Научная статья на тему 'Психолингвистические основы социального скриптования у детей с расстройствами аутистического спектра'

Психолингвистические основы социального скриптования у детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / КОММУНИКАЦИЯ / РЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ И ЭКСПРЕССИВНЫЙ РЕЧЕВОЙ ТИП / СОЦИАЛЬНОЕ И ЭХОЛАЛИЧЕСКОЕ СКРИПТОВАНИЕ / CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS / COMMUNICATION / REFERENTIAL AND EXPRESSIVE SPEECH TYPE / SOCIAL AND ECHOLALISTIC SCRIPTING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мёдова Наталья Анатольевна

Затрагивается проблема социализации обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Одной из основных проблем взаимодействия аутистов с взрослыми и сверстниками является нарушение коммуникации вследствие искаженного восприятия действительности. Проведены анализ склонности использования социальных скриптовых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также выявление рефенциального и экспрессивного типа формирования речи у детей данной категории. Включение скриптовых (сценарных, автоматизированных) фраз в процесс обучения, социального взаимодействия, игру позволяет детям с расстройствами аутистического спектра формировать коммуникативные способности, которые необходимы для включения их в социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мёдова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC FOUNDATIONS OF SOCIAL SCRIPTING IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The problem of socialization of students with autism spectrum disorders is addressed. One of the main problems of interaction with adults and peers is violation of communication owing to the distorted perception of reality. The analysis of strong and weak points of use of speech components of children of the specified category is carried out and one of the modern approaches to enhancing communication processes the use of alternative communication is presented. The inclusion of scripted (scripted, automated) phrases in the learning process, social interaction, and game allows children with autistic range disorders to form the communication skills that are necessary for their inclusion in a society. The article presents examples of social scenarios that mimic children in the classroom. The significance of the diagnosis of speech typologies in ASD is determined, which is due to the determination of the educational path of social communication in children with ASD. The analysis of the behavior and interaction of autists with adults was also carried out according to the following criteria: a large volume of nouns, imitation of nouns, a small number of imitations, wider use of narrative sentences, the presence of correlations of the subject’s concept of a word. In this regard, among children with ASD, both reference and expressive children can be distinguished.

Текст научной работы на тему «Психолингвистические основы социального скриптования у детей с расстройствами аутистического спектра»

УДК159.92

йО! 10.23951/2307-6127-2019-5-201-206

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СКРИПТОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Н. А. Мёдова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Затрагивается проблема социализации обучающихся с расстройствами аутистиче-ского спектра. Одной из основных проблем взаимодействия аутистов с взрослыми и сверстниками является нарушение коммуникации вследствие искаженного восприятия действительности. Проведены анализ склонности использования социальных скрипто-вых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также выявление рефен-циального и экспрессивного типа формирования речи у детей данной категории. Включение скриптовых (сценарных, автоматизированных) фраз в процесс обучения, социального взаимодействия, игру позволяет детям с расстройствами аутистического спектра формировать коммуникативные способности, которые необходимы для включения их в социум.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, коммуникация, референциальный и экспрессивный речевой тип, социальное и эхолалическое скрип-тование.

По данным Минздрава, лиц с расстройствами аутистического спектра в России начиная с 2014 г. стало вдвое больше. Тогда было зарегистрировано всего 13 897 случаев аутизма, но спустя четыре года, в 2018 г. - уже 31 415 случаев [1].

Представление о детском аутизме как искаженном варианте развития отражено в работах К. С. Лебединской, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, которые главным проявлением нарушения выделяют коммуникативное недоразвитие, возникающее вследствие аффективных и когнитивных недостатков [2].

Согласно новой Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. введение ребенка с ОВЗ в родную культуру как источник его развития является необходимым условием непосредственного взаимодействия ребенка на всех этапах образования со взрослым носителем культуры, которое не может быть заменено и подменено самыми современными технологиями, эмоциональной стабильности ребенка и поиска эффективных приемов формирования коммуникации как основы социализации данной категории детей [3].

