УДК 159.923 ББК Ю94
ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05
Код ВАК 13.00.01; 19.00.07
С. А. Водяха
Екатеринбург
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТОИНСТВ ЛИЧНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: позитивные черты характера; добродетели; достоинства; классификация достоинств и добродетелей.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается концепция позитивных качеств личности К. Питерсона и М. Селигмана. Основными понятиями концепции являются понятия достоинств характера личности и добродетелей. На основе теоретических представлений К. Питерсона и М. Селигмана разработана методика «Опросник личностных достоинств». Излагаются содержание конструкта методики и ее психометрические показатели.
S. A. Vodyakha
Ekaterinburg
PSYCHOLOGICAL TESTING OF A PERSON’S VIRTUES
KEY WORDS: positive character traits; virtues; merits; classification of virtues and merits.
ABSTRACT. The concept of positive personality traits introduced by K. Peterson and M. Seligman is discussed in this article. The basic concepts of the theory are virtues of personal character and merits. Based on the theoretical concepts by K. Peterson and M. Seligman, the author of this article developed personal virtues questionnaire. The article outlines the content of the constructed method and its psychometric value.
Согласно концепции кризиса, разработанной О. В. Григорьевым, А. Б. Кобяко-вым, Л. М. Хазиным, существуют времена стабильные и кризисные. В кризисные годы выживает то общество, которое ориентируется на традиционные ценности, которые долгое время не являлись предметом исследования психологии. Впервые о традиционных ценностях как о приоритетном предмете исследования стали говорить позитивные психологи. Они впервые сделали попытку синтезировать знания, полученные в трех парадигмах осмысления внешней и внутренней реальности человеком: науке, религии и этике.
Концепция хорошего характера для позитивной психологии является центральной идеей. М. Се-лигман высказал следующие предположения:
1) черты характера составляют истинную природу, сущность личности;
2) содержание деятельности личности зависит от ее характера;
3) характер имеет две формы — плохой и хороший (достойный, ангельский).
М. Селигман утверждает, что в человеке одинакова предрасположенность как к добру, так и ко злу. «Эволюционным путем отбирались как черты, поддерживающие нравственность, кооперацию и доброту, так и такие черты, как склонность к убийству, корысти и воровству» (4. Р. 121). Примерно 10% людей являются носителями альтруистических генов и примерно столько же — носителями генов враждебности и деструктивности. Остальные люди обладают в равной степени как склонностью ко злу, так и к добру. Поэтому задачей воспитания является обнаружение позитивных черт характера или личностных достоинств.
Наиболее разработанной проблемой в позитивной психологии является проблема характера, его достоинств и сильных сторон. К. Питерсон и М. Селигман обнаружили, что существуют позитивные черты личности и достоинства личности. Они оказались более универсальными, чем ожидалось.
Добродетели — основные особенности личности, выделенные философами и религиозными мыслителями: мудрость, храбрость, человеч-
ность, справедливость, умеренность и трансцендентность.
Эти шесть широких категорий достоинства выявляются из исторических обзоров развития как западной, так и восточной этической мысли [1]. К. Питерсон и М. Селигман считают, что добродетели универсальны. Они, возможно, имеют биологическое основание. Человек, стремящийся преодолевать тенденции гомеостаза в ходе эволюционного процесса, развивал свой адаптационный потенциал. Умение согласовывать свои действия с другими и развитые духовные устремления повышали выживаемость человека как вида.
Достоинства — психологические процессы компонентов, или механизмы, определяющие эти достоинства. Другими словами, они являются стратегиями проявления той или иной добродетели. Например, добродетель мудрости может быть достигнута через такие силы, как любопытство, любовь к учению, открытость, креативность, перспективность, мудрость. Эти сильные стороны характера, гармонизируют личность, становясь ведущими в ее структуре. Б. И. Додонов писал, что личность приобретает гармоничность благодаря максимальному развитию той способности, или личностного качества, которое становится смыслообразующим.
Л. Уокер и Р. Питтс расценивают достоинства характера как адекватно существующую психическую реальность, которая может быть квантифицирована и измерена психометрическими инструментами. Предполагается, что не все достоинства характера манифестируются у испытуемых [6]. К. Питерсон и М. Селигман рассматривают достоинства характера как измеряемые индивидуальные черты личности.
