Научная статья на тему 'Психологическая безопасность как условие личностного развития выпускников школ'

Психологическая безопасность как условие личностного развития выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
411
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ШКОЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / SCHOOL GRADUATES / PSYCHOLOGICAL SAFETY / BASIC BELIEFS / PERSONAL POTENTIAL / SELF-ORGANIZATION / DETERMINATION / LIFE SATISFACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шекетера Анастасия Александровна

Анализируются психологические концепции о феномене психологической безопасности в молодежной среде, согласно которым психологическая безопасность является условием личностного развития юношей и девушек. Обсуждаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи психологической безопасности выпускников школ с уровнем их личностного развития, который количественно оценивается такими показателями, как удовлетворенность жизнью и склонность к самоорганизации деятельности. Установлено, что выпускники школ характеризуются средним уровнем выраженности склонности к самоорганизации деятельности, удовлетворенности жизнью и психологической безопасности, оцениваемой с помощью Шкалы базисных убеждений. У выпускников выявлен факт одновременного сочетания высокого уровня убеждения в возможности контролировать жизненные события с высоким уровнем убеждения в случайности всего происходящего, что мы расцениваем в качестве негативного психологического феномена. Определено, что такие детерминанты будущей жизни, как целеполагание и удовлетворенность жизнью, зависят от степени переживания психологической безопасности. Выявленные факты и закономерности могут быть использованы при построении программ психологического сопровождения учащихся школ в условиях подготовки к выпускным экзаменам и при обеспечении психологической безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шекетера Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personal development of students in the context of psychological safety

The purpose of the research was to identify features of the interaction between psychological safety of high school graduates and their personal characteristics reflecting the level of personal development. To evaluate the subjective feelings of psychological safety following tools were used: "The scale of basic beliefs" by R. Janoff-Bulman, estimation of personal properties was carried out using "Questionnaire of the self-organization of the activity" by E.Y. Mandrikova, also the scale of «Life satisfaction» by E. Diener adapted by D.A. Leontiev and E.N. Osin was used, reflecting a common measure of inner peace and mental satisfaction. Based on the results, we came to conclusions about the degree of manifestation of the basic beliefs and personal characteristics of the graduates of schools. The results suggest that the skills of the self-organizing of the gratuates' activity are not yet fully formed; the level of life satisfaction among students is medium due to the fact that all their attention is paid only to the preparation for final exams and they are in a constant worry. It was found that the students have a medium level of expression of the basic beliefs and psychological safety, they tend to simultaneous combination of a positive belief in justice and an opportunity to control their own lives and of negative belief that everything in the world happens randomly. Under such conditions, evidently, the conviction in randomness of all events enhances that should be seen as a negative psychological effect which can lead to distortion of personal development. It was determined that the formation of such qualities as self-organization in activity, such determinants of the future life as goal setting and life satisfaction depend on the basic beliefs, which are formed in childhood and undergo only minor changes while the personal development and collision with reality. These findings and regularities can be used in designing psychological support programs in schools for students preparing for their final exams when psychological safety of the educational environment is provided. Considering the data obtained when a psychological support program is implemented it is necessary to create conditions which would meet students' needs in psychological safety regarded as an important factor of personal development. Special attention, as can be seen due to the results, should be given to the formation of students' positive "worldview" and positive "selfview", as well as an adequate understanding of other people; the imbalance in students' basic beliefs should be eliminated, which is the key to the development of self-determination and to the achievement of life satisfaction.

Текст научной работы на тему «Психологическая безопасность как условие личностного развития выпускников школ»

Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 88-99

УДК 159.922

DOI: 10.17223/17267080/58/6

А.А. Шекетера

Томский государственный университет (Томск, Россия)

Психологическая безопасность как условие личностного развития выпускников школ

Исследование выполнено по заданию № 2014/233 на выполнение государственных работ в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России, проект «Психотехническое обеспечение процесса развития когнитивного и коммуникативного потенциала».

