Научная статья на тему 'Культурологический подход к формированию личности воспитанника'

Культурологический подход к формированию личности воспитанника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1231
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТОИНСТВА ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДОБРОДЕТЕЛИ ЛИЧНОСТИ / THE STRENGTHS OF THE CHARACTER OF THE PERSONALITY / CULTURAL APPROACH / THE CULTURAL MATURITY OF PERSONALITY / PERSONALITY VIRTUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Водяха Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются основы культурологического подхода к формированию личности воспитанника. Культурологический подход к воспитанию понимается как формирование достоинств характера и добродетелей личности. Автор приводит краткий теоретический обзор практики использования культурологического подход к воспитанию. Формирование добродетелей и достоинств характера личности рассматривается как фактор культурной зрелости подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL APPROACH TO THE FORMATION OF PERSONALITY OF PUPIL

The article examines the foundations the cultural approach to the formation of the personality of the pupil. Cultural approach to upbringing is understood as the formation of the strengths and virtues of character personality. Author gives a brief theoretical review of the practice of using the cultural approach to education. Formation of the virtues and strengths of the character of personality is treated as factor of cultural maturity of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Культурологический подход к формированию личности воспитанника»

УДК 159.923 ГРНТИ 15.21.51; ВАК 13.00.00

14.01.11

С. А. Водяха

Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: достоинства характера личности, культурологический подход, культурная зрелость личности, добродетели личности.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются основы культурологического подхода к формированию личности воспитанника. Культурологический подход к воспитанию понимается как формирование достоинств характера и добродетелей личности. Автор приводит краткий теоретический обзор практики использования культурологического подход к воспитанию. Формирование добродетелей и достоинств характера личности рассматривается как фактор культурной зрелости подрастающего поколения.

S. A. Vodyakha

Yekaterinburg, Russia

CULTURAL APPROACH TO THE FORMATION OF PERSONALITY OF PUPIL

KEY WORDS: the strengths of the character of the personality, cultural approach, the cultural maturity of personality, personality virtues.

ABSTRACT: The article examines the foundations the cultural approach to the formation of the personality of the pupil. Cultural approach to upbringing is understood as the formation of the strengths and virtues of character personality. Author gives a brief theoretical review of the practice of using the cultural approach to education. Formation of the virtues and strengths of the character of personality is treated as factor of cultural maturity of the younger generation.

В настоящее время возникает острая дискуссия по поводу того какие интеллектуальные и личностные качества важные качества необходимо формировать у выпускника школы и развивать у студента в процессе профессионального образования.

Наиболее перспективным направлением решения практических проблем образования становится культурологический подход к образованию. Культурологический подход к образованию - это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Процесс формирования личности и воспитания (как процесс управления формированием лично-

сти) состоит не столько в изучении продуктов культуры, сколько в проживании и переживании культуры как эталонного образа жизни и деятельности, как определенной культурной среды, с целью ее развития. Учебную деятельность следует рассматривать как приращение культуры и ее проживание. Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Культурологический подход к образованию основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической

51

структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.

Культурологический подход к образованию направлен на формирование личности. Обладающей культурной зрелостью. Современный педагог и психолог образования должен исходить из воспитательного идеала Л.С. Выготского. Духовно развитая личность должна быть адекватна культуре, в которой она функционирует. Основной целью обучения и воспитания должно быть присвоение формирующейся личностью базовых культурных ценностей. Поэтому для диагностики культурной зрелости личности (которую можно считать синонимичной личностной зрелости) необходимо разрабатывать культурологически ориентированные психодиагностические методики.

Наиболее тесно с культурологическим пониманием формирования целостной личности связаны представления о строении характера представителей позитивной психологии. Позитивная психология, оставаясь эмпирической наукой, рассматривает основные характеристики личности с точки зрения идеала. Описание личности позитивным психологом сходно с представлениями об имманентной сущности человека в этике, теологии и экзи-стенциональной философии.

М. Селигман и М. Чиксентмихай положили начало исследованию достоинств характера, которые делают жизнь ценностно наполненной и формирует личность в качестве активного носителя культуры. Достоинства определяются как эво-люционно адаптивные, биологические предпосылки, проявляющиеся в нервной системе, представляющие естественный потенциал личности, обеспечивающий возможности психологического роста. М. Селигман и К. Питерсон пришли к выводу, что базовыми компонентами характера являются добродетели - основные характеристики личности, выделенные этиками, теологами и доминирующими в обыденном сознании моральными представлениями, достоинства характера - психологические

процессы и механизмы, определяющие добродетели и ситуативными чертами -специфическими условиями, в которых человек проявляет свои достоинства.

