Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И КОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И КОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Гаврина Елена Евгеньевна

В статье рассматриваются психологическая неустойчивость личности как чрезмерная подверженность влиянию негативных факторов окружающей действительности и коррупционная направленность личности как ориентированность самореализации вне правового поля, которые имеют взаимосвязь и являются факторами национальной безопасности современного Российского государства. В контексте реализации комплексного подхода к решению проблемы преодоления указанных социально-психологических недугов следует особое внимание обратить на профессиональное образование современной молодежи. Профессиональная подготовка на этапе высшего образования обладает значительным ресурсом для решения обозначенной проблемы при условии ее оптимизации за счет реализации ряда методологических принципов и улучшения психологического сопровождения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Симакова Татьяна Александровна, Гаврина Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL INSTABILITY AND CORRUPTION ORIENTATIONOF PERSONALITY AS PROBLEMS OF VOCATIONAL EDUCATION

The article examines the psychological instability of the individual as an excessive exposure to the influence of negative factors of the surrounding reality and the corruption orientation of the individual as an orientation of self-realization outside the legal field, which are interrelated and are factors of national security of the modern Russian state. In the context of the implementation of an integrated approach to solving the problem of overcoming these socio-psychological ailments, special attention should be paid to the vocational education of modern youth. Professional training at the stage of higher education has a significant resource for solving this problem, provided it is optimized through the implementation of a number of methodological principles and improving the psychological support of students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И КОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.9:343.83

DOI 110.33463/2072-8336.2022.2(59).016-021

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ И КОРРУПЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. А. Симакова, Е. Е. Гаврина

Для цитирования

Симакова, Т. А. Психологическая неустойчивость и коррупционная направленность личности как проблемы профессионального образования / Т. А. Симакова, Е. Е. Гаврина // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 2(59). -С. 16-21. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.2(59).016-021.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматриваются психологическая неустойчивость личности как чрезмерная подверженность влиянию негативных факторов окружающей действительности и коррупционная направленность личности как ориентированность самореализации вне правового поля, которые имеют взаимосвязь и являются факторами национальной безопасности современного Российского государства. В контексте реализации комплексного подхода к решению проблемы преодоления указанных социально-психологических недугов следует особое внимание обратить на профессиональное образование современной молодежи.

Профессиональная подготовка на этапе высшего образования обладает значительным ресурсом для решения

© Симакова Т. А., Гаврина Е. Е., 2022

обозначенной проблемы при условии ее оптимизации за счет реализации ряда методологических принципов и улучшения психологического сопровождения обучающихся.

Ключевые слова: психологическая неустойчивость личности, коррупционная направленность личности, профессиональная подготовка, профессионализм личности, методологические принципы профессионально-образовательной деятельности.

Психологическая неустойчивость личности в современной действительности, характеризующейся повышенной турбулентностью социальных процессов, непредсказуемостью и прямой угрозой жизни из-за пандемии, имеет устойчивую тенденцию нарастания во всех слоях населения. При этом коррупционная направленность личности,

относясь к социальным недугам, также имеет характер массовых проявлений в современном обществе. Масштабность коррупционной зараженности современного общества заставляет трактовать данный феномен как фактор национальной безопасности Российского государства. Необходимость комплексного решения названной проблемы требует задействования всех институтов общества. Институт образования обладает энергоемким ресурсом предотвращения появления психологической неустойчивости и коррупционной направленности личности. Особенное значение и наибольший потенциал данного ресурса раскрывается на этапе вузовского образования в онтологическом и онтогенетическом контекстах. Современная система профессионально-образовательной деятельности обладает способностью предотвращать возникновение и развитие коррупционной направленности личности за счет формирования психологической устойчивости на этапе вузовского становления личности профессионала. Ранее проведенные и описанные эмпирические исследования профессиональной среды гражданского общества, ведомственных силовых структур и осужденных, отбывающих наказания за преступления коррупционного характера [1], позволяют констатировать то, что профессиональная неподготовленность специалистов (сотрудников), неспособность личности к самореализации в профессиональной деятельности рассматриваются в качестве пусковых механизмов названных социальных недугов. Важнейшими условиями оптимизации профессионального образования личности обучающихся, по мнению авторов, является реализованность ме-

тодологических принципов развития, субъектности,деятельности, гуманизма, комплексного подхода. Продуктами психологического сопровождения вузовской профессиональной подготовки являются навыки использования внутреннего ресурса личности при проживании затруднительных жизненных обстоятельств, эффективного психофизиологического восстановления при возникновении непредвиденных сложных обстоятельств, гигиены и поддержания психологического и физического здоровья, саморегуляции в случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств, оптимизация саморазвития когнитивных процессов и опора на критичность мышления, духовно-нравственный статус личности, готовность к самопреобразовательной деятельности, устойчивая ориентированность личности на общечеловеческие ценности в поиске ресурсов преодоления объективных и субъективных затруднений в контексте возникновения абсолютно новых социальных явлений, связанных с пандемией.