Анализируются психологические концепции о феномене психологической безопасности в молодежной среде, согласно которым психологическая безопасность является условием личностного развития юношей и девушек. Обсуждаются результаты эмпирического изучения взаимосвязи психологической безопасности выпускников школ с уровнем их личностного развития, который количественно оценивается такими показателями, как удовлетворенность жизнью и склонность к самоорганизации деятельности. Установлено, что выпускники школ характеризуются средним уровнем выраженности склонности к самоорганизации деятельности,

удовлетворенности жизнью и психологической безопасности, оцениваемой с помощью Шкалы базисных убеждений. У выпускников выявлен факт одновременного сочетания высокого уровня убеждения в возможности контролировать жизненные события с высоким уровнем убеждения в случайности всего происходящего, что мы расцениваем в качестве негативного психологического феномена. Определено, что такие детерминанты будущей жизни, как целеполагание и удовлетворенность жизнью, зависят от степени переживания психологической безопасности. Выявленные факты и

закономерности могут быть использованы при построении программ психологического сопровождения учащихся школ в условиях подготовки к выпускным экзаменам и при обеспечении психологической безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: выпускники школ; психологическая безопасность;

базисные убеждения; самоорганизация деятельности, целеустремленность; удовлетворенность жизнью.

Введение

Сегодня важными условиями развития личности становятся не только высокий уровень образования, уровень развития способностей и профессионально важных качеств, ценностные и смысловые ориентиры, но и понимание факторов безопасности среды жизнедеятельности и организация собственного поведения с учетом этих факторов в конкретных жизненных ситуациях. По сути, в современных условиях всё более актуальным становится формирование культуры безопасного поведения. При этом

88

Психологическая безопасность как условие личностного развития

согласно анализу современной литературы (И.А. Баева, Л.А. Гаязова, Н.Г. Рассоха), основные практики формирования социально безопасного поведения следует реализовывать среди молодежи, т.е., с одной стороны, среди тех, у кого личная безопасность ещё не является ценностью просто в силу ограниченности жизненного опыта, а с другой стороны, среди тех, кто в наибольшей степени подвержен различным необоснованным страхам и переживаниям, чувству опасности и экзистенциальной тревоге. И для той, и для другой категории юношей и девушек приобретение навыков безопасного поведения, с нашей точки зрения, могло бы способствовать успешному прохождению социально значимых этапов жизни (школьное обучение, сдача государственных экзаменов, поступление и обучение в вузе) и личностно-профессиональному развитию. Такое мнение подкрепляется результатами наших исследований, проведенных среди студенческой молодежи, в которых было показано, что высокий уровень психологической безопасности коррелирует с высокими показателями социальнопсихологической адаптивности, насыщенности жизни смыслами, целеустремленности и способности к самоорганизации деятельности [1].

Теоретические основания

Многие российские исследователи (Т.С. Кабаченко, С.Ю. Решетина, Т.Я. Смолян, А.Н. Сухов) подчеркивают, что безопасность - необходимое условие развития любой сложной системы, в том числе и человека [2]. Анализ научной литературы позволяет рассматривать феномен безопасности с двух ракурсов. С одной стороны, мы можем исследовать различные аспекты психологической безопасности в зависимости от социотехнической системы (В.А. Барабанщиков, Ф.Е. Иванов), в которую включается человек и которая является внешним источником опасностей. С другой стороны, безопасность - это некое психическое состояние, которое можно определить через уровень удовлетворения потребности в безопасности и которое характеризуется отсутствием экзистенциального страха и тревоги. В этом случае безопасность оценивается как с точки зрения внешней среды, так и с точки зрения внутренних условий, в число которых входят элементы субъективного опыта, помогающие распознаванию, предвидению, уклонению и преодолению опасностей (С.А. Богомаз, М.А. Котик,

В.Д. Шадриков). Таким образом, первый подход предполагает устранение опасностей через перемещение человека, который выступает как объект безопасности, в необходимую для него среду, а второй подход подразумевает, что человек активен и является субъектом собственной безопасности. В нашем исследовании мы рассматриваем психологическую безопасность как основное условие личностного развития и придерживаемся второго подхода при рассмотрении феномена психологической безопасности.

Организация исследования

Целью нашего исследования было выявление взаимосвязей между самооценкой психологической безопасности выпускников школ, находя-

89

А.А. Шекетера

щихся в условиях подготовки к выпускным экзаменам, и параметрами их личностного развития.

