Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности у школьников с избыточной массой тела'

Психофизиологические особенности у школьников с избыточной массой тела Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА / ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС / ТРЕВОЖНОСТЬ / СТРЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булычева Е. В., Сетко И. А.

У школьников с избыточной массой тела преобладала симпатическая активность в вегетативной регуляции, что подтверждалось данными увеличения до 1,4 раза индекса вегетативного равновесия и увеличением числа обследуемых в 2,5 раза с избыточным вегетативным обеспечением; определено усиление недостаточности централизации вегетативной регуляции на 14,3 % по показателю адекватности процессов регуляции и усиление автономного контура регуляции на 19,1 % по вегетативному показателю ритма, а также выявлено усиление тревожности, что во взаимосвязи с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний может являться фактором риска в деформации поведенческих пищевых реакций в условиях стресса и избыточном усилении симпатического тонуса вегетативной нервной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булычева Е. В., Сетко И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SCHOOLCHILDREN WITH OVERWEIGHT

Schoolchildren with overweight was predominant sympathetic activity in autonomic regulation, which was confirmed by the data of increase up to 1.4 times the index of vegetative balance and the increase in the number of surveyed 2.5 times with excessive vegetative provision; identified the increasing failure of centralized autonomic regulation 14,3 % in terms of the adequacy of the processes of regulation and strengthening of the Autonomous circuit regulation 19,1 % in the vegetative indicator rhythm; and also revealed increased anxiety, which in conjunction with a high level of negative emotional experiences can be a risk factor in the deformation of behavioral food reactions under stress and excessive increase in sympathetic tone of the autonomic nervous system.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности у школьников с избыточной массой тела»

УДК 613.2:378.661-057.875

Е. В. БУЛЫЧЕВА, И. А. СЕТКО

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

E. V. BULYCHEVA, I. A. CETKO

PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SCHOOLCHILDREN WITH OVERWEIGHT

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

У школьников с избыточной массой тела преобладала симпатическая активность в вегетативной регуляции, что подтверждалось данными увеличения до 1,4 раза индекса вегетативного равновесия и увеличением числа обследуемых в 2,5 раза с избыточным вегетативным обеспечением; определено усиление недостаточности централизации вегетативной регуляции на 14,3 % по показателю адекватности процессов регуляции и усиление автономного контура регуляции на 19,1 % по вегетативному показателю ритма, а также выявлено усиление тревожности, что во взаимосвязи с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний может являться фактором риска в деформации поведенческих пищевых реакций в условиях стресса и избыточном усилении симпатического тонуса вегетативной нервной системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ШКОЛЬНИКИ, ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА, ВЕГЕТАТИВНЫЙ СТАТУС, ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРЕСС.

SUMMARY

Schoolchildren with overweight was predominant sympathetic activity in autonomic regulation, which was confirmed by the data of increase up to 1.4 times the index of vegetative balance and the increase in the number of surveyed 2.5 times with excessive vegetative provision; identified the increasing failure of centralized autonomic regulation 14,3 % in terms of the adequacy of the processes of regulation and strengthening of the Autonomous circuit regulation 19,1 %

in the vegetative indicator rhythm; and also revealed increased anxiety, which in conjunction with a high level of negative emotional experiences can be a risk factor in the deformation of behavioral food reactions under stress and excessive increase in sympathetic tone of the autonomic nervous system.

KEY WORDS: SCHOOL CHILDREN, OVERWEIGHT, VEGETATIVE STATUS, ANXIETY, STRESS.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современном обществе в настоящее время признается актуальность проблемы ожирения, которое формируется уже в детском возрасте и обуславливает феномен трекинга детского ожирения, характеризующийся сохранением избытка жировой массы уже и у взрослых [7]. В свою очередь, избыточная масса тела служит метаболическим фундаментом большинства неинфекционных заболеваний, таких как артериальная гипертензия, сахарный диабет, неалкогольная жировая болезнь печени, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, синдром поликистозных яичников, обструктивное апноэ и гипопноэ [3]. В последнее время особую роль в развитии ожирения придают гиперсимпатикотонии [8]. Учитывая тот факт, что влияние стрессоров приводит к смещению вегетативного баланса в сторону усиления симпатического тонуса, логично предположить об опосредованном влиянии стресса на формирование как поведенческих пищевых реакций в условиях стресса, так и на изменение метаболизма. Известно, что уровень тревожности определяет степень субъективного восприятия