Измерение достоинств характера возможно при соблюдении следующих принципов:
1. Достоинства характера должны быть осознанными в диапазоне потока осознания своих привычных чувств и действий. Они должны быть доступны самооцениванию. Другими словами, достоинства характера должны быть подобны чертам личности в смысле наличия степени гене-рализованности и стабильности проявления.
© Водяха С. А., 2012
2. Достоинства характера способствуют формированию личностного стандарта, по которому оценивается качество жизни как своей собственной, так и других людей. Достоинства характера и добродетели, без сомнения, определяют, как человек справляется со стрессами, на чем он фокусируется и как ладит с людьми. Но главная цель позитивной психологии не в том, чтобы избежать неприятностей, а в том, чтобы неприятности не возникали. Она стремится не к преодолению неизбежно возникающего эмоционального нарушения, а к формированию положительного отношения к внешней и внутренней реальности и в результате к положительному качеству жизни.
3. Хотя достоинства характера во многом определяют продуктивность личности, каждое достоинство характера развивается в соответствии со своей внутренней логикой, которая часто не совсем согласуется со стереотипными критериями успешности поведения и особенно с моральной оценкой. Если способный человек занимается антиобщественной деятельностью, то его креативность или духовность не могут рассматриваться как достоинства характера.
4. Проявление достоинств характера одним человеком не уменьшает значимости других людей, а скорее увеличивает их. Наблюдая за проявлением достоинств, человек получат пример положительного поведения. Проявление достоинств характера, как правило, не вызывает проявлений ревности, потому что достоинства характера — это конгломерат индивидуальных особенностей, проявляемых любой личностью. Чем больше добрых, любознательных и веселых людей окружают человека, тем у него выше вероятность быть позитивным.
5. Формирование и проявление достоинств характера и добродетели зависит от стадий психосоциального развития. В разных обществах и возрастах существуют разные институализированные формы проявления достоинств характера и добродетелей. Это нужно предусматривать при разработке стимульного материала опросника.
6. Достоинства характера представляют собой конкретизированную форму существования добродетели. Г. Олпорт называл их кардинальными чертами личности. Как правило, они внешне валидны, так как поведение личности, не соответствующее кардинальным чертам личности, воспринимается как неистинное и неискреннее.
7. Достоинства характера могут не зависеть от других достоинств. Исходя из этих принципов, К. Питерсон и М. Селигман разработали классификацию достоинств характера и добродетелей. Она включает список из 24-х достоинств характера личности, сгруппированных в пределах 6-ти широких областей — добродетелей [2;3; 5].
VIA классификация достоинств характера и добродетелей
Добродетель мудрости и знания: познавательные достоинства характера, которые ответственны за способы и стратегии приобретения и использования знаний.
1. Креативность (эвристичность, изобретательность): стремление реализоваться в новых и продуктивных способах, осмыслять и производить различные объекты внешней и внутренней реальности.
2. Любопытство (интерес, поиск новизны, открытость опыту, экспериментаторство): стремление к надситуативной активности.
3. Непредубежденность (рассудительность, критическое мышление): продумывание вещей и исследование их со всех сторон; тщательная проработка продукта интеллектуальной деятельности.
4. Любовь к учению: приобретение новых навыков и совокупности знаний.
5. Прогностичность (мудрость): способность дать мудрый совет другим; умение понимать сущность происходящего в окружающем и в своем внутреннем мире и в межличностных отношениях.
Добродетель смелости: аффективные качества, которые обеспечивают осуществление желаний, достижение целей в ситуации преодоления вне зависимости от внешних и внутренних ограничений.
6. Храбрость (доблесть): стремление доводить начатое дело до конца невзирая на внешние угрозы, вызовы, трудности, вероятность осуждения в глазах близкого окружения и опасности неприятия референтной группой.
7. Постоянство (настойчивость, трудолюбие): стремление доводить до конца свои начинания; упорство в процессе деятельности несмотря на препятствия.
8. Целостность (подлинность, честность): искренность самопрезентации аутентичность, отказ от манипулирования образом «Я».
