УДК 799.3 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-81-87
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРЕНИРОВКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СПОРТЕ. ОБЗОР
В.И. Лях1, С.П. Левушкин2
1 Московский государственный университет спорта и туризма, Москва, Россия
2 Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва, Россия
Аннотация
Цель исследования: выполнение литературного обзора, посвященного изучению природы и развития координационной компетентности специалистов в области спорта для создания и совершенствования методологии развития координационных способностей юных и высококвалифицированных спортсменов. Результаты исследования. Физиологические предпосылки тренировки координационных способностей (КС) спортсменов основаны на нейрофизиологических субстратах, которые более подробно выявлены в течение последних десятилетий с использованием методов углубленных исследований. В результате были определены истоки нейрорегуляции основных координационных способностей. За проявление этих способностей и их повышение после целенаправленной координационной тренировки отвечают различные корковые центры, мозжечок и гиппокамп. Значение разных психофизиологических функций в структуре КС зависит от многих факторов: сложности КС, возраста, пола, индивидуальных различий и др. Заключение. Выполненный литературный обзор позволяет объективизировать данные, относящиеся к физиологическим и психофизиологическим основам целенаправленной координационной тренировки в спорте. Анализу подверглись результаты, полученные не только на основании традиционных методов оценки психофизиологических функций, но и на основании использования современных неинвазивных методов исследования. Представленные в работе данные включают в себя участие нервной регуляции, проприоцептивный ввод, когнитивные навыки и общие тенденции долгосрочной адаптации к координационным тренировкам. В статье обозначено значение различных психофизиологических функций (в сенсомоторной, перцептивной и интеллектуальной сферах), определяющих проявление и развитие разных КС.
Ключевые слова: компоненты нейронной регуляции, психофизиологические функции, структура координационной компетентности спортсменов.
PSYCHOPHYSIOLOGICAL PREREQUISITES FOR TRAINING COORDINATION ABILITIES IN SPORTS. REVIEW
V.I. Lyakh1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6257-0488 S.P. Levushkin2 , e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0866-0014
1 Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow
2 Russian University of Sports « SCOLIPE», Moscow Abstract
The purpose of the research is to carry out a literary review devoted to the study of the nature and development of coordination competence of specialists in the field of sports to create and improve the methodology for the development of coordination abilities (CA) of young and highly qualified athletes.
The research results. The physiological prerequisites for training coordination abilities of athletes are based on neurophysiological substrates, which have been revealed in more detail over the past decades using in-depth research methods. As a result, the origins of the neuroregulation of basic coordination abilities were determined.
Various cortical centers, the cerebellum and the hippocampus are responsible for the manifestation of these abilities and their increase after targeted coordination training. The significance of different psychophysiological functions in the structure of CA depends on many factors: the complexity of CA, age, gender, individual differences, etc. Conclusion. The completed literature review allows us to objectify the data related to the physiological and psychophysiological foundations of targeted coordination training in sports. The results obtained not only on the basis of traditional methods of assessing psychophysiological functions, but also on the basis of the use of modern non-invasive research methods were analyzed. The data presented in the work include the involvement of neural regulation, proprioceptive input, cognitive skills and general trends in long-term adaptation to coordination training. The article outlines the significance of various psychophysiological functions (in sensorimotor, perceptual and intellectual spheres) that determine the manifestation and development of different CA. Keywords: components of neural regulation, psychophysiological functions, structure of coordination competence of athletes.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования КС в спорте имеют давнюю историю. Об этом, в частности, свидетельствует ряд публикаций, посвященных различным аспектам их оценки, развития и тренировки в различных видах спортивной деятельности [11, 15, 20]. Основные положения координационной компетентности и целенаправленных тренировок этих способностей рассматриваются как с теоретической, так и с практической точек зрения.
За последние десятилетия был также проведен ряд углубленных исследований для выявления физиологических предпосылок, нервных механизмов и психофизиологических функций, определяющих проявления различных КС [2, 3, 15, 20].
