Научная статья на тему 'Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы'

Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4961
761
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGY OF STUDENTS'' AGE / PSYCHOLOGICAL SAFETY / PSYCHOLOGICAL RESOURCES / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баева Ирина Александровна

Рассматривается состояние психологической безопасности студентов, проживающих в общежитии. Приводятся данные исследования проблем, испытываемых данным контингентом студентов, и обосновываются психологические ресурсы, обеспечивающие личностную устойчивость и психологическую безопасность студентов в период академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Safety of Students Living in the Hostel: Problems and resources

The article discusses the state of psychological safety of students living in a hostel. The data of a study of problems experienced by these of students are analysed and psychological resources are suggested to ensure the stability of personal and psychological safety of students in the period academic mobility.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы»

И. А. Баева

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ

Рассматривается состояние психологической безопасности студентов, проживающих в общежитии. Приводятся данные исследования проблем, испытываемых данным контингентом студентов, и обосновываются психологические ресурсы, обеспечивающие личностную устойчивость и психологическую безопасность студентов в период академической мобильности.

Ключевые слова: психологическая безопасность, психологические ресурсы, психология студенческого возраста, академическая мобильность.

I. Baeva

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS LIVING IN THE HOSTEL: PROBLEMS AND RESOURCES

The article discusses the state of psychological safety of students living in a hostel. The data of a study of problems experienced by these of students are analysed and psychological resources are suggested to ensure the stability of personal and psychological safety of students in the period academic mobility.

Keywords: psychological safety, psychological resources, psychology of students' age, academic mobility.

Изучение проблем студенчества является традиционной областью для психолого-педагогических исследований. Актуальность знаний о состояниях, переживаниях, психологических возможностях современного студенчества резко возросла в условиях нестабильности общества, так как именно лица, принадлежащие к данной категории, в большей степени восприимчивы к происходящим в разных сферах жизни переменам, наиболее остро и непосредственно реагируют на новые для нашего общества социальные, социально-психологические проблемы и вызовы. Современное общество приветствует мобильность человека, в частности, академическую (студенческую мобильность), но оно должно быть и заинтересовано в оказании поддержки и помощи в сохранении психологической устойчивости и безопасности людей, оказавшихся в новых условиях жизнедеятельности и устанавливающих новую систему социальных связей. Особую группу состав-

ляют студенты, проживающие в общежитии: они сталкиваются не только с проблемами, связанными с обучением в вузе, но и со сложностями социализации и адаптации в новой среде жизнедеятельности, с дополнительными стрессогенными факторами и одновременно являются наиболее свободными от форм социального контроля со стороны взрослых. Такая позиция делает данную социальную группу крайне уязвимой для негативных воздействий со стороны социальной среды и диктует необходимость поиска психологических ресурсов, обеспечивающих безопасность и снижающих остроту воздействия новых социально-психологических проблем.

Психологическая безопасность личности понимается нами как психическое состояние, способствующее сохранению устойчивости в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующи-ми воздействиями. Данное состояние характеризуется сопротивляемостью челове-

ка деструктивным внутренним и внешним воздействиям, которая отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации. Отсюда важно выявить проблемы, которые возникают у студентов, проживающих в общежитии, и обосновать психологические ресурсы, которые способствуют совлада-нию с ними. Консолидация и развитие данных ресурсов может служить основанием для разработки программ психолого-педагогического сопровождения, для снижения рисков нарушения психосоциального развития, для профилактики деструктивного поведения.

Существуют различные подходы к определению студенчества как социально-психологической группы. В самом общем ключе студентов и студенчество определяют как учащихся высших учебных заведений, социально-демографическую группу; определенное общественное положение; роль и статус; особую фазу социализации. В. А. Ситаров дает студенчеству следующее определение — «это особая мобильная социальная группа, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования; она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее аксиологические установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования. В возрастном отношении студенчество охватывает юношеский возраст (в среднем 17-25 лет)» [17, с. 66]. Г. Ю. Мяг-ченко указывает, что базовыми характеристиками возраста являются максимализм, бескомпромиссность, обостренное чувство собственного достоинства, критичность мышления, инициативность, любознательность, интерес к инновациям, адаптация к меняющимся жизненным и иным условиям. Отмечаются новые тенденции современного студенчества: оно становится практичнее, прагматичнее, одновременно сохраняя ориентацию на творческий труд,

увеличение значимости вечных ценностей (дружба, любовь, семья) [11].