9. Жизнерадостность (интерес, энтузиазм, энергия, задор): переживание жизни как череды каких-либо событий; ощущение себя активизированным.
Добродетель человечности: межличностные черты, которые включают совладающее поведение и оказание поддержки другим
10. Любовь: аффективное переживание близких отношений с другими, в особенности с теми, которые требуют заботы и др.
11. Доброта (великодушие, воспитанность, забота, сострадание, альтруистическая любовь, «правильность»): стремление делать благодеяния для других.
12. Социальный интеллект (эмоциональный интеллект, личностный интеллект): понимание побуждений и чувств других людей и самого себя.
Добродетель справедливости: гражданст-
венные черты, лежащие в основе здоровой жизни общества
13. Гражданственность (социальная ответственность, лояльность, оптимальность взаимодействий): умение хорошо работать в качестве члена группы или команды; лояльность к групповым ценностям.
14. Справедливость: стремление рассматривать поступки людей согласно понятиям справедливости и правосознания, невозможность оказывать влияние на других на основе личных отношений.
15. Лидерство: умение к одобрению членов группы, участником которой он является, стремление добиться цели и в то же время поддерживать теплые отношения внутри группы.
Добродетель умеренности: достоинства характера, которые защищают против перерасхода энергии.
16. Прощение и милосердие: прощение тех, кто сделал что-либо неправильное; принятие не-
достатков других; предоставление людям второго шанса; отсутствие мстительности.
17. Смирение/скромность: стремление не выставлять себя в качестве центральной фигуры; отношение к себе, как и к любому другому.
18. Благоразумие: стремление быть осторожным относительно рискованных выборов; контролировать неуместные риски; не говорить лишнего и не совершать поступков, о которых можно было бы позже сожалеть.
19. Саморегуляция (самообладание): способность регулировать собственные чувства и деятельность; быть дисциплинированным; управление притязаниями и эмоциональными реакциями.
Добродетель трансцендентности: достоинства характера, которые устанавливают связи личности с мирозданием и придают смысл жизни.
20. Понимание красоты и совершенства (страх, удивление, возвышенность): умение ценить красоту, совершенство и/или качество выполненной работы в различных областях жизни.
21. Благодарность: наличие чувства благодарности за хорошие вещи, которые случаются в течение жизненного пути личности.
22. Надежда (оптимизм, озабоченность будущим, ориентация на будущее]: ожидание лучшего в работе и жизни.
23. Юмор (игривость): стремление смеяться и дразнить; вызывать улыбки у других людей; легкое восприятие жизненных событий.
24. Духовность (религиозность, вера, целеустремленность): последовательные верования в более высокие цели, смыслы жизни и значение Вселенной.
На основе данной классификации автором данной статьи был разработан «Опросник лично-
стных достоинств» («Personal Strengths Question-nare») (PSQ).
Опросник содержит 24 шкалы по 7 пунктов на каждую. Общее количество утверждений, составляющих опросник, — 168. Испытуемый должен оценить степень своего согласия в соответствии с модифицированной шкалой Лайкерта. Модификация шкалы Лайкерта состоит в исключении варианта ответа «ни да, ни нет», ориентирующего респондента на неопределенные ответы. Модифицированная шкала Лайкерта представляет собой градуированную самооценку в диапазоне от «никогда» до «всегда». Предварительная стандартизация методики и вычисление надежности шкал осуществлялись на выборке 86 студентов института психологии УрГПУ в возрасте от 18-ти до 46-ти лет. Результаты психометрических исследований методики PSQ представлены в таблице.
Как видно из таблицы, все шкалы близки или соответствуют нормальному распределению. Альфа Кронбаха по каждой шкале отдельно варьирует от 0,91 до 0,92, что свидетельствует о высоком уроне надежности каждой шкалы и является показателем содержательной валидности методики.
Суммарный показатель по методике PSQ в целом асимметрии равен 0, 38, а эксцесса -0,16, что является свидетельством нормальности распределения всех психометрических показателей методики PSQ. Средняя межпозиционная корреляция составляет не более 0, 35, что свидетельствует о том, что выделенные шкалы измеряют содержательно несходные конструкты. Таким образом, можно подтвердить конструктную валидность PSQ. Стандартизированная альфа Кронбаха по методике PSQ в целом равна 0,92, что является подтверждением ее высокой надежности. Психометрические показатели PSQ сравнимы с англоязычными версиями методики VIA Youth.
