DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.061
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Научная статья
Султанова А.Н.1, Станкевич А.С.2' *, Сычева Т.Ю.3, Иванова М.К.4, Луговенко В.А.5, Савинкова Н.А.6
1, 3, 4, 6 Новосибирский государственный медицинский университет, Новосибирск, Россия;
2 Успенский Психоневрологический Интернат, Новосибирск, Россия;
5 Медицинский центр «Синеглазка», Новосибирск, Россия;
1 3 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», Новосибирск, Россия
* Корреспондирующий автор (stankevichann97[at]mail.ru)
Аннотация
В статье приведены результаты исследования психологической коррекции эмоционального состояния подростков с неврологическими заболеваниями. В исследовании анализируется уровень тревоги и депрессии у подростков, а также уровень алекситимии. В ходе данного исследования были обследованы 36 подростков (от 12 до 18 лет). В качестве методик исследования использована Госпитальная шкала тревоги и депрессии и Торонтская шкала алекситимии. Для статистической обработки данных были использованы коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни, предназначенные для работы с непараметрическими данными. Разработана и апробирована программа психологической коррекции, включающая упражнения, направленные на снижение эмоционального напряжения, уменьшение уровня тревоги и депрессии, а также работу с ресурсными состояниями. Показана положительная динамика эмоционального состояния обследуемых, что подтверждает эффективность предложенной программы психокоррекции.
Ключевые слова: алекситимия, подростковый возраст, психологическая коррекция, тревога, уровень выраженности депрессии.
PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF THE EMOTIONAL STATE OF ADOLESCENTS
WITH NEUROLOGICAL DISEASES
Research article
Sultanova A.N.1, Stankevich A.S.2' *, Sycheva T.Yu.3, Ivanova M.K.4, Lugovenko V.A.5, Savinkova N.A.6
u 3 4 6 Novosibirsk State Medical University, Novosibirsk, Russia;
2 Uspensky Psychoneurological Boarding School, Novosibirsk, Russia;
5 Sineglazka Medical Center, Novosibirsk, Russia;
1 3 Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", Novosibirsk, Russia
* Corresponding author (stankevichann97[at]mail.ru)
Аnnotation
The article presents the results of a study of the psychological correction of the emotional state of adolescents with neurological diseases. The study analyzes the level of anxiety and depression in adolescents, as well as the level of alexithymia. In the course of this study, 36 adolescents (from 12 to 18 years old) were examined. The Hospital Anxiety and Depression Scale and the Toronto Alexithymia Scale were used as research methods. For statistical processing of the data, the Spearman rank correlation coefficient and the Mann-Whitney U-test were used, designed to work with nonparametric data. A program of psychological correction has been developed and tested, including exercises aimed at reducing emotional stress, reducing the level of anxiety and depression, as well as working with resource states. The positive dynamics of the emotional state of the subjects is shown, which confirms the effectiveness of the proposed psychocorrection program.
Keywords: alexithymia, adolescence, psychological correction, anxiety, the severity of depression.
Актуальность
Исследование эмоционального состояния в подростковом возрасте в настоящее время актуально для психологической науки. Эмоциональное состояние человека оказывает значительное влияние на его поведение, деятельность в различных сферах, взаимодействие с окружающими его людьми и качество жизни в целом [1, C. 21-28.]. Влияние эмоционального состояния человека на все сферы его жизнедеятельности неоспоримо. Одной из важных задач в работе с пациентами является диагностика их эмоционального состояния [2, С. 288]. Понимание его особенностей может помочь улучшить не только процесс лечения, но и качество жизни пациента в целом. Проведение психокоррекционной работы с подростками может способствовать нормализации их эмоционального состояния, а значит и улучшению качества жизни.
