ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ А.П. ЧЕХОВА: КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТА ТЕМПЕРАМЕНТ
И.В. Малых
PSYCHOLINGUISTIC PORTRAIT OF A.P. CHEKHOV: QUANTITATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPT TEMPERAMENT
Malih I.V.
On the basis of the typesetting the texts from Chekhov's letters, that represent all types of the concept temperament, the author of the article comes to the conclusion that Chekhov's temperament was of mixed character: it contained features of sanguine and melancholic types, where features of sanguine type were dominating.
В статье на основе наборов текстем из писем А.П. Чехова, реализующих все типы концепта «темперамент», сделан вывод о том, что у писателя был темперамент смешанного типа: он содержал признаки сангвинического и меланхолического типов, причем преобладали признаки сангвинического типа.
Творчество А.П. Чехова второй век востребовано во всем мире. Его личность второй век продолжает интересовать как читающую публику, так и ученых. О
A.П. Чехове пишут критики (литературоведы, театроведы), лингвисты, философы, историки, психологи, текстологи, психиатры и т.п., причем шкала оценок его личности достаточно широка. Так, например, Ю.М. Лотман писал: «Та тонкая духовная организация, которую создала русская культура в Чехове, - это одно из величайших достижений мировой культуры» (1, с. 188).
B. Ерофеев отмечал: «Чехов воспринимается нами до сих пор как человек скорее картезианского сознания, в то время, как мне кажется, в нем есть и темные и непросветленные стороны» (2, с. 22). Но в конце XX - нач. XXI вв. «собратья-врачи шокировали гуманитарную общественность тем, что самому Чехову поставили диагноз, звучащий для уха непосвященных весьма устрашающе: психастенический психопат. <...> Некоторые из выступающих <...> объясняли, что психопатия не болезнь, а определенного рода болезненный характер, наличие которого ни в коем случае не отменяет способности к творчеству» (3, с. 1) Исследования эти базируются в основном на произведениях А.П. Чехова, реже - на его письмах.
Интерес к личности Антона Павловича проявляется и в антропоцентрической лингвистике. Один из компонентов, составляющих личность человека, - темперамент.
УДК 800:159.9
В данной статье рассматривается проявление типов темперамента в письмах А.П. Чехова на протяжении всей его жизни.
Письма были разделены на 3 части, соответствующие трем большим периодам жизни писателя. К I периоду отнесены письма 1875-1891 гг. - таганрогского и московского периодов - и письма, касающиеся поездки на Сахалин; ко II периоду - письма 1892-1898 гг., т.е. мелиховского периода, а к III - письма 1899-1904 гг., проведенных А.П. Чеховым в Ялте.
Принцип такого деления жизни писателя на периоды обусловлен как биографически, так и творчески.
Биографами жизнь А.П. Чехова делится на 4 периода - Таганрог, Москва, Мелихово, Ялта; отдельно выделается поездка на Сахалин. Но в данном случае подобное деление невозможно, так как исследование базируется на письмах, а эпистолярное наследие Чехова таганрогского периода в основном утрачено; из множества писем (а то, что их было много, известно из семейной переписки) их сохранилось лишь одиннадцать.
Из писем каждого периода были сделаны выборки по 100 стр. Письма таганрогского периода занимают лишь 17 стр. из 12 томов писем в 30-томном академическом издании сочинений и писем А.П. Чехова, на основе которых выполнена работа (7). Поэтому письма таганрогского и московского периодов были объединены, тем более что за первые московские годы также сохранились лишь единичные письма.
Этапной для А.П. Чехова была поездка на Сахалин. Само путешествие заняло 8 месяцев (апрель-ноябрь 1890 г.), но фактически все начало 1890 года было связано с Сахалином - изучение литературы, хлопоты о разрешении посещения тюрем, решение денежных и организационных вопросов.
Вскоре после возвращения из поездки А.П. Чехов покупает имение Мелихово, где в основном он живет в 1892-1997 годах, а частично также в 1898 и 1899 гг. В августе 1899 г. Мелихово было продано. Большую часть 1899 года он проводит в Ялте. Переселение Чехов в Ялту было вынужденным: его
болезнь прогрессировала, на переезде настаивали врачи.
