7. Симонов П.В. Ключевое значение потребностей в изучении психофизиологии человека // Проблема комплексного изучения человека. М., 1983. С.9.
8. Каверин С.Б. Духовные потребности: сущность и классификация // Психологические основы формирования духовных потребностей в студенческом коллективе. Тамбов, 1989. С.5-6.
9. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.46. 4.1. С.27.
10. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.27.
11. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
12. Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. 1987. №5.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 165.
14. Симонов П.З. Что такое эмоция? М., 1966.
РЛ.МИЛЬРУД
Психогеометрический тест индивидуальных личностных акцентуаций
"Psychogeometric test of individual personality accentuations"
Psychogeometric test can be used to study personal accentuations of individual character. The computer assisted procedure consists in ranking the ten geometric figures in order of personal preference. The technique is free of language, cultural, education or age barriers.
Известный поэт советского периода писал, что он "с детства не любил овал" и "с детства угол рисовал". Угол, несомненно, воспринимался как нечто более жесткое и упрямое, чем овал, который не представляет никакой опасности, не имеет острых краев, не такой жесткий. Имя этого поэта было Павел Коган, и он был известен своим мятежным и романтическим характером. Его стиль письма был эмоциональным, наступательным. Такое совпадение между геометрическими предпочтениями и характерологическими проявлениями навело на мысль использовать возможности психогеометрии для изучения индивидуальных личностных акцентуаций.
Опубликованные исследования по психогеометрии очень ограничены. Способность геометрических фигур проецировать на себя индивидуальные характерологические акцентуации была частично изучена американским психологом Сьюзан Деллингер [11. В России этот опыт кратко описывается в книге, названной "Психогеометрия для менеджеров" А.Алексеева, Л.Громовой [2].
Все, что известно о психогеометрической технике тестирования индивидуальных личностных акцентуаций, сводится к тому, что геометрические фигуры типа "квадрат" или "круг" ассоциируются в сознании человека и его подсознании с определенным типом личностных характерологических акцентуаций. Например, человек, выбирающий "квадрат", будет, возможно, хорошим рабочим с аналитическим умом и
стремлением к порядку в делах, логическим мышлением и пунктуальностью.
’Треугольник" может быть лидером с хорошей способностью концентрироваться на отдельных деталях, чувством ревности и тщеславия, конкурирующий и наступаль-ный, энергичный человек.
"Прямоугольник" обычно возбудим и любопытен, забывчив, склонен к риску, пробам и ошибкам, постоянному движению.
"Круг" символизирует гармонию и контакт, дружелюбные, великодушные отношения, с возможным интересом к религиозным -проблемам. "Зигзаг" отличается творческим отношением, мечтательностью, остроумием, силой восприятия, восторженностью и некоторой беспорядочностью действий.
Важными для разработки идей психогеометрии были фундаментальные психологические исследования Абульхановой-Славской К.А. [3J, Бодалева A.A. [4], Леонтьева А.Н. [5], Петровского А.В. [6].
Характерологические акцентуации подростков наилучшим образом были представлены в книге Личко А.Е. [7].
Психологические материалы для судебно-психологических целей представлены в книге Кудрявцева И.А. Он описывает сферу характера и интеллекта применительно к криминологии.
Работы российских коллег помогли разработать динамическую идею психогеометрического анализа личности, а также меж-
личностных отношений в целях психологической диагностики человека.
Психогеометрическая методика относится к проэктивным методам исследования личности, так как испытуемые проецируют собственные характерные свойства на предлагаемые геометрические фигуры. Был осуществлен анализ проективных методов в психологии, включая работы A.Anastasi [8], Н.А.Мштау и его тематический апперцепционный тест ТАТ [9],
Н.Rorschach и его "чернильные пятна" [10], W.H.Holtzman и его модификации техники Роршаха [11], M.Luscher и его цветовой тест, S.Dellinger и ее psychogeometry [1].
Весьма интересными были идеи МЛюшера об интерпретации не только выбора цветов, но также места цвета в построенном ряду цветовых предпочтений.
Техника Роршаха подсказала идею ассоциации воспринимаемого образа и личностного качества.
Большое значение для исследования имело фундаментальное исследование А.Анастази [8] с полным анализом тестовых методик. В этой исчерпывающей энциклопедии тестирования не описан психогеометрический метод, что доказывает пионерский характер данного исследования психогеометрической методики.
Были изучены работы С.Спилбергера о психологии тревожности [12], Р.Кетелла о психологии и структуре личности [13], труды Г.Оллпорта [14], Г.Айзенка [15] и др. Параллельные исследования по традиционным методикам были необходимы для изучения валидности и достоверности результатов, получаемых с помощью психогеометрии.
