Научная статья на тему 'Психофизиологические основы управления познавательной деятельностью обучающихся'

Психофизиологические основы управления познавательной деятельностью обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / COGNITIVE ACTIVITY / MANAGEMENT OF COGNITIVE ACTIVITY / PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROBLEMS OF MANAGEMENT OF COGNITIVE ACTIVITY / POSITIVE EMOTIONS - THE BASIS OF MANAGEMENT OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звонарев С.Г.

Статья посвящена приемам воздействия на обучающихся в ходе компьютеризированного обучения. В ней представлена попытка исследования технологий скрытого управления и манипулирования в компьютерной обучающей программе, даны примеры применения этой технологии в отношениях между учителями и учениками и компьютерной обучающей программой (КОП) и учеником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOPHYSIOLOGICAL BASES MANAGEMENT OF TRAINEES COGNITIVE ACTIVITY

The article is devoted to methods of impact on the students during computer-based training. It is an attempt to study the hidden technology management and manipulation in a computer training program. The examples of using this technology in the relationship between teachers and students and computer training programs and the student are given.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические основы управления познавательной деятельностью обучающихся»

менения современных цифровых и компьютерных средств, не позволяет в полной мере решать учебные и воспитательные задачи. Связано это с целым рядом причин:

1) традиционное учебное оборудование для проведения учебного естественно-научного эксперимента не позволяет проводить количественные исследования из-за ограниченных технических возможностей приборов;

2) длительность проведения естественнонаучных исследований далеко не всегда согласуется с длительностью учебного занятия;

3) требования техники безопасности при проведении учебного эксперимента исключают возможность проведения многих исследований, имеющих принципиальное значение с точки зрения содержания учебного материала;

4) материальные затраты на создание и обслуживание традиционного учебного оборудования не совпадают с материальными возможностями образовательных учреждений, и др.

Цифровая лаборатория снимает вышеперечисленные проблемы. Благодаря широкому спектру разнообразных датчиков параметры физического эксперимента становятся доступными обучающемуся не на качественном, а на количественном уровне.

Компетентность обучающегося формируется в самостоятельной деятельности. Следо-

Библиографический список

вательно, доля личного вклада обучающегося в эксперимент должна быть максимальной. Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие исследователя и с частотами измерений, неподвластными человеческому восприятию [2].

С каждым годом растет количество организаций, в образовательный процесс которых внедряются современные технические средства обучения, в том числе и цифровые лаборатории. Появляются интернет-сообщества учителей, которые активно делятся своим опытом работы, методическими решениями и находками, например «Школа информатизации» (http://learning.9151394.ru), «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru). Организуются экспериментальные площадки в Москве (http://www. 9151394.ru/projects/arhimed/arhim1), Санкт-Петербурге (http://project-cabmet.mrod. т) и других городах. Проводятся конкурсы методических разработок с использованием цифровых лабораторий (http://9151394.ru/projects/ arhimed/arhkonkurs080212.ahtml).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что применение цифровых лабораторий позволяет образовательному процессу стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов обучающихся.

1. Лазарев, В. С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся [Текст] / В. С. Лазарев. — М., 2007.

2. Федорова, Ю. В. Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий [Текст] / Ю. В. Федорова, А. Я. Казанская, А. Ю. Панфилова, Н. В. Шаронова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3. http://www.int-edu.ru.

УДК 373.1+159.91 С. Г. Звонарев, доц. Челябинской

государственной агроинженерной академии (ЧГАА), канд. пед. наук, г. Челябинск, е-mаil: zvonarev1956@mail.ru

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена приемам воздействия на обучающихся в ходе компьютеризированного обучения. В ней представлена попытка исследования технологий скрытого управления и манипулирования в компьютерной обучающей программе, даны примеры применения этой технологии в отношениях между учителями и учениками и компьютерной обучающей программой (КОП) и учеником.

Ключевые слова: познавательная деятельность, управление познавательной деятельностью, психофизиологические проблемы управления познавательной деятельностью, положительные эмоции — основа управления познавательной деятельностью.

Разрешая вопросы взаимодействия в системе «обучающийся — компьютерная программа» на основе поликанального принципа осуществления обратных связей [1], мы и рассмотрим психофизиологические основы управления познавательной деятельностью обучающихся.