Что касается этапов творчества А.П. Чехова, то они в основном соответствуют предложенному делению.
Литературная деятельность Чехова начинается в Таганроге, первые «мелочишки» он отправляет братьям, учившимся в Москве, в 1875 г. Профессиональная журналистская и писательская работа начинается с переездом в Москву. В течение 1880-х гг., сначала под псевдонимами, затем - под своим настоящим именем, А.П. Чехов постепенно завоевывает публику. К концу 1880-х гг. он не только признанный писатель, но и известный драматург, автор нескольких очень популярных водевилей и пьесы «Иванов».
Впечатления сахалинской поездки нашли отражение не только в отдельных произведениях писателя, они оказали влияние на творчество А.П. Чехова в целом, что еще до начала путешествия предсказывал ему В.И. Немирович-Данченко: «Ваша поездка возбуждает большие ожидания. Вы подготовили себе отличную почву для нового периода Вашей деятельности» (10, с. 744). Это первый этап - становление А.П. Чехова как писателя.
Второй этап - мелиховский - можно охарактеризовать как время признания писателя.
Третий, ялтинский, этап, омраченный ухудшающимся физическим состоянием писателя, оторванностью от литературно-художественной жизни столиц, одиночеством, все же можно назвать периодом прижизненной славы А.П. Чехова. По объему написанное в Ялте занимает значительно меньше места, чем в Таганроге, Москве и Мелихове. Но произведения, созданные в эти годы, поставили Чехова в ряд крупнейших писателей мира. Достаточно назвать рассказ «Дама с собачкой» и пьесу «Вишневый сад».
Охарактеризуем подход, положенный в основу изучения личности А.П. Чехова, в том числе и его темперамента.
В «Словаре языка Михаила Шолохова», подготовленном под руководством
Е.И. Дибровой, введен термин «текстема»: «Текстема - это слово или сочетание слов, встречающихся в произведениях писателя в совокупности своих значений: в общеупотребительном прямом и переносном значениях и в собственно авторском, текстовом смыслах» (6, с. 27). Текстема - термин, фактически служащий для обозначения концепта, реализующегося в составе текста. Следует лишь дополнить это тем, что текстема может быть представлена и набором фрагментов текста, который в совокупности эксплицирует смысл компонентов концепта без их вербализации в этих фрагментах в виде заголовочного наименования (ключевого слова или сочетания слов), обобщающего содержание компонента текстемы (компонента концепта). Термин «текстема», таким образом, приобретает более широкий смысл.
Что касается принципа выделения тек-стем, то он основывался на характеристиках типов темперамента. Так, для сангвинического типа - сильного, уравновешенного, подвижного темперамента- характерны веселый нрав, юмор, оптимизм, контактность, доброта, готовность прийти на помощь, отзывчивость, утомление от напряженной умственной или физической работы, не всегда сдержанные обещания. Меланхолический тип нервной деятельности, противоположный сангвиническому, также относится к темпераменту чувства, но к его слабому типу. Для этого типа характерны сдержанность (внешние проявления ощущений менее ярки, но внутренние - глубже и длительней), мрачность, тревожность, ранимость, впечатлительность, нелюбовь к обещаниям, сложная и напряженная внутренняя жизнь.
В письмах А.П. Чехова компоненты концепта «темперамент» реализованы или
фрагментами текста, в составе которых есть ключевое слово (сочетание слов), или фрагментами текста, в которых компонент концепта, его признак, выражен всем содержанием этого фрагмента, например: Погода скверная, снегу нет, всюду скучно; пить и есть не хочется - одним словом, форменная меланхолия (8, с. 57) (форменная меланхолия - ключевое словосочетание для меланхолического типа темперамента); На душе у меня неспокойно (8, с. 25) (компонент меланхолического типа темперамента «тревожность» выражен ключевым словом неспокойно); Ваш водевиль присылайте непременно. Я прочту его и отдам тому актеру, которого найду наиболее подходящим к роли. Корш платит по 6 рублей за акт. Если пришлете водевиль на этих днях, то он пойдет до Рождества (9, с. 57) (компонент сангвинического типа темперамента «готовность помочь» выражен содержанием целого абзаца). Иногда компонент концепта реализуется содержанием целого письма. Например: «Податель сего! Я послал тебе письмо в Кавалергардскую и ответа не получил. В наказание за такое неуважение посылаю счет. Получи и немедленно вышли простым переводом, иначе я тебе все уши оборву. Из «Нового времени» не получай: боюсь, что зажулишь... Нада слушаться. Николай еще не сбежал. Б-г Чехов» (11, с. 23). Ключевое слово или словосочетание отсутствует; серьезное содержание письма выражено в юмористической форме, характерной для темперамента сангвинического типа.