Полезным было исследование А.Е.Личко и его классификация характерологических акцентуаций у подростков. Эта классификация включает гиперактивный, астенический, сензитивный, шизоидный (не schizophrenic!), эпилептоидный (не обязательно с эпилептическими припадками), истероидный, неустойчивый и другие типы [7]. В психогеометрическом исследовании использовались и другие типы, например, паранойяльный.
Гипотеза психогеометрического исследования личности заключается в том, что предположительно восприятие геометрических фигур может использоваться в качестве психодиагностического средства.
Экспериментальная процедура заключалась в выборе 10 геометрических цифр в порядке их предпочтения. В компьютерном варианте испытуемым давалась следующая инструкция: перед Вами на экране десять геометрических фигур. Укажите ту,
которая Вам больше всего нравится. Указанная фигура убиралась экспериментатором с помощью ручного манипулятора (мыши). Следовала новая инструкция: какая фигура Вам больше всего нравится из оставшихся и т.п. Таким образом, ранжировались все десять фигур.
В ходе эксперимента устанавливалась внешняя (совпадающая) и внутренняя валидность методики (более трех тысяч испытуемых).
Результаты исследования соответствия выбора геометрических фигур личностным свойствам.
На первом этапе исследования было установлено, что испытуемые выстраивали фигуры не в случайном, а в определенном порядке, и что между характером ранжирования фигур и некоторыми личностными особенностями испытуемых выявлялась какая-то зависимость.
В результате дальнейших испытаний были выявлены следующие соответствия между качествами личности и геометрическими фигурами: 1) прямоугольник большого размера - сдержанность,
2) небольшой квадрат - зависимость,
3) небольшая трапеция - приспособление,
4) большой параллелограмм - скрытность,
5) круг среднего разхмера - настороженность, 6) большая трапеция - открытость,
7) большой равнобедренный треугольник с широким основанием - настойчивость.
8) небольшой ромб - эгоцентризм, 9) правильный среднего размера треугольник с неравными сторонами - наступательность, 10) небольшой равносторонний треугольник - тревожность.
Эти соответствия не полностью совпадали с характеристикой фигур, принятой у С.Деллингер [1], хотя в целом не противоречили выявленным ею связям. Причина была в том, что изменился и увеличился состав фигур, новой стала процедура выбора фигур по предпочтению, по иному стали интерпретироваться выявляемые предпочтения в выборе фигур.
Для того, чтобы испытать совпадающую валидность результата, использовался метод исследования в "гомогенных" группах, то есть в группах испытуемых, которые по предварительным и надежным данным обладали соответствующим качеством. Количество совпадений составило не менее 95%.
В ряде случаев личностные качества "маскировались" испытуемыми. Наблюдалась выраженная реакция сопротивления попыткам проникнуть в сензитивную личностную сферу. Однако, длительная работа с испытуемым, как правило, подтверждала
наличие тех индивидуально-личностных свойств, которые были выявлены с самого начала психогеометрической методикой и которые упорно отвергались испытуемыми. Психогеометрическая методика позволяла как бы "снять маску" с человека, которая во многих случаях мешала ему самому.
Результаты исследования выбора геометрических фигур в порядке предпочтений.
Следующий этап эксперимента заключался в том, чтобы исследовать диагностические возможности последовательности выбора испытуемым геометрических фигур в порядке предпочтения.
Результаты показали, что место геометрической фигуры в ряду предпочтений также имело диагностическое значение. На первом месте испытуемые, как правило, ставили геометрическую фигуру, отражающую наиболее характерное личностное качество в поведении индивида. В середине этого ряда помещалась фигура, выражающая индивидуальное качество, проявляющееся при решении личностно значимой проблемы. Завершала этот ряд геометрическая фигура, раскрывающая глубинное свойство личности испытуемого.
Полученные результаты проверялись на валидность методом сопоставления с данными, полученными в результате независимого изучения личности испытуемого. Совпадающая валидность составила не менее 95%.
Дополнительным доказательством валидности полученных результатов были данные, полученные с помощью психогеометрических исследований о том, как взаимодействовали личностные свойства "глубинное качество" и "способ решения проблемы" у детей и родителей. Психогеометрическое исследование показало, что глубинное качество родителей нередко становилось способом решения проблемы у их детей. Тем самым косвенно подтвердилась конструкгная валидность психогеометрической методики исследования личности.
Результаты исследования парных позиций в ряду выбора фигур.
Эксперименты подтвердили, что парные позиции в ряду выбора фигур (1-10, 2-9, 3-
8, 4-7, 5-6) могли быть использованы для диагностики. Статистический анализ подтвердил совпадающую валидность результатов, в которых геометрические фигуры, занимающие 5-6 места в ряду выбора, характеризуют особенности поведения личности во фрустрирующих ситуациях, а 1-10 фигуры выявляют общий характерный диапазон поведения и т.п.
