Научная статья на тему 'Психологическая готовность беременных женщин к родительству'

Психологическая готовность беременных женщин к родительству Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1483
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСТВО / МАТЕРИНСТВО / ЦЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ / PSYCHOLOGICAL READINESS / PARENTING / MOTHERHOOD / VALUES / COGNITIVE / EMOTIONAL / BEHAVIORAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галяутдинова С. И., Кутушева Р. Р., Гумерова Р. Б.

В статье представлены некоторые результаты исследования психологической готовности беременных женщин к родительству. Психологическая готовность определена как структура, состоящая из трех компонентов когнитивного, эмоционального и поведенческого, что согласуется с единой теорией психологических процессов Л. М. Веккера. Выявлено, что основным компонентом, определяющим высокую степень психологической готовности к материнству, является когнитивный компонент. В содержание когнитивного компонента включается понимание ребенка, как ценности. Приведены результаты исследования ценностных ориентаций беременных женщин в структуре психологической готовности к родительству. Для выявления системы ценности беременных использовался метод «Ценностные ориентации» М. Рокича. Анализ эмпирического материала осуществлялся с использованием факторного анализа и U критерий Манна-Уитни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Галяутдинова С. И., Кутушева Р. Р., Гумерова Р. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological readiness of pregnant women to parenthood

In this article the results of a study of psychological readiness of pregnant women to parenthood are presented. Psychological readiness is defined as a structure consisting of three components: the cognitive, emotional, and behavioral, which is consistent with the single theory of psychological processes L. M. Vekkera. It was found that the main component that determines the high level of psychological readiness for motherhood is a cognitive component. The content of the cognitive component includes an understanding of the child as a value. Some results of the research of value orientations of pregnant women in the structure of psychological readiness for parenthood. To identify the value system of pregnant women, the method of “Value Orientations” by M. Rokich was applied. The analysis of empirical data was performed using factor analysis and U criterion of Mann-Whitney. Respondents were distributed into two age groups: first group of 21-25 years (56 persons), second group of 26-30 years (44 persons). All women are iparous. The younger age group of pregnant women is characterized by values that are directed at the outside world. Emotional component dominates in the structure of psychological readiness for motherhood. Values of women in the second group are aimed at children. Cognitive and behavioral components dominate in the structure of their psychological readiness for motherhood. Knowledge of the structure of psychological readiness of women to parenthood will help to diagnose disorders of maternal behavior, to design methods of its correction and prevention.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность беременных женщин к родительству»

DOI: 10Л5643/НЬаг№^-2016.2.13

Психологическая готовность беременных женщин к родительству

© С. И. Галяутдинова, Р. Р. Кутушева*, Р. Б. Гумерова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа,ул. З. Валиди, 32.

*ЕтаП: [email protected]

В статье представлены некоторые результаты исследования психологической готовности беременных женщин к родительству Психологическая готовность определена как структура, состоящая из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого, что согласуется с единой теорией психологических процессов Л. М. Веккера. Выявлено, что основным компонентом, определяющим высокую степень психологической готовности к материнству, является когнитивный компонент. В содержание когнитивного компонента включается понимание ребенка, как ценности. Приведены результаты исследования ценностных ориентаций беременных женщин в структуре психологической готовности к родительству. Для выявления системы ценности беременных использовался метод «Ценностные ориентации» М. Рокича. Анализ эмпирического материала осуществлялся с использованием факторного анализа и U - критерий Манна-Уитни.

Ключевые слова: психологическая готовность, родительство, материнство, ценности, когнитивный, эмоциональный, поведенческий

Проблема изучения психологической готовности к родительству является актуальной. Особенно важно изучение данного феномена у женщин готовящихся стать матерью, беременных женщин [8, 13, 15]. На отношение женщины к беременности и родам, ее готовность к ним -оказывают влияние различные факторы, в том числе морально-этические, социальные, экономические и др. Психологические изменения во время беременности проявляются в так называемом синдроме беременности, включающем в себя: аффект осознания себя беременной; рефлексивное принятие нового собственного образа: «Я в положении»; противоречивого отношения к беременности; эмоциональной лабильности; принятия новой жизни в себе; завышенных притязаний по отношению к другим; сексуальной неполноценности периода беременности; страха перед родами; симптом нетерпения. К проявлению всех этих симптомов женщина должна быть готова, иначе, могут возникнуть серьезные осложнения [1, 2, 9, 10].