Прежде всего, необходимо учитывать то, что данный возраст — это период профессионального самоопределения и поступления в средние и высшие учебные заведения, связанный с переходом к самостоятельной взрослой жизни. В связи с этим студенческий возраст относится к числу критических периодов развития, связанных с кардинальными преобразованиями в сознании, в деятельности и во взаимоотношениях молодого человека [5]. Вследствие этого можно сказать, что студент находится на этапе получения ответственности, он понимает, что теперь его действия и дальнейшая жизнь будут координироваться им, по большей мере, самостоятельно. Что касается профессионального самоопределения, то эта проблема актуальна на протяжении всего времени обучения: сначала студент выбирает вуз относительно его представлений о своих возможностях, способностях и желаниях, в последующие годы он определяет, насколько правильно смог оценить собственные желания и, самое главное, насколько его профессия будет востребована обществом. По результатам исследований, проводимых среди выпускников педагогического университета, «более половины студентов (53,3%) после получения диплома не будут чувствовать себя защищенными. Это подтверждает мысль о том, что на протяжении всего студенческого возраста актуальна проблема профессионального самоопределения и последующей реализации своей деятельности в обществе после получения диплома» [5, с. 56].

Говоря о проблемной нагруженности студенчества, необходимо отметить такую важную область, как информационная безопасность. Вследствие того, что студенчество отличается активной жизненной позицией, готовностью к новшествам в различных сферах и к получению новой информации различного характера и содержания, стоит отметить опасность внеш-

него информационного воздействия. Данная позиция отражена в исследованиях Т. И. Колесниковой [6] и В. М. Львова и др. [10], в которых подчеркивается, что в результате активного внедрения информационных технологий, безусловно, приносящих пользу современному обществу, мы имеем еще и негативные последствия. Прежде всего, это манипулятивное воздействие в разных целях (экономических, политических и т. д.). Более того, В. М. Львов пишет, что целенаправленное информационное воздействие угрожает психическому и физическому здоровью людей, формируя особую морально-психическую атмосферу в обществе [10].

Изучению проблем студенчества посвящена работа С. Н. Илларионова, который, помимо вышеперечисленных, отмечает следующие трудности: необходимость знакомства и когнитивной обработки больших массивов информации в сжатые сроки (ин-фостресс); конфликтные ситуации; низкий уровень социальной и психологической поддержки деятельности; ситуация контроля. В качестве доказательства он приводит результаты исследования, показавшего, что около 20% обучающихся имеют низкую социальную поддержку или вообще ее не получают. Также выявлено, что ситуация контроля (экзамены, зачеты и пр.) выделяется студентами как самая травмирующая — об этом сказали 67% респондентов [3, с. 70-71].

Вышеперечисленные данные кратко определяют проблемную область современного студенчества. Для студентов, проживающих в общежитии, помимо всех названных проблем, есть еще одна — социально-психологическая адаптация в общежитии и организация жизнедеятельности в условиях другого места проживания. Изучению данного вопроса посвящено небольшое число исследований. Г. Ю. Мяг-ченко выделяет главную особенность студенческого общежития — его «изменчивую стабильность», которая проявляется в же-

стком каркасе правил, обеспечивающих беспроблемное функционирование системы, а также неформальными моделями поведения, которые были закреплены несколькими поколениями студентов. В то же время, общежитие отличается высокой динамичностью: внутренняя система состоит из большого количества элементов, замена или деформация одного из них оказывает влияние на весь сложившийся уклад» [11, с. 11-13].