Целью данной работы явилось выполнение литературного обзора, посвященного изучению природы и развития координационной компетентности специалистов в области спорта для создания и совершенствования методологии развития координационных способностей юных и высококвалифицированных спортсменов.
Сбор соответствующей информации был основан на использовании поисковых систем Google Scholar, электронных баз данных MEDLINE, PubMed и SIRC. Были использованы такие ключевые слова, как «тренировка координации», «координационные способности», «способ-
ность к кинестетическому дифференцированию», «способность к ритму», «ловкость», «способность к равновесию», «пространственная ориентация» и «сложная двигательная реакция». При отборе статей для этого обзора использовали следующие критерии:
- публикации, в которых изучалось обучение работе на персональном компьютере;
- статьи и монографии, авторы которых изучали и рассматривали нейронные механизмы, а также психофизиологические функции, обусловливающие координационную тренировку. Всего для дальнейшего рецензирования была отобрана 31 соответствующая публикация. Нейрофизиологические предпосылки, лежащие у оснований развития КС
С давних пор нейронные механизмы координации движений находились в центре внимания ведущих физиологов [1, 6, 9]. Тем не менее настоящий прорыв в исследовании КС с физиологической точки зрения произошел в последние десятилетия. Он связан с внедрением новых методов исследования, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ), неинвазивная стимуляция коры головного мозга, локальная транскраниальная микрополяризация (ТКМП) и т.д. В результате удалось накопить новые данные, связанные с нейронной регуляцией, определяющей проявления КС в спорте (таблица).
Таблица - Таксономия и нейрофизиологические предпосылки базовых КС в спорте Table - Taxonomy and neurophysiological prerequisites of basic CA in sports
Координационная способность Coordination ability Определение Definition Регуляция со стороны нервной системы Regulation by the nervous system
Способность к кинестетическому дифференцированию параметров движений Ability to kinesthetically differentiate movement parameters Способность точно различать, воспроизводить и дифференцировать пространственные, временные и силовые характеристики движения Ability to accurately distinguish, reproduce and differentiate spatial, temporal and force characteristics of movement Мозжечок и теменная кора управляются сигналами от мышечных веретен, кожных и суставных рецепторов [21] The cerebellum and parietal cortex are controlled by signals from muscle spindles, skin and joint receptors [21]
Способность к ритму Ability for rhythm Способность точно воспроизводить и изменять ритм и частоту двигательных действий Ability to accurately reproduce and change the rhythm and frequency of motor actions Поддержание темпа - островковая, или центральная часть коры головного мозга, находящаяся в глубине латеральной борозды. Воспроизведение ритмического рисунка движения - мозжечок и верхняя височная извилина [26, 28] Maintaining pace is the insular or central part of the cerebral cortex, located deep in the lateral sulcus. Reproduction of the rhythmic pattern of movement - cerebellum and superior temporal gyrus [26, 28]
Пространственная ориентация Spatial orientation Способность определять и адекватно изменять положение тела и его части в пространстве Ability to determine and adequately change the position of the body and its parts in space Гиппокамп - специализированная область мозга для пространственной навигации [25, 29] The hippocampus is a specialized area of the brain for spatial navigation [25, 29]
