Научная статья на тему 'ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
665
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОГРАММА / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОТКАЗ ОТ НАСИЛИЯ / CONVICTED PERSONS / TERRORIST CHARACTER / EXTREMISM ORIENTED / PROGRAM / CORRECTIONAL INSTITUTION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MEASURES / REPUDIATION OF VIOLENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скобелева Оксана Олеговна, Дворецкая Екатерина Андреевна

В данной статье рассматриваются программы исправительных учреждений, направленные на исправление лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, их отказ от насилия. Рост количества осужденных за данные преступления требует выработки путей совершенствования организации и проведения с ними воспитательной работы. Для реализации мер, направленных на поддержание общественной безопасности, пенитенциарная система должна, во-первых, обеспечить надежную защиту тюрем от различного рода посягательств как внутренне, так и извне, а во-вторых, сформировать комплекс мер, направленных на планируемую в будущем реинтеграцию осужденных за экстремизм и террористические действия в общественную жизнь. В статье проведен анализ разработанных психолого-педагогических мероприятий работы с лицами, совершившими преступления террористического характера и экстремистской направленности, которые предполагают тщательный анализ и учет личностных, демографических, национальных и других особенностей осужденных и направлены на отказ от насилия, устранение установок, убеждений и представлений, которые позволили им совершить преступление. Реализуемые программы сосредоточены на сокращении уровня вовлеченности осужденного в идеи терроризма и экстремизма до уровня, при котором осужденное лицо в дальнейшем откажется от намерений совершать насильственные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скобелева Оксана Олеговна, Дворецкая Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-CORRECTIVE PROGRAMS OF CORRECTIONAL INSTITUTIONS AIMED AT FOSTER SOCIAL REINTEGRATION OF THE RELEASED PERSONS FROM CORRECTIONAL INSTITUTIONS

This article discusses the programs of correctional institutions aimed at correction of persons convicted of terrorism and extremism crimes, their repudiation of violence. The increase in the number of convicts for these crimes requires the development of directions for improving the organizational and educational work with them. To implement measures aimed at maintaining public security, the penitentiary system should, on the first hand, provide reliable protection of prisons from various kinds of disorders both internal and external and, on the second hand, form a set of measures aimed at the reintegration in future of convicts committed terrorism and extremism crimes in public life. The article analyzes the developed psychological and pedagogical measures for persons committed terrorism and extremism crimes, which require a thorough analysis and consideration of the personal, demographic, national and other specific features of the convicts and directed to repudiation of violence, elimination of attitudes, beliefs and ideas that were the causes of their crimes. These programs are focused on decrease of level of involvement of the convicted persons with the ideas of terrorism and extremism to the level when the convicted person further renounces intentions to commit violent acts.

Текст научной работы на тему «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

DOI 10.37523/SUI.2020.39.3.023 УДК 376.1

Скобелева Оксана Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент,

начальник кафедры философии и общегуманитарных

дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

e e-mail: skobelevaoo@mail.ru

Oksana O. Skobeleva

Candidate of Pedagogics, Associate Professor,

Head of the Department of philosophy and humanities,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: skobelevaoo@mail.ru

Дворецкая Екатерина Андреевна

курсант 1 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в,

e-mail: dvoretskae@mail.ru

Ekaterina A. Dvoreckaya

1 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: dvoretskae@mail.ru

психокоррекционные программы исправительных учреждений, направленные на содействие социальной реинтеграции

освобожденных из щ^ШщщШ^^^Я

Аннотация. В данной статье рассматриваются программы исправительных учреждений, направленные на исправление лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, их отказ от насилия. Рост количества осужденных за данные преступления требует выработки путей совершенствования организации и проведения с ними воспитательной работы. Для реализации мер, направленных на поддержание общественной безопасности, пенитенциарная система должна, во-первых, обеспечить надежную защиту тюрем от различного рода посягательств как внутренне, так и извне, а во-вторых, сформировать комплекс мер, направленных на планируемую в будущем реинтеграцию осужденных за экстремизм и террористические действия в общественную жизнь.

В статье проведен анализ разработанных психолого-педагогических мероприятий работы с лицами, совершившими преступления террористического характера и экстремистской направленности, которые предполагают тщательный анализ и учет личностных, демографических, национальных и других особенностей осужденных и направлены на отказ от насилия, устранение установок, убеждений и представлений, которые позволили им совершить преступление. Реализуемые программы сосредоточены на сокращении уровня вовлеченности осужденного в идеи терроризма и экстремизма до уровня, при котором осужденное лицо в дальнейшем откажется от намерений совершать насильственные действия.