Особое внимание уделяется проблеме тревожности в подростковом возрасте. Для подростков характерен наибольший риск развития симптомов и синдромов тревоги, которые могут варьироваться от преходящих лёгких симптомов до полномасштабных тревожных расстройств [3, С. 100]. Этому периоду свойственны различные кризисные ситуации, связанные с множеством возрастных изменений в личности индивида, с переходом к следующему возрастному этапу [4, С. 169]. Изучая возрастную динамику тревоги и тревожности, А.М. Прихожан отмечала, что в подростковом возрасте достаточно часто может наблюдаться культивируемая тревожность, направленная на достижение определённых целей, какой-либо выгоды и субъективно воспринимаемая как важное личностное качество [5, С. 160].
Цель исследования: изучение особенностей эмоционального состояния подростков с неврологическими заболеваниями.
Методы и выборка исследования
В ходе данного исследования были обследованы 36 подростков (от 12 до 18 лет), разделённых на две группы. Контрольная группа включала в себя учащихся 9-11 классов в составе 18 человек средней общеобразовательной школы. В экспериментальную группу вошли 18 подростков, находящиеся на стационарном лечении в Городской детской клинической больнице скорой медицинской помощи с различными неврологическими нарушениями: черепно-мозговые травмы, синдром вегетативной дистонии, эпилепсия, опухоли головного мозга, мигрени и головные боли. В качестве методов исследования использовалась госпитальная шкала тревоги и депрессии [6, С.741-746], которая предназначена для выявления и оценки и степени тяжести тревоги и депрессии и Торонтская алекситимическая шкала (ТЛ8-26) для оценки алекситимии.
Результаты и их обсуждение
По результатам исследования при помощи Госпитальной шкалы тревоги и депрессии у большинства подростков с неврологическими нарушениями выявлен нормальный (44,5% выборки) и субклинический уровень тревоги (38,8%), клинически выраженная тревога выявлена у 16,7 % испытуемых. Депрессия у 72,2 % испытуемых экспериментальной группы не выявлена, у 22,2% выборки - на субклиническом уровне, у 5,6% клинически выраженная депрессия. В контрольной группе также преобладает нормальный уровень тревоги (83,3% испытуемых), субклинически и клинически выраженная тревога в свою очередь выявлена у 5,6 % и 11,1% испытуемых соответственно. Депрессия выражена клинически только у 5,6 % контрольной группы, у оставшихся 94,4% она отсутствует.
Исследование выявило различия в степени выраженности депрессивных нарушений у здоровых подростков и подростков с неврологическими заболеваниями. В то же время, не выявлено значимых различий по уровню тревоги (таблица 1).
Таблица 1 - Различия по уровню депрессии и тревоги в сравниваемых группах
Используемая методика Экспериментальная группа Контрольная группа Р- уровень
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
HADS (шкала депрессии) 5,56 2,71 3,72 2,76 0,03
HADS (шкала тревоги) 7,39 3,82 5,50 2,77 0,07
Шкала депрессии Бека 9,11 7,55 5,78 7,73 0,05
Можно сказать, что в группе подростков с неврологическими заболеваниями был выявлен более высокий уровень депрессии. Это может объясняться высокой коморбидностью данной группы заболеваний с депрессивными расстройствами. Такая картина нарушений связана в первую очередь со снижением уровня психологического благополучия при ухудшении соматического состояния. На эмоциональное состояние подростков влияет как само наличие заболевания, так и переживания, связанные с тяжелой симптоматикой, беспокойство по поводу исхода болезни, тревога родителей в отношении состояния ребенка, и, наконец, сама ситуация нахождения в больнице.
Исследование уровня алекситимии в группе подростков с неврологическими нарушениями показало высокий уровень алекситимии у 22,3% выборки, тенденцию к возникновению алекситимии у большей части испытуемых (50%) и отсутствие алекситимии у оставшихся 27,7%.
В контрольной группе выраженная алекситимия выявлена у 22,2% выборки, тенденция к алекситимии у 33,3% и отсутствие алекситимии у 44,5% испытуемых.
В ходе исследования, несмотря на разную выраженность алекситимии в исследуемых группах, не было выявлено статистически значимых различий по этому показателю (таблица 2).
