ных, но удерживающихся в социальных рамках. Здесь также властвует культ силы. Уже к 3-4 классу у детей возникают проблемы с учебой, конфликты с учителем, со сверстниками (из-за повышенного уровня притязания, раздражительности, обидчивости). Этими чувствами и провоцируются первые суициды в младшем пубертатном возрасте. Пресуицид короткий, а способы совершения суицида разнообразны и приводят к тяжелым медицинским последствиям.
У девочек этой группы стремление Выделиться реализуется достаточно легко. Однако в 5-6 классах их поведение становится конфликтным, претензии на лидерство — неудовлетворенными. Суицидальные проявления возникают в среднем подростковом возрасте с желанием привлечь к себе внимание, страхом разоблачения и наказания. Нередко причиной является угроза разрыва любовных взаимоотношений. Пресуицид продолжителен — рационален, пишут записки и оставляют их на видных местах, рассчитывают безопасные дозировки лекарств. Однако суициды могут быть здесь опасны с медицинской точки зрения. Впоследгтвии могут повторяться и использоваться как средство для достижения своих целей и воздействия на окружающих.
Суициды с мотивацией самоустранения совершают дети из внешне благополучных семей, но эмоциональный климат в них нестабилен, напряжен. Противоречивые воспитание и оценки родителей формируют сензитивную акцентуацию характера, психический инфантилизм. В школе они старательны, безынициативны. На плохие оценки, замечания реагируют болезненно, долго переживают. Среди сверстников уважением не пользуются. Суицид уже в младшем пубертатном возрасте рассматривается как уход от ситуации. Наиболее распространенный метод -- самоустранение, но страх смерти заставляет самим вызвать медицинскую помощь. Риск повторных суицидов мал.
Общим в проблеме подростковых суицидов, в отличие от взрослых, является отсутствие или крайняя непродолжительность по времени и нестойкость стремления к смерти.
Альберт Швейцер писал: "Мы утрачиваем чувство родства со своими ближними и скатываемся, таким образом, на путь антигуманности. Когда исчезает сознание, что любой человек нам в какой-то мере небезразличен как человек, тогда расшатываются устои культуры и этики. Регресс гуманности в этом случае является лишь вопросом времени". Это написано в 1923 г., а в 50-е годы возникли телефонные службы, чтобы человек мог доверительно разговаривать с другим человеком. Создание телефонных линий доверия, с одной стороны, отражает неблагополучие общества, с другой — показывает путь восстановления человека через восстановление доверия.
Литература
Воронков Б.В. Особенности психических отклонений у подростков. — Спб, 1993.
Сравнительно-возрастные исследования в суицидо-логии: Сб. науч. тр. — М., 1989.
Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1981.
Психофизиологическое
состояние сотрудников МВД РБ в период подготовки к боевым действиям в зонах чрезвычайного положения
И.В. Прокопенко, Э.Р. Исхаков, В.Г. Бабушкина, К.Б. Толкачев, A.C. Стоянов □ентр психодиагностики MBU Башкортостана, психофизиологическая лаборатория Уфимской высшей школы МВД России
I
Необходимым условием профессиональной подготовки работников ОВД к действиям в сложной служебно-боевой обстановке является соответствующий уровень психологической подготовки и психического здоровья сотрудника. В настоящее время стали использоваться психологические методы исследования личности, что позволяет не только оценить индивидуально-психологические особенности сотрудников ОВД, их реакцию на стресс, преобладающие механизмы психологической защиты, но и выявить скрытые психические нарушения.
Задачей настоящего исследования было выявление личностных факторов, выделение оптимальных методов психогигиены, психопрофилактики, дифференцированной психотерапии у сотрудников ОВД, направляемых в Чеченскую Республику. Применялись методики психологического тестирования (многостороннего исследования личности — MMPI), "УНП", восьми-цветовой тест Люшера, психофизиологическое обследование, тест Равена, беседа с психологом, консультация психиатра. Проведены оценка психического статуса и характерологических особенностей личности, прогнозирование психоэмоциональной устойчивости. На основе структурно-динамического принципа выделены две группы испытуемых. В первую входили лица, которых можно отмести к эмоционально-волевому типу личностей с усредненным профилем и оптимальными резервами организма, в связи с чем нет необходимости в ее подробном анализе. Они составляют 31% (15 чел.) от общего количества обследуемых. Вторую (68% —33 чел.) составляют лица, входящие в так называемую группу риска. У этих сотрудников выявлены негативные черты характера или физиологические особенности, ограничивающие физические возможности сотрудника. Это лица, у которых при обследовании выявлены низкая устойчивость к стрессам ( в сложных ситуациях плохо владеют собой, мелкие неприятности сильно огорчают, снижается работоспособность), а также лица с отягощенной нервно-психической наследствен-
38
ч
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 2 (4)
ностью, склонностью к невротическим реакциям в стрессовых ситуациях, к импульсивным поведенческим реакциям, с затрудненным самоконтролем, склонные к конфликтам, взрывным афес-сивным реакциям. Личностные особенности проявляются в соперничестве, лидерских чертах, агрессивности и упрямстве.
