Научная статья на тему 'Психолог как субъект деятельности в социально-правовой сфере'

Психолог как субъект деятельности в социально-правовой сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолог / субъект / субъект деятельности / социально-правовая сфера / деятельность / профессиональная деятельность / законодательство / psychologist / subject / subject of activity / social and legal sphere / activity / professional activity / legislation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьева Ирина Владимировна

Актуальность: в России на сегодняшний день на федеральном уровне нет специальных правовых актов, регулирующих деятельность психолога в достаточной степени. Тем не менее профессия психолога является востребованной в виду различных мировых изменений последних лет, продуцирующих развитие деятельности психологов и необходимость получения психологической помощи. Цель исследования: раскрытие особенностей деятельности психолога в социально-правовой сфере. Методы исследования: изучение и анализ практической деятельности психолога, включенное наблюдение, анализ научной литературы. Результаты и ключевые выводы: в статье раскрываются особенности профессиональной деятельности психологов и сложности при ее реализации с соблюдением основного принципа «не навреди», связанные с нормативно-правовым регулированием в России. Предлагается к построению образовательного процесса психологов подходить таким образом, чтобы они могли ориентироваться в действующем законодательстве. Тезисно рассмотрены направления психологической деятельности, доступные в современном мире, и области законодательства, регулирующая ее прямо или опосредованно, определены принципы и ориентиры при осуществлении такой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychologist as a subject of activity in the social and legal sphere

Relevance: in Russia today, at the federal level, there are no special legal acts that sufficiently regulate the activities of psychologists. Nevertheless, the profession of a psychologist is in demand due to various global changes in recent years, producing the development of the activities of psychologists and the need to receive psychological help. Purpose of the study: to reveal the characteristics of the activities of a psychologist in the socio-legal sphere. Research methods: study and analysis of the practical activities of a psychologist, participant observation, analysis of scientific literature. Results and key conclusions: the article reveals the features of the professional activity of psychologists and the difficulties in its implementation in compliance with the basic principle of «do no harm» associated with legal regulation in Russia. An approach is proposed to structure the educational process of psychologists in such a way that they can navigate the current legislation. The areas of psychological activity available in the modern world, and the areas of legislation that regulate it directly or indirectly and allow, based on them, to determine the principles and guidelines for the implementation of such activities, are examined in detail.

Текст научной работы на тему «Психолог как субъект деятельности в социально-правовой сфере»

вопросы социальной, политической

и экономической психологии

Григорьева Ирина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда АНО ВО, практический психолог,

Российский новый университет, Российская Федерация, 105005, г. Москва,

ул. Радио, д. 22 E-mail: [email protected]

Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология, экономическая и политическая психология

Irina Vladimirovna Grigorieva,

Ph.D. of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General Psychology and Labor Psychology, practical psychologist, Russian New University, Russian Federation, 105005, Moscow, Radio St., 22

E-mail: [email protected]

Scientific specialty:

5.3.5. Social psychology, economic

and political psychology

УДК 159.99

Дата поступления: 30 апреля 2024 г. Дата принятия статьи в печать: 29 мая 2024 г.

Психолог как субъект деятельности в социально-правовой сфере

Psychologist as a subject of activity in the social and legal sphere

Аннотация

Актуальность: в России на сегодняшний день на федеральном уровне нет специальных правовых актов, регулирующих деятельность психолога в достаточной степени. Тем не менее профессия психолога является востребованной в виду различных мировых изменений последних лет, продуцирующих развитие деятельности психологов и необходимость получения психологической помощи.

Цель исследования: раскрытие особенностей деятельности психолога в социально-правовой сфере.

Методы исследования: изучение и анализ практической деятельности психолога, включенное наблюдение, анализ научной литературы.

Результаты и ключевые выводы: в статье раскрываются особенности профессиональной деятельности психологов и сложности при ее реализации с соблюдением основного принципа «не навреди», связанные с нормативно-правовым регулированием в России. Предлагается

Abstract

Relevance: in Russia today, at the federal level, there are no special legal acts that sufficiently regulate the activities of psychologists. Nevertheless, the profession of a psychologist is in demand due to various global changes in recent years, producing the development of the activities of psychologists and the need to receive psychological help.