Таким образом, поиск дополнительных форм коммуникации с учетом специфических психолингвистических проявлений у детей с расстройствами аутистического спектра является важным направлением специальной психологии и дефектологии с целью выработки стратегий обучения и развития детей данной категории.

О. П. Юрьева обращает внимание на то, что у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) с двух лет появляется фразовая речь и в то же время многие дети почти совсем не говорят, редко используют речь для контактов с людьми. Она объясняет это «потерей чувства собеседника». Несмотря на повышенную речевую продукцию, от таких детей трудно получить ответ на вопрос, их речь не сочетается с ситуацией, ни к кому конкретно не адресовывается. Страдает и грамматический строй речи. Наиболее часто встречается у детей явление «реверзии местоимений».

О. С. Никольская в своих работах отмечает также нарушения общения с детьми (игнорирование, негативные импульсивные действия, игра «рядом», страх детей). Наиболее типичными для детей данной категории являются эхолалия, склонность к словам и фразам-цитатам, стереотипным манипуляциям со звуками, словами, фразами, стереотипному счету [4].

В основе психологических условий, необходимых для формирования языковой способности, лежит сформированность психических функций, которые принимают участие в процессе речевой деятельности: память, внимание, мышление и другие, а также наличие компонентов для порождения речевого высказывания, которые сменяют друг друга: мотив, мысль, замысел, внутренняя речь,- внешняя речь. Процесс порождения речевого высказывания у детей с расстройством аутистического спектра прерывается на начальном этапе, этапе мотивации. Это связано с тем, что одной из основных особенностей детей данной категории является отсутствие мотивации по отношению к коммуникативному взаимодействию [5].

Согласно мнению А. Р. Лурия, речь по своему происхождению является социальной и полностью отличается от «чувственной ткани» опыта. В процессе развития речи «ребенок реконструирует в речи эту „чувственную ткань" опыта на новой основе, создавая сложные формы восприятия, включенные в вербально-логические коды, сложные формы логической произвольной памяти, активного внимания и логического мышления» [3]. Согласно данным, приведенным выше, из-за искаженного восприятия дети с расстройствами аути-стического спектра не могут овладеть навыкам социального использования речи (т. е. навыком разговора).

В России и за рубежом накоплен большой опыт по применению средств альтернативной (дополнительной, поддерживающей) коммуникации для лиц, не способных овладеть навыком разговора. Авторы публикаций по данной проблеме заявляют о большом выборе в использовании различных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика, графические символы, технические устройства и др.). Тем не менее при понимании важности сформированности средств коммуникации для социализации лиц с нарушениями развития наблюдается недостаток в средствах и методах по их формированию. Формирование у лиц с РАС потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя, является основной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей [6].

По мнению Е. Р. Баенской, дети с расстройствами аутистического спектра в большинстве эхолалично воспроизводят слова, фразы. Опираясь на запас эхолалических слов и фраз ребенка, следует провоцировать их употребление, но в соответствии реальной ситуацией.

Амитист Шайбер заставляет задуматься над новым понятием «скриптованная речь», возникшим у специалистов, занимающихся формированием речевой (альтернативной) функции у детей с расстройствами аутистического спектра [7].

Эхолалическое скриптование является простым повторением и не несет никакой социальной и смысловой нагрузки. Социальное скриптование используется для того, чтобы выразить свое эмоциональное состояние теми фразами, которые ребенок часто слышит. В любом случае их наличие представляет собой особую форму коммуникации и открывает возможности для социализации [8]. Социальные скрипты очень важны для людей с аутизмом, они помогают им чувствовать себя достаточно уверенно, расслабленно и безопасно, чтобы вступать в социальные отношения с ближайшим окружением.

