Научная статья на тему 'Индивидуальное правосознание как личностный феномен в контексте образовательной деятельности'

Индивидуальное правосознание как личностный феномен в контексте образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврина Елена Евгеньевна, Симакова Татьяна Александровна

В статье раскрывается актуальность совершенствования образовательной деятельности по подготовке высших профессиональных кадров в контексте развития индивидуального правосознания и профилактики коррупционной деятельности. Эмпирическое исследование структуры индивидуального правосознания проведена на выборке, включающей 430 человек, из них 62 студента, 99 курсантов ведомственных вузов ФСИН России, 134 государственных служащих, 55 практических сотрудников уголовно-исполнительной системы, 33 руководителя государственных учреждений, 47 руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы. Использованы методы: опросник «Структура индивидуального правосознания» Т. А. Симаковой, Д. В. Сочивко, контрольно-измерительные материалы на знание основ правоведения, методика на определение индивидуальной меры рефлексии А. В. Карпова, В. В. Пономарева. На основе эмпирического исследования структуры индивидуального правосознания и сравнительного анализа результатов у различных групп респондентов были выявлены факторы, препятствующие совершению преступлению, и установлены корреляционные связи с видами рефлексии, уровнем правовых знаний. В статье предлагаются меры по оптимизации учебно-воспитательного воздействия в контексте образовательной деятельности по подготовке высших профессиональных кадров на основе реализации индивидуально-дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гаврина Елена Евгеньевна, Симакова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL LEGAL CONSCIOUSNESS AS A PERSONAL PHENOMENON IN THE FRAME OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article reveals the urgency of improving educational activities of preparing the personnel for higher vocational training in the frame of developing individual legal consciousness and preventing corruption. Empirical study of the structure of individual legal consciousness have been carried out within the group of 430 people, including 62 students, 99 cadets of departmental institutions of the Federal penal service of Russia, 134 civil servants, 55 employees of the penal system, 33 heads of public institutions, 47 heads of the territorial agencies of the penal system. The following methods have been used: the questionnaire «The Structure of the Individual Consciousness» by T. A. Simakova, D. V. Sochivko, the measuring materials to test the knowledge of the law fundamentals, the methods of determining the degree of individual reflection of A. V. Karpov, V. V. Ponomarev. On the basis of empirical studies of the structure of individual legal consciousness and comparative analysis of the results obtained within different groups of respondents, the factors preventing committing a crime and the correlation with the types of reflection, the level of legal knowledge have been determined. In the article, the measures are suggested for optimizing the educational impacts in the frame of educational activities of preparing the personnel for higher vocational training on the basis of the individually-differentiated approach.

Текст научной работы на тему «Индивидуальное правосознание как личностный феномен в контексте образовательной деятельности»

УДК 159.9:343.83 ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА ГАВРИНА,

кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры общей психологии, e-mail: gawrina_elena@mail.ru; ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА СИМАКОВА,

кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра

(Академия ФСИН России), e-mail: simakovatanea@yandex.ru

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ ФЕНОМЕН В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферат: в статье раскрывается актуальность совершенствования образовательной деятельности по подготовке высших профессиональных кадров в контексте развития индивидуального правосознания и профилактики коррупционной деятельности.

Эмпирическое исследование структуры индивидуального правосознания проведена на выборке, включающей 430 человек, из них 62 студента, 99 курсантов ведомственных вузов ФСИН России, 134 государственных служащих, 55 практических сотрудников уголовно-исполнительной системы, 33 руководителя государственных учреждений, 47 руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы.

Использованы методы: опросник «Структура индивидуального правосознания» Т. А. Симаковой, Д. В. Сочивко, контрольно-измерительные материалы на знание основ правоведения, методика на определение индивидуальной меры рефлексии А. В. Карпова, В. В. Пономарева.