В. П. Шейнов [2] считает, что попытки управлять человеком, группой людей и иными человеческими общностями нередко натыкаются на сопротивление последних. В этом случае перед инициатором управляющего воздействия открываются два пути:

1) попытаться заставить выполнить навязываемое им действие, т. е. сломить сопротивление (открытое управление);

2) замаскировать управляющее воздействие так, чтобы оно не вызвало возражения (скрытое управление).

Понятно, что применить второй способ после провала первого невозможно — намерение разгадано и адресат настороже. Ко второму способу прибегают тогда, когда предвидят сопротивление и потому сразу делают ставку на скрытость воздействия.

Фактически посредством компьютерной обучающей программы (КОП) производится скрытое управление помимо воли адресата, при этом допускается возможное несогласие последнего с тем, что предлагается (иначе инициатору нет оснований скрывать свои намерения).

Морально ли тайно управлять другим человеком в КОП (в познавательной сфере) против его воли? Это один из ключевых вопросов, связанных с управлением познанием через множественные обратные связи в компьютерном обучении. Предполагаем все-таки, что в обучающей программе скрытое управление имеет вполне благородные цели.

При проектировании КОП, наверное, следует ориентироваться на высказывание Оскара Уайльда: «Я не могу управлять направлением ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели».

В чем же проявляются источники манипулирования познавательной деятельностью в ходе взаимодействия обучающегося и КОП?

Исследуя психологию познавательной деятельности [3], можно сделать вывод, что в нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами. Нами управля-

ют наши потребности. Каждый из нас обладает какими-то слабостями. Каждый характеризуется некими пристрастиями, определенным словарным запасом. Все мы привыкли действовать по правилам, соблюдать ритуалы. Все это может быть использовано (и используется!) манипуляторами.

Общепризнана следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Ма-слоу:

1) физиологические потребности (пища, вода, жилье, отдых, здоровье, желание избежать боли, секс и т. д.);

2) потребность в безопасности, уверенности в будущем;

3) потребность принадлежать какой-то общности (семье, компании друзей, единомышленникам и т. п.);

4) потребность в уважении, признании;

5) потребность в самореализации.

Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здоровья человека (а значит, и здоровья физического) положительных эмоций.

Удовлетворение каждой из вышеуказанных потребностей приносит положительные эмоции. Однако существуют вещи, обстоятельства, также доставляющие нам подобные эмоции, но не относящиеся ни к одному из пяти видов потребностей. Например, хорошая погода, красивый пейзаж, забавная сценка, интересная книга или беседа, любимые занятия и т. п. Поэтому вслед за В. П. Шейновым [2] считаем возможным дополнить классификацию А. Маслоу еще одним, шестым видом: потребность в положительных эмоциях. В существующих КОП это часто реализуется через поддерживающие восклицания типа «молодец!», но достаточно ли этого?

Человек — существо эмоциональное. Отрицательные эмоции угнетают его, под их влиянием хуже работают все органы, даже качество крови ухудшается. Наоборот, положительные эмоции заряжают организм энергией, улучшают самочувствие.

Установлено, что для психического здоровья оптимальным соотношением положительных и отрицательных эмоций является 7 : 1.

Практически все взрослые люди ощущают значительную нехватку положительных эмоций

(негатива у нас вполне хватает!). О мере этой недостачи дают представление следующие цифры: ребенок ежедневно смеется в среднем 400 раз, взрослый — 15.

Потребность человека в положительных эмоциях используется педагогами для скрытого управления познавательной деятельностью — это факт, и учитывать этот факт в управлении в КОП через использование каналов обратной связи, по крайней мере, необходимо для современных (новых) компьютерных программ обучения.

Основные источники информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде можно представить следующим образом: государство, органы власти и управления, другие государственные структуры и учреждения; общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные); различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые — по месту жительства, работы, учебы, службы, по совместному проживанию и проведению досуга и т. п.); отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т. п.).

В качестве основных средств информационно-психологического воздействия на человека в обобщенном виде выделяются следующие: средства массовой коммуникации (в том числе информационные системы, например Интернет, и т. п.); литература (в том числе художественная, научно-техническая, общественно-политическая, специальная и т. п.); искусство (в том числе различные направления так называемой массовой культуры и т. п.); образование (в том числе системы дошкольного, среднего, высшего и среднего специального государственного и негосударственного образования, система так называемого альтернативного образования и т. п.); воспитание (все разнообразные формы воспитания в системе образования, общественных организаций — формальных и неформальных, система организации социальной работы и т. п.).