Мы предположили, что субъективная оценка школьниками психологической безопасности может положительно коррелировать с такими их личностными свойствами, как удовлетворенность жизнью и склонность к самоорганизации деятельности.

В исследовании, которое было проведено в одной из школ города Томска в преддверии Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для 11-х классов, принимали участие 68 школьников (27 юношей и 41 девушка) в возрасте 17-18 лет.

Для оценки субъективного чувства психологической безопасности была использована «Шкала базисных убеждений», разработанная Р. Янов-Бульман в адаптации О.А. Кравцовой, М.А. Падуна и А.В. Котельниковой (Кравцова, Падун, Котельникова, 2007), позволяющая оценить убеждения человека о мире, о себе и возможности контролировать жизненные события в этом мире. Согласно концепции Р. Янов-Бульман одним из базисных ощущений любого человека является здоровое чувство безопасности (Janoff-Bulman, 1989, 1992), оно основано на трех группах убеждений, являющихся ядром нашего субъективного мира:

• Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям.

• Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости.

• Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность), «Я правильно себя веду» (самоконтроль) и оценка собственной удачливости [3].

При проведении исследования и интерпретации данных мы учитывали, что базисные убеждения как когнитивный конструкт складываются в детстве, но на их формирование оказывают влияние культура и общество, в котором развивается человек [3].

Оценка личностных свойств проводилась с помощью методики «Опросник самоорганизации деятельности» (автор Е.Ю. Мандрикова [4]), предназначенного для диагностики сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания. В результате обработки данных мы получаем представления о значениях по шести шкалам: «Планомерность», «Целеустремленность», «Настойчивость», «Фиксация», «Самоорганизация», «Ориентация на настоящее» и «Суммарный показатель самоорганизации деятельности».

В исследовании также использовалась шкала «Удовлетворенность жизнью», разработанная американским психологом Э. Динером и адаптированная отечественными психологами Д.А. Леонтьевым и Е.Н. Осиным [5]. Эта шкала позволяет измерить когнитивную оценку соответствия жизненных обстоятельств ожиданиям индивида и отражает общую меру внутренней гармонии и психологической удовлетворенности. Шкала позволяет

90

Психологическая безопасность как условие личностного развития

представить оценку человеком себя и собственной жизни, а также перспективу самоактуализации и личностного роста.

Результаты психодиагностики учащихся были организованы в базу данных и обработаны статистически в программе Statistica 6.0 с использованием описательной статистики, корреляционного и регрессионного анализа.

Обсуждение результатов

При вычислении средних значений показателей «Шкалы базисных убеждений» в выборке школьников и их сравнении с нормативными значениями [6] было установлено, что все показатели базисных убеждений и индекс безопасности находятся в пределах нормативных значений. Тем не менее отмечается тенденция к более низким значениям шкал «Убеждение в благосклонности мира», «Убеждение в ценности собственного Я» и «Убеждение в везучести». Тенденция к высокому среднему значению наблюдалась для шкалы «Убеждение в случайности всего». Как итог, индекс психологической безопасности, вычисляемый как среднеарифметическое всех шкал методики, у выпускников школ оказался сопоставим с нижней границей нормативного значения (табл. 1).

Это означает, что среди выпускников имеется негативная тенденция считать, что мир по отношению к ним неблагожелателен (враждебен), что лично они не имеют особой ценности и что им не везет в жизни. Другими словами, у выпускников имеется тенденция к формированию негативной картины мира и негативной картины Я. Такая тенденция опасна тем, что, ощущая враждебность окружающего мира по отношению к ним и будучи убеждены в том, что они ничего собой не представляют, выпускники не склонны чувствовать себя в безопасности (а именно это чувство является условием личностного развития).

