___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 157, кн. 4 Гуманитарные науки
2015
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ*
Л.М. Попов, И.М. Пучкова, П.Н. Устин
Аннотация
В статье обоснован выбор основных компонентов теоретической модели психологической готовности к профессиональной деятельности и показаны возможности ее формирования среди учащихся высших учебных заведений. Представлены содержание модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности и ее структура. Приведено обоснование эмпирического исследования рассматриваемой модели, представлены его результаты. Описан метод формирования психологической готовности к профессиональной деятельности у учащихся высших учебных заведений на примере студентов-психологов. Предлагаемый метод построен на активизации самопроцессов у студентов как субъектов профессиональной деятельности в процессе обучения и соотносится с компетентностным подходом, направленным на интеграцию теоретических знаний с умением их реализовывать на практике.
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность, диагностика, компетенции, субъект, самопроцессы, метод.
Введение
Процесс трансформации системы профессионального образования сопровождается повышением требований к молодым специалистам - выпускникам вузов. Большое внимание уделяется готовности будущих специалистов к успешному решению профессиональных задач. Повышение качества профессиональной подготовки связано с профессиональным развитием личности. Изучением профессионального становления личности занимались и отечественные (см., например, [1-5]), и зарубежные (см., например, [6-10]) ученые. В процессе профессионализации в условиях вуза уточняются профессиональные намерения, формируются профессиональная направленность и профессионально-значимые качества. Психологические образования, сформированные в процессе обучения в вузе, являются предпосылками успешной адаптации выпускника к профессиональной деятельности. Психологическая готовность к деятельности может рассматриваться в качестве фактора, способствующего профессиональному развитию (см. [11-14] и др.).
Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект № 14-06-00585а).
215
216
Л.М. ПОПОВ и др.
Психологическая готовность к профессиональной деятельности и ее формирование
За основу изучения психологической готовности к профессиональной деятельности был принят личностно-деятельностный подход, с позиции которого готовность рассматривается во взаимосвязи индивидных, личностных и субъектных свойств и качеств. Анализ литературы по проблеме готовности к деятельности выявил разные варианты ее определения: «целенаправленное выражение личности» в совокупности ее отношений, мотивов, установок, волевых, индивидуальных и других качеств [15, с. 4]; психическое состояние [12]; целостное проявление свойств личности, включающее познавательный, эмоциональный и мотивационный компоненты [16]. Н.Д. Левитов, определяя готовность к работе как психическое состояние, подчеркивал, что кроме «общей и длительной готовности к работе существует готовность как временное состояние, которое может быть названо также предстартовым состоянием» [16, с. 221].
В общем случае психологическая готовность к профессиональной деятельности может быть представлена как целостное образование, включающее интерес к деятельности, потребность в достижении результата (мотивационные характеристики личности); понимание функциональных обязанностей, задачи профессиональной деятельности, оценку ее значимости для достижения цели деятельности (познавательные характеристики личности); чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, самоконтроль, сосредоточенность на выполнении задачи (эмоционально-волевые характеристики) [17]. Таким образом, формирование психологической готовности к деятельности в процессе профессиональной подготовки связано с образованием профессионально направленных отношений, мотивов, свойств личности, а также с оценкой условий профессиональной подготовки.
На основе проведенного анализа была разработана теоретическая модель психологической готовности к профессиональной деятельности, детальное описание которой представлено в работе «Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности» [18]. Основу модели составили положения Б.Ф. Ломова [19] о когнитивной, регулятивной и коммуникативной подсистемах в структуре психологии человека как целостной организации. Структура модели включает следующие блоки: профессиональная «Я-концепция»; мотивация; личностные свойства и качества; деятельностно-значимые свойства и качества. Причем составляющие блоков профессиональной «Я-концепции», мотивации и личностных свойств являются универсальными относительно получаемой специальности характеристиками, а «составляющие блока деятельностно-значимых свойств и качеств определяются содержанием будущей профессиональной деятельности и могут иметь разную выраженность у представителей различных направлений подготовки» [18, с. 55].
Апробация теоретической модели психологической готовности к профессиональной деятельности была осуществлена с помощью экспериментального исследования.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..