В связи со сказанным рассмотрим известную кибернетическую модель обучения — систему «преподаватель — ученик». Преподаватель выступает в ней как адаптивная управляющая система. Адаптационные к учащемуся и к учебному процессу действия (процессы) задействуют прямую и обратную связи и состоят в следующем:

1) диагностические воздействия и информация об их результатах;

2) обучающие воздействия и контроль за усвоением;

3) корректирующие воздействия и снятие информации об их эффективности.

Как видим, связи с аналогичными воздействиями и получением обратной информации являются многократно повторяющимися в процессе обучения. Но они не только многократны, но и многоканальны. Преподаватель как управляющая система через многие каналы получает информацию о результатах воздействий (зрение, слух...). Передача информации (управляющие воздействия) преподавателем осуществляется также различными способами. Это закономерности педагогического процесса, а следовательно, их можно и нужно возвести в ранг принципов. Назовем его принципом многократности и многоканальности управляющих воздействий преподавателя в ходе педагогического процесса.

По аналогии с рассмотренной, система «компьютерная программа — ученик» должна обладать теми же закономерностями прямой и обратной связей (многократной повторяемостью и многоканальностью), т. е. удовлетворять вышеозначенному принципу. Это требование поставит компьютер как средство обучения на более высокую ступень по сравнению с той, на которой находится это устройство сейчас. Высокая «интеллектуальность», более широкие, по сравнению с обычными техническими средствами обучения, возможности позволят приблизить компьютер по обучающим функциям к преподавателю, при условии учета принципа многократности и многоканальности управляющих воздействий в ходе проектирования компьютерных обучающих программ.

В современных компьютерных программах мы можем наблюдать проявление лишь свойства многократности обратных связей (в усеченном виде), например, выбор и подтверждение выбора и т. п. Свойство многоканальности практически не реализовано. Связующим звеном между человеком и компьютером является только клавиатура и/или мышь. В лучших обучающих программах, нашедших распространение в учебных заведениях, а именно — в программах по изучению иностранного языка, дополнительную обратную связь обеспечивают микрофон и программная обработка голоса обучающегося с целью закрепления навыков аудирования.

А сколько устройств, заменяющих каналы связей между людьми, можно подключить к ПК? Некоторые из них могут усилить человеческие,

например приборы, регистрирующие психофизиологические состояния обучаемого. Эти данные могут быть использованы для управления процессом обучения, для фиксации процесса усвоения учебного материала и т. д. Реализация принципа многократности и многоканальности управляющих воздействий при проектировании компьютерных технологий обучения позволит получить компьютерные программы, адаптирующиеся к психофизиологическому состоянию обучающегося. Таких адаптивных компьютерных программ широкого распространения, которые бы действительно учитывали состояние обучающегося, его мотивацию и ход усвоения материала, в настоящее время в широком использовании нет.

Тематика нашего исследования по вопросам проектирования КОП увязывается с применением суггестокибернетического метода. Применительно к суггестокибернетическому методу основной теоретической концепцией оптимизации обучения является информационная стимуляция познавательной деятельности. Информационные, в частности субсенсорная и суггестивная, стимуляции реализуются через использование рационального сочетания неосознаваемых и осознаваемых компонентов психической деятельности. В зависимости от характера преодолеваемого психологического информационного барьера (интуитивно-аффективного или критически-логического) информация должна быть адекватна интуитивному, логическому восприятию. Для предупреждения стресса при восприятии сигналов информационной стимуляции необходимо управлять психофизиологическим состоянием обучаемого. Кроме того, преодоление психологических информационных барьеров требует соответствующей психологической установки на активизацию резервных возможностей. Как управление состоянием обучаемого, так и психологическая установка на резервные возможности реализуются на основе суггестивного воздействия. Суггестивное воздействие осуществляется через автоматизированные системы и составляет сущность суггестокибернетического метода. Использование автоматизированных систем для управления познавательной деятельностью и психофизиологическим состоянием обучаемых логически вытекает из задачи оптимизации компьютерного обучения.

