П
С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
М.Г. Щербаков, Н.С. Дружинин
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРИРОДУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ
Данная статья рассматривает важность учета человеческого фактора в предотвращении техногенных катастроф на производстве. Авторы указывают на то, что недостаточная компетенция и обучен-ность рабочих, а также стресс и усталость могут стать причиной нарушений в работе техники и оборудования, и в конечном итоге привести к техногенным катастрофам. В статье рассматриваются меры, которые должны быть предприняты для повышения производственной безопасности, включая инвестирование в обучение рабочих, обеспечение им достаточного уровня компетенции и сокращение уровня стресса и усталости на рабочем месте. Также рассматривается регулярная проверка технических средств и оборудования, их обслуживание и поддержание достаточного уровня безопасности и надежности. Статья подчеркивает важность комплексного подхода к управлению безопасностью на производстве и учета человеческого фактора для предотвращения техногенных катастроф.
Ключевые слова: несчастные случаи, производственная безопасность, техногенные катастрофы, человеческий фактор, компетенция работников, усталость, стресс, технические средства, обслуживание, проверка, надежность, безопасность.
© М.Г. Щербаков, Н.С. Дружинин, 2023.
Введение
Техногенные катастрофы являются одними из самых опасных и разрушительных событий, с которыми сталкивается человечество. Они могут происходить в различных сферах, включая транспорт, энергетику, химическую и нефтегазовую промышленность [1]. Во многих случаях, их возникновение связано с человеческим фактором.
Психофизиологические особенности человека играют важную роль в возникновении техногенных катастроф. В данной статье мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на природу возникновения катастроф и последствия, связанные с ними.
Человеческий фактор как причина техногенных катастроф
Один из главных факторов, влияющих на возникновение техногенных катастроф — это человеческий фактор. Он может проявляться в виде ошибок персонала, недостаточного обучения, пренебрежительного отношения к правилам безопасности, неправильного использования оборудования и техники, а также недостаточного контроля за выполнением процедур [2].
Примером техногенной катастрофы, вызванной человеческим фактором, может служить авария на Чернобыльской АЭС. Катастрофа произошла из-за ошибки оператора, который не смог контролировать реактор при проведении эксперимента. В результате этого, произошел взрыв и выброс радиоактивных материалов, что привело к множеству смертей и заболеваний.
Стресс и усталость
Другой фактор, влияющий на возникновение техногенных катастроф, это стресс и усталость персонала. В работах, связанных с производством, многие работники подвергаются стрессу и усталости, которые могут приводить к ошибкам и неправильным действиям.
Примером катастрофы, вызванной усталостью и стрессом, может служить авария на эксплуатируемом водохранилище в Техасе в 1979 году. Рабочие, отвечающие за контроль за дамбой, работали в течение длительного взаимодействия человека и машины, включая автоматизированные системы управления и контроля, таких как автоматизированные системы управления транспортными потоками, энергетическими системами, авиационными и космическими системами и другими [3].
Другой пример, который подчеркивает важность психофизиологических особенностей человека, связан с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В ходе расследования было установлено, что многие операторы-диспетчеры, работавшие во время аварии, были вынуждены принимать решения в условиях повышенной стрессовой нагрузки и информационного перегруза [4]. Большинство из них не были подготовлены к таким экстремальным условиям работы, что привело к неправильным решениям и ошибкам в работе оборудования, что привело к трагическим последствиям.
Похожие случаи наблюдаются и в других сферах. Например, при авиационных катастрофах часто обнаруживается, что пилоты допускают ошибки в условиях стресса и давления. В результате таких ошибок могут возникнуть серьезные аварии, которые приводят к гибели пассажиров и членов экипажа [5].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что психофизиологические особенности человека являются важным фактором влияния на возникновение техногенных катастроф и их последствий. При проектировании технических систем, проведении мероприятий по обеспечению безопасности и расследовании аварий, необходимо учитывать эти особенности и разрабатывать соответствующие меры, чтобы предотвратить возможные негативные последствия.
Нехватка обучения и несоответствие компетенции работников
Во многих случаях техногенные катастрофы могут происходить из-за неправильного использования техники и оборудования. Например, ошибка при установке трубопровода может привести к утечке газа или нефти, что в свою очередь может привести к взрыву или загрязнению окружающей среды. В таких случаях возникает необходимость в подробном обучении работников, использующих технику и оборудование, чтобы они знали, как правильно использовать эти инструменты и предотвращать возможные катастрофы.
Кроме того, несоответствие компетенции работников может также стать фактором возникновения техногенных катастроф. Например, если неквалифицированный рабочий выполняет сложные технические работы, это может привести к ошибкам и несчастным случаям. Важно, чтобы каждый работник имел соответствующую квалификацию и опыт для выполнения своих обязанностей.
Нарушения в работе техники и оборудования
Техника и оборудование также могут стать причиной техногенных катастроф. Несоответствие техники и оборудования стандартам безопасности или неправильная работа этих устройств могут привести к авариям. Например, взрыв газового баллона или поломка оборудования может вызвать пожар или другую техногенную катастрофу [6].
Вывод
Техногенные катастрофы неизбежны, и человеческий фактор играет значительную роль в их возникновении. Рабочие на производстве могут столкнуться с нехваткой обучения и недостаточной компетенцией, что может привести к ошибкам и нарушениям в работе техники и оборудования. Однако, факторы, такие как стресс и усталость, также могут оказывать негативное влияние на производственную безопасность и повышать риск возникновения катастроф.
Системы управления безопасностью на производстве должны учитывать эти факторы и предпринимать меры для снижения риска. Компании должны инвестировать в обучение своих работников, обеспечивать им должный уровень компетенции и регулярно проверять их знания и навыки. Рабочим следует предоставлять достаточный отдых, а также снижать уровень стресса и усталости на рабочем месте.
Кроме того, технические средства и оборудование также играют важную роль в предотвращении техногенных катастроф. Они должны быть регулярно проверяемы и обслуживаемы, а также иметь достаточный уровень надежности и безопасности.
В целом, человеческий фактор должен быть учтен как один из ключевых аспектов в системах управления безопасностью на производстве. Повышение уровня компетенции работников, сокращение стресса и усталости на рабочем месте и регулярная проверка технических средств и оборудования помогут снизить риск возникновения техногенных катастроф и обеспечить безопасность на рабочем месте.
Библиографический список:
1.Абросимов И.А., Константинов М.Е. К вопросу об учете влияния человеческого фактора на возникновение и развитие техногенных катастроф // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Казань, 2021. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2021. - С. 3-8.
2.Порфирьев Борис Николаевич, Макарова Екатерина Александровна Природные и техногенные катастрофы: последствия для населения и экономики // Экономика и управление. - 2014. - №4
3.Разлив нефти с платформы // Wiki2 URL: Ы!рз:/М1Й2.о^/ги/Разлив_нефти_с_платформы_1х1ос_1 (дата обращения: 12.04.2023).
4.Подробности чернобыльской катастрофы // Тасс URL: https://tass.ru/spec/chernobyl (дата обращения: 12.04.2023)
5.ГОСТ 12.0.003-74* ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация.
6.ГОСТ Р 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
ЩЕРБАКОВ МАКСИМ ГЕННАДЬЕВИЧ - магистрант, ТИУ, Россия. ДРУЖИНИН НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ - магистрант, ТИУ, Россия.