На основе эмпирического исследования структуры индивидуального правосознания и сравнительного анализа результатов у различных групп респондентов были выявлены факторы, препятствующие совершению преступлению, и установлены корреляционные связи с видами рефлексии, уровнем правовых знаний. В статье предлагаются меры по оптимизации учебно-воспитательного воздействия в контексте образовательной деятельности по подготовке высших профессиональных кадров на основе реализации индивидуально-дифференцированного подхода.

Ключевые слова: индивидуальное правосознание, профессионализм личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, коррупционное поведение, образовательная деятельность.

Индивидуальное правосознание - это осознание себя в качестве субъекта правовых отношений, понимание собственных ценностно-смысловых оснований, определяющих отношения себя с окружающим миром, с самим собой, с профессиональным сообществом, государством, ближайшим окружением, это способность к переживанию, самооценке, рефлексии себя как свободной, нравственной личности и гражданина. Индивидуальное правосознание отвечает за осуществление своего поведения и жизнедеятельности в пределах своего правового статуса [4, 5, 8].

Важнейшими признаками индивидуального правосознания являются:

- взаимодействие с иными формами общественного сознания, притом что каждая из форм общественного сознания по-своему оценивает одно и то же явление;

© Гаврина Е. Е., Симакова Т. А., 2016

- преемственность как устойчивость - из поколения в поколение могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве и морали, о том, что и как должно защищаться правом;

- активность как изменчивость - способна определять процессы общественно-социальных и политических изменений, ускорять или тормозить их, предполагает отражение состояния общественных отношений через субъективную оценку, на основе чего может происходить формирование субъективного видения тенденции их развития.

Основными функциями индивидуального правосознания являются: рефлексивная, когнитивная, социально-перцептивная, мотивационная, коммуникативная, креативная, ценностно-смысловая [6, с. 32-37].

Одним из наиболее сложных, проблемных аспектов феномена индивидуального правосознания явля-

ется вопрос его формирования. Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: общественно-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Это не означает, что на процесс формирования индивидуального правосознания людей нельзя воздействовать целенаправленно [7, 8].

Формирование индивидуального правосознания -это целенаправленная деятельность государства, системы образования, общественных организаций, средств массовой информации, семьи, отдельных граждан по передаче опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, знаний, взглядов, ценностных ори-ентаций, установок, навыков поведения, обеспечивающих принятие, осмысление, исполнение правовых норм.

Деятельность по формированию законопослушного поведения основывается на принципах научности, законности, демократизма, гуманного обращения, индивидуального подхода, сочетания естественнонаучного и феноменологического подходов и конфиденциальности полученной информации в ходе диагностических процедур [1, 2, 3].

Практическая направленность ведомственной образовательной деятельности по формированию индивидуального правосознания обучающихся образовательных организаций УИС обеспечивается взаимодействием управленческих подструктур, профессорско-преподавательских коллективов, практических сотрудников территориальных органов, общественных организаций, обучающихся в общем контексте субъектно-субъектных отношений и организационной культуры.

Результативность реализации образовательной цели проявляется:

- в устойчивой готовности обучающихся к соблюдению российских законов;

- четком понимании границ законопослушного поведения в области профессиональной деятельности, личностном пространстве и общественном поведении;

- способности прогнозировать причинно-следственные связи, лежащие в основе неосмотрительных действий и поступков, приводящих к правонарушениям как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни;

- потребности самосовершенствования, самоконтроля и саморегуляции как способах отказа от деструктивных привычек и личных пороков, приводящих к нарушению границ законов в профес-

сиональной среде, личном пространстве и общественном поведении.

Критериями оценки уровня развития индивидуального правосознания современного выпускника образовательной организации УИС, занимающейся подготовкой высших профессиональных кадров, являются устойчивые потребности, мотивы, ценности, правовые знания, умения и навыки сочетать общественные, профессиональные и личные интересы, не выходя за пределы правового поля.

