Научная статья на тему 'Психологическая поддержка родителей в ситуации "домашнего воровства", совершенного ребенком с задержкой психического развития'

Психологическая поддержка родителей в ситуации "домашнего воровства", совершенного ребенком с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
339
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / "ДОМАШНЕЕ ВОРОВСТВО" / РОДИТЕЛИ / PARENTS / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / "HOUSE THEFT"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мизина Наталья Николаевна, Шаповаленко Зинаида Ивановна

Рассматривается проблема разработки технологии психологической помощи родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития, склонных к «домашнему воровству». Представлены модель и разработанная на ее основе программа психологической поддержки родителей детей с задержкой психического развития. Рассматриваются результаты реализации представленной программы психологической поддержки родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мизина Наталья Николаевна, Шаповаленко Зинаида Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of parents in the situation of "home theft" committed by a child with mental retardation

The problem of development of technology of psychological assistance to the parents raising children with a delay of mental development, inclined to ";house theft" is considered. The model and the program of psychological support of parents of children developed on its basis with a delay of mental development are presented. Results of implementation of the presented program of psychological support of parents are considered.

Текст научной работы на тему «Психологическая поддержка родителей в ситуации "домашнего воровства", совершенного ребенком с задержкой психического развития»

моделирования, как основной формы опосредования мыслительной деятельности дошкольника.

Л.А. Венгер считал, что детское развитие обусловлено освоением систем психической деятельности, которые человечество перерабатывает в процессе своего становления. Под его руководством изучалось умственное развитие детей в диагностике, что позволило создать теорию развития познавательных способностей у детей.

В этот период познавательные способности выступают прижизненной сложившейся системой оперирования психическими средствами. На этой основе были созданы программы умственного развития и развивающие игры. Он говорил о детской одаренности и был хорошим экспериментатором, а его лаборатория стала настоящей научной школой.

Выводы. Анализ отдельных научных исследований отечественной психологии свидетельствует, что практически для ученого были обозначены мотивы научной деятельности: понимание их личной значимости в достижении истины, стремление донести свои мысли и результат теоретической и экспериментальной работы вкладом в разрешение научных проблем, развитие познавательно-глубокого интереса к науке.

Это принципиально постепенно перестраивает систему познания окружающего мира формированием честности и порядочности, веры и терпимости, доброжелательности и милосердия по отношению к другим ученым и их научным трудам. Это система личностных смыслов - индивидуализированное выражение личности к тем научным объектам, ради которого совершенствуется научная деятельность, как ценности.

Литература:

1. Аболин, Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности [Текст] / Л.М. Аболин, Х.Х. Валиахметов. - Казань: Изд-во «Карпол», 2002. - 230 с.

2. Ждан, А.Н. История психологии от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан. - М.: Академический проспект, 2004. - 576 с.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]: монография / A.A. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова.- М.: Смысл, 2005. - 431 с.

4. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]: избр. психол. тр. / В.Н. Мясищев. - М.: МПСИ. 2004. - 399 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мизина Наталья Николаевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Шаповаленко Зинаида Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ В СИТУАЦИИ «ДОМАШНЕГО ВОРОВСТВА», СОВЕРШЕННОГО РЕБЕНКОМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Рассматривается проблема разработки технологии психологической помощи родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития, склонных к «домашнему воровству». Представлены модель и разработанная на ее основе программа психологической поддержки родителей детей с задержкой психического развития. Рассматриваются результаты реализации представленной программы психологической поддержки родителей.

Ключевые слова: психологическая поддержка, задержка психического развития, «домашнее воровство», родители, семейное воспитание.

Annotation. The problem of development of technology of psychological assistance to the parents raising children with a delay of mental development, inclined to "house theft" is considered. The model and the program of psychological support of parents of children developed on its basis with a delay of mental development are presented. Results of implementation of the presented program of psychological support of parents are considered.

Keywords: psychological support, delay of mental development, "house theft", parents, family education.

Введение. Как отмечает Л.М. Шипицына [3], психологические механизмы воровства у ребенка с задержкой психического развития в разные возрастные периоды, роль биологических и социальных факторов, вопросы профилактики воровства у этих детей, применение различных форм и методов психокоррекционного воздействия к ворующему ребенку на сегодняшний день изучены крайне недостаточно.