Таблица
Психометрические показатели опросника личностных достоинств
Названия шкал Среднее Стандартное отклонение Асимметрия Эксцесс Медиана Альфа Кронбаха
Креативность 25,74286 6,001680 0,46151 1,04033 24,00000 0,914319
Любознательность 27,25714 4,584776 0,33115 0,18081 28,00000 0,915504
Непредубежденость 27,40000 3,431686 0,31900 -0,56450 28,00000 0,914864
Любовь к учению 28,54286 4,467812 0,80173 -0,14048 28,00000 0,916206
Мудрость 27,14286 3,843580 -0,13535 -0,67042 27,00000 0,915004
Храбрость 28,94286 5,178819 0,45913 -0,12008 28,00000 0,913636
Настойчивость 28,02857 4,301065 0,47089 0,13408 27,00000 0,914841
Целостность 32,25714 4,306922 -0,38114 -0,43666 32,00000 0,915456
Жизнерадостность 29,85714 5,931684 -2,84316 11,94084 31,00000 0,920614
Любовь 31,97143 5,055490 0,03947 -0,90218 32,00000 0,913704
Доброта 30,05714 4,290502 -0,02263 -1,14630 31,00000 0,914322
Социальный интеллект 30,42857 4,016772 0,12849 -0,32750 31,00000 0,913110
Гражданственность 27,85714 2,647339 -0,47207 0,92659 28,00000 0,917492
Справедливость 32,02857 4,585692 0,11248 -0,17379 32,00000 0,911724
Лидерство 27,74286 4,245017 -0,31472 0,26777 27,00000 0,916723
Милосердие 30,31429 4,296178 -0,44602 0,88718 30,00000 0,919279
Смирение 24,80000 4,613280 -0,41703 -1,01880 26,00000 0,924139
Благоразумие 26,28571 4,040759 -0,02489 0,15926 26,00000 0,918852
Саморегуляция 26,00000 4,665266 -0,21935 0,20317 26,00000 0,919706
Понимание красоты 29,22857 4,472700 -0,23317 0,71757 30,00000 0,918031
Благодарность 33,20000 3,983791 -0,65375 0,35845 34,00000 0,916216
Надежда 32,51429 4,597771 -0,36706 -1,09453 33,00000 0,914647
Чувство юмора 29,51429 4,877146 -0,18514 -0,22649 29,00000 0,918576
Духовность 28,31429 5,183523 -0,01331 -1,13659 28,00000 0,916341
Предлагаемое психодиагностическое средство можно использовать в следующих диагностических целях:
1. Диагностика духовно-нравственных ценностей.
Примером может служить использование методики VIA для диагностики офицерского состава армии США как контингента, оказывающего воспитательное воздействие на подчиненных.
2. Разработка индивидуальной стратегии развития и индивидуального образовательного
ЛИТЕРАТУРА
1. DAHLSGAARD K., PETERSON C., SELIGMAN M. E. P. Virtues converge acrossculture and history. Unpublished manuscript, University of Pennsylvania, 2002.
2. PARK N., PETERSON C., SELIGMAN M. E. P. Reply : Strengths of character and well-being : A closer look at hope and modesty // Journal of Social & Clinical Psychology. 2004. Vol. 23, № 5.
3. PETERsOn C., SELIGMAN M. E. P. Character Strengths and Virtues A Handbook and Classification. Washington: D. C., 2004. APA Press and Oxford University Press.
4. SELIGMAN M. E. P. Authentic Happiness : Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York, 2002.
5. STEEN T. A., KACHOREK L. V., PETERSON C. Character strengths among youth // Journal of Youth and Adolescence. 2003. Vol. 32.
6. WALKER L. J., PITTS R. C. Naturalistic conceptions of moral maturity // Developmental Psychology. 1998. Vol. 34.
маршрута. Опора на знание личностных достоинств позволит разработать более эффективную стратегию развития индивидуальности.
3. Выявление потенциалов и ресурсов сотрудников и менеджеров.
4. Формирование новой модели психологопедагогического сопровождения одаренных и креативных личностей.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова