УДК 159.99
Серебровская Наталья Евгеньевна
доктор психологических наук, профессор
Лукомец Анна Александровна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород serebrovskaya-n@yandex.ru, anna-lukomec@yandex.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В РАННЕМ ЮНОШЕСТВЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье обсуждается проблема психологической готовности молодых людей к выбору профессии в рамках системного и субъектного подходов, определяется сущность феномена психологической готовности, выделение его структурных компонентов и их содержательных характеристик. Чрезвычайно важным является подчеркивание ценностно-смыслового компонента, поскольку основополагающим в психологической готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности является формирование личностного и профессионального самоопределения, осознание собственного смысла и жизненных целей. Также обосновывается связь данного компонента с другими компонентами психологической готовности и его содержание. Приведен эмпирический анализ результатов диагностики на этапе контрольного исследования уровня формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в ходе психолого-педагогического сопровождения и профориентационной работы в школах города Нижнего Новгорода.
Ключевые слова: психологическая готовность, компоненты психологической готовности, системный подход, субъектный подход, ценностно-смысловой компонент.
За последние годы актуальность проблемы подготовки старшеклассников к правильному выбору своей будущей профессии возросла. Расширилось профессиональное пространство современного российского общества, появились новые направления деятельности, новые профессии, ушли с рынка труда некоторые старые профессии, - все это создает сложности в ориентации молодых людей в современном мире профессий и формирования их психологической готовности к профессиональному выбору.
Основополагающим фактором успешного профессионального самоопределения, которое является одним из новообразований ранней юности, многие психологи-исследователи считают психологическую готовность к выбору будущей профессиональной деятельности. Однако, в отечественной науке в силу наличия разных методологических подходов до сих пор не сложилось единого представления о сущностных характеристиках данного феномена. Все это создает трудности в решении практических задач формирования психологической готовности у молодых людей к будущей профессиональной деятельности, и появляется необходимость уточнения представления о психологической готовности личности к выбору профессиональной деятельности и обоснования содержания данного феномена.
Для понимания сущности психологической готовности к профессиональному самоопределению важно иметь не только представление, но и знать состав компонентов психологической готовности и их структуризацию. Разные исследователи в структуру психологической готовности включают различные компоненты, что свидетельствует о многогранности характера этого понятия. Напри-
мер, Н.В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков считали, что в структуру психологической готовности входят личностные качества, направляющие, регулирующие деятельность личности, развивающиеся неравномерно, также свойства личности, которые способствуют самостоятельному осуществлению плана профессионального выбора, готовности к развитию и реализации профессиональных намерений [8].
Л.Ю. Ювенская, исследовав психологическую готовность, делает вывод, что это общее состояние личности человека, помогающее ему оценить свои силы и знания, осмыслить перспективы будущей профессии и включает в себя совокупность нравственных и психологических качеств личности [12].
С точки зрения Е.М. Борисовой в структуру психологической готовности входит наличие представлений о мире профессий и их развитие; наличие профессиональных замыслов, интересов и склонностей к разным видам деятельности; активность в стремлении познать себя; адекватная оценка своих возможностей; определенная зрелость личности [1].
Основными структурными компонентами психологической готовности к выбору будущей профессиональной деятельности некоторые исследователи выделяют: мотивационный компонент, включающий в себя мотивы деятельности, интерес к ней, настрой на успешное ее выполнение; когнитивный компонент как понимание поставленных задач, знание способов их решения и средств достижения цели, анализ вероятных изменений ситуации; эмоциональный компонент, проявляющийся в чувстве уверенности в себе, ответственности; волевой компонент как способность управлять собой, мобилизовать свои силы [10].
44
Вестник КГУ 2017
© Серебровская Н.Е., Лукомец А.А., 2017
Под психологической готовностью к выбору профессии в раннем юношестве мы понимаем интегральное (системное) динамическое образование личности, представленное совокупностью смыслов, ценностей и жизненных целей, интересов, установок, а также осознание своих возможностей и способностей в осуществлении своего профессионального замысла.
В гносеологической логике невозможно решить задачу выявления системообразующего компонента психологической готовности личности, поэтому мы прибегли к системному подходу, который позволит увидеть данный феномен в своей целостности и единстве. Одним из методологических оснований системного подхода является принцип всеобщей обусловленности явлений, фиксирующий «факт объединения отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации» [3]. Мы считаем, что именно системный подход позволит нам «усмотреть общность психических явлений с другими явлениями объективной действительности» [3]. Это даст нам возможность раскрыть существенные и несущественные связи между компонентами психологической готовности.
