Научная статья на тему 'Психофизиологический аспект дезадаптации сотрудников ОВД как одна из причин возникновения язвенной болезни и меры профилактики'

Психофизиологический аспект дезадаптации сотрудников ОВД как одна из причин возникновения язвенной болезни и меры профилактики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Д А. Поташов, М М. Мингалимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологический аспект дезадаптации сотрудников ОВД как одна из причин возникновения язвенной болезни и меры профилактики»

новой профессиональной роли. Поэтому важнейшей задачей работы психологов в правоохранительных органах является организация психологического сопровождения сотрудников, находящихся в новых или изменившихся условиях профессиональной деятельности.

Немаловажным представляется также целенаправленное проведение мероприятий по профилактике профессиональной деформации.

Основными задачами работы психологов в данном направлении можно считать повышение уровня психологической грамотности сотрудников, обучение их приемам саморегуляции, выявление представителей правоохранительной системы, подверженных профессиональной деформации, и оказание им психологической помощи.

Литература

1. Белослудцев В.И., Соколов И.И. Проблемы выявления психологического механизма, сущности и предупреждения деформации личности сотрудников ИТУ // Проблемы совершенствования правовых основ деятельности органов, исполняющих наказания (Труды Академии МВД России). — 1995.

2. Буданов А.В. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации: Практическое пособие для руководящих работников УВД, ОВД, служб по работе с личным составом, подразделений морально-психологического обеспечения деятельности ОВД. - М., 1992.

3. Васильев В.Л. Психологические основы организации труда следователя. — Волгоград, 1976.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

5. Корнеева Л.М. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. — Спб, 1991.

6. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. — Воронеж, 1976.

7. Лазарева В.А Психология следователя и вопросы профессиональной деформации // Реализация уголовной ответственности. — Куйбышев, 1987.

8. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

9. Медведев В.С. Профессиональная деформация личности как проблема органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 1996. - №1(3).

10. Медведев В.С. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: Анализ проблемы // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказания / Сб. научи, тр. — Рязань, 1992.

11. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). — Ереван, 1988.

12. Некрасова М.Н. Влияние профессиональной деформации личности юриста на формирование конечных выводов по делу // Вопросы осуществления правосудия в СССР: межвузовский сборник. — Калининград, 1979.

13. Отчет о результатах исследования факторов, способствующих развитию профессиональной и социально-психологической деформации сотрудников ОВД г. Москвы / Учебно-научный комплекс психологии и работы с личным составом ОВД Академии МВД России. - М., 1995.

14. Прохватилов А.А., Шалыто АЛО. Управление процессом адаптации работников в трудовом коллективе // Психологическое обеспечение развития человека / Под ред. А.А.Крылова. — Л., 1989.

15. Романович Г.Г., Батюк В.И. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел // Информационный бюллетень МВД БССР. - 1988. -№ 3/4.

16. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири: Методическое руководство. — М., 1990.

17. Соколов И.И. Проблемы профилактики деформации личности сотрудников учреждений, исполняющих наказания // Наказание: законность, справедливость, гуманизм / Материалы международной научно-практической конференции. — Рязань, 1994.

18. Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6.

Психофизиологический аспект дезадаптации сотрудников ОВД как одна из причин возникновения язвенной болезни и меры профилактики

Профессор ДА.Поташов, аспирант М.М.Мингалимова

Омская государственная медицинская академия

Эксперты военно-врачебной комиссии (ВВК) отмечают, что среди забо-леваний, по которым делаются экспертные заключения лицам рядового и начальствующего состава, чаще выявляются заболевания сердечно-сосудистой системы — гипертоническая болезнь, нейроциркулятор-ная дистония, ишемическая болезнь сердца.

29

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

При этом нейроциркуляторная дистония характерна для сотрудников молодого возраста, а гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца присущи сотрудникам, прослужившим 10 и более лет.