Ключевые слова: осужденный, террористический характер, экстремистская направленность, программа, исправительное учреждение, психолого--педагоыческие мероприятия, отказ от насилия.

psycho-corrective programs of correctional institutions aimed at foster social reintegration of the released persons from correctional institutions

Summary. This article discusses the programs of correctional institutions aimed at correction of persons convicted of terrorism and extremism crimes, their repudiation of violence. The increase in the number of convicts for these crimes requires the development of directions for improving the organizational and educational work with them. To implement measures aimed at maintaining public security, the penitentiary system should, on the first hand, provide reliable protection of prisons from various kinds of disorders both internal and external and, on the second hand, form a set of measures aimed at the reintegration in future of convicts committed terrorism and extremism crimes in public life.

The article analyzes the developed psychological and pedagogical measures for persons committed terrorism and extremism crimes, which require a thorough analysis and consideration of the personal, demographic, national and other specific features of the convicts and directed to repudiation of violence, elimination of attitudes, beliefs and ideas that were the causes of their crimes.

These programs are focused on decrease of level of involvement of the convicted persons with the ideas of terrorism and extremism to the level when the convicted person further renounces intentions to commit violent acts.

Keywords: convicted persons, terrorist character, extremism oriented, program, a correctional institution, psychological and pedagogical measures, repudiation of violence.

© 2020 Скобелева О. О., Дворецкая Е. А.

Число подозреваемых, обвиняемых и осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности в РФ в последние годы увеличивается [1]. Находясь в исправительном учреждении, эти лица крайне редко отказываются от своей идеологии и скрытно продолжают разжигать межнациональную или межконфессиональную ненависть, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций для обострения межэтнической напряженности, пытаются привить свои взгляды другим осужденным, оказать давление на сотрудников ИУ. В результате цель исправления осужденных террористов и экстремистов блокируется, становится невозможной их последующая реинтеграция в общество [2, с. 44].

Попадая в условия изоляции от общества, осужденные, как правило, уже имеют негативный опыт и критическое отношение к общепринятым ценностям. Таким образом, задача воспитательной работы с осужденными экстремистами состоит в необходимости привить им общечеловеческие и жизненные ценности, направленные на гуманизм и толерантность. Для успешного проведения воспитательной работы с лицами, осужденными за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, сотрудникам исправительных учреждений необходимо учитывать их личностные и психологические особенности, а также обстоятельства, которые привели их к совершению преступления.

Принято считать, что если человек был способен принять радикальные взгляды, убеждения и установки, он также может отказаться от применения насилия, изменив свои взгляды, убеждения и установки, которые оправдывали его применение. Однако исправление лица, осужденного за совершение преступления террористического характера и экстремистской направленности, его отказ от насилия является таким же сложным процессом, как и радикализация, сопровождаемая обращением лица к насилию.

Отказу от насилия могут способствовать различные психолого-педагогические мероприятия (программы), предполагающие тщательный анализ и учет личностных, демографических, географических и других особенностей и направленные на искоренение причин совершения преступлений экстремистской направленности, а также на избавление от созданных идеологии и установок, позволяющих им совершить данные преступления. Реализацию данных программ необходимо направлять на отрыв осужденных от идеологии насилия, при котором вероятность совершения ими насильственных действий будет сведена к минимуму. Важно подчеркнуть, что универсальной модели отказа от насилия не существует. И то, что поможет отказаться от насилия одному человеку, в отношении другого может не действовать.

Применение в исправительном учреждении программ, направленных на отказ от насилия, преследует цели: изменить взгляды, ценности, установки и поведение осужденных, убедить их отказаться от насилия для достижения своих целей. Несомненно, важным является вопрос о том, на кого должны быть ориентированы проводимые мероприятия? На осужденных, являющихся обычными исполнителями, или на их лидеров? Проводимые в отношении лидеров мероприятия способствуют отказу от насилия и в воздействии лидера на своих сторонников с целью их мотивации последовать его примеру.

В процессе реализации программ, направленных на отказ от насилия, взгляды осужденных, как правило, претерпевают существенные изменения в следующих областях: социальные отношения; идентичность; психофизиологическая адаптация; идеология; избавление от иллюзий; ориентация деятельности.

