Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ВЕРШИНА" И ЕЁ РОЛЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ВЕРШИНА" И ЕЁ РОЛЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
178
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / КРИМИНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ИГРОТЕРАПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бурундукова Виолетта Александровна, Кузнецова Екатерина Сергеевна, Чижевская Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА "ВЕРШИНА" И ЕЁ РОЛЬ В ПРОФИЛАКТИКЕ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ»

Психологическая игра «Вершина» и её роль в профилактике криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

Бурундукова Виолетта Александровна - начальник межрегионального отдела психологической работы ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Красноярск

Кузнецова Екатерина Сергеевна - заместитель начальника межрегионального отдела ГУФСИН России по Красноярскому краю, г. Красноярск

Чижевская Ольга Сергеевна - руководитель Учебно-методического центра по противодействию терроризму Координационного центра СФУ, г. Красноярск

На сегодняшний день проблема вовлечения в криминальную субкультуру несовершеннолетних оказалась одной из первоочередных в современном обществе, так как в России каждый год фиксируются общественно опасные деяния, обладающие признаками конкретных составов преступлений, совершаемые подростками. Эта категория несовершеннолетних также является группой повышенного риска общественно опасного поведения в более зрелом возрасте. Несмотря на предпринимаемые предупредительные меры, допускаются факты популяризации криминальной субкультуры среди несовершеннолетних, а также вовлечение ее отдельных членов в преступную деятельность через Интернет посредством информационных ресурсов, имеющих большой охват аудитории и позволяющих с использованием минимальных временных и финансовых вложений получать максимальный разрушительный эффект. В 2016 году в докладе специальной комиссии Совета по правам человека при Президенте РФ распространение криминальной

субкультуры среди молодежи было названо угрозой национальной безопасности.

Воздействие на сознание современной молодёжи с применением новых методик визуального и аудио-представления информации, помноженное на возможности социальных сетей, приводит к многократному увеличению негативного воздействия на подрастающее поколение.

Учитывая пересечение значительной части аудиторий групп криминальной направленности, а также фанатских и протестных групп (сходные принципы и идеи по неповиновению сотрудникам правоохранительных органов присущи футбольным и околофутбольным фанатам, что позволяет вовлекать их в протестные группы; представители гопников и наркотической субкультуры также попадают в ряды участников криминальной субкультуры), можно сделать вывод о целенаправленной работе с агрессивно настроенной молодежью (потенциально агрессивной)

по вовлечению их в организацию массовых беспорядков, силовых акций и т. д. с применением базисных постулатов А.У.Е.** - идеологии, рассматривающей неподчинение официальной власти и противоборство с сотрудниками правоохранительных органов как основу существования криминального мира, единства арестантов.

Факторы вовлеченности в криминальное поведение несовершеннолетних и их индивидуально-психологические особенности изучались А. Е. Личко, Е. Г. Дозорцевой, С. Н. Ениколоповым, М. А. Алемаксиным, С. А. Беличевой, И. А. Невским, Л. М. Семенюк, И. А. Фурмановым, О. В. Липуновой, А. В. Вилковой, Т. Н. Собчик, С. В. Кулаковой, К. А. Тарасовым и др. Специфическими факторами криминализации личности подростков исследователями определены: аномалии психики, особенности социальной и, в частности, микро-социальной среды и индивидуально-психологические особенности.

Основания, которые лежат в базисе механизма принятия решения подростком о выборе варианта преступного поведения, не меняются на протяжении уже многих лет: неблагополучие в родительской семье, неудовлетворённость позитивной досуговой сферой, социальное одиночество, социальная стигматизация и т. д.

Криминальная субкультура с учётом возрастных особенностей несовершеннолетних привлекательна по следующим причинам:

1) наличие возможностей для самоутверждения и компенсации

неудачного жизненного опыта (например, при сложных взаимоотношениях с родителями и ровесниками);

2) рискованность криминального образа жизни, наличие экстремальных ситуаций;

3) отсутствие моральных ограничений;

4) ощущение собственной значимости за счет причисления себя

к закрытому круг лиц (тайна, интрига);

5) компенсация состояния возрастного одиночества, переживаемого несовершеннолетним;

6) возможность реализоваться

в социуме, противопоставляя себя «несправедливому обществу».

