Научная статья на тему 'Психологическая готовность к учебной деятельности студентов-бакалавров вуза педагогической направленности'

Психологическая готовность к учебной деятельности студентов-бакалавров вуза педагогической направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / HIGHER EDUCATION SCIENCE SCHOOL / EDUCATIONAL ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL READINESS / SCORE-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна

В статье рассматривается проблема изучения феномена психологической готовности как научного и эмпирического явления, необходимого для совершенствования качества учебной деятельности студентов. Использование валидных и адекватных процедур для диагностики компонентов психологической готовности позволило описать психологическую готовность студентов-бакалавров к деятельности и доказать на основе корреляционного анализа этих показателей с балльно-рейтинговой оценкой знаний студентов возможность реализации этой системы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL STUDENTS MAJORING IN TEACHING

The article discusses the studying of the psychological readiness as a scientific and empirical phenomenon required for improvement of the quality of students’ learning activities. Application of valid and adequate procedures for examination of the psychological readiness components allowed the author to describe the undergraduate students’ psychological readiness for learning activity. On the basis of the correlation analysis of the indicators with score-rating assessment of students’ knowledge the author proves the possibility of implementation of this monitoring system.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к учебной деятельности студентов-бакалавров вуза педагогической направленности»

УДК 37.015.324.2 Чикова Ольга Михайловна

кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Тюменского государственного университета

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ВУЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Chikova Olga Mikhaylovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Developmental and Educational Psychology Subdepartment, Tyumen State University

PSYCHOLOGICAL READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL STUDENTS MAJORING IN TEACHING

Аннотация:

В статье рассматривается проблема изучения феномена психологической готовности как научного и эмпирического явления, необходимого для совершенствования качества учебной деятельности студентов. Использование валидных и адекватных процедур для диагностики компонентов психологической готовности позволило описать психологическую готовность студентов-бакалавров к деятельности и доказать на основе корреляционного анализа этих показателей с балльно-рейтин-говой оценкой знаний студентов возможность реализации этой системы контроля.

Ключевые слова:

вуз педагогической направленности, учебная деятельность, психологическая готовность, балльно-рейтинговая система.

Summary:

The article discusses the studying of the psychological readiness as a scientific and empirical phenomenon required for improvement of the quality of students' learning activities. Application of valid and adequate procedures for examination of the psychological readiness components allowed the author to describe the undergraduate students' psychological readiness for learning activity. On the basis of the correlation analysis of the indicators with score-rating assessment of students' knowledge the author proves the possibility of implementation of this monitoring system.

Keywords:

higher education science school, educational activity, psychological readiness, score-rating system.

В условиях смены образовательных парадигм и перехода на многоуровневую систему обучения организация и содержание учебной деятельности претерпевают существенные изменения. Тема вызовов, рисков и угроз, связанных с реализацией в российском образовательном пространстве идей Болонской декларации, а также подходы к их минимизации или устранению постоянно артикулируются в академической и общественной рефлексии [1; 2; 3]. Проблемное поле образовательной практики высшей школы усугубляется нарастанием процесса коммерциализации высшего образования и наращиванием контингента обучающихся на договорной основе. Логичен вывод: абитуриент, не прошедший по конкурсу, но зачисленный в вуз с полной оплатой расходов на обучение, в меньшей степени готов к овладению программой профессиональной подготовки.

В наши планы не входил подробный анализ причин неконкурентоспособности значительного числа абитуриентов, но считаем необходимым осветить проблему неразвитости познавательного интереса выпускников школ. На наш взгляд, это в значительной степени выступает препятствием для школьников в подготовке к ЕГЭ и высокой степени овладения программой общего среднего образования. Поэтому условия развития познавательного интереса, придания ему статуса чрезвычайно ценностного личностного образования являются на сегодняшний момент актуальной педагогической проблемой. Хотелось бы видеть в нашей современной действительности преобразования на пути к «обществу знания», где реальное (не «дутое») образование стало бы социальной ценностью, а знания - символическим капиталом. Реализовать указанные преобразования возможно в случае применения «принципа интеллектуальной комфортности», когда студентам как потребителям образовательных услуг предлагается нужный объем учебного материала и характер его изложения, темп обучения и уровень сложности, формы контроля и стиль общения с преподавателем [4, с. 13]. Чтобы понять этот весьма противоречивый процесс, мы рассмотрим его изнутри, путем изучения психологической структуры готовности к учебной деятельности студентов-бакалавров вуза педагогической направленности.

