л.и. Белякова, Ю.о. Филатова, А.в. харенкова УДк 81.23 801.613
онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей
До трЕх лЕт
В статье авторы указывают на синхронность в развитии речи и моторики у ребенка от 0 до 3 лет. На протяжении всего 1-го года жизни последовательность созревания ритмической активности различных структур мозга отражается на генетически заложенных этапах развития речи и движения. С одной стороны, речь является генетически заложенной программой, с другой - на определенном этапе общение с окружающими приобретает решающее значение для речевого развития ребенка. В статье подчеркивается, что компоненты речевой функциональной системы длительное время остаются на разном уровне сформи-рованности.
Ключевые слова: онтогенез, ритм, речь, моторика.
Lidia I. Belyakova, yulia o. Filatova, Anna V. Kharenkova
speech and motor RHyTHM ontogenesis of children under 3
In the article the authors pay attention to the synchronism in the development of speech and motor skills of the child from 0 to 3 years. Throughout the one-year life the sequence of maturation of rhythmic activity of different brain structures is reflected on the genetically inherent stages of development of speech and movement. On the one hand it is a genetic program, on the other - at a certain stage of communication with others is crucial for the development of speech. The article emphasizes that the components of speech functional system for a long time are at different levels of formation.
Key words: ontogeny, rhythm, speech, motorics.
И сследования онтогенеза речи и моторики свидетельствуют о том, что с самого рождения эти две системы развиваются синхронно и на всю жизнь остаются основным средством адаптации человека в окружающем мире [Кольцова 1979 и др]. Речевой и двигательный онтогенез рассматривается нами с трансдисциплинарных позиций современного уровня анализа сложных систем. От 0 до 3 лет жизни ребенка прослеживается координированный темп развития и время появления новообразований, что свидетельствует о нейрофизиологической общности развития моторной и речевой функциональных систем [Белякова 1992; Винарская 1987 и др.]. Онтогенез стадий сложного и нелинейного характера формирования речевой и моторной систем является наглядным свидетельством постепенности включения ритмических процессов разных структур мозга в ходе развития.
Созревание структур продолговатого мозга к концу внутриутробного периода жизни позволяет плоду совершать ритмические движения «ввинчивания» в родовые пути матери и активно участвовать в процессе своего рождения. Генетически заложенные ритмы стволовых структур мозга и мышечной активности вызывают в первые моменты после родов наполнение легких воздухом, что связано сначала с расслаблением мышц грудной клетки и диафрагмы, а вслед за этим их сокращением, в результате чего происходит выдох, сочетающийся с первым криком. Крик детей, у которых нарушена ритмическая активность, главным образом, продолговатого мозга, резко ослаблен и ограничен во всех диапазонах [Скворцов, Ермоленко 2003 и др.]. Уже на этом этапе наблюдений за состоянием физиологических функций младенца можно оценить уровень зрелости продолговатого мозга, его целостность, а также выявить определенные факторы риска для дальнейшего развития организма ребенка.
Известно, что первые сутки после рождения организм испытывает перена-
пряжение центральных адаптационных механизмов. Это состояние отражает «наркоз новорожденных» - термин, появившийся в последние годы. Данное понятие связано с тем, что новорожденный остается еще пока плодом, ритмические процессы его мозга остаются на внутриутробном уровне развития, обеспечивая, главным образом, такие базовые функции необходимые для поддержания жизни, как сердцебиение и дыхание. Это состояние может длиться несколько часов [Скворцов 2000]. Позже появляются циклические движения, обеспечивающие сосание, деятельность кишечника и почек. Ритм дыхания становится регулярнее, устойчивее становятся акустические характеристики крика. Незрелость мозга и его ритмов проявляется как в быстром истощении крика, так и в явлении так называемых эпизодов «закатывания», когда ребенок кричит достаточно длительное время без перерыва на вдох, что является симптомом нарушения ритмической активности мозга. Появляется синяя асфиксия, и очередной вдох часто требует стимуляции со стороны.
