Научная статья на тему 'Психологическая коррекция профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов с помощью деловой игры и технологии биологической обратной связи'

Психологическая коррекция профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов с помощью деловой игры и технологии биологической обратной связи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2520
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ / РОЛЕВАЯ ИГРА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / PROFESSIONAL DEFORMATION / FACTORS OF PROFESSIONAL DEFORMATION / PSYCHOCORRECTION AND PRECAUTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION / ROLE GAME / STABILITY TO STRESS / BIOLOGICAL FEEDBACK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Ирина Владимировна, Тенюшев Борис Иванович

Статья посвящена изучению и психологической коррекции профессиональной деформации сотрудников ОВД в ходе профессиональной деятельности. В ней рассмотрены факторы, ведущие к профессиональной деформации, а также приводятся результаты использования ролевых игр и технологии биологической обратной связи в их психологической коррекции. Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological correction of professional deformation of employees of law enforcement bodies by means of business game and technology of biological feedback

In the paper devoted to studying and psychological correction of professional deformation of employees of the Department of Internal Affairs during their professional work. The factors leading to professional deformation are considered, and also results of use of role games and a technology of a biological feedback in their psychological correction are given.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов с помощью деловой игры и технологии биологической обратной связи»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ С ПОМОЩЬЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ И ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ1

И.В. Кузнецова, Б.И. Тенюшев

Статья посвящена изучению и психологической коррекции профессиональной деформации сотрудников ОВД в ходе профессиональной деятельности. В ней рассмотрены факторы, ведущие к профессиональной деформации, а также приводятся результаты использования ролевых игр и технологии биологической обратной связи в их психологической коррекции.

Ключевые слова: профессиональная деформация, факторы профессиональной деформации, психокоррекция и профилактика профессиональной деформации, ролевая игра, стрессоустойчивость, биологическая обратная связь.

Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание тех факторов, которые способствуют развитию профессиональной деформации. В соответствии с классификацией, предложенной А.В. Будановым (1992), выделяются три группы факторов, ведущих к профессиональной деформации:

1) факторы, не зависящие от особенностей личности и от социально-психологических характеристик служебного коллектива, а обусловленные спецификой деятельности в подразделениях милиции (функциональными обязанностями, правами сотрудника милиции, объектом профессиональной деятельности и др.);

2) факторы личностного свойства, включающие определенные личностные особенности сотрудников милиции (например, повышенный самоконтроль, решительность и др.);

3) факторы социально-психологического характера, под которыми подразумеваются социально-психологический климат, стиль руководства в коллективе, степень социально-психологической защищенности личности и т. д. [1].

Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

психологического, так и непсихологического (организационно-управленческого, воспитательного) характера.

К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести:

- выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;

- развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;

- формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;

- совершенствование стиля и методов управления персоналом;

- формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.

В профилактике и преодолении профессиональной деформации возможны два подхода. Первый подход предполагает, что поскольку деятельность сотрудников неразрывно связана с борьбой с преступными элементами и со всеми присущими в этой связи изменениями сознания и морали, то эффективно бороться с профдеформацией невозможно. Другой подход предполагает наличие разноплановых мер профилактики и коррекции профдеформации в рамках прикладной психологической диагностики, а не медикопсихиатрического освидетельствования. Общие принципы психодиагностики, положения Этического кодекса психолога, нормативные ведомственные документы образуют

основу для разработки конкретных требований к процедуре выявления профессиональной деформации сотрудников ОВД. Эти требования включают: конфиденциальность,

доброжелательную объективность, динамичность, минимизацию вмешательства в оперативно-служебную деятельность сотрудника. Доброжелательная объективность предполагает непредвзятость, нравственную добросовестность выводов. Динамичность предусматривает определенную периодичность сбора данных о сотруднике не реже одного раза в год, через пол года - для сотрудников с высоким коэффициентом деформации и наличным среднем уровнем деформации, ежеквартально - для сотрудников с наличным глубинным уровнем деформации. Требования минимальности вмешательства в деятельность сотрудника и служебного коллектива предполагает использование для диагностики ситуаций, не препятствующих несению службы [2].