217
Экспериментальное исследование психологической готовности к профессиональной деятельности
На первом этапе исследования была сформирована выборка из студентов начального этапа вузовской подготовки (I-II курсы), так как в этот период студенты адаптируются к новой среде, новым методам преподавания и форме обучения. На данном этапе обучения формируется профессиональная направленность, осуществляется преобразование мотивации, системы ценностных ориентаций, с одной стороны, и интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой. Учебно-профессиональная деятельность впервые становится ведущим типом деятельности. Происходит становление профессионального самосознания, активизируются процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.
На втором этапе была сформирована психодиагностическая батарея изучения психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях многопрофильного образования, включая разработку и апробацию авторских опросника и анкеты через проведение пилотажных исследований.
На основе выделенных компонентов психологической готовности и их признаков был разработан авторский опросник (И.М. Пучкова, В.В. Петрик). Предлагаемый опросник позволяет оценить актуальный уровень психологической готовности студента к профессиональной деятельности, а также определить выраженность отдельных компонентов (эмоционального, мотивационного и саморегуляционного). В рамках пилотажного исследования на выборке объемом 158 человек были пройдены все необходимые этапы апробации данного опросника.
В процессе исследования также была разработана авторская анкета, позволяющая выявить особенности мотивации выбора профессии, профессиональных намерений, отношения к образовательному процессу, удовлетворенность обучением в вузе. Апробация и стандартизация анкеты была осуществлена на выборке в 820 человек. Помимо анкеты и опросника, в качестве диагностического инструментария были выбраны: опросник «Мотивация учебной деятельности» (Т.Т. Ильина); опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан); Краткий отборочный тест «КОТ» (В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик); 16-факторный опросник Кеттелла.
Третий этап реализации исследования состоял в проведении масштабного диагностического среза среди учащихся высших учебных заведений. Общая выборка составила 700 человек, среди которых студенты-химики, филологи и радиофизики. Таким образом, в исследовании участвовали представители естественно-научного, гуманитарного и технического направлений профессиональной подготовки.
Заключительная часть первого этапа в реализации проекта включала анализ результатов исследования и оформление промежуточного отчета.
При обработке результатов исследования использованы следующие методы статистического анализа: анализ коротких статистик, 1-критерий Стьюдента для различий, корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ.
На начальном этапе проведен анализ общей выборки, включающей студентов I и II курсов. Исходя из особенностей данного этапа профессиональной
218
Л.М. ПОПОВ и др.
подготовки, анализ эмпирических данных был направлен на выявление составляющих успешности обучения как важного элемента готовности к профессиональной деятельности. В результате корреляционного анализа коррелятами успешности обучения выступили: общие интеллектуальные способности; самооценка; склонность к доминированию; дисциплинированность, ответственность; склонность к экспериментированию и нововведениям; мотивация к овладению профессией; мотивация к достижению успеха; удовлетворенность обучением. Таким образом, повышение успешности обучения на начальном этапе вузовской подготовки возможно через развитие способностей, уверенности в своих силах, интереса к будущей профессии, удовлетворенности обучением в вузе. Факторный анализ, проведенный для уточнения результатов исследования, позволил выделить следующие факторы: 1) фактор «Успешность обучения», составляющими которого являются такие психологические характеристики, как самооценка, мотивация овладения профессией, мотивация достижения успеха, средний учебный балл и удовлетворенность обучением; 2) фактор «Активность»; 3) фактор «Самоорганизация»; 4) фактор «Мотивация получения знаний»; 5) фактор «Общие интеллектуальные способности»; 6) фактор «Эмоциональная стабильность».
Выделение подгрупп с низкими, средними и высокими баллами по учебной успеваемости и анализ результатов исследования каждой группы показали, что студенты с высоким учебным баллом имеют более высокие показатели мотивации к овладению профессией и получению знаний; у студентов со средним учебным баллом преобладают показатели мотивации получения диплома и мотивации получения знаний, а для студентов с низким учебным баллом важным является получение диплома и приобретение знаний. Полученные результаты показали необходимость работы со студентами над усилением мотивации к получению профессии, что будет способствовать повышению результативности профессиональной подготовки.
Корреляционный анализ выборки студентов I курса выявил взаимосвязь успешности обучения с самостоятельностью (р < 0.01), удовлетворенности обучением с самооценкой (р < 0.01) и мотивацией достижения успеха (р < 0.01). Сравнительный анализ выборок по 1-критерию Стьюдента показал, что у успевающих студентов более выражены дисциплинированность (1ф = 5.87, р < 0.001) и самостоятельность (1ф = 4.39, р < 0.01).