С целью выявления ведущих факторов, способствующих вовлеченности в криминальную субкультуру и формированию устойчивого криминального поведения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, межрегиональный отдел психологической работы ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее - МОПР) провел анализ данных, представленных территориальными органами (далее - ТО) ФСИН России.

В рамках анализа представлена информация на 11 905 несовершеннолетних, из них: состоящих на учете в УИИ - 8 750, содержащихся в Следственных изоляторах (далее - СИЗО) - 2 195, отбывающих наказания в воспитательных колониях (далее - ВК) - 960.

Методы исследования: опросник криминальной зараженности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных, разработанный

** АУЕ - экстремистская организация, запрещенная на территории России.

МОПР ГУФСИН России по Свердловской области (далее - ОКЗН) (приложение), анализ статистических данных.

Проведя сравнительный анализ показателей уровня осведомленности и вовлеченности в криминальную субкультуру несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК и содержащихся в СИЗО, а также состоящих на учете в УИИ ТО ФСИН России по методике ОКЗН, можно сделать вывод: высокий уровень вовлечения в криминальную субкультуру происходит еще с «улицы», до поступления подростков в пенитенциарную систему.

Анализ результатов по шкалам (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, общий уровень) методики ОКЗН (опросник криминальной зараженности несовершеннолетних) вышеуказанных групп несовершеннолетних показал следующие результаты:

значительных различий в эмоциональном отношении к криминальной субкультуре у подростков, находящихся в конфликте с законом, не выявлено; не выявлено значительных различий и в поведенческом компоненте криминальной зараженности несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, что может указывать на то, что такое поведение формируется у подростков еще до пенитенциарной системы. Наоборот, после проводимой комплексной целенаправленной работы в ВК заинтересованными отделами и службами с привлечением государственных, общественных и иных организаций, определенная часть несовершеннолетних отказывается поддерживать криминальную субкультуру. Психологами коррекция криминальной

зараженности осуществляется в индивидуальной и групповой формах работы. Преимущественно групповая работа проводится методом психологического тренинга посредством формирования у подростков общечеловеческих ценностей, адаптивной Я-концепции, адаптивных форм поведения, обучения навыкам рефлексии, формирования нервно-психической устойчивости личности, повышения осмысленности жизни и развития критического отношения к криминальной субкультуре, снижения потребности в идентификации с отдельной микрогруппой (субкультурой), снижения уровня выраженности делинквентных тенденций.

В целом факторы вовлеченности несовершеннолетних можно объединить в пять групп:

1. Индивидуальные особенности (неадекватная самооценка, склонность к тревожным расстройствам

и удовлетворению сиюминутных потребностей, нестабильность эмоционального фона, агрессивность, высокая восприимчивость и впечатлительность, некритичность восприятия, эмансипация, наличие убеждений, оправдывающих асоциальное поведение и насилие, наличие опыта переживания травматических событий, склонность к отклоняющемуся поведению в более раннем возрасте, повышенная внушаемость, несамостоятельность, зависимость от микро-группы, потребность в группировании, неспособность подростка постоять за себя, двуличность, нечестность, некритичность восприятия, склонность к риску, категоричность, инфантилизм, дефекты познавательных процессов).

2. Семейные факторы (отсутствие контроля со стороны родителей,

неконструктивный стиль родительского воспитания (враждебность со стороны родителей; подростки сталкивались с невыносимой домашней обстановкой, физическим или эмоциональным насилием, совершаемым над ними), неблагополучные семьи, в том числе неполные, склонность членов семьи к девиантному поведению, социально-экономический статус семьи (тяжелое материальное положение).

3. Особенности школы (невовлеченность в школьную жизнь, отсутствие академических успехов, небезопасная школьная среда).

4. Круг общения (негативное влияние сверстников, культивирующих криминальную субкультуру, предпочтение альтернативного способа социализации «через улицу», где моделями поведения выступают лица, связанные

с криминальным сообществом, упрощение достижения успеха в такой группе. Как правило, это подростки, находящиеся на периферии школьного коллектива с ограничением социальных контактов, часто транслирующие конфликтное поведение).