Предложения по профилактике и коррекции профессиональной деформации сотрудников, основанные на изучении их мнения, сводятся к следующим мерам:

- увеличение денежного довольствия личного состава;

- дифференциация продолжительности отпуска;

- досрочное присвоение специальных званий;

- исчисление выслуги лет в соответствии с принадлежностью к определенной службе или подразделению;

- нормативное закрепление за психологической службой функции профилактики и коррекции профессиональной деформации;

- проведение восстановительных и культурно-досуговых мероприятий;

- соблюдение общей продолжительности рабочей недели, нормирования рабочего дня.

Эти меры носят разрозненный несистемный характер. Целостная система профилактики и коррекции профессиональной деформации сотрудников ОВД предполагает проведение мероприятий по трем взаимосвязанным направлениям:

- организационно-административном,

- психолого-педагогическом,

- восстановительнореабилитационном.

Задачей первого направления является ослабление деформирующего влияния оперативно-служебной деятельности путем временного исключения сотрудника из этой деятельности, профессиональной среды или их изменения.

Организационно-административное направление подразумевает:

1) предоставление краткосрочного (до 10 суток) отпуска;

2) предоставление очередного отпуска по частям, с учетом пожеланий сотрудника;

3) перевод на временный облегченный режим работы;

4) перевод с согласия сотрудника в пределах службы, подразделения или в другие службы подразделения;

5) закрепление за вновь прибывшим сотрудником наставника;

6) создание условий для служебного продвижения, профессионально-квалификационного роста;

7) посильное решение жилищно-бытовых вопросов.

Эти мероприятия по предложению психолога или инициативно осуществляют работники кадровой службы, руководящий состав органа или учреждения.

Задача второго направления заключается в формировании и развитии индивидуальноличностных характеристик, блокирующих деформирующее влияние условий и содержания деятельности сотрудников.

Психолого-педагогическое направление включает:

1) лекции-беседы с личным составом о предпосылках, сущности и последствиях профессиональной деформации;

2) консультирование руководителя органа внутренних дел по вопросам профдефор-мации сотрудников;

3) индивидуальное консультирование сотрудников по вопросам возможной профессиональной деформации;

4) психологическая поддержка семей сотрудников;

5) стимулирование личностного роста сотрудников;

6) обучение приемам и методам психической саморегуляции;

7) проведение игр и тренингов, направленных на предупреждение профессиональной деформации.

Задача третьего направления состоит в укреплении и восстановлении физического, психофизиологического потенциала сотрудников, поддержании их умственной и физической работоспособности на высоком уровне.

Восстановительно-реабилитационное (коррекционное) направление включает:

1) психологическое консультирование и психотерапия сотрудников, нуждающихся в коррекции состояний и поведения;

2) дебрифинг с сотрудниками, пребывавшими в экстремальных ситуациях, в т. ч. в ситуациях смертельного риска;

3) использование тренинговых и игровых психотехнологий для купирования профдеформационных проявлений;

4) активный отдых с частичным или полным изменением социального окружения, санаторно-курортное оздоровление;

5) скорая психологическая помощь сотрудникам в экстремальных ситуациях для профилактики суицидальных попыток;

6) рекомендация к применению восстано-вительно-стимулирующих препаратов в сочетании с оздоровительными процедурами;

7) систематическая работа с семьями, купирование внеслужебных конфликтов;

8) регулярные занятия физической культурой и спортом.

Наличие разнообразных факторов, вызывающих профессиональную деформацию личности специалиста и развитие проявлений профессиональной деформации, делают актуальными вопросы выявления и классификации этих факторов, учета их содержания при разработке мер профилактики профессиональной деформации в подразделениях органов внутренних дел.