Т а б л и ц а 1

Средние значения (в баллах) показателей «Шкалы базисных убеждений», вычисленные для выборки выпускников школы (n = 68)

Показатели и категории Среднее значение Стандартное отклонение

Убеждение в благосклонности мира 3,9 1,1

Убеждение в доброте людей 3,6 0,7

Убеждение в справедливости мира 3,8 1,0

Убеждение в контролируемости мира 4,0 1,0

Убеждение в случайности всего происходящего 4,0 0,7

Убеждение в ценности собственного Я 3,7 1,0

Убеждение в способности к самоконтролю 4,4 0,9

Убеждение в везучести 3,5 1,0

Категория «благосклонность мира» 3,7 0,8

Категория «осмысленность мира» 2,0 0,7

Категория «ценность Я» 3,9 0,7

Индекс психологической безопасности 2,8 0,6

91

А.А. Шекетера

Другой негативный феномен проявляется в том, что, как можно увидеть из табл. 1, наиболее выраженными базисными убеждениями у данной группы школьников стали «убеждение в способности к самоконтролю» (4,4±0,9 балла), «убеждение в контролируемости мира» (4,0±0,9 балла) и «убеждение в случайности всего происходящего» (4,0±0,7 балла). Следует обратить внимание на то, что наиболее выраженные базисные убеждения у выпускников, с одной стороны, связаны с их позитивными убеждениями в том, что мир контролируем и они способны эффективно контролировать жизненные события (управлять жизненными событиями). С другой стороны, выпускники с высокой степенью убежденности одновременно склонны считать, что всё в мире происходит случайно и от них лично мало что зависит. Следует уточнить, что убеждение субъекта в случайности происходящего сопровождается фатализмом, состоянием пассивного бездействия, отсутствием смысла прикладывать усилия для достижения поставленных целей, поскольку в жизни все равно мало что можно изменить - всё происходит случайно.

Одновременно наблюдаемое у выпускников сочетание высокого уровня убеждения в возможности контролировать жизненные события с высоким уровнем убеждения в случайности всего происходящего следует рассматривать, с нашей точки зрения, как негативный психологический феномен, который может формировать специфический вариант возрастного развития. В других наших исследованиях, проводимых в студенческих выборках, высокий уровень убежденности в самоконтроле обычно сопровождался низким уровнем убежденности в случайности всего происходящего [1].

Негативная картина относительно системы базисных убеждений выпускников усугубляется тем, что показатель убеждения «степень удачи и везения» оказался у них наименее выраженным (3,5±1,0 балла). Это свидетельствует о значительной доле пессимизма у выпускников по отношению к имеющимся у них возможностям. Исследователи же, напротив, считают, что более оптимистичное отношение к миру, окружающим людям и к себе самому способствует психической стабильности и успешности в повседневной жизни [4].

Очевидно, что обнаруженные различия между студенческой и школьной выборками, а также наблюдаемая у выпускников тенденция к низкому уровню убежденности в благожелательности окружающего мира, убежденности в низкой ценности Я, отсутствие оптимизма и сниженный уровень чувства безопасности должны иметь какую-то причину. По-видимому, эта причина связана с негативным воздействием на выпускников процесса подготовки к Единому государственному экзамену [7]. Вероятно, оказываемое на них в процессе подготовки психоэмоциональное давление со стороны учителей и родителей может приводить к деформации системы базисных убеждений, когда у них формируется иллюзорное убеждение в возможности управлять жизненными событиями, сочетающееся с убеждением в случайности происходящего.

На основе анализа полученных результатом можно высказать предположение, что у выпускников мы можем наблюдать три варианта убеждений

92

Психологическая безопасность как условие личностного развития

и, как следствие, поведения: убеждение в возможности влиять на себя и свою жизнь и, вероятно, активное построение своей жизненной траектории; убеждение в том, что все происходит случайно и, вероятно, пассивное построение своей жизненной траектории, или бездействие; соединение этих убеждений в одном человеке и, таким образом, наличие вероятности «искажения» процесса личностного развития и построения жизненной траектории. Кроме того, поскольку для выпускников процесс подготовки и сдачи выпускных экзаменов является актуальной деятельностью, то выявление у них преобладающих убеждений может указать нам на особенности организации процесса самостоятельной подготовки к экзаменам.

