Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селимова З.Б.

В данной статье ставится задача определить теоретико-методологические подходы к исследованию феномена психологической безопасности личности. Провести теоретический анализ проблемы определения психологической безопасности личности. Определить понятие, структуру и специфические особенности феномена. Определить угрозы психологической безопасности личности младшего школьника в условиях образовательной среды школы. Эмпирически определить уровень психологической безопасности личности младших школьников в условиях образовательной среды школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селимова З.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL"

This article seeks to identify the theoretical and methodological approaches to the study of the phenomenon of psychological safety of the person. To conduct a theoretical analysis of the problem of determining the psychological security of the individual. Define the concept, structure and specific features of the phenomenon. Identify security threats psychological personality of the younger schoolboy in the conditions of the educational environment of school. Empirically determine the level of psychological safety of the person of younger schoolboys in the conditions of the educational environment of schools.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ»

УДК 316.614.032

Селимова З.Б. студент 2 курса магистратуры факультет психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инжнерно-педагогический университет»

научный руководитель: Данилова М.А.

Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ Аннотация: в данной статье ставится задача определить теоретико -методологические подходы к исследованию феномена психологической безопасности личности. Провести теоретический анализ проблемы определения психологической безопасности личности. Определить понятие, структуру и специфические особенности феномена. Определить угрозы психологической безопасности личности младшего школьника в условиях образовательной среды школы. Эмпирически определить уровень психологической безопасности личности младших школьников в условиях образовательной среды школ.

Ключевые слова: психологическая безопасность, младшие школьники, образовательная среда.

Selimova Z.B.

Student of the 2nd course of magistracy faculty of psychology and teacher education State Budget Educational Institution of Higher Education of the Crimean Republic «Crimean engineering-pedagogical

university » Scientific adviser: Danilova M.A.

Russian Federation, Republic of Crimea

Simferopol

"PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL" Abstract: This article seeks to identify the theoretical and methodological approaches to the study of the phenomenon of psychological safety of the person. To conduct a theoretical analysis of the problem of determining the psychological security of the individual. Define the concept, structure and specific features of the phenomenon. Identify security threats psychological personality of the younger schoolboy in the conditions of the educational environment of school. Empirically determine the level of psychological safety of the person of younger schoolboys in the conditions of the educational environment of schools.

Key words: psychological safety, junior high school students, educational environment.

Постановка проблемы: психологическая безопасность ребенка в

образовательной среде обусловлена растущими потребностями общества в психологически здоровой личности, каковая могла бы благополучно справляться с разного характера угрозами современного мира. Задача стоит в понимании психологической безопасности личности школьника и анализе ее как психического состояния, определенного особенностями образовательной среды, проявлении факторов которые влияют на школьника.

Цель статьи: определение психологической безопасности младшего школьника в соответствии с особенностями образовательной среды.

Изложение основного материала: Психологическая безопасность личности младшего школьника - это психическое состояние определенное образовательной средой,

которое выражается в волнениях о защищенности, твердости в себе, удовлетворенности собой как субъектом деятельности и общественных отношений и выражается в ассертивном поведении.

Находясь в микросреде, которая его окружает, в семье, в классе ребенок постоянно испытывает воздействия на свой внутренний мир. Воздействия эти оказываются часто очень противоречивыми и не всегда «работают» на превращение основных ценностей жизни и культуры в собственные ценности школьника, направленно стимулируют развитие его способностей, а в теперешней социально-культурной обстановке порой напрямую способствуют укоренению в его сознании псевдо ценностей. В этих условиях возрастает роль школы не только в определении социально ценных психических свойств, которые могут и должны быть сформированы у школьников в нынешнее непростое время, но и в координации и корректировке влияний на учащихся других общностей, которые все вместе образуют микросреду его развития.

Решение этой задачи предполагает всестороннюю оценку условий жизни каждого конкретного ученика, наиболее действенных источников влияния на него и уже сформированной у него картины мира, главенствующих отношений, типичных для него способов поведения. Это фактически всегда означает анализ социальной микросреды учащегося и последующую работу по усилению действия одних составляющих этой среды, нейтрализацию действия других, а часто и внесение в эту среду таких факторов, которых в ней не было.

