Научная статья на тему 'Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка'

Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
829
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ПСИХОСЕНСОМОТОРНЫЙ РЕЧЕВОЙ СТЕРЕО ТИП / БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ / ОНТОГЕ НЕЗ / РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ / SYSTEM ANALYSIS / PSYCHOSENSORIMOTOR SPEECH STEREOTYPE / SPEECH BIOLOGICAL COMPONENTS / SPEECH PSYCHOLOGICAL COMPONENTS / RHYTHMICAL ORGANIZATION OF SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белякова Лидия Ивановна, Филатова Юлия Олеговна

Авторы вводят понятие «психосенсомоторный речевой стереотип» как результат действия функциональной системы речи, последовательно рассматривая составляющие его компоненты. Внимание уделяется формированию филогенетической и онтогенетической речевой памяти в ходе развития речи ребенка и включению других компонентов в формирующийся речевой стереотип: речевой мотивации, обстановочным, слуховым, кинестетическим, зрительным, эмоциональным афферентацям, психолингвистической программе и проч. Экспериментально доказана поэтапность и гетерохронность ритмического взаимодействия и взаимосодействия формирующихся психомоторной и психолингвистической программ, входящих в психосенсомоторный речевой стереотип.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological tools in the field of child’s Speech Study

The authors are introducing “psychosensorimotor speech stereotype» components as a result of speech system functioning. Special attention is paid to peculiarities of forming the phylogenetic and ontogenetic speech memory in the child’s speech development and inclusion in forming speech stereotype such components as speech motivation, situational, auditory, kinesthetic, visual and emotional afferentations; psycholinguistic program, etc. It is experimentally shown step-by-step and nonlinear rhythmic interaction of forming psychomotor and psycholinguistic programs forming psychosensorimotor speech stereotype.

Текст научной работы на тему «Психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка»

УДК 81'23

психофизиологический инструментарий в пространстве изучения речи ребенка

Белякова Лидия Ивановна профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета 8-3-207, улица 26 Бакинских комиссаров, 119526, Москва

Филатова Юлия Олеговна профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета 38-3-406, улица Академика Анохина, 119602, Москва e-mail: yofilatova@yandex.ru

Авторы вводят понятие «психосенсомоторный речевой стереотип» как результат действия функциональной системы речи, последовательно рассматривая составляющие его компоненты. Внимание уделяется формированию филогенетической и онтогенетической речевой памяти в ходе развития речи ребенка и включению других компонентов в формирующийся речевой стереотип: речевой мотивации, обстановочным, слуховым, кинестетическим, зрительным, эмоциональным афферентацям, психолингвистической программе и проч. Экспериментально доказана поэтапность и гетерохронность ритмического взаимодействия и взаимосодействия формирующихся психомоторной и психолингвистической программ, входящих в психосенсомоторный речевой стереотип.

Ключевые слова: системный анализ, психосенсомоторный речевой стереотип, биологические компоненты речи, психологические компоненты речи, онтогенез, ритмическая организация речи.

Речь представляет собой тончайший и точнейший индикатор здоровья человека. Это происходит в силу того, что в процессе становления речи, согласно нашим представлениям, формируется сложноорганизованная материальная структура, обозначаемая нами как «психосенсомоторный речевой стереотип» [Белякова 1981; Белякова Филатова 2008]. Данное понятие выделено нами в результате системного анализа «результата действия» самой сложной системы природы - речевой.

Мы исходим из того, что психосенсомоторный речевой стереотип как результат действия функциональной системы речи интегрирует в себе все афферентации, как внешнего, так и внутреннего порядка, которые эволюционировали в процессе фило- и онтогенеза функциональной системы речи, что проявляется в моменте реализации устной речи.

Теория функциональных систем, созданная П.К. Анохиным [Анохин 1968; 1980] как система поведенческого акта и осмысленная нами как функциональная система речедвигательного акта [Белякова 1976; 1981; Белякова Филатова 2008; Филатова 2012] используется нами как основной метод анализа (рисунок 1).

Исходный уровень функционального состояния ЦНС

Обстановочные афферентации

Слуховые афферентации

Кинестетические афферентации ■

Зрительные афферентации

Эмоциональные афферентации

Речевая мотивация

Психолин телесная программа

т ш к

X ^

и

i II ш 0_

ш ©

© <

Обратная* санкционирующая) аффектация

Акцептор параметров устной речи

Программирование Психосенсомоторного речевого акта

Генетическая речевая память

Онтогенетическая речевая память

Программа реализации устной речи

Реализация устной речи (результат действия)

Т"

Рисунок 1.