Недифференцированный крик и хаотичная моторика первых недель жизни ребенка (как стереотипная реакция на любой дискомфорт) вскоре обогащаются признаками сигнального значения и отражают более конкретную ситуацию, связанную с потребностью ребенка в пище, тепле, общении. Крик ребенка приобретает выраженную интонационную окраску, имея ритмическую структуру родного языка. В это время младенец с сохранным слухом начинает выделять из шума речевые звуки, появляется поворот головы в сторону их звучания. Все эти реакции означают начало формирования элементарного уровня общения и дифференциации в восприятии неречевых и речевых звуков. В возрасте 1-1,5 месяцев жизни дети начинают удерживать голову в вертикальном положении, что совпадает с началом появления звуков гуления и особой эмоционально-двигательной реакции - «комплекса оживления».
На протяжении всего 1-го года жизни
последовательность созревания ритмической активности различных структур мозга демонстративно отражается на генетически заложенных этапах развития речи и движения. В 5-6 месяцев жизни ребенок начинает садиться. В общих движениях появляется ритмичность, с которой ребенок машет руками, подпрыгивает на руках у взрослого. Репертуар звуков гуления в это время существенно обогащается новыми звуковыми комплексами, которые также приобретают ритмический характер. Гуление начинает заменяться лепетом, состоящим из 2-3 звуков, в целом не отражающих фонетическую сторону родного языка, т.е. возникают явления звукового хаоса.
Примерно до 7 месяцев характер звуков лепета мало зависит от речевого окружения и является сходным с речевыми звуками, характерными для человеческой популяции в целом [Бельтюков 2003; Lenneberg 1967 и др.]. Эти явления свидетельствуют о наличии у человека генетической речевой памяти, т.е. биологической основы речи, а универсальность некоторых групп звуков у детей разных национальностей доказывает их принадлежность к генетическому аппарату речевой функции.
Несмотря на то, что гуление и следующий за ним этап лепета, казалось бы, мало зависят от состояния сенсорных функций, дети с сохранным слухом и зрением после того, как у них сформируется зрительное и слуховое сосредоточение, в процессе общения со взрослым обнаруживают такие реакции, как эхолалия и эхопраксия [Белякова 1992; Kuhl, Meltzoff 1995; yusczyk, Friedend, Wessels, Yusczyk 1993 и др.].
Очевидно, что несколько физиологических систем, участвующих в этих про-торечевых действиях, находятся на разных ступенях развития, сосуществуя в процессе реализации гуления и лепета. Так, можно отметить достаточно высокий уровень развития артикуляции (т.е. моторной деятельности речевого аппарата). Сформированная координация его активности с фонационным выдохом (голос) сосуществуют с зача-
точным уровнем развития фонематического восприятия и общей незрелостью психического компонента функциональной системы речи, что проявляется в отсутствии произвольности в артикуляции звуков и наличии имитационной активности.
В 8-10 месяцев одновременно с общими движениями в виде возможности стоять, держась за опору, начинает развиваться ма-нипулятивная деятельность рук [Кольцова 1972; Тонкова-Ямпольская 1966]. Особые изменения возникают и в речевом развитии. Многие из врожденных звуков угасают, появляются новые звуки, близкие по акустическим характеристикам к материнскому языку. Постепенное формирование определенных структур головного мозга и их ритмических процессов позволяют перейти от генетического этапа развития речевой системы к онтогенетическому.
Согласно нашим представлениям, в конце первого периода лепета (7-8 месяц жизни) начинается этап собственно речевого онтогенеза, в процессе которого расширяется и стремительно нарастает поток фонем, свойственных языку близкого окружения. Наблюдения показывают, что звуковой хаос имеет четкую тенденцию к самоструктурированию. Лепет начинает обогащается такими имитационными звуками, которые близки к фонетике родного языка.
Можно считать, что звуковой хаос генетического происхождения в сочетании с первыми признаками фонематического восприятия являются конструктивным механизмом эволюции речи на этом этапе, с одной стороны, а с другой, признаком открытого характера функциональной системы речи и нового этапа формирования ритмических речевых процессов. Из хаоса путем саморазвития возникает новая организация, в которой осуществляется связь нескольких уровней функциональной системы речи. Ярким признаком ее нелинейного развития является не только дальнейшее лавинообразное накопление новых звуков (артикуляторный прогресс), но и интенсивное развитие фонематического восприятия. Различного рода
вокализации взрослого при непосредственном общении вызывают у ребенка особую ритмическую настройку слухового, моторного и зрительного анализаторов, суммируют возбуждение ритмических процессов в ЦНС, побуждая формирование у ребенка речевой интенции [Ушакова 2008; Ляксо 2005 и др.].