Таблица 2 - Различия по уровню алекситимии в сравниваемых группах
Используемая методика Экспериментальная группа Контрольная группа Р- уровень
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Торонтская алекситимическая шкала (TAS-26) 67 9,02 61 14,9 0,22
В связи с этим можно сделать вывод о том, что, несмотря на более частое проявление в экспериментальной группе тенденции к развитию алекситимии, высокий уровень ее выраженности не обусловлен наличием неврологических заболеваний. Можно говорить о том, что в данной группе обследуемых соматические нарушения не являются основной причиной алекситимии и лишь в редких случаях могут привести к ее развитию.
Таким образом, для подростков с неврологическими нарушениями более характерно наличие тенденции к возникновению алекситимии, чем для контрольной группы, в то же время выраженная алекситимия представлена в обеих группах в равной степени.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что, несмотря на более частое проявление в экспериментальной группе тенденции к развитию алекситимии, высокий уровень ее выраженности не обусловлен наличием неврологических заболеваний [7, С. 55]. Можно говорить о том, что в данной группе обследуемых соматические нарушения не являются основной причиной алекситимии и лишь в редких случаях могут привести к ее развитию [8, С. 43].
При помощи корреляционного анализа данных по группе подростков с неврологическими заболеваниями была выявлена высокая прямая связь между такими характеристиками, как степень выраженности алекситимии и уровень тревоги (г= 0,56; p< 0,05).
Такая взаимосвязь может объясняться тем, что трудности распознавания собственных чувств, приписывания ощущений различным эмоциональным состояниям часто приводят к нарастанию тревоги [9, С 21-28]. Так, неправильное восприятие телесных ощущений и невозможность их дифференцировки с эмоциональными проявлениями является одним из факторов, существенно повышающих уровень тревоги [10, С. 390].
Данная программа психологической коррекции направлена на работу с людьми с нарушениями аффективной сферы, а именно с повышенным уровнем тревоги и депрессии. Целью программы психологической коррекции является нормализация эмоционального состояния. Задачи программы:
1. Снижение уровня тревоги и депрессии;
2. Снятие эмоционального напряжения;
3. Поиск и насыщение ресурсов.
Представленная программа психологической коррекции включает следующие упражнения:
1) Упражнение «Моё настроение»
Цель данного упражнения - уменьшение эмоционального напряжения и тревожно-депрессивной симптоматики посредством проработки накопленных эмоций. Осуществляется за счёт выражения подавленных чувств и эмоций в визуальной форме, через взаимодействие с разнообразным художественными материалами. Терапевтический эффект в данном случае имеет импульсивное закрашивание листа бумаги, позволяющее выразить чувства и эмоции невербально.
Ребёнку предлагается нарисовать на бумаге что-то, что отражало бы его настроение, без конкретных образов, используя только цвета и формы. Он может нарисовать актуальное настроение или настроение в какой-либо конкретной ситуации. При работе пациенту даются на выбор разные художественные материалы.
2) Упражнение «Болезнь и здоровье».
Целью данного упражнения также является уменьшение тревожно-депрессивной симптоматики, снятие эмоционального напряжения. Такой эффект достигается за счёт выражения эмоций на бумаге в виде рисунка, а также через изменение негативных деталей рисунка на более приятные для ребёнка.
Пациенту предлагается нарисовать образ его болезни и здоровья. Рисунки обсуждаются, сравниваются. При необходимости ребёнок может исправлять рисунки, вносить в них изменения. Так, если рисунок здоровья почти не отличается от болезни, его можно улучшить
3) Символдраматический мотив «Луг»
Работа с мотивом луга ориентирована на актуальное состояние пациента, его настроение. Целью данного упражнения является снижение эмоционального напряжения и работа с ресурсными состояниями. Проведение упражнения начинается с релаксации, затем пациент подробно представляет образ луга и описывает его, отвечая на вопросы терапевта. Поощряется взаимодействие пациента с образом. Когда этот этап заканчивается, терапевт возвращает пациента в реальность, затем предлагает ему зарисовать представленный образ.