Изучение заявленной проблематики было осуществлено с помощью следующего методического инструментария: анкетирование, контрольно-измерительные материалы на знание основ права, методика «Индивидуальная мера рефлексии» А. В. Карпова, В. В. Пономарева, опросник «Структура индивидуального правосознания» Т. А. Симаковой, Д. В. Со-чивко.

В психодиагностическом обследовании приняли участие 430 человек, из них 62 студента, 99 курсантов ведомственных вузов ФСИН России, 134 государственных служащих, 55 практических сотрудников УИС, 33 руководителя государственных учреждений, 47 руководителей территориальных органов УИС.

Проведенное эмпирическое исследование было направлено на изучение особенностей проявления индивидуального правосознания у обследуемой выборки и выявление факторов, способствующих предупреждению совершения преступлений, в частности коррупционных деяний.

Анализ мнения обследуемых позволил изучить представления различных категорий граждан относительно факторов, предупреждающих совершение коррупционных деяний в российском обществе (табл.).

Сравнительный анализ полученных данных показывает, что представители молодежного возраста отмечают, что предупредить совершение коррупционных деяний могут: закон, в частности, его ужесточение по отношению к лицам, совершающим подобные преступления, близкие (родственники, друзья) и нравственность (в данном случае проявлением нравственности являются чувство долга, совесть, личные принципы). Примечателен тот факт, что именно эта категория обследуемых почти не выделяет самоответственность как фактор, предупреждающий совершение преступления. В то время как обследуемые, состоящие на должностях руководящего состава, считают, что именно личная ответственность за свои поступки, страх, опасения, контроль собственных побуждений способны предупредить совершение преступления.

Таблица

Факторы, предупреждающие совершение преступлений коррупционного характера, %

Факторы

Категории обследуемых Закон Близкие Самоответственность Религиозность Нравственность Нет ответа Другое Общее количество обследованных

Студенты 24 20 8 0 20 23 5 62

Курсанты 26 24 6 6 24 11 3 99

Государственные служащие 19 3 11 0 29 36 2 134

Сотрудники ФСИН России 20 20 19 0 8 25 8 55

Руководители государственных учреждений 19 16 16 0 40 6 3 33

Руководители территориальных органов УИС 40 6 10 2 24 17 1 47

Серьезное отличие также выявлено во влиянии близких на предупреждение совершения преступлений государственными служащими, которые данный фактор реже всех предлагают в качестве способа, предотвращающего совершение актов коррупции, преступления. Проведенные ранее исследования показали, что осужденные за преступления коррупционного характера реже всех разводятся после осуждения, поддерживают социальную связь с родственниками, в то время как осужденные за общеуголовные преступления в основном являются разведенными или не состоящими ранее в браке. По итогам этих работ был сделан вывод о том, что согласно российскому менталитету люди к должностным преступлениям относятся благосклонно, считая, что они совершаются во благо семьи. Осужденных же за преступления общеуголовного характера воспринимают как деструктивных личностей, которые приносят только боль и вред своим родственникам.

Десятилетия бездуховной жизни российских граждан дали свои плоды - такой фактор, как религиозность, по мнению почти всех обследуемых, не имеет ресурса для предупреждения совершения преступления коррупционного характера.

Очень важные результаты получаются по итогам сравнения руководителей государственных (гражданских) учреждений и ведомственных территориальных органов ФСИН России. Так, руководители территориальных органов ФСИН России чаще всего в качестве профилактических мероприятий по предупреждению коррупции предлагают ужесточение закона и его строгое соблюдение, тогда как руководители государственных учреждений заявляют,

что нравственность может способствовать предупреждению совершения преступлений. Значит, для людей в погонах главным останавливающим фактором от совершения преступления служит возможность получения наказания из-за нарушения закона, а для лиц, работающих в государственных организациях на руководящих постах, таким фактором является нравственность, то есть совесть, мораль, чувство долга.