Сложная двигательная реакция Complex motor reaction Способность точно и быстро реагировать на стимулы, которые должны быть распознаны среди других сигналов Ability to respond accurately and quickly to stimuli that need to be recognized among other signals Первичная сенсорная и моторная кора, задняя теменная кора и подкорковые структуры [5, 8, 13] Primary sensory and motor cortex, posterior parietal cortex and subcortical structures [5, 8, 13]
Ловкость - способность к приспособлению и перестроению двигательных действий Dexterity - the ability to adapt and rearrange motor actions Способность быстро менять направление движения и реагировать на заранее запланированные или внезапно появляющиеся раздражители Ability to quickly change the direction of movement and react to pre-planned or suddenly appearing stimuli Основана на успешном функционировании перцептивных, сенсомоторных и интеллектуальных процессов [19, 24] It is based on the successful functioning of perceptual, sensorimotor and intellectual processes [19, 24]
Способность к равновесию Balance ability Способность контролировать пространственное положение тела, сохраняя его равновесие и постуральную стабильность Ability to control the spatial position of the body, maintaining its balance and postural stability Префронтальная двигательная область с последующим переходом на базальные ганглии и мозжечок [10, 22, 27, 31] Prefrontal motor area with subsequent transition to basal ganglia and cerebellum [10, 22, 27, 31]
Способность к кинестетическому дифференцированию предопределяется афферентными сигналами, связанными с ощущением положения и движения конечности и ощущением проявляемого усилия. Основными мышечными рецепторами, ответственными за определение положения и движения конечности, являются мышечные веретена, тогда как ощущение усилия обеспечивается сигналами от рецепторов растягивания кожи и связано с обработкой двигательных команд со стороны ЦНС [21]. В конечном счете способность к кинестетическому дифференцированию обеспечивается центральной интеграцией афферентных сигналов, идущих от мышечных веретен, кожных и суставных рецепторов, а также от органов зрения. Способность к ритму основана на задействовании внутренних механизмов синхронизации, которые связаны с паттернами активации соответствующих областей мозга. Воспроизведение темпа движений обеспечивается активацией задней островковой доли и постцентральной извилины, тогда как воспроизведение ритмической структуры происходит под контролем мозжечка и верхней височной извилины [28]. Эксперименты с целенаправленной тренировкой ритма с использованием метронома привели к значительному улучшению спортивных результатов, связанному с появлением соответствующего паттерна активации мозга [26]. В пространственной ориентации общепризна-на доминирующая роль гиппокампа [25]. Вместе с тем новейшие результаты свидетельствуют о вовлечении в процесс пространственной ориентации дополнительных нейронных структур. Нобелевская премия по медицине и физиологии 2015 года была присуждена за открытие важной роли ячеек сетки (нейронов), которые получают сигналы от ячеек местоположения и определяют пространственную навигацию (навигационная система мозга, ориентация в пространстве) [17]. Кроме того, эксперименты на животных моделях показали роль мозжечковой системы в пространственной ориентации [16]. Как и в отношении других КС, также установлено, что способность к пространственной ориентации может быть в значительной степени улучшена после длительной спортивной подготовки [4, 18].
Сложная двигательная реакция была изучена на животной модели с использованием единовременной регистрации и стимуляции избранных кортикальных центров. В исследованиях с участием людей неинвазивная стимуляция коры
головного мозга и функциональная визуализация использовались для изучения нейронного происхождения сложной двигательной реакции [30].
Собранные данные свидетельствуют о том, что целенаправленная тренировка этой группы способностей вызывает как физиологические, так и структурные изменения в первичной сенсорной и моторной коре.
