Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности в проявлениях мышечной асимметрии у фехтовальщиков и теннисистов'

Психофизиологические особенности в проявлениях мышечной асимметрии у фехтовальщиков и теннисистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
387
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЕЧНАЯ АСИММЕТРИЯ / ФЕХТОВАЛЬЩИКИ / ТЕННИСИСТЫ / ДОМИНАНТНЫЕ И СУБДОМИНАНТНЫЕ КОНЕЧНОСТИ / ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ / ДИНАМОМЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Седоченко Светлана Владимировна

В статье проводится сравнительный анализ показателей, отражающих свойства нервных процессов спортсменов, представителей асимметричных видов спорта. Определен размер максимального усилия кисти у спортсменов 13-14 лет, выявлена индивидуальная функциональная мышечная асимметрия фехтовальщиков и теннисистов, проанализирована степень выраженности свойств возбуждения и торможения доминантных и субдоминатных конечностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Седоченко Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological features in manifestation of the muscular asymmetry at fencers and tennis players

The article presents the comparative analysis of the parameters reflecting the properties of nervous processes of sportsmen, representatives of the asymmetric sports events. The size of the maximal effort of the hand at sportsmen of 13-14 years is determined, individual functional muscular asymmetry of fencers and tennis players are revealed degrees of expressiveness are analyses. The level of manifestation of the properties of excitation and braking of the dominant and subdominant limbs have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности в проявлениях мышечной асимметрии у фехтовальщиков и теннисистов»

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Изд-во Моск. соц-пед. ин-та, 2010. - 448 с.

2. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. - Минск : Беларуская навука, 1998. - 319 с.

3. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 45 с.

REFERENCES

1. Zimnaya, I.A. (2010), Pedagogical Psychology, MSPI, Moscow.

2. Rydanova, I.I. (1998), Framework of pedagogic interaction, Belarusian science, Minsk.

3. Chistyakov, V.A. (2004), The interaction of actors of the educational process in the system of distance learning (for example University of physical culture), dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: maks_gupalov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2015.

УДК 796.86+796.342

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В ПРОЯВЛЕНИЯХ МЫШЕЧНОЙ АСИММЕТРИИ У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ И ТЕННИСИСТОВ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского педагогического университета (ПИФКиС МГПУ), г. Москва, Светлана Владимировна Седоченко, соискатель, Воронежский государственный институт физической культуры

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ показателей, отражающих свойства нервных процессов спортсменов, представителей асимметричных видов спорта. Определен размер максимального усилия кисти у спортсменов 13-14 лет, выявлена индивидуальная функциональная мышечная асимметрия фехтовальщиков и теннисистов, проанализирована степень выраженности свойств возбуждения и торможения доминантных и субдоминатных конечностей.

Ключевые слова: мышечная асимметрия, фехтовальщики, теннисисты, доминантные и субдоминантные конечности, подвижность нервных процессов, динамометрия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p224-228

PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES IN MANIFESTATION OF THE MUSCULAR ASYMMETRY AT FENCERS AND TENNIS PLAYERS

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City University, Teacher training institute of physical culture and sports, Moscow, Svetlana Vladimirovna Sedochenko, the competitor. Voronezh State Institute of Physical Culture

Annotation

The article presents the comparative analysis of the parameters reflecting the properties of nervous processes of sportsmen, representatives of the asymmetric sports events. The size of the maximal effort of the hand at sportsmen of 13-14 years is determined, individual functional muscular asymmetry of fencers and tennis players are revealed degrees of expressiveness are analyses. The level of manifestation of the properties of excitation and braking of the dominant and subdominant limbs have been analyzed.

Keywords: muscular asymmetry, fencers, tennis players, leading and subdominant upper extremity, mobility of nervous processes, dynamometry.

ВВЕДЕНИЕ

Психофизиологическая диагностика широко используется в различных отраслях для выявления индивидуальных особенностей протекания нервных процессов. Установлены взаимосвязи нервных процессов с различными функциями организма - с типом темперамента, эмоциональными состояниями, волевыми проявлениями, чертами характера и т.д. [1, 2, 3, 9].