Следует отметить, что реже всех нравственность как фактор, предупреждающий совершение преступления, выделяют практические сотрудники УИС. Необходимо обратить внимание на тот факт, что в основном в число обследуемых этой категории были отнесены сотрудники младшего начальствующего состава, то есть лица, не имеющие высшего образования и состоящие на должностях инспекторов в исправительных учреждениях. Правомерно ли будет в этом случае сказать, что нравственность для данной категории сотрудников не входит в структуру индивидуального правосознания. Вполне возможно дело обстоит именно так. В то же время большой процент обследуемых (19 %) этой категории уделяет достаточное внимание такому показателю, как «самоответственность», то есть осуществлению личного контроля собственных побуждений с целью предупреждения совершения преступления. Примечательным является также тот факт, что 8 % практических сотрудников УИС из числа обследуемых выбирали варианты ответа, которые мы отнесли в раздел «другое». В этот раздел вошли высказывания, имеющие шуточное, местами не адекватное решение вопроса о профилактике коррупции. Среди них можно выде-

лить следующие высказывания: «Пуля», «Дед Ма-зай и зайцы», «Дед Мороз» и т. д.

Отсутствие варианта ответа о факторах, способствующих предупреждению совершения преступления коррупционного характера, говорит о слабой ориентированности обследуемых в рассматриваемом вопросе.

Сравнительный анализ уровня знаний основ права у обследуемых показал, что больший процент наличия низкого уровня правовой грамотности демонстрируют представители молодежного возраста. Наибольший процент обследуемых, имеющих высокий уровень знаний, наблюдается у представителей, занимающих руководящие посты, при наличии минимальных показателей по числу лиц с низким уровнем, то есть лица, которые ежедневно сталкиваются с необходимостью владения правовой грамотностью, более ориентированы в области знания основ права. Значительно более выражен средний уровень ориентированности в области права у практических сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на должностях младшего начальствующего состава.

С целью всестороннего анализа полученных результатов психодиагностические матрицы были объединены в единую матрицу, которая была подвергнута корреляционному анализу. Данное исследование было направлено на изучение соотношения мнения обследуемых относительно взаимосвязи факторов, предупреждающих совершение коррупционного деяния обследуемыми, с такими показателями, как пол, возраст, уровень знаний основ права, виды рефлексии.

Полученные результаты показали, что обследуемые, считающие, что только закон может остановить от совершения коррупционного деяния, что самоответственность также является фактором, останавливающим от совершения преступного деяния (0,23), а религиозность (-0,29) не оказывает никакого влияния на предупреждение совершения преступления, в основном являются представителями мужского пола (0,35), склонны к ретроспективной рефлексии (0,26), имеют высокие показатели в области права (0,39).

Респонденты, утверждающие, что основным фактором, способствующим предупреждению совершения коррупционного деяния человеком, являются близкие люди, считают также, что нравственность человека может способствовать предупреждению совершения преступления (0,32), склонны к рефлексии общения (0,34).

Обследуемые, считающие, что только самоответственность может остановить от совершения коррупционного деяния, отмечают, что закон также является фактором, предупреждающим совершение преступного деяния (0,23), склонны к реф-

лексии настоящей деятельности (0,37) и не предрасположены к рефлексии общения (-0,4).

В связи с малочисленностью группы обследуемых, считающих, что религиозность способствует профилактике совершения коррупционного деяния, представлять результаты считаем нецелесообразным.

Обращает на себя внимание тот факт, что уровень знаний в области права почти не коррелирует с мнением обследуемых относительно факторов, предупреждающих совершение коррупционного деяния. Это значит, что правовая грамотность людей не связана с фактором, который останавливает их от совершения преступления коррупционного характера.