Навыки принятия решений и приобретенный опыт восприятия условий деятельности со стороны элитных спортсменов требуют вовлечения боковой лобной коры головного мозга и подкорковых структур [8, 13]. Важно отметить, что накопленный тренировочный опыт в значительной степени влияет на способность к предвосхищению, а это в значительной степени определяет процесс принятия решений и скорость сложной двигательной реакции [5, 14]. Ловкость как способность менять направление движения и быстро перестраивать двигательные действия реализуется на основе приобретения навыков восприятия и принятия решений [2, 4, 19, 24]. Проприоцептивные сигналы поступают от мышечных веретен, сухожильных органов Гольджи, различных датчиков движения, расположенных в суставах, и от органов зрения. Быстрота перестройки двигательных действий проявляется при заранее запланированном, стохастическом и экстремальном (реактивном) режимах. Последний из них является наиболее сложным для успешного разрешения внезапно возникающих двигательных задач [4]. В конечном счете эта сложная координационная способность требует более выраженного участия компонента принятия решений, где паттерны распознавания и предвосхищения играют решающую роль [5]. Психофизиологические функции, определяющие развитие КС
Установлено, что когнитивные, сенсомоторные и сенсорно-перцептивные компоненты психофизиологических функций в значительной мере определяют уровень проявления и развития способности к приспособлению и перестроению двигательных действий во всех вышеназванных режимах [2, 3, 15, 24]. В результате многолетних экспериментов было установлено, что между отдельными показателями различных КС и отдельными показателями вышеназванных функций достоверные и близкие к достоверным прямые связи в подавляющем числе случаев отсутствовали. Более высокий уровень развития специальных и общих
КС (общей координации) зависит не от одной, пусть даже и высоко развитой, функции, а от относительно высокого уровня развития сочетания всех или многих функций, так как в силу механизма компенсаций недостаточно развитые одни функции (например, перцептивные, интеллектуальные) могут компенсироваться силой других (например, сенсомоторных). Исходя из сказанного, об уровне развития КС индивида можно судить не только по результатам соответствующих двигательных или лабораторных тестов, но и по высокому суммарному уровню развития показателей психофизиологических функций (перцептивных, интеллектуальных, сенсомоторных), но не отдельных, а вместе взятых. В свою очередь, высокий уровень состояния общих и специальных КС позволяет предполагать относительно высокий уровень развития психофизиологических функций, связанных с проявлением этих способностей [3, 15]. Установлено, что наибольшую информативную значимость в структуре КС имеет совокупное влияние показателей сенсомоторики, которые теснее связаны с общими КС у лиц мужского пола по сравнению с женским, особенно в младшем и старшем школьном возрасте. Связи между совокупностью показателей мышечно-двигательной чувствительности и показателем «общие КС» оказались заметно теснее у представительниц женского пола, особенно в среднем и старшем школьном возрасте [15]. Информативная значимость различных показателей психофизиологических функций в структуре КС оказалась зависимой от многих факторов. В частности, большей значимостью обладают интеллектуальные показатели в структуре тех КС, которые более сложны в смысловом отношении или которые проявляются в новых или необычных для исполнителя условиях. В структуре такой сложной КС, как быстрота перестройки двигательной деятельности значимость перцептивно-интеллектуальных компонентов выше у мальчиков младшего школьного возраста (8-9 лет) по сравнению со средним (11-12 лет). Вне зависимости от возраста и индивидуальных особенностей высокую информативную ценность в структуре этой способности имеет сенсомоторная координация, определяемая по показателю точности и своевременности реагирования в сложных, быстро изменяющихся условиях [2]. Дополнительно выявлено, что проявления КС в значительной степени зависят от физических способностей, таких как скоростные, си-
ловые, скоростно-силовые, а также от техники движений [14, 15, 23]. Результаты исследования свидетельствуют о том, что тренировка способности к быстроте приспособления и перестроения двигательных действий может существенно снизить риск возникновения травм на спортивных занятиях [7, 12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная научная информация позволяет объективизировать данные, относящиеся к физиологическим и психофизиологическим основам целенаправленной координационной тренировки в спорте. Она получена не только на основании традиционных методов оценки психофизиологических функций, но и на основании использования современных неинва-зивных методов исследования. Эта база данных включает в себя участие нервной регуляции, проприоцептивный ввод, когнитивные навыки и общие тенденции долгосрочной адаптации к координационным тренировкам. В данной работе сделана попытка показать также значение различных психофизиологических функций (в сенсомоторной, перцептивной и интеллектуальной сферах), определяющих проявление и развитие разных КС.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Представленные и рассмотренные выше данные позволяют предложить несколько позиций, актуальных для тренеров, практикующих врачей и спортсменов.
1. Знакомство с нейронными механизмами, а также с психифизиологическими функциями, определяющими изменение и развитие КС, позволяет тренерам лучше понимать рациональные модели движений и сознательнее подходить к реализации программ координационной тренировки.
2.Принятие альтернативных стратегий планирования задач развития КС обогащает профессиональные ресурсы тренеров, предоставляет им возможность более эффективно обеспечивать процесс целенаправленной координационной тренировки.