5. Особенности сообщества и территории проживания (существенными являются различные показатели криминогенности среды, фиксируются значительные

в количественном выражении различия в уровне преступности между отдельными регионами (республиками, краями, областями).

Иными словами, именно накопление

различных факторов риска — негативного

опыта и отсутствия ресурсов

для развития, как в семье,

таки в школе, обрекает подростка

на поиск значимых других «на улице».

Чем больше факторов риска являются актуальными для того или иного подростка, тем более вероятным становится его приобщение к криминальной субкультуре.

Таким образом, анализ статистических данных по несовершеннолетним, состоящим на учете в УИИ, содержащимся в СИЗО и отбывающим наказание в ВК, показал, что ведущими факторами их криминализации являются (см. рисунок 1):

Круг общения сверстников - 41% Семейные факторы - 33% Индивидуальные особенности - 18% Особенности проживания - 4% Особенности школы - 4%

Учитывая результаты проведённого исследования, была разработана психологическая игра, которая является приемлемой формой психологической помощи, методом активного социально-психологического обучения, целью которой является коррекция криминальных поведенческих установок и формирование позитивных жизненных стратегий, развитие практических навыков социального взаимодействия, профилактика рецидива преступлений несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Современные исследования показывают, что игровые технологии в работе с подростками достаточно результативны при правильно подобранных игровых технологиях. Создание игровой оболочки позволяет повысить познавательную активность, улучшить мотивацию.

Игротерапия - это психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса с помощью

Факторы, способствующие вовлечению в криминальную субкультуру

■ индивидуальные особенности

■ семейные факторы особенности школа

■ круг общения сверстников

особенности сообщества и территории проживания

Рис. 1 - Факторы, способствующие вовлечению несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в криминальную субкультуру.

разнообразных выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов как у взрослых, так и у детей.

Проблемы использования игр изучали известные педагоги-практики, новаторы -

A. Макаренко, В. Сухомлинский,

B. Яковлев, Е. А. Аркин, а также психологи - К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский,

К. Гросс, А. В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже,

C. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин и др.

Традиционно игра изучается с точки зрения двух основных подходов: диагностического, характерного для исследователей психоаналитического направления и прожективной психологии (отрасль психологической науки, занимающаяся разработкой специальных

методов изучения и диагностики личности) (А. Аммонс, П. Бланшард, Э. Эриксон, П. Хагмен, А. Кадис и др.), и коррекционного, представленного в игровой терапии (Н. Миллер, А. Фрейд, М. Кляйн, Д. Смит и др.).

К числу важных психолого-педагогических проблем, существующих на сегодняшний день, можно смело отнести поиск новых технологий, новых возможностей, которые смогли бы обеспечить хорошую социализацию подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации, ведь, несмотря на нормативно-правовую базу, трудности с социализацией данной категории подростков всё же остаются.

Применение психологических игр позволяет более эффективно

организовать процесс, направленный на развитие личности. Значимость игры заключается в самом процессе. Игра является хорошо известным и широко используемым средством терапии для детей и взрослых. Действительно, нередко в игре человек кардинально меняется - перестает бояться, становится решительным, справляется с собственными проблемами и т. п.

Дидактическая игра интересна тем, что создает условия социализации личности подростка и формирует у него необходимый набор таких социальных компетенций, как социальное моделирование поведения, расширение коммуникативных умений, выработка внутреннего контроля своего поведения, проявления творчества, индивидуальности. Согласно нашей стратегии, главным субъектом игровой деятельности является несовершеннолетний, который как личность максимально должен реализовать свой потенциал для освоения социального опыта, необходимого в решении разных жизненных ситуаций, в том числе которые оказались сложными для него или проблемными. Через разрешение и обыгрывание определенной ситуации из разных сфер, влияющих на формирование установок и поведение, несовершеннолетний может сам или с помощью психолога (наставника) найти пути решения проблем, выхода из тупиковых и некомфортных для себя ситуаций, получить позитивный отзыв о своих действиях и варианты альтернативных решений, приобрести опыт социальных компетенций, важных для формирования позитивных жизненных стратегий, развития практических навыков социального взаимодействия.