Е. М. Погодина считает неправильной тенденцию отождествлять адаптацию в вузе и в общежитии. Одним из аргументов служит то, что современные исследователи на данный момент не выделили такую базовую характеристику, как длительность адаптации. Автор в данном вопросе контекстуально рассматривает ресурсный подход, говоря о том, что успешность адаптации в общежитии зависит от личностных качеств студента, которые могут как осложнять, так и упрощать этот процесс. Таким образом, можно сказать, что студенты, проживающие в общежитии, проходят двойную адаптацию: с одной стороны, адаптацию к вузу, к новым формам учебной деятельности, к учебному коллективу. С другой стороны, — к новому месту проживания, кардинально отличающемуся от привычного, диктующему свои правила, обязанности и законы внутреннего функционирования [12].

Следует отметить, что контингент общежития в значительной степени формируется учащимися из небольших городов и сельской местности. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв учащихся от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью [1].

При рассмотрении проблематики психологического комфорта студентов в общежитии стоит также затронуть такую важную тему, как микроклимат в комнате.

Комната общежития представляет собой небольшое помещение с количеством проживающих от двух до четырех человек. Маленькая площадь, отсутствие личного пространства усугубляет психологическую атмосферу в комнате. О. И. Жданов отмечает, что социально-психологический микроклимат в коллективе может как положительным, так и отрицательным образом сказываться на процессе и результатах деятельности [2]. Так как современные вузовские программы предполагают самостоятельную подготовку, которая у студентов, проживающих в общежитии, происходит непосредственно в их комнатах, то можно сделать вывод, что социальный микроклимат в такой комнате может определенным образом повлиять не только на психологическое состояние проживающих, но и на академическую успеваемость.

Психологический анализ условий проживания студентов в общежитии подтверждает необходимость рассмотрения общежития как среды, на которую можно оказывать психолого-педагогическое воздействие. Одним из путей такого воздействия является выявление ресурсов, определяющих устойчивость состояния психологической безопасности в конкретной социальной среде.

Для обоснования набора психологических ресурсов безопасности мы провели пилотажное исследование по определению проблемной нагруженности студентов, проживающих в общежитии. Для этой цели была разработана проблемная анкета. В анкетировании участвовали студенты, проживающие в студенческих общежитиях Санкт-Петербурга. Всего приняли участие 122 человека в возрасте от 17 до 23 лет.

Анкета состояла из 20 утверждений, раскрывающих содержание основных проблем, возникающих в процессе проживания в общежитии. Анкетируемым предлагалось отметить, насколько они согласны с каждым из предложенных утверждений: «5» — в полной мере; «4» — скорее, — да; «3» — ни да, ни нет; «2» — скорее, — нет;

«1» — совсем нет. Помимо количественной оценки, респонденты могли оставлять содержательную — в бланке предусмотрена графа для комментариев.

По смысловому содержанию проблемная анкета имела три блока:

1. Проблемы, связанные с бытом общежития.

2. Проблемы, связанные с характером взаимодействия в общежитии.

3. Проблемы, связанные с ситуацией адаптации (в общежитии и в другом городе).

К первому блоку были отнесены такие проблемы, как: нехватка личного пространства, а также места для расположения личных вещей, состояние мест общего пользования, проблемы, связанные с безопасностью и общим состоянием личного и государственного имущества и пр. Второй блок предполагал проблемы, связанные с особенностями взаимодействия в комнате, а также в общежитии в целом: различие распорядков дня, распределение пространства и обязанностей, доверие и психологический климат внутри микрогруппы. Третий блок объединил проблемы, относящиеся к адаптационному процессу в целом. Наряду со смысловыми блоками анкеты выделяли эмоциональный, когнитивный и деятельностный компоненты, соотнесенные с проблемной нагруженностью соответствующих сфер психической организации человека.

Анализ результатов происходил по нескольким параметрам. Во-первых, мы оценивали общий уровень проблемной нагру-женности. Данный показатель является суммарным значением всех утверждений по разным параметрам. Среднее значение по данному показателю составляет 57 баллов, что превышает средний уровень. На следующем этапе анализировалась проблемная нагруженность блоков по содержанию, далее анализировалась степень на-груженности эмоционального, когнитивного и деятельностного компонентов. Полученные результаты позволяют утверждать,

что студенты, проживающие в общежитии, испытывают серьезные затруднения в различных сферах жизнедеятельности — как в бытовой, так и в межличностной. Результаты анкеты показывают, что каждый из компонентов имеет высокую нагружен-ность, которая во всех трех случаях составила более 50%. Сравнение показателей нагруженности когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер с контрольной группой студентов, не проживающих в общежитии, показало достоверные различия в сторону большего прессинга проблем у испытуемых экспериментальной группы и их специфику.

