Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве
Минязева Т.Ф.
психологическая диагностика человека при решении вопросов профилактики
ТЕРРОРИЗМА
цель: Обосновать необходимость использования в деятельности по выявлению и профилактике террористических угроз методов психологической диагностики человека.
Методология: В статье использованы теоретико-прикладной, системно-структурный, формально-юридический, логический методы исследования, методы анализа и синтеза.
Результаты: В статье поднята проблема использования методов современной психологической диагностики человека при проведении профилактических мероприятий по выявлению террористических угроз. Показана роль диагностической информации в санкционировании проведения оперативных мероприятий в отношении лиц, склонных к террористической деятельности.
Новизна/оригинальность/ценность: Статья отличается научной новизной постановки вопроса применительно к проблеме профилактики террористических угроз и содержит оригинальные предложения по совершенствованию действующего законодательства в части ответственности за кибер-терроризм и повышения эффективности мер профилактики терроризма.
Ключевые слова: террористические угрозы, меры профилактики, психологическая диагностика человека, кибертерроризм.
Minyazeva T.F.
PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS OF A PERSON IN DEALING WITH THE PREVENTION OF TERRORISM.
Purpose: To justify the need to use methods of psychological diagnosis of a person in the activity to identify and prevent terrorist threats.
Methodology: The article uses theoretical-applied, system-structural, formal-legal, logical, research methods, methods of analysis and synthesis.
Results: The article raises the problem of using the methods of modern psychological diagnostics of a person when carrying out preventive measures to identify terrorist threats. The role of diagnostic information in the sanctioning of carrying out operational measures in relation to persons prone to terrorist activities is shown.
Novelty/originality/value: The article is distinguished by the scientific novelty of the statement of the problem with reference to the problem of the prevention of terrorist threats and contains original proposals for the improvement of the current legislation in parts of responsibility for cyber terrorism and increasing the effectiveness of the prevention of terrorism.
Keywords: terrorist threats, prevention measures, psychological diagnosis of a person, cyberterrorism.
В 2017 г. в мире совершено более двадцати крупных террористических актов, погибли свыше 500 человек, более миллиона человек пострадали. Приведем отдельные примеры терактов 2017 г. 1 января 2017 г. в Стамбуле террорист-одиночка с огнестрельным оружием в руках напал на ночной клуб. Погибли 39 человек, пострадали более 60 человек; 5 января в провинции Латакия, находящейся под контролем сирийского правительства, террорист въехал на заминированном автомобиле в толпу прохожих. Погибли 15 человек, более 40 получили ранения. 3 апреля - взрыв бомбы в метро Санкт-Петербурга на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». Погибли 15 человек, 103 человека пострадали [1]. 22 мая во время концерта американской певицы Арианны Гранде на городском стадионе «Манчестер Арена» в Манчестере смертник-террорист устроил подрыв бомбы, в результате которого сра-
зу погибли двадцать человек и более ста получили ранения [2]. 15 сентября совершен теракт в Лондоне (метро «Парсон Грант»), в результате которого было госпитализировано 18 человек [3]. 2 октября ночью 64-летний американец Стивен Пэддок открыл стрельбу из номера своего отеля по толпе посетителей фестиваля кантри-музыки «Route 91» в Лас-Вегасе. Погибли 59 человек, пострадали более 400. В номере отеля правоохранители обнаружили более 10 винтовок [4].
Эти и другие террористические акты совершены в условиях, когда в мире давно уже созданы высокотехнологичные средства наблюдения за происходящим в общественных местах (в транспорте, на вокзалах, аэропортах, магазинах, в театрах и пр.), позволяющие оперативно проследить наличие у входящих лиц запрещенных предметов и веществ и, тем более, проконтролировать груз въезжающего транспорта.
ЕВРАЗИЙСКАЯ
> 1(32)2018 <
АДВОКАТУРА
Но как объяснить проникновение с огнестрельным оружием в руках в ночной клуб Стамбула террориста-одиночки, пронос в метро в Санкт-Петербурге бомбы или въезд террориста на заминированном автомобиле в находящуюся под контролем сирийского правительства провинцию Латакия, длившийся несколько дней беспрепятственный пронос в номер отеля в Лас-Вегасе американцем Стивеном Пэддок оружия и боеприпасов?