Известно, что факторы профессиональной деформации связаны как с внешней средой деятельности, взаимодействием с объектом деятельности (правонарушителем) и другими гражданами, так и с внутрисистемным взаимодействием и общением, в ходе совместного выполнения служебных задач с другими работниками, контактов с руководителем. Для исследования этих факторов в рамках настоящей работы была разработана анкета по оценке влияния внешних и внутренних факторов на профессиональную деформацию сотрудников ОВД.

При анализе факторов внешней и внутренней среды, оказывающих наибольшее

влияние на процесс психологической деформации, выяснилось, что преобладающее влияние оказывают именно внутренние факторы. При этом общее превышение влияния факторов внутренней среды над факторами внешней среды составило 36 %.

Представляется, что наибольшее влияние на сотрудников оказывают такие факторы, как оказание давления (морального и материального) со стороны руководства. Этому способствует, с одной стороны, военизированный характер подчиненности сотрудников, а с другой стороны, система материального поощрения, которая позволяет руководству наказывать сотрудников за малейшую провинность. Отрицательно влияют на психику и «коллективные накачки», когда за проступки одних руководство «распекает» целую группу сотрудников. Большое негативное влияние на работу ОВД оказывает и сложившаяся система отчетности, когда от сотрудников требуют раскрытия преступления «по горячим следам» или закрытия (отказа от возбуждения) дел, снижающих показатели их работы.

Представляется, что компенсация негативного влияния стиля руководства является одним из важнейших направлений психокоррекционной работы [3]. Для профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, прежде всего, требуется проведение серьезных научных исследований с целью разработки комплекса предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений столь нежелательного и социально опасного явления.

В рамках настоящего исследования были разработаны и проверены на эффективность две психокорреционные процедуры - ролевая игра «Кто убийца?» и технология биологической обратной связи. Представляется, что примененные в настоящей работе методики психологической коррекции профессиональной деформации личности сотрудников, которые включали в себя (кроме описанной ролевой игры) и тренинги с использованием «биологической обратной связи» в сочетании с подобранными психогигиеническими упражнениями оказали достаточно хороший психотерапевтический эффект.

Особенность организации игры «Кто убийца?» состоит в том, что всем участникам

зачитывается легенда, по которой убит их богатый родственник и все они, в равной мере, являются его наследниками, но один из них еще и «убийца», которого необходимо «вычислить» за минимально возможное время. «Убийца» определяется посредствам

жребия из общего состава участников, но остальные участники (кроме мастеров) не знают, кто является «убийцей». Участники в своих ответах могут говорить правду, но могут и обманывать. Каждый участник за минимальное время должен допросить других участников игры на причастность к убийству. Психологическая цель игры заключается в погружении ее участников в обстановку, когда каждый является одновременно обвиняемым и обвинителем, что позволяет показать каждому участнику на его личном примере, что «обвинительный уклон» очень часто ошибочен. Кроме того, это способствует разрушению мнения участников игры о собственной «непогрешимости» и «категоричности» их суждений. От участников игры требуется сохранение объективности и хладнокровия в условиях морального прессинга со стороны «мастера игры».

Для исключения влияния взаимоотношений начальник - подчиненный обеспечивалась анонимность участия в игре. Сотрудникам, принимающим участие в игре, предлагалось надеть одинаковые маски.

Игра происходит в течение дня с небольшими перерывами на отдых и проведение психогимнастических упражнений. Она состоит из нескольких туров, на каждом из которых происходит поочередный «допрос» каждого из участников остальными, при этом мастер следит за корректностью вопросов, отклоняет повторяющиеся и постоянно торопит. После завершения первого тура, тайным голосованием определяется «убийца», причем голос самого «убийцы» не учитывается. Если «убийца» определен правильно, то мастер благодарит участников за проницательность и игра начинается с начала, но как правило этого не происходит. Если же «убийца» определен неправильно, то он покидает игру, а оставшиеся участники проводят второй тур, третий тур и т. д.