Снижение эмоционального напряжения и уменьшение уровня тревоги осуществляются во время релаксационного этапа упражнения путём аутотренинга, через снижение мышечного тонуса и регуляцию дыхания. За счёт уменьшения телесного напряжения уменьшается и эмоциональное. Уменьшение тревоги и нормализация эмоционального состояния достигается как на этапе рисования образа путём выплеска эмоций на бумагу, так и непосредственно во время представления за счёт взаимодействия с приятными пациенту объектами внутри образа, а также через трансформацию тех частей образа, которые вызывают дискомфорт и негативные эмоции. Работа на ресурс осуществляется на этапе представления образа при взаимодействии с ним, посредством насыщения актуальных потребностей.
После проведения психокоррекционной работы с подростками, имеющими неврологические заболевания, была проведена повторная диагностика, позволяющая оценить эффективность программы психологической коррекции.
По результатам исследования при помощи Госпитальной шкалы тревоги и депрессии у 66,7% обследуемых выявлена тревога на уровне нормы, у оставшихся 33,3% - субклиническая тревога. Уровень депрессии также не превышает нормального у 66,7%, в то время как у 33,3% выявлена клинически выраженная депрессия.
Таблица 3 - Изменение уровня тревоги и депрессии в ходе психологической коррекции
Показатели До коррекции После коррекции
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Тревога (по HADS) 10 1,73 7 1
Депрессия (по HADS) 9 4 7 3
Депрессия (по шкале Бека) 12 5,57 11 4,58
Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что в результате психокоррекционной работы удалось добиться снижения уровня тревоги с субклинического и клинического до нормального, а также незначительного снижения уровня депрессии. Такой эффект мог быть достигнут за счёт снижения эмоционального напряжения посредством переноса подавленных чувств на бумагу во время рисования, а также через телесное и эмоциональное расслабление в ходе релаксационного этапа кататимно-имагинативной терапии.
По результатам проведения повторного психодиагностического обследования основной группы можно говорить об улучшении эмоционального состояния после психокоррекционной работы. Так, первичная диагностика при помощи Госпитальной шкалы тревоги и депрессии показала преобладание у пациентов субклинического и клинического уровня тревоги, и депрессии, который впоследствии был снижен.
Проведение повторной диагностики алекситимии при помощи Торонтской алекситимической шкалы показало отсутствие алекситимии у 66,7% выборки и наличие тенденции к развитию алекситимии у 33,3% обследуемых.
Таблица 4 - изменение степени выраженности алекситимии в ходе психологической коррекции
Показатели До кор рекции После коррекции
Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение
Алекситимия 64,33 5,77 62,33 4,93
Согласно представленным результатам, в ходе коррекции произошло незначительное снижение уровня алекситимии. Можно сделать вывод о том, что предложенная программа психологической коррекции позволяет в некоторой степени снизить эмоциональное напряжение путём выражения чувств в образной форме, однако не оказывает значительного влияния на способности к пониманию и выражению эмоций.
Для достоверной оценки уровня сдвигов до и после проведенной коррекции был использован критерий Вилкоксона, однако значимых результатов получено не было, очевидно, что данный вопрос требует дополнительного проведения исследования на более широкой выборке для ещё большей проверки эффективности выбранной коррекционной программы.
Заключение
Подводя итоги, важно отметить, что изучение эмоционального состояния подростков в настоящее время остаётся актуальным. Остаются неизученными многие аспекты эмоционального состояния и его взаимосвязи с различными сторонами жизни подростка.
Данные, полученные в ходе проведения исследования, позволяют делать выводы о вероятном ухудшении эмоционального состояния подростков при наличии у них различных неврологических заболеваний. Помимо этого, важно также проведение психокоррекционной работы с подростками в больнице. Результаты психокоррекционной работы, проведённой при помощи разработанной в ходе данного исследования программы психологической коррекции, позволяют делать выводы об эффективности подобных методик в работе по улучшению эмоционального состояния подростков с неврологическими заболеваниями.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Kojima M. Alexithymia as a prognostic risk factor for health problems: a brief review of epidemiological studies / M. Kojima // Biopsychosoc Med. - 2012. -№6. - P. 21-28.