3. Мониторинг базовых КС на основе предлагаемых авторами тестов [1, 2, 28] позволяет повысить эффективность двигательного контроля и более обоснованно подходить к выбору подходящих тренировочных средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн, Н. А. О построении движений. - М. : Медгиз, 1947
2. Лях, В. И. Адаптационные возможности детского организма к деятельности в условиях внезапного изменения обстановки / В. И. Лях // Физиология человека. -1976. - № 1. - С. 121-127.
3. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. - Минск : Полымя, 1989. - 160 с.
4. Филиппович, В. И. Некоторые теоретические предпосылки к исследованию ловкости как двигательного качества / В. И. Филиппович // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 2. - С. 58-62.
5. Afonso V., Garganta Y., Mesquita I. Decision-making in sports: the role of attention, anticipation and memory. Rev Bras Cineantropom, 2012. on. 14(5). - рр. 592-601.
6. Bernstein N.A. The co-ordination and regulation of movements. Oxford: Pergamon Press, 1967.
7. Bullock S., Jones B., Gilchrist J. et al. Prevention of physical training-related injuries: recommendations for the military and other active populations. Am J Prev Medicine, 2010. on. 38(1 Suppl). - рр. 156-181.
8. Gold J., Shadlen M.N. The neural basis of decision making. Annual Rev Neuroscience, 2007. on. 30. - рр. 535-574.
9. Granit R. The basis of motor control. Academic Press, London and New York, 1970.
10. Hrysomallis C. Balance ability and athletic performance. Sports Med., 2011. on. 41(3). - рр. 221-232.
11. Issurin V., Lyakh V. Coordination abilities of athletes. Ultimate Athlete Concepts, Michigan; 2019.
12. Knapik J., Hauret K., Arnold S. et al. Injury and fitness outcomes during implementation of physical readiness training. Intern J Sports Medicine, 2003. on. 24(5). - рр. 372-381.
13. Koen A., Lemmink P., Visscher C. Effect of intermittent exercise on multiple-choice reaction time of soccer players. Perceptual and Motor Skills, 2005. on. 100. - рр. 85-95.
14. Ljach W., Witkowski Z. Development and training of coordination skills in 11- to 19-year-old soccer players. Hum Physiol, 2010. on. 36(1). - pp. 64-71.
15. Lyakh V. Coordination abilities: evaluation and development. Moscow: Division Publisher; 2006.
16. Martin L.A., Goldowitz D., Mittleman G. The cerebellum and spatial ability: dissection of motor and cognitive components with a mouse model system., 2003. on. 18(7). - рр. 2002-2010.
17. Monsalve-Mercado M., Leibold C. Hippocampal spike-timing correlations lead to hexagonal grid fields. Physical Review Letters, 2017. on. 119(3). - рр. 038101.
REFERENCES
1. Bernstein, N. A. On the construction of movements. - M. : Medgiz, 1947.
2. Lyakh, V. I. Adaptation capabilities of the child's organism to activity in conditions of sudden change of the situation / V. I. Lyakh // Human physiology / V. I. Lyakh. -1976. - No. 1. - pp.121-127.
3. Lyakh, V. I. Coordination abilities of schoolchildren / / V. I. Lyakh. - Minsk : Polymya, 1989. - 160 p.
4. Filippovich, V. I. Some theoretical prerequisites for the study of dexterity as a motor quality / V. I. Filippovich // Theory and practice of physical culture. - 1973. - No. 2. - pp. 58-62.
18. Moreau D., Mansy-Dannay A., Clerc J. Enhancing spatial ability through sport practice: evidence for an effect of motor training on mental rotation performance. J Individual Differences, 2012. on. 33(2). - pp. 83-88.
19. Oliver J., Meyers R. Reliability and generality of measures of acceleration, planned agility, and reactive agility. Intern J Sports Physiol Performance, 2009. on. 4. - pp. 345-354.
