Научная статья на тему 'Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов'

Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
789
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГОВ / ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митдзиева Фариза Артуровна

В предлагаемой статье описывается психологическая готовность личности. Особое внимание уделяется проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Дается теоретический анализ научно-психологической литературы и научных исследований по данной проблеме. Описываются основные теоретические подходы к исследованию профессиональной готовности. В заключении научной статьи анализируется готовность психолога к профессиональной деятельности, а также структурные компоненты профессиональной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Митдзиева Ф.А.

Митдзиева Фариза Артуровна - магистрант, психолого-педагогический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Осетинский государственный университет им. Коста Левановича Хетагурова,

г. Владикавказ

Аннотация: в предлагаемой статье описывается психологическая готовность личности. Особое внимание уделяется проблеме психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов. Дается теоретический анализ научно-психологической литературы и научных исследований по данной проблеме. Описываются основные теоретические подходы к исследованию профессиональной готовности. В заключении научной статьи анализируется готовность психолога к профессиональной деятельности, а также структурные компоненты профессиональной готовности. Ключевые слова: готовность будущих специалистов - психологов, проблема готовности личности, профессиональная деятельность.

УДК 740

В настоящее время готовность будущих специалистов психологов к профессиональной деятельности приобретает особое значение не только в связи с высоким и постоянно растущим спросом на психологические услуги, но также и вследствие роста и распространения в обществе личностных и межличностных проблем, которые требуют высококвалифицированной профессиональной помощи.

Проблема готовности личности к профессиональной деятельности была предметом внимания исследователей. Учеными наработаны различные подходы к раскрытию сущности готовности к труду в различных видах профессиональной деятельности. Тем не менее, для различных отраслей психологии, которые изучают профессиональное становление личности, психологии труда, организационной психологии и др., особое значение приобретает развитие самого субъекта труда - т.е. специалиста в области психологии. А также, обсуждаются проблемы адаптации студентов к условиям обучения, вопросы актуальности личностного роста психолога в процессе профессиональной подготовки, роли активных и интерактивных методов обучения в этом процессе, особенности подготовки к различным аспектам профессиональной деятельности и т.д.

Проблема готовности (социальной, профессиональной, психологической, жизненной, бытовой) получила широкое освещение в психологической теории. В основном «готовность» выражает законченность, конечный результат какого-то действия или состояния, характеризует и состояние, и свойство готового, потенциального субъекта к действию.

Однако теоретический анализ научно-психологической литературы показывает неоднозначное ее понимание: как стремление человека совершать какие-то действия (В. Даль [3]), как определенные способности (С. Рубинштейн [7]), как состояние психики, характеризующееся мобилизацией физических и психических сил (Е. Иванова [5] и др.), как проявление комплекса индивидуально-личностных черт (К.Абульханова-Славская [1] и др.), как признак установки (Д. Узнадзе [8]) и т.д..

В современных научных исследованиях психическое состояние трактуется, прежде всего, как целостное проявление личности, оно занимает своеобразное промежуточное место между психическими процессами и личностными свойствами [6].

Н. Левитов считает, что психическая готовность к деятельности является состоянием, которое может быть как длительным, так и кратковременным, он указывает на зависимость этих состояний от особенностей личности, индивидуальных свойств, типа высшей нервной деятельности человека, и от тех условий, в которых осуществляется деятельность. Готовность как временное состояние исследователь разделял на три вида: обычную, повышенную и пониженную. Состояние обычной готовности бывает у человека перед обыденной, привычной работой; состояние повышенной готовности вызывается новизной и творческим содержанием работы, нетрадиционным стимулированием, хорошим физиологическим самочувствием и т.д.; состояние пониженной готовности может быть вызвано неадекватной мотивацией личности и характеризуется несобранностью, рассеянностью внимания, ошибочностью действий [9].

По определению К. Дурай-Новаковой, готовность к профессиональной деятельности является не только результатом, но и целью профессиональной подготовки. Она также является главным условием эффективной самореализации каждой личности. Исследовательница считает профессиональную готовность сложным структурным образованием, для которого центральным ядром являются совокупность положительных установок, мотивов и осознание ценности своего труда. В состав готовности, по ее мнению, входят комплекс знаний, умений и навыков, а также определенный опыт их применения на практике. В структуре профессиональной готовности К. Дурай-Новакова выделяет следующие компоненты: мотивационный, познавательно-оценочный, эмоционально-волевой, операционно-действенный, мобилизационный. Интересным, на наш взгляд, является ее вывод о том, что понятие профессиональной готовности может быть использовано как категория теории деятельности (состояние и процесс), и как категория теории личности (ее установки и позиции), и как категория теории профессиональной подготовки к деятельности [4, с. 11].

Анализ научных исследований по проблеме позволил выявить ряд противоречий:

- между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, готовых к эффективному вхождению в профессиональную деятельность и недостаточным развитием психологической готовности к профессиональному труду у студентов;

- между повышенными требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам студентов-психологов и недостаточным включением их в учебную деятельность на этапе получения образования;

- между возросшей потребностью студентов-психологов в получении качественного образования и недостаточной разработанностью научной задачи формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Итак, в настоящее время выделяются три основных теоретических подхода к исследованию профессиональной готовности: функциональный, личностный, личностно-деятельностный. В первом готовность понимается как функциональное состояние, которое способствует успешной деятельности, обеспечивает ее высокий уровень. Этот подход характеризуется тем, что состояние готовности в решающей степени обусловлено стойкими психическими особенностями, присущими данной личности. Это не перенос качеств и состояний в новую ситуацию, это их актуализация. Второй подход рассматривает готовность как сложное образование, включающее в себя когнитивный, мотивационный и эмоционально-волевой компоненты, как совокупность знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, необходимых для эффективного выполнения деятельности. Личностно-деятельностный подход к исследованию готовности позволяет выявлять ее как целостное проявление всех сторон личности, выполняющей определенные профессиональные функции. При этом готовность характеризуется как существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции и эффективности.

В отношении готовности психолога к профессиональной деятельности большинством авторов теоретических и экспериментальных научных исследований определено, что профессиональная готовность психолога, в отличие от других профессий, наилучшим образом раскрывается с позиций личностно-деятельностного подхода и включает в себя,

94

как правило, мотивационный, ценностный и личностный компонент и профессиональную направленность.

Таким образом, важнейшими структурными компонентами профессиональной готовности являются мотивы, ценностные ориентации, профессионально-важные личностные качества [2]. Все структурные компоненты профессиональной готовности личности находятся в сложной иерархической зависимости и в своей совокупности функционируют как целостная динамическая система, которая претерпевает изменения в процессе обучения.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

2. Гусова А.Д., Хасиева А.В. Формирование личностных качеств будущих педагогов-психологов// Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация? 2018. № 6. С. 222-226.

3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. М., 1998.

4. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс. ... д-ра пед. наук / К.М. Дурай-Новакова. М., 2003. 356 с.

5. Иванова Е.М. К проблеме психологической готовности человека к жизни и профессиональной деятельности // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке (Хабаровск), 2012. № 2 (34). С. 53—61.

6. Лежнина Л.В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности: монография / Л.В. Лежнина. М.: Издательство «Прометей». МПГУ, 2009. 240 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712 с.

8. Узнадзе Д.Н. Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. § 6. С. 238-242.

9. Шипилова Е.В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.