегральной индивидуальности респондентов групп «борцов» и «соглашателей» показали, что структуры интегральной индивидуальности группы «борцов» являются более упорядоченными, чем в группе «соглашателей» (рис. 1).

Структура интегральной индивидуальности респондентов группы «борцов» характеризуется наличием большего количества зависимостей, при этом общая численность много-многозначных зависимостей в структуре интегральной индивидуальности респондентов данной группы значительно превышает общую численность указанного рода зависимостей в структуре интегральной индивидуально-

Рис. 2. Распределение связей по типу математической зависимости в группах «борцов» и «соглашателей»

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

161

сти группы «соглашателей» (82% и 33% соответственно) (рис. 2).

При помощи факторного анализа в структуре интегральной индивидуальности студентов группы «борцов» выявлено три полных фактора, она может быть определена как более гармоничная в сравнении со структурой интегральной индивидуальности студентов группы «соглашателей», в которой установлено 2 полных и два частичных фактора. В структуре интегральной индивидуальности студентов группы «соглашателей» по средней степени насыщенности факторными весами преобладающими являются природные уровни, в группе «борцов» - социальные уровни.

Проведенный анализ показал, что некоторые показатели со значимыми факторными весами входят в структуру разных факторов, что позволяет говорить о наличии облических (гибких) структур. Облические структуры являются много-многозначными, они говорят о высоких приспособительных возможностях респондентов.

Также мы обнаружили показатели, каждый из которых со значимыми факторными весами входит в состав одного-единственного фактора, создавая таким образом ортогональные (жесткие) структуры, которые по своему характеру однозначны, они обладают меньшими приспособительными возможностями по сравнению с много-многозначными зависимостями интегральной индивидуальности (В.В. Белоус, 1997, 2002; В.С. Мерлин, 1986).

Структура интегральной индивидуальности студентов группы «соглашателей» характеризуется наличием в межфакторных структурах малого количества облических связей (4) и большого количества ортогональных связей (15). В структуре интегральной индивидуальности студентов группы «борцов», напротив, выявлено количество облических связей, более чем в 2 раза превосходящее этот показатель группы «соглашателей» (9), в то время, как количество ортогональных связей в данной группе меньше, чем в группе соглашателей (12) (рис. 3).

Полученные данные характеризуют структуры интегральной индивидуальности группы «соглашателей» как обладающие низкой приспособительной возможностью в условиях изменяющихся требований внешней среды, в сравнении с респондентами группы «борцов».

Таким образом, после тщательного анализа результатов, полученных посредством констатирующего эксперимента, возникла объективная необходимость выработки алгоритма психологической поддержки студентов группы «соглашателей» в условиях образовательного процесса в вузе. В фокус наших профессиональных интересов попал вопрос о том, возможно ли создание таких психолого-пе-дагогических условий, которые способны трансформировать адаптивный способ выхода из трудных жизненных ситуаций в преобразующий.

Анализ научной литературы позволил нам предположить, что коррекционное воздействие на отдельные показатели, определяющие адаптивный способ выхода из тяжелой жизненной ситуации, должно осуществляться систематизировано, что может быть в полной мере отражено в комплексной программе психологической поддержки, целью которой является развитие показателей высших уровней интегральной индивидуальности студентов группы «соглашателей». Такими показателями были определены самооценка, уверенное поведение и позитивное целеполагание.

Активная тренинговая среда представляется нам наиболее эффективной в работе с выбранными показателями, поскольку она способна воспроизводить существующие в обществе нормы жизнедеятельности, дает возможность каждому участнику прожить наиболее затруднительную для него ситуацию в условных единицах; воспроизвести действия, направленные на решение вполне конкретных задач без риска понести ответственность за допущенные ошибки; позволяет проанализировать свои действия, субъективные переживания и получить обратную связь от других участников группы.

100

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

НДУ

ПДУ

ЛУ

СПУ

"борцы" облические связи

"борцы" ортогональные связи

"соглашатели" облические связи

"соглашатели" ортогональные связи

Рис. 3. Распределение ортогональных и облических зависимостей между уровнями интегральной индивидуальности студентов групп «борцов» и «соглашателей» (в %)

Для получения достоверных результатов студен-ты-«соглашатели» была разделены нами на две группы - экспериментальную и контрольную. В экспериментальной группе была реализована разработанная нами программа комплексной психологической поддержки студентов в условиях образовательного учреждения.

Программа психологической поддержки респондентов группы «соглашатели» представляет собой последовательную реализацию трех модулей - оценочно-рефлексивного, операционального и мотивационно-целевого. Каждый модуль имеет свою, относительно самостоятельную, цель и содержательно определен одним из основных показателей, на проработку которых нацелена программа психологической поддержки.

Оценочно-рефлексивный модуль. Первым в числе прочих показателей мы определили самооценку. Эмоциональность, повышенная чувствительность к неудачам в профессиональной сфере и сфере личных взаимоотношений; стремление подвергать себя безжалостной критике; преобладание депрессивного настроения, спровоцированного поведенческими стереотипами и негативными ожиданиями - эти показатели, характеризующие студентов группы «соглашатели» убедили нас в необходимости организации мощной и энергетически насыщенной работы по повышению самооценки в этой группе. Основными содержательными блоками этой работы стали: актуализация знаний участников о проявлениях собственной индивидуальности; снижение субъективной значимости существующих проблем и социальных страхов, в том числе и нивелирование деструктивных переживаний при помощи смещения акцента в сферу юмора; проработка негативного жизненного опыта и травмирующих воспоминаний; работа с внутренними ресурсами и ресурсными состояниями.