Проблема психологической неустойчивости в настоящее время имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, ее особенности рассматриваются психологами, психофизиологами, медицинскими работниками, политологами, социологами, философами и представителями современного социально ориентированного искусства. Психологическое содержание этого феномена раскрывается в особенностях сознания, отношения и поведения. Проявление психологической неустойчивости маркируется личностным обесцениванием ценности жизни, неспособностью находить и использовать внутренние и внешние ресурсы

для преодоления возникающих препятствий в удовлетворении потребностей, преобладанием перекладывания ответственности за персональное благополучие на внешние инстанции, склонностью к катастрофизации при отсутствии прямой и однозначной угрозы жизни. На наш взгляд, широта проявления психологической неустойчивости не является доказательством ментальной особенности наших соотечественников. Корни этого социально-психологического недуга имеют историческое происхождение и связаны с общественно-экономическими преобразованиями общества, носившими характер потрясений, близких по содержанию и времени осуществления к социальным катастрофам. Опасность психологической неустойчивости личности заключается в стирании границ персональной ответственности личности за свою жизнь и благополучие, в неспособности использования доступных ресурсов самозащиты, в отрицании необходимости выдерживать определенные психологические и психофизиологические нагрузки в изменяющихся условиях окружающей действительности. Это, в свою очередь, порождает вседозволенность и создает плодородную почву для жизни по принципу «так сложились обстоятельства».

Коррупционная направленность личности представляет собой комплексное свойство личности, ядерным образованием которого является система потребностей достижения желаемого посредством использования (включая злоупотребление) служебного положения, невзирая на законные интересы общества и государства, в целях получения выгоды.

Исследования теоретических сторон проблем психологической устой-

чивости и коррупционной направленности личности, а также эмпирические исследования привели нас к пониманию взаимосвязи этих негативных социальных явлений. Встает закономерный вопрос: что же делать с этими острыми проблемами современного общества? Безусловно, превентивные меры и собственно борьба с этими социальными недугами должны носить комплексный характер, в ней должны быть задействованы все институты гражданского общества, начиная с семьи, включая образовательные государственные организации, правоохранительные органы, средства массовой информации, общественные организации, религиозные концессии. На наш взгляд, один из наиболее энергоемких ресурсов по профилактике и предупреждению развития рассматриваемых негативных социальных явлений -профессиональное образование, но такое образование, в содержание которого входит понимание профессионализма личности в качестве универсального механизма прикрепления отдельного человека к миру других людей через профессиональную деятельность посредством самореализации в ней, а не способа зарабатывания на жизнь и выполнения труда, лишенного ценностно-смыслового отношения, независимо от сферы деятельности. Первое от второго отличается высокой внутренней мотивированностью, ценностным отношением к труду и развитыми практическими навыками уже на начальных этапах осуществления профессиональной деятельности.

Многолетние эмпирические исследования феноменов коррупции и психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы [1, 2] показали, что в большинстве

случаев их пусковыми механизмами являются глубинные чувства неудовлетворенности личности, переживание собственной несостоятельности, нереализованность в карьерном росте. Достижение высокого уровня профессиональной компетентности на уровне профессионального мастерства (независимо от вида профессиональной сферы) позволяет преодолеть сложнейшее противоречие в общем контексте поиска смысла жизни: для кого и для чего жить, для себя или для других. Важнейшим признаком такой профессиональной деятельности является отсутствие переживания «отчужденности» (К. Маркс, А. Н. Леонтьев) личности от результатов деятельности. Становясь мастером - профессионалом «со своим почерком», своим авторским стилем получения продукта деятельности, предназначенного для других, человек реализует свою уникальность. Его продукты труда становятся узнаваемыми, востребованными другими людьми только потому, что он в них особенным образом отразил свою самобытность, свои способности.

Каким должно быть профессиональное образование, чтобы обучающиеся были готовы к такому восприятию профессионального труда и самореализации в нем. Во многом ответ на этот вопрос был заложен в трудах выдающегося русского мыслителя и педагога К. Д. Ушинского, который говорил о необходимости психологизировать процесс обучения. Реализация этой далеко не новой идеи, на наш взгляд, решается посредством осуществления важнейших методологических принципов психологии в организации профессиональной подготовки в образовательных организациях УИС.

В отечественной психологии комплексный подход разработал Б. П Ананьев, ориентировавший проводимые исследования человека на интеграцию отдельных знаний о нем. Сквозь призму данного методологического подхода видится взаимодетерминация всех основных модусов человеческой природы. Неучтенность или игнорирование модусной организации человеческой сущности (индивид - личность - субъект -индивидуальность - универсум) [3] всех участников образовательной среды, включая администрацию, профессорско-преподавательский состав и обучающихся, провоцирует учебную дезадаптацию и функциональную незавершенность образовательной деятельности, основным результатом которой принято считать изменения во внутреннем мире обучающихся, в их мотивации, навыках и компетенциях, волевой регуляции, рефлексивной оценке успехов и неудач выполняемой деятельности.