Проведенный анализ теоретических подходов и результаты эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Оптимизация развития индивидуального правосознания в контексте образовательной деятельности на этапах вузовской подготовки и повышения квалификации различных групп профессионалов и совершенствование профилактической работы по предупреждению противозаконных действий и совершению коррупционной деятельности будут носить наиболее эффективный характер при условии дифференцированного подхода. Исследование показало, что наиболее значимыми факторами противодействия совершения преступления являются для студентов гражданских вузов ответственность перед законом - 24 % (наименее сдерживающим является самоответственность - 8 %); для курсантов ведомственных вузов ФСИН России -ответственность перед близкими людьми - 26 % (наименее сдерживающим является самоответственность - 6 %); для гражданских специалистов -нравственность - 29 % (наименее сдерживающим является ответственность перед близкими людьми -3 %); для сотрудников УИС ответственность перед законом - 20 % и ответственность перед близкими людьми - 20 % (наименее сдерживающим является нравственность - 8 %); для управленцев среднего звена госслужбы - нравственность - 40 % (менее сдерживающим является ответственность перед близкими - 16 и самоответственность - 16 %); для управленцев среднего звена УИС - ответственность перед законом - 40 % (наименее сдерживающим является ответственность перед близкими людьми - 6 %).

2. Опыт исследовательской практики показывает, что сдерживающие факторы с наименьшими показателями не всегда имеют низкий ресурсный потенциал, они заслуживают особого внимания и могут иметь дефицитарный характер осознанности, то есть отнесенность к так называемой сфере синкретического восприятия: «я не знаю, что я этого не знаю».

3. Высокие показатели отсутствия ответов с учетом абсолютной анонимности исследования (студенты - 23 %, специалисты госучреждений -36, сотрудники ФСИН России - 25 %) указывают на отсутствие осмысленной личностной позиции по определению факторов недопустимости совершения правонарушения и противозаконной деятельности, что, в свою очередь, является прямым доказательством необходимости совершенствования целенаправленной деятельности по развитию индивидуального правосознания и профилактики коррупционной деятельности.

4. Полученные результаты показали, что среди представителей молодежного возраста больше всего наблюдается лиц, имеющих низкий уровень правовой грамотности. Данный факт еще раз подтверждает необходимость включения в образовательные программы студентов и курсантов спе-

циализированных курсов, направленных на развитие индивидуального правосознания и антикоррупционной устойчивости.

5. Немаловажным представляется то, что факторы, сдерживающие человека от совершения коррупционного деяния, находятся в прямой зависимости от видов рефлексии, причем такой сдерживающий фактор от преступления, как закон, связан с ретроспективной рефлексией, которая, напомним, проявляется в склонности к анализу уже выполненной в прошлом деятельности и свершившихся событий. Если близкие люди выступают как сдерживающий фактор от совершения преступления, то проявляется склонность к рефлексии общения, то есть направленность рефлексии на других людей. Самоответственность как фактор, предупреждающий совершение преступного деяния, не связана с рефлексией общения.

Список литературы

1. Гаврина Е. Е. Психология криминального поведения у сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 76-83.

2. Гаврина Е. Е. Специфика проявления коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 64-69.

3. Гаврина Е. Е. Психодинамика формирования криминальной деструктивности сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 115-123.

4. Гаврина Е. Е., Хаванова И. С. Психологические особенности бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы, осужденных за коррупционные и общеуголовные преступления // В мире научных открытий. 2015. № 3.7. С. 3212-3224.

5. Симакова Т. А. К вопросу о проблеме правового самосознания // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 32-37.

6. Симакова Т. А., Гаврина Е. Е. Психологические детерминанты развития индивидуального правосознания и профилактики девиантного поведения личности // Евразийский союз ученых. 2015. № 5. С. 152-156.

7. Сочивко Д. В., Симакова Т. А. Теория и методика исследования индивидуального правосознания и его инфантилизации и криминализации // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 24-40.

8. Гаврина Е. Е., Костюк Ю. А., Симакова Т. А. Деструктивные установки в межличностных отношениях сотрудников правоохранительных органов // Акмеология. 2015. № 4. С. 162-168.