Как показывает опыт, в области социальных отношений родственные отношения и контакты могут служить одним из основных средств, позволяющих добиться отказа от насилия и обеспечить оптимальные возможности для последующего включения бывшего осужденного в другие сферы жизни общества. Факторами, позволяющими отказаться от насилия, могут быть и желание начать вести спокойную жизнь, создать семью.

Для многих лиц, осужденных за терроризм и экстремизм, изменение, преобразование идентичности представляет собой сложную задачу. Но восстановление чувства собственного «Я» и способность общаться с другими людьми без ненависти и вражды является решающими факторами благополучия и стабильности в целом.

В процессе отказа от насилия происходит признание того, что применение насильственных действий не было оправданным, и осознание возможности мирного сосуществования, то есть происходит изменение идеологии.

Избавление осужденных от иллюзий может происходить в случае их разочарования от неэффективности тактического применения насилия для достижения поставленных целей, а если

преступление совершалось в группе - разочарование результатами деятельности группы, недовольство ее обычаями или поведением лидера.

В случае успешной реабилитации лиц, осужденных за преступления террористического характера, реализуемой в рамках программы исправительного учреждения, после освобождения ориентация на осуществление деятельности меняется на деятельность, не связанную с насилием, в соответствии с его желаниями и приобретенными профессиональными навыками.

На решение отказаться от насилия могут повлиять и такие факторы, как старость, смерть близкого друга или члена семьи.

Разработанные психолого-педагогические мероприятия (программы) работы с лицами, совершившими преступления террористического характера и экстремистской направленности, представляют собой структурированный процесс. Мероприятия предусматривают меры в сфере образования, профессиональной подготовки, психологической и поведенческой терапии, религии, идеологической мотивации, а также социальной реинтеграции после освобождения. Виды и формы воспитательного воздействия могут быть различными: общими, создающими благоприятную среду, либо высокоспециализированными, направленными на устранение глубоко укоренившихся идеологических убеждений, определяющие предрасположенность к совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

Образовательные мероприятия, способствующие отказу от насилия, должны включать широкий спектр видов учебной деятельности и быть направлены на противодействие националистической идеологии и развитие критического мышления. В процессе образования реализуется правовое воспитание осужденных, имеющее своей целью сформировать правопослушную личность, уважающую нормы, правила, традиции человеческого общества [3, с. 16].

Профессиональная подготовка осужденных, то есть обучение профессиональным навыкам, необходимым для устройства на работу после освобождения, является важным компонентом деятельности, способствующей отказу от насилия, и позволяет обеспечить успешную реинтеграцию в общество бывшего осужденного за терроризм и экстремизм.

Большинство осужденных экстремистов используют веру в качестве оправдания своей насильственной деятельности в силу того, что их знания о своей вере и ее толковании носят ограниченный характер. В связи с этим работа с данной категорией осужденных диктует необходимость их религиозного воспитания, в рамках которого они должны получить непредвзятые толкования веры, поощряющие терпимость и гуманность. Использование религиозных методов воздействия, таких как участие в службе, исповедь, пастырские беседы, ставит под сомнение оправдание насилия, основанное на интерпретации религиозного текста [4, с. 41].

Важную роль в исправлении осужденных могут играть психосоциальные мероприятия (изменение убеждений и образа мыслей, допускающих насилие, решение проблем идентичности, поддержка психофизиологической адаптации), которые помогают осужденным понять важность укрепления социальных связей, образовательной и профессиональной деятельности, а также побудить людей к началу процесса отказа от насилия и оказать необходимую поддержку.

Психологические программы (мероприятия) могут иметь основополагающее значение для содействия изменениям и отказу от насилия, способствовать социальной реинтеграции осужденных за терроризм и экстремизм и снижению уровня рецидивизма.

Среди программ ИУ, направленных на отказ от насилия и на содействие их социальной реинтеграции после освобождении, программы психокоррекционной работы с лицами, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, занимают отдельное место. Это обусловлено особенностями в мировоззренческой, идеологической и религиозной сфере рассматриваемой категории осужденных. В основу программ психокоррекционной работы с ними заложены проективные психодиагностические и психокоррекционные техники, которые позволяют сформировать для каждого осужденного персональный психокоррекционный процесс.

В 2014 г. П. Н. Казберов, В. В. Новиков и К. Ф. Зыкова разработали психокоррекционную программу работы с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, которая предполагает воздействие на осужденных через использование психодиагностической и психокоррекционной техники.