Purpose of the study: to reveal the characteristics of the activities of a psychologist in the socio-legal sphere.

Research methods: study and analysis of the practical activities of a psychologist, participant observation, analysis of scientific literature.

Results and key conclusions: the article reveals the features of the professional activity of psychologists and the difficulties in its implementation in compliance with the basic principle of «do no harm» associated with legal regulation in Russia. An approach is proposed to structure the educational process of psychologists

46

к построению образовательного процесса психологов подходить таким образом, чтобы они могли ориентироваться в действующем законодательстве. Тезисно рассмотрены направления психологической деятельности, доступные в современном мире, и области законодательства, регулирующая ее прямо или опосредованно, определены принципы и ориентиры при осуществлении такой деятельности.

Ключевые слова: психолог; субъект; субъект деятельности; социально-правовая сфера; деятельность; профессиональная деятельность; законодательство.

in such a way that they can navigate the current legislation. The areas of psychological activity available in the modern world, and the areas of legislation that regulate it directly or indirectly and allow, based on them, to determine the principles and guidelines for the implementation of such activities, are examined in detail.

Keywords: psychologist; subject; subject of activity; social and legal sphere; activity; professional activity; legislation.

За последние 5 лет мир продемонстрировал свою способность быстро меняться в самых разных направлениях. Соответственно перед человечеством стоит важная задача — приспособиться, что сказывается на всех сферах его жизнедеятельности. Благодаря научно-техническому прогрессу, сопровождающему адаптационные процессы, появляются новые возможности, новые активности и необходимости, которые встраиваются в деятельность человека. Логично ожидать корректировки в системе законодательства и/или издания новых нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов. Особенно это требуется в сферах, связанных со здоровьем человека, среди которых находится психологическая деятельность, опирающаяся на главный постулат «не навреди».

В России на сегодняшний день на федеральном уровне нет специальных правовых актов, регулирующих деятельность психолога в достаточной степени. Анализ современного состояния российского законодательства о деятельности таких специалистов, проведенный Ю. В. Исмагиловой, отображает его фрагментарный и неупорядоченный характер [1]. Тем не менее профессия является востребованной в виду различных мировых изменений последних лет, продуцирующих развитие деятельности психологов и необходимость получения психологической помощи.

Принимая во внимание озвученную сложность, следует строить образовательный процесс психологов таким образом, чтобы они могли ориентироваться в действующем законодательстве, понимали, на что опираться при осуществлении профессиональной деятельности, а также осознавали нормативно установленные границы своей деятельности и ответственность.

В профессиональном становлении студентам в первую очередь необходимо очертить по-

нятийный аппарат в научном поле психологического знания, чтобы соотнести между собой психологию и юриспруденцию, делая при этом акцент на той специальности, которую они себе выбрали и которая подразумевает определенные виды деятельности. В образовательном процессе студенты приобретают знания, навыки и умения, позволяющие им в будущем выполнять определенную профессиональную деятельность (психологическую), поэтому рассмотрим психолога как трудящегося человека, выполняющего основные и производные виды деятельности, т. е. как субъекта деятельности, что соответствует концепции Б. Г. Ананьева [3].

Кто же такой психолог? Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, это «ученый-специалист по психологии; знаток человеческой психологии» [4]. В медицинском словаре психолог определен как «специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека» [5]. На уровне федерального законодательства нашей страны легального определения психолога пока не установлено. Однако на уровне регионального регулирования существуют нормативные документы, содержащие в себе этот термин. Например, в законе города Москвы № 43 от 7 октября 2009 г. «О психологической помощи населению в городе Москве»1 в п. 3 ст. 1 используется термин «специалисты-психологи», под которыми понимаются «лица, имеющие высшее профессиональное образование или прошедшие профессиональную переподготовку в области психологии, работающие в государственных учреждениях, а также других учреждениях и организациях города Москвы». Таким образом, определены критерии такого специалиста — наличие обра-

1 О психологической помощи населению в городе Москве: закон г. Москвы от 7 октября 2009 г. № 43 // НПП «Гарант» (дата обращения: 15.01.2024).