В этой связи особенно важным мы считаем представление о полисистемности бытия человека и интегральности качеств и свойств личности [6].
В качестве основного системообразующего компонента психологической готовности к выбору профессии нам представляется чрезвычайно важным выделение ценностно-смыслового компонента, поскольку показателем психологической готовности старшеклассников к выбору будущей профессиональной деятельности является осознание ими смысла и цели своей жизни, нравственное и личностное самоопределение в ранней юности.
Представление о ценностно-смысловой природе личностного самоопределения связано с наличием интереса к смыслу жизни, активным идущем процессом самоопределения [2].
И. С. Кон обозначил потребность «мыслить свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целостный процесс, имеющий определенную направленность, преемственность и содержание» [5]. Благодаря этой потребности, молодой человек способен мобилизовать все свои способности и ресурсы в достижении целей и в решении поставленных задач.
Исследователями подчеркивается активная роль субъекта во всех сферах деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский, Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко). Специфичность саморазвития, самовоспитания человека, с точки зрения субъектного подхода заключается в том, что активность, возникающая в ответ на любые воздействия окружающего мира, уступает место
собственной активности к исканию того, что действительно важно и имеет смысл для человека [4].
Стало быть, формируя психологическую готовность к выбору профессии, мы тем самым поощряем молодых людей к поиску индивидуального личностного и профессионального пути, к построению дальнейших перспектив своей самореализации, в нахождении смыслов и способов совершенствования себя в будующей профессиональной деятельности.
Исходя из вшесказанного, мы полагаем, что ценностно-смысловой компонент психологической готовности к профессиональному самоопределению включает в себя осмысленность жизни; осознание личностного смысла профессии; профессионально-важные ценностные ориентации и гибкость в их реализации; становление ценностно-нравственной основы, моральных принципов; развитие представлений о себе.
В структуре психологической готовности к профессиональному самоопределению помимо центрального и системообразующего ценностно-смыслового компонента мы выделяем когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты, являющиеся содержательно самостоятельными.
Мотивационный компонент, включает в себя мотивы, интересы и склонности к разным видам деятельности; потребность в осуществлении своего профессионального самоопределения; развитие профессиональных намерений; потребность в успешном выполнении задач; стремление достигать поставленных целей.
Когнитивный компонент, включает в себя сфор-мированность необходимых знаний и умений для выбора профессии; наличие знаний о содержании профессиональной деятельности и о динамике мира профессий.
Эмоционально-волевой компонент, включает в себя самооценку профессионально значимых качеств личности; отношение к трудовой деятельности; уровень эмоциональной устойчивости, уверенности в успехе; систему саморегуляции и планирования деятельности; мобилизацию сил и сосредоточение на задаче; целеустремленность в выборе; систему самоконтроля.
Особенно важным в рамках нашего исследования мы считаем не только изучение обозначенных компонентов психологической готовности с точки зрения их взаимосвязи и роли каждого в выборе будущей профессии в раннем юношестве, но и возможности их формирования у старшеклассников в процессе психолого-педагогического сопровождения. Способствовать этому будет специально разработанная профориентационная программа.
В качестве иллюстрации реализации такой программы представим результаты контрольного исследования на примере теста смысложиз-
учащихся характеризуются уверенностью в обладании достаточной свободой выбора, в построении своей жизни в соответствии со своими целями и задачами; по показателю «локус-жизнь» - 80% испытуемых характеризуются наличием возможности свободно принимать решения и нести ответственность за свои поступки и действия, умением контролировать весь жизненный процесс и по показателю «общая осмысленность жизни (ОЖ)» -92% учащихся оказались на высоком уровне, что является закономерным результатом исходя из совокупности предыдущих показателей.
Полученные результаты доказывают тот факт, что внедрение специально разработанной профо-риентационной программы было эффективно, поскольку у большинства старшеклассников повысился уровень ценностно-смыслового компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению. У учащихся ЭГ улучшилось осознание и восприятие своей жизни, теперь они видят ее более насыщенной, интересной и наполненной жизненным смыслом, появилась удовлетворенность прожитым отрезком жизни. Они видят себя уверенными в собственных способностях, умеющими осуществлять свободный выбор, в соответствии с этим ставят перед собой конкретные цели и задачи и достигают их.
Теперь рассмотрим полученные показатели по методике Г.В. Резапкиной «Иерархия мотивов труда» (табл. 2).