Данная программа основана на принципах акцента на индивидуальные формы работы и преимущественного применения в программе проективных методик, основанных на цветовых ощущениях, сочетающихся для большей достоверности с проективными техниками. В программе

отмечается, что групповые методы работы нежелательны из-за риска сплочения членов психокор-рекционной группы [5].

Психодиагностика личностных параметров лиц, осужденных за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, строится с преимущественным использованием проективных техник и психодиагностических методик нетекстовой формы. Отмечено, что стандартные тесты также могут использоваться.

П. Н. Казберов, В. В. Новиков и К. Ф. Зыкова в результате проведенного исследования выявили определенные устойчивые закономерности, которые показали специфичность личностных установок, скрытых мотивов поведения у рассматриваемой категории осужденных, и предложили перспективную методику исследования функциональных состояний личности и ее глубинных подсознательных ориентаций.

Использование предложенных психодиагностических процедур направлено на получение достаточно полного представления о личности осужденного, отбывающего наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, для организации дальнейшей полноценной индивидуальной психокоррекционной работы с ним.

Психокоррекционная программа работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера, включает в себя проведение определенного рода занятий.

Первое вводное индивидуальное занятие призвано решить следующие задачи: закрепить установленный в процессе проведения психодиагностических процедур деловой контакт с осужденным; уточнить личностные характеристики осужденного; выявить доминирующие жизненные запросы осужденного, подлежащие осознанию и психологической коррекции; активизировать внутренние ресурсы осужденного на работу по предложенной психокоррекционной программе.

Занятие с использованием психокоррекционной техники «Вызванная символическая проекция» преследует цель - психологически подготовить осужденного к проведению более сложных техник по коррекции его текущего состояния, а также помочь ему оценить предшествующий жизненный опыт и в ходе решения собственных жизненных проблем. Обязательным условием проведения занятия является спокойная, уютная обстановка, не прерываемая внешними раздражителями и отвлечением ведущего (психолога) на посторонние дела.

Занятия с использованием психокоррекционной техники «Линия жизни» нацелены на помощь осужденному в оценке своего жизненного пути, построении линии поведения на период отбывания наказания и после выхода на свободу. По окончании занятий на рассматриваемую тему осужденный должен получить представление о своих внутренних ресурсах, научиться их использовать и быть готовым переосмыслить некоторые моменты своего жизненного пути. Занятия с использованием психокоррекционной техники «Линия жизни» рекомендуют проводить 2-3 раза.

Использование психокоррекционной техники «Временная регрессия» допустимо в случае успешного освоения осужденным предыдущих тем и достижения ранее поставленных целей. Основу этой техники составляют практические разработки М. Р. Гинзбурга и М. Е. Сандомирского и М. Эриксона. Техника «Временная регрессия» преследует цель сформировать у осужденного образ положительного будущего через реструктурирование своего негативного жизненного опыта. В случае успешного освоения данной темы прогнозируется изменение восприятия осужденным своей индивидуальной истории и построение реальных планов на будущее после отбытия наказания. Рекомендуется проводить 1-3 занятия с использованием данной техники.

После достижения положительного результата на предыдущих занятиях проводится итоговое занятие, на котором надлежит выяснить, не возникли ли у осужденного после реализации программы какие-то новые внутренние психологические проблемы и закрепить достигнутые результаты психокоррекционной работы. Проведение итогового занятия является обязательным [5, с. 35].

Необходимо отметить, что психологические программы работы с лицами, осужденными за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, зачастую отличаются от работы с другими преступниками, применяющими насилие. Наиболее эффективные виды работы с рассматриваемой категорией осужденных основаны на когнитивно-поведенческих подходах и подходах, учитывающих индивидуальные особенности преступника (межличностную чувствительность, тревожность и вербальные способности).

Отдельного внимания заслуживают программные работы с осужденными, придерживающихся религиозных экстремистских убеждений, поскольку акты экстремистской деятельности парализуют нормальную и социально полезную деятельность, функционирование органов власти и управления, приводят к тяжким последствиям. В ИУ осужденные, совершившие преступления

экстремистской направленности, являются наиболее проблемными из-за своих экстремистских взглядов и убеждений, основанных на религиозной идеологии, попыток распространить их на других осужденных. Процесс психолого-педагогического воздействия на них весьма сложен, поэтому необходимо уже в карантине психологически готовить их к последующей работе.

В 2014 г. Н. А. Поляниным, О. А. Майоровым, А. М. Сысоевым, Г. В. Щербаковым была разработана программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, являющихся носителями религиозных экстремистских убеждений, преследующая цель изменить отношение осужденных за экстремистскую деятельность к совершенным преступлениям.