Сюда же относятся субъекты с сутяжными тенденциями, конфликтующие, враждебные, подозрительные, недоброжелательные, с трудом поддающиеся коррекции, а также лица с оригинальностью суждений, интересов, индивидуалистичные, прогнозировать их высказывания и поведение практически невозможно. Нетерпимость к ограничениям соседствует с агрессивным поведением. Они не критичны, не поддаются коррекции, имеют завышенные самооценки, беспечны, несерьезны, снисходительно относятся к своим промахам и недостаткам. В ситуации стресса проявляют избыточную, нецеленаправленную активность, обладают низкими адаггга-ционными возможностями к психическим, эмоциональным, физическим нагрузкам, нервно-эмоциональной неустойчивостью, психосоматическими расстройствами. В ситуации авторитарно-императивного давления, любых форм противодействия, агрессивных реакций со стороны окружающих лица данного типа легко теряют адаптивный режим состояния и дают эксплозивную реакцию.
В группе риска преобладали сотрудники до 25 лет - 36% (12 чел.), от 25 до 30 лет-48% (16 чел.) и 15% (5 чел.) старше 30 лет.
Среди сотрудников группы риска 79% (26 чел.) имели стаж работы в спецподразделении не более 3 лет. Срок службы свыше 5 лет определен у 21% (7 чел.). Нами определено, что чем моложе сотрудник и чем меньший срок службы в спецподразделении, тем значительнее у него затруднена адаптация к боевым условиям деятельности, тем более слабый самоконтроль поведения, эмоций, чаще встречаются поведенческие проблемы.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что среди всех сотрудников, входящих в "группы", преобладали лица со сроком службы до 3 лет. Однако к лицам, имеющим психосоматические расстройства, относились и сотрудники со сроком службы более 5 лет.
Таким образоЦ, вышеперечисленные данные необходимо учитывать в психологической подготовке сотрудников ОВД, направляемых в сложные служебные условия.
Выводы
1. При психофизиологическом обследовании сотрудников спецподразделений МВД РБ перед командировкой в Чечню определено, что 68% сотрудников входят в "группу риска" возникновения заболевания или состояний "психической дезадаптации".
2. В структуре "группы риска" преимущественно преобладали лица с низко- устойчивостью к стрессам — 30% и лица, склонные к невротическим реакциям в стрессовых ситуациях, перенесшие черепно-мозговые травмы — 33%.
3. Среди сотрудников, входящих в "группы риска" большую часть — 79% (26 чел.) — составляли те, чей стаж работы в спецподразделении не превышал трех лет.
Использование принципов донозологической диагностики в процессе медико-психологического сопровождения личного состава ОВД
Н.И. Мягких, В.В. Ипатов, В.Н. Большев, Г.В. Шутко Главный иентр психологической диагностики МВД России
Специфика несения повседневной службы сотрудниками органов внутренних дел заключается в необходимости выполнения служебных и профессиональных обязанностей в условиях, осложненных воздействием эмоциональных к физических стрессовых факторов — обострения криминальной обстановки, социальных конфликтов. Вместе с тем сотрудники сами подвержены воздействию этих социально-стрессовых факторов. Эти слагаемые заставляют отнести их к группе повышенного риска возникновения различных стрессовых расстройств.
В связи с недостатком кадров, несмотря на проводимый психологический и психофизиологический отбор, на работу в ОВД принимаются лица со сниженным психическим и физическим функциональным резервом. В процессе службы у сотрудников могут истощаться психофизиологические ресурсы организма, механизмы адаптации ломаются, в результате чего формируются психосоматические заболевания, нервно-психические расстройс?ва, в итоге ограничивается боеспособность или происходит психический срыв.
Исследования, проведенные в МВД, показали, что основные отрицательные последствия постоянного нервно-эмоционального напряжения сотрудника проявляются в постепенном наращивании таких качеств, как повышение уровня тревожности и внугреннего напряжения (как устойчивой черты личности), снижение творческой инициативы и самостоятельности в принятии важных решений, пассивность в профессиональной деятельности, намеренный уход от ситуаций, требующих оперативного решения и принятия на себя ответственности. Закономерным следствием начального этапа кризиса мотивации профессиональной деятельности являются примитивизация интересов и потребностей, колебания настроения, частая смена объ-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 1996, № 2(4)
39