20. Raczek J., Mynarski W., Ljach W. Ksztattowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. Katowice: AWF Krakow, 2003.
21. Proske U., Gandevia S.C. The kinaesthetic senses. J Physiol, 2009. on. 587(Pt 17). - pp. 139-146.
22. Schubert M., Beck S., Taube W. et al. Balance training and ballistic strength training are associated with task-specific corticospinal adaptations. Eur J Neuroscience, 2008. on. 27. - pp. 2007-2018.
23. Serpell B., Young B., Ford M. Are the perceptual and decision-making components of agility trainable? A preliminary investigation. The J Strength Cond Research, 2011. - pp. 1240-48.
24. Sheppard J., Young W. Agility literature review: Classifications, training and testing. J Sports Sci., 2006. on. 24(9). - pp. 919-932.
25. Shrager Y., Bayley P., Bontempi B. et al. Spatial memory and the human hippocampus. Proc Natl Acad Sci USA, 2007. on. 104(8). - pp. 2961-2966.
26. Sommer M., Häger C., Rönnqvist C. Synchronized metronome training induces changes in the kinematic properties of the golf swing. Sports Biomechanics, 2014. on. 2. - pp. 1-16.
27. Taube W., Gruber M., Gollhofer A. Spinal and supraspinal adaptations associated with balance training and their functional relevance. Acta Physiol., 2008. on. 193(2). -pp. 101-116.
28. Thaut M., Trimarchi P., Parsons M. Human brain basis of musical rhythm perception: common and distinct neural substrates for meter, tempo, and pattern. Brain Sci, 2014. on. 4. - pp. 428-452.
29. Vogel JJ, Bowers CA, Vogel D. Cerebral lateralization of spatial abilities: a meta-analysis. Brain Cogn, 2003. on. 52(2). - pp. 197-204.
30. Yarrow K., Brown P., Krakauer D. Inside the brain of an elite athlete: the neural processes that support high achievement in sports. Neuroscience, 2009. on. 10. - pp. 585-596.
31. Zech A., Hübscher M., Vogt L. et al. Balance training for neuromuscular control and performance enhancement: a systematic review. J Athl Train, 2010. on. 45(4). - pp. 392-403.
5. Afonso V., Garganta Y., Mesquita I. Decision-making in sports: the role of attention, anticipation and memory. Rev Bras Cineantropom, 2012. on. 14(5). - pp. 592-601.
6. Bernstein N.A. The coordination and regulation of movements. Oxford: Pergamon Press, 1967.
7. Bullock S., Jones B., Gilchrist J. et al. Prevention of physical training-related injuries: recommendations for the military and other active populations. Am J Prev Medicine, 2010. on. 38(1 Suppl). - pp. 156-181.
8. Gold J., Shadlen M.N. The neural basis of decision making. Annual Rev Neuroscience, 2007. on. 30. - pp. 535-574.
9. Granit R. The basis of motor control. Academic Press, London and New York, 1970.
10. HrysomaUis C. Balance ability and athletic performance. Sports Med., 2011. on. 41(3). - pp. 221-232.
11. Issurin V., Lyakh V. Coordination abilities of athletes. Ultimate Athlete Concepts, Michigan; 2019.
12. Knapik J., Hauret K., Arnold S. et al. Injury and fitness outcomes during implementation of physical readiness training. Intern J Sports Medicine, 2003. on. 24(5). - pp. 372-381.
13. Koen A., Lemmink P., Visscher C. Effect of intermittent exercise on multiple-choice reaction time of soccer players. Perceptual and Motor Skills, 2005. on. 100. - pp. 85-95.
14. Ljach W., Witkowski Z. Development and training of coordination skills in 11- to 19-year-old soccer players. Hum Physiol, 2010. on. 36(1). - pp. 64-71.
15. Lyakh V. Coordination abilities: evaluation and development. Moscow: Division Publisher; 2006.
16. Martin L.A., Goldowitz D., Mittleman G. The cerebellum and spatial ability: dissection of motor and cognitive components with a mouse model system., 2003. on. 18(7). - pp. 2002-2010.