Парные сочетания фигур позволяли также диагностировать личностные акцентуации испытуемых, включая истероид-ность, шизоидность, психастению, астено-невротизм, расторможенность, сензитив-ность, циклоидность. Данные особенности выявляли психологические акцентуации личности "первого порядка".
Из сочетания этих особенностей делался вывод о психологических акцентуациях личности "второго порядка". Эти свойства включали: эпилептоидность, паранойяль-ность, неустойчивость, конформность личности.
Совпадение данных характеристик в гомогенных группах также составило не менее 95%.
Применение психогеометрической методики в психологическом консультировании.
Опьгг показывает, что психогеометрическая методика может широко применяться в практике психологического консультирования как средство экспресс-диагностики. С помощью данной методики оперативно выявляются общие особенности поведения и характерные акцентуации, важные для адекватной оценки личности. Получаемые с помощью психогеометрического исследования данные являются ориентирами, в направлении которых психолог строит свою диагностическую беседу с испытуемым. Тем самым создается модель личности и выявляются те ее сферы, которые нуждаются в психологической коррекции.
Данная методика также может быть эффективно использована в семейном консультировании, выявляя возможные неблагоприятные сочетания индивидуально-личностных качеств.
Психологическая интерпретация результатов.
На данном этапе исследования психологическая интерпретация результатов применения психогеометрической методики может считаться лишь предварительной. Несомненно то, что испытуемые по-разному воспринимают геометрические фигуры в зависимости от индивидуального предпочтения как "приятные",
"нравящиеся", "хорошие" и при этом выявляется целый ряд существенных личностных качеств. Вероятно, что при этом испытуемые рефлективно улавливают определенные свойства геометрической фигуры как "приятные" потому, что они как бы отражают соответствующие личностные качества самого индивида. При этом на первое место ставится фигура, выражающая открыто демонстрируемое качество личности, а на последнее место отодвигается фигура, символизирующая такое ин-
дивидуальное свойство, которое может быть отнесено к категории вытесняемых.
Пока еще не вполне ясно, почему "парные позиции" геометрических фигур приобретают диагностическое значение. Вероятно, при этом срабатывают тонкие подсознательные механизмы "принятия" и "отвергания" соответствующих качеств, что, безусловно, важно для психологической диагностики.
Психогеометрическая методика пока во многом применяется по принципу "черного ящика". При этом основное объяснение заключается в статистическом совпадении результатов, получаемых с помощью психогеометрии и других, независимых методов психологического изучения личности. В любом случае психогеометрическая методика, оставаясь пока еще не до конца познанным явлением, уже становится эффективным способом психологического моделирования и интерпретации поведения человека.
Ее дополнительным и немаловажным достоинством является то, что данная методика не имеет культурных, возрастных и языковых барьеров для использования в психологической практике.
Применение психогеометрической методики изучения личности.
Психогеометрическая методика
(компьютерный вариант) в настоящее время широко применяется как средство экспресс-диагностики в Тамбовском городском центре развития и социальнопсихологической адаптации детей (Психологическом центре). Накапливаются статистические данные по следующим направлениям: "Психогеометрия душевного заболевания", "Психогеометрия невроза", "Психогеометрия алкогольной и наркотической зависимости", "Психогеометрия семейных отношений", "Психогеометрия девиантного поведения", "Психогеометрия профессиональной ориентации", "Психо-
геометрия реактивного состояния личности", "Психогеометрия личностных акцентуаций".
Во всех названных случаях психогеометрическая методика изучения личности используется как надежное средство психологического моделирования личности для последующей поддержки, коррекции и/или, в случае необходимости, лечения.
1. Dellinger S. Psychogeometrics: How to Use Geometric Psychology to Influence People. N.J., 1989.
2. Alekseev A.A., Gromova L.A. Psychogeometry for
Managers. St.Peteisbourg , 1991.
3. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activity and the Psychology of the Personality. M., 1980.
4. Bodalyov A.A Personality and Contacts. M., 1983.
5. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M., 1983.
6. Petrovski A.V. Personality Development. M., 1987.
7. Lichko A.E. Psychopathy and accentuation of character in Teenagers. L., 1983.
8. Anastasi A. Psychological Testing. M., 1982.
9. Murray H.A. et al. Exploration in Personality. N.Y., 1938.
10. Rorschach H. Psychodiagnostics: A Diagnostic Test Based on Perception. N.Y., 1949.
11. Holtzman W.H. The Changing World of Mental Measurement and its Social Significance// American Psychologist. 1971. P.26.
12. Spielberger C.D.(ed). Anxiety: Current Trends in Theory and Research. N.Y., 1972. Vol. 2.
13. Cattell KB. The Scientific Analysis of Personality. Penguin, 1965.
14. Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. N.Y., 1937.
15. Eysenck H.J. The Scientific Study of Personality. L., 1952.