На современном этапе чаще всего применяется компьютерное тестирование с биологической обратной связью для оценки подвижности нервных процессов. Существует ряд методик оценки подвижности нервных процессов, где критериями оценки обсуждаемого свойства могут служить временные характеристики работы нервной системы. Модифицированный тест Е.П. Ильина [4, 5] для измерения подвижности нервных процессов на основе электронного динамометра позволяет оценить не только моторные асимметрии, но и динамику, типологические особенности нервных процессов [6, 7, 8].

В работе использовались следующие методы исследования: педагогические наблюдения, инструментальные исследования - комплекс «НС-ПсихоТест Нейрософт», психофизиологическое тестирование «Динамометрия: Изучение подвижности нервных процессов», а также методы математической статистики. Изучались следующие динамометрические показатели: результат заданного и максимального усилия (даН), значения степени выраженности свойств нервных процессов. В обследовании приняли участие 22 спортсмена в возрасте 13-14 лет, представители асимметричных видов спорта - фехтовальщики (п=12), теннисисты (п=10).

Первый этап. Обследуемому необходимо:

1. Произвести минимальное заданное воздействие (10-15 кг) на динамометр и запомнить степень примененного усилия. Результат фиксируется как Х1.

2. Произвести повторное воздействие на динамометр, превышающее первичное на 1-2 кг. Результат фиксируется как Х2.

3. Произвести воздействие на динамометр, величина которого на 1-2 кг меньше первичного. Результат фиксируется как Х3.

Второй, пятый и шестой этапы заключаются в повторении действий первого этапа.

Третий этап. Обследуемому необходимо:

1. Произвести максимальное воздействие на динамометр и запомнить степень примененного усилия. Результат фиксируется как .

2. Произвести воздействие на динамометр, величина которого на 1-2 кг меньше первичного. Результат фиксируется как 72.

3. Произвести воздействие на динамометр, превышающее первичное на 1-2 кг. Результат фиксируется как 73.

Действия четвертого, седьмого и восьмого этапов аналогичны действиям третьего

этапа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Целью настоящего исследования явилось изучение процессов возбуждения и торможения у спортсменов и анализ способности к дифференцированию усилий и скоростных характеристик в видах спорта с асимметричной нагрузкой (на примере фехтования и тенниса). Объект исследования: подвижность нервных процессов с учетом латеральных предпочтений у спортсменов в видах спорта с асимметричной нагрузкой. Предмет исследования: выраженность свойств нервных процессов у фехтовальщиков и теннисистов по результатам контроля динамометрических характеристик в условиях заданного проявления стандартной величины силы.

Проведенное динамометрическое исследование позволило выявить своеобразную характерную функциональную асимметрию в каждом виде спорта. Результаты исследования показали, что спортсмены одного возраста способны развивать усилие ведущей кисти в среднем около 23 даН, а не ведущей на 3 даН меньше. Значения динамометра у

правшей: для правой руки 22,4 даН, для левой 19,2 даН. У левшей соответственно ведущая рука 26,4 даН, а субдоминантная 20,3 даН. Данные амбидекстрии находились в диапазоне 21,04-21,3 даН.

даН 30,00

25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

22,40

26,4

ргтггл

/уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу /уу

19,20

20,3

/Ж /Ж /Ж /Ж /Ж /Ж /Ж /Ж

21

21,3

левая рука

правая левая рука правая левая рука правая рука рука рука

правши левши амбидекстры

Рисунок 1. Результаты динамометрии фехтовальщиков и теннисистов

Соотношения параметров асимметрии верхних конечностей среди фехтовальщиков выявило доминирование правой руки у 50% испытуемых (п=6), преобладание левой руки обнаружено у 33,3% (п=4), феномен амбидекстрии продемонстрировали 16,7% (п=2). Соотношения параметров асимметрии верхних конечностей среди теннисистов выявило доминирование правой руки у 60% испытуемых (п=6), преобладание левой руки обнаружено у 30% (п=3), феномен амбидекстрии продемонстрировали 10% (п=1). Таким образом, асимметрия верхних конечностей у юных фехтовальщиков и теннисистов 13-14 лет тренировочных групп ДЮСШ выявлена у большинства спортсменов.