По показателям данной методики мы видим, что для испытуемых ЭГ оказались важными такие
Таблица 1
Показатели методики смысложизненных ориентации (Д.А. Леонтьева) на контрольном этапе эксперимента
Блоки методики группа ЭГ группа КГ
высокий средний низкий высокий средний низкий
абс % абс % абс % абс % абс % абс %
Цели 55 74 19 26 - - 25 34 44 59 5 7
Процесс 67 91 7 9 - - 13 18 32 43 29 39
Результат 64 86 10 14 - - 9 12 62 84 3 4
Локус - Я 60 81 14 19 - - 16 22 51 69 7 9
Локус - Жизнь 59 80 15 20 - - 27 37 44 59 3 4
ОЖ 68 92 6 8 - - - - 74 100 - -
Таблица 2
Показатели методики Иерархия мотивов труда (Г. Резапкиной) на контрольном этапе эксперимента
Блоки методики группа ЭГ группа КГ
высокий средний низкий высокий средний низкий
абс % абс % абс % абс % абс % абс %
Слава - - 14 19 60 81 8 11 37 50 29 39
Служение 27 37 26 35 21 28 - - 4 5 70 95
Власть 1 1 7 9 66 90 20 27 31 42 23 31
Творчество 33 44 31 42 10 14 3 4 20 27 51 69
Деньги 19 26 26 35 29 39 44 60 23 31 7 9
ненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [7], направленного на изучение ценностно-смыслового компонента психологической готовности, методики «Иерархии мотивов труда» Г.В. Резапкиной [9], направленной на изучение мотивацион-ного компонента и методики «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова [11], направленная на изучение эмоционально-волевого компонента психологической готовности. В исследовании приняли участие 148 человек - учащиеся 10-х-11-х классов школ г. Нижнего Новгорода. Для проведения контрольного исследования были созданы ЭГ и КГ. В экспериментальной группе, которая состояла из 74 человек, были проведены разнообразные формы групповой и индивидуальной работы. Психологическое воздействие на контрольную группу, в которую вошли также 74 человека, не оказывалось. Рассмотрим полученные показатели по методике смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (табл. 1).
Как видим, по всем показателям методики испытуемые ЭГ демонстрируют высокий уровень по сравнению с КГ, где испытуемые демонстрируют средний уровень по этим же показателям. По показателю «цели» испытуемых ЭК - 74%, что говорит о наличии у испытуемых целей, придающих временную перспективу жизни; по показателю «процесс жизни» - 91% учащихся воспринимают свою жизнь как полноценную и эмоционально насыщенную; показатель «результат жизни» - 86% испытуемых оценивают как продуктивность пройденного этапа жизни; показатель «локус-Я» - 81%
46
Вестник КГУ ^ 2017
Таблица 3
Показатели методики эмоциональной направленности (Б.И. Додонова) на контрольном этапе эксперимента
Блоки методики группа ЭГ группа КГ
высокий средний низкий высокий средний низкий
абс % абс % абс % абс % абс % абс %
Романтические эмоции 15 20 32 43 27 37 22 30 30 40 22 30
Акизитивные эмоции 7 9 34 46 33 45 27 36 29 39 18 25
Праксические эмоции 24 32 34 46 16 22 29 39 34 46 11 15
Глорические эмоции 19 26 35 47 20 27 35 47 22 30 17 23
Гедонистические эмоции 12 16 42 57 20 27 28 38 34 46 12 16
Альтруистические эмоции 34 46 24 32 16 22 23 31 32 43 19 26
Гностические эмоции 32 43 18 25 24 32 15 20 37 50 22 30
Пугнические эмоции 13 18 24 32 37 50 18 25 29 39 27 36
Коммуникативные эмоции 51 69 16 22 7 9 14 19 35 47 25 34
Эстетические эмоции 19 26 32 43 23 31 12 16 16 22 46 62
мотивы как «служение» - 37% учащихся находится на высоком уровне, что означает преданное отношение к своему делу, когда интересы дела и других людей становятся выше собственных; мотив «творчество» - 44% учащихся также находятся на высоком уровне, данный мотив рассматривается как средство самореализации, а не получения материальных вознаграждений. На низком уровне с достаточно высоким процентом испытуемых ЭГ оказались такие мотивы как «слава» - 81% учащихся; «власть» - 90% учащихся; «деньги» - 39% учащихся. Что касается КГ, то достаточно высокий процент испытуемых - 60%, демонстрируют высокий уровень мотива «деньги», это достаточно распространенный мотив труда, где главным становится накопление материальных благ и их экономия. Мотивы «слава» и «власть» занимают средний уровень в процентном отношении испытуемых КГ -50% учащихся и 42% учащихся соответственно, что означает стремление быть в центре внимания, стремление командовать и управлять, а вот мотивы «служение» и «творчество» - на низком уровне, 95% и 69% испытуемых соответственно.