зования и особенности осуществления им трудовой деятельности.

Важно отметить, что в данном случае среди лиц, оказывающих психологическую помощь, указаны государственные учреждения города Москвы, оказывающие психологическую помощь, а также негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в городе Москве, при этом отсутствует указание на возможность осуществления такой деятельности так называемыми «самозанятыми гражданами», что вероятно обусловлено тем, что такой статус был внедрен в федеральном законодательстве в 2019 г., а соответствующие изменения в закон города Москвы не были внесены.

Первое, на что стоит обратить внимание при осуществлении профессиональной деятельности психологов, это этические кодексы. В России опорным документом для психологов может выступать Этический кодекс психолога, который был принят 14 февраля 2012 г. на V Съезде Российского психологического общества. Данный этический кодекс психолога составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации2, Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»3, Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека и мировыми этическими кодексами. Для студентов имеет смысл ознакомиться с перечисленными документами.

Особо важным является внимательное изучение основного закона Российской Федерации, имеющего высшую юридическую силу — Конституции Российской Федерации. Необходимо знать содержащиеся в ней права и обязанности гражданина Российской Федерации как с целью осуществления своей профессиональной деятельности, особенности выполнения которой отражены в этических кодексах, а также для того, чтобы напоминать (а порой — просвещать) граждан, получающих психологическую помощь.

У студентов часто наблюдается поверхностное представление о профессиональной деятельности психологов, ограниченное частной практикой, штатной работой в организациях и экстренной психологической помощью. Это представление следует расширять и знакомить с вариативностью деятельности психолога. Су-

2 Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: //www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.02.2024).

3 О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля

2006 г. № 152-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3451.

ществуют три основные сферы деятельности психологов — научная, прикладная и практическая, каждая из которых подразумевает свою специфическую деятельность. Ю. В. Исмаги-лова составила классификацию субъектов, участвующих в оказании психологической помощи российскому населению, состоящую из 9 субъектов психологической помощи, осуществляющих профессиональную деятельность в рамках публичных учреждений и 2 субъектов, осуществляющих деятельность на частноправовой основе [2].

Психологи работают в разных медицинских и социальных учреждениях, и нормативные акты устанавливают различающиеся стандарты их профессиональных компетенций. В российском законодательстве существует четыре стандарта профессиональных компетенций психолога: педагог-психолог, психолог-консультант, психолог в социальной сфере, психолог в служебной деятельности. В этих подзаконных нормативных актах закреплены уровни должностей психолога и профессиональные требования, компетенции, необходимые кандидату на ту или иную должность психолога, также отражены трудовые функции и их характеристики. Стандарты регламентируют порядок реализации профессиональной деятельности психологов, в том числе оказание психологической помощи населению. Профессиональный стандарт «психолог-консультант» был доработан и вступил в силу 1 марта 2023 г.,4 в свою очередь стандарт «психолог в социальной сфере» вступит в силу 1 сентября 2024 г., среди важных пунктов, которые были в них добавлены, является требование к соблюдению норм и принципов профессиональной этики.

Каждый из четырех профессиональных стандартов охватывает большую область деятельности психологов, что логически приводит к необходимости изучения психологами определенного перечня нормативных правовых документов, которые, по сути, прямо не регламентируют эту деятельность, но позволяют опереться на них и определить принципы и ориентиры при ее осуществлении. Таким образом, психологу-педагогу важно ориентироваться в нормативных документах, регулирующих функционирование сферы образования, психологу в служебной деятельности — сфер правоохранительной деятельности и деятельности социальных служб, психологу в социальной сфере — сферы социального обеспечения, психологу-консультанту — сфер трудовых отношений, управления и иных.

4 Об утверждении профессионального стандарта «психолог-консультант»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2022 г. № 537н.