Психологическая игра «Вершина», направленная на коррекцию

криминальной зараженности несовершеннолетних, уникальна тем, что разработана на основе исследования уровня криминальной заряженности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в пенитенциарных учреждениях по всей России.

Игра проходит в форме экспедиции, где подростки выступают в роли альпинистов, которые покоряют вершину. Каждый игрок выбирает свою фишку, с помощью которой он будет покорять гору. Путь состоит из 5 этапов, которые подразумевают основные проблемные сферы в жизни несовершеннолетних: «школа», «общение», «семья», «способности», «помощь». Очередность прохождения маршрутов участники выбирают сами, договариваясь между собой и раскладывая карточки с тематикой уровней по номерам маршрутов на игровом поле (см. рисунок 2). Для полного завершения игры надо пройти все 5 маршрутов. Правила и ход игры участникам объясняет психолог (см. рисунок 3).

Игра может длиться от 1 до 3 часов. Играть могут от 1 до 5 человек с обязательным участием психолога. Именно он предлагает карточки, на которые должен дать ответ участник. В случае неверного ответа можно попасть в «психологическую яму» - «ловушку», из которой есть несколько способов выбраться, в том числе попросив помощь наставника. Всего в игре описано 150 ситуаций-заданий, но работающий с подростками психолог при необходимости легко может заменить или дополнить предлагаемые карточки своими.

Игра может идти быстро, а может растянуться не на один час или даже

Рис. 2 - Игровое поле.

ПОДГОТОВКА f HITt bel, НТО БУДЕТ ОБСУжДАТЬСЛ Ь ИГРОММ rtPÜULCft, ОСТАЕТСЯ 1ДЕ£Ь И ЭА РАМКИ ИГРУ НЕ &ЫНОС*ТСЛ

аджно исключить негативные оценки игроку л его

рАССУжДЕНИЛМ, КАЖДЫЙ Hrtttr ПРАЬО ИЛ СВОЕ МНЕНИЕ ЕГЛЙ b ИГРЕ ьм МГЮ-ТО СИТУАЦИЮ ЬУДЕТ СЛОЖНО

оьсуждать. можно сказать ~ctotv'\ и мы пой дел дмиue ИГРА МОжЕТ ДЛИТЬСЯ от Í ДО * НАСОЬ УЧИПЛШТЬ ь мед (Южно иг i ДО s человек

- ИГРОК* РАСПРЕДЕЛЯЮТ МЕЖДУ СОЕ*Л ШшКЛ И ИНСТРУМЕНТЫ ГЕРОЕВ-, РАСПОЛАГАЯ *Г NA ОСТРОВЕ "НАЧАЛО ЭКСПЕДИЦИИ"

* между сои* дргамлмото! ос очередности *одов и гьгюшьт алы на уровни

• ь1дутий t4ptmuj*mlt 'карточки тадлнм' 4 правила игры

/ОД АГШ

- ИГРОКУ KOTOPW* /ОДИТ ПЕРВЫМ, -ГАЧАПЫЫНОТ СИТУАЦИИ ПО той ТЕЛЕ,

НА КОТОРОЙ ОН НАХОДИТСЯ ПОСЛЕ PtíUEHM СИТУАЦИИ ЬЬДУи^ИМ НАПРАВЛЯЕТ1 ИГРОКА НА сооты,тггвуюшую лчеНку к лод ПЕРЕВОДИТ следующему игроку, » ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СИТУАЦИИ ВЕДУЩИЙ КЛАДЕТ "КАРТОЧКУ 1ЛДАНИЙ" РУГАДКОЙ ВВЕРА

* ПОСЛЕ ПРО/ОЖДЕНМ УРО&Н» Е^ДУщИЙ ПРЕДЛАГАЕТ ИГРОКУ ПОСЕТИТЬ "ПРИВАЛ"

ГДЕ МОЖНО ОТДОХНУТЬ ИЛИ ВЫПОЛНИТЬ ДРУГИЕ ЗАДАНИЯ;

* выигрывает тот игрок, который добрался до "финиша'1 или на/одится ближе все* к ФИНИШУ