На основании корреляционного анализа выборки студентов II курса можно сделать вывод о наличии статистически значимых связей успешности обучения с самооценкой (р < 0.01), радикализмом (р < 0.05) и самостоятельностью (р < 0.01), а также удовлетворенности обучением с профессиональными намерениями (р < 0.01) и мотивацией получения знаний (р < 0.01).
Регрессионный анализ, проведенный для повышения прогностичности результатов исследования, позволил установить функциональную зависимость между показателями удовлетворенности профессиональной подготовкой, успешностью обучения и их коррелятами [20]. Во всех вариантах анализа коэффициент множественной корреляции между зависимой и независимыми переменными статистически значим, модель регрессии была содержательно интерпретирована.
Корреляционное исследование общей выборки (по всем направлениям) испытуемых показало, что успешность профессиональной подготовки определяется
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..
219
общеинтеллектуальными способностями (г = 0.31, p < 0.001), мотивацией к получению знаний и (или) освоению профессии (г = 0.23, p < 0.01), стремлением к достижению результата (г = 0.43, p < 0.001), самостоятельностью (г = 0.18, p < 0.01), удовлетворенностью обучением в вузе (г = 0.75, p < 0.001). В эту же структуру в качестве объективного показателя входит и средний балл успеваемости (г = 0.16,p < 0.01).
На основании факторного анализа выделена следующая структура готовности к профессиональной деятельности: составляющие «Я-концепции», удовлетворенность подготовкой в вузе, успешность профессиональной подготовки, целеустремленность, самостоятельность и самоконтроль. Различия в структуре готовности к профессиональной деятельности у представителей разных направлений состоят в следующем. Для гуманитариев характерно отсутствие сформированного представления о содержании и значении профессиональной подготовки; у представителей естественно-научного направления в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности отсутствует представление об условиях будущей деятельности; структура готовности у представителей технического направления дополнительно включает практичность.
Обоснование и апробация метода формирования психологической готовности к профессиональной деятельности
На основе построенной модели был разработан и апробирован метод формирования психологической готовности к профессиональной деятельности.
Рассогласование между профессиональными ожиданиями от выпускника вуза как специалиста, способного решать производственные задачи, и уровнем его профессиональной готовности это делать часто наблюдается при профессиональной подготовке студентов в вузе. Одним из решений проблемы формирования психологической готовности является реализация в современном образовательном пространстве инновационных технологий, направленных на создание условий, в которых учащийся становится субъектом учебной деятельности и получает возможность наиболее полно реализовать свои возможности.
Опираясь на современные образовательные парадигмы и понимая человека как субъекта развития и саморазвития, можно сказать, что формирование психологической готовности студентов предполагает прежде всего активизацию их самопроцессов [21]. Образовательная среда вуза выступает той зоной развития, где студент в полной мере имеет возможность проявить свою активность и самодеятельность. Подобное понимание процессов обучения студентов как субъектов учебной деятельности напрямую согласуется с понятием компетентности.
Понятие компетентности в российской психологии изучается в аспекте профессионального становления и развития человека. В соответствии с этим выделяются два основных уровня оценки компетентности: 1) образовательный, который включает период профессионального обучения, то есть оценку подготовки компетентного специалиста; 2) трудовой - оценка профессиональной эффективности специалиста. В имеющихся источниках значительная часть исследователей (см. [5, 22-29] и др.) под компетентностью понимает комплекс качеств, отражающих гибкость и готовность к приспособлению к профессиональной среде. По сути, данное представление компетентности охватывает оба
220
Л.М. ПОПОВ и др.
выделенных уровня - образовательный и трудовой. Следовательно, профессиональная компетентность упирается в вопрос о профессионально важных качествах. Под ними, согласно В.Д. Шадрикову [30], понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, которые определяют успешность и эффективность ее реализации.
Понимание большинством авторов компетентности через систему определенных качеств (компетенций) отражает эволюцию представлений о данном явлении, под которым ранее понимался следующий триумвират - знания, умения и навыки. В этой связи Л.Л. Босова [23] отмечает, что в контексте концепции компетентностного подхода (см. [31, 32] и др.), получившего распространение в образовательной среде, происходит разделение компетенций со знаниями, умениями, навыками. Знания выступают не только информацией, но и реализацией на практике. Умения включает способность и готовность переносить их на различные объекты профессиональной деятельности. Навыки же предполагают осознанность, а следовательно, готовность их реализовывать как в стандартных, так и в нестандартных условиях. Подобный подход также подразумевает включение личностных качеств, которые не только способствуют становлению компетентности специалиста, но и выступают необходимой составляющей уже успешного субъекта профессиональной деятельности.