При вычислении средних значений показателей «Опросника самоорганизации деятельности» мы установили, что школьникам свойственно высокое значение шкалы «Наличие целей» (35,5±7,1 балла). Это является очень важным для выпускников школы, перед которыми стоит серьезный выбор сценария будущей жизни. Однако обращает на себя внимание то, что средние значения шкал «Планирование», «Настойчивость» и «Суммарный показатель самоорганизации» оказываются сниженными в сравнении с нормативными значениями. Следовательно, когда школьники ставят перед собой значимые цели, то не всегда склонны направлять свои усилия на их достижение, качество их «Планирования» не действенно и малореалистично. Также полученные данные, судя по величине показателя «настойчивость», характеризуют участников исследования как тех, кто не всегда доводит начатое дело до конца, отвлекаясь на посторонние дела. Таким людям сложно преодолевать препятствия, и при столкновении с трудностями, они часто теряются, а могут и вообще отказаться от цели. С другой стороны, это может позволять им достаточно быстро перестраиваться на новую деятельность, не «застревая» на привычном и стереотипном [8]. Если делать акцент на подготовке школьников к выпускным экзаменам, то слабо развитые навыки планирования деятельности, отсутствие умения не отступать от поставленных целей и низкие способности к самоорганизации деятельности могут усложнить учащимся подготовку к выпускным экзаменам и снизить их экзаменационную результативность. В связи с этим можно говорить о значимости полученных результатов для организации для школьников тренинговых занятий, направленных на развитие их склонности к самоорганизации деятельности. Эти занятия могли бы способствовать актуализации представлений о правильном планировании собственной деятельности при подготовке к экзаменам, постановке эффективных и адекватных целей, направленных на самореализацию в будущем.

Еще одной методикой, выполненной школьниками, была шкала «Удовлетворенность жизнью». В ходе статистической обработки было установлено, что у школьников значения показателя «удовлетворенность жизнью» (22,4±5,8 балла) находятся в пределах нормативных значений [6]. Это говорит о том, что выпускников, по-видимому, устраивают собственная жизнь и происходящие вокруг них события или, возможно, они воспринимают их как временные, проходящие.

93

А.А. Шекетера

Далее нами был проведен корреляционный анализ с помощью критерия Пирсона (г) в программе Statistica 6.0. При проведении корреляционного анализа обнаружена положительная взаимосвязь между шкалой «Благосклонность мира» и шкалами «Планирование» (г = 0,358; p = 0,003) и «Целеустремленность» (г = 0,550; p = 0,00) «Опросника самоорганизации деятельности». Это говорит о том, что чем сильнее выражено убеждение выпускников в том, что мир к ним благосклонен, тем в большей степени они склонны планировать свою деятельность и тем более выражена их целеустремленность. Другими словами, школьник, уверенный, что при его начинаниях окружающий мир будет к нему благосклонен, будет смелее ставить цели и направлять свои усилия на их достижение. Следует ожидать, что у такого выпускника со временем будет более сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, планы в дальнейшем будут становиться более детализированными, действенными и устойчивыми, цели деятельности будут формулироваться самостоятельно. Однако напомним, что в выборке выпускников средние значения шкалы «Благосклонность мира» методики «Шкала базисных убеждений» и показатель «Планирование» методики «Опросник самоорганизации деятельности» имеют тенденцию к более низким значениям. Следовательно, наличие развитой способности к планированию собственной деятельности и способности достигать поставленные цели будет наблюдаться лишь у небольшого количества выпускников.

В ходе корреляционного анализа также был обнаружен ряд значимых корреляций между показателем «Удовлетворенность жизнью» и такими показателями базисных убеждений, как «Убеждение в благосклонности мира», «Убеждение в справедливости мира», «Убеждение в контролируемости мира», «Убеждение в ценности собственного Я», «Убеждение в способности к самоконтролю», «Убеждение в везучести» (табл. 2). Выявленные закономерности свидетельствуют о том, что сложившаяся с детства позитивная система базисных убеждений может быть важным фактором в достижении школьниками высокого уровня удовлетворенности жизнью.

Т а б л и ц а 2

Взаимосвязь удовлетворенности жизнью и базисных убеждений в выборке школьников (n = 68)