2. Ковалева Г. В. Психология хандры или выход есть / Г. В. Ковалева. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 2004. - 288 с.
3. Марцинковская Т.Д. Социализация детей и подростков / Т.Д. Марцинковская. - М.: МИГУ. - 2009. - 100 с.
4. Боев И. В. Символдрама: коррекция личностных и поведенческих нарушений: монография / И. В. Боев, Я. Л. Обухов. - Ставрополь: Сервисшкола. - 2009. - 169 с.
5. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселёва. - СПб.: Речь. - 2006. - 160 с.
6. Yancey J.R. Chronic Fatigue Syndrome: Diagnosis and Treatment / J.R. Yancey, S.M. Thomas // Am. Fam. Physician.
- 2012. - № 86(8). - P.741-746.
7. Дюкова Г.М. Астенический синдром: проблемы диагностики и терапии. Эффективная фармакотерапия / Г.М. Дюкова // Неврология и психиатрия. - 2012. - №1. - 55c.
8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер. - 2009. - 43 с.
9. Kojima M. Alexithymia as a prognostic risk factor for health problems: a brief review of epidemiological studies / M. Kojima // Biopsychosoc Med. - 2012. -№6. - P. 21-28.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. - 2018. - 390 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Kojima M. Alexithymia as a prognostic risk factor for health problems: a brief review of epidemiological studies / M. Kojima // Biopsychosoc Med. - 2012. -№6. - P. 21-28.
2. Kovaleva G.V. Psikhologiya khandry ili vykhod yest [Psychology of blues or there is a way out] / G.V. Kovaleva. - M .: AST-PRESS BOOK. - 2004. - 288 p. [in Russian]
3. Martsinkovskaya T.D. Sotsializatsiya detey i podrostkov [Socialization of children and adolescents] / T.D. Martsinkovskaya // M.: MPGU [Moscow: Moscow State Pedagogical University]. - 2009. - 100 p. [in Russian]
4. Boev I.V. Simvoldrama: korrekcija lichnostnyh i povedencheskih narushenij [Symboldrama: correction of personal and behavioral disorders: monograph] / I.V. Boev, Ya. L. Obukhov. - Stavropol': Servisshkola [Stavropol: Service School]. - 2009.
- 169 p. [in Russian]
5. Kiseleva M.V. Art-terapiya v rabote s det'mi: Rukovodstvo dlya detskikh psikhologov, pedagogov, vrachey i spetsialistov, rabotayushchikh s det'mi [Art therapy in working with children: A guide for child psychologists, teachers, doctors and specialists working with children] / M.V. Kiseleva. - SPb: Speech. - 2006. - 160 p. [in Russian]
6. Yancey J.R. Chronic Fatigue Syndrome: Diagnosis and Treatment / J.R. Yancey, S.M. Thomas // Am. Fam. Physician. -2012. - № 86(8) - P.741-746.
7. Dyukova G.M. Astenicheskiy sindrom: problemy diagnostiki i terapii. Effektivnaya farmakoterapiya [Asthenic syndrome: problems of diagnosis and therapy. Effective pharmacotherapy] / G.M. Dyukova // Nevrologiya i psikhiatriya [Neurology and psychiatry]. - 2012. - № 1. - 55 p. [in Russian]
8. Vodopyanova N.Ye. Psikhodiagnostika stressa [Psychodiagnostics of stress] / N.E. Vodopyanova. - SPb .: Peter. - 2009. - 43 p. [in Russian]
9. Kojima M. Alexithymia as a prognostic risk factor for health problems: a brief review of epidemiological studies / M. Kojima // Biopsychosoc Med. - 2012. -№6. - P. 21-28.
10. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology] / I.A. Zimnyaya. - M . - 2018. - 390 p. [in Russian]