47

48

Независимо от того, какую именно должность занимает психолог и в какой сфере его профессиональная деятельность может быть направлена на работу с несовершеннолетними напрямую или опосредованно. Оказание психологической работы несовершеннолетним является важным компонентом сопровождения их развития в нашей стране. На практике это может быть реализовано в тесном сотрудничестве с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и другими службами. При реализации профессиональной деятельности психологам следует ориентироваться прежде всего на международные акты в области защиты прав детей, такие как Декларация прав ребенка (1959), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), а также на широкое законодательство Российской Федерации (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации5, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»6 и др.). Специалисты, реализующие психологическую помощь и/или сопровождение детей с особенностями развития и инвалидов, должны знать основные нормативные правовые документы, регулирующие эту сферу.

Психологу, осуществляющему профессиональную деятельность на частноправовой основе, также следует учитывать эти правовые документы

в случаях, если она связана со здоровьем, образованием или обучением получателя помощи.

Среди студентов популярным является стремление начать частную психологическую практику после окончания обучения и получения документа об образовании. Реализация представляется ими в аренде личного кабинета для оказания психологических услуг, а также в создании психологических центров и школ. Сопутствующими являются вопросы, касающиеся организационно-правовой формы (ООО, ИП или самозанятость), продвижения, в том числе в Интернет-пространстве, маркетинга, стратегии рекламы, ценообразования услуг, формирования рабочей команды, создание новых психологических продуктов и размещение их на маркетплейсах и т. д. Эти аспекты, сопровождающие реализацию непосредственной профессиональной деятельности, вынуждают обращаться к законодательству соответствующих сфер.

Исходя из проделанного обзора, напрашивается вывод, что психологу для реализации своей профессиональной деятельности с соблюдением основного принципа «не навреди» необходимо ориентироваться в самых различных областях действующего законодательства Российской Федерации. С одной стороны, это значительно усложняет психологическую работу, вынуждая специалиста привести все юридические знания к общему знаменателю. С другой стороны, эти знания дают вариативность и гибкость как в выборе направления своей деятельности, так и в ее реализации.

5 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

№ 223-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1.

Ст. 16.

6 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью

и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ //

Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 48.

Список литературы:

1. Исмагилова Ю. В. Современное состояние законодательства в сфере оказания населению психологической помощи // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 1. С. 51-58.

2. Исмагилова Ю. В. Система субъектов, участвующих в оказании психологической помощи населению // Административное право и процесс. № 11. 2021. С. 72-75.

3. Логинова Н. А. Концепция субъекта в трудах Б. Г. Ананьева // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. Т. 8. № 1. 2014. С. 5-10.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фра-

References:

1. Ismagilova Yu. V. The Current State of Legislation in the Field of Psychological Assistance to the Population // Russian law: education, practice, science. 2022. № 1. S. 51-58.

2. Ismagilova Yu. V. The system of subjects participating in rendering psychological assistance to the population // Administrative law and process. № 11. 2021. S. 72-75.

3. Loginova N. A. The conception of human being as a subject in the creations of B. G. Ananiev // Vestnik of Novosibirsk State University. Series: Psychology. Vol. 8. № 1. 2014. S. 5-10.

4. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 72 500 words and 7 500 phraseological expressions //

зеологических выражений / Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Азъ, 1994. 907 с.

5. Оксфордский толковый словарь общей медицины. URL: https://rus-oxford-med-dict. slovaronline.com/5354-психолог (дата обращения: 27.04.2024).

Russian Academy of Sciences, Institute of Rus. lang., Russian Cultural Foundation: 2nd ed., rev. and additional. M.: Az, 1994. 907 p.

5. Oxford Dictionary of General Medicine. URL: https://rus-oxford-med-dict.slovaronline. com/5354-ncHxo.ror (data obrashcheniya: 27.04.2024).

Для цитирования

For citation:

Григорьева Ирина Владимировна. Психолог как субъект деятельности в социально-правовой сфере // Педагогика и психология: академический журнал. 2024. № 3 (6). С. 45-49.

Grigorieva Irina Vladimirovna. Psychologist as a subject of activity in the social and legal sphere // Pedagogy and Psychology Academic Jurnal. 2024. № 3 (6). P. 45-49.

49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.