ELENA EVGEN'EVNA GAVRINA,

phd in psychology, associate professor, head of the department, general psychology department,

e-mail: gawrina_elena@mail.ru; TAT'JANA ALEKSANDROVNA SIMAKOVA,

phd in psychology, associate professor, senior research associate, research department of the scientific center (Academy of the FPS of Russia), e-mail: simakovatanea@yandex.ru

INDIVIDUAL LEGAL CONSCIOUSNESS AS A PERSONAL PHENOMENON IN THE FRAME OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Annotation: the article reveals the urgency of improving educational activities of preparing the personnel for higher vocational training in the frame of developing individual legal consciousness and preventing corruption.

© Gavrina E. E., Simakova T. A., 2016

Empirical study of the structure of individual legal consciousness have been carried out within the group of 430 people, including 62 students, 99 cadets of departmental institutions of the Federal penal service of Russia, 134 civil servants, 55 employees of the penal system, 33 heads of public institutions, 47 heads of the territorial agencies of the penal system.

The following methods have been used: the questionnaire «The Structure of the Individual Consciousness» by T. A. Simakova, D. V. Sochivko, the measuring materials to test the knowledge of the law fundamentals, the methods of determining the degree of individual reflection of A. V. Karpov, V. V. Ponomarev.

On the basis of empirical studies of the structure of individual legal consciousness and comparative analysis of the results obtained within different groups of respondents, the factors preventing committing a crime and the correlation with the types of reflection, the level of legal knowledge have been determined. In the article, the measures are suggested for optimizing the educational impacts in the frame of educational activities of preparing the personnel for higher vocational training on the basis of the individually-differentiated approach.

Key words: individual legal consciousness, qualification of an employee of the penal system, corrupt behaviour, educational activities.

References

1. Gavrina E. E. Psihologija kriminal'nogo povedenija u sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov [Psychology of criminal behavior from law enforcement officers]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2008, no. 3, pp. 76-83.

2. Gavrina E. E. Specifika projavlenija korrumpirovannogo povedenija sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov [Specific manifestations of corrupt conduct of law enforcement officers]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2010, no. 3, pp. 64-69.

3. Gavrina E. E. Psihodinamika formirovanija kriminal'noj destruktivnosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov [The psychodynamics of forming criminal destructiveness of law enforcement officers]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2008, no. 1, pp. 115-123.

4. Gavrina E. E., Havanova I. S. Psihologicheskie osobennosti byvshih sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy, osuzhdennyh za korrupcionnye i obshheugolovnye prestuplenija [Psychological characteristics of former employees of the penal system, convicted of corruption and ordinary crimes]. V mire nauchnyh otkrytij - In the world of scientific discoveries, 2015, no. 3.7, pp. 3212-3224.

5. Simakova T. A. K voprosu o probleme pravovogo samosoznanija [On the issue of legal identity]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2012, no. 3, pp. 32-37.

6. Simakova T. A., Gavrina E. E. Psihologicheskie determinanty razvitija individual'nogo pravosoznanija i profilaktiki deviantnogo povedenija lichnosti [Psychological determinants of the development of individual awareness and prevention of deviant behavior of the individual]. Evrazijskij sojuz uchenyh - The Eurasian Union of scientists, 2015, no. 5, pp. 152-156.

7. Sochivko D. V., Simakova T. A. Teorija i metodika issledovanija individual'nogo pravosoznanija i ego in-fantilizacii i kriminalizacii [Theory and methodology of the study of individual consciousness and its infantili-zation and criminalization]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija - Applied legal psychology, 2015, no. 2, pp. 24-40.

8. Gavrina E. E., Kostjuk Ju. A., Simakova T. A. Destruktivnye ustanovki v mezhlichnostnyh otnoshenijah sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov [Installation destructive in interpersonal relationships to law enforcement officers]. Akmeologija - Acmeology, 2015, no. 4, pp. 162-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.