исследований, наблюдений. Такая работа стимулирует интерес обучающихся к дисциплине, приводит к повышению качества обучения.
Если обучающиеся поставлены в условия, когда они должны не только понять и запомнить, но и сразу практически применить полученные знания (составить уравнения, решить задачи, ответить на вопросы, объяснить изученный материал более слабым студентам), то уже нет необходимости навязывать и доказывать им актуальность получения этих знаний. И чем активнее, насыщеннее организован этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У обучающихся формируются новые убеждения и, конечно же, пополняется профессиональный багаж [3].
В заключение отметим, что познавательная активность выражается в мотивированном желании учиться, постоянно узнавать что-то
Библиографический список
новое. Сталкиваясь с ежедневной необходимостью преодолевать трудности на пути приобретения знаний, постоянно прилагать усилия и энергию в умственной работе, обучающийся становится способен добывать знания, при этом автоматически возрастает их ценность и значимость. Познавательная активность — качество не врожденное и не постоянное; для ее развития требуются усилия, а иногда и контроль со стороны преподавателя, целенаправленная педагогическая деятельность по повышению уровня учебной активности.
Ожидаемые результаты такой работы преподавателя, прежде всего, — повышение интереса к изучаемой и смежным с ней дисциплинам; повышение качества знаний; развитие творческого потенциала и индивидуальных способностей обучающихся; приобретение важных для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков и опыта.
1. Калмыкова, З. И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении [Текст] / З. И. Калмыкова // Современная педагогика. — 2000. — № 7. — С. 18.
2. Якиманская, И. С. Развивающее обучение [Текст] / И. С. Якиманская. — М. : Просвещение, 1989. — 75 с.
3. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. — М. : Просвещение, 1982. — 160 с.
4. Смолкин, А. М. Активные методы обучения [Текст] / А. М. Смолкин. — М. : Просвещение, 1991. — 150 с.
УДК 377 Е. В. Замиралова, преп. Челябинского
механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Внедрение информационных технологий в образование является насущной и объективной потребностью. Новые информационные технологии превращают обучение физике в увлекательный процесс, способствующий развитию у обучающихся исследовательских навыков. В статье описаны некоторые теоретические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения физике и собственный опыт использования цифровых лабораторий на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: информационные технологии, цифровые лаборатории, исследовательские работы.
Результатом постоянно ускоряющегося ин- строе устаревание знаний, технологий. Поэтому формационно-технического прогресса стало бы- основными способами существования человека
Инновационное развитие профессионального образования
в информационном обществе признаются самостоятельный исследовательский поиск и творчество, а образование рассматривается как открытый индивидуализированный непрерывный процесс самообучения человека в течение всей его жизни [1].
Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования требуют от обучающихся активного освоения современных способов получения, обработки и представления информации, а также методов проведения исследовательских работ по дисциплинам. Поэтому актуальной задачей развития лабораторного практикума является внедрение компьютерной техники в подготовку, проведение экспериментальных работ и в обработку полученных экспериментальных данных.
Образование XXI века уже невозможно представить без современных информационных технологий. Информационные технологии с каждым днем все глубже внедряются в сферу образования. В данной статье речь идет о современных цифровых лабораториях, используемых на уроках физики. Цифровые лаборатории — это оборудование и программное обеспечение для проведения демонстрационных и лабораторных экспериментов на занятиях. Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых разных образовательных исследований естественно-научного направления. С их помощью можно проводить как работы, входящие в учебную программу, так и совершенно новые исследования. Применение лабораторий значительно повышает наглядность, как в ходе самой работы, так и при обработке результатов, благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории по физике (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля и пр.).
Уже на протяжении нескольких лет цифровые лаборатории по физике используются во многих образовательных организациях России. В 2012 г. на приобретение оборудования для кабинета физики нашему техникуму была выделена субсидия. Перед нами стоял вопрос: каким современным лабораторным оборудованием оснастить кабинет? Единогласно было принято решение приобрести цифровое лабораторное оборудование, как демонстрационное, так и для проведение обучающимися лабораторных и практических работ.
Основной целью внедрения цифровой лаборатории в практику преподавания физики
является получение лабораторных результатов, обработанных компьютерной программой, которая позволяет ускорить рутинные процедуры регистрации количественных данных. Применяя цифровые лаборатории на уроках физики, обучающиеся могут выполнить множество лабораторных работ и работ физического практикума. При выполнении лабораторных работ неизбежно происходят ознакомление обучающихся с современными методами регистрации физических величин в науке и технике, освоение информационных технологий. Более половины работ цифровой лаборатории предполагают формирование электронного отчета.