Функциональная система речедвигательного акта [Белякова Филатова 2008: 41; Филатова 2012: 65]

Главным положением данной теории является то, что процессы реагирования, поведения и обучения направлены на достижение определенной цели, или «результата действия», как достижения заданных параметров образца. Результат действия, или будущее событие, является центральным системообразующим фактором для разных функциональных систем на всех уровнях их организации (как низших, так и высших). Не останавливаясь на рассмотрении универсальных для

разных функциональных систем узловых механизмов, укажем лишь, что любая функциональная система обладает специфическими для нее свойствами, позволяющими формировать специальную программу действия, и имеет постоянную связь с периферическими органами исполнения результата.

Известно, что в формировании любого поведенческого акта, к которому относится и речь, наиболее важным моментом является стадия афферентного синтеза. На этой стадии мозговыми структурами анализируются те внешние и внутренние воздействия, которые в дальнейшем будут учтены при составлении содержания программы действия. Именно это положение имеет особое значение для формирования психосенсомоторного речевого стереотипа, поскольку для этого учитываются сигналы моторных, психических и вегетативных структур мозга.

Центральные механизмы функциональной системы речи имеют не только сложную архитектонику, но и сложное ритмическое «взаимоСОдействие». Экспериментальные исследования и теоретические размышления приводят к мысли о том, что ритмическая активность является тем психобиологическим процессом, на базе которого реализуются сложные и разнообразные взаимоотношения организма с факторами внешней и внутренней среды.

Представленная на рисунке 1 схема содержит основные компоненты, входящие в афферентный синтез. На самом деле количество компонентов, участвующих в афферентном синтезе речевой системы, гораздо обширнее. Многие из них пока недоступны исследованию. Те, которые представлены на рисунке 1, изучаются. К ним относятся: исходный уровень функционального состояния ЦНС, обстановочные, слуховые, кинестетические, зрительные, эмоциональные афферентации, речевая мотивация, психолингвистическая программа, генетическая и онтогенетическая речевая память. Большая часть этих компонентов относится к психомоторным программам речи (они больше изучены) и меньшая - к психологическим.

В контексте данной работы мы даем краткую характеристику лишь некоторых компонентов функциональной системы речи, имеющих прямое отношение к формированию речи ребенка. К ним относятся, в первую очередь, генетическая и онтогенетическая речевая память, которые, по П.К. Анохину, лежат в основе афферентного синтеза любой функциональной системы.

Под генетической речевой памятью нами понимается врожденная способность мышц гортани к производству голосовых реакций, проторечевой артикуляции, интонации, что реализуется в крике, гулении и на первых этапах развития лепета под влиянием разнообразных стимулов, как внешних, так и внутренних (врожденная рефлекторная деятельность). Сокращения артикуляторных и голосовых мышц в этот период демонстрируют большую свободу действий.

Акустические характеристики голоса младенца в последние годы начинают все более интересовать исследователей, о чем свидетельствуют работы Т.В. Баз-жиной [Базжина 2008], Е.Е. Ляксо [Ляксо 2005], Т.Н. Ушаковой [Ушакова 2008] и других. Число этих исследований невелико, т.к. объект изучения доступен в исключительных условиях, когда родители младенца сами принимают участие либо способствуют проведению исследования.

Наблюдениями давно обнаружено и отражено в многочисленных публикациях активизация гуления при общении с близким взрослым. Нами экспериментально

выявлены изменения показателей частоты основного тона голоса в зависимости от модельной ситуации, в которой производилась запись голосовых реакций младенца в возрасте 2-х месяцев при общении с родителями (таблица № 1).

Таблица №1

Изменения показателей частоты основного тона голоса младенца в зависимости от модельной ситуации*

Возраст Частота основного тона голоса (ЧОТ) Модельная ситуация Комментарии

2 месяца 13 дней 170-200 Гц «лицом к лицу» с матерью показатели ЧОТ голоса приближены к показателям ЧОТ спокойного голоса матери

2 месяца 22 дня 200-500 Гц «лицом к лицу» с отцом показатели ЧОТ голоса приближены к ЧОТ эмоционально окрашенного голоса отца

* использованы данные, полученные Т.Э. Озеренской (2015)

Эти инструментальные исследования подтверждают, что у младенца есть подражательная способность, в том числе голосу матери / отца, что можно считать подтверждением наличия в определенных структурах мозга так называемых «зеркальных нейронов», открытых нейрофизиологами относительно недавно [Рицолат-ти, Синигалья 2012; Rizzolatti, Craighero 2004]. Наряду с врожденным характером этих голосовых реакций и преимущественным участием моторных систем мозга, следует подчеркнуть наличие у младенца в этот момент эмоционального реагирования в ответ на общение с близким взрослым [Лисина 1997 и др.].