Приходится констатировать, что должная безопасность граждан в разных странах не обеспечивается в связи с небрежным отношением уполномоченных законом органов к исполнению возложенной на них обязанности оперативно реагировать на поведение подозрительных лиц, недостаточным их профессионализмом. В определенной мере сказываются дефицит современного технического оснащения работников службы обеспечения безопасности, отсутствие у них полномочий на принятие мер реагирования в отношении таких лиц.
В Российской Федерации антитеррористическая деятельность лиц, входящих в комиссии и оперативные штабы, призванные Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» осуществлять контроль за исполнением решений Комитета и Федерального оперативного штаба за состоянием общегосударственной системы противодействия терроризму, не обрела должного уровня компетенции. Лица, призванные предотвращать готовящиеся террористические акты, в период относительного затишья теряют бдительность и активизируют свою деятельность на этапе устранения или минимизации вреда, причиненного совершенными деяниями.
В мировом пространстве, как и в отдельно взятой стране, отсутствует комплексная, взаимосвязанная, учитывающая основные тенденции совершенствования технической оснащенности и жестокости террористов, масштабы развития террористической деятельности система взаимодействия субъектов профилактики преступлений.
Террористический акт, независимо от того, совершается ли он террористом-одиночкой или группами террористов, - преступление, требующее тщательной подготовки. Ряд подготовительных к террористическому акту действий образует самостоятельные виды тяжких или особо тяжких преступлений: угроза совершения акта терроризма, склонение лиц для совершения преступлений, связанных с террористической деятель-
ностью, финансирование терроризма, участие в террористическом сообществе (ст. 205; 205,1; 205.4) и другие.
Согласно всем понятиям терроризма («социальное явление», будоражащее мир; собственно «террористический акт», то есть совершение действий, его образующих; «террористические угрозы» как террористическая деятельность, направленная на совершение террористических актов) эффективность противодействия ему определяется способностью соответствующих органов выявлять «террористические угрозы» и не допускать развития начавшейся террористической деятельности.
«Террористические угрозы» как деяния, направленные только на создание условий для совершения террористических актов, - понятие оценочное. С учетом положений действующего законодательства и правовой доктрины [5, 6, 7] террористические угрозы можно определить как действия, направленные на пропаганду идеологии насилия, устрашение населения причинением тяжких последствий охраняемым законом объектам, интересам государства и имеющие цель дестабилизировать деятельность органов власти или международных организаций, либо воздействовать на принятие ими решений, либо цель провокации войны или осложнения международных отношений, нарушения мирного сосуществования государств и народов.
Террористическую угрозу в широком понимании создают разные деяния, предусмотренные административным и уголовным законодательством. Например, террористическую угрозу могут представлять такие административные правонарушения, как «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны», «Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с
оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием» (ст. 20.3, 20.7, 20.8 и др. КоАП РФ). Террористическую угрозу представляют такие преступления, как «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов», «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, преступления экстремистской направленности» (ст. 222, 226, 226.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 и др. УК РФ).
Совершение перечисленных административных правонарушений и преступлений не обязательно направлено на совершение террористического акта, но лица, их совершающие, потенциально способны поддаться влиянию организаторов последнего.
Такие деяния, как угроза совершения действий, создающих реальную опасность совершения террористического акта либо акта международного терроризма (ч. 1 ст. 205 УК РФ, ч. 1 ст. 361 УК РФ); содействие террористической деятельности: склонение, вербовка, финансирование и т. п. (ст. 205.1, ч. 2 ст. 361 УК РФ); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ); прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ); организация террористического сообщества и участие в нем (ст. 205.4 УК РФ); организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ); несообщение о преступлении (ст. 205.6 УК РФ); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ); незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК РФ); приготовление к совершению взрыва, поджога и др. действий, относящихся к террористическому акту или к акту международного терроризма (ст. 205 УК РФ, ч. 1, 3 ст. 361 УК); захват заложника (ст. 206 УК РФ); угон судна воздушного или водного транспорта либо
железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ); хищения либо вымогательства ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 221 УК РФ); посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ); вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ); нападение на лица или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ), представляют реальную террористическую угрозу и караются уголовным законом.
Санкции, установленные уголовным законом за преступления, образующие террористические угрозы, несмотря на их строгость (вплоть до максимального предела лишения свободы на определенный срок и пожизненного, например за организацию террористического сообщества (ч. 1 ст. 205.4 УК РФ предусмотрено лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное)), как показывают реалии, во-первых, не достигают главной предупредительной цели и, во-вторых, являются вспомогательным и крайним средством борьбы с террористической деятельностью, особенно когда используют тщательно замаскированных террористов-смертников или когда действуют психически неуравновешенные террористы-одиночки.