Дальнейшее изучение взаимосвязи между проявлениями скорости функционирования нервной системы с определением быстроты возникновения и исчезновения нервных процессов позволило оценить их подвижность и инертность. Одним из условий проведения теста является точное пошаговое выполнение заданий на реализацию заданного усилия под визуальным контролем, запомнить его и осуществить без зрительного контроля усилия, уменьшенные и увеличенные на 1-2 даН, те же действия повторяются и для совершения максимального усилия. Обследование проводится в четыре этапа, последовательно меняя вышеописанные задания для каждого вида усилия.

усл. ед. 2,0

1,5 1,0

0,5 -0,0 -0,5 -1,0 -1,5

правая рука левая рука правши

□ Степень выраженности -0,6 -0,2

свойства торможения

правая рука левая рука правая рука левая рука левши амбидекстры

1,5

~ и ~

1,1

-0,9

-1,0

□ Степень выраженности свойства возбуждения

1,1

1,4

0,5

1,1

0,5

0,8

Рисунок 2. Анализ степени выраженности свойств возбуждения и торможения

Изучение степени выраженности свойств возбуждения и торможения фехтовальщиков и теннисистов выявило заметные сходства и отличия качества оценки информации о мышечном усилии у спортсменов с асимметричной нагрузкой [6]. Так, у правшей выявлено преобладание процессов возбуждения в обеих руках. В субдоминантной ко-

нечности обнаружена высокая степень инертности процесса торможения (-0,22±0,12 усл.ед.) и подвижность процесса возбуждения (1,35±0,47 усл.ед.), то есть следы процесса торможения не исчезают и тормозят возбудительные процессы, которые в свою очередь исчезают быстрее. Ведущая конечность имеет высокую скорость процесса торможения (-0,6±0,34 усл.ед.) и подвижность процесса возбуждения (1,12±0,64 усл.ед.). Это говорит о смене процессов торможения на процессы возбуждения по принципу отрицательной индукции, т.е. торможение усиливает возбуждение, в то время как возбуждение исчезает сразу. Учитывая свойства нервного процесса затухать постепенно и последовательно сменять друг друга [4, 5, 7], можно охарактеризовать вышеуказанные значения следующим образом: в левой руке у правшей наблюдается неустойчивая реакция с высоким показателем возбуждения и низким торможения, что позволяет им адекватно реагировать на раздражитель, но несвоевременно прекращать действие (т.е. в процессе выполнения динамометрии с закрытыми глазами преобладал «перевод»). В отличие от этого реакция ведущей руки отличается наиболее оптимальными тормозными характеристиками.

Изучение левшей показало присутствие в правой руке подвижности процесса торможения (1,5±0,57 усл.ед.) и высокую степень инертности процессов возбуждения (0,47±0,21 усл.ед.), что говорит о преобладании процесса торможения, так как тормозной процесс исчезает сразу, но следы процессов возбуждения усиливают процесс торможения (т.е. в динамометрии с закрытыми глазами преобладал так называемый «недовод»). Ведущая рука у данной категории спортсменов с асимметричной нагрузкой отличается уравновешенностью нервных процессов торможения (1,11±0,39 усл.ед.) и возбуждения (1,05±0,26 усл.ед.), что говорит о балансе системы реагирования. Обследование амби-декстров показало уравновешенность условно-рефлекторной тормозной (-0,88±0,06 усл.ед.) и возбудительной (0,52±0,09 усл.ед.) деятельности в правой руке, в сочетании с незначительным преобладанием тормозных процессов (-1,00±0,19 усл.ед.) над реакцией возбуждения (0,81±0,09 усл.ед.) в левой. Показатели подвижности нервных процессов у амбидекстров говорят о средней выраженности обеих реакций, хотя и присутствует незначительное преобладание тормозного процесса.