Среди основных причин совершения воровства ребенком с задержкой психического развития Л.М. Шипицына выделяет психологическую неудовлетворенность ребенка, основным мотивом которой, по мнению автора, является «нарушение материнской или отцовской привязанности» [3, с. 20].

Отметим, что одним из вариантов (достаточно часто встречающимся) совершения ребенком дошкольного или младшего школьного возраста с задержкой психического развития воровства является так называемое «домашнее воровство».

Проблема «домашнего воровства» как одного из вариантов отклоняющегося поведения ребенка, которая рассматривается в Российской практической психологии в рамках изучения вопросов воровства, совершенного ребенком, все еще не до конца изучена. Информация по этой проблеме представляется в разрозненных статьях большей частью в формате рекомендаций для родителей, а также для психологов, которые проводят психокоррекцию с ребенком. Крайне недостаточно исследований о «домашнем воровстве», совершаемом детьми с задержкой психического развития.

Изложение основного материала статьи. Мы определяем склонность ребенка к «домашнему воровству» как форму отклоняющегося поведения, основой которого является нарушение ребенком норм семейной жизни, которые регламентируют владение предметами материальной собственности, и которое воспринимается родителями как экспансия в их личностные пространства [1]. Вследствие данного процесса актуализируется потребность родителя в получении психологической поддержки.

Происходящий сегодня рост числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и, в частности, детей с задержкой психического развития, и не справляющихся по разным причинам с исполнением функции воспитания обусловливает нужность исследования различных вопросов психологической поддержки родителей указанной категории.

Как отмечает Р.В. Овчарова, в современной социальной практической психологии реализуются следующие модели психологической работы с семьей - модель «сопровождения» и модель «поддержки». По сути, их нужно рассматривать как закономерно взаимосвязанные модели психологической службы, так как их приоритеты определяются едиными законами развития психики человека. Принципиальное различие относится к области средств, путей, приоритетов, доминирования, пропорции одних и тех же составляющих профессиональную деятельность психолога. И та и другая модель нацелены на успешность, полноценность развития ребенка и воспитательного процесса в семье. Но одна - за счет создания условий, предотвращающих неблагополучия, а другая - за счет помощи, за счет работы со свершившимся неблагополучием [2].

Теоретической основой для разработки модели психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, в ситуации совершения ребенком «домашнего воровства», на наш взгляд являются подходы, разработанные гуманистическими психологами А. Маслоу, Р. Мэем, К. Роджерсом, Э. Фроммом, Ф. Перлзом и другими. Указанные подходы построены на понимании личностного способа существования человека как формы осуществления всего его личностного потенциала. Также мы опирались на идею субъектности личности, развиваемую в психологии исследованиями Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, A.B. Брушлинского, Л.С. Выготского, О.С. Гозмана, A.B. Петровского, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и других. Помимо этого в качестве теоретических основ построения модели психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, можно рассматривать работы О.В. Зищиринской, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, Л.М. Шипицыной и др. исследователей, рассматривающие различные аспекты психологической помощи указанной категории родителей.

Реализованный нами эксперимент показывает, что родители тех детей с ЗПР, которые имеют склонность к «домашнему воровству», чаще всего оценивают воровство как несанкционированное вторжение на их личную территорию. Родители, которые обращаются за психологической помощью в подобных ситуациях, переживают беспомощность. Психопрофилактическая и психокоррекционная помощь в случае, если ребенок с ЗПР склонен к «домашнему воровству» связана с тем, что критерий оценивания родителями поступка ребенка обусловлен в первую очередь собственными моральными установками родителя, а не институциональными нормами поведения.

Итак, «домашнее воровство» - особый вид девиантного поведения ребенка с ЗПР. На практике это единственная ситуация, в которой «норма» определяется не институционально, а тем, каким желают увидеть ребенка родители. Действия ребенка, которые направлены на то, чтобы присвоить вещи другого члена семьи, чаще всего субъективно отрицательно оцениваются родителем, являются для него стрессовой ситуацией. Кроме того, родитель должен в данном случае совершить какие-то действия по отношению к собственному ребенку и может переживать чувство несостоятельности, которое связано с этим. Поэтому оказываемая родителю ребенка с ЗПР, имеющему склонность к «домашнему воровству», психологическая помощь, носит характер психологической поддержки.