В конце второго полугодия первого года жизни ребенка в связи с определенным уровнем зрелости ЦНС происходит «запуск» формирования онтогенетической речевой памяти под влиянием специфических акустических сигналов - речи окружающих людей. После 6 месяцев начинается переход от чисто биологического феномена преимущественно моторного реагирования к разворачиванию речевого онтогенеза, что освещено в работах многих исследователей. Особое значение, по нашему мнению, имеет возраст 8-ми месяцев. Именно с этого времени разнообразие сократительной активности артикуляторных и голосовых мышц становится все более ограниченным и однотипным, постепенно стремясь к речевым эталона национального языка; идет интенсивное накопление звуков родного языка и угашение тех звуков, которые ему не соответствуют. Возможно, в этот период, наряду с другими отделами мозга, начинают интенсивно формироваться эмоциогенные структуры и речевые корковые зоны, о чем может свидетельствовать острая реакция малыша на определенные внешние раздражители. Так, согласно нашим наблюдениям, если поместить ребенка этого возраста в новую среду, где нет матери, до этого бывшей с ним в тесном контакте, то он реагирует длительным молчанием и другими реак-

циями, которые можно назвать псевдоневротическими: исчезает лепет, снижается аппетит, нарушается сон и в целом поведение ребенка меняется.

Продолжают формироваться разные компоненты функциональной системы речи: фонационное дыхание, артикуляторные программы, фонематический слух, фонологическая память, понимание речи и проч.

К концу 1-го года жизни особое значение начинает приобретать доминирующая роль сенсомоторной области мозга, которая первой из мозговых структур реагирует на любые внешние или внутренние стимулы. В дальнейшем двигательная активность, наряду с ритмом, становятся для ребенка стержневым психобиологическим процессом, на базе чего начинают развиваться и оформляться собственно эндогенные ритмы организма, которые, как известно, имеют моторную природу [Алякринский, Степанова 1985 и др.].

В процессе возрастного созревания функциональной системы речи сначала возникает ритмический образ слова [Швачкин 1995 и др.]. В дошкольном возрасте по мере накопления словаря и развития лексико-грамматического структурирования появляется способность произносить законченную в смысловом отношении и интонационном плане фразу на едином выдохе, постепенно исчезает физиологическая неритмичность речевого высказывания, связанная с незрелостью интеграционных процессов, приводя к плавности речи [Филатова 2012]. Интенсивно формируются фонематическое восприятие, уточняются и закрепляются артикуля-торные программы, продолжает формироваться речевое дыхание. Артикуляторные программы, регистрируемые на электромиограмме, сокращения дыхательных, голосовых и речевых мышц становятся специфическими сначала для каждого звука, а затем для каждого слога и слова, что отражает закономерности формирования психосенсомоторного речевого стереотипа в его психических и моторных компонентах [Белякова 1981 и др.]. Это служит базисом для становления всей системы родного языка.

В процессе онтогенеза речи постоянно происходит перестройка центральных механизмов, что связано с созреванием определенных мозговых структур, изменением функциональных отношений между ними, развивающейся интеграцией различных компонентов речевой системы. Эта интеграция в процессе устной речи обеспечивается постепенным развитием сложнейшей системы координации, которая внешне выступает в виде ритма речевой деятельности. Уже у новорожденного идут ритмичные согласования напряжения голосовых складок и момента выдоха. Эти ритмические взаимодействия продолжают усложняться по мере становления у ребенка его речевых возможностей на всех этапах развития: филогенетическом и онтогенетическом.

Ритм является тем организационным стержнем речевой функциональной системы, который объединяет все подструктуры в систему и выстраивает их во времени и пространстве для достижения нужного результата действия - производства устной речи. То есть производство устной речи тесно связано с формированием такой материальной структуры, как психосенсомоторный речевой стереотип.