П^АЕ-ИЛА

■ ИГРОК* ДОЛЖНЫ ПЕРЕДВИГАЯ-С* МЕЖДУ ОСТ^ОМЛИ ГТРОГО ПО СТРЕЛОЧКАМ,

НАПРАВЛЕНИЯМ ИЛИ НАВЕСНЫМ MOCTAMi

* ПОСЛЕ РЕШЕНА СИТУАЦИЙ ИГРОК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ЯЧЕЙКУ

■ КАЖДЫЙ ИГРОК ДОЛЖЕН ПОСЕТИТЬ " ПРИШ", ХОТЯ БЫ ОДИН РА7 1А ИГРУ

ПОСЕЩЕНИЕ ПРИЕМА' НАСЧИТЫВАЕТСЯ САК ОДИН /ОД,

* РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИГРОКА Ь "ДМУ" ГОЛОСОВАНИЕМ ВЕДУЩЕГО «»ЛЕСТНО

С ДРУГИМИ ИГРОКАМИ ЕСЛИ ДРУГИХ ИГРОКОВ- НЕТ, ИДУЩИЙ ДОЛЖЕН обленить

свое решение,

* распределение игроков должно быть оеъектие+ю, поэтому ведущий не может uatl-

одним m игроков

о ЕСЛИ ИГРОК ДАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ СИТУАЦИИ И ВЕДУЩИЙ ОТПРАВЛЯЕТ В 'ЯМУ, ИГРОКУ НЕОБХОДИМО Ь СЛЕДУЮЩИЙ /ОД РЕШИТЬ ДРУГУЮ СИТУАЦИЮ ИГРОК МОЖЕТ Of-PAТИТЬСЯ К í*lu*t НАСТАВНИК" И СОВМЕСТНО С ВЕДУЩИМ РЕШИП, СИТУАЦИЮ,

Рис. 3 - Правила и ход игры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

день. Поэтому предусмотрены «привалы», где психолог также предлагает выполнить задания - «энергизаторы», а на самом деле - учит простым способам переключения внимания, восстановления спокойствия, снижения мышечного напряжения, улучшения эмоционального настроя.

В комплектацию игры входят специально разработанные задания, которые позволяют проработать весь спектр критических ситуаций, с которыми сталкивается несовершеннолетний в реальной жизни и с которыми он не смог справиться самостоятельно, что в итоге привело его в места лишения свободы, а также игровое поле, кубик

на 6 граней, фишки героев, инструкция с описанием игры, карточки «Тематика уровня»: «Семья», «Школа», «Общение», «Способности», «Помощь», жетоны наставника, карточки «Инструменты», карточки заданий области «Привал», карточки заданий трёх уровней сложности для области «Яма»: легкий уровень - инструмент «верёвка альпинистская», средний уровень сложности - инструмент «кирка», сложный уровень - инструмент «лесенка альпинистская» (см. рисунок 4).

В ближайшее время материалы игры в полной комплектации будут опубликованы на сайте Научно-исследовательского института ФСИН России.

Рис. 4 - Комплектация игры.

А

Ты пришел в школу, у тебя должна

быть контрольная работа, твой одноклассник не желающий ее делать,скозол тебе1 что позвонит в полицию и сообщит, что заложена бомба, чтобы сорвать контрольную.

Кок ты оценишь этот поступок? Что предпримешь в этой ситуоции?

Рис. 5 - Пример карточки.

Игра в увлекательной для подростков форме позволяет проработать основные факторы, которые способствуют вовлечению несовершеннолетних в криминальную субкультуру, а также развивает эмоциональный интеллект, навыки позитивной коммуникации, знакомит с семейными и общечеловеческими ценностями, формирует навыки уверенного самопознания, способствует приобретению положительного социального опыта поведения. В ходе игры подросток научается конструктивно правильному поведению, происходит

переоценка ценностей и отношения к окружающим, значимым людям, тем самым криминальный опыт постепенно сменяется на социально правильное поведение в обществе.