Второе место по выявляемое™ и возникновению занимают заболевания желудочно-кишечного тракта — язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гастродуодени-гы. Причем у некоторых сотрудников язвенная болезнь приобретается в первые годы службы, являясь “стрессово обусловленными” гастродуоденальными язвами (Н.5е1уе, 1960, 1974; ^.Нау1а, 1976; Е.НаПег, 1978). Суть теории состоит в том, что отрицательные эмоции вызывают в организме человека защитные реакции, осуществляемые через гипофизарно-надпочечниковую систему, которые проходят в своем развитии три стадии: тревоги, резистентности, истощения. При воздействии чрезвычайных раздражителей возникают неадекватные ответные реакции — болезнь адаптации, проявлением которой могут быть и гастродуоденальные язвы (Ю.С. Малахов, С.В.Дударенко, С.Б.Оникеенко, 1994).

Действие разнообразных стрессовых факторов (отрицательные эмоции, напряжение нервной системы, голод, холод, страх, обездвиживание) сопровождается различными морфологическими изменениями в слизистой оболочке желудка и 12-перстной кишке (Н.М.Реппе\ует, В.Наттег, 1980; Т.Агака\уа ел а1., 1981).

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки является одним из наиболее распространенных заболеваний у сотрудников органов внутренних дел. Уровень болезненности среди них составляет 34,42 на 1000, и на протяжении 5 лет неуклонно возрастает, а у 15-20% больных заболевание протекает с частными рецидивами, что приводит к развитию различных осложнений (кровотечение, стеноз привратника, пенетрация и др.), приводящих к утрате трудоспособности и ранней инвалидизации (В.М.Морозов, 1997).

Высказывается предложение, что психическое перенапряжение играет ведущую роль в возникновении желудочно-кишечных повреждений, а теория “стрессовой обусловленности” поддерживается учеными (С.М.Рысс, Е.С.Рысс, 1968; Г.И.Дорофеев, В.М.Успенский, 1984; Ф.И.Комаров, 1984; идр.).

Из изложенного становится ясным, что к психическим возможностям сотрудников внутренних дел предъявляются повышенные требования, обусловленные спецификой службы, которая часто сопряжена с эмоцио-

30

нальным перенапряжением, повышенной ответственностью за профессиональную деятельность.

В связи с этим значительно повышается напряжение регуляторных механизмов центральной нервной системы и гомеостатических констант организма, особенно тогда, когда внешние раздражители становятся сильными, эмоционально насыщенными и принимают хронический характер. Эти процессы вовлекают структуры коры и подкорки, формируя нервное напряжение, а затем перенапряжение, ведущее к срыву адаптационных механизмов (нервное звено).

Синдром эмоционального перенапряжения можно рассматривать как качественно новое нозологическое состояние организма, находящееся между нормой и патологией, которое в неблагоприятных условиях может реализоваться в заболевание.

По мнению М.Ш.Вайнштейна (1977), язвенная болезнь является частным случаем дезадаптации на изменяющиеся условия внешней среды, а “нервное звено” в возникновении и развитии ее выступает в роли пускового механизма. Нервное напряжение возникает в результате суммарного воздействия различных факторов риска как социально-профессиональных, так и в виде изменений со стороны психофизиологических, нейробиологических и нейрохимических механизмов. Важную роль в развитии нервного напряжения играют наследственно-конституциональные факторы, особенности психоэмоциональной сферы, требующие своевременного выявления и проведения необходимых профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и развития заболевания.

Из психологических факторов имеет значение выраженность тех или иных черт характера, т.е. акцентуация личности. В условиях психотравматизации и хронического эмоционального стресса они наиболее ранимы, что является благоприятной основой для развития напряжения, перенапряжения, а затем и возникновения патологического процесса в той или иной системе организма.

Формированию нервного напряжения способствуют следующие личностные особенности: усиление значения субъективного фактора в оценке жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, эмоционально насыщенная речь, напряженность мышц тела во время разговора, неуверенность в себе, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

Для возникновения напряжения имеет значение сочетание выраженной сенситивнос-ти, тревожности и импульсивности личности (Ю.В.Мойкин, 1987).