Одной из зон развития, где студент может в полной мере проявить свою активность, выступают практические дисциплины, основная цель которых заключается в закреплении на практике полученных знаний и формировании определенных навыков, которые играют важнейшую роль при подготовке будущего специалиста (магистра, бакалавра). Предлагаемый метод формирования психологической готовности к профессиональной деятельности учащихся высших учебных заведений построен на базе практической дисциплины «Методология психологического исследования», преподаваемой у студентов-психологов. В рамках данной дисциплины нами был разработан семестровый курс, главная цель которого сводится к формированию умений и навыков научно-исследовательской работы психолога.
При проведении занятий можно выделить три основные формы работы:
1) небольшой теоретический экскурс;
2) групповая форма работы;
3) самостоятельная работа в форме контрольных.
Сжатый и емкий теоретический материал - теоретический экскурс - дается с целью напомнить основные понятия и алгоритмы, необходимые для практической работы. Предполагается, что студенты уже владеют необходимыми знаниями, полученными на лекционных занятиях, которые им необходимо отработать на практике.
Групповая форма работы занимает наибольшую часть занятий. Студенты разбиваются на подгруппы (по 3-4 человека), получают специальные раздаточные материалы и начинают работать над заданиями. Например, определяют возможные темы по имеющейся проблеме или излагают проблему по теме, формулируют гипотезу на основе данных объекта, предмета и цели. После выполнения групповых заданий проводится совместное обсуждение результатов и определяется степень понимания материала.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..
221
Самостоятельная работа в форме контрольных предполагает оценку сформированных студентом умений и навыков.
В курсе «Методология психологического исследования» можно условно выделить четыре основных блока. Первый блок включает отработку на практике понятийного аппарата. Студенты учатся формулировать проблему предполагаемого психологического исследования, его объект, предмет, цели, гипотезы, задачи.
Второй блок заключается в отработке навыков проведения психологического исследования. Студенты знакомятся с реальными экспериментами, анализируют их, а затем разрабатывают собственные экспериментальные планы на основе предлагаемых психологических категорий.
Третий блок подразумевает работу с методами обработки эмпирических данных, среди которых акцент ставится на количественные методы аппарата математической статистики. Основная задача - сформировать навыки адекватного использования методов обработки (1-критерий Стьюдента, корреляции, параметрические и непараметрические методы).
Четвертый блок включает работу по анализу данных обработки. Студенты обучаются корректно интерпретировать полученные результаты.
Отметим основные характеристики данного курса.
• Занятия проходят на основе личностного контакта между преподавателем и каждым из студентов.
• У студентов на занятиях возникает доверие. Несмотря на то что формат занятий самостоятельно-групповой, происходит постоянное обсуждение процесса работы студентов, которые при этом не боятся ошибиться.
• Задания по различным блокам предполагают постоянную активизацию креативных способностей студентов, то есть соблюдается принцип самодеятельности. Студентам предлагается придумать и собственные классификации, и собственные эксперименты.
• В основе заданий лежит фактический материал реальных диссертационных исследований и экспериментов.
Заключение
На основе проведенного исследования была построена общая модель психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Данная модель состоит из следующих блоков.
1. Блок профессиональной «Я-концепции»: отношение к выбранной специальности, представление о будущей профессии и условиях работы, самооценка способностей и деятельностно-значимых качеств.
2. Блок мотивации: мотивация к получению профессии в условиях обучения, мотивация достижения успеха, мотивация к работе по специальности.
3. Блок личностных свойств и качеств: самооценка, интеллектуальные (общеинтеллектуальные), эмоционально-волевые (эмоциональная устойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, целеустремленность, способность к самоуправлению), коммуникативные (общительность), нравственно-этические способности.
222
Л.М. ПОПОВ и др.
4. Блок деятельностно-значимых свойств и качеств: интеллектуальные (аналитичность, креативность и гибкость мышления), эмоционально-волевые (склонность к эмпатии, нервно-психическая устойчивость, инициативность, решительность), коммуникативные (склонность к доминированию, независимость от группы, социальная смелость) качества.