В настоящее время существует недостаток теоретических разработок содержания психологической готовности студентов к обучению в современной образовательной системе вуза. Немногочисленные исследователи рассматривают понятие готовности к деятельности у студен-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тов педагогических вузов (М.И. Гей, Л.В. Григоренко, К.Н. Дурай-Новакова и т. д.). В других работах предметом исследований выступают психологические аспекты содержания понятия готовности к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [5]). Даже при многофункциональном подходе к определению содержания понятия готовности к профессиональной деятельности исследователи (Н.А. Голиков [6], Л.М. Гура, Л.Д. Плотников, О.М. Чикова [7] и т. д.) ограничиваются простым перечислением характеристик готовности.

Теоретическое исследование позволило понять, что одной из главных проблем в данной области является изучение психологической структуры готовности к учебной деятельности в вузе. Психологическая готовность студентов разного уровня учебной успешности - это личностное образование, которое представляет собой контаминацию личностных свойств: самоорганизационных, мотивационных, волевых, когнитивных, эмоциональных.

Выраженность и иерархичность факторов психологической готовности к учебной деятельности студентов вуза педагогической направленности, возможно, зависит от конвергенции личностных качеств студентов с качеством обучения в системе рейтинговой оценки их знаний.

С целью изучения выраженности компонентов психологической структуры учебной готовности студентов первого курса нами был использован следующий диагностический инструментарий:

- методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин в модификации Н.Ц. Бадмаевой);

- самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин);

- тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков, Е.В. Эйдман);

- методика самоорганизации личности студента (О.М. Чикова);

- опросник конструктивности мышления (С. Эпштейн).

В дополнение к указанным выше «инструментам» нами был учтен показатель качества обучения студентов по итогам за семестр в балльно-рейтинговой системе оценки знаний. Он рассчитывался как средний результат оценки знаний обучающихся по всем изученным дисциплинам за семестр.

Для обработки экспериментальных данных был использован коэффициент корреляции Пирсона. Независимой переменной в данном случае выступает структура личностных особенностей студентов по показателям пяти вышеуказанных методик, а зависимой переменной является качество знаний студентов (средний семестровый показатель качества по балльно-рейтинговой системе).

Исследование проводилось с 15 ноября 2013 г. по 14 февраля 2014 г. в Тюменском государственном университете. Выборка включала 72 студента первого курса Института психологии и педагогики ТюмГУ (5 юношей и 67 девушек в возрасте от 17 до 21 года), обучающихся по направлениям: «Педагогика», «Начальное образование», «ИЗО».

На основе анализа показателей учебных достижений студентов по балльно-рейтинговой системе по итогам семестра выборка была разделена на три подгруппы: студенты с низким (балльно-рейтинговая оценка до 60 баллов), средним (от 61 балла до 75 баллов) и высоким уровнем готовности к обучению в вузе (более 76 баллов).

На основе корреляционного анализа в группе с высокой готовностью нами были выделены 15 значимых корреляционных плеяд, со средней готовностью - 14, с низкой готовностью - 14.

Анализ результатов психологической составляющей процесса обучения студентов с высоким уровнем готовности к обучению показал, что качество учебной деятельности студентов этой группы обусловлено:

- личностным потенциалом самоорганизации (продуктивный стиль самоорганизации и ее объективные факторы, самообладание и поведенческое совладание);

- широким мотивационным диапазоном (коммуникативные, социальные, профессиональные, учебно-познавательные мотивы, мотивы престижа и творческой самореализации);

- развитой когнитивной сферой (конструктивность, рациональность и критичность мышления).