В свете рассматриваемых теоретических предпосылок суггестокибернетического метода основными положениями компьютерного обучения являются следующие:

- опосредованное предъявление информации с помощью компьютера, обеспечение стимуляции, мотивации и контроля с использованием автоматизированных систем;

- управление познавательным процессом с помощью средств информационной и суггестивной стимуляции;

- многоплановость и полисенсорность формирования сигналов информации с учетом осознаваемых и неосознаваемых компонентов психической деятельности;

- поэтапная организация (активизация) учебной деятельности с учетом дидактических, кибернетических и психофизиологических подходов;

- обобщенно-дифференцированная форма обеспечения учебной деятельности.

Управление познавательной деятельностью обучающихся возможно через использование следующих средств.

1. Шрифт. Более толстый и жирный шрифты подсознательно ассоциируются с надежностью, мощностью. Тонкий шрифт воспринимается как отражение изящества изучаемого материала. Оптимальным является отношение толщины к высоте 1 : 5.

2. Слово. Используются слова, вызывающие положительные эмоции («красота», «здоровье», «удача», «радость», «надежда», «энергия», «выгодно» и др.), с учетом психофизиологических показателей обучаемых.

3. Управление познавательной деятельностью через воспринимаемую на мониторе информацию («лучший», «надежный», «неповторимый» и т. п.).

4. Размещение по площади листа. Специалисты по рекламе знают и используют тот факт, что несколько большее внимание читателей привлекает верхняя половина газетного листа, особенно ее правая часть. В цифрах это выглядит так: нижняя половина привлекает 46 % внимания, верхняя — 54 %; при этом правая верхняя четверть, занимая 25 % площади листа, привлекает 33 % внимания.

5. Использование шрифтов разного размера увеличивает привлекаемое к материалу внимание.

6. Рекламное объявление (важное в обучении), выделенное очерченными границами, обеспечивает в полтора раза больше внимания, чем такое же, но без рамки.

7. Частота повторений. Эффект от четырех-разового повторения материала изучения в полтора раза выше, чем от однократного, но в четыре раза — если он представлен в большем размере.

8. Эффект от предлагаемого материала нарастает по мере увеличения числа повторений. Ощутимый сдвиг в действенности наступает чаще всего после 7-10 повторений.

9. Эффективность запоминания материала значительно возрастает, когда в его подаче участвуют известные личности: звезды кино, эстрады, телевидения, спорта, топ-модели.

10. Фон предлагаемой учебной информации имеет большое значение. В радио- и телевизионной рекламе в качестве такого фона используются приятная музыка, располагающий тембр голоса, в видеороликах — красивые женщины и мужчины, дети, счастливые семьи, веселые компании. В обучающих компьютерных программах должны выполняться практически те же требования, что и в рекламе.

Составляющие положительного воздействия.

1. По степени положительного воздействия на зрителя в видеоряде персонажи располагаются следующим образом (по убывающей): женщины — дети — животные — семья — мужчины.

2. Мужской голос у многих вызывает большее доверие, чем женский, а низкий тембр звучит убедительнее высокого, более внушительно.

3. В тексте не должно встречаться частиц, выполняющих функцию отрицания — «нет» и «не».

4. В телевизионной и радиорекламе наиболее сильное воздействие на эмоции оказывает музыка. Ее подбором можно создать соответствующее настроение.

5. Фотографии в рекламе более убедительны, чем рисунки.

6. Объектом воздействия рекламы должен быть не тот, кто пользуется приобретенным товаром, а тот, кто его покупает. Например, реклама мужских рубашек, галстуков, носков, белья адресована не мужчинам, а женщинам, поскольку в подавляющем большинстве случаев эти предметы покупают жены и матери.

7. Воздействие на человека должно быть избирательным: рациональные аргументы, апелляция к разуму — когда делается упор на свойства товара; если мишенью воздействия являются чувства, то реклама должна отличаться особой эмоциональностью, экспрессией.

Способствуют положительному воздействию в процессе компьютерного обучения следующие правила создания учебного текста:

- текст должен быть простым, интересным, оригинальным, но не экстравагантным;

- он должен содержать проникающие в сознание ключевые слова, повторяющие одну и ту же мысль;

- текст должен основываться на здравом смысле, не быть замысловатым;

- сообщение должно быть по возможности кратким;

- слова должны вызывать положительные ассоциации, создавать хорошее настроение, захватывать внимание и удерживать его до конца сообщения;

- уровень понятности сообщения должен быть на 10 пунктов ниже среднего Щ (доли интеллекта) того социального слоя, для которого оно предназначено;

- сообщение не должно требовать усилий по запоминанию или пониманию текста;