Технология «биологической обратной связи» использовалась для повышения психической стрессоустойчивости. Основу этой технологии составил БОС-тренинг А.В. Адам-

чука, суть которого заключается в следующем.

Характеристика психологической устойчивости личности является одной из важнейших характеристик человека и наиболее тесно связана с понятием тревожности. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Повышенная тревожность, несоразмерная с вызвавшим ее явлением или ситуацией, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Причем эти сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально напряженных ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются обычно медленнее. Острое эмоциональное напряжение может вызвать самые различные болезненные ощущения - и чрезмерную потливость, бледность, сердцебиение и сексуальные нарушения, тошноту и потерю аппетита или, наоборот, чувство неутолимого голода и жажды. При повторении подобных ситуаций с неадекватным реагированием на них временные функциональные нарушения постепенно переходят в стойкие органические заболевания, называемые психосоматическими.

В связи с этим очевидно, что нормализация избыточной тревожности, являющейся первым и облигатным признаком любого психоэмоционального стресса, является актуальной задачей в профилактике стресса и его последствий.

Вместе с тем, любой психический процесс, по И.П. Павлову, может быть представлен сочетанием низшей и высшей форм нервной деятельности. Низшая нервная деятельность проявляется в виде безусловных рефлексов. В процессе эволюции у высших животных и человека сформировался новый механизм приспособления - высшая нервная деятельность, обеспечивающая индивидуальное приспособление к изменяющимся условиям среды. В ее основе лежат явления условного рефлекса и внутреннего торможения. Это позволяет рассматривать эволюцию человека как процесс растущего освобождения от принуждающих инстинктов. Чем выше уровень

развития организма, тем более гибким является его поведение и тем меньшую роль играют инстинкты, подчиняясь нравственности и социальным нормам нравственности. Иными словами, чем больше жизненных функций подчиняется волевому контролю, тем шире и полнее сознание, тем выше занимаемая ступень лестницы эволюции.

Однако сформированный в процессе эволюции механизм реагирования на внешнее стрессогенное воздействие (выброс в кровь адреналина, повышение артериального давления, учащение сердцебиения и др.), который способствует подготовке организма к «борьбе или бегству», для современного человека в подавляющем большинстве случаев не просто бесполезен, но и вреден, приводя, в конце концов, к возникновению того или иного психосоматического или нервнопсихического заболевания.

Возможность преодоления автоматизма инстинктивного реагирования обеспечивается механизмом внутреннего торможения, создающим временной интервал между воздействием и реакцией организма и позволяющим более точно различить (дифференцировать) данный сигнал от похожего. В результате существенно уменьшается количество факторов, провоцирующих неоправданную подготовку организма к «борьбе или бегству» и связанную с ней психоэмоциональную напряженность. Механизм внутреннего торможения формируется в процессе индивидуально обучения, накопления жизненного опыта и составляет весьма существенный аспект личности, широко варьируя от субъекта к субъекту. Недостаточное его развитие проявляется в жизни функциональной незрелостью организации эмоциональной сферы, затрудняет социализацию индивидуума, определяя доминирование таких черт, как неуверенность, неуравновешенность, тревожность, конформность и агрессивная импульсивность.

Целенаправленное совершенствование механизмов внутреннего торможения является не только радикальным средством профилактики психосоматических заболеваний, но и биологической предпосылкой аналитического мышления.

На этом принципе основан «Способ регуляции эмоционального напряжения», разработанный Поповой Е.И. для лечения нев-

розов с тревожно-фобической симптоматикой. Основу способа составляет комбинированное использование трех фундаментальных принципов обучения - классического условного рефлекса, инструментального

рефлекса избегания и биологической обратной связи.