На основании данных проблемной анкеты был определен перечень ресурсов, которые актуальны для студентов, проживающих в общежитии.

Проблема изучения ресурсов психологической безопасности личности рассматривается в литературе как относительно новая и мало изученная. Исследователи рассматривают личностные и средовые ресурсы. К личностным, как правило, относят возможности человека, благодаря которым он успешно справляется с трудными жизненными ситуациями, к средовым — внешние факторы, которые также помогают ему в этом процессе (например, семья, друзья, служба психологической поддержки и пр.). В данном анализе мы делаем акцент на личностных ресурсах. Психология безопасности в аспекте изучения личностных ресурсов опирается на данные из разных областей психологического знания, которые изучали внутренние факторы противостояния человека негативным внешним условиям [14].

Одним из таких направлений является психология здоровья, в которой рассматриваются возможности человека (его личностные особенности), способствующие его выздоровлению. Благоприятным ресурсом выздоровления является, например, оптимизм. Замечено, что больные, обладающие высоким уровнем оптимизма, выздоравли-

вают скорее, нежели больные, отличающиеся пессимистичным мировоззрением. Так, в разных странах мира в специализированных лечебных учреждениях и при общественных онкологических организациях с онкологическими пациентами работают онкопсихологи. Снимая вредное воздействие психологического стресса на здоровье, помогая изменить психологический настрой и отношение пациента к болезни, укрепляя защитные силы организма, он-копсихологи способствуют более эффективному прохождению лечения, последующему восстановлению, возврату больных к активной, полноценной жизни, снижению риска повторного заболевания [15].

С. В. Копонев, развивая свою идею о влиянии стресса на процесс выздоровления, отмечает, что устойчивость к данному негативному фактору удается сохранять людям с адекватной самооценкой: люди с низкой самооценкой считают себя не способными, не умеющими справляться с трудностями и противостоять угрозе. Как правило, у них высокий уровень тревожности и соответственно они более подвержены развитию стресса [8].

Другим направлением, использующим ресурсный подход, является психология труда. Данная отрасль позволяет понять, каким образом обеспечить психологическую безопасность людей, работающих на производстве, так как благоприятное психологическое состояние сотрудников является залогом успешной работы предприятия. Потребность в безопасности определяется как базовая потребность личности. В контексте психологической безопасности работника предприятия Н. Л. Шлыкова выделяет следующие ресурсы: 1. Представления человека о его потребностях: обобщенные устойчивые представления человека о том, что отвечает его потребностям, интересам, намерениям, целям, планам, определяет и пути (способы) формирования психологически безопасного существования (субъект будет стремиться осуществ-

лять деятельность в той сфере и в том объеме, насколько это сохранит его внутреннее спокойствие, позволит ему расширить возможности, обеспечит необходимый для него уровень развития). 2. Ценностные ориентации: взаимодействие ценностной сферы субъекта деятельности и процесса формирования его психологической безопасности. Уровень развития несоответствий условий деятельности, характеристик профессиональной среды ценностям субъекта определяют особенности формирования его психологической безопасности. Обе характеристики (представления о потребностях, ценностные ориентации) можно рассматривать как ресурсы безопасности, отражающие особенности мировоззрения человека. Как условие психологической безопасности личности она выделяет оптимальный уровень доверия к себе [10].

В исследованиях, выполненных в русле психологии экстремальных ситуаций и психологии катастроф (природных катастроф, террористических актов, несчастных случаев), рассматриваются личностные особенности людей, работающих в сфере помощи пострадавшим: какими качествами должны обладать сотрудники для того, чтобы эффективно выполнять свою деятельность. Так, в работах М. Ф. Секач и др. выделяются такие характеристики личности, как устойчивость и воля [16].