Также рассмотрим полученные результаты по методике «Эмоциональная направленность» Б.И. Додонова (табл. 3).
Можно констатировать, что в контрольной и экспериментальной группе произошли изменения. В КГ увеличился процент среднего уровня испытуемых практически по представленности всех эмоций. Глорические эмоции оказались по представленности на высоком уровне - 47% учащихся, также увеличился процент испытуемых, находящихся на низком уровне демонстрации эстетических эмоций - 62%. Что касается ЭГ, здесь наблюдаются более значительные изменения в эмоциональной направленности, большинство ее показателей находится на среднем уровне, а такие эмоции как: альтруистические - 46% учащихся, гностические - 43%, коммуникативные - 69% - на
высоком уровне. Пугнические эмоции в ЭГ находятся на низком уровне - 50% учащихся.
В ходе проводимых профориентационных мероприятий у старшеклассников формируются устойчивые профессиональные намерения, овладение азами профессиональной деятельности происходит быстрее, эффективнее. Это связано с возникновением в процессе психолого-педагогической работы с учениками ориентации на предстоящую профессиональную деятельность.
Представленные результаты эмпирического исследования еще раз подтверждают необходимость реализации в школах специально разработанной профориентационной программы, направленной на формирование психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Библиографический список
1. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: Личностный аспект: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 46 с.
2. Гинзбург М.Р Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.
3. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1984. - 176 с.
4. Глуханюк Н.С., Дьяченко Е.В. Я в профессии и профессиональное Я: результаты исследований. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. - 172 с.
5. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 151 с.
6. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. -М.: Изд-во Моск. психолого-социального ун-та, 2011. - 423 с.
7. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ори-ентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2006. - 18 с.
8. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
9. Резапкина Г.В. Диагностика и развитие моти-вационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: metodkabi.net.ru/index.php?id=diagn_ avt (дата обращения: 19.09.2017).
10. Тихомирова Ю.М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности // Психологические науки: теория и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.). -М.: Буки-Веди, 2014. - С. 6-9.
11. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дер-манова. - СПб., 2002. - С. 132-134.
12. Ювенская Л.Ю. Формирование у старшеклассников готовности к выбору профессии текстильного профиля в условиях совместной деятельности школы со средним ПТУ и предприятиями: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1979. - 21 с.
References
1. Borisova E.M. Professional'noe samoopredelenie : Lichnostnyj aspect: аvtoreferat dis. ... kand. psihol. nauk. - M., 1995. - 46 s.
2. Ginzburg M.R Lichnostnoe samoopredelenie kak psihologicheskaya problema // Voprosy psihologii. -19SS. - № 2. - S. 19-26.
3. Ganzen V.A. Sistemnye opisaniya v psihologii. -L.: Izd-vo Leningr.un-ta, 19S4. - 176 s.
4. Gluhanyuk N.S., D'yachenko E.V. YA v professii i professional'noe YA: rezul'taty issledovanij. -Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2005. - 172 s.
5. Kon I.S. V poiskah sebya. Lichnost' i ee samosoznanie. - M.: Politizdat, 1984. - 151 s.
6. Lomov B.F. Sistemnost' v psihologii. - M.: Izd-vo Mosk. psihologo-social'nogo un-ta, 2011. - 423 s.
7. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZHO). - M.: Smysl, 2006. - 18 s.
8. NizhegorodcevaN.V, SHadrikov V.D. Psihologo-pedagogicheskaya gotovnost' rebenka k shkole. - M.: VLADOS, 2001. - 256 s.
9. Rezapkina G.V Diagnostika i razvitie motivacionno-potrebnostnoj i cennostno-smyslovoj sfery podrostkov. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: metodkabi.net.ru/index.php?id=diagn_avt (data obrashcheniya: 19.09.2017).
10. Tihomirova YU.M. Teoreticheskij analiz strukturnyh komponentov psihologicheskoj gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti // Psihologicheskie nauki: teoriya i praktika: materialy IImezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, mart 2014g.). - M.: Buki-Vedi, 2014. - S. 6-9.
11.Test-anketa «EHmocional'naya napravlennost'» (B.I. Dodonov) // Diagnostika ehmocional'no-nravstvennogo razvitiya / Red. i sost. I.B. Dermanova. -SPb., 2002. - S. 132-134.
12. YUvenskaya L.YU. Formirovanie u starsheklassnikov gotovnosti k vyboru professii tekstil'nogo profilya v usloviyah sovmestnoj deyatel'nosti shkoly so srednim PTU i predpriyatiyami: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1979. - 21 s.
48
Вестник КГУ 2017