17. Monsalve-Mercado M., Leibold C. Hippocampal spike-timing correlations lead to hexagonal grid fields. Physical Review Letters, 2017. on. 119(3). - pp. 038101.
18. Moreau D., Mansy-Dannay A., Clerc J. Enhancing spatial ability through sport practice: evidence for an effect of motor training on mental rotation performance. J Individual Differences, 2012. on. 33(2). - pp. 83-88.
19. Oliver J., Meyers R. Reliability and generality of measures of acceleration, planned agility, and reactive agility. Intern J Sports Physiol Performance, 2009. on. 4. - pp. 345-354.
20. Raczek J., Mynarski W., Ljach W. Ksztattowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. Katowice: AWF Krakow, 2003.
21. Proske U., Gandevia S.C. The kinaesthetic senses. J Physiol, 2009. on. 587(Pt 17). - pp. 139-146.
22. Schubert M., Beck S., Taube W. et al. Balance training and ballistic strength training are associated with task-specific corticospinal adaptations. Eur J Neuroscience, 2008. on. 27. - pp. 2007-2018.
23. Serpell B., Young B., Ford M. Are the perceptual and decision-making components of agility trainable? A preliminary investigation. The J Strength Cond Research, 2011. - pp. 1240-48.
24. Sheppard J., Young W. Agility literature review: Classifications, training and testing. J Sports Sci., 2006. on. 24(9). - pp. 919-932.
25. Shrager Y., Bayley P., Bontempi B. et al. Spatial memory and the human hippocampus. Proc Natl Acad Sci USA, 2007. on. 104(8). - pp. 2961-2966.
26. Sommer M., Häger C., Rönnqvist C. Synchronized metronome training induces changes in the kinematic properties of the golf swing. Sports Biomechanics, 2014. on. 2. - pp. 1-16.
27. Taube W., Gruber M., Gollhofer A. Spinal and supraspinal adaptations associated with balance training and their functional relevance. Acta Physiol., 2008. on. 193(2). -pp. 101-116.
28. Thaut M., Trimarchi P., Parsons M. Human brain basis of musical rhythm perception: common and distinct neural substrates for meter, tempo, and pattern. Brain Sci, 2014. on. 4. - pp. 428-452.
29. Vogel JJ, Bowers CA, Vogel D. Cerebral lateralization of spatial abilities: a meta-analysis. Brain Cogn, 2003. on. 52(2). - pp. 197-204.
30. Yarrow K., Brown P., Krakauer D. Inside the brain of an elite athlete: the neural processes that support high achievement in sports. Neuroscience, 2009. on. 10. - pp. 585-596.
31. Zech A., Hübscher M., Vogt L. et al. Balance training for neuromuscular control and performance enhancement: a systematic review. J Athl Train, 2010. on. 45(4). - pp. 392-403.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Лях Владимир Иосифович (Lyakh Vladimir losifovich) - доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела проектной и научной деятельности; Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования г. Москвы
«Московский государственный университет спорта и туризма», Москва, ул. Кировоградская, д. 21, корп. 1, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6257-0488
Левушкин Сергей Петрович (Levushkin Sergey Petrovich) - доктор биологических наук, профессор, директор НИИ спорта и спортивной медицины; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», г. Москва, 105122, Сиреневый б-р, д. 4, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0866-0014
В работе над материалами данной статьи принимал участие д.п.н., профессор Иссурин Владимир Борисович
Поступила в редакцию 18 июня 2023 г. Принята к публикации 26 сентября 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Лях, В. И. Психофизиологические предпосылки тренировки координационных способностей в спорте. Обзор / В.И. Лях, С.П. Левушкин // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 4 - С. 81-87. Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-81-87
FOR CITATION
Lyakh V.I., Levushkin S.P. Psychophysiological prerequisites for training coordination abilities in sports. Review. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no. 4. - pp. 81-87. DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-4-81-87