Ряд авторов рассматривают ресурсы психологической безопасности с точки зрения факторов стрессоустойчивости. Выделяются такие ресурсы, как: уровень личностной тревожности и нейротизма, самооценка, локус контроля, проблемно- и эмо-циосфокусированный коппинг, соотношение мотивации достижения и избегания.

Проведенные под нашим руководством исследования [7; 18] показали, что в социальной ситуации разного типа, предъявляющей различные требования к определенным психологическим возможностям человека, в качестве базового ресурса психологической безопасности практически

всегда выступает жизнестойкость (hardiness). Остальные психологические ресурсы будут варьироваться, исходя из социально-психологических особенностей ситуации и человека, в ней находящегося.

Жизнестойкость описана в исследованиях С. Мадди и Д. Кошаба и отражает психологическую стойкость и расширенную эффективность человека, а также является показателем психического здоровья человека [4]. В отечественной психологии мы встречаем трактовку жизнестойкости, представленную Д. А. Леонтьевым, который, вместе с Е. И. Рассказовой, разработал адаптированный вариант «Теста на жизнестойкость» С. Мадди. В описании к данному тесту характеризуется жизнестойкость как мера способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности [9].

Исходя из теоретического анализа и данных эмпирического исследования переживаемых проблем, в список ресурсов, наиболее актуальных для студентов, проживающих в общежитии, входят следующие ресурсы. Оптимизм как система позитивных отношений, жизнерадостного мировосприятия и мировоззрения представляет собой активную жизненную позицию личности, которая оказывает влияние на выбор адаптивных моделей поведения, ролевую позицию и устойчивость к психологическому стрессу и является важной составляющей психологического здоровья личности. Активная оптимистическая позиция нацеливает студента на решение проблем, настраивает его на положительный исход ситуации, создавая мотивацию достижения успеха, что способствует успешному преодолению жизненных трудностей и является важным ресурсом психологической безопасности, играющим большую роль как в процессе адаптации в общежитии, так и в ходе учебной деятельности.

Важным ресурсом психологической безопасности данного контингента студен-

тов являются копинг-стратегии. Копинг-стратегии применяются в случае возникновения стрессовых ситуаций. Жизнь в общежитии представляет собой череду проблем, обусловленных бытовыми причинами, а также факторами социального характера.

Следующим важным ресурсом психологической безопасности является адекватная самооценка. В этом случае студент легче справляется с трудностями, а в случае неудачи наименее безболезненно переживает ситуацию. Также адекватная самооценка способствует установлению социальных связей. Одна из основных психологических задач в первое время жизни в общежитии — адаптироваться к новым социально-бытовым условиям. Следовательно, в качестве важного ресурса психологической безопасности мы выделяем такое личностное качество, как адаптивность.

Таким образом, в современном обществе, отличающемся высокой мобильностью,

в том числе академической, стоит проблема обеспечения психологической безопасности студентов, проживающих в общежитии. Данная группа имеет двойную проблемную нагруженность: с одной стороны, — новые академические требования, вызванные переходом на более высокую ступень обучения, с другой стороны, — адаптация к новым социально-бытовым и социально-психологическим условиям общежития. Для преодоления вышеперечисленных трудностей молодые люди опираются на имеющиеся внутренние ресурсы безопасности, среди которых: жизнестойкость, оптимизм, адаптивность, адекватная самооценка, копинг-стратегии. Максимально успешному сов-ладанию студентов с новыми условиями способствуют вышеперечисленные ресурсы. Их консолидация, развитие и формирование являются направлением в психолого-педагогическом сопровождении иногородних студентов в процессе обучения в вузе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дога Е. В. Развитие социальных компетенций подростков, проживающих в общежитии, через создание комфортной психологической атмосферы. [Электронный ресурс] http://upk.ucoz.ru/index/doga_ е_у/0-123

2. Ждaнoв О. И. Социально-психологический климат в коллективе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.elitarium.ru

3. Илларионов С. Н. Психологическая безопасность окружающей среды. Перцептивный контекст. М.; Иваново: ИИГПС МЧС России, 2007. 148 с.