Психокоррекционные технологии помощи семье, воспитывающей ребенка с ЗПР с негативными девиациями в поведении, которые уже разработаны, имеют направленность либо на психологическую помощь самому ребенку, либо на проведение работы с родителями как функциональными субъектами детско-родительских взаимоотношений. Эти программы имеют нацеленность приоритетно на развитие психолого-педагогической компетентности и эффективности родителя. Вопросы психологической помощи семье ребенка с ЗПР, который имеет склонность к «домашнему воровству», рассматриваются чаще всего в рамках психокоррекционных мероприятий с детьми «группы риска, а также в рамках коррекции внутрисемейных отношений, в том числе и в детско-родительской подсистеме. В то же время недостаточно программ профессиональной психологической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР, в разрешении ими личных психологических проблем, которые отражаются на осуществлении функций воспитания ребенка.

Все вышесказанное определяет актуальность предпринятой нами разработки целостной модели профессиональной психологической поддержки родителей детей с ЗПР, имеющих склонность к «домашнему воровству».

Моделирование процесса психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ЗПР, склонных к отклоняющемуся поведению, в контексте идеи оптимизации процесса воспитания в семье предполагает создание такой теоретической конструкции, которая, воспроизводя структуру психологической поддержки, явилась бы основой специально организованного процесса осуществления психологической помощи родителям, направленного на содействие повышению родительской воспитательной компетентности. При этом конструируемая нами модель выступает как идеальная система, структурные компоненты которой воспроизводят некоторые существенные свойства системы психологической поддержки родителей детей с задержкой психического развития.

Основываясь на проведенном теоретическом анализе рассматриваемой проблемы нам удалось наметить подход к созданию модели психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ЗПР, склонных к совершению «домашнего воровства».

Основанием для создания модели психологической поддержки родителей стал анализ научных публикаций и данных, полученных при помощи «архивного метода» (изучения документации педагогов-психологов инклюзивных образовательных учреждений и социально-психологических центров). Изучение документации подтвердило востребованность психологической помощи родителями детей с ЗПР, склонных к «домашнему воровству», в случаях, когда проведенная психодиагностика показала нарушение взаимоотношений родителя и ребенка, а также процесса семейного воспитания.

Имеющийся у нас опыт практической психологической работы с семьями детей с ЗПР, имеющих склонность к «домашнему воровству», позволяет говорить о следующих психолого-педагогических особенностях детско-родительских взаимодействий в этих семьях:

- в когнитивном компоненте - отклонения в восприятии и понимании ребенка родителем; «инфантилизирование» ребенка родителем; недостаточный учет «паспортного» возраста ребенка; проявление недоверия к ребенку, восприятие его неуспешным;

- в эмоциональном компоненте - объединенное эмоциональное отношение родителя к ребенку в границе отвержения; деформация межличностной дистанции во взаимодействии с ребенком; отрицательные, неразвитые родительские чувства по отношению к ребенку; игнорирование потребностей ребенка в эмоциональном контакте, в общении с родителем;

- в поведенческом компоненте - деформация уровня протекции родителя в процессе воспитания ребенка (типы негармоничного воспитания «потворствующая гиперпротекция» и «доминирующая гиперпротекция») и т.п.

целевой компонент

ЦЕЛЬ: гармонизация семейного воспитания ребенка с ЗПР, который склонен к «домашнему воровству», через расширение воспитательных ресурсов и эффективного решения родителем возникших _проблем, связанных с воспитанием ребенка_

ЗАДАЧИ

Развитие у родителя позитивного

самоотношения и воспитательной уверенности

Помощь в решении психологических (личностных) тредностей, которые отражаются на осуществлени и воспитательной функции

Предоставление необходимых психолого -педагогических знаний

Помощь в формировании гармоничного отношения к ребенку с ЗПР

Развитие умения эффективно

определять

цели и

подбирать

методы

семейного

воспитания

Помощь в выработке оптимального поведения в осуществлении процесса воспитания с учетом особенностей собственной личности и личности ребенка с ЗПР