- текст должен быть составлен так, чтобы слушатель (читающий) мог менее чем за 6-8 секунд понять суть сообщения;

- тембр человеческого голоса может придать словам эмоциональность, недостижимую никакими изображениями;

- для достижения простоты автор текста должен сосредоточиться на одной центральной мысли и не забивать обращение мелкими подробностями;

- контакт с аудиторией обеспечивается мягким, личным тоном, как если бы диктор обращался к одному-двум собеседникам (в этой связи рекомендуется как можно чаще использовать обращение «Вы»);

- отсутствие преувеличений уподобляет текст реальной беседе, нагромождение же превосходных степеней может даже отпугнуть слушателей (читающих);

- оригинальный, не похожий на другие ролик имеет больше шансов понравиться;

- по рекомендации психологов, продолжительность ролика не должна превышать 6070 секунд, иначе человек не дослушает его до конца;

- исследования психолингвистов по вопросам эффективности пропаганды указывают на необходимость исключения высказываний в виде приказаний, поэтому окончательный призыв должен приглашать, обещать, но не приказывать, что часто происходит.

И это далеко не полный перечень требований к обучающим программам.

Обучающая программа, безусловно, манипулирует (управляет) познавательной деятельностью обучающегося. И здесь необходимо поднимать и обсуждать вопросы информационной безопасности личности. Следует комплексно рассматривать проблему манипулирования людьми с использованием различных средств, способов и технологий информационно-психо-

логического воздействия, ставшего достаточно массовым явлением в повседневной жизни и представляющего основную угрозу информационно-психологической безопасности личности в современных условиях развития российского общества. Сущность манипуляций людьми (в частности в процессе обучения, как традиционного, так и компьютеризированного)

Библиографический список

выделяется как скрытое (тайное) психологическое принуждение личности. Рядом авторов [1; 2; 4] раскрываются содержание и структура информационно-психологического воздействия, описываются его конкретные формы, методы и технологии. А значит, существует необходимость рассмотрения этих аспектов при проектировании компьютерных обучающих программ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Звонарев, С. Г. Психолого-педагогическое обоснование прямых и обратных связей в системе «обучающийся — компьютер» [Текст] / С. Г. Звонарев // Профессиональное образование : Проблемы, поиски, решения : материалы науч.-исслед. лаб. РАО «Управление качеством профессионального образования», ч. 3. — Челябинск : Энциклопедия ; ЧГОО АПВ, 2010.

2. Шейнов, В. П. Практические приемы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / В. П. Шей-нов. — Минск : Амалфея, 2003.

3. Дубровский, Д. И. Информация, сознание, мозг [Текст] : монография / Д. И. Дубровский. — М. : Высшая школа, 1980.

4. Шерстнев, М. П. Психологическое управление людьми [Текст] / М. П. Шерстнев. — М. : Русская правда, 2001. — 240 с.

5. Ермаков, Ю. А. Манипуляция личностью : Смысл, приемы, последствия [Текст] / Ю. А. Ермаков. — Екатеринбург, 1995.

6. Иванов, В. Л. Электронный учебник : системы контроля знаний [Текст] / В. Л. Иванов // Информатика и образование. — 2002. — № 1.

7. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И. В. Роберт. — М. : Школа-Пресс, 1994.

8. Цымбал, Л. А. Синергетика информационных процессов [Текст] / Л. А. Цымбал. — М., 1995.

УДК 378 А. А. Мукашева, доц. Южно-Уральского

государственного медицинского университета (ЮУГМУ), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: aly71@mail.ru Т. Н. Олейникова, доц. Костанайского государственного педагогического института (КГПИ), канд. пед. наук, доц., г. Костанай, Республика Казахстан, e-mail: oleynikow@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассмотрена необходимость владения иноязычной компетенцией специалистом. Формирование лингвистической компетенции у будущего специалиста обеспечивается компетент-ностным подходом, предусмотренным Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации третьего поколения. В работе рассмотрена дефиниция терминов «компетентность», «компетенция», «иноязычная компетентность», «лингвистическая компетенция». Рассмотрена структура лингвистической компетенции.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, лингвистическая компетенция, социокультурный опыт, лингвистический опыт.

Познание окружающей действительности, жизни в целом осуществляется во всеобщей наук, культуры, искусства, новой информации, связи и взаимозависимости явлений в природе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.