Организация исследования склонности использования социальных скриптовых фраз. Целью эксперимента стало выявление склонности использования социальных скриптовых фраз детьми с расстройствами аутистического спектра, а также определения рефен-циальности (умение соотносить предмет - понятие - слово) и экспрессивности (умение эмоционально выражать себя через имитацию, взаимодействие с людьми) [9].

Задача настоящей статьи - кратко описать результаты анализа собранных данных.

Для сбора языкового материала использовалась нейропсихологическая проба (по И. Ю. Левченко) «Называние предметов по картинкам». Детям предлагалось назвать десять предметных картинок и описать сюжетную картинку, на которой изображено три ситуации (дети выходят из школы, мальчик разбил окно мячом и спрятался за дерево, женщина ругает сына за разбитое окно, которое он не разбивал) как доступный материал для получения информации по исследуемой проблематике. Экспериментальную группу составили 5 учеников специализированных школ и ресурсных классов общеобразовательных школ с диагностированным высокофункциональным аутизмом в возрасте 7-8 лет (табл. 1).

Анализ результатов изучения использования скриптовых фраз обучающимися с РАС. В пробах, где дети называли десять предметов, изображенных на картинках, сложности в их интерпретации не возникало, выявлено 100 % узнавания и соотнесения. В пробе при названии предметов в сюжетных картинках обучающиеся испытывали сложности, ошибки допускали все дети. Сложности обусловлены как наличием трудностей в зрительном восприятии, так и актуализацией эмоционального восприятия картинки. Проба осложнена не только насыщенностью ситуации на картинке (мальчики возвращаются со школы, мама ругает сына, разбитое окно, мяч на подоконнике), перспективами на рисунке, но и перцептивными сложностями опознания разбитого окна и т. д.

В целом все обучающиеся большее внимание уделили малосущественным и незначительным предметам и не описывали при пересказе общей картины увиденного. Неверно опознавая ключевые предметы, обучающиеся делали неправильные выводы и подбирали типичные для его образовательного опыта скриптовые фразы (неадекватные ситуации).

Таблица 1

Варианты ответов на вопрос «Что изображено на картинке?»

№ Обучающийся Частые скриптовые фразы

1 1 Ладно, а вот я сейчас вам расскажу! А что-то делает? Тут школа! О, баловались, мяч! (Анализ трех ситуаций)

2 2 Мама ругает мальчика (Анализ одной ситуации)

3 3 Мы изучаем. Посмотри, картинка! (Вне ситуации)

4 4 Разбили. Дерево ...большое. Мяч. (Анализ одной ситуации. Соотнесение предмет - понятие - слово)

5 5 Возможно, это, конечно, есть. Можно мне отвечу. (Вне ситуации)

Анализ скриптовых фраз показывает, что у всех обучающихся наблюдаются социальное скриптование. Хотя у троих детей с РАС (60 %) наблюдается включение эхолалических скриптовых фраз.

Сравнительный анализ эхолалических и социальных скриптований представлен в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ скриптовой речи

Параметр функционирования Социальная речь Эхолалическая речь

База формирования Социум (семья, школа, детский сад) Любое эмоционально яркое звучащее слово, фраза, звук

Целенаправленность В конкретной ситуации Вне ситуации

Устойчивость Нестабильна Нестабильна

Возможности для активизации речи в целом Переход к осмыслению использования речи Переходный этап

В целом при анализе поведения и взаимодействия аутистов со взрослым можно выделить несколько критериев (большой объем существительных, имитация существительных, небольшое количество имитаций, большее употребление повествовательных предложений, наличие соотнесений предмет - понятие - слово), которые позволяют выделить референ-циального ребенка (20 %), а также (имитация почти всех слов, наличие «замороженных» фраз, меньшее количество повествовательных предложений и употребление местоимения «я» в большинстве фраз) экспрессивных детей (80 %).