Показатели Удовлетворенность жизнью

Коэффициент корреляции Значимость

Убеждение в благосклонности мира 0,398 p = 0,001

Убеждение в справедливости мира 0,276 p = 0,022

Убеждение в контролируемости мира 0,283 p = 0,019

Убеждение в ценности собственного Я» 0,362 p = 0,002

Убеждение в способности к самоконтролю 0,335 p = 0,005

Убеждение в везучести 0,403 p = 0,001

Категория «благосклонность мира» 0,321 p = 0,007

Категория «ценность Я» 0,455 p = 0,000

Индекс психологической безопасности 0,469 p = 0,000

94

Психологическая безопасность как условие личностного развития

Ключевым фактором, определяющим организацию будущего поведения и будущей деятельности, является наличие у человека значимых целей. Именно они обеспечивают его перспективное продвижение в будущее, развитие личности в целом. Если же жизнь человека оказывается бесцельной, бессмысленной, а деятельность становится формальной и выполняющейся только «для галочки», то его жизненная эффективность может существенно снижаться и личностно-профессиональное развитие может не происходить. Учитывая данный факт, а также то, что для выпускников процесс целеполагания, по нашему мнению, следует рассматривать в качестве ключевого психологического феномена на данном этапе социализации, мы направили свой исследовательский интерес на выяснение вопроса о взаимосвязи склонности выпускников к постановке целей с их базисными убеждениями. Для этого был проведен регрессионный анализ с использованием метода пошаговой регрессии, где зависимой переменной являлся показатель «Наличие целей» методики «Опросник самоорганизации деятельности», а независимыми переменными - показатели базисных убеждений и индекс психологической безопасности. В ходе анализа обнаружен (табл. 3) значимый вклад индекса психологической безопасности в величину показателя «Наличие целей» (модель оказалась значима с F (2,65) =

= 20,122; p < 0,00000).

Т а б л и ц а 3

Итоги регрессии в выборке школьных выпускников для зависимой переменной «Наличие целей»

Показатели БЕТА Стан- дартная ошибка БЕТА B Стандартная ошибка B t (65) Уровень значимо- сти

Свободный член 15,1 3,434 4,399 0,000041

Индекс психологической безопасности 0,688 0,1238 8,273 1,481 5,586 0,00000

Убеждение в везучести -0,127 0,123 -0,902 0,875 -1,030 0,306409

Согласно полученным данным переживание выпускниками психологической безопасности вносит существенный вклад в их склонность к постановке целей. Следовательно, чем в большей безопасности чувствуют себя выпускники, тем лучше они осознают то, к чему имеет смысл стремиться в будущем, и смелее формулируют цели.

Важным детерминантом поведения, направленного в будущее, является также удовлетворенность жизнью. Для более детального анализа развития параметров удовлетворенности жизнью и базисных убеждений далее был проведен регрессионный анализ с использованием метода пошаговой регрессии, где зависимой переменной являлась шкала «Удовлетворенность жизнью», а независимыми переменными - показатели базисных убежде-

95

А.А. Шекетера

ний и индекс безопасности. В ходе анализа обнаружен (табл. 4) значимый вклад индекса психологической безопасности и показателя «У бежденность в доброте людей» в величину показателя «Удовлетворенность жизнью» (модель оказалась значима с F (3,64) = 8,988; p < 0,00005).

Т а б л и ц а 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги регрессии для зависимой переменной «Удовлетворенность жизнью»

Показатели БЕТА Ст.Ош. - БЕТА B Ст.Ош. -B t (64) Р

Св. член - - 13,92584 3,563393 3,90803 0,000227

Индекс психологической безопасности 0,906 0,204 8,928 2,016 4,430 0,000038

Убеждение в доброте людей -0,294 0,130 -2,354 1,040 -2,263 0,027046

Убеждение в контролируемости мира -0,356 0,180 -2,132 1,076 -1,981 0,051861

Как можно заметить, переживание выпускниками психологической безопасности вносит существенный вклад в их удовлетворенность жизнью. Результаты регрессионного анализа, показывающие зависимость целепола-гания и удовлетворенности жизнью от чувства психологической безопасности, усиливают наше убеждение относительно того, что, создавая в школе средовые условия, которые обеспечивают школьникам чувство психологической безопасности, можно добиться более эффективного их личностного развития.