Весь курс состоит из нескольких (до 10-15) занятий, в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого, продолжительностью 25-30 минут каждое и делится на 4 этапа. В качестве сигнала обратной связи используется параметр модуль амплитуды кожно-гальванической реакции (КГР), являющийся достаточно надежным индикатором эмоционального напряжения и удобным при регистрации и обработке. Предъявление сигнала обратной связи осуществляется в зрительной и слуховой модальности в виде изменения качества демонстрации аудиовизуальной программы - чем больше амплитуда КГР, тем больше степень искажения изображения и звукового сопровождения. Для моделирования стрессогенного воздействия используется программно управляемый электростимулятор, формирующий токовые импульсы с заданной амплитудой, длительностью и периодом повторения.

На первом этапе осуществляется привыкание к двум качественно различным звуковым стимулам, например, высокого и низкого тона, длительностью 10 с, подаваемым в случайном порядке через случайные временные интервалы на фоне релаксирующей ау-дио-визуальной программы. Первые неожиданные для испытуемого предъявления звуковых стимулов сопровождаются ориентировочной реакцией и всплеском амплитуды КГР, которая по мере привыкания к повторяющимся стимулам закономерно уменьшается. Заканчивается первый этап при полном угашении ориентировочной реакции (т. е. снижении амплитуды КГР до исходного, фонового уровня) на оба звуковых стимула. Для этого обычно достаточно 10-20 предъявлений стимулов.

На втором этапе у обучаемого вырабатывается классический оборонительный условный рефлекс на один из звуковых стимулов. Для этого звук высокого тона подкрепляют нанесением умеренно болевого элек-трокожного раздражения (ЭКР) через электроды, укрепленные на запястье руки. Пара-

метры ЭКР подбирают перед началом этапа по субъективным ощущениям испытуемого так, чтобы они были достаточно неприятны и в то же время легко переносились. Подача звуковых стимулов обоих типов осуществляется автоматически в случайном порядке до тех пор, пока в ответ на условный звуковой стимул высокого тона не будет устойчиво появляться выраженный всплеск КГР (еще до нанесения ЭКР!), а в ответ на нейтральный звук низкого тона всплеск КГР будет практически отсутствовать. Целью второго этапа является выработка дифференцировоч-ного торможения, обеспечивающего адекватное реагирование на разнородные звуковые стимулы. Высокий тон, предупреждающий о нанесении ЭКР, провоцирует эмоциональное напряжение, тревожное ожидание болевого раздражения и тем самым приобретает свойства стрессогенного воздействия. Низкий тон, напротив, свидетельствует об отсутствии угрозы получения ЭКР и ассоциируется с состоянием покоя, безопасности. Таким образом, на втором этапе обучаемый приобретает способность различать признаки безопасные и признаки угрозы и безошибочно «включать» механизм активации вегетативной нервной системы. Объективным индикатором этой способности выступает указанный выше характер динамики вызванной КГР. В ходе этого этапа обучаемому также демонстрируется аудио-визуальная программа (слайд-шоу, видеоролик), но качество предъявления ее обратно пропорционально текущей амплитуде сигнала КГР - чем она больше, тем сильнее искажается изображение и звук.

К третьему этапу обучения переходят после того, как сам обучаемый придет к выводу, что ухудшение качества картинки и музыки, обусловленное всплеском КГР, соответствует нарастанию отрицательного эмоционального напряжения, а уменьшение или полное отсутствие искажений - его ослаблению. Обучаемому объясняют, что успешное сопротивление нарастанию эмоционального напряжения во время звучания стимула высокого тона, отображаемое объективно минимизацией искажений демонстрируемой программы (амплитуды КГР), позволяет избежать нанесения ЭКР. У обучаемого создается мотивация к подавлению субъективно переживаемого чувства напряжения,