У ребенка возникает звуковой, а значит ритмический образ слова, с помощью указательного жеста он охотно демонстрирует понимание некоторых частотных слов [То-маселло 2011]. Это указывает на несбалансированность темпов развития разных компонентов функциональной системы речи. В противоположность предыдущему периоду, в котором наблюдалось преимущество за развитием речевых артикуляций, наступает период преобладания психической компоненты над моторной составляющей речевой системы, т.е. на этом этапе эволюции речи происходит смена ведущего речевого механизма.
Речевое общение в этом периоде приобретает особое значение. Недостаток общения или его отсутствие носит разрушающий характер. Наряду с задержкой речевого развития может возникнуть ситуация, при которой речь не развивается, т.к. генетически заложенные звуки не будут заменяться фонемами родного языка и не появится интенция к общению.
В 12-13 месяцев ребенок делает первые шаги и произносит осмысленные слова, количество которых постепенно нарастает. Первоначально слова похожи по ритмической структуре, их фонетическое исполнение и артикуляции созрели, однако лингвистическая ритмичность в виде чередования слогов в слове еще не сформирована. Это проявляется в виде интерференции слогов из разных слов (мапа, маба), слоги переставляются местами, заменяются слогами из других слов (лопата - копата, кошелек-шекелек, ежик - жорик и проч.), т. е. на этом этапе развития речи возникает лингвистический хаос, который в ходе самоструктурирования заменяется правильной ритмической
слоговой структурой слова.
Таким образом, постепенность процесса созревания функциональной системы речи прослеживается сначала на уровне генетических и онтогенетических звуков и их первоначального хаоса, затем происходит ритмическое объединение звуков в слоги. Эти слоги как сформированные структуры, состоящие из объединенных артикулятор-ных, дыхательных и голосовых компонентов функциональной системы речи, начинают входить в ритмические комплексы, которые позже объединяются в слова. Можно себе представить составление лингвистического целого, когда артикуляторно-голосовые «кубики», которые уже хорошо усвоены, включаются в новообразования разного уровня развития: прототипы слова и фразы ( ав-ав «собака»...тю-тю (убежала); Возя... (Зоя) иди...).
Дальнейшая эволюция ритмических процессов речи может идти двумя альтернативными путями: у одних детей быстрее созревает моторная компонента функциональной системы речи, а у других - психическая. Четкость звукопроизношения у первых существенно опережает лексико-грамматическое структурирование речи, и, наоборот, хорошо развитая осмысленная фразовая речь произносится невнятно, с заметным отклонением от нормативного звукопроизношения [Цейтлин 2000 и др.].
В 24-36 месяцев появляется лингвистическое структурирование - способность объединять отдельные слова в законченную по смыслу фразу. В этот же период дети овладевают многими умениями моторного характера. После 3-х лет перестает наблюдаться синхронность в появлении моторных и речевых новообразований, их пути развития расходятся.
Длительность каждого этапа связана с усложняющейся деятельностью мозга, появлением множества речевых и моторных новообразований. Эти процессы развития происходят в открытой нелинейной системе, для них имеются несколько источников внутреннего порядка, обусловливающих
средства проявления; многообразных влияний внешней среды, а также особенностей взаимодействия и «взаимоСОдействия» источников внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда, с нашей точки зрения, это единое начало, выступающее как носитель различных форм будущей организации речи и как поле неоднозначных путей развития. Накопление разнообразных артикуляций в процессе гуления и лепета, хаос произносительных мышечно-голосовых конструкций связаны с разными уровнями мозговой организации созревающих компонентов функциональной системы речи. В первую очередь, идет развитие взаимодействия дыхания, фонации и артикуляции, далее развиваются нервные связи между моторными и слуховыми системами, позже устанавливается лингвистическое программирование, которое тесно связанно с психическим развитием ребенка [Белякова, Охремчук 1983].
Темп созревания артикуляторного и психического компонентов речевой системы значительно расходится с темпом формирования речевого дыхания и просодики. Именно с психофизиологической незрелостью речевого дыхания связаны такие показатели речевой неплавности детской речи, как неоправданные паузы, дополнительные вдохи, пересмотры [Цейтлин 2000; Шишкова 1999]. Созревание координации речевого дыхания и речевой моторной активности длится на протяжении всего дошкольного детства. Постепенно протяженность речевого выдоха начинает соотноситься с психолингвистическим программированием высказывания [Белякова 1978].