Игра «Вершина» была апробирована на базе ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по городу Москве, ФКУ СИЗО-1, СИЗО-5, УИИ ГУФСИН России по Красноярскому краю. В целом выборка несовершеннолетних, принявших участие в апробации,составила 50 человек. Благодаря внедрению психологической игры достигнуты положительные

результаты. В актах о внедрении игры психологи учреждений отмечают ее психо-коррекционный потенциал в работе с несовершеннолетними, подчёркивают, что игра позволила развить у несовершеннолетних осознанность и критичность восприятия норм и правил криминальной субкультуры, укрепить личностные ресурсы для противостояния влиянию криминальной субкультуры. Проведенный анализ взысканий и чрезвычайных происшествий среди несовершеннолетних показали положительную динамику. До проведения игры несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые, осужденные имели взыскания. После проведения игры не было ни одного взыскания, отмечается отсутствие конфликтов среди несовершеннолетних.

В результате апробации психологи отмечают, что данная психологическая

игра позволяет формировать у подростков новые «здоровые» установки, способствует развитию аналитического мышления, учит несовершеннолетних предвидеть последствия своих действий, закрепляет положительный опыт поведения, понимание того, что если жизненная ситуация непростая, можно запрашивать помощь и все сложные ситуации разрешимы социально-приемлемыми способами.

На вопросы: «Чему научились в результате этой игры?», «Если бы хотел поиграть в эту игру ещё, то почему?» несовершеннолетние дали следующие ответы:

«узнали другие способы решения проблем», «помогать, оказывается, легко», «с людьми можно договориться», «запрашивать помощь - нормально», «как развивать свои способности»,

Рис. 6 - Апробация игры «Вершина».

«что делать, когда другим нужна помощь», «обсуждать с другими, когда тяжело», «расслабляться» и др.;

«потому что интересно», «хочу выиграть», играть интереснее», «можно пообсуждать», «понравилось», «необычно», «поговорить про жизнь можно», «можно высказать своё мнение» и др.

Таким образом, игра «Вершина» - это создание пространства, в котором можно говорить на значимые темы, лучше понимать себя и окружающих. Участники чувствуют себя гораздо спокойнее, когда воспринимают этот опыт как простую игру, в которой можно поговорить на сложные темы - о трудных событиях и эмоциях в непринужденной обстановке. Игра может использоваться многократно и предоставляет психологу возможность (при необходимости) дополнять карточки игры по соответствующим темам уровней, что создает большие возможности для коррекционной и профилактической работы.

В рамках тестирования психологической игры «Вершина» была создана рабочая группа из представителей Сибирского федерального университета и студентов, экспертами выступили преподаватели учебно-методического центра по противодействию терроризму координационного центра СФУ.

Во время игрового процесса от студентов поступали предложения, касающиеся тематики ситуаций, вариантов правил игры, групповой работы, что создает перспективу игрового пространства. Результатом совместной работы стала выработка дополнений в игру, предложений по модернизации инструментария и содержания с целью повышения её эффективности, а также

дальнейшей апробации и адаптации к несовершеннолетним не только в условиях изоляции, а также в условиях образовательной среды. Цель совместной работы состоит в том, чтобы разработка использовалась не только в пенитенциарной системе, но и в поле профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних в целом.

Литература и ссылки:

1. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга.

Учеб. пособие - М: Ось-89, 1999. - 176 с.

2. Кравцова Е. Е. Психология игры. «Левъ», 2017. - 22 с.

3. Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с анг. Предисл. А. Я. Варга/М.: Международная педагогическая академия, 1994.

368 с.

4. Рябков А. М., Степанова Е. С., Муслумов Р. Р. Разработка и апробация методики оценки криминальной зараженности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых

и осужденных // Прикладная юридическая психология. 2022. № 2 (59). С. 77-86.

5. Методические рекомендации по профилактике распространения криминальных субкультур

в подростковой и молодежной среде.

[Электронный ресурс]. URL: https://

sh-kurumkanskaya-r81.gosweb.gosuslugi.

ru/netcat_files/170/2808/Metodicheskie_

rekomendatsii_po_profilaktike_

rasprostraneniya_kriminal_nyh_subkul_tur_v_

podrostkovoy_i_molodezhnoy_srede.PDF

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.