Качественная характеристика текстем, реализующих концепт «темперамент», была дана в статьях по данной проблеме (4; 5).
Ниже в таблицах представлены результаты количественного анализа концепта «темперамент» в письмах А.П. Чехова.
I период (тт. 1-4, 1875-1890)
Выборки Типы\. темперамента-^ 1 2 3 4 сумма
т. 1 1875 -1У.1884 т. 2 1-УШЛ887 т. 3 Х-Х11.1889 т. 4 1-У1.1890
сангвинический 123 170 101 89 483
меланхолический 3 15 13 16 46
холерический 1 - - - 1
флегматический 3 - 2 - 5
II период (тт. 5-7, 1892-1898)
Выборки Типы ^^ темперамента 1 2 3 4 сумма
т. 5 Ш-Х.1892 т. 5 Ш-ХП.1894 т. 6 I-III. 1895 т. 6 Н-У.1897 т. 7 УТ-УШЛ897 т. 7 Х-ХП.1898
сангвинический 186 88 116 58 448
меланхолический 8 10 16 12 46
холерический - - 1 - 1
флегматический - - - - -
III период (тт. 9-12, 1990-1904)
^^^^^ Выборки 1 2 3 4
Типы т. 9 т. 10 т. 11 т. 12 сумма
темперамента ^^^^ I-VIII. 1900 ГУ-Х!1901 VII-XIL1902 ^.1904
сангвинический 59 74 71 65 269
меланхолический 12 4 1 3 20
холерический - - - - -
флегматический - - - - -
Примерное соотношение проявлений типов темперамента сохраняется на протяжении всей жизни. В последний, 3-й, период проявления темперамента сокращаются, но соотношение его типов почти не изменяется.
Из таблицы видно, что примеров, характерных для сангвинического типа темперамента, на порядок выше, чем меланхолического. Следует отметить, что больше половины из них отражают юмор А.П. Чехова. Его письма (кроме сугубо деловых) наполнены шутками, начиная от обращений и заканчивая подписями. Так, обращаясь в письмах к жене, О.Л. Книппер-Чеховой, он дает ей шутливые прозвища: «собака моя сердитая, песик мой лютый!» (12, с. 79), «цапля» (12, с. 82), «кринолинчик мой милый» (12, с. 85), «актрисуля» (12, с. 88), «пузик» (12, с. 98). Юмор порой окрашен сатирическими или ироническими оттенками, порой печален, но он в письмах присутствует неизменно. Например, в целом очень серьезное письмо к И.Н. Потапенко кончается иронически: «Впрочем, я женился. Но в мои годы это как-то даже незаметно, точно лысинка на голове» (12, с. 164).
Другие постоянные составляющие концепта «темперамент» - контактность и доброта, желание помочь - представлены в письмах, касающихся разных проблем, от чисто семейных до помощи голодающим. Во время эпидемии холеры 1892 года А.П. Чехов был приглашен серпуховским земством во врачи холерного участка, работа по которому занимала все его время. В письмах постоянно встречаются сведения о работе «холерного доктора»: еду сейчас в монастырь просить, чтобы построили <холерный> барак» (13, с. 93); «Езжу по фабрикам и выпрашиваю как милостыни помещения для своих будущих пациентов» (13, с. 95). Особенно много в письмах упоминаний литературного характера. «Очень рад служить Вам, хотя, предупреждаю, я плохой критик<... .> присылайте мне Ваши рассказы <...>» (14, с. 171-172); «Вы занимайтесь рассказом, если найдете это нужным, потом пришлите его мне, а я пошлю его в Питер <...>» (14, с. 171). Значительное место занимает в письмах готовность А.П. Чехова всемерно помогать Таганрогу: «Я счастлив, что могу хотя чем-нибудь быть полезен родному городу, которому я многим обязан и к кото-
рому продолжаю питать теплое чувство» (14, с. 74).