Предложенная ими программа предусматривает поэтапное выполнение мероприятий:

1) изучение отношения каждого осужденного к совершенному преступлению с целью выявления глубины криминальной религиозно-экс^емистской зараженности;

2) выполнение психокоррекционных мероприятий по трансформации отношения осужденных к совершенному преступлению;

3) диагностика с целью анализа результатов психокоррекционного воздействия [6, с. 14].

На первом этапе при изучении отношения осужденного к совершенному преступлению рекомендуют использовать следующие методы: наблюдение, беседа, анализ личного дела, метод экспертных оценок, анкетирование на тему «Оценка признания осужденными вины». Общей чертой всех используемых методов является самонаблюдение, когда осужденный выражает свое отношение к совершенному им преступлению, из-за которого он лишен свободы, ограничен в обладании материальными и духовными благами. Результаты диагностики должны свидетельствовать о способности/неспособности осужденного признать вину в совершенном преступлении и признании назначенного ему наказания справедливым.

На втором этапе коррекционной программы предлагают использовать методику переубеждения, состоящую из пяти основных ступеней: признания, сожаления, раскаяния, очищения, изменения. На каждой ступени используются определенные методы психокоррекционного воздействия, которые помогают актуализировать определенный элемент содержания отношения осужденных к совершенному преступлению.

Первой ступенью этапа психокоррекционного воздействия является признание, которая подразумевает признание осужденным своей вины в совершенном преступлении, признание своей ответственности за все негативные последствия совершенных им противоправных действий. Во время психокоррекционных бесед осужденного подводят к осознанию того, что в его нахождении в исправительном учреждении виноваты не другие люди (потерпевший, прокурор, судья и т. д.), а он сам. Все психокоррекционные беседы подлежат тщательному планированию и должны сочетать в себе приемы изучения и воздействия на личность осужденного. Обязательно использование при беседах методик цветового отношения осужденных к прошлому, настоящему, будущему, преступлению, наказанию, себе, окружающим людям. Это связано с тем, что осужденные готовятся к беседам, заранее придумывая свои ответы на возможные вопросы. Методики позволят установить правду.

Вторая ступень этапа психокоррекции - сожаление. На данной ступени при использовании психологического консультирования и метода «символ драмы» выявляются основные проблемы, которые привели осужденного к совершению преступления. В процессе психологического консультирования выясняется мотив совершения преступления, определяются альтернативные варианты выхода из проблемной ситуации без совершения преступления. Метод «символ драма» используется для закрепления результатов психологического консультирования и способствует нормализации психоэмоционального и физического состояния осужденного.

Н. А. Полянин, О. А. Майоров, А. М. Сысоев, Г. В. Щербаков отмечают, что использование метода «символ драмы» в условиях ИУ удобно, поскольку занимает относительно немного времени. Индивидуальное и групповое занятие, как правило, длится не более 50-60 минут. Курс таких занятий, как с одним человеком, так и с группой, составляет не более 20 сеансов [6, с. 20].

Следующая ступень психокоррекционного этапа - раскаяние, целью которой является понимание осужденным социальной сущности наказания, раскаяние в совершенном преступлении. На данном этапе первоначально проводится психокоррекционная беседа на тему «Сущность наказания: гуманизация и ужесточение». Осужденному предлагают поразмышлять о сущности наказания, возможности его гуманизации либо ужесточении, а также защитить свою точку зрения логически обоснованными доводами. Осужденный должен прийти к мысли, что наказание - это вынужденная, но справедливая мера принуждения. Количество бесед на указанную тему не ограничено и для каждого осужденного определяется индивидуально. В целях закрепления результатов

этапа проводится арт-терапия на темы: «Преступление», «Наказание», «Жизнь до преступления», «Мои жизненные планы» и др. Метод арт-терапии выявляет у осужденного глубинные неосознаваемые мотивы и убеждения, актуализирует их в сознании для дальнейшей их коррекции.

Очищение - это четвертая ступень этапа психокоррекции, она направлена на психологическую подготовку осужденного поступать и действовать в рамках измененной мотивации. Основным методом является аутогенная тренировка, проводимая путем косвенного внушения. Аутогенная тренировка с осужденными за преступления экстремистской направленности имеет специфические сложности из-за их сопротивления исправительному воздействию. Программа аутотренинга призвана придать позитивную направленность помыслам осужденного, нацелена на свойства самопреобразования по отношению к себе и к другим. Результаты аутогенной тренировки закрепляются проведением сеансов арт-терапии: «жизнь после освобождения», «мой первый день на свободе».