Анализ результатов психологической составляющей процесса обучения студентов со

средним уровнем готовности к обучению показал, что эффективность учебной деятельности студентов этой группы обусловлена:

- более узким мотивационным диапазоном (мотивация престижа);

- высоким уровнем таких взаимообусловленных личностных образований, как волевые качества и эмоциональное совладание;

- узостью когнитивной сферы с преобладанием показателя «неконструктивное мышление».

Анализ результатов психологической составляющей процесса обучения студентов с низким уровнем готовности к обучению показал, что эффективность учебной деятельности студентов этой группы обусловлена:

- низким уровнем мотивации всех видов (творческой самореализации, учебно-познавательной, мотивации престижа). Мотивация творческой активности студентов с низким уровнем готовности обоснована активностью эмоциональной сферы и иррациональностью мышления;

- выраженностью эмоционального напряжения в сочетании с отсутствием навыков самостоятельной работы, которые не позволяют студентам распределить активность на все формы учебной деятельности;

- низкой волевой активностью (низким уровнем развития эмоционального совладания и настойчивости).

В подгруппе студентов с низким уровнем готовности к обучению из 14 значимых коэффициентов корреляции 6 взаимосвязаны с показателями балльно-рейтинговой системы. Это позволяет утверждать, что балльно-рейтинговая система оценки знаний является адекватной, надежной, защищающей формой контроля знаний и для студентов с низким уровнем мотивации, волевой активности, выраженной эмоциональной возбудимостью, склонностью к эзотерическому мышлению. Однако для категории студентов с высокой и средней готовностью процесс обучения по балльно-рей-тинговой системе может оказаться непродуктивным, снижающим их творческий потенциал.

Исходя из результатов, полученных в ходе корреляционного анализа, в качестве модели оптимизации психологической готовности учебной деятельности на основе 5 компонентов (самоорганизационный, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, волевой) оптимальная готовность к учебной деятельности представляет собой комбинацию таких параметров, как продуктивный стиль самоорганизации, конструктивность мышления, развитые волевые качества, широкий мотивационный диапазон мотивов учения и низкие показатели эмоционального компонента.

В процессе нашего исследования установлено, что психологическая структура готовности студентов разного уровня учебной успешности - это личностное образование, которое представляет собой контаминацию личностных свойств и на каждом уровне носит специфический характер.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении уровня готовности к обучению в вузе и использовании полученных данных в индивидуализации процесса обучения, что способствует повышению качества профессиональной подготовки обучающихся в вузах педагогической направленности. «От качества подготовки будущего педагога зависит качество будущих учеников, следовательно, качество россиян» [8, с. 73]. Понимание и учет психологической составляющей готовности студентов при планировании и реализации учебной деятельности со стороны методистов и преподавателей позволит оптимизировать организацию учебного процесса, учитывая психологические аспекты учебной успешности студентов, их отношение к учебной деятельности и их мировоззрение в целом [9].

Ссылки:

1. Желуденко М.А. Общечеловеческие ценности как основа современного образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.confcontact.com/Okt/36_Zhelud.php (дата обращения: 12.11.2014).

2. Фролов Ю.Н., Габышева Л.К. Развитие профессионального образования в современных условиях // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 19-21.

3. Разработка и использование контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций : учеб. пособие / И.Н. Емельянова, Л.М. Волосникова, Е.В. Неумоева-Колчеданцева, О.С. Задорина. Тюмень, 2014. 152 с.

4. Голиков Н.А. Профессиональные затруднения преподавателей высшей школы и их коррекция : монография. М., 2007. 240 с.

5. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск, 1985. 132 с.

6. Голиков Н.А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога // Образование и наука. 2004. № 4 (28). С. 103-113.

7. Плотников Л.Д., Чикова О.М. Психологическая структура профессиональной компетентности учителей. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 14б-150.

8. Голиков Н.А. Качество жизни детей: социальные технологии оптимизации // Образование и общество. 2011. № 2. С. 65-70.

9. Плотников Л.Д., Чикова О.М. Конвергенция личностных свойств студентов и рейтинговой оценки знаний в вузе педагогической направленности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 59-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.