Составляющие блоков профессиональной «Я-концепции», мотивации и личностных свойств являются характеристиками, универсальными относительно получаемой специальности, необходимыми для формирования и развития психологической готовности учащихся к профессиональной деятельности. Составляющие блока деятельностно-значимых свойств и качеств определяются содержанием будущей профессиональной деятельности и могут иметь разную выраженность у представителей различных направлений подготовки.
Психологическим условием формирования и развития психологической готовности к профессиональной деятельности в условиях многопрофильного вуза является наличие профессиональной «Я-концепции» (профессионального самосознания), а в качестве психологических механизмов развития психологической готовности к профессиональной деятельности выступают мотивация и целепола-гание.
Критериями формирования и развития психологической готовности к профессиональной деятельности выступают интеллектуальные способности, самостоятельность, способность к самоуправлению. Субъективным критерием ее сформированности можно считать удовлетворенность профессиональной подготовкой в вузе, а объективным - успешность обучения.
Апробация предлагаемого метода формирования психологической готовности к профессиональной деятельности среди учащихся высших учебных заведений на примере проведения семестрового курса по дисциплине «Методология психологического исследования» у студентов-психологов доказала ее эффективность. Это дает возможность использования данного метода при обучении студентов-психологов и раскрывает пути распространения его основной идеи на процессы обучения учащихся других специальностей.
Summary
L.M. Popov, I.M. Puchkova, P.N. Ustin. Psychological Readiness for Professional Activity and Methods of Its Formation.
The main components of the theoretical model of psychological readiness for professional activity are considered. Possibilities of its formation among university students are discussed. The content of the model of psychological readiness of students for professional activity and its structure are investigated. The empirical research of the model under study is performed. The results of this research are provided. The method of formation of psychological readiness for professional activity is described by the example of psychology students. The offered method is based on the activation of self-processes in students as the subjects of professional activity and correlates with the competence-based approach aimed to integrate theoretical knowledge and the ability to use it in practice.
Keywords: psychological readiness, professional activity, diagnostics, competences, subject, self-processes, method.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ..
223
Литература
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998. -350 с.
2. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 330 с.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - СПб.: Per se, 2001. -511 с.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
6. Super D.E. A Theory of Vocational Development // Am. Psychol. - 1953. - V. 8, No 5. -P. 185-190.
7. Super D.E., BahnM.Y. Occupational psychology. - London: Tavistock, 1971. - 209 p.
8. Holland J.L. Explorations of a theory of vocational choice and achievement. II. A four-year prediction study // Psychol. Rep. - 1963. - V. 12. - P. 547-594.
9. Dawis R. V., Lofquist L.H., Weiss D.J. A theory of work adjustment (revision) // Minnesota Studies in Vocational Rehabilitation. - 1968. - No XXIII. - P. 1-14.
10. Collin A., Young R. New Directions for Theories of Career // Hum. Relat. - 1986. -V. 39, No 9. - P. 837-853.
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Минск: Тесей, 2003. - 352 с.
12. Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
13. Деркач А.А. Акмеология. - М.: РАГС, 2004. - 299 с.
14. ПряжниковН.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 256 с.
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 176 с.
16. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. -342 с.
17. Душков Б.А., Смирнов Б.А., Королев А.В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности: Словарь / Под ред. Б.А. Душ-кова. - М.: Акад. Проект: Фонд «Мир», 2005. - 847 с.
18. Попов Л.М., Пучкова И.М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. - 2015. - № 1 (43). - С. 53-58.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
20. Пучкова И.М. Успешность начального этапа обучения в вузе: статистический анализ компонент // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 4 (42). - С. 17-21.
21. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: ИП РАН, 2008. - 240 с.
22. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.
23. Босова Л.Л. О некоторых аспектах формирования готовности учащихся к использованию средств ИКТ в учебном процессе // Мир психологии. - 2005. - № 1. -С. 221-230.
224
Л.М. ПОПОВ и др.
24. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51-55.
25. Володина Ю.А. Компетентностный подход в подготовке школьников к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. - 2008. -№ 2. - С.80-86.
26. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
27. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
28. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 400 с.
29. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М: Логос, 1996. - 319 с.
31. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. - М.: Академия, 2007. - 352 с.
32. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. -2004. - № 5. - С. 3-12.
Поступила в редакцию 15.06.15
Попов Леонид Михайлович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]
Пучкова Ирина Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]
Устин Павел Николаевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]