Заключительной ступенью этапа психокоррекции является изменение с целью закрепления положительных установок, созданных на предыдущих этапах. На этой ступени осужденный должен создать «новую форму самого себя» и сгенерировать свое позитивное будущее. Осужденные часто нуждаются в помощи в генерировании позитивных видений будущего и жизненных планов. С этой целью проводятся мероприятия на различные темы («Прости меня, если можешь простить», «Счастье - это когда тебя понимают» и т. п.), используется психотерапевтическая техника «нахождение выгод от достижения цели».

Заключительный этап коррекционной программы предполагает проведение контрольного изучения и сравнительного анализа отношения каждого осужденного за экстремистскую деятельность к преступлению и наказанию с целью выявления результатов проведенной работы.

На данном этапе используются такие методы, как наблюдение; метод экспертных оценок; беседа; анкета «Оценка признания осужденными вины» и др. [6, с. 24].

Необходимо отметить, что различные виды мероприятий, проводимых с лицами, осужденными за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности, как правило, дополняют друг друга, и их общее влияние носит кумулятивный характер. Общепризнанные принципы и подходы к профилактике других преступлений также могут оказаться полезными в работе с рассматриваемой категорией осужденных.

Таким образом, организация и проведение воспитательной работы с лицами, осужденными за преступления террористического характера и экстремистской направленности, нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании. Отказу от насилия могут способствовать различные психолого-педагогические мероприятия (программы), предполагающие тщательный анализ и учет личностных, демографических, географических и других особенностей и направленные на искоренение причин совершения преступлений экстремистской направленности, а также на избавление от созданных идеологией установок, позволяющих им совершать данные преступления.

Библиографический список

1. Статистика преступности в России [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/e99/sbornik 2020.pdf (дата обращения: 17.05.2020).

2. Майстренко Г. А. Особенности противодействия терроризму и экстремизму в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. № 9. С. 44.

3. Лапшин В. Е., Шаханов В. В. Правовое воспитание осужденных: поиск новых подходов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 3 (43). С. 16.

4. Павлушков А. Р. Религиозные методы воздействия на осужденных на современном этапе развития уголовно-исполнтельной системы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2017. № 38. С. 41.

5. Психокоррекционная программа работы с осужденными, отбывающими наказание за террористическую и экстремистскую деятельность / П. Н. Казберов, В. В. Новиков, К. Ф. Зыкова; УСПВРО ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России. М., 2014. 52 с.

6. Программа психолого-педагогического воздействия на осужденных, являющихся носителями религиозных экстремистских убеждений / Н. А. Полянин, О. А. Майоров, А. М. Сысоев, Г. В. Щербаков. М.; Рязань: УСПВРО ФСИН России; Академия ФСИН России, 2014. 44 с.

References

1. Statistika prestupnosti v Rossii [Crime statistics in Russia]. URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/e99/sbornik 2020. pdf (Accessed: 17.05.2020) [in Russian].

2. Majstrenko G. A. Osobennosti protivodejstviya terrorizmu i ekstremizmu v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Features of countering terrorism and extremism in the institutions of the penal system]. Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom [Education and science in Russia and abroad], 2018, no. 9, p. 44 [in Russian].

3. Lapshin V. E., Shahanov V. V. Pravovoe vospitanie osuzhdennyh: poisk novyh podhodov [Legal education of convicts: the search for new approaches]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2018, no. 3 (43), p. 16 [in Russian].

4. Pavlushkov A. R. Religioznye metody vozdejstviya na osuzhdennyh na sovremennom etape razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Religious methods of influence on convicts at the present stage of development of the penal system]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the institute: crime, punishment, correction], 2017, no. 38, p. 41 [in Russian].

5. Psihokorrekcionnaya programma raboty s osuzhdennymi, otbyvayushchimi nakazanie za ter-roristicheskuyu i ekstremistskuyu deyatel'nost' [Psychocorrectional program of work with convicts serving sentences for terrorist and extremist activities]. Moscow, 2014, 52 p. [in Russian].

6. Programma psihologo-pedagogicheskogo vozdejstviya na osuzhdennyh, yavlyayushchihsya nositelyami religioznyh ekstremistskih ubezhdenij [The program of psychological and pedagogical influence on convicts who are carriers of religious extremist beliefs]. Moscow; Ryazan, 2014, 44 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.