Представление о психосенсомоторном речевом стереотипе как результате действия функциональной системы речи позволяет изучать относительно самостоятельные биологические и психологические компоненты как изолированно, так

и во взаимосвязи. Исследование этих параметров является интересной и сложной задачей для нейропсихологов, психофизиологов и психолингвистов, так как каждый из компонентов в свою очередь может рассматриваться как самостоятельная функциональная система.

Временное согласование программ лексических и грамматических средств выражения, моторной реализации речевого высказывания (куда входят речевое дыхание, голос, артикуляторная программа), а также «компоновка» общей программы устного сообщения как комплекса психолингвистических и психофизиологических компонентов устной речи происходит благодаря центральным ритмическим процессам.

Нами экспериментально установлено, что в характеристиках речевого ритма у детей в норме имеется четкая динамика последовательности созревания ритмических процессов на разных иерархических уровнях речи - от слогового и словесного уровней речевого ритма у дошкольников до синтагменного ритма речи младших школьников [Белякова Филатова 2010; Филатова 2012]. Как показали наши исследования, любое нарушение речи обязательно сопровождается нарушением ее ритмической организации [Белякова, Филатова 2012; Филатова 2015]. Эти сложнейшие внутренние процессы ритмической организации речи являются доступными для внешнего наблюдения и оценки через анализ выделенного нами показателя, как плавность речевого высказывания, т.е. произнесение законченной по смыслу фразы в процессе одного выдоха.

Таким образом, изучение речи ребенка в ее биологическом и психологическом пространстве нами замыкается на понятии «психосенсомоторный речевой стереотип». Его становление осуществляется в результате поэтапного и гетерох-ронного ритмического взаимодействия и взаимосодействия формирующихся психомоторной и психолингвистической программ в процессе речевого онтогенеза, что внешне выражается в виде ритмически организованной речи. Разработанные представления о психосенсомоторном речевом стереотипе, по нашему мнению, дают возможность применения нового инструментария, расширяющего пространство изучения речевой деятельности.

Литература

Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. М.: Наука, 1985. 176 с.

Анохин П.К. Функциональная система // Ежегодник БМЭ. 1968. Т. 1. С. 1300-

Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.

Базжина Т.В. Ранние крики детей: сегодня и четверть века назад // Речь ребенка: проблемы и решения; под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 115-129.

Белякова Л.И. Нарушение функциональной системы речи при заикании // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1976. № 10. С. 1555-

Белякова Л.И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Л., 1981. 44 с.

1322.

1558.

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа // Речь ребенка: Проблемы и решения; под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 40-54.

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Эволюционный аспект исследования регуля-торных механизмов речевой функции // Дефектология. 2010. № 5. С. 21-30.

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Ритм речевых и неречевых процессов у детей в норме и при речевой патологии // Вопросы психолингвистики. 2012. № 2 (16). С. 84-91.

Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Возрастная и педагогическая психология. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 210-229.

Ляксо Е.Е. Вокально-речевая имитация в диаде «мать-ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 81-93.

Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге. О механизмах совместного действия и сопереживания. М.: Языки славянских культур, 2012. 222 с.

Ушакова Т.Н. Узловые проблемы раннего речеязыкового развития ребенка // Речь ребенка: проблемы и решения; под ред. Т.Н. Ушаковой. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 13-39.

Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: монография. М.: МИГУ, 2012. 218 с.

Филатова Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2015. 43 с.

Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. статей; под ред. А.Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 1995. С. 102-111.

Rizzolatti, G. & Craighero, L. (2004). The mirror-neuron system // Annual Review of Neuroscience. Vol. 27. P. 169-192.

psychophysiological tools in child's speech study

Lidia I. Belyakova

professor of Speech & Language Pathology Department, Institute of Childhood,

Moscow State University of Education

Yulia O. Filatova

professor of Speech & Language Pathology Department, Institute of Childhood,

Moscow State University of Education e-mail: yofilatova@yandexru

The authors are introducing "psychosensorimotor speech stereotype» components as a result of speech system functioning. Special attention is paid to peculiarities of forming the phylogenetic and ontogenetic speech memory in the child's speech development and inclusion in forming speech stereotype such components as speech motivation, situational, auditory, kinesthetic, visual and emotional afferentations; psycholinguistic program, etc. It is experimentally shown step-by-step and nonlinear rhythmic interaction of forming psychomotor and psycholinguistic programs forming psychosensorimotor speech stereotype.

Keywords: system analysis, psychosensorimotor speech stereotype, speech biological components, speech psychological components, rhythmical organization of speech.