Принцип развития в контексте педагогической деятельности требует учитывать особенности прохождения субъектами образования закономерных этапов онтогенетического развития, зоны развития (актуальная зона и зона ближайшего развития), объективные (возрастные) и субъективные (степень разрешения закономерных противоречий предшествующих возрастов, степень «застревания» личности на предшествующих этапах онтогенетического развития) переломные моменты жизненного пути как кризисы и особенности их прохождения, сензи-тивность обучающихся.

Деятельностный принцип в контексте проектирования образовательного пространства является методологи-

ческим инструментом, позволяющим предметно определять цели, связывая их с продуктами образовательного процесса, ориентируясь на социальный заказ общества и внутренние преобразования обучающихся как субъектов деятельности. Отечественная педагогика и психология позиционируют ключевую идею образовательной деятельности исходя из того, что она считается выполненной только в том случае, если изменения происходят в самом обучающемся, в развитии его мотивации, эмоционально-волевой регуляции, когнитивной и ценностно-смысловой сферах личности.

Реализация деятельностного принципа предотвращает учебную дезадаптацию за счет ориентированности на оптимальное опредмечивание когнитивных потребностей обучающихся посредством подбора учебного материала, соответствующего их уровню обучен-ности и способности ассимилировать предлагаемую информацию, развитию учебных действий, умений, навыков и компетенций, формированию навыков контроля и самоконтроля в учебно-профессиональной деятельности.

Принцип субъектности предполагает целевую ориентированность образовательного процесса на развитие инициативности, активности и ответственности за достигаемые (недостигаемые) уровни обученности и саморазвития. Субъектность личности раскрывается в восприятии собственного внутреннего опыта в качестве объекта преобразовательной деятельности, ответственности за результаты проработанности травматического опыта, отказ от принципа «меня не научили», в опознавании поведения в сложных жизненных ситуациях по типу психологических защит, в готовности к полисубъектным отношени-

ям в учебно-профессиональной среде. В контексте субъектного принципа учебная деятельность выступает в качестве процесса оптимизации рассогласования Я-реального и Я-идеально-го, являющегося центральным элементом кризиса юности.

Принцип гуманизма ориентирован на развитие навыков конструктивного сотрудничества, межличностной эм-патии, самоидентификации как конгруэнтного самовосприятия, взаимоуважения, оптимального сочетания педагогического контроля и безоце-ночности в части, касающейся индивидуальных особенностей обучающихся.

Прикладные аспекты психолого-педагогического понимания профессионально-образовательной деятельности требуют современных разработок по профессиографированию, развитию индивидуальных траекторий становления профессионализма деятельности и личности. В этом контексте необходимо вести научно-прикладной поиск инвариантных и вариативных составляющих профессионализма в условиях динамических изменений социума, общественных институтов гражданского общества и современного рынка труда. Без этого невозможно решать сложнейшие вопросы моделирования профессиональной подготовленности и профессиональной компетентности специалистов на основных этапах профессионального становления, включая допрофессиональный уровень, поскольку моделирование отражает процесс личностно-профессионального становления и направляется представлениями - образами будущего субъекта труда, который должен показывать его желаемые свойства, отталкиваясь от реального, достигнутого уровня подготовленности в настоящем времени,

включая алгоритм индивидуального развития и саморазвития.

Учебно-воспитательный процесс профессионального образования в качестве важнейшего ресурса предотвращения психологической неустойчивости и коррупционной направленности личности обучающихся должен соответствовать ряду требований. К числу системообразующих требований относится содержательное наполнение психологического сопровождения обучающихся не как внешней помощи и поддержки, а как развитие внутреннего потенциала обучающихся в качестве субъектов образовательной деятельности:

- раскрытие внутреннего ресурса психофизиологического восстановления вместо отказа от дополнительных трудностей и противоречий, являющихся источником развития;

- формирование навыков гигиены и поддержания психологического здоровья вместо использования сомнительных средств быстрого восстановления и употребления психостимуляторов;

- оптимизация развития когнитивных процессов вместо стремления к стабильности информационного обеспечения;

- развитие духовно-нравственных качеств личности, препятствующих потребительской культуре;

- формирование готовности к самопреобразовательной деятельности и саморегуляции в случаях возникновения форс-мажорных обстоятельств вместо искусственного поддержания стабильности любой ценой;

- формирование устойчивой направленности личности на поиск ресурсов преодоления объективных и субъективных затруднений в пределах правового поля вместо правовой безответственности и правового авантюризма.

Библиографический список

1. Гаврина Е. Е., Хаванова И. С. Психологические особенности бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы, осужденных за коррупционные и общеуголовные преступления // В мире научных открытий. 2015. № 3-7(63). С. 3212-3224.

2. Сочивко Д. В., Симакова Т. А. Теория и методика исследования индивидуального правосознания и его ин-фантилизации и криминализации // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 24-40.

3. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека : введение в психологию субъективности : учеб. пособие. М. : Школа-пресс, 1995. 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.