Также следует отметить многофункциональность нетбука цифровых лабораторий. Благодаря широким возможностям коммуникаций выстраивается современная лаборатория с полноценной сетью, выходом в Интернет. Программное обеспечение предусматривает возможность работы с видеокамерой, подключаемой к нетбуку, позволяет делать запись видеоизображений в реальном времени, как в одиночном режиме, так и одновременно с получением данных от подключенных датчиков и последующей покадровой обработкой. Оно дает возможность выполнять разноуровневые задания на уроках, индивидуализировать образовательный процесс, повысить эффективность контроля и самоконтроля. Из опыта работы: цифровые лаборатории не только повышают интерес обучающихся к дисциплине, но и способствуют формированию общих компетенций.
В цифровую лабораторию включены 34 лабораторные работы с использованием реального оборудования, соединенного с цифровыми датчиками, сигнал с которых поступает на компьютер и обрабатывается соответствующей программой. К задачам выполнения лабораторных работ относятся:
- обучение заполнению таблиц;
- самостоятельное построение графиков (подбор масштаба, расстановка точек, проведение прямых через точки и т. д.);
- оформление бланка отчета, который перед выполнением работы должен быть распечатан и предоставлен обучающимся.
Цифровая лаборатория полностью меняет методику и содержание проведения занятий по физике. Ведущая роль на занятиях теперь принадлежит обучающимся и носит исследовательский характер.
Учебный эксперимент по физике, проводимый на традиционном оборудовании, без при-
менения современных цифровых и компьютерных средств, не позволяет в полной мере решать учебные и воспитательные задачи. Связано это с целым рядом причин:
1) традиционное учебное оборудование для проведения учебного естественно-научного эксперимента не позволяет проводить количественные исследования из-за ограниченных технических возможностей приборов;
2) длительность проведения естественнонаучных исследований далеко не всегда согласуется с длительностью учебного занятия;
3) требования техники безопасности при проведении учебного эксперимента исключают возможность проведения многих исследований, имеющих принципиальное значение с точки зрения содержания учебного материала;
4) материальные затраты на создание и обслуживание традиционного учебного оборудования не совпадают с материальными возможностями образовательных учреждений, и др.
Цифровая лаборатория снимает вышеперечисленные проблемы. Благодаря широкому спектру разнообразных датчиков параметры физического эксперимента становятся доступными обучающемуся не на качественном, а на количественном уровне.
Компетентность обучающегося формируется в самостоятельной деятельности. Следо-
Библиографический список
вательно, доля личного вклада обучающегося в эксперимент должна быть максимальной. Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент даже в отсутствие исследователя и с частотами измерений, неподвластными человеческому восприятию [2].
С каждым годом растет количество организаций, в образовательный процесс которых внедряются современные технические средства обучения, в том числе и цифровые лаборатории. Появляются интернет-сообщества учителей, которые активно делятся своим опытом работы, методическими решениями и находками, например «Школа информатизации» (http://learning.9151394.ru), «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru). Организуются экспериментальные площадки в Москве (http://www. 9151394.ru/projects/arhimed/arhim1), Санкт-Петербурге (http://project-cabmet.mrod. т) и других городах. Проводятся конкурсы методических разработок с использованием цифровых лабораторий (http://9151394.ru/projects/ arhimed/arhkonkurs080212.ahtml).
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что применение цифровых лабораторий позволяет образовательному процессу стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов обучающихся.
1. Лазарев, В. С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся [Текст] / В. С. Лазарев. — М., 2007.
2. Федорова, Ю. В. Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий [Текст] / Ю. В. Федорова, А. Я. Казанская, А. Ю. Панфилова, Н. В. Шаронова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
3. http://www.int-edu.ru.
УДК 373.1+159.91 С. Г. Звонарев, доц. Челябинской
государственной агроинженерной академии (ЧГАА), канд. пед. наук, г. Челябинск, е-mаil: [email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена приемам воздействия на обучающихся в ходе компьютеризированного обучения. В ней представлена попытка исследования технологий скрытого управления и манипулирования в компьютерной обучающей программе, даны примеры применения этой технологии в отношениях между учителями и учениками и компьютерной обучающей программой (КОП) и учеником.