возникающего при действии условного звукового стимула. Акустический сигнал обратной связи позволяет испытуемому «работать» с закрытыми глазами, что в ряде случаев облегчает сопротивление провоцируемому напряжению. Однако более значимым фактором на этом этапе является то, что выработка навыка инструментального подавления условного всплеска КГР осуществляется в условиях, когда исключен фактор неожиданности появления сигнала, провоцирующего состояние повышенной эмоциональной напряженности. Обучаемый получает пульт с двумя кнопками, с помощью которых он сам выбирает вид звукового стимула (опасный или безопасный) и момент его предъявления, учитывая субъективную оценку своей готовности к преодолению нарастания своего эмоционального напряжения и динамику сигнала КГР. Тренировка наедине с самим собой превращает обучаемого из зависимого от компьютера объекта, что является дополнительным источником нарастания эмоционального напряжения, чувства зависимости и неопределенности, в активного исследователя самого себя, познающего свои резервы саморегуляции. Таким образом, облегчается поиск и первоначальное формирование нового, более адекватного стереотипа реагирования на стрессогенный стимул и сокращается время обучения (в среднем на 30-40 %).

Убеждаясь в эффективности своих волевых усилий по подавлению эмоционального напряжения и в возможности избежать ЭКР, обучаемый повторными волевыми усилиями вырабатывает и закрепляет свой навык подавления этой негативной реакции при управляемом воздействии стрессогенного стимула. Как правило, этот этап является наиболее трудным и может потребовать до 10-12 занятий. Объективным показателем завершения третьего этапа обучения является 100 % избегание ЭКР на протяжении всей процедуры.

На четвертом этапе испытуемый осуществляет перенос выработанного навыка сопротивления нарастанию эмоционального напряжения в условия, когда тип звукового сигнала и момент его предъявления являются непредсказуемыми. При этом звуковые стимулы формируются компьютером по случайному закону или психологом с помощью пульта испытуемого.

Такое изменение условий тренировки приводит к временному растормаживанию реакции активации на провоцирующий звуковой стимул. Но теперь обучаемый значительно быстрее добивается угашения вызванной КГР, поскольку задача формирования нового стереотипа реагирования подменяется задачей переноса уже имеющегося стереотипа в несколько изменившиеся условия. При достижении 100 % избегания ЭКР в двух процедурах навык эмоционального самоконтроля считается выработанным и сохраняется на многие годы.

Испытуемыми выступили 39 сотрудников УВД в возрасте от 22 до 43 лет. В ходе проводимой психокоррекционной работы нами оценивались изменения эмпатии и доминирующей стратегии поведения.

Статистическая оценка достоверности изменения эмпатии производилась с помощью непараметрического критерия О при уровне значимости а = 0,05. Среднее значение эмпатии статистически значимо изменилось с 7,7 балла до 14,8 балла. При этом у всех сотрудников наблюдался существенный рост эмпатии. Особенно существенные изменения произошли у молодых сотрудников, имеющих небольшой стаж работы. Следовательно, проявления профессиональной деформации у них являются менее глубокими и устойчивыми, чем у сотрудников более старшего возраста и с большим стажем работы.

Результаты изменения доминирующей стратегии поведения оценивались по показателям агрессии, избегания и миролюбия. Они представлены ниже в табл. 1.

Таблица 1 Изменение доминирующей стратегии поведения у сотрудников УВД в ходе психокоррекционной работы

Показатель Доля испытуемых (в %) Достовер- ность сдвига

до коррекции досле коррекции

Агрессия 62,0 8,0 достоверен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Избегание 28,0 23,0 достоверен

Миролюбие 10,0 69,0 достоверен

Из результатов, представленных в табл. 1, видно, что агрессия в качестве доминирующей стратегии поведения была характерна для 62 % сотрудников, на втором месте была

стратегия избегания (у 28 %), а миролюбие было присуще только 10 % испытуемых. После проведения психологической коррекции уровень миролюбия вырос, т. к. миролюбие стали проявлять 69 % испытуемых, а агрессивность стала проявляться меньше. Доля испытуемых с доминированием данной стратегии поведения снизилась до 8 %. Доля испытуемых с доминирующей стратегией избегания также снизилась, но незначительно (с 28 до 23 %).

Полученные в нашем исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.

1. Наибольшее влияние на формирование профессиональной деформации личности оказывают внутренние факторы, что, вероятно, обусловлено необходимостью выполнения распоряжений руководства, зачастую приводящих к нарушению закона.