Как показывают наблюдения, в тот период, когда какой-либо компонент функциональной системы речи начинает интенсивно развиваться, другие ее компоненты испытывают напряжение и их реализация становится менее точной. Так, быстрое развитие лексикона нередко сопровождается «забыванием» уже давно и правильно используемых звуков или слов, что легко восстанавливается при напоминании.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что компоненты речевой функциональной системы длительное время остаются на разном уровне сформированности. Дольше всего остается незрелой плавность речевого высказывания, как показатель уровня развития речевых ритмических процессов. Согласно синергетическому методу использующегося учеными для анализа сложных систем, только неустойчивость системы может выступать условием стабильного динамического развития, именно состояние неустойчивости способно самоорганизовываться и развиваться дальше [Николис, Пригожин 1979 и др.]. Так, на фонетической компоненте речевой системы можно проследить как стадия накопления звуков речи меняется стадией накопления слогов, а затем стадией формирования фразы. Появление фразовой речи происходит у детей по-разному: у части из них фраза наблюдается на этапе развития лепетной речи (ам-ам...не...- «есть не хочу»). У других детей появлению фразы предшествует накопление «полноценных» в лексическом плане слов, которые могут довольно долго не структурироваться грамматически. Можно считать, что в речи ребенка до трех лет постепенно строится сложное эволюционное целое, в котором объединяются речевые структуры разной степени развития. В этом процессе много случайностей, которые не просто предугадать. Согласно мнению исследователей, использующих синерге-тический анализ, сложно организованным системам нельзя навязывать пути развития, можно только способствовать их собственным тенденциям формирования [Князева, Курдюмов 1992; Степин 2008].
Понимание того, как при нарушении речевого развития перестраивать сложную функциональную систему речи на пути самоорганизации и саморазвития, на пути перехода дизонтогенеза к онтогенезу является одной из важнейших проблем теории и практики логопедии.
список литературы
Бельтюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. - М.-СПб.: НОУ СОЮЗ, 2003. - 255 с.
Белякова Л.И. Патофизиологические механизмы заикания//Н.А.Власова, К.П.Беккер (ред.). Заикание. - М.: Медицина, 1978. - С.59-81.
Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. - М., 1992. - С. 3-20.
Белякова, Охремчук /.П. Формирование речедвигательного стереотипа в онтогенезе. Коррекционное обучение детей с нарушениями речевой деятельности. - М., 1983. - С. 3-15.
Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
Князева Е.Н, Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. При-гожиным // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С.3-20.
КольцоваМ.М. Ребенок учится говорить. - М.: Советская Россия, 1979. - 192 с. Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка // Труды научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. - М.,1972. - С. 26-28.
Ляксо Е.Е. Вокально - речевая имитация в диаде «мать-ребенок»: первый год жизни // Психологический журнал. - 2005. - т. 26. - №3. - С 81-83.
Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипа-тивных структур к упорядоченности через флуктуации. - М.: Мир, 1979. - 512 с.
Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтогенез и его нарушения).
- М., Тривола, 2000. - 208 с.
Скворцов И.А., Ермоленко Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 368 с.
Степин В.С. О философских основаниях синергетики / Под ред. Г.Г. Малинецкого. Синергетика: Будущее мира и России. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - С. 15-22.
Томаселло М. Истоки человеческого общения. - М.: Языки славянских культур, 2011.
- 328.
Тонкова-Ямпольская Р.В. Начальный этап становления детской речи // Журнал Высшей нервной деятельности. - 1966. - Т. 16. - №2. - С 351-356.
Ушакова Т.Н. Узловые проблемы раннего речеязыковго развития ребенка // Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т.Н.Ушаковой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - С. 13-19.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
Шишкова Т.Г. Особенности речевого и психомоторного развития дошкольников с невротической формой заикания // Логопедический бюллетень № 1, Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 1999. - С.18-28.
Kuhl P.K., Meltzoff A.N. Infant vocalizations in response to speech: vocal imitation and developmental change // J. Acoutst. Soc. Am. 1995.
LennebergE. H. Biological Foundations of Language. New York: John Wiley & Sons, 1967. Yusczyk P.W., Friederici A.D., Wessels J.M.I., Yusczyk A.M. Infants' sensitivity to the sound patterns of native language worlds // J. Mem. Lang. 1993. V. 32. - P. 402-420.