ВЫВОДЫ

Изучение процессов возбуждения и торможения у спортсменов и анализ способности к дифференцированию усилий с учетом латеральных предпочтений у спортсменов в видах спорта с асимметричной нагрузкой по результатам инструментального контроля динамометрических характеристик в условиях заданного проявления стандартной величины силы показывает, что у левшей наилучшее оптимальное сочетание выявлено в ведущей руке, в то же время их правая рука проявляет различия в показателях торможения и возбуждения с преобладанием торможения, что говорит о значительной асимметрии протекания нервных процессов. У амбидекстров обнаружена равнозначная проприоре-цепция с незначительным преобладанием тормозных реакций и уравновешенностью нервных процессов. Правши имеют наименее уравновешенные нервные процессы в обеих руках, особенно в левой с преобладанием возбудительных процессов, но в сравнении с левшами у них асимметрия ниже. Следует подчеркнуть необходимость учета подвижности нервных процессов при формировании доминантных двигательных предпочтений у юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вареников, Н. А. Структура нравственно-волевых качеств у юных спортсменов, занимающихся спортивной борьбой / Н.А. Вареников, И.Ф. Бережная, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 200-207.

2. Емшанова, Ю. А. Сравнительный анализ личностных особенностей у теннисистов различной квалификации / Ю.А. Емшанова // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 4. - С. 23-26.

3. Запорожанова, А. А. Обоснование показателей контроля психофизиологического состояния теннисистов 12-15 лет / А.А. Запорожанова // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2007. - № 7. - С. 53-57.

4. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е.П. Ильин. -СПб. : Питер, 2003. - 382 с.

5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология : учебник / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001. - 464 с.

6. Седоченко, С. В. Влияние вида спорта на особенности функциональных мышечных асимметрий у фехтовальщиков и теннисистов / С.В. Седоченко, Г.Н. Германов, И.А. Сабирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 139-144.

7. Смирнов, В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков : учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / В.М. Смирнов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

8. Таймазов, В. А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 74-82.

9. Ткачук, В. Г. Психофизиологические особенности женщин, занимающихся фехтованием / В.Г. Ткачук, В. Ягелло, Т. Ясински // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 2. - С. 131-140.

REFERENCES

1. Varenikov N.A., Berezhnaya I.F. and Germanov, G.N. (2015), "Structure of moral and strong-willed qualities at the young athletes who are engaged in wrestling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 200-207.

2. Emshanova, Ju.A. (2013), "Comparative the analysis of personal features at tennis players of various qualification", Fizicheskoe vospitanie studentov, No. 4, pp. 23-26.

3. Zaporozhanova, A. A. (2007), "Substantiation of parameters of the control психофизиологического conditions of tennis players of 12-15 years", Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta, No. 7, pp. 53-57.

4. Iljin E.P. (2003), Psychomotor the organization of the person, Saint Petersburg, Russian Federation.

5. Iljin E.P. (2001), Differentialpsychophysiology, Saint Petersburg, Russian Federation.

6. Sedochenko S.V., Germanov G.N. and Sabirova, I.A. (2015), "Influence of a sport on features of functional muscular asymmetries at fencers and tennis players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 139-144.

7. Smirnov, V.M. (2000), Neurophysiology and the supreme nervous activity of children and teenagers, Moscow, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tajmazov V.A. and Bakulev S.E. (2006), "Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 22, pp. 74-82.

9. Tkachuk, V.G., Jagello V. and Jasinski T. (2008), "Psychophysiological features of the women's fencing", Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta, No. 2, pp. 131-140.

Контактная информация: 02051970@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2015.

УДК 159.9

ПОИСК ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬЮ, УРАВНОВЕШЕННОСТЬЮ И УРОВНЕМ ЗДОРОВЬЯ

Алексей Григорьевич Левицкий доктор педагогических наук, профессор, Национальный

государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Дмитрий Александрович Матвеев, старший преподаватель, Анатолий Антонович Поципун, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Владимирович Шабаев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

В этой статье рассматривается эксперимент, посвященный исследованию взаимосвязи между личностными чертами - раздражительностью, уравновешенностью и уровнем здоровья. Для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.