Важность определения речевых типологий определяется различными вариантами образовательного маршрута по формированию социального разговора у детей с РАС. Таким образом, можно предположить, что наличие патологии, использование скриптовых фраз в целом не влияют на типологию речевого развития у детей с расстройствами аути-стического спектра, что подтверждено исследованиями О. Б. Сизовой (2011) [9].

Использование скриптовых фраз для каждого ребенка с расстройствами аутистического спектра индивидуально. Это зависит от специальной имитационной деятельности и степени осознанности самого факта имитации и соотношения вербального и невербального образов коммуникативного поведения [10]. Анализ фраз обучающихся показал, что у всех обучающихся имитация социальных скриптов осуществляется в рамках образовательного учреждения и дома. Копирование фраз осуществляется непроизвольно при частом и эмоциональном их использовании. Дети, обучающиеся в учреждениях интернатного типа (60 %) используют скриптовые фразы, характерные для образовательного процесса («Посмотри!», «Сейчас все внимательно», «Начинаем...» и т. п.) Аутисты из общеобразовательных учреждений по сравнению с детьми из интернатов бытовых скриптов употребляли больше («Скажи пока», «Буду слушать», «Вместе веселее» и т. д.), но также в процентном соотношении (80/20) в речи используют социальные скриптовые фразы, которыми пользуются педагоги в рамках реализации образовательного или воспитательного процесса.

Во время исследования все дети испытывали тревогу, беспокоились - это провоцировало использование только тех фраз-скриптов, которые ребенком осознаны, часто воспринимаются и проговариваются.

При ответах на наводящие вопросы по картинке присутствовали фразы, которые опосредованно относились к картинке (о настроении детей, которые играют у школы, об уроках, которые сейчас начнутся, про ожидание конца учебного дня). Подобная ситуации возникала по причине первичных перцептивных трудностей и, как следствие, спонтанной актуализации неверного, но близкого по смыслу к ситуации на картинке набора фраз.

Таким образом, полученные данные позволяют предположить, что дети с расстройствами аутистического спектра (диагностированные как выскофункциональные):

1) способны соотносить предметы с картинками, изображенными изолированно;

2) при всех сложностях (искаженно сти) восприятия сюжетной картинки, переработке информации и просьбе озвучить результат анализа активно начинают использовать социальные скриптовые фразы, которые были отработаны в процессе обучения;

3) чаще используют социальные скриптовые фразы, которые имитированы в процессе обучения в классе, а не в бытовых условиях;

4) использование скриптовых фраз имеет индивидуальные особенности (интонационные, композиционные).

Таким образом, приведенные данные демонстрируют важность использования социальных скриптовых фраз. Несмотря на то, что обучающиеся при описании указывали на маловажные объекты: неверно опознавая ключевые предметы, делали неправильные выводы, подбирали типичные скриптовые фразы, неадекватные для данной ситуации, коммуникация и взаимодействие с взрослым не прерывались на протяжении всего исследования, что является важным компонентом обучения и развития социальных навыков детей с расстройствами аутистического спектра.

Список литературы

1. Минздрав: В России увеличилось количество случаев аутизма // Журнал «Версия». 2019. № 29. URL: https://versia.ru/ minzdrav-v-rossii-uvelichilos-kolichestvo-sluchaev-autizma (дата обращения: 06.08.2019).

2. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. 224 с.

3. Малофеев Н. Н. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.

4. Детский аутизм: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / сост. Л. М. Шипицы-на; Ин-т спец. педагогики и психологии, Междунар. ун-т семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Дидактика плюс, 2001. 365 с.

5. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 432 с.

6. Мёдова Н. А., Рудин И. В. Современный подход к формированию альтернативной коммуникации у детей со сложной структурой нарушения развития // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 1 (190). С. 9-14.

7. Скриптованная речь при аутизме. URL: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/skriptovannaya-rech-pri-autizme (дата обращения: 03.07.2019).

8. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб.: Питер, 2005. 224 с.

9. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 265 с.

10. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 240 с.

Мёдова Наталия Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: medov@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 20.08.2019.

DOI 10.23951/2307-6127-2019-5-201-206

PSYCHOLINGUISTIC FOUNDATIONS OF SOCIAL SCRIPTING IN CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

N. A. Myodova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The problem of socialization of students with autism spectrum disorders is addressed. One of the main problems of interaction with adults and peers is violation of communication owing to the distorted perception of reality. The analysis of strong and weak points of use of

speech components of children of the specified category is carried out and one of the modern approaches to enhancing communication processes - the use of alternative communication is presented. The inclusion of scripted (scripted, automated) phrases in the learning process, social interaction, and game allows children with autistic range disorders to form the communication skills that are necessary for their inclusion in a society. The article presents examples of social scenarios that mimic children in the classroom. The significance of the diagnosis of speech typologies in ASD is determined, which is due to the determination of the educational path of social communication in children with ASD. The analysis of the behavior and interaction of autists with adults was also carried out according to the following criteria: a large volume of nouns, imitation of nouns, a small number of imitations, wider use of narrative sentences, the presence of correlations of the subject's concept of a word. In this regard, among children with ASD, both reference and expressive children can be distinguished.

Keywords: children with autism spectrum disorders, communication, referential and expressive speech type, social and echolalistic scripting.

References

1. Minzdrav: V Rossii uvelichilos' kolichestvo sluchayev autizma [Ministry of Health: In Russia, the number of cases of autism has increased]. Zhurnal "Versiya", 2019, no. 29 (in Russian). URL: https://versia.ru/minzdrav-v-rossii-uvelichilos-kolichestvo-sluchaev-autizma (accessed 6 August 2019).

2. Lubovskiy V. I. Razvitiye slovesnoy regulyatsii deystviy u detey (v norme ipatologii) [Development of verbal regulation of actions in children (normally and pathology)]. Moscow, Pedagogika Publ., 1978. 224 p. (in Russian).

3. Malofeyev N. N. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya obuchayushchikhsya s invalidnost'yu i ogranichennymi vozmozhnostya-mi zdorov'ya do 2030 g. [Concept of the development of education for students with disabilities until 2030]. Moscow, Institute of Correctional Pedagogy RAE Publ., 2019. 120 p. (in Russian).

4. Shipitsyna L. M. (comp.). Detskiy autizm: ucheb. posobiye dlya studentov vyssh. isred. ped., psikhol. i med. ucheb. zavedeniy [Children's autism: textbook for students of higher and secondary pedagogical, psychological and medical educational institutions]. Saint Petersburg, Didaktika Plyus Publ., 2001. 365 p. (in Russian).

5. Zimnyaya I. A. Lingvopsikhologiya rechevoy deyatel'nosti [Lingvopsychology of speech activities]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 2001. 432 p. (in Russian).

6. Medova N. A., Rudin I. V. Sovremennyy podkhod k formirovaniyu al'ternativnoy kommunikatsii u detey so slozhnoy strukturoy narusheniya razvitiya [Modern approach to the formation of alternative communication in children with complex structure of violation]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2018, vol. 1, pp. 9-14 (in Russian).

7. Skriptovannaya rech'pri autizme [Scripted Speech in Autism] (in Russian). URL: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/ skriptovannaya-rech-pri-autizme (accessed 3 July 2019).

8. Satmari P. Deti s autizmom [Children with autism]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2005. 224 p. (in Russian).

9. Dobrova G. R. Variativnost'rechevogo razvitiya detey [Variability of children's speech development.]. Moscow, Yazyki slavyan-skoy kul'tury Publ., 2018. 265 p. (in Russian).

10. Tseytlin S. N. Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoy rechi: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Language and child: Linguistics of children's speech: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS Publ., 2000. 240 p. (in Russian).

Myodova N. A., Tomsk State Pedagogical University Russian Federation (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: medov@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.