2. Непрерывный мониторинг психологического состояния сотрудников ОВД позволяет своевременно выявлять и корректировать состояние профессиональной деформации в ранней стадии, не допуская необратимого изменения личности.

3. Примененная в нашей работе технология комбинированного психокоррекционного воздействия является эффективным средством преодоления симптомов профессиональной деформации сотрудников ОВД.

4. Психологическая коррекция профессиональной деформации личности сотрудников ОВД значительно повышает уровень эмпатии и снижает уровень агрессивности.

5. БОС-тренинг психической стрессо-устойчивости в работе с сотрудниками системы МВД России может быть использован для психологического обеспечения учебной деятельности; деятельности в экстремальных и чрезвычайных условиях; реабилитации сотрудников после действий в чрезвычайных и экстремальных условиях; профилактике девиантного поведения и профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел.

6. Применение ролевых игр, в которых сотрудник ОВД выступает также в качестве преступника, психологически изменяет его внутреннюю позицию, что ведет к снижению у него агрессивности и повышению эмпатии.

1. Буданов А.В. Работа с сотрудниками ОВД по профилактике профессиональной деформации. М., 1992.

2. Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы // Учебно-научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России. М., 1995.

3. Борисова С.Е. Неадекватный стиль руководства как фактор развития профессиональной деформации сотрудников ОВД // Пути реализации концепции кадровой политики МВД России. Труды Академии управления. М., 2000.

Поступила в редакцию 5.09.2008 г.

Kuznetsova I.V., Tenyushev B.I. Psychological correction of professional deformation of employees of law enforcement bodies by means of business game and technology of biological feedback. The paper is devoted to studying and psychological correction of professional deformation of employees of the Department of Internal Affairs during their professional work. The factors leading to professional deformation are considered, and also results of use of role games and a technology of a biological feedback in their psychological correction are given.

Key words: professional deformation, factors of professional deformation, psychocorrection and precaution of professional deformation, role game, stability to stress, biological feedback.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ1

И.С. Муратова

Рассматриваются основные направления психолого-педагогической деятельности и психологические условия развития позитивной мотивации у дошкольников к предстоящему обучению в школе. Делается попытка оценить процесс развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению посредством целенаправленного психолого-педагогического воздействия на взаимодействие ребенка и взрослого.

Ключевые слова: развитие позитивной мотивации, игровая деятельность, взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса.

В последние десятилетия в нашей стране наметилась тенденция интенсификации дошкольного обучения. Распад детской субкультуры, обеднение сюжетно-ролевой игры, личностная незрелость приводят к тому, что будущие первоклассники переносят дошкольные формы деятельности на учение, что способствует школьной дезадаптации, развитию дедаскологении, потере интереса к учебе и нежеланию идти в школу. Указанный факт мешает формированию гармонично развитой личности дошкольника и соответственно развитию позитивной мотивации к предстоящему обучению. В соответствии с данной проблемой в рамках реализации национального проекта «Образование» нами составлена программа развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению.

1 Тема поддержана в рамках Национального проекта «Образование» среди образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в 2007-2008 гг.

Под понятием «развитие позитивной мотивации» понимается закономерное изменение действий побуждений, ведущее к появлению положительного отношения к предстоящему обучению и продолжительному выполнению учебных обязанностей. Процесс развития позитивной мотивации можно считать эффективным, если за время пребывания в дошкольном образовательном учреждении ребенок овладевает основными ее компонентами: понимает, что и зачем делает; осознает, каким образом необходимо действовать, чтобы достичь цели; испытывает устойчивый познавательный интерес к выполняемой деятельности. Развитие данных качеств требует определенных условий. Эти психологические условия нами рассматриваются как методологические принципы для формирования позитивной мотивации к предстоящему обучению и развития ребенка как субъекта учебной деятельности. Рассмотрим их:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.