Операциональный модуль мы определили как тренинг уверенного поведения. На этом этапе нам было важно научить студентов вызывать, переживать и фиксировать заданное стеническое психофизиологическое состояние уверенности в себе, ощущать напористость и внутреннюю силу, при этом удерживать в голове четкий алгоритм действий; также отрабатывались навыки уверенного поведения. Большое внимание уделялось развитию концентрации внимания и формированию навыков самоконтроля; умению действовать гибко в ситуации социальной неопределенности, получать необходимую информацию с помощью считывания с партнера по общению невербальных сигналов.

Мотивационно-целевой модуль представляет собой тренинг позитивного целеполагания и последовательности действий. Основным достижением этого этапа является создание у студентов-«со-глашателей» устойчивой мотивации достижения реалистичного и экологичного (выполнимого) желаемого результата. В результате обучения студентов психотехникам позитивного целеполагания, выстраивания иерархической системы ценностей и определения приоритетов целей у участников экспериментальной группы были сформированы навыки анализа потребностей и умения на основе этого анализа четко и позитивно формулировать свои цели, умение прогнозировать последствия своих действий и предусматривать альтернативные варианты решения проблемы в случае неудачи, воспринимать ошибочные действия как полезный обучающий опыт, позволяющий исключить подобные ошибочные действия либо суждения в будущем.

Эффективность разработанной нами комплексной программы психологической поддержки студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций в условиях образовательного пространства вуза подтверждена результатами по-

2,5

1,5

0,5

1,8

1,6

1,6

1,5

2,2

I

1,7 1,8

, 1 1,2 !■

1 г 0,9

1 1 1 1 А

НДУ

ПДУ

ЛУ

СПУ низсшие высшие

уровни уровни

контрольная

группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспериментал ьная группа

2

2

1

0

Рис. 4. Средняя величина насыщенности нейродинамического, психодинамического, личностного, социально-психологического, низших и высших уровней значимыми факторными весами

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

163

100

100

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

контрольная группа облические связи

контрольная группа ортогональные связи

экспериментальная группа облические связи

экспериментальная группа ортогональные связи

НДУ

ПДУ

Рис. 5. Распределение ортогональных и облических зависимостей между уровнями ИИ студентов

контрольной и экспериментальной групп (в %)

вторных исследований в контрольной и экспериментальной группах.

При сравнении факторных структур интегральной индивидуальности экспериментальной и контрольной групп мы установили преобладание высших уровней над низшими в экспериментальной группе, в контрольной группе сохранилось преобладание низших уровней над высшими (рис. 4).

Результаты повторного исследования показали, что студенты с адаптивным способом выхода из трудной жизненной ситуации, участвовавшие в эксперименте, имеют более уплотненные и упорядоченные структуры интегральной индивидуальности в сравнении со студентами той же категории, не принимавшими участие в эксперименте (рис. 5).

О значительных изменениях в структурах интегральной индивидуальности респондентов экспериментальной группы свидетельствует заметное увеличение количества облических зависимостей, а также их преобладание над зависимостями ортогональными. Результаты многомерного факторного анализа показали большую гибкость и упорядоченность структур интегральной индивидуальности студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций, получивших психологическую поддержку. Данные изменения позволяют нам уверенно утверждать, что приспособительные возможности студентов-«соглашателей» экспериментальный группы повысились, а способ выхода из трудной жизненной ситуации данной категории респондентов приблизился к преобразующему.

Таким образом, проведенное исследование позволяет нам утверждать, что специально организованная в условиях образовательного процесса в вузе психологическая поддержка студентов с адаптивным способом выхода из трудных жизненных ситуаций является основным условием, способствующим успешной трансформации адаптивного способа в преобразующий.

Как показали результаты повторного исследования структур интегральной индивидуальности студентов-«соглашателей» экспериментальной группы, именно организованная в форме тренингов психологическая поддержка на протяжении достаточно длительного времени позволила получить значимые изменения на личностном и социально-психологическом уровнях, что подтверждается наличием больших адаптационных возможностей испытуемых. У студентов-«соглашателей» контрольной группы также отмечены некоторые изменения в структуре интегральной индивидуальности, однако эти изменения нельзя считать значимыми.

Проведенное исследование показало, что программа психологической поддержки студентов с адаптивным способом выхода из трудной жизненной ситуации, разработанная и реализованная на основе принципов последовательности, системности и активной деятельности, является эффективным инструментом в формировании у испытуемых качеств, навыков, установок, в развитии способностей и умений, способствующих социальной адаптации, актуализации собственных ресурсов и ценностных ориентаций, творческому подходу к решению нестандартных задач из различных сфер жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 285 с.

2. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. - Пятигорск, 2000. - 84 с.

3. Осухова Н.Г. Человек в экстремальной ситуации: теоретические интерпретации и модели психологической помощи // Развитие личности. -2006. - № 3.

4. Петрова Е.А. Трудные жизненные ситуации в предметном поле социальной психологии // Социальные технологии, исследования. - 2004. -№ 1. - С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.