Вместе с тем результаты регрессионного анализа продемонстрировали парадоксальную, с нашей точки зрения, закономерность: убеждение выпускников в доброте людей вносит отрицательный вклад в их оценку удовлетворенности жизнью. Готовых объяснений данному факту нет, выявленная закономерность требует глубокого осмысления. Следует отметить, что в студенческой выборке (n = 1 031) при проведении регрессионного анализа подобный факт отрицательного вклада «Убеждения в доброте людей» в удовлетворенность жизнью не проявляется. В этой связи мы предполагаем, что результаты, полученные в выборке школьных выпускников, могут быть связаны с процессом их подготовки к Единому государственному экзамену [1]. По-видимому, те выпускники, которые убеждены в позитивной природе других людей, в частности учителей, доверяя им и ожидая доброго и снисходительного отношения к результатам их учебной деятельности, в условиях «жесткого» натаскивания к ЕГЭ испытывают дискомфорт и неудовлетворенность жизнью.

Исходя из полученных результатов, можно сделать определенные выводы об особенностях развития базисных убеждений и личностных особенностей у школьных выпускников. Полученные результаты, а также наблюдение и беседы со школьниками свидетельствуют о том, что навыки самоорганизации деятельности у участников данного исследования еще не

96

Психологическая безопасность как условие личностного развития

до конца сформированы. Когда выпускники ставят перед собой цели, они не всегда могут достичь их, планирование не действенно, малореалистично, будущее для них достаточно туманно, им не свойственно прилагать волевые усилия для завершения начатых дел. Уровень удовлетворенности жизнью на момент тестирования у школьников средний, что является довольно очевидным, ведь они находятся в состоянии подготовки к экзаменам, в постоянном волнении, все их внимание занято только подготовкой к Единому государственному экзамену.

Нами было установлено, что хотя у школьных выпускников уровень выраженности базисных убеждений и психологической безопасности находится в пределах нормативных значений, часть показателей приближается к нижней границе нормы.

Выявлено, что у данной группы школьников субъективное чувство психологической безопасности положительно взаимосвязано с некоторыми личностными свойствами. Это означает, что формирование таких важных качеств, как самоорганизация деятельности, таких детерминант будущей жизни, как целеполагание и удовлетворенность жизнью, зависит от базисных убеждений учащихся, которые складываются в детстве и претерпевают лишь незначительные изменения при личностном развитии и столкновении с реальной действительностью и являются условием личностного развития выпускников школ. Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, а предложенная гипотеза частично подтвердилась и была уточнена.

Выявленные факты и закономерности можно учитывать при разработке психологических рекомендаций и тренингов, а также активных форм обучения школьников. Их можно использовать при построении программы психологического сопровождения учащихся школ в условиях подготовки к выпускным экзаменам и при обеспечении психологической безопасности образовательной среды. Учитывая полученные данные, в процессе реализации программы психологического сопровождения необходимо создать среду для удовлетворения потребности школьников в психологической безопасности, рассматриваемой в качестве важного условия личностного развития. Особое внимание, как показывают полученные нами результаты, следует уделить формированию у школьников позитивной «картины мира» и позитивной «картины Я», а также адекватного представления о других людях, устранить дисбаланс в их базисных убеждениях.

Литература

1. Богомаз С.А., Козлова Н.В. Модель личностного развития подростков и юношей с

учетом переживаемого ими чувства собственной безопасности в условиях трансформации российского общества // Сибирский психологический журнал. 2010.

№ 36. С. 14-19.

2. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза. Таган-

рог : Изд-во ТРТУ, 2005. 305 с.

97

А.А. Шекетера

3. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайге-

ровой. М. : Смысл, 2008. 172 с.

4. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М. : Смысл, 2007. 15 с.

5. Diener E., Emmons R., Larsen R., Griffin S. The Satisfaction with life Scale // Journal of

Personality Assessment. 1985. Vol. 49. P. 71-75.

6. Богомаз С.А. Инновационный потенциал личности и его оценка // Социальный мир

человека : материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций», 1719 апреля 2014 г., Ижевск / под ред. Н.И. Леонова. Ижевск, 2014. Вып. 5. С. 275279.

7. Абакумова Н.Н., Богомаз С.А. Мониторинг образовательных результатов в вузе: про-

блема содержания психолого-педагогической диагностики // Психология обучения.

2015. № 3. С. 62-68.

8. Богомаз С.А. Целеустремленность и связность целей в структуре индивидуально-

сти // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 56-63.

Поступила в редакцию 18.08.2015 г.; повторно 03.11.2015 г.; принята 05.11.2015 г.