К. Питерсон и М. Селигман определяют достоинства как психологические компоненты, т.е. процессы или механизмы, которые определяют нравственную оценку добродетелей [10]

Добродетели - культурно закрепленные формы поведения, позволяющие члену общества адаптироваться к требованиям культуры, в которой функционирует индивид и продуктивно воспроизводить продукты этой культуры.

Выделяются ряд достоинств характера личности и добродетелей.

Добродетель разума: познавательные качества личности позволяющие адекватно осмыслять социальную действительность и разрабатывать эффективную стратегию поведения в проблемной ситуации. Состоит из следующих достоинств характера личности.

1. Креативность (эвристичность, изобретательность): Стремление реализоваться в новых и продуктивных способах осмыслять и производить различные объекты внешней и внутренней реальности.

2. Любознательность. (интерес, поиск новизны, открытость опыту, экспериментаторство): стремление к надситуативной активности.

3. Непредубежденность (рассудительность, критическое мышление): Продумывание вещей и исследование их от всех сторон; тщательная проработка продукта интеллектуальной деятельности .

4. Любовь к учению: Приобретая новые навыки, темы, и совокупности знаний, ли на собственном или формально.

5. Прогностичность (мудрость): способность дать мудрый совет другим; умение понимать сущность происходящего в окружающем мире, в своем внутреннем мире и в межличностных отношениях. Добродетель смелости: аффективные качества, которые обеспечивают осуществление желаний, достигнуть целей в ситуации преодо-

52

ления, вне зависимости от внешних и внутренних ограничений. Состоит из следующих достоинств характера личности.

6. Храбрость (доблесть): стремление доводить начатое дело до конца не взирая на внешние угрозы, вызовы, трудности, вероятность осуждения в газах близкого окружения и опасности неприятия референтной группой.

7. Постоянство (настойчивость, трудолюбие): стремление доводить до конца свои начинания; упорство в процессе деятельности, несмотря на препятствия.

8. Целостность (подлинность, честность): искренность самопрезентации аутентичность, отказ от манипулирования образом Я.

9. Жизнерадостность (интерес, энтузиазм, энергия, задор): Переживание жизни как череды волнительных энергичных событий; ощущение себя живым и активизированным.

Добродетель человечности: межличностные черты, которые включают копинг-стратегии и оказание поддержки другим. Состоит из следующих достоинств характера личности.

10. Любовь: аффективное переживание близких отношений с другими, в особенности тех, в которых выражаются чувства разлуки и заботы.

11. Доброта (великодушие, воспитанность, забота, сострадание, альтруистическая любовь, "правильность"): стремление делать благодеяния для других.

12. Социальный интеллект (эмоциональный интеллект, личностный интеллект): понимание побуждений и чувств других людей и самого себя.

13. Гражданственность (социальная ответственность, лояльность, оптимальность взаимодействий): умение хорошо работать в качестве члена группы или команды; лояльность к групповым ценностям.

14. Справедливость: стремление рассматривать поступки всех людей согласно понятиям справедливости и правосознания, не позволяя личным отношениям оказать влияние на решения о других.

15. Лидерство: умение к одобрению членов группы, участник которой он является, стремление добиться цели и в тоже время, поддерживает теплые отношения в пределах группы.

Добродетель умеренности: достоинства, которые защищают против перерасхода энергии. Состоит из следующих достоинств характера личности.

16. Прощение и милосердие: Прощение тех, кто сделал неправильно; принятие недостатков других; предоставление людям второго шанса; отсутствие мстительности.

17. Смирение / Скромность: стремление не выставлять себя в качестве центральной фигуры; отношение к себе, как и к любому другому.

18. Благоразумие: Быть осторожным относительно рискованных выборов; контролировать неуместные риски; стремление не говорить лишнего и не совершать поступков, о которых можно было бы позже сожалеть.

19. Саморегуляция (самообладание): способность регулировать собственные чувства и деятельность; быть дисциплинируемым; управление притязаниями и эмоциональными реакциями.

Добродетель трансцендентности: черты, которые устанавливают связи личности с мирозданием и придают смысл жизни.

20. Понимание красоты и совершенства (страх, удивление, возвышенность): Ценить красоту, совершенство, и/или качество выполненной работы в различных областях жизни.

21. Благодарность: чувство понимания и благодарности за хорошие вещи, которые случаются в течение жизненного пути личности.

22. Надежда (оптимизм, озабоченность будущим, ориентация на будущее]: Ожидание лучшего в будущем и работе и в жизни.

23. Юмор (игривость): стремление смеяться и дразнить; вызывать улыбки у других людей; легкое восприятие жизненных событий.