Допущение совершения террористических актов - последствие неэффективности работы субъектов профилактики правонарушений, к которым ст. 5 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» относит федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры РФ, следственные органы Следственного комитета РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Причиной неэффективности работы перечисленных субъектов является недостаточное их международное сотрудничество и взаимодействие со спецслужбами разных государств, с институтами гражданского общества, научными центрами и бизнес-сообществами.
Очевидно, что в современный период приоритет в профилактической работе должен быть отдан поиску и использованию новых форм и методов организационных механизмов работы с населением на основе методик социальной, психологической диагностики человека, позволяющих с высокой степенью вероятности выявлять потенциальных террористов, людей, поведение которых может рассматриваться как создание террористической угрозы. Допустимость исполь-
зования метода психологической диагностики человека как средства выявления террористических угроз позволит совершенствовать информационно-психологические меры их профилактики [8].
В свою очередь, информационно-психологические меры профилактики террористических угроз усилят регуляцию влияния социально-психологического фактора нагнетания страха на людей в сторону неприятия идеологии насилия.
Террористические угрозы являются сущностной составляющей глобализации мировой экономики, социально-культурной сферы, они оказывают влияние на решение всеобщих проблем человечества. Эти угрозы исходят от реальных людей, они дестабилизируют нормальную жизнь социума, в силу чего акцент в противодействии им должен быть сделан на информационно-психологических мерах воздействия на население и мерах психологической диагностики человека.
В современном мире от информационной безопасности зависит и национальная безопасность, «с развитием технических средств и информационного общества данная зависимость будет расти» [9].
Создателями террористических угроз широко используется массовая пропаганда идей терроризма через информационно-телекоммуникационные сети, обладающие высоким международным потенциалом, послужившая включению в оборот термина «кибертерроризм». Для достижения поставленных целей кибертеррористы создают специальное программное обеспечение, рассчитанное на несанкционированный доступ в социальную сеть, проникают в компьютерные системы и организуют удаленные атаки на информационные ресурсы интересующего их объекта (жертвы) [10]. Не исключены программные закладки и вирусы, в том числе и сетевые, осуществляющие съем, модификацию или уничтожение информации. Это относительно новый вид террористических угроз, которые можно назвать «кибербомбой», или «информационным оружием», средством психологического воздействия на человека.
В качестве профилактики кибертеррористи-ческих угроз важны не только основанные на психологической диагностике человека контрмеры психолого-информационного противодействия идеологии насилия, но и установление ответственности (административной и (или) уголовной) за неисполнение контент-менеджерами обязанности удаления информации, содержащей призывы к террористической деятельности, набору для обучения осуществлению террористической деятельности и др.
В законе следует прописать период времени, в течение которого должна быть удалена появившаяся в сети «Интернет» информация.
Социальные сети могут активизировать деятельность спецслужб по реагированию на выявленные с их помощью террористические угрозы. Например, мероприятиями ФСБ РФ были выявлены закрытые виртуальные беседы террористов в мессенджере Telegram, из которых получены данные о конкретных членах террористических группировок и преступных связях внутри России и стран Центральной Азии. Кроме того, спецслужбам удалось узнать о планах террористов и местах их предполагаемого нахождения [11].
Проявление террористической угрозы можно заметить в поведении отдельных людей. Стратегическая ориентация профилактики террористических актов и ряда других насильственных преступлений в сложившейся в настоящее время ситуации должна быть направлена на выявление лиц, склонных к проявлению агрессии. Это могут быть лица, поддающиеся психологическому воздействию или страдающие психологическими расстройствами, не исключающими вменяемости, и прочие.
Конечно, подозрительное поведение человека не означает его причастность к тому или иному деянию, связанному с террористической деятельностью. Однако при определенной профессионально грамотной оценке поведения человека и основанной на законе деятельности органов по наблюдению за таким лицом можно либо опровергнуть его причастность к готовящемуся или совершенному общественно опасному деянию, либо, напротив, установить его причастность к нему.
Представляется, что в решении проблем повышения эффективности профилактики как терроризма, так и ряда других преступлений, вопросу о допустимости проведения психологической диагностики человека и применения её результатов в деятельности соответствующих органов не уделено должного внимания. О значении психологической диагностики человека лишь говорят как о средстве противодействия преступлениям насильственного характера, связанным с террористической деятельностью, с наркобизнесом и другими.
С помощью психодиагностики - отрасли знаний, появившейся в конце XIX века, сегодня можно выявлять психологические особенности человека, раскрывающие его внутренний потенциал во всех сферах жизни. Назрела потребность в оценке индивидуально-психологических особенностей людей в деятельности по профилактике престу-
плений, в том числе и по выявлению террористических угроз. Анализ степени влияния изменений условий среды на психологическое состояние человека, психологии личности и межличностных отношений призван помочь человеку снять психологическое напряжение, принять правильное решение с наименьшими потерями для его нервной системы.
Террористические акты не только в момент их совершения, но и по прошествии времени препятствуют работе ряда институтов гражданского общества, уносят жизни людей, наносят вред здоровью человека. Они опасны еще и тем, что влекут непредсказуемое развитие отдаленных по времени последствий, причиненных уже совершенным актом террора лицам, побывавшим в очаге события, их близким, другим людям. Терроризм, как опаснейшее явление современной действительности, имеет множество форм проявления, причиняет вред разным объектам (на земле, водах, в воздушном пространстве, в сети «Интернет»), включая объекты критической инфраструктуры, связанные с использованием ядерных материалов, создает состояние угрозы опасности в обществе.
В обоснование идеи проведения мероприятий по психологической диагностике тех или иных лиц как профилактики терроризма может быть положена специфика осуществления террористической деятельности в том или ином государстве, регионе. Например, в Российской Федерации усиливается террористическая активность на Северном Кавказе и активность так называемого вооруженного подполья. Последнее напрямую связано с «возвращением боевиков из Сирии, а также с тем, что многие экстремисты уже не стремятся уехать туда и остаются в России. Спящие ячейки Исламского государства (большие и маленькие группы, частные лица) можно обнаружить по всей России, включая Дальний Восток, Сибирь и даже Крайний Север. Наблюдается так называемая «диверсифицируемая» террористическая опасность.
Использование методики психологической диагностики человека эффективно для выявления лиц, пропагандирующих и организующих террористическую деятельность; лиц, склонных к участию в такой деятельности, и лиц, готовящихся к террористическим актам. По итогам диагностики соответствующая информация должна оперативно поступать в орган, возглавляющий государственную систему предупреждения террористических угроз. Профилактической мерой психологического характера в борьбе с терроризмом следует признать подготовку особых специа-
листов-психологов, способных противопоставлять распространителям идеологии террора иные социальные ценности, формировать у граждан стойкое неприятие террористической идеологии.
Особые меры индивидуальной профилактической работы по защите от воздействия идей терроризма с привлечением специалистов-психологов следует предпринять в отношении несовершеннолетних и лиц молодежного возраста, совершивших преступления или иные общественно опасные деяния. Такую работу целесообразно осуществлять дифференцированно: в период исполнения в отношении указанных лиц мер государственного принуждения и в период первого года после их освобождения от отбывания наказания, как наиболее уязвимой части населения с неустоявшейся психикой.
Воплощение в борьбе с террористическими угрозами идеи психологической диагностики человека создаст платформу для модернизации мер защиты потенциальных объектов террористических посягательств (мест массового скопления людей, особенного детей и молодежи, объектов жизнеобеспечения и сети «Интернет») с учетом предполагаемого или установленного уровня террористической опасности. Это в свою очередь даст импульс должному функционированию государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма.
Использование диагностической информации в процессе выявления террористических угроз позволит повысить эффективность деятельности органов профилактики. Диагностическая информация может служить аргументом санкционирования проведения оперативных мероприятий в отношении лиц, склонных к террористической деятельности.
Пристатейный библиографический список
1. Хроника трагедий: самые крупные теракты в 2016-2017 годах [Электронный ресурс]. URL: http:// sarov24.ru/mneniya/892-a.html.
2. Самые громкие теракты в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: https://versiya.info/mozaika/14832.
3. https://novayagazeta-ug.ru/news/u17685/2017.
4. Трамп назвал стрельбу в Лас-Вегасе «актом абсолютного зла» [Электронный ресурс]. URL: https://news. rambler.ru/world/38051026-tramp-vyskazalsya-o-boyne-v-las-vegase/.
5. Российское уголовное право. Общая и Особенная части. Т. 3. Особенная часть / под ред. Н.А. Лопа-шенко. М., 2014 С. 15-18.