При этом при планировании и осуществлении воспитательных воздействий, в том числе и тех, с помощью которых изменяется микросреда школьника, необходимо постоянно делать поправку на возраст, пол, индивидуально-личностные, субъектно-деятельностные особенности учащихся и не возлагать очень больших надежд на формирование фактора деятельности или фактора отношений, если остается неизвестно, какой психологический отзвук они получают во внутреннем мире школьника. [9-17-с]

Так же Значительным условием психологической безопасности

ребенка в условиях школьной образовательной среды является исключение психологического травмирования личности в детстве, поскольку оно имеет необратимые последствия для развития, содействуя развитию комплекса неполноценности и появлению проблем в социальной адаптации.

Важными пунктами для защиты младшего школьника являются:

1. Принятие себя как субъекта учебной деятельности и межличностных отношений;

2. Переживание поддержки со стороны педагогов, учащихся и родителей;

3. Уверенное поведение в тяжёлых условиях общения и умение отстаивать свои интересы.

Очень большое влияние имеет уровень межличностных отношений самой образовательной среды. Есть ли взаимопомощь детей между собой? Присутствует ли комфортная психологическая атмосфера в классе? Присутствует ли доверие ребят к педагогу, моральная поддержка? Присутствует ли взаимопонимание и контакт родителей с педагогом, принимают ли они активное участие в делах класса?

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять диагностическую, консультативную и коррекционную работу с учащимися, по мнению Е. И. Рогова (1996, 1998), являются следующие:

1. Психофизиологический, показывающий сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.

2. Индивидуально-психологический, определяющий развитие основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т. Д.) субъекта.

3. Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития.

4. Микро групповой, показывающий особенности взаимодействия развивающегося субъекта как целостной системы с другими субъектами и их объединениями.

5. Социальный, определяющий формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом. [106-с]

Безусловно, что духовно-нравственная сфера личности требует профессионального и компетентного подхода со стороны педагога. В свете сказанного, педагог призван в своей профессиональной деятельности оперировать тем или иным набором именно педагогических методов и средств, добиваясь результата не хаотично, а вследствие поступательного движения, - целенаправленно и планомерно. Необходимо восстановить утраченный за последние годы профессионализм педагога в области организации воспитательной деятельности (методик и воспитательной работы). Творческая интуиция педагога и личностные качества не заменят его профессионализма. При этом следует учесть, что передача знаний и

опыта взрос-лого ребёнку возможно лишь в том случае, что тот, кто передает опыт должен иметь непременно «больший вес» по отношению к воспринимающему - быть для него авторитетом. Как этого добиться? Речь, в данном случае, идет о высших ценностях, уровне развития личности педагога, позволяющем «внедрять» в сознание ребенка духовно-нравственные ценности и идеалы. [10-с]

Выводы: Психологическая безопасность крайне важна для младшего школьника в связи с особенностями его социальной ситуации развития, так как отношения с другими (учителя, сверстники и т.д.) могут влиять на отношение к самому себе, а это пагубно может воздействовать на психику ребенка. Удовлетворение потребности в безопасности обеспечивает учащемуся такое психическое состояние, а это дает возможность в усвоении учебного материала, формирование его психических и психологических свойств и качеств учитывая индивидуальные особенности, определенное отношение к разного рода трудностям, а так же содействует его как физическому так и психическому здоровью.

Использованные источники:

1. И. А. Баева. Тренинги психологической безопасности в школе. ББК 88.36. Б 16. [9-17-с]

2. Баева И. А. Б 15 Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ» [106-с]

3. КовровВ.В., МиримановаМ.С., ОганесянН.Т. Воспитательная система образовательного учреждения как ресурс обеспечения психологической безопасности. Учебно методическое пособие - М.: Экон-информ [10-с]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.