Примеров, характерных для меланхолического типа темперамента, значительно меньше. Основная их часть отражает такие качества, как тревожность, ранимость, впечатлительность, сдержанность. Ключевые слова, выражающие компоненты концепта, повторяются: скучно, грустно, меланхолия, например: «У меня работы по горло, но по обыкновению скучно и грустно» (15, с. 76); «Мне скучно и грустно» (15, с. 87); «Не сердитесь на меня и простите мне меланхолию, которая мне самому несимпатична» (15, с. 105).
Примеры, реализующие признаки холерического и флегматического типов темперамента, единичны. Встречаются они в основном в I периоде, когда личность писателя еще не была столь закрыта, как позднее, например: «Я, боюсь, слишком нервен с семьей. Я вообще нервен. Груб, часто несправедлив» <...> (16, с. 58). Здесь ключевыми являются слова груб, несправедлив, характерные для холерического типа темперамента.
Интересно, что на сангвинический тип темперамента А.П. Чехова указывает и восприятие им реального времени, различное у разных типов темперамента. «У сангвиника субъективно переживаемое время<....> опережает течение реального времени. <...> Сангвиник спешит жить, испытывает постоянный дефицит времени» (15, с. 55). Например: «Так бы, кажется, все съел: и степь, и заграницу, и хороший роман.И какая-то сила, точно предчувствие, торопит, чтобы я спешил. А может быть, и не предчувствие, а просто жаль, что жизнь течет так однообразно и вяло. Протест души, так сказать» (13, с. 306). В данном случае слова торопит, спешил являются ключевыми для восприятия времени, характерного для сангвинического типа темперамента.
Таким образом, количественный анализ реализации концепта «темперамент» на материале писем А.П. Чехова убедительно подтверждает сделанный предварительно вывод о том, что для него характерны два
типа темперамента - сангвиническим и меланхолический .
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о том, какие именно черты психастеника можно обнаружить у А.П. Чехова, но совершенно очевидно, что болезненного характера, несмотря на тяжелый физический недуг, личность его не носила.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лотман Ю.М. Воспитание души. Воспоминания. Интервью. Беседы о русской культуре. - СПб., 2003.
2. Ерофеев В. Миф Чехова о Франции // Чехо-виана. Чехов и Франция. - М., 1992.
3. Бологов П.
http://www. psychiatry. ru/ill/chexov. rtml
4. Малых И.В. Личность А.П. Чехова: текстовая экспликация концепта темперамент в его письмах // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях: Материалы всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействия». VII Кирилло-Мефодиевских чтений. Ч. 1. Вып. 2. -М. ¡Ярославль, 2006. - С. 282-292.
5. Малых И.В. Фрагмент лингвистического портрета А.П. Чехова: Темперамент (по материалам писем) // Речь. Речевая деятельность. Текст: Межвузовский сб. научных трудов / Отв. редактор Н.А. Сенина. - Таганрог, 2004. - С. 245-254.
6. Словарь языка Михаила Шолохова. - М., 2005.
7. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. -М, 1974-1983.
8. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. //Письма. Т. 3. М., 1976.
9. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. //Письма. Т. 6. М., 1978.
10. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. // Сочинения Т. 14-15. - М., 1978.
11. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. // Письма. Т. 2. - М., 1975.
12. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. //Письма. Т. 11. -М., 1982.
13. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. // Письма. Т. 5. - М., 1977.
14. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. // Письма. Т. 4. - М., 1976.
15. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. // Письма. Т. 3. - М., 1976.
16. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. //Письма. Т. 1. -М., 1974.
17. Батаршев А.В. В. Диагностика темперамента и характера. -М., СПб. и др., 2006.
Об авторе
Малых Ирина Владимировна, соискатель ТГПИ, старший научный сотрудник Таганрог-
ского государственного литературного и истори-ко-архитектурного музея-заповедника. Сфера научных интересов - языковая личность, жизнь и творчество А.П. Чехова.