Psychological characteristics of adolescence in the concepts of D. Elkonin and D. Feldstein Neustroeva O. (Russian Federation)
Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна Неустроева О. В. (Российская Федерация)
Неустроева Ольга Викторовна / Neustroeva Olga - магистр, направление подготовки психолого-педагогическое образование (практическая психология в образовании),
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,
г. Красноярск
Аннотация: в статье анализируется психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна.
Abstract: the article examines the psychological characteristics of adolescence in the concepts D. Elkonin and D. Feldstein.
Ключевые слова: психологическая характеристика, подростковый возраст, развитие.
Keywords: psychological characteristics, adolescence, development.
Общество принимает и сотрудничает с людьми образованными, социально адаптированными, коммуникативными, умеющими выстраивать отношения, грамотно и целесообразно ставить цели и решать задачи, поэтому проявляется особое внимание к воспитанию подрастающего поколения; осуществляется забота о развитии всесторонне развитой личности.
Подростковый период - один из самых интересных и сложных в развитии личности [1, 5, 7].
Подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности. И именно поэтому необходимо учитывать личные потребности и возрастные особенности (Л. И. Вожович).
Подростковый возраст - это этап формирования личности человека, подготовка к взрослой жизни.
Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д. Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики. Я-концепция как новый уровень самосознания — центральное новообразование старшего подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания (представления о себе самом, Концепции) характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности. К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость) [6].
Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д. И. Фельдштейну [4].
Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организационно-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общества; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно-полезной деятельности подростка — быть лично ответственным, самостоятельным. Отношение к общественно полезной деятельности на разных этапах подросткового возраста изменяется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10—11-летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Накопление опыта в разных видах общественно-полезной деятельности активизирует потребность 12—13-летних в признании их прав, во включении в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14—15 лет подросток стремится проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо
целенаправленно формировать. Специальная организация, специальное построение общественно-полезной деятельности предполагает выход на новый уровень мотивации, реализацию установки подростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения с взрослыми на основе морального сотрудничества [2, 3].
Анализ литературы позволил сделать вывод: подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения, самосознания, самооценки, Я-концепции, стремления проявить свои возможности, занять определенную социальную позицию - позволяет подростку самоутвердиться и оказывает сильное влияние на развитие личности. Следует отметить, что как раз в подростковом возрасте происходит становление социальных установок и нравственных ценностей, усовершенствование способностей, совершенствование личностных качеств.
Литература
1. Неустроева О. В. Инновационные технологии в социально-нравственном воспитании подростков в внеучебной деятельности. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/ vuz /psikhologicheskie-nauki/library/2014/01/19/ innovatsionnye-tekhnologii-v-sotsialno-nravstvennom (Дата обращения 12.08.2015).
2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основные ступени развития субъективности человека. // Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.
3. Степанов С. Психология подросткового и юношеского возраста. [Электронный ресурс]: Школьный психолог № 22.2010. - Режим доступа: HTTP:// PSY.1 SEPTEMBER. RU/PSYARCHIVE.PHP (Дата обращения 12.08.2015).
4. Шаповаленко И. В., Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
5. Шувалова Г. Е. «Духовно-нравственное воспитание подростков» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-111832.htmto17.03.2012 (Дата обращения 12.08.2015).
6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 224 с.
7. Яковлева Светлана Владимировна // «Сложная задача воспитания подростков» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ vospitatelnaya -rabota/ nravstvennoe -vospitanie-i- razvitie-lichnosti/ (Дата обращения 12.08.2015).