ШЕКЕТЕРА Анастасия Александровна, аспирант Томского государственного университета (Томск, Россия).

E-mail: [email protected]

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL SAFETY

Siberian journal ofpsychology, 2015, 58, 88-99. DOI: 10.17223/17267080/58/6 Sheketera Anastasia A., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Keywords: school graduates; psychological safety; basic beliefs; personal potential; selforganization; determination; life satisfaction.

The purpose of the research was to identify features of the interaction between psychological safety of high school graduates and their personal characteristics reflecting the level of personal development. To evaluate the subjective feelings of psychological safety following tools were used: "The scale of basic beliefs" by R. Janoff-Bulman, estimation of personal properties was carried out using "Questionnaire of the self-organization of the activity" by E.Y. Mandrikova, also the scale of «Life satisfaction» by E. Diener adapted by D.A. Leontiev and E.N. Osin was used, reflecting a common measure of inner peace and mental satisfaction.

Based on the results, we came to conclusions about the degree of manifestation of the basic beliefs and personal characteristics of the graduates of schools. The results suggest that the skills of the self-organizing of the gratuates' activity are not yet fully formed; the level of life satisfaction among students is medium due to the fact that all their attention is paid only to the preparation for final exams and they are in a constant worry. It was found that the students have a medium level of expression of the basic beliefs and psychological safety, they tend to simultaneous combination of a positive belief in justice and an opportunity to control their own lives and of negative belief that everything in the world happens randomly. Under such conditions, evidently, the conviction in randomness of all events enhances that should be seen as a negative psychological effect which can lead to distortion of personal development. It was determined that the formation of such qualities as self-organization in activity, such determinants of the future life as goal setting and life satisfaction depend on the basic beliefs, which are formed in childhood and undergo only minor changes while the personal development and collision with reality.

These findings and regularities can be used in designing psychological support programs in schools for students preparing for their final exams when psychological safety of the educa-

98

Психологическая безопасность как условие личностного развития

tional environment is provided. Considering the data obtained when a psychological support program is implemented it is necessary to create conditions which would meet students' needs in psychological safety regarded as an important factor of personal development. Special attention, as can be seen due to the results, should be given to the formation of students’ positive "worldview" and positive "selfview", as well as an adequate understanding of other people; the imbalance in students’ basic beliefs should be eliminated, which is the key to the development of self-determination and to the achievement of life satisfaction.

References

1. Bogomaz, S.A. & Kozlova, N.V. (2010) A model of personal development of adolescents

and young adults taking into account the sense of their own safety being experienced in the case of transformation of the Russian society. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal -Siberian Journal of Psychology. 36. pp. 14-19. (In Russian).

2. Lyz', N.A. (2005) Razvitie bezopasnoy lichnosti v obrazovatel'nom protsesse vuza [The

development of secure identity in the educational process of the universit]. Taganrog: TRTU.

3. Soldatova, G.U. & Shaygerova, L.A. (2008) Psikhodiagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of personal tolerance]. Moscow: Smysl.

4. Mandrikova, E.Yu. (2007) Oprosnik samoorganizatsii deyatel'nosti [A Questionnaire of

Self-activity]. Moscow: Smysl.

5. Diener, E., Emmons, R., Larsen, R. & Griffin, S. (1985) The Satisfaction with Life Scale.

Journal of Personality Assessment. 49. pp. 71-75. DOI: 10.1207/s15327752jpa4901_13

6. Bogomaz, S.A. (2014) Innovatsionnyy potentsial lichnosti i ego otsenka []. Sotsial'nyy mir

cheloveka [The innovative potential of the individual and its evaluation]. In: Leonov, N.I. (ed.) Sotsial'nyy mir cheloveka [The Social World of Human]. Izhevsk. pp. 275-279.

7. Abakumova, N.N. & Bogomaz, S.A. (2015) Monitoring of education in high school: the

problem of contents psycho-pedagogical diagnostics. Psikhologiya obucheniya - Psychology of Education. 3. pp. 62-68. (In Russian).

8. Bogomaz, S.A. (2008) Commitment and coherence of objectives in the structure of person-

ality. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology. 30. pp. 56-63. (In Russian).

Received 18.08.2015; Revised 03.11.2015; Accepted 05.11.2015

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.