стрессовой ситуации [2]. В связи с этим изучение психологических особенностей личности у детей с избыточной массой тела в сочетании с их вегетативным статусом играет важную роль в формировании поведенческих реакций, изменении образа жизни, соблюдении ребенком немедикаментозных методов коррекции. Полученные данные могут стать методической научной основой для разработки эффективной тактики проведения коррекционных профилактических или лечебных мероприятий, требуется уточнение механизмов формирования вегетативного статуса у детей и подростков, имеющих избыточную массу тела.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить психофизиологические особенности у школьников с избыточной массой тела.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Дизайн исследования включал формирование двух групп детей и подростков школьного возраста (7-16 лет). 1-ю группу составили школьники, имеющие оптимальный пищевой статус, 2-ю группу - школьники с избыточным пищевым статусом. Пищевой статус школьников определен путем расчета индекса массы тела и его оценки согласно номограммам ВОЗ (2007).

У школьников двух групп оценка вегетативного статуса проведена путем регистрации на аппаратно-программном комплексе «Ог^о-ех-регЪ> [4] статистических показателей вариабельности сердечного ритма - М, Мо, ДХ, АМо, ББММ, ЬБ, ИБ, ЬБ/ИБ; в течение 10 минут в состоянии покоя и после проведения ортостатической пробы с последующим автоматическим определением исходного вегетативного тонуса, вегетативного обеспечения, вегетативного показателя ритма (ВПР), индекса вегетативного равновесия (ИВР), показателя адекватности процессов регуляции (ПАПР), индекса напряжения регуляторных систем. В связи с тем, что в управлении вегетативного баланса существенную роль играет центральная нервная система, проведена оценка уровня ее функционирования с помощью метода вариационной хронорефлексометрии путем регистрации простой зрительно-моторной реакции с последующим статистическим анализом вариабельности этого показателя и автоматическим

расчетом функционального уровня нервной системы; устойчивости нервной реакции, уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы [5].

У учащихся каждой группы проведена оценка уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний анкетным методом по опроснику Ч. Д. Спилберга (1972) в модификации Л. Д. Андреевой (1988).

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью стандартных методов медицинской статистики с использованием компьютерных программ - Microsoft «Office Excel» (2007) и универсальный статистический пакет «Slatistica», версия 6.0, в среде Windows XP.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Показано, что отличий в распределении школьников исследуемых групп в зависимости от исходного вегетативного тонуса не выявлено. Так, 37,1 % учащихся 1-й группы и 42,2 % учащихся 2-й группы имели симпатикотонию; эйтония выявлена у 30,0 % учащихся 1-й группы и у 35,6 % учащихся 2-й группы; ваготония - соответственно у 32,9 % школьников 1-й группы и у 22,2 % школьников 2-й группы. В то же время школьников с избыточным вегетативным обеспечением выявлено в 2,5 раза больше среди учащихся 2-й группы, чем среди учащихся 1-й группы (рис. 1).

Вероятно, этот факт можно объяснить усилением симпатического тонуса вегетативной нервной системы у школьников, имеющих избыточную массу тела, по сравнению со школьниками с оптимальной массой тела. Это подтверждается данными тенденции уменьшения медианы с 0,71 ± 0,01 с у школьников 1-й группы

12,5 32,2 55,3

14,4 63,5 22,1

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% недостаточное »достаточное избыточное

Рисунок 1 - Распределение школьников в зависимости от типа вегетативного обеспечения (%)

до 0,67 ± 0,02 с у школьников 2-й группы (р > 0,05), свидетельствующей об учащении сердцебиения у школьников с избыточной массой тела, которая наблюдается при активации симпатического тонуса; уменьшением ЬБ с 3266,4 ± 102,3 мс2 у школьников 1-й группы до 2133,7 ± 93,7 мс2 у школьников 2-й группы (р < 0,05), а также увеличением АМо с 38,7 ± 1,2 % у школьников 1-й группы до 42,3 ± 1,5 % у школьников 2-й группы (р > 0,05). При этом у школьников 2-й группы (избыточный пищевой статус) по сравнению со школьниками 1-й группы (оптимальный пищевой статус) установлена тенденция уменьшения тонуса парасимпатической нервной системы, о чем свидетельствовало снижение ДХ с 0,31 ± 0,0 с до 0,27 ± 0,02 с (р > 0,05), НБ с 2044,6 ± 55,3 мс2 до 1718,9 ± 48,6 мс2 (р < 0,05).