References

Alyakrinsky B.S., Stepanova S.I. Po zakonu ritma [To principle of rhythm]. Moscow: Nauka, 1985.

Anokhin P.K. Funczionalnaya systema [Functional system]. Egegodnik BME [BME Annual], 1968, no. 1, pp. 1300-1322.

Anokhin P.K. Uzloviye voprosy teory funczionalnoy systemy [Basic questions of functional system theory]. Moscow: Nauka, 1980. 196 p.

Bazgina T.V Ranniye kriki detey: segodnya i chetvert' veka nazad [Early infant's cries: today and a quarter of a century ago]. Rech rebenka: problemi i resheniya [Child's speech: problems and solutions]; pod red. T.N. Ushakovoy. Moscow: Instutute psykhologii RAN, 2008, pp. 115-129.

Belyakova L.I. Narusheniye funkzionalnoy syatemi rechi pri zaikanii [Impairment of speech functional system at stuttering]. Guranal nevropatology i psychiatry im. S.S. Korsakova [Neuroscience and Behavioral Physiology], 1976, no. 10, pp. 1555-1558.

Belyakova L.I. Kliniko-fiziologichesckiy analis zentralnih patogeneticheskih mehanizmov zaikaniya: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk [Clinical and physiological analysis of central pathogenic mechanisms of stuttering]. Leningrad, 1981. 44 p.

Belyakova L.I., Filatova Yu.O. Mehanizm rechedvigatelnogo akta v svete logopedicheskogo analiza [Mechanism of speech-motor act in the field of logopedic analysis]. Rech rebenka: problemi i resheniya [Child's speech: problems and solutions]; pod red. T.N. Ushakovoy. Moscow: Instutute psykhologii RAN, 2008, pp. 40-54.

Belyakova L.I., Filatova Yu.O. Evolyzionny aspect issledovaniya regulyatornih mehanizmov rechevoy funkzii [Evolutionary Aspect of Speech Function Control Mechanisms Study]. Defectology [Journal of Special Education "Defectology"], 2010, no. 5, pp. 21-30.

Belyakova L.I., Filatova Yu.O. Ritm rechevih i nerechevih prozessov u detey v norme i pri rechevoy pathology [Rhythm of speech and nonspeech processes at children in norm and at speech & language pathology]. Voprosy psiholingvistiki [Journal of Psycholinguistics], 2010, no. 2 (16), pp. 84-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lisina M.I. Genezis form obscheniya u detey [Genesis of children communication forms]. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologia [Psychology of Child and Education]. Moscow: Moscow University Publ., 1997, pp. 210-229.

Lyakso E.E. Vokalno-rechevaya imitaziya v diade "mat'-rebenok": perviy god gizni [Vocal-speech imitation in "mother-infant" dyad: first year of life]. Psyhologichesky gurnal [Journal of Psychology], 2005, vol. 26, no. 3, pp. 81-93.

Rizzolatti G., SinigaliaK. Zerkala v mozge. O mehanizmah sovmestnogo deystviya i soperegivaniya [Mirrors in the brain. How our minds share actions and emotions]. Moscow: Yaziki slavyanskih kultur, 2012. 222 p.

Ushakova T.N. Uzloviye problem pannego recheyazikovogo razvitiya rebenka [Key problems of early speech and language development of a child] // Rech rebenka: problemi i resheniya [Child's speech: problems and solutions]; pod red. T.N. Ushakovoy. Moscow: Instutute psykhologii RAN, 2008, pp. 13-39.

Filatova Yu.O. Ritm rechi I dvigeniy u detey: teoreticheskiye I prikladniye problemi logopedii [Speech and nonspeech rhythm at children: theoretical and applied problems of logopedia]. Moscow, MPGU, 2012. 218 p.

Filatova Yu.O. Recheviye i motorniye ritmicheskiye prozessi i model ih razvitiya u detey s narusheniyami rechi: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Speech and motor rhythmic processes and model of their development in children with speech disorders]. Moscow, 2015. 43 p.

Shvachkin N.X. Razvitiye rechevih form u mladshego doshkolnika [Speech forms development at primary preschool child] // Voprosi psihologii rebenka doshkolnogo vozrasta [The psychology of preschool age child]; pod red. A.N. Leontyeva, A.V. Zaporogza. Moscow, 1995, pp. 102-111.

Rizzolatti, G. & Craighero, L. (2004). The mirror-neuron system // Annual Review of Neuroscience. Vol. 27. P. 169-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.