Формирование и развитие необходимых коммуникативных навыков

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание: совместное с родителями определения путей разрешения заявленных проблем. Направления психологической поддержки

Содействие росту личности родителя

Расширение психолого-педагогической компетентности родителя_

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

ПРИНЦИПЫ

Добровольность

Целенаправленность

Полисубъект-ность

Персо-

нали-

зация

Системность

Комплексность

Многообразие форм и методов_

Экологичность и ориентация на развитие_

МЕТОДЫ

Психологическое

просвещение

Психологическое и психотерапевтическое консультирование

Психологическая диагностика

Психологическая коррекция

Психологический тренинг

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Работа направлена на рост психолого-педагогической компетентности родителя и понижение ригидности границ его личности

Используются формы работы, которые создают ситуации личностного роста родителя как субъекта своей жизни

Реализуются формы работы, которые способствуют гармонизации воспитательных воздействий родителей

Подбираются методы работы, которые способствуют положительным

изменениям

представлении родителя о ребенке с ЗПР и отношения к нему_

контрольно-оценочный компонент

РЕЗУЛЬТАТ

Рост и эмоциональная стабилизация личности _родителя

Росте компетентности родителя в осуществлении воспитания ребенка с ЗПР в семье

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Положительные перемены в рамках когнитивного компонента детско-родительских взаимодействий

Положительные перемены в рамках эмоционального компонента детско-родительских взаимодействий

Положительные перемены в рамках поведенческого компонента детско-родительских взаимодействий

Повышение родительской воспитательной уверенности

Рисунок 1. Модель психологической поддержки родителей в ситуации «домашнего воровства»,

совершенного ребенком с ЗПР

Рисунок 2. Этапы программы психологической поддержки родителей детей с ЗПР, имеющих склонность к «домашнему воровству»

Все это ориентировало наше исследование на поиск путей построения такой системы психологической поддержки родителей, которая бы в полной мере способствовала решению задач гармонизации детско-родительских отношений в семье ребенка с ЗПР, который имеет склонность к «домашнему воровству», и психологической коррекции нарушения процесса воспитания. В то же время моделируемая нами система психологической поддержки родителей должна была учитывать специфику развития детско-родительских отношений в дошкольном и младшем школьном возрасте и реалии современной системы психолого-педагогической помощи семье.

Психологическая поддержка родителей, на наш взгляд, представляет собой специально организованный процесс, который может быть представлен в виде инструментальной модели, содержащей целевой, содержательный, инструментальный и контрольно-оценочный блоки (рис. 1).

Разрабатывая модель психологической поддержки родителей, воспитывающих ребенка с ЗПР, имеющего склонность к «домашнему воровству», мы опирались на понимание модели как системы взаимосвязанных гипотез, которые в составе той или иной теории воспроизводят логику функционирования данного объекта. Создание упрощенной модели в нашем исследовании явилось действенным средством проверки истинности и полноты выработанных нами теоретических представлений о психологической поддержке родителей детей с ЗПР, склонных к «домашнему воровству».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе представленной модели нами была разработана и апробирована программа психологической поддержки родителей, которая состояла из этапов (рис. 2): диагностического, подготовительного

(«психообразования» родителей), основного (психологической коррекции характера семейного воспитания ребенка), завершающего (контрольного).

Выводы. Использование разработанной нами программы в реальной практике оказания психологической помощи семьям детей с ЗПР, имеющих склонность к «домашнему воровству», показало ее эффективность. Позитивное воздействие разработанной программы проявилось в эмоциональной стабилизации личности родителя и росте его компетентности в осуществлении функций воспитания ребенка с ЗПР.

В когнитивном компоненте детско-родительских взаимодействий наблюдается более оптимальное восприятие и понимание ребенка с ЗПР родителем; родители в меньшей мере стали инфантилизировать ребенка, стали воспринимать ребенка с ЗПР согласно особенностям его возраста и имеющихся особенностей развития, больше доверять ребенку, воспринимать его более успешным.

В эмоциональном компоненте детско-родительских взаимодействий наблюдается изменение общего эмоционального отношения родителей к ребенку с ЗПР в сторону принятия; изменения межличностной дистанции в общении с ребенком - общение стало более оптимальным; гармонизировались, стали более адекватными и зрелыми чувства родителей по отношению к ребенку. Родители отмечают, что теперь чувствуют себя более уверенно в роли воспитателя.

В поведенческом компоненте детско-родительских взаимодействий гармонизировались форма и направление контроля родителя за поведением ребенка с ЗПР; уровень протекции родителя в процессе воспитания ребенка с ЗПР.

Немаловажным результатом проведения программы психологической поддержки родителей детей с ЗПР является уменьшение количества рецидивов «домашнего воровства» у детей.

Литература:

1. Мизина Н.Н. Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания

подростков, склонны к домашнему воровству: дисс......канд. психол. наук. - Ставрополь: СевКавГТУ. -

2004. - 201 с.

2. Овчарова, Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

3. Шипицына Л.М. Психологические факторы склонности к воровству детей с ЗПР // Дефектология. -2014. - № 6. - С. 19 - 28.

Психология

УДК 159.9.075

аспирант Мо Цзимань

Казанский федеральный университет (г. Казань); кандидат психологических наук, директор учебного центра «Практическая психология, этнопсихология

и межкультурные коммуникации: Восток-Запад» Латыпова Эндже Анваровна

Казанский федеральный университет (г. Казань); доктор психологических наук, профессор,

заведующий кафедрой психологии личности Попов Леонид Михайлович

Казанский федеральный университет (г. Казань)

ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И КРОСС - КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ КИТАЙСКИХ

СТУДЕНТОВ В РОССИИ

Аннотация. В данной статье обосновывается актуальность исследования особенностей психологической и кросс-культурной адаптации китайских студентов в России и приводятся результаты эмпирического исследования, посвященные выявлению факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс адаптации. Первоначальными факторами (переменными величинами), принимаемыми к рассмотрению и подвергаемыми дисперсионному анализу определяются показатели таких стандартизированных опросников, как «Опросник социальной адаптации» (J. Ward, A. Kennedy); «Индивидуальная мультикультурная шкала» (Van der Zee, Van Audenhoven); «Измерение масштабов психологической адаптации» (Diener); «Шкала стратегии культурной адаптации» (The East Asian Acculturation Measure, Barry); «Масштабы культурного различия» (Guo Zhizhia), a дополнительно такие демографические и социальные показатели, как возраст (до 20 лет; от 20 до 22 лет; более 22 лет), пол (мужчина; женщина), семейный статус (женат; холост; есть партнер), национальность (Ханьцзы и Синьцзян), форма оплаты за обучение (бюджетная форма обучения; коммерческая форма обучения). Обобщение полученных данных по проанализированным факторам приводит к заключение о том, что наиболее сильно влияющими факторами на успешную кросс-культурную и психологическую адаптацию являются: маргинальная стратегия, эмоциональная стабильность, национальность, возраст, стратегия интеграции, семейное положение и культурная эмпатия.

Ключевые слова: факторы адаптации, психологическая адаптация, кросс - культурная адаптация, китайские студенты, маргинальная стратегия, эмоциональная стабильность, культурная эмпатия, Ханьцзы, Синьцзян, стратегия интеграции.

Annotation. This article substantiates the relevance of the study of psychological and cross-cultural adaptation of Chinese students in Russia and presents the results of empirical research to identify the factors that have the greatest impact on the adaptation process. The initial factors (variables) to be considered and subjected to dispersion analysis determine the indicators of standardized questionnaires such as "questionnaire of social adaptation" (J. Ward, A. Kennedy); "Individual multicultural scale" (Van der Zee, Van Audenhoven).); "Measurement of the psychological adaptation scale" (Diener); "Scale strategies of cultural adaptation" (The East Asian Acculturation Measure, Barry); "the Extent of cultural differences" (Guo Zhizhia), and additional demographic and social indicators as age (under 20; 20 to 22; over 22 years), gender (male; female), marital status (married; unmarried; have a partner), nationality (Hanycz and Xinjiang), the form of payment for tuition (budget form of education; commercial education). The generalization of the data obtained on the analyzed factors leads to the conclusion that the most strongly influencing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.