В подтверждение усиления симпатического тонуса вегетативной нервной системы у школьников с избыточной массой тела по сравнению с данными школьников с нормальной массой тела свидетельствовали данные увеличения в 1,4 раза индекса вегетативного равновесия и в 1,2 раза индекса напряжения регуляторных систем (табл.), что, вероятно, связано с биологическим эффектом лептина, который путем взаимодействия своих изоформ с рецепторами вентромедиального, дугообразным, дорсомедиальным и паравентрикуляр-ными ядрами гипоталамуса приводит к усилению активности проопиомеланокортина, из которого образуется альфа-меланоцитстимулирующий гормон, усиливающий симпатический тонус [9, 11].

У школьников 2-й группы определено усиление автономного контура регуляции сердечным ритмом, что подтверждалось данными достоверного увеличения вегетативного показателя ритма с 4,7 ± 0,16 ед. у школьников 1-й группы до 5,6 ± 0,11 ед. у школьников 2-й группы (р < 0,05) на фоне увеличения недостаточности централизации управления сердечным ритмом надсегмен-тарными структурами, о чем свидетельствовало увеличение показателя адекватности процессов регуляции [1], с 56,1 ± 1,8 ед. у школьников 1-й группы до 64,1 ± 2,6 ед. у школьников 2-й группы. Эти факты согласуются с научными данными, в том числе с альтернативной концепцией Ь. Ьа^БЬещ

(1986), который определил, что после приема пищи увеличенная секреция инсулина стимулирует потребление и обмен глюкозы в вентромедиальном ядре гипоталамуса, где расположен центр насыщения. Увеличение потребления глюкозы в этих нейронах ведет к уменьшению их угнетающего воздействия на ствол головного мозга. В результате расположенные там центры симпатической регуляции растормаживаются, и центральная активность симпатической нервной системы нарастает [10], постоянная активация которой со временем может приводить к ее истощению.

В свою очередь, недостаточность в централизации управления кардиоритмом у школьников 2-й группы, вероятно, связана со снижением у них функциональных возможностей центральной нервной системы и ее неспособностью формировать адаптационную систему организма [5], чем у школьников 1-й группы, что подтверждалось данными достоверного снижения УФВ с 1,92 ± 0,01 ед. до 1,78 ± 0,02 ед. (р < 0,05), УР - с 0,86 ± 0,01 ед. до 0,79 ± 0,03 ед. (р < 0,05), и снижением ФУС с 2,2 ± 0,01 ед. до 2,0 ± 0,01 ед. (р < 0,05).

Установлено, что уровень тревожности у учащихся 2-й группы был в 1,5 раза выше, чем у учащихся 1-й группы, и составил соответственно 18,5 ± 1,3 балла и 12,6 ± 2,1 балла (р < 0,05). Аналогичная картина выявлена и при оценке среднего уровня негативных эмоциональных переживаний, который также был выше в 2,5 раза у учащихся 2-й группы в сравнении с данными учащихся 1-й группы (рис. 2).

В связи с вышеуказанными фактами балльной оценки тревожности и уровня негативных эмоциональных переживаний определены особенности распределения учащихся исследуемых групп в зависимости от соответствия данных показателей нормам (рис. 3). Так, среди школьников с избыточной массой тела (2-я группа) определено в 1,6 раза больше учащихся с высоким уровнем тревожности (33,7 % школьников 2-й группы против 21,6 % школьников 1-й группы) и в 3,2 раза больше учащихся с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний (38,5 % школьников 2-й группы против 11,8 % школьников 1-й группы).

Таблица 1 - Показатели вегетативного статуса у школьников исследуемых групп (ед.)

Показатели Группы школьников

1-я группа 2-я группа

Индекс вегетативного равновесия 124,8 ± 3,61 156,7 ± 1,83*

Индекс напряжения регуляторных систем 90,5 ± 12,5 118,7 ± 10,2

Вегетативный показатель ритма 4,7 ± 0,16 5,6 ± 0,11*

Показатель адекватности процессов регуляции 56,1 ± 1,8 64,1 ± 2,6*

Примечание - * - р < 0,05 при сравнении данных школьников 1-й и 2-й групп.

