Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2017. Т. 14. № 4. С. 766-767. DOI: 10.17323/1813-8918-2017-4-766-767
Факты и размышления
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИСТЕРИЯ АБСТРАКТНОГО ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
В.А. ЛЕФЕВР
Вышло в свет второе издание моей книги «Что такое одушевленность?». Хочу объяснить, чем эта книга отличается от других моих работ.
Рефлексивная теория, которую я развиваю, позволила объяснить и предсказать многие психологические феномены, но не помогла разрешить ни одной мировой загадки, относящейся к фундаментальной науке. В новом издании я предложил решение одной подобной проблемы. Я вывел из термодинамической модели сознания полный набор гармонических интервалов.
В чем заключается эта проблема? Музыкальным интервалом называется отношение частот двух звуков. Только некоторые интервалы звучат приятно. Их всего, по разным оценкам, 16-18. Например, интервалы октава (1/2), квинта (2/3) и кварта (3/4) звучат хорошо, а интервал (5/7) — плохо, в то время как (4/7) — хорошо. Отлично звучит интервал
(15/16), а интервал (14/15) звучит плохо.
Столетия люди пытаются объяснить специфику хорошо звучащих интервалов с помощью идеи резонанса. Однако удовлетворительного объяснения на этом пути так и не было найдено. Это дало возможность знаменитому физику Ричарду Фейн-ману сказать, что вопрос не сдвинулся с мертвой точки со времен Пифагора.
Термодинамическая модель представляет собой цепочку абстрактных тепловых машин, в которой каждая последующая машина исправляет дефект предшествующей машины, производя работу, равную той, которую предшествующая могла дополнительно произвести, но не произвела.
Первая машина интерпретируется как субъект, вторая - как его образ себя, третья — как образ себя, который есть у образа себя, и т.д. Работы, производимые машинами, интерпретируются как эмоции,
Психологическая мистерия абстрактного теплового двигателя
767
испытываемые субъектом и его последовательными образами себя.
В основе всей этой конструкции лежат два первых закона термодинамики: сохранение энергии и неубывание энтропии, т.е. набор гармонических интервалов связан не с акустикой, а с термодинамикой. Этот факт кардинально меняет наш взгляд на то, как наше сознание связано с мозгом. Тут есть две возможности: первая — сознание порождает-
ся термодинамическим процессом, протекающим в мозге; вторая -существует некоторый скрытый от нас сегодня фактор, генерирующий этот процесс.
В книге я пытаюсь проанализировать вторую возможность Таким образом, рефлексивная модель серьезно меняет наши представления о связи сознания с мозгом. Тут есть над чем подумать физикам, математикам, психологам, философам, музыковедам.