6. Кибальник А.Г., Суворов В.А. Акт международного терроризма - новое преступление против мира
и безопасности человечества // Уголовное право. 2016. № 6.
7. Костенко Н.И. Международное уголовное право на современном этапе: тенденции и проблемы развития. М., 2014. С. 290-292.
8. Собольников В.В., Путятин В.Д. Терроризм как юридико-психологическое явление - проблемно-психологический анализ и перспективы противодействия // Российский следователь. 2016. № 10. С. 40.
9. Степанов-Егиннц В.Г. Ответственность за преступления против компьютерной информации в уголовном законодательстве Российской Федерации. М.: Статут, 2016. С. 7.
10. ЧердяееваН.С. Международный терроризм. М.: Проспект 2017. С. 110-118.
11. Глава ФСБ: Террористы ведут закрытые чаты в популярном мессенджере [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/accidents/2279132.html.
References (transliterated)
1. Hronika tragedij: samye krupnye terakty v 20162017 godah [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sarov24.ru/ mneniya/892-a.html.
2. Samye gromkie terakty v 2017 godu [Jelektronnyj resurs]. URL: https://versiya.info/mozaika/14832.
3. https://novayagazeta-ug.ru/news/u17685/2017.
4. Tramp nazval strel'bu v Las-Vegase «aktom ab-soljutnogo zla» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://news. rambler.ru/world/38051026-tramp-vyskazalsya-o-boyne-v-las-vegase/.
5. Rossijskoe ugolovnoe pravo. Obshhaja i Osobennaja chasti. T. 3. Osobennaja chast' / pod red. N.A. Lopashenko. M., 2014 S. 15-18.
6. Kibal'nik A.G., Suvorov V.A. Akt mezhdunarodno-go terrorizma - novoe prestuplenie protiv mira i bezopas-nosti chelovechestva // Ugolovnoe pravo. 2016.№ 6.
7. Kostenko N.I. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo na sovremennom jetape: tendencii i problemy razvitija. M., 2014. S. 290-292.
8. Sobol'nikov V.V., Putjatin V.D. Terrorizm kak juridiko-psihologicheskoe javlenie - problemno-psiho-logicheskij analiz i perspektivy protivodejstvija // Rossi-jskij sledovatel'. 2016.№ 10. S. 40.
9. Stepanov-Eginnc V.G. Otvetstvennost' za prestu-plenija protiv komp'juternoj informacii v ugolovnom zakonodatel'stve Rossijskoj Federacii. M.: Statut, 2016. S. 7.
10. CherdjaeevaN.S. Mezhdunarodnyj terrorizm. M.: Prospekt 2017. S. 110-118.
11. Glava FSB: Terroristy vedut zakrytye chaty v popul-jarnom messendzhere [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// regnum.ru/news/accidents/2279132.html.
Московская городская коллегия адвокатов «Московская гильдия адвокатов и юристов»
Moscow city Bar Collegium's «Moscow Guild of lawyer and legal advisers»
осуществляет квалифицированную юридическую помощь по следующим направлениям:
- правовое обслуживание бизнеса (представление интересов предпринимателей в арбитражных судах всех инстанций; защита чести, достоинства и деловой репутации; защита права собственности, владения; арендные отношения с федеральными и муниципальными органами власти; претензионное производство; досудебное урегулирование споров на этапе переговоров; правовое сопровождение антикризисных процедур);
- уголовное право, ведение уголовных дел различной категории, защита на предварительном расследовании и в суде (более 100 успешно проведенных дел: прекращение на стадии расследования, условное осуждение, мировые соглашения), защита прав потерпевших от преступлений; условно-досрочное освобождение (неоднократно добивались положительных результатов);
- гражданское право (бракоразводные процессы, раздел имущества, определение порядка общения с ребенком; признание права собственности на квартиру, долю в квартире, выселение; споры с ТСЖ; споры со страховыми компаниями (ОСАГО, КАСКО)).
Вы можете обратиться к нам по адресу:
Юридический адрес: 115404, Россия, г. Москва, ул. Бирюлевская, д. 5, корп. 2, оф. 402.
Адрес для корреспонденции: 121601, г. Москва, Филевский бул., д. 37, оф. 88.
Телефоны: +7(926) 189-50-90, +7(903) 125-28-55 Веб-сайт коллегии: www.mos-guild.com