4. Ионеску Ш. Сопротивляемость и родственные понятия // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: Сб. научных статей Первого международного форума / Под ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. СПб., 2006. С. 17-20.

5. Исследование феномена психологической безопасности личности в условиях социально-экономической нестабильности: Монография / Под общ. ред. Е. В. Опеваловой. Комсомольск-на-Амуре, 2006. 331 с.

6. Колесникова Т. И. Психологический мир личности и его безопасность. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 176 с.

7. Кондакова И. В. Личностные ресурсы психологической защищенности взрослых, переживших насилие в детстве: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012.

8. Копонев С. В. Влияние стресса на здоровье // Московский психологический журнал. № 2. [Электронный ресурс] — http://magazine.mospsy.ru/nomer2/med01.shtml).

9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

10. Львов В. М, Багрецов С. А., Шлыкова Н. Л. Проблемы обеспечения психологической безопасности личности в производственной сфере. Книга первая: Концептуальные и методологические основы: Учебно-метод. пособ. / Под общ. ред. В. М. Львова. Тверь: Губернская медицина, 2002. 136 с.

11. Мягченко Г. Ю. Феномен культуры повседневности студенческого общежития: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2006.

12. Погодина Е. Н. Адаптация к студенческой жизни: анализ частоты и причин конфликтов в общежитии // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2010. № 1. [Электронный ресурс] — http://www.psyanima.ru

13. Попов В.М. Психология безопасности профессиональной деятельности: Учеб. пособ. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1997.

14. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Научно-методические материалы / Под ред. проф. И. А. Баевой. СПб.: ООО «Книжный дом», 200В. ВВ с.

15. Психология человека в современном мире. Т. 1: Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути: Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. / Отв. ред.: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 334 с.

16. Секач М. Ф., Шевченко В. Г. Психология безопасности: психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособ. М., 2005. 192 с.

17. Ситаров В. А., Шутенко А. И., Шутенко Е. Н. Психологические особенности социокультурного облика студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2.

1В. Юдин Н. В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009.

REFERENCES

1. Doga E. V. Razvitie sotsial'nyh kompetentsij podrostkov, prozhivajushchih v obshchezhitii, cherez soz-danie komfortnoj psihologicheskoj atmosfery. [Elektronnyj resurs] http://upk.ucoz.ru/index/doga_e_v/0-123

2. Zhdanov O. I. Sotsial'no-psihologicheskij klimat v kollektive. [Elektronnyj resurs] — Rezhim dostupa: http://www.elitarium.ru

3. Illarionov S. N. Psihologicheskaja bezopasnost' okruzhajushchej sredy. Pertseptivnyj kontekst. M.; Ivanovo: IIGPS MChS Rossii, 2007. 14В s.

4. Ionesku Sh. Soprotivljaemost' i rodstvennye ponjatija // Psihologicheskaja bezopasnost', ustojchivost', psihotravma: Sb. nauchnyh statej Pervogo mezhdunarodnogo foruma / Pod red. I. A. Baevoj, Sh. Ionesku, L. A. Regush. SPb., 2006. S. 17-20.

5. Issledovanie fenomena psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v uslovijah social'no-ekonomicheskoj nestabil'nosti: Monografija / Pod obshch. red. E. V. Opevalovoj. Komsomol'sk-na-Amure, 2006. 331 s.

6. Kolesnikova T. I. Psihologicheskij mir lichnosti i ego bezopasnost'. M.: VLADOS-PRESS, 2001. 176 s.

7. Kondakova I. V. Lichnostnye resursy psihologicheskoj zashchishchennosti vzroslyh, perezhivshih nasilie v detstve: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2012.

В. Koponev S. V. Vlijanie stressa na zdorov'e // Moskovskij psihologicheskij zhurnal. № 2. [Elektronnyj resurs] — http://magazine.mospsy.ru/nomer2/med01.shtml).

9. Leont'evD. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestojkosti. M.: Smysl, 2006. 63 s.

10. L'vov V. M., Bagretsov S. A., SHlykova N. L. Problemy obespechenija psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti v proizvodstvennoj sfere. Kniga pervaja: Kontseptual'nye i metodologicheskie osnovy: Uchebno-metod. posob. / Pod obshch. red. V. M. L'vova. Tver': Gubernskaja meditsina, 2002. 136 s.