К факторам риска социально-профессиональной природы относятся: социальные перемены, значимые жизненные трудности, длительное эмоциональное напряжение сотрудников, связанное с ответственностью за безопасность других людей, опасностью для жизни, реализацией властных полномочий, ненормированным рабочим днем, неравномерной нагрузкой в течение дня, месяца, года, хронической усталостью, экстремальными ситуациями. Указанные факторы сочетаются с нарушением режима труда и отдыха, нерациональным и несбалансированным питанием, употреблением алкоголя и курением, недостатком свободного времени для полноценного отдыха и удовлетворения личных потребностей (А.С.Ребяков, П.А.Канищев, А.Л.Соколов, 1997).

Р.Н.Козептап (1967) подразделяет людей на 2 типа: на предрасположенных (тип А) и непредрасноложенных (тип Б) к заболеваниям в зависимости от психофизиологических особенностей и типичных для них поведенческих реакций.

Для типа А характерны такие проявления, как торопливость, раздражительность, реактивность, нетерпение, тревожность, стремление к конкуренции, выраженное чувство долга. Эти люди много работают, способные, преуспевающие в делах, выполняющие одновременно несколько сложных дел. Они энергичны, стремятся к продвижению по службе, им всегда не хватает времени. Нередко эти характерные черты в стрессовых и экстремальных ситуациях повышают нейро-тизм и приводят к гиперреактивности эмоциональных зон и сосудодвигательного центра головного мозга, что способствует возникновению нервного напряжения.

Полную противоположность представляют лица, относящиеся к типу Б. Они не перегружают себя работой, даже равнодушны к ней, веселы, умеют наслаждаться жизнью, много отдыхают, неконфликтны, общительны.

Человек, отличающийся повышенной тревожностью и мнительностью, хуже адаптируется в видах деятельности, требующих интенсивного общения с людьми и оперативного принятия решения. Индивидуум, у которого преобладают реакции истерического типа, проявляют достаточно хорошую

работоспособность, если необходимы коммуникативные требования и часто меняющиеся производственные условия. Монотонность и однообразие могут привести к декомпенсации в состоянии здоровья.

Поэтому важное значение при профессиональном отборе приобретает соответствие психических резервов личности требованиям, предъявляемым к профессии и виду службы.

Знание личностных, психофизиологических и социально-профессиональных особенностей каждого сотрудника позволяет своевременно применить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия.

В связи с изложенным необходимо проводить профессиональный отбор, учитывая соответствующие требования к сотрудникам органов внутренних дел. К лицам, выполняющим профессиональные обязанности, следует определить и выполнить меры, направленные на сохранение работоспособности путем применения положительно действующих адаптационных и профилактических восстановительных мероприятий, в первую очередь — немедикаментозного характера.

Это могут быть индивидуальные и групповые занятия-аутотренинг, корреляционная психотерапия и другие методы психореабилитации и психокоррекции, назначение адап-тогенов, витаминных препаратов, физические факторы воздействия на организм — сауна, бассейн, занятия в спортзале.

Литература

1. Дорофеев Г.И., Успенский В.М. Гастродуоденальные заболевания в молодом возрасте. — М.: Медицина, 1984.

2. Комаров Ф.И., Завадская И.С., Морева Е.В.

и др. Нейрогенные механизмы гастродуоденальной патологии. - М.: Медицина, 1984.

3. Мойкин Ю.В. Психофизиологические основы профилактики перенапряжения. — М.: Медицина, 1987.

4. Малов Ю.С., Дударенко С.В., Оникиенко С.Б.

Язвенная болезнь. — Спб, 1994.

5. Питеков В.А., Войковский Е.А. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, тактика ведения больных и военно-врачебная экспертиза: Методические рекомендации / Под ред. В.М.Морозова. — М., 1997.

6. Ребяков А.С., Каинщев П.А., Соколов А.Л. Особенности личности при предболезненных состояниях // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. — 1997. -№5. - С. 589.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1998, №1 (7)

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.