17,8

20 18,5

18 16 14 _ 12 § 10 8 6 4 2 0

тревожность негативные эмоциональные переживания

■ 1-я группа ■ 2-я группа

Рисунок 2 - Показатели уровня тревожности и негативных эмоциональных переживаний у школьников

Учащиеся 1-й группы

Тревожность Негативные эмоциональные переживания

12,8

21'6 ^ 11,8 15,7

Г

33,7

Учащиеся 2-й группы

Тревожность Негативные эмоциональные переживания

10,5

14,6

65,6

72,5

"И»

| Низкий ■ Средний ■ Высокий

Рисунок 3 - Распределение школьников в зависимости от уровня психологических показателей (%)

ВЫВОДЫ: данными увеличения до 1,4 раза индекса ве-

1. У школьников с избыточной массой тела гетативного равновесия и увеличением числа

преобладала симпатическая активность в ве- обследуемых в 2,5 раза с избыточным вегета-

гетативной регуляции, что подтверждалось тивным обеспечением.

2. У школьников с избыточной массой тела по сравнению со школьниками с нормальной массой тела определено усиление недостаточности централизации вегетативной регуляции на 14,3 % по показателю адекватности процессов регуляции и усиление автономного контура регуляции на 19,1 % по вегетативному показателю ритма.

3. У школьников с избыточной массой тела определено усиление тревожности, что во взаимосвязи с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний может являться фактором риска в деформации поведенческих пищевых реакций в условиях стресса и избыточном усилении симпатического тонуса вегетативной нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баевский, Р. М. Методические рекомендации по анализу вариабельности сердечного ритма у спортсменов в видах спорта на выносливость с применением математических методов / Р. М. Баевский. - Москва, 2013. - 65 с. - Текст : непосредственный.

2. Белых, Н. А. Психологические особенности личности детей с избыточной массой тела и ожирением / Н. А. Белых, Е. Э. Блохова, А. И. Фролов, П. А. Рогова: Текст: непосредственный// Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - № 3 (26). - С. 491-500.

3. Драпкина, О. М. Активация симпатической нервной системы при ожирении. Как повлиять на энергетический гомеостаз? / О. М. Драпкина, О. Н. Кореева, В. Т. Ивашкин : Текст : непосредственный // Артериальная гипертензия. - 2011. -№ 2. - С. 102-107.

4. Игишева, Л. Н. Комплекс ОЯТО-ехреН как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: методическое руководство / Л. Н. Игишева, А. Р. Галеев. - Кемерово, 2003. -36 с. - Текст : непосредственный.

5. Мороз, М. П. Экспресс диагностика работоспособности и функционального состояния человека : методическое руководство / М. П. Мороз; [2-е изд., испр. и доп.]. - Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2001. - 63 с.: ил., табл.; 21 см. -(ИМАТОН. Профессиональный психологический

инструментарий) (Госстандарт России. Комплексное обеспечение психологической практики). - ISBN 978-5-7822-0085-5. - Текст : непосредственный.

6. Павловская, Е. В. Значение стабилизации массы тела в лечении ожирения у детей и подростков / Е. В. Павловская, А. В. Стародубова, Т. В. Строкова. - doi:10.24411/2071-5315-2018-12006. - Текст : непосредственный // Лечебное дело. - 2018. - № 2. - C. 86-93.

7. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков /Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. -Оренбург : ОрГМУ, 2018. - 515 с. : ил., табл., цв. ил.; 21 см. - ISBN 978-5-91924-007-8. - Текст : непосредственный.

8. Eckel, R. Obesity: mechanism and clinical management/ R. Eckel. - Philadelphia, USA : Lippincott Williams and Wilkins, 2003. - 592 p. - ISBN 0781728444, 9780781728447. - Text: immediate.

9. Friedman, J. M. Leptin, leptin receptors, and the control of body weight / J. M. Friedman : Text: immediate // Nutr. Rev. - 1998. - Vol. 56, № 2 (Pt. 2). - P. 538-546.

10. Landsberg, L. Diet, obesity and hypertension: a hypothesis involving insulin, the sympathetic nervous system, and adaptive thermogenesis / L. Landsberg: Text: immediate // Q. J. Med. -1986. - Vol. 61, № 236. -P. 1081-1090.

11. Zhang, F. Crystal structure of the obese protein leptin-E100 / F. Zhang, M. B. Babinski, J. M. Beals [et al.]: Text: immediate // Nature. - 1997. - Vol. 387, № 6629. - P. 206-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.