11. Mjagchenko G. Jг. Fenomen kul'tury povsednevnosti studencheskogo obshchezhitija: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Tambov, 2006.

12. Pogodina E. N. Adaptatsija k studencheskoj zhizni: analiz chastoty i prichin konfliktov v obshchezhitii // Psihologicheskij zhurnal Mezhdunarodnogo universiteta prirody, obshchestva i cheloveka «Dubna». 2010. № 1. [Elektronnyj resurs] — http://www.psyanima.ru

13. Popov V. M. Psihologija bezopasnosti professional'noj dejatel'nosti: Ucheb. posob. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 1997.

14. Psihologija bezopasnosti kak osnova gumanitarnyh tehnologij v sotsial'nom vzaimodejstvii: Nauchno-metodicheskie materialy / Pod red. prof. I. A. Baevoj. SPb.: OOO «Knizhnyj dom», 200В. ВВ s.

15. Psihologija cheloveka v sovremennom mire. T. 1: Kompleksnyj i sistemnyj podhody v issledovanijah psihologii cheloveka. Lichnost' kak subjekt zhiznennogo puti: Materialy Vserossijskoj jubilejnoj nauchnoj kon-ferentsii, posvjashchennoj 120-letiju so dnja rozhdenija S. L. Rubinshtejna, 15-16 oktjabrja 2009 g. / Otv. red.: A. L. ZHuravlev, V. A. Barabanshchikov, M. I. Volovikova. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2009. 334 s.

16. Sekach M. F, Shevchenko V. G. Psihologija bezopasnosti: psihologicheskaja pomoshch' v chrezvy-chajnyh situatsijah: Ucheb. posob. M., 2005. 192 s.

17. Sitarov V. A., Shutenko A. I., Shutenko E. N. Psihologicheskie osobennosti sotsiokul'turnogo oblika studencheskoj molodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2009. № 2.

18. Judin N. V. Psihologicheskaja zashchiwennost' studentov ot neblagoprijatnyh vozdejstvij sotsial'noj sredy: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2009.

Н. В. Баграмова, А. В. Соломина

РОЛЬ ИНТЕРЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И ИНТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Рассматриваются интер- и интралингвистические процессы, сопровождающие взаимодействие языков в условиях билингвизма, в том числе процессы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на усвоение иностранного языка. Особое внимание уделяется межъязыковой интерференции как основному фактору, затрудняющему процесс овладения иностранным языком.

Ключевые слова: интерференция, трансференция, генерализация, сверхгенерализация, сверхдифференциация, недодифференция, реинтерпретация.

N. Bagramova, A. Solomina

THE ROLE OF INTERLANGUAGE AND INTRALANGUAGE PROCESSES IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES

The article deals with inter- and intralanguage phenomena that take place in the interlan-guage process during learning a foreign language. They are divided into positive and negative processes, such as transference and generalization (positive), interference and overgeneralization (negative). Interference, as the most important negative phenomenon is analysed in the detail.

Keywords: interference, transference, generalization, overgeneralization, overdifferentation, underdifferentation, reinterpretation.

Понятие «взаимодействие языков» неразрывно связано с понятием «интерференция», которое на сегодняшний день не имеет однозначной трактовки. Термин «интерференция», получивший первоначальное распространение в физике, биологии, психологии и других науках, был впервые использован в лингвистике И. Эпштейном и распространен в лингвистической литературе благодаря работам У. Вайнрайха [13].

Терминологические споры, связанные с понятием интерференции, продолжаются

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до сих пор. Ряд авторов подразумевает под интерференцией любое влияние (как положительное, так и отрицательное) одной языковой системы на другую [2], другие видят в ней положительный фактор, способствующий овладению Я2 [5]. Так, В. В. Алимов рассматривает понятие «интерференция» не только как отрицательное, но и как положительное влияние, которое может прослеживаться в сфере навыков, умений, знаний и даже памяти, и соответственно выделяет положительную (конструктивную) и отрицательную (деструктив-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.