53

24. Духовность (религиозность, вера, целеустремленность): последовательные верования о более высокой цели, смысле жизни, и значении вселенной.

Индивидуальная выраженность достоинств существенно различается. Кто-то может выдержать выраженность 15 достоинств, кому-то достаточно и 3-х. формирование достоинств - это естественный процесс, т.к. они соответствуют внутренней природе человека. Но отстаивание достоинств связано с общим энергетизмом личности, поэтому не все достоинства личность может открыто проявлять.

Р. Бинсвас-Динер изучил три различных культуры и обнаружил, что респонденты признали важность и желательность всех этих 24 достоинств в их жизни. Однако, некоторые достоинства были оценены больше чем другие в различных культурах [3].

Самыми распространенными в порядке убывания достоинствами характера являются следующие: доброта, справедливость, честность, благодарность и рассудительность. Наименее распространены такие достоинства характера как благоразумие, скромность и саморегуляция [9].

Самыми распространенными достоинствами характера в британской выборке являются непредубежденность, справедливость, любознательность, любовь к учению, и доброта [7]. Доминирующими достоинствами характера маленьких детей являются любовь, доброта, креативность, любопытство и юмор.

Благодарные люди чаще сообщают о более высоком положительном настроении, оптимизме, удовлетворении жизни, жизнелюбии, религиозности и духовности, и меньшей депрессии и зависти, чем менее благодарные [3]. Благодарные люди имеют тенденцию быть более полезными, благо-

склонными, прощающими, сопереживающими и приятными в общении. Надежда является существенным предиктором успешности лечения у пациентов от 8 до 12 лет, страдающих астмой [7].

Чем выше показатели достоинства любовь к учению, тем вероятнее половое воздержание подростков-мальчиков. Высокая любознательность связана с убеждением мальчиков и девочек в том, что добрачный секс невозможен. Благоразумие связано с воздержанием от сексуальной близости [1].

Благодарные люди проявляют меньше признаков физических заболеваний, демонстрируют более оптимистические оценки жизни и проводят больше времени, практикуя техники, улучающие благополучие и формирующие оптимальное функционирование [8]. Студенты, которые многократно молятся, сообщают о более высоких уровнях оптимизма и удовлетворенности жизнью, меньшей выраженности отрицательных аффектов и физических недомоганий [5].

Опора на формирование достоинств характера и добродетелей личности формирует в индивиде сущностные человеческие проявления. Личность становится активным субъектом культуры, рефлексирующей каждый свой шаг в жизненном пространстве с точки зрения степени соответствия деяния культурному общечеловеческому стереотипу.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: наиболее соответствующей культурологическому подходу психологической теорией является позитивная психология; формирование добродетелей и достоинств характера личности способствует культурной зрелости подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водяха С.А. Психологическая диагностика достоинств личности// Педагогическое образование в России. 2012. №2. - С.13-16.

54

2. Aspinwall L. G. & Staudinger U. M. A psychology of human strengths: Fundamental questions and future directions for a positive psychology. Washington, DC: APA Books. 2003.

3. Biswas-DienerR., Kashdan T.B., & Minhas, G. A dynamic approach to psychological strength development and intervention. //Journal of Positive Psychology. 2011. № 6. Pp. 106-118.

4. Brdar I., & Kashdan T. B. Character strengths and well-being in croatia: An empirical investigation of structure and correlates. Journal of Research in Personality, 2009. № 44, pp. 136148.

5. Buckingham, Marcus & Clifton, Donald O. Now, Discover Your Strengths. New York: The Free Press. 2001

6. Carr A. Positive Psychology: The Science of Happiness and Human Strengths. Hove: Brun-ner-Routledge. 2004

7. Linley S. Harrington & N. Page (Eds.). Oxford handbook of positive psychology and work. New York: Oxford University Press.

8. Macdonald C, Bore M, Munro D Values in Action Scale and the Big 5: An empirical indication of structure. Journal of Research in Personality. 2008. №42. Pp. 787-799

9. Park N., Peterson C. and Seligman, M. Strengths of character and wellbeing: a closer look at hope and modesty. Journal of Social and Clinical Psychology, 2004. №5. Pp. 628-34.

10. Peterson C. and Seligman M. Character Strengths and Virtues: A Handbook and Classification. New York: Oxford University Press. 2004

11. Shryack J., Steger, M.F., Krueger R.F. & Kallie, C.S. The Structure of virtue: An empirical investigation of the dimensionality of the virtues in action inventory of strengths. Personality and Individual Differences, 2010. №48. Pp. 714-719.

12. Snyder C. and Lopez, S. Positive Psychology: The Scientific and Practical Explorations of Human Strengths. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2007.

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.