Психологическая готовность беременных женщин к родительству, в первую очередь, на наш взгляд, включает в себя понимание ребенка как ценности. Как отмечает, Филиппова Г. Г., беременными женщинами были выделены такие ценности как, ценность будущего ребенка; себя как матери и материнская компетентность [3, 12, 14, 16, 18]. Готовность к материнству затрагивает все сферы жизни будущей мамы. Филиппова Г. Г. выделяет следующие основные мотивы материнства: достичь желаемого социального и возрастного статуса (я - взрослая, самостоятельная женщина, занимающая определенное положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе); удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определенные вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других); стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих

внуков, правнуков); реализация своих возможностей (воспитать ребенка, передать ему свои знания, жизненный опыт); компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости); любовь к детям (самый сложный мотив, в котором сочетается удовольствие от общения с ребенком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребенок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других и т.п.); достижение критического для деторождения возраста.

Психологическая готовность выступает предметом изучения в разных областях психологической науки (Л. Д. Битехтина, А. Л. Ганюшкин, П. С. Гуревич, В. Н. Дружинин, С. И. Галяутди-нова и т.д.). Наиболее полное и точное определение, на наш взгляд, предлагает В. Н. Дружинин: «Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта деятельности на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности» [11]. Имеющиеся исследования позволяют представить психологическую готовность как структуру, состоящую из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого, что согласуется с единой теорией психических процессов Л. М. Веккера [5].

Психологическая готовность к родительству, выступая конкретным проявлением психологической готовности, также включает указанные компоненты. В содержании когнитивного компонента психологической готовности к родительству входит, как показывают исследования, знания о роли и функциях матери, понимание необходимости добросовестно выполнять эти функции, понимание ребенка как ценности и др. [6, 7].

Эмоциональный компонент представлен позитивным отношением женщины к собственной беременности, отсутствием страха перед родами, желанием иметь ребенка, заботится о нем и т.д. [8].

Поведенческий компонент психологической готовности к родительству включает умения и навыки ухода за ребенком.

По нашему мнению, одним из основных компонентов, определяющим высокую степень психологической готовности к материнству, является когнитивный компонент. Особо важным проявлением данного когнитивного компонента выступает наличие в системе ценностей женщин - ценности «ребенок» [4].

В настоящей статье представлены некоторые результаты исследования ценностных ори-ентаций беременных женщин в структуре психологической готовности к родительству. Для выявления системы ценности беременных использовался метод «Ценностные ориентации» М. Рокича. Анализ эмпирического материала осуществлялся с использованием факторного анализа и и - критерий Манна-Уитни.

Респонденты распределились на две возрастные группы: 1-я группа от 21-25 лет (56 человек), 2-я возрастная группа от 26-30 лет (44 человек). Все женщины первородящие.

Согласно методике М. Рокича (1973) различают терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности он определял как некоторые убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир

во всем мире) стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности - это убеждение в том, что какие - либо действия (например, честность, рационализм) являются предпочтительными в любых ситуациях.

Женщины 1-й группы выделили такие терминальные ценности, как-то: активная деятельная жизнь (2 = -2.2863, р = 0.022); работа (2 = 2.0467, р = 0.041); любовь (2 = 2.0515, р = 0.042); друзья (2 = -.3140, р = 0.018); общественное признание (2 = 1.8422, р = 0.0327); развлечения ^ = 2.29, р = 0.0219); свобода ^ = -4.2892, р = 0.033).

Во 2-й группе беременных выявились другие тенденции в ценностных приоритетах: жизненная мудрость (2 = -4.3418, р = 0.002); развитие (2 = -2.1512, р = 0.0327); счастливая семейная жизнь ^ = -5.9221, р = 0.0021); уверенность в себе ^ = -5.2915, р = 0.0012).

Инструментальные ценности выступают как средства достижения цели. У женщин в 1-й группе наиболее выраженными оказались такие ценности, как: высокие запросы, жизнерадостность, независимость.

Женщины 2-й группы выделили, главным образом, чуткость и терпимость. Эти качества для беременной женщины крайне важны, поскольку приходится переживать физический дискомфорт, во многом себя ограничивать, подчас во многом перестраивать свою жизнь.

Таким образом, во 2-й группе превалируют ценности, позволяющие женщине эффективно справляться с дискомфортом во время беременности на практике, а в первой группе - более отвлеченные, связанные с высокими ожиданиями от окружающих.

В результате факторного анализа обеих групп респондентов было выделено пять значимых факторов. У беременных женщин 1-й группы первый фактор включил следующие показатели психологической готовности к материнству: работа (0.803); любовь (-0.651); развитие (0.716); счастье других (-0.606), воспитанность (0.985), непримиримость (-0.630), ответственность (0.987), широта взглядов (-0.612).Условно он был назван эмпатико - философским фактором. Данный фактор подразумевает толерантность к временным неблагоприятным воздействиям, когда женщина открыта к изменениям сопутствующим материнству, будь то вынужденный дискомфорт во время беременности, самим родам и предстоящей роли матери. Но следует учитывать, что существует и так называемый диапазон толерантности - это индивидуальная характеристика, определяющаяся через количество допустимых фрустрирующих воздействий, при которых женщина остается толерантной к фрустрирующим событиям. Если количество стрессовых воздействий превышает допустимый диапазон, то женщина становится интолерантной, то есть она уже не готова к дальнейшему преодолению трудностей. Таким образом, чем выше значения по показателям входящим в данный фактор, тем выше толерантность и готовность к материнству. К данному фактору можно также отнести некоторую внутреннюю готовность, установку положительно воспринимать материнство и все состояния возникающие при этом.

Второй фактор включил следующие показатели: материально обеспеченную жизнь (0.562); общественное признание (0.909); продуктивная жизнь (0.733); свобода (0.589); счастливая семейная жизнь (-0.817); высокие запросы (0.690); независимость (0.743); образованность (-0.723); самоконтроль (0.605); эффективность (-0.692). Условно данный фактор был обозначен нами как фактор социально - волевой готовности к материнству. Он включил в себя необходимые для готовности к материнству компоненты социального благополучия (материальная обеспеченность, развитие) и волевых проявлений личности, обеспечивающих ответственность подготовки к родам и преодоление возникающих в ходе беременности трудностей.

Третий фактор включил следующие показатели психологической готовности к материнству у беременных женщин: жизненная мудрость (-0.630); непримиримость (0.663); образованность (-0.7403); честность (-0.622). Он был обозначен - как когнитивный фактор готовности к материнству.

Полученные взаимосвязи свидетельствуют о том, что чем больше будущая мама обладает соответствующими знаниями о предстоящей беременности и способна к эффективной саморегуляции, контролю своего настроения, возникающего беспокойства, тем лучше она готова к тому, чтобы стать мамой.

Четвертый фактор включил в себя: здоровье (-0.768); друзей (-0.5363); любовь (-0.588); развлечения (0.981);творчество (0.931); уверенность в себе (-0.531). Данный фактор был назван эмоционально - ресурсным. Он включил в себя эмоционально значимые аспекты жизни, которые помогают справиться даже с самыми тяжелыми ситуациями, давая силы и эмоциональную поддержку беременным женщинам. При таких условиях эмоциональное состояние женщины позволяет ей справляться с трудностями, возникающими во время беременности, обращаясь к ценностям входящим в данный фактор как к ресурсам, помогающим преодолеть возникающие проблемы, страхи и тревогу. Если же показатели, входящие в данный фактор развиты слабо, то и должной готовности к материнству не будет, женщина будет чувствовать себя уязвимой и эмоционально истощенной, что негативно скажется на протекании беременности.

Пятый фактор объединил: аккуратность (0.6571); высокие запросы (0.883); волю (-0.674); честность (-0.511). Фактор назван волевой готовностью к материнству. Включил в себя взаимосвязи отражающие веру в свои силы и возможности. Желание добиться своего, каких бы трудностей не пришлось для этого преодолеть.

Во 2-й группе респондентов в первый фактор вошли: жизненная мудрость (-0.584); работа (0.964); друзья (0.728); познание (-0.623); продуктивная жизнь (-0.655); развлечения (0.799); свобода (0.665); аккуратность (-0.766); воспитанность (0.600); самоконтроль (-0.539); смелость (0.826). Условно мы назвали данный фактор когнитивно - волевой готовностью к материнству. Фактор отражает суть 3-го фактора в первой группе, но не отражает его специфику - в эти два фактора включены разные шкалы. Можно сказать, что для второй группы беременных женщин готовность представлена более широко и меньше «нагружена» ответственностью, как для первой группы. Таким образом, мамы, рожающие позже, проявляют большую смелость и ощущают большую уверенность в себе.

Во второй фактор вошли: счастливая семейная жизнь (-0.801); высокие запросы (0.771); терпимость (0.557). Фактор был назван социально - волевыми может быть сопоставлен с 2-м фактором в первой группе. Однако, как и в первом случае нельзя говорить об идентичности факторов, скорее речь идет об их различии, поскольку ни одна из шкал не совпадает со шкалами в первой группе.

Третий фактор включил в себя: активную деятельную жизнь (-0.529), общественное признание (0.916); уверенность в себе (0.766), воспитанность (0.598), нетерпимость (-0.546), широта взглядов (-0.559), чуткость (0.678). Условно фактор был обозначен как социальная готовность к материнству. Он имеет много общего со вторым фактором в первой группе, но, как и в других случаях, шкалы, вошедшие в него, не совпадают.

Четвертый фактор включил в себя: красоту (0.642) и творчество (0.780). Фактор был обозначен, как и четвертый фактор первой группы эмоционально - ресурсным, поскольку объединил, то, что эмоционально поддерживает женщину, готовящуюся к родам. В первой группе мы могли констатировать большее разнообразие форм самоподдержки, во второй значительно меньше, что может говорить об уже сформировавшихся основных ценностях.

В пятый фактор вошли: здоровье (-0.634); любовь (-0.606), работа (0.634); материально обеспеченная жизнь (-0.565); общественное признание (0.846); развлечения (0.526); уверенность в себе (-0.788); образованность (-0.581); рационализм (0.595). Фактор можно обозначить как социально-когнитивную готовность к материнству. По существу фактор схож со вторым и третьим фактором первой группы, но, как и во всех предыдущих случаях обладает своей спецификой и отличается по содержанию большей развитостью, нежели в 1-й группе, что свидетельствует о более зрелой жизненной позиции женщин из 2-й группы.

Рассмотрев выявленные факторы в обеих группах, мы можем заключить, что данные факторы могут быть разделены на когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты готовности к материнству.

Так, для 1-й группы когнитивный компонент представлен третьим фактором (когнитивный фактор готовности к материнству). Эмоциональный компонент готовности к материнству включил первый фактор (эмпатико - философский) и четвертый фактор (эмоционально - ресурсный). Поведенческий компонент включил второй фактор (социально - волевой готовности к материнству) и пятый фактор (волевой готовностью к материнству).

Для 2-й группы когнитивную готовность к материнству представили первый (когнитивно - волевая готовностью к материнству) и пятый (социально - когнитивная готовность к материнству) факторы. Эмоциональная готовность была отражена четвертым фактором (эмоционально - ресурсный). Поведенческая готовность была представлена достаточно широко - первым (когнитивно - волевой), вторым (социально - волевым), третьим (социальная готовность к материнству) и пятым (социально - когнитивная готовность к материнству) факторами.

Процентные соотношения выраженности компонентов готовности к материнству в обеих группах свидетельствуют о том, что существуют существенные различия в когнитивной готовности между группами - в старшей группе она выше на 22%. Это делает старшую группу более подготовленной к предстоящим для них изменениям. Подтверждением того, что готовность к материнству беременных женщин 2-й группы выше, служит более выраженный эмоциональный компонент в 1-й группе (выше на 25.4%). Это свидетельствует о том, что женщины младшей группы более эмоциональны и впечатлительны, им сложнее справляться со стрессом, сопутствующим беременности.

Поведенческий компонент несколько выше во второй группе (на 3.4%), но это различие не может считаться существенным, т.к. находится в пределах статистической погрешности.

Таким образом, для беременных женщин младшей возрастной группы характерны ценности, которые направлены на внешний мир. В структуре психологической готовности к материнству у них преобладает эмоциональный компонент. Для более возрастных женщин (2-я группа) специфичны ценности, направленные на ребенка. У них в структуре психологической готовности к материнству преобладают когнитивный и поведенческий компоненты.

Знания структуры психологической готовности женщины к родительству позволят своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики.

Литература

1. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. №4.

2. Бакирова З. А., Мочалов С. М., Куксо П. А. Последствия нарушений психоэмоциональной сферы человека // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. №3(2). С. 382-385.

3. Брутман В. И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и родов // Вопросы психологии. 2002. №1. С. 59-68.

4. Галяутдинова С. И. Психологическая готовность к материнству // Статус и роль башкирской женщины в современном мире. Уфа: ГИЛЕМ, 2011.

5. Галяутдинова С. И., Белан Л. Н., Гумерова Р. Б. Понимание психологической готовности туриста к чрезвычайной ситуации в походе // Социально - психологическая помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Уфа: РИЦ БашГу, 2011. C. 11-14.

6. Галяутдинова С. И., Ахмадеева Е. В., Гумерова Р. Б. Проблемы понимания ценностей и психологической безопасности семьи. Уфа.: Изд-во РИЦ БашГУ, 2004. 154 с.

7. Добряков И. В. Перинатальная психология. URL: http://iknigi.net/avtor-igor-dobryakov/90304-perinatal-naya-psihologiya-igor-dobryakov/read/page-1.html

8. Кутушева Р. Р., Гумерова Р. Б. Система ценностей у беременных женщин // Актуальные вопросы психологии. РИЦ БашГУ, 2015. 180 с.

9. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2002. №5. С. 18-27.

10. Политика О. И. Взаимосвязь механизмов совладания и психоэмоциональных особенностей женщин в период гестации с угрозой прерывания // Современная психология: теория и практика Материалы VII международной научно-практической конференции. 2012. С. 140-143.

11. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. 656 с.

12. Филиппова Г. Г. Пренатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии. М.: РГУ, 2004. 498 с.

13. Хох И. Р., Шакирова Е. В. Изучение психологической доминанты переживаний беременных женщин // XXXV Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» 19.02.2015 г. Москва.

14. Щербаков С. В. Психология. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. URL: https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn>

15. Чибисова М. Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 21 с.

16. Цесфонтейнес Л. Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1994. 27 с.

17. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи: 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 528 с.

18. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. URL: http://hpsy.ru/pub-lic/x2755.htm

Поступила в редакцию 16.02.2016 г.

DOI: 10.15643/libartrus-2016.2.13

Psychological readiness of pregnant women to parenthood

© S. I. Galjautdinova, R. R. Kutusheva*, R. B. Gumerova

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

*Email: [email protected]

In this article the results of a study of psychological readiness of pregnant women to parenthood are presented. Psychological readiness is defined as a structure consisting of three components: the cognitive, emotional, and behavioral, which is consistent with the single theory of psychological processes L. M. Vekkera. It was found that the main component that determines the high level of psychological readiness for motherhood is a cognitive component. The content of the cognitive component includes an understanding of the child as a value. Some results of the research of value orientations of pregnant women in the structure of psychological readiness for parenthood. To identify the value system of pregnant women, the method of "Value Orientations" by M. Rokich was applied. The analysis of empirical data was performed using factor analysis and U criterion of Mann-Whitney. Respondents were distributed into two age groups: first group of 21-25 years (56 persons), second group of 26-30 years (44 persons). All women are nulliparous. The younger age group of pregnant women is characterized by values that are directed at the outside world. Emotional component dominates in the structure of psychological readiness for motherhood. Values of women in the second group are aimed at children. Cognitive and behavioral components dominate in the structure of their psychological readiness for motherhood. Knowledge of the structure of psychological readiness of women to parenthood will help to diagnose disorders of maternal behavior, to design methods of its correction and prevention.

Keywords: psychological readiness, parenting, motherhood, values, cognitive, emotional, behavioral.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

Please, cite the article: Galjautdinova S. I., Kutusheva R. R., Gumerova R. B. Psychological readiness of pregnant women to parenthood // Liberal Arts in Russia. 2016. Vol. 5. No. 2. Pp. 243-250.

References

1. Bazhenova O. V., Baz L. L., Kopyl O. A. Sinaps. 1993. No. 4.

2. Bakirova Z. A., Mochalov S. M., Kukso P. A. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2010. Vol. 12. No. 3(2). Pp. 382-385.

3. Brutman V. I., Filippova G. G., Khamitova I. Yu. Voprosy psikhologii. 2002. No. 1. Pp. 59-68.

4. Galyautdinova S. I. Status i rol' bashkirskoi zhenshchiny vsovremennom mire. Ufa: GILEM, 2011.

5. Galyautdinova S. I., Belan L. N., Gumerova R. B. Sotsial'no - psikhologicheskaya pomoshch' naseleniyu v chrezvy-chainykh situatsiyakh. Ufa: RITs BashGu, 2011. Pp. 11-14.

6. Galyautdinova S. I., Akhmadeeva E. V., Gumerova R. B. Problemy ponimaniya tsennostei i psikhologicheskoi be-zopasnosti sem 'I [The problems of understanding the values and psychological security of the family]. Ufa.: Izd-vo RITs BashGU, 2004.

7. Dobryakov I. V. Perinatal'naya psikhologiya. URL: http://iknigi.net/avtor-igor-dobryakov/90304-perinatal-naya-psihologiya-igor-dobryakov/read/page-1.html

8. Kutusheva R. R., Gumerova R. B. Aktual'nye voprosy psikhologii. RITs BashGU, 2015.

9. Meshcheryakova S. Yu. Voprosy psikhologii. 2002. No. 5. Pp. 18-27.

10. Politika O. I. Sovremennaya psikhologiya: teoriya ipraktika Materialy VII mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2012. Pp. 140-143.

11. Psikhologiya. Uchebnik dlya gumanitarnykh vuzov [Psychology. Textbook for universities specialized on liberal arts]. Ed. V. N. Druzhinina. Saint Petersburg: Piter, 2001.

12. Filippova G. G. Prenatal'naya psikhologiya i psikhologiya roditel'stva - novaya oblast' issledovaniya i praktiki v psikhologii [Prenatal psychology and psychology of parenthood - a new area of study and practice in psychology]. Moscow: RGU, 2004.

13. Khokh I. R., Shakirova E. V. XXXV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psikhologii» 19.02.2015 g. Moskva.

14. Shcherbakov S. V. Psikhologiya. Ufa: RITs BashGU, 2013. URL: https://bashedu.bibliotech.ru/Account/LogOn>

15. Chibisova M. Yu. Fenomen materinstva i ego otrazhenie v samosoznanii sovremennoi molodoi zhenshchiny: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow, 2011.

16. Tsesfonteines L. G. Tsennostnye orientatsii na razlichnykh etapakh razvitiya lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Saint Petersburg, 1994.

17. Eidemiller E. G., Yustitskis V. V. Psikhologiya i psikhoterapiya sem 'i: 4 ed. [Psychology and psychotherapy of the family: 4th ed.] Saint Petersburg: Piter, 2008.

18. Yanitskii M. S. Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema. URL: